Цвет и линия

Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.

author pht

Автор текста:
Алёна Кузнецова

06 Июля 2020
mainImg
Архитектор:
Сергей Орешкин
Проект:
ГБДОУ № 47 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Россия, Санкт-Петербург, п. Шушары, территория Пулковское, ул. Кокколевская, д. 7, корпус 2, строение 1

Авторский коллектив:
Руководитель проекта: С. И. Орешкин
Главный архитектор проекта: Р. В. Андреева
Главный инженер проекта: А. Г. Вайнер
Архитекторы: Е. С. Орешкина , Е. А. Белят , В. Ю. Шляга 

2014 – 2018
Жилой комплекс «Образцовый квартал», на территории которого построен детский сад, расположен рядом с выставочным комплексом Экспофорум на Пулковских высотах и относится к проекту комплексного освоения территорий под названием «На царскосельских холмах». Пока что введены в эксплуатацию только дома первой очереди, и район выглядит пустынным, но нет сомнений, что в недалеком будущем он заживет полной жизнью: вся земля к югу от Пулковской горы и расположенной на ней обсерватории давно расчерчена под обширные малоэтажные жилые комплексы от разных застройщиков, а городские власти обсуждают строительство новой железнодорожной линии в этой местности.
Конгрессно-выставочный комплекс «Экспофорум» на Петербургском шоссе
© Дмитрий Чабаненко

Пулковские высоты – место с потенциалом идеального пригорода для жизни. КАД и ЗСД позволяют относительно быстро добраться до любой точки города, рядом аэропорт и новая трасса на Москву, а с другой стороны медали – многочисленные парки и дворцы Пушкина и Павловска. В одной точке, таким образом, доступны как городские блага, так и природные, помноженные на концентрированную петербургскую идентичность, исходящую от дворцовых резиденций.

То, что сейчас строится – архитектура хоть и малоэтажная, но хрестоматийная, ничего не сообщающая о духе места. Зато от других новостроек ее выгодно отличает рациональная инфраструктура. Одновременно с жильем девелопер развивает офисный и спортивный кластеры, строятся две школы, и уже сдан детский сад – нетиповое здание, построенное по проекту и под авторским надзором архитектурного бюро «А.Лен».
ГБДОУ № 47 Пушкинского района Санкт-Петербурга
© Архитектурное бюро «А.Лен»

Заказчик предоставил архитекторам полную творческую свободу, но в рамках весьма ограниченного бюджета – детский сад после реализации передавали на баланс городу. Вторая очевидная сложность – жесткие нормативы, соблюдение которых оставляет намного меньше возможностей для той самой творческой свободы. Бюро «А.Лен», однако, удалось найти запоминающийся образ, отвечающий контексту и реализуемый в пределах выделенного бюджета .
ГБДОУ № 47 Пушкинского района Санкт-Петербурга
© Архитектурное бюро «А.Лен»

Учреждение рассчитано на 140 детей от полутора до семи лет. Здание традиционно располагается в центре квартала, окружено пятиэтажными корпусами. В выступающей части находятся общие зоны – небольшой бассейн, музыкальный и спортивный залы, а в длинной – помещения групп со спальнями, столовыми и игровыми комнатами. Блоки групп – всего их шесть – легко считываются благодаря ярким вставкам на фасаде. Для лучшей навигации архитекторы предлагали подвести к входу каждой группы свою цветную дорожку, но эта идея так и не была реализована.
  • zooming
    1 / 6
    ГБДОУ № 47 Пушкинского района Санкт-Петербурга
    © Архитектурное бюро «А.Лен»
  • zooming
    2 / 6
    ГБДОУ № 47 Пушкинского района Санкт-Петербурга
    © Архитектурное бюро «А.Лен»
  • zooming
    3 / 6
    ГБДОУ № 47 Пушкинского района Санкт-Петербурга
    © Архитектурное бюро «А.Лен»
  • zooming
    4 / 6
    ГБДОУ № 47 Пушкинского района Санкт-Петербурга
    © Архитектурное бюро «А.Лен»
  • zooming
    5 / 6
    ГБДОУ № 47 Пушкинского района Санкт-Петербурга
    Изображение предоставлено © ГБДОУ № 47 Пушкинского района Санкт-Петербурга
  • zooming
    6 / 6
    ГБДОУ № 47 Пушкинского района Санкт-Петербурга
    Изображение предоставлено © ГБДОУ № 47 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Главная особенность здания – нерегулярная сетка окон. Такое решение не типично для социальных объектов, у которых фасады формируются планировкой помещений, жестко зарегулированных нормативами. Однако, найдя идею, архитекторы с помощью программ расчета норм инсоляции и коэффициента естественного освещения «двигали» и расширяли окна до тех пор, пока не пришли к оптимальной конфигурации. Простые прямоугольные объемы сразу получили нужное звучание и множество ассоциаций, среди которых есть близкие как детям – есть сходство с дырками в сыре, так и взрослым – россыпь разного размера окон, к примеру, напоминает капеллу Нотр-Дам-дю-О. Так что архитектура, понятная детям, ненавязчиво знакомит их с классическими приемами модернизма.

Заведующая детским садом Ангелика Майорова рассказывает, что дизайн пришелся по душе и детям, и персоналу: света достаточно, а оригинальная конфигурация и безопасная конструкция позволяют задействовать окна в сезонном оформлении групп и включать их в игровые сценарии.
  • zooming
    1 / 8
    ГБДОУ № 47 Пушкинского района Санкт-Петербурга
    © Архитектурное бюро «А.Лен»
  • zooming
    2 / 8
    ГБДОУ № 47 Пушкинского района Санкт-Петербурга
    © Архитектурное бюро «А.Лен»
  • zooming
    3 / 8
    ГБДОУ № 47 Пушкинского района Санкт-Петербурга
    © Архитектурное бюро «А.Лен»
  • zooming
    4 / 8
    ГБДОУ № 47 Пушкинского района Санкт-Петербурга
    © Архитектурное бюро «А.Лен»
  • zooming
    5 / 8
    ГБДОУ № 47 Пушкинского района Санкт-Петербурга
    © Архитектурное бюро «А.Лен»
  • zooming
    6 / 8
    ГБДОУ № 47 Пушкинского района Санкт-Петербурга
    © Архитектурное бюро «А.Лен»
  • zooming
    7 / 8
    ГБДОУ № 47 Пушкинского района Санкт-Петербурга
    © Архитектурное бюро «А.Лен»
  • zooming
    8 / 8
    ГБДОУ № 47 Пушкинского района Санкт-Петербурга
    © Архитектурное бюро «А.Лен»

Второй важный сюжет – это цвет. В первых вариантах эскизов архитектурное бюро «А.Лен» предлагало фактуру более насыщенную – с акцентами в виде ярких полосок вместо монохромных цветных пятен. Отзвук этого решения остался в виде разноцветных ограждений входных групп. Затем появились выступающие окна-телевизоры с контрастными рамами. Итоговый же вариант – по-мондриановски лаконичный, ничто не отвлекает внимания от танца больших и маленьких окошек. Любопытно представлять, как воспитанники выбирают вид и окно по душе – смотреть в них можно стоя, сидя и даже, наверное, лежа, вдохновляясь на игру в шпионов или на создание наблюдательного пункта для высматривания пиратского корабля.
  • zooming
    1 / 3
    Один из предварительных вариантов детского сада
    © Архитектурное бюро «А.Лен»
  • zooming
    2 / 3
    Один из предварительных вариантов детского сада
    © Архитектурное бюро «А.Лен»
  • zooming
    3 / 3
    Итоговый вариант детского сада
    © Архитектурное бюро «А.Лен»

Разноцветные фасады с асимметричными окнами, помимо поднятия настроения, берут на себя несколько более прагматичных функций: детям и взрослым легко идентифицировать свою группу, складывается образ, соответствующий дошкольному учреждению, а композиция и пропорции, отпечатываясь в подсознании, воспитывают у детей вкус к архитектуре. На фоне типовых домиков с ровными рядами окон садик смотрится как противопоставление взрослого и детского мира: зарегулированная социальными нормами жизнь – против пока еще непосредственных эмоциональных проявлений.
  • zooming
    1 / 4
    Генплан. ГБДОУ № 47 Пушкинского района Санкт-Петербурга
    © Архитектурное бюро «А.Лен»
  • zooming
    2 / 4
    План 1-го этажа. ГБДОУ № 47 Пушкинского района Санкт-Петербурга
    © Архитектурное бюро «А.Лен»
  • zooming
    3 / 4
    План 2-го этажа. ГБДОУ № 47 Пушкинского района Санкт-Петербурга
    © Архитектурное бюро «А.Лен»
  • zooming
    4 / 4
    План подвала. ГБДОУ № 47 Пушкинского района Санкт-Петербурга
    © Архитектурное бюро «А.Лен»


Архитектор:
Сергей Орешкин
Проект:
ГБДОУ № 47 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Россия, Санкт-Петербург, п. Шушары, территория Пулковское, ул. Кокколевская, д. 7, корпус 2, строение 1

Авторский коллектив:
Руководитель проекта: С. И. Орешкин
Главный архитектор проекта: Р. В. Андреева
Главный инженер проекта: А. Г. Вайнер
Архитекторы: Е. С. Орешкина , Е. А. Белят , В. Ю. Шляга 

2014 – 2018

06 Июля 2020

author pht

Автор текста:

Алёна Кузнецова
Технологии и материалы
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Сейчас на главной
Эффект диафрагмы
Для жилого комплекса в Пушкино бюро «Крупный план» придумало фасады, регулирующие поток света при помощи геометрии стены.
Лужайка взлетает
Так как онкологический центр Мэгги занял последний кусочек газона в больнице Лидса, его архитекторы Heatherwick Studio превратили крышу своего здания в роскошный сад: как будто прежняя лужайка поднялась над землей.
СПбГАСУ-2020. Часть II
Пять выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Константина Самоловова и Константина Трофимова: wow-эффекты для «Тучкова буяна», подробная программа для арт-кластера, остроумное приспособление руин, а также взгляд с Луны на нижегородскую Стрелку.
Летающий форум
Архитекторы MVRDV выиграли конкурс на мастерплан района в центре Карлсруэ: градостроительную ось дворца XVIII века замкнет «летающий» общественный форум с садом на крыше.
СПбГАСУ-2020. Часть I.
Семь выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Ирины Школьниковой и Дениса Романова: геймдев-студия и модный кластер на фабрике «Красное знамя», возобновляемые источники энергии для Крыма, а также альтернативный «Тучков буян» и экологичное пространство на месте заброшенного манежа в Пушкине.
Алюминиевые лепестки
Олимпийский и паралимпийский музей США в Колорадо-Спрингс по проекту Diller Scofidio + Renfro равно рассчитан на посетителей с любыми физическими возможностями.
Комфортный город в себе
Казалось бы, такое невозможно среди человейников, неритмично чередующихся со старыми дачами. И между тем жилой комплекс на территории бизнес-парка Comcity предлагает именно комфортную среду среднего города: не слишком высокую и умеренно-приватную, как вариант идеала современной урбанистики.
Форум на холме
Недалеко от Штутгарта по проекту бюро Дэвида Чипперфильда полностью завершен культурный центр Carmen Würth Forum: теперь там открылись музей и конференц-центр.
Градсовет удаленно 24.07.2020
В Петербурге обсудили торгово-офисный комплекс для одного из самых плотных районов города: с супрематическими фасадами, системой террас и головокружительными парковками.
Критика единомышленников
Foster + Partners, одни из инициаторов-подписантов экологического архитектурного манифеста Architects Declare, подверглись критике за два недавних проекта «курортных» аэропортов для Саудовской Аравии, так как авиасообщение считается самым разрушительным для окружающей среды видом транспорта.
Архитектура в объективе: 14 фотографов
Мы собирали эту коллекцию два месяца: о начале увлечения архитектурой как предметом фотографирования, об историях профессиональной карьеры и о недавних проектах, о пользе сетей для поиска заказчиков – но и о традиционном отношении к фотографии. Российские архитектурные фотографы рассказывают о себе и делятся опытом. Всё это в контексте обзора instagram-аккаунтов, но не ограничиваясь им.
Городок у старой казармы
Бюро melix воссоздает атмосферу старого Оренбурга в проекте жилого комплекса у Михайловских казарм – важного городского памятника, пришедшего в упадок. Проект победил в конкурсе, проведенном городской администрацией и теперь ищет инвестора.
Мозаика этажей
Жилой комплекс Etaget по проекту архитекторов Kjellander Sjöberg встроен в сложившуюся застройку центральной части Стокгольма, имитируя «город в городе».
Градсовет удаленно 17.07.2020
Щедрый на критику, рефлексию и решения градсовет, на котором обсуждался картельный сговор, потакание девелоперу и несовершенство законодательства.
Второе дыхание «революционного движения профсоюзов»
Архитекторы KCAP и Cityförster представили проект реконструкции в Братиславе конгресс-центра Дома профсоюзов и прилегающей территории: они планируют вернуть жизнь на историческую площадь, в начале 1980-х превращенную в позднемодернистский «плац» с транспортной развязкой.
Движение по краю
ЖК «Лица» на Ходынском поле – один из новых масштабных домов, дополнивший застройку вокруг Ходынского поля. Он умело работает с масштабом, подчиняя его силуэту и паттерну; творчески интерпретирует сочетание сложного участка с объемным метражом; упаковывает целый ряд функций в одном объеме, так что дом становится аналогом города. И еще он похож на семейство, защищающее самое дорогое – детей во дворе, от всего на свете.
Старые стены
Восьмиэтажный кирпичный склад на чугунном каркасе в Манчестере превращен архитекторами Archer Humphryes в самый большой британский апарт-отель.
Агент визуальной устойчивости
Сравнительно небольшой дом на границе фабрики «Большевик» сочетает два противоположных качества: дорогие материалы и декоративизм ар-деко и крупную, несколько даже брутальную сетку фасадов с акцентом на пластинчатом аттике.
Деревянный треугольник
У вокзала в Ассене на севере Нидерландов нет главного фасада: он соединяет части города, а не разделяет их. Авторы проекта – бюро Powerhouse Company и De Zwarte Hond.
Пресса: Рейтинг экспертов в сфере урбанистики
Центр политической конъюнктуры (ЦПК) по заказу Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) составил первый публичный рейтинг экспертов. Представляем вашему вниманию Топ-50 наиболее авторитетных и влиятельных экспертов в сфере урбанистики.
Новый двор
Термы, руины и городской лабиринт – предложения для Никольских рядов, разработанные в рамках форсайта, организованного журналом «Проект Балтия».
Белая площадь
Площадь Единства в центре Каунаса из парадной территории превратилась согласно проекту бюро 3deluxe во многофункциональное пространство, рассчитанное на самых разных горожан, от любителей скейтбординга до родителей с маленькими детьми.
Долгосрочная устойчивость
Архитекторы MVRDV представили проект реконструкции своей знаменитой постройки – павильона Нидерландов на Экспо в Ганновере, пустовавшего 20 лет.
Введение в параметрику
В нашей подборке: вдохновляющие ресурсы, книги, курсы и люди, которые помогут познакомиться с алгоритмической архитектурой и проектированием.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Памяти Юрия Волчка
Вчера, 6 июля, умер Юрий Волчок, историк архитектуры, ученый, хорошо известный всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется советским модернизмом. Слово – его коллегам и ученикам.
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
Клетка Фарадея
Проект клубного дома в 1-м Тружениковом переулке – попытка архитекторов разместить значительный объем на крошечном пятачке земли так, чтобы он выглядел элегантно и респектабельно. На помощь пришли металл, камень и гнутое стекло.
Цвет и линия
Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Союз искусства и техники
Интерес к архитектуре 1930-х для Степана Липгарта – путеводная звезда. В проекте дома «Amo» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге архитектор взял за точку отсчета московское ар-деко – эстетское, с росписями в технике сграффито. И заодно развил типологию квартала как органической структуры.
На краю ледника
В горах на западе Норвегии, у ледника Юстедал, заработала туристическая база Tungestølen по проекту архитекторов Snøhetta. Ее фасады обшиты деревом, обработанным по средневековому методу – как у ставкирки.