Совсем рядом с новым домом стоит еще один объект от иностранцев – Еврейский религиозно-культурный центр, спроектированный Gensler. Впрочем, ни он, ни ресторанный комплекс «Подмосковные вечера», оказавшийся по другую сторону, не оказывают влияния на новую постройку – места под соснами достаточно всем, здания стоят островами, достаточно уединенно.
Поэтому и основным контекстом, определяющим проект, стали реликтовые сосны – как главная ценность места. Высота четырехэтажного дома не превышает кроны деревьев, окна раскрывают живописные виды, а облицовочные материалы гармонируют с цветом коры, земли и хвои.
Три лепестка
Бюро «А.Лен» начало работать над проектом, когда уже было получено разрешение на строительство, а часть монолита – возведена. То есть «посадка» и объемно-пространственное решение остались от предшественников.Дом камерный и компактный, в плане напоминает редуцированное каре, образованное тремя примерно равными по форме и размеру «лепестками». Их узкая часть обращена во внутренний дворик-курдонер, а веерообразная широкая как локатор стремится охватить как можно больше красивых видов.
Широкая часть центрального «лепестка» имеет более сложную пластику за счет эркеров – благодаря им примерно половина из всех 80 квартир получает угловые окна и витражи, которые делают обзор еще больше. Фасадную сетку боковых «лепестков» определили окна: в санузлах и гардеробных они более узкие, а в жилых комнатах – стандартного размера и панорамные.
Во дворике располагается павильон лифта в паркинг: водитель заезжает на платформу, которая плавно опускается на минус второй уровень. Разместить въезд в паркинг в торце дома не позволил пролегающий рядом коммуникационный кабель, который невозможно вынести. Чтобы павильон лифта был менее заметным, его верхняя часть сделана стеклянной, видовые характеристики почти всех квартир первого этажа сохраняются.
У дома есть заглубленный, но открытый цокольный уровень – там размещаются коммерческие и технические помещения, для освещения которых сделаны световые приямки, напоминающие ров и создающие дополнительное уединение для квартир первого этажа. На этом же уровне расположена главная входная группа, из которой можно спуститься в паркинг или на лифте подняться на свой этаж. Каждая секция располагает и отдельным входом с лестничным узлом – на фасаде он проявлен узкой нишей с остеклением, объединенным на всю высоту дома.
Сосны в кирпиче
Статус дома потребовал особого внимания и детализации фасадов, за которыми заказчик обратился к бюро «А.Лен».Главный материал облицовки – не теряющий популярности кирпич. У «А.Лен» к нему особое отношение: внутри бюро даже есть специальная лаборатория, которая исследует историю материала и подходы в работе с ним. Для «Точки отсчета» архитекторы выбрали клинкерный кирпич ручной формовки российского производства.
Основная масса дома «набрана» пестровато-коричневыми кирпичами Faber Jar из линеек «Оккервильский» и «Нарвский», перемешанными в равных пропорциях и уложенными ложковой кладкой. На ее фоне проявлены различные вариации. Так, горизонтали межэтажных перекрытий подчеркивают «ленты» из двух кирпичей, поставленных на тычок и разделенных узкой «строчкой». На уровне карниза высота этой ленты удваивается и на верхнем ярусе дополняется объемной кладкой, фактура которой напоминает зубцы крепостной стены. За счет объемной же кладки акцентируются и более обширные фрагменты простенков. Им вторит еще один слой фасада – асимметрично расположенные и выступающие на длину кирпича «экраны», обрамляющие один или несколько оконных проемов.
На фоне пестрого кирпича, хранящего отпечаток ручной работы, выделяются четкие и графичные линии других материалов. Свой ритм задают декоративные алюминиевые рейки, окрашенные под дерево, которые в дневное время служат панданом фрагментам объемной кладки, а в вечернее, благодаря янтарной подсветке, выступают на первый план. Соединяясь со свечением окон, они каждый вечер создают новый рисунок фасада. «Дерево» также отмечает главный вход в здание.
Третий используемый материал – металл темного цвета. Корзины для кондиционеров не только образуют геометрические композиции вместе с «деревянными» рейками, но и вторят выступам эркеров и балконов, визуально смягчая их габариты. Рамы и широкие откосы окон, также выполненные в темном металле, соединяют все элементы в единое целое. Обилие фактур и выступающих за плоскость фасада деталей создает богатую игру света и теней.
При первом и даже более внимательном взгляде на дом не создается впечатление, что большую часть его фасадов занимает остекление – однако это так. Окна, эркеры, французские балконы и остекленные лоджии теряют свою хрупкость благодаря зеркальной поверхности, в которой отражаются сосны и небо – сюжет, прочно вплетенный в рисунок фасада.