Библиотека Аалто в Выборге: это стоит увидеть

Архитектор Наталья Сидорова делится впечатлениями о посещении библиотеки Аалто в Выборге, которая год назад открылась после реставрации.

mainImg
В сентябре 2014 участники МАК (Московский Архитектурный Клуб) в рамках выездного форума стали гостями библиотеки Аалто в Выборге. Библиотека открылась после реставрации около года назад. Проект реставрации разработан финским «Комитетом по реставрации Выборгской библиотеки» и проектным институтом «Спецпроектреставрация». Сильнейшее впечатление от результата и уникального подхода к реставрации здания вызвало желание поделится увиденным и услышанным от авторов проекта. Ведь почти невозможно поверить, что такое счастливое исключение стало возможным в России.
Библиотека Аалто в Выборге. Фотография © Сергей Качоровский

Библиотека в Выборге – единственная постройка Аалто, оказавшаяся в России и для нашей страны она уникальна еще и тем, что в Выборге это модернистское здание – одна из главных достопримечательностей. На нее ездят смотреть туристы, ей гордятся жители и власти города. Она настоящий культурный центр. А после столь успешной реставрации библиотека стала символом надежды на возрождение Выборга.
Библиотека Аалто в Выборге. Читальный зал. Фотография © «ДНК аг»


Восстановление первоначального облика
Главной идеей реставрации было полное восстановление оригинального облика здания с максимальным сохранением авторских архитектурных и технологических решений, а также обеспечение объекта новым оборудованием, позволяющим организовать функционирование библиотеки в соответствии с современными требованиями. Восстанавливали по оригинальным чертежам, сохранившимся в мастерской Аалто, фотографиям разных лет, записям авторского надзора (мастер часто вносил изменения при строительстве). Использовали только натуральные материалы при максимальном сохранении технологий оригинального строительства.
 
Некоторые элементы реконструкции 1961 года было принято решение сохранить. Так, решили не убирать массивную кафедру регистрации и обслуживания, оставить организацию вестибюльной группы. Наряду с бережным отношением к истории до мелочей – в гардеробе, например, оставили для пользования номерки шестидесятых – библиотека приспособлена к современным требованиям: разработаны специальные информационные таблички для ориентации в здании слабовидящих, для рабочих кабинетов сотрудников закуплены столы с регулировкой по высоте, хранилище оснащено современными системами для книг различных категорий.
 
Сотрудники библиотеки подчеркивают, что для современной работы изначальная планировочная структура и устройство библиотеки очень удобны, и все было продумано Аалто до мелочей.
 
При демонтажных работах раскрылись различные первоначальные детали. В коридоре газетно-журнального зала обнаружен пандус, по которому книги перевозили в книгохранилище, а также механизм скользящей двери, отгораживавшей этот коридор от книгохранилища. В детской библиотеке открыты заложенные в шестидесятые годы ниши, а в книгохранилище – оригинальная лестница.
Библиотека Аалто в Выборге. Главный вход. Фотография © «ДНК аг»

Материал фасада главного входа  библиотеки – мыльный камень. При поездке в карьер финской  компании Tulikivi, который находится в Северной Карелии, после тщательного анализа сохранившегося оригинального образца оказалось, что  1935 году камень на отделку библиотеки добывался именно из этого карьера. Правда, камень 1935 года залегал на глубине на 50 метров выше, чем ведутся разработки в настоящее время.
Библиотека Аалто в Выборге. Фасад детской библиотеки. Фотография © «ДНК аг»

У входа в детский зал посадили, как и было задумано изначально, дикий виноград, причем привезли ростки непосредственно из дома Аалто. Цвет ткани маркиз также авторский, оттенок правда чуть другой, замечает Елена Рогозина, директор библиотеки, и их сделали для удобства на автоматическом управлении взамен ручному.
Библиотека Аалто в Выборге. Главный вход. Фотография © «ДНК аг»
Библиотека Аалто в Выборге. Главный вход. Фотография © «ДНК аг»

Приятно удивило то, что все двери центрального входа открыты, в отличие от привычной традиции оставлять открытой только одну боковую. Двери были воссозданы по чертежам из бронзового профиля.
 
Восстановление технологических решений и деталей интерьера
«Задача состояла в проектировании двух основных частей: собственно библиотеки с ее различными отделами и группы помещений широкого общественного назначения – для лекций и работы разных кружков... Здесь и книгохранилище и читальные залы. Поэтому центральная часть здания решена в виде замкнутого объема, изолированного от внешнего воздействия. В основе архитектурного решения этой части – создание оптимальных условий освещения, отвечающей гигиене зрения, а также разработка систем отопления и вентиляции» – писал Аалто.
Библиотека Аалто в Выборге. Вход в читальный зал. Фотография © «ДНК аг»
Библиотека Аалто в Выборге. Читальный зал. Фотография © «ДНК аг»

Мебель выполнена по оригинальным технологиям и дизайну фирмой «Артек», созданной Аалто еще в тридцатые годы.
Библиотека Аалто в Выборге. Стойка регистрации и вертикальное ядро с лестницами связывает все залы с книгохранилищем. Фотография © «ДНК аг»
Библиотека Аалто в Выборге. Восстановлены уникальные детали интерьера. Фотография © «ДНК аг»

Основной читальный зал залит равномерным естественным верхним светом пятидесяти семи круглых фонарей диаметром 1,8 м каждый. Глубина конуса фонарей рассчитана на попадание в зал только рассеянного света, защищая книги и обеспечивая для читателей «бестеневое» освещение.
Библиотека Аалто в Выборге. Кровля с восстановленными фонарями. Фотография © Андрей Кислов
Библиотека Аалто в Выборге. Фонари верхнего света и светильник отраженного света. Фотография © «ДНК аг»

При реконструкции фонарям была возвращена первоначальная форма плоского двойного остекления, в замен куполообразному остеклению шестидесятых. В темное время включаются светильники отраженного от стен света оригинальной конструкции, в которых лишь заменили лампы на более современные и энергосберегающие.
Библиотека Аалто в Выборге. Читальный зал. Фотография © «ДНК аг»

Стеллажи по периметру читального зала не стоят на полу, а представляют собой систему навесных полок. Когда демонтировали штукатурный слой советского периода при реконструкции, то вскрыли все первоначальные закладные элементы для их крепежа, пометили их расположение и потом разместили полки на прежние места.
zooming
Библиотека Аалто в Выборге. Потолочная отопительная система. Архивая фотография / aalto.vbgcity.ru

«С помощью верхней системы отопления в библиотечных залах я стремился исключить вредное воздействие нагревательных приборов на книжные полки, а также перемещение пыли по воздуху», – писал Аалто.

Встроенная в потолок система отопления скрыта в итоге за двенадцатисантиметровым слоем штукатурки, но при этом при реконструкции чистили и сохраняли даже крепежные элементы для труб, которые были в хорошем состоянии. Неплохо сохранившиеся трубы отопления все же пришлось заменить новыми по соображениям надежности. 

Изначально в здании Аалто была предусмотрена система вентиляции с прокладкой сети вентканалов в толщине стен. И он писал в свое время, что «усовершенствовав эту вентиляционную систему, ее можно превратить в систему полного кондиционирования». При реставрации так и сделали, оснастив здание современными системами автоматического климат-контроля, разместив инженерное оборудование в отведенных архитектором техпомещениях, хоть это было и не просто.
Библиотека Аалто в Выборге. Коридор второго этажа. Фотография © «ДНК аг»

Подоконные приточные клапаны естественной вентиляции были тщательно отреставрированы и установлены на прежние места. Электрические кабели прокладывали, в тех случаях, когда это было возможно, в оригинальных трубах.
 
На протяжении многих лет самой острой проблемой библиотеки было проникновение в здание воды, – вода угрожала фундаменту и создавала влажность, неприемлемую для хранения книг. Поэтому главной задачей на первых этапах стали дренажные и гидроизоляционные работы. Тапани Мустонен предложил использовать для устройства гидроизоляции здания шведский материал ISODRAN, который пришлось  специально для реставрации библиотеки Аалто сертифицировать по российским стандартам.
Библиотека Аалто в Выборге. Процесс реставрации читального зала. Фотография aalto.vbgcity.ru

С особой тщательностью реставраторы подошли к выбору известковой штукатурки, исторических пропорций ее состава и способов нанесения, характерных для тридцатых годов XX столетия. Для нанесения штукатурных слоев на потолочные цилиндры были изготовлены приспособления, позволяющие сохранить их пропорции. А для того, чтобы при нанесении в жаркий день штукатурка не пересыхала, фасады «укутывали» специальными тканями.
Библиотека Аалто в Выборге. Центральный вестибюль. Фотография © «ДНК аг»
Библиотека Аалто в Выборге. Центральный вестибюль. Фотография © «ДНК аг»

Светильники входного вестибюля сохранились только на фотографиях, но в санатории Паймио, спроектированном Аалто в 1933 году, сохранилось несколько подобных светильников – по их образцам на заводе в Петербурге были изготовлены аналоги.
Библиотека Аалто в Выборге. Отделка и элементы лестницы восстановлены по оригинальным чертежам. Фотография © «ДНК аг»
Библиотека Аалто в Выборге. Книгохранилище с переходом для посетителей между разными частями библиотеки. Фотография © «ДНК аг»

Из новых элементов, добавленных при реставрации, можно отметить лишь небольшой, но очень функциональный: остекленный внутренний переход между взрослой и детской библиотекой (раньше нужно было выходить на улицу и обходить здание, чтобы попасть из одной в другую).
Библиотека Аалто в Выборге. Вход в детскую библиотеку. Фотография © «ДНК аг»
Библиотека Аалто в Выборге. Детская библиотека. Фотография © «ДНК аг»
Библиотека Аалто в Выборге. Светильники в детской библиотеке (восстановлены по фотографиям). Фотография © «ДНК аг»
Библиотека Аалто в Выборге. Вход в лекционный зал. Фотография © «ДНК аг»
Библиотека Аалто в Выборге. Лекционный зал. Фотография © «ДНК аг»
Библиотека Аалто в Выборге. Лекционный зал. Фотография © «ДНК аг»

В лекционном зале восстановлен уникальный волнообразный акустический потолок, рассчитанный Аалто таким образом, чтобы в большей части зала создавались одинаково комфортные акустические условия как для выступления, так и для восприятия: Аалто считал общие беседы не менее значимыми, чем выступление лектора.
 
Команда единомышленников, без которой вряд ли что-то получилось бы
Возрождение библиотеки началось с ее посещения Дмитрием Сергеевичем Лихачевым в 1986 году и с инициативы вдовы Аалто Эллисы. Был создан «Финский комитет по реставрации Выборгской библиотеки», который вывел вопрос реставрации памятника на международный уровень и началась планомерная работа. Важным событием стала и встреча в 2010 году Тарьи Халонен (президент Финляндии 2010–2012) с Владимиром Путиным в поезде «Аллегро», где она попросила помочь в восстановлении шедевра Аалто и из российского бюджета было выделено основное финансирование.
 
С финской стороны все эти годы процесс контролировала Майя Кайрамо, архитектор, почетный член международного комитета ИКОМОС, генеральный секретарь «Финляндского комитета по реставрации».
Майя Кайрамо и Тапани Мустонен сопровождают экскурсию МАК по библиотеке. Фотография © Сергей Качоровский
Тапани Мустонен демонстрирует прочность стекла зенитных фонарей библиотеки. Фотография © «ДНК аг»

В течение двадцати лет курировал реставрационные работы и руководил группой финских специалистов ведущий архитектор финского «Комитета по реставрации Выборгской библиотеки» – Тапани Мустонен. Он был участником всех проектных и реставрационных решений, обучал подрядчиков оригинальным технологиям.
 
Залогом успешной реставрации Тапани считает слаженную работу всей команды, понимание и проектировщиками, и строителями общего замысла и идеологии проекта. Поэтому для всей команды представители финского комитета проводили лекции об особенностях реставрации памятников архитектуры модернизма и об опыте реставрации зданий, построенных по проекту Алвара Аалто, особенностям конструкции здания, и вместе со всеми обсуждался подход и методы будущей реставрации.

С российской стороны работы проводились специалистами проектного института «Спецпроектреставрация». Основные работы по реконструкции выполнялись местными подрядчиками. «Выполнение реконструкционных работ на таком уровне было бы невозможно, если бы в России не сохранились умения и навыки ручной работы, прекрасно было видеть, как мастера сами гордятся результатами свей работы», – сказала на открытии библиотеки Майя Кайрамо.
Директор библиотеки – Елена Сергеевна Рогозина. Фотография © Сергей Качоровский

Ну и конечно, свою лепту в процесс внес дружный коллектив библиотеки, не прекращавший работы во время реконструкции (библиотека выехала из здания только на год). Директор библиотеки – Елена Сергеевна Рогозина, руководившая процессом реставрации со стороны заказчика, – удивительно неравнодушный человек. Жизнь библиотеки – практически и ее жизнь, поэтому она постоянно была в курсе всех проблем на стройке и стала настоящим экспертом в архитектурно-строительных вопросах. Во время нашего посещения она была главным экскурсоводом, посвящая нас во все детали и оригинального замысла Аалто и в технические детали реставрации.

Бюджет и его контроль
С 1994 по 2010 год международный проект «Комплексной научной реставрации здания Выборгской библиотеки Алвара Аалто» финансировался на паритетных началах, как с Российской стороны, так и из международных источников. На протяжении почти двадцати лет в библиотеке велись небольшие восстановительные работы, возможные благодаря пожертвованиям российских, финских и международных организаций и частных лиц.

В полную силу процесс восстановления пошел только в 2010 году, когда в результате российско-финляндских переговоров на уровне глав правительств в декабре 2010 года было принято решение об основном финансировании реставрационных работ – из российского бюджета было выделено 255,5 млн рублей.

На все отдельные участки работ проводились тщательные тендеры. На первом этапе, когда финансирование было ограничено, работы по тому или иному этапу начинались только тогда, когда были собраны средства, достаточные для их завершения.

Все основные работы были выполнены российскими подрядчиками и мастерами с очень высоким качеством, и при жестком трехстороннем финансовом и качественном контроле российской и финской стороны, и администрации библиотеки.

В итоге  стоимость реставрации оказалась в целом дешевле, чем аналогичная в Европе. Общий бюджет проекта – около 8 млн евро, площадь библиотеки составляет 3000 м2, стоимость одного квадратного метра – около 2 600 евро. Для сравнения в Европе подобные работы, по словам Тапани Мустонена, дороже и обходятся в 3 500–4 000 евро за метр.

Помимо замечательной архитектуры Аалто библиотека обладает уникальной книжной коллекцией: она хранит книги о Выборге и Карелии на финском, шведском, немецком и других языках. За годы реставрации собрание пополнилось, возможно, самой полной в России подборкой книг о творчестве Алвара Аалто и о здании библиотеки. Среди них, например, трехтомник биографа Алвара Аалто Горана Шильдта с автографом автора. В общей сложности в библиотеке – 358 тысяч единиц хранения, в числе прочих изданий – 1,5 тысячи экземпляров редких книг XVIXIX столетий.
Библиотека Аалто в Выборге. Фотография © «ДНК аг»

Краткая биография библиотеки
  • Молодой Аалто выиграл конкурс на городскую библиотеку Выборга (Viipuri)1927 года с неоклассическим проектом, чуть позже участок для строительства изменили и он разработал второй вариант уже модернистского проекта.
  • Библиотека была построена на деньги меценатов Юхо и Марии Лаллука и открыта в октябре  1935 года.
  • После войны 19391940 и 19411945 годов город стал территорией Советского Союза, в 19401941 годах библиотека была филиалом Государственной публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина.
  • Здание не подверглось значительным разрушениям во время войны, но после нее десять лет простояло в бесхозном состоянии и, постепенно ветшая, превратилось  почти в руину.
  • В 1955–1961 годах была проведена реконструкция библиотеки, которая была не вполне удачной с точки зрения сохранения первоначальных архитектурных и технических решений Аалто, хотя архитекторы отстояли максимальное сохранение модернистского облика и не дали обогатить здание ордерным декором (такой вариант тоже был). Архитекторы, работавшие над проектом реконструкции, по понятным причинам не имели доступа к оригинальным авторским чертежам. Строили из разных материалов – доступных на советских заводах, иногда не совсем подходящих друг к другу по цвету. Не всегда сохранялась и технология – почти сразу стала протекать крыша, деревянный волнистый потолок конференц-зала не получился акустическим, каким был изначально задуман.
  • В 1961 году здание открылось как «Центральная городская библиотека им. Н. К. Крупской».
  • В 1995 году библиотеке был присвоен статус объекта культурного наследия федерального значения.
  • С 1994 года начался международный проект «Комплексной научной реставрации здания Выборгской библиотеки Алвара Аалто» с участием финской и российской стороны. Библиотека продолжала работать и закрывалась только на один год в период наиболее активных строительных работ.
  • В 1994 году году библиотека приобрела своё современное название – «Центральная городская библиотека Алвара Аалто в Выборге».
  • В ноябре 2013 года библиотека открылась после реставрации.
Библиотека Аалто в Выборге. Фотография © Андрей Кислов
Библиотека Аалто в Выборге. Фотография © «ДНК аг»
Библиотека Аалто в Выборге. Фотография © «ДНК аг»
Библиотека Аалто в Выборге. Галерея второго этажа. Фотография © «ДНК аг»
Библиотека Аалто в Выборге. Лестница на крышу. Фотография © «ДНК аг»

08 Октября 2014

Похожие статьи
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Технологии и материалы
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Сейчас на главной
Работа на любой вкус
Новый офис компании Smart Group стал результатом большой исследовательской и проектной работы бюро АРХИСТРА по анализу современных рабочих экосистем, учитывающих разные сценарии использования и форматы деятельности.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
Вопрос сорока процентов: изучаем рейтинг от «Движение.ру»
Рейтингование архитектурных бюро – явление достаточно частое, когда-то Григорий Ревзин писал, что у архитекторов премий едва ли не больше, чем у любой другой творческой специальности. И вот, вышел рейтинг, который рассматривает деловые качества генпроектных компаний. Топ-50 генпроектировщиков многоквартирного жилья по РФ. С оценкой финансов и стабильности. Полезный рыночный инструмент, крепкая работа. Но есть одна загвоздка: не следует ему использовать слово «архитектура» в своем описании. Мы поговорили с автором методики, проанализировали положение о рейтинге и даже советы кое-какие даем... А как же, интересно.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Смех за портьерой
В Москве открылся театр современной клоунады и стендапа, интерьеры для которого разработало бюро AQ. Сочетание необычного здания и необычной функции трансформировалось в оригинальное дизайнерское решение, главную роль в котором играют фиолетовые драпировки, создающие особую театральную атмосферу.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Сжатие для развития
Мастер-план Воркуты, разработанный под руководством архитектурного бюро RTDA, стал ответом на резкое сокращение населения и упадок городской среды. Проект опирается на «регулируемое сжатие» – уплотнение структуры города с акцентом на благоустройство, экологию и вовлечение местных жителей.
Ностальгия – наше все
Совсем недавно московский бомонд обрел новую точку притяжения – возрожденный Дом творчества Переделкино. И вот уже популярная культурная институция начала обрастать необходимой инфраструктурой, в том числе коворкингом, чей интерьер cпроектирован бюро Blockstudio с большим уважением к памяти места.
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Мерцающий дизайн
Как добиться максимального впечатления, используя минимум выразительных средств? Над этой задачей трудятся многие поколения архитекторов и дизайнеров-минималистов. Но студия SERDYUK пошла своим путем, создав компактную кофейню, облик которой собирается из самого простого набора элементов, но воспринимается как волшебная шкатулка.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.