Библиотека Аалто в Выборге: это стоит увидеть

Архитектор Наталья Сидорова делится впечатлениями о посещении библиотеки Аалто в Выборге, которая год назад открылась после реставрации.

Автор текста:
Наталья Сидорова

mainImg
В сентябре 2014 участники МАК (Московский Архитектурный Клуб) в рамках выездного форума стали гостями библиотеки Аалто в Выборге. Библиотека открылась после реставрации около года назад. Проект реставрации разработан финским «Комитетом по реставрации Выборгской библиотеки» и проектным институтом «Спецпроектреставрация». Сильнейшее впечатление от результата и уникального подхода к реставрации здания вызвало желание поделится увиденным и услышанным от авторов проекта. Ведь почти невозможно поверить, что такое счастливое исключение стало возможным в России.

Библиотека в Выборге – единственная постройка Аалто, оказавшаяся в России и для нашей страны она уникальна еще и тем, что в Выборге это модернистское здание – одна из главных достопримечательностей. На нее ездят смотреть туристы, ей гордятся жители и власти города. Она настоящий культурный центр. А после столь успешной реставрации библиотека стала символом надежды на возрождение Выборга.
Библиотека Аалто в Выборге. Фотография © Сергей Качоровский
Библиотека Аалто в Выборге. Читальный зал. Фотография © «ДНК аг»

Восстановление первоначального облика
Главной идеей реставрации было полное восстановление оригинального облика здания с максимальным сохранением авторских архитектурных и технологических решений, а также обеспечение объекта новым оборудованием, позволяющим организовать функционирование библиотеки в соответствии с современными требованиями. Восстанавливали по оригинальным чертежам, сохранившимся в мастерской Аалто, фотографиям разных лет, записям авторского надзора (мастер часто вносил изменения при строительстве). Использовали только натуральные материалы при максимальном сохранении технологий оригинального строительства.
 
Некоторые элементы реконструкции 1961 года было принято решение сохранить. Так, решили не убирать массивную кафедру регистрации и обслуживания, оставить организацию вестибюльной группы. Наряду с бережным отношением к истории до мелочей – в гардеробе, например, оставили для пользования номерки шестидесятых – библиотека приспособлена к современным требованиям: разработаны специальные информационные таблички для ориентации в здании слабовидящих, для рабочих кабинетов сотрудников закуплены столы с регулировкой по высоте, хранилище оснащено современными системами для книг различных категорий.
 
Сотрудники библиотеки подчеркивают, что для современной работы изначальная планировочная структура и устройство библиотеки очень удобны, и все было продумано Аалто до мелочей.
 
При демонтажных работах раскрылись различные первоначальные детали. В коридоре газетно-журнального зала обнаружен пандус, по которому книги перевозили в книгохранилище, а также механизм скользящей двери, отгораживавшей этот коридор от книгохранилища. В детской библиотеке открыты заложенные в шестидесятые годы ниши, а в книгохранилище – оригинальная лестница.
Библиотека Аалто в Выборге. Главный вход. Фотография © «ДНК аг»
Материал фасада главного входа  библиотеки – мыльный камень. При поездке в карьер финской  компании Tulikivi, который находится в Северной Карелии, после тщательного анализа сохранившегося оригинального образца оказалось, что  1935 году камень на отделку библиотеки добывался именно из этого карьера. Правда, камень 1935 года залегал на глубине на 50 метров выше, чем ведутся разработки в настоящее время.
Библиотека Аалто в Выборге. Фасад детской библиотеки. Фотография © «ДНК аг»
У входа в детский зал посадили, как и было задумано изначально, дикий виноград, причем привезли ростки непосредственно из дома Аалто. Цвет ткани маркиз также авторский, оттенок правда чуть другой, замечает Елена Рогозина, директор библиотеки, и их сделали для удобства на автоматическом управлении взамен ручному.
Библиотека Аалто в Выборге. Главный вход. Фотография © «ДНК аг»
Библиотека Аалто в Выборге. Главный вход. Фотография © «ДНК аг»
Приятно удивило то, что все двери центрального входа открыты, в отличие от привычной традиции оставлять открытой только одну боковую. Двери были воссозданы по чертежам из бронзового профиля.
 
Восстановление технологических решений и деталей интерьера
«Задача состояла в проектировании двух основных частей: собственно библиотеки с ее различными отделами и группы помещений широкого общественного назначения – для лекций и работы разных кружков... Здесь и книгохранилище и читальные залы. Поэтому центральная часть здания решена в виде замкнутого объема, изолированного от внешнего воздействия. В основе архитектурного решения этой части – создание оптимальных условий освещения, отвечающей гигиене зрения, а также разработка систем отопления и вентиляции» – писал Аалто.
Библиотека Аалто в Выборге. Вход в читальный зал. Фотография © «ДНК аг»
Библиотека Аалто в Выборге. Читальный зал. Фотография © «ДНК аг»
Мебель выполнена по оригинальным технологиям и дизайну фирмой «Артек», созданой Аалто еще в тридцатые годы.
Библиотека Аалто в Выборге. Стойка регистрации и вертикальное ядро с лестницами связывает все залы с книгохранилищем. Фотография © «ДНК аг»
Библиотека Аалто в Выборге. Восстановлены уникальные детали интерьера. Фотография © «ДНК аг»
Основной читальный зал залит равномерным естественным верхним светом пятидесяти семи круглых фонарей диаметром 1,8 м каждый. Глубина конуса фонарей рассчитана на попадание в зал только рассеянного света, защищая книги и обеспечивая для читателей «бестеневое» освещение.
Библиотека Аалто в Выборге. Кровля с восстановленными фонарями. Фотография © Андрей Кислов
Библиотека Аалто в Выборге. Фонари верхнего света и светильник отраженного света. Фотография © «ДНК аг»
При реконструкции фонарям была возвращена первоначальная форма плоского двойного остекления, в замен куполообразному остеклению шестидесятых. В темное время включаются светильники отраженного от стен света оригинальной конструкции, в которых лишь заменили лампы на более современные и энергосберегающие.
Библиотека Аалто в Выборге. Читальный зал. Фотография © «ДНК аг»
Стеллажи по периметру читального зала не стоят на полу, а представляют собой систему навесных полок. Когда демонтировали штукатурный слой советского периода при реконструкции, то вскрыли все первоначальные закладные элементы для их крепежа, пометили их расположение и потом разместили полки на прежние места.
zooming
Библиотека Аалто в Выборге. Потолочная отопительная система. Архивая фотография / aalto.vbgcity.ru
«С помощью верхней системы отопления в библиотечных залах я стремился исключить вредное воздействие нагревательных приборов на книжные полки, а также перемещение пыли по воздуху», – писал Аалто.

Встроенная в потолок система отопления скрыта в итоге за двенадцатисантиметровым слоем штукатурки, но при этом при реконструкции чистили и сохраняли даже крепежные элементы для труб, которые были в хорошем состоянии. Неплохо сохранившиеся трубы отопления все же пришлось заменить новыми по соображениям надежности. 

Изначально в здании Аалто была предусмотрена система вентиляции с прокладкой сети вентканалов в толщине стен. И он писал в свое время, что «усовершенствовав эту вентиляционную систему, ее можно превратить в систему полного кондиционирования». При реставрации так и сделали, оснастив здание современными системами автоматического климат-контроля, разместив инженерное оборудование в отведенных архитектором техпомещениях, хоть это было и не просто.
Библиотека Аалто в Выборге. Коридор второго этажа. Фотография © «ДНК аг»
Подоконные приточные клапаны естественной вентиляции были тщательно отреставрированы и установлены на прежние места. Электрические кабели прокладывали, в тех случаях, когда это было возможно, в оригинальных трубах.
 
На протяжении многих лет самой острой проблемой библиотеки было проникновение в здание воды, – вода угрожала фундаменту и создавала влажность, неприемлемую для хранения книг. Поэтому главной задачей на первых этапах стали дренажные и гидроизоляционные работы. Тапани Мустонен предложил использовать для устройства гидроизоляции здания шведский материал ISODRAN, который пришлось  специально для реставрации библиотеки Аалто сертифицировать по российским стандартам.
Библиотека Аалто в Выборге. Процесс реставрации читального зала. Фотография aalto.vbgcity.ru
С особой тщательностью реставраторы подошли к выбору известковой штукатурки, исторических пропорций ее состава и способов нанесения, характерных для тридцатых годов XX столетия. Для нанесения штукатурных слоев на потолочные цилиндры были изготовлены приспособления, позволяющие сохранить их пропорции. А для того, чтобы при нанесении в жаркий день штукатурка не пересыхала, фасады «укутывали» специальными тканями.
Библиотека Аалто в Выборге. Центральный вестибюль. Фотография © «ДНК аг»
Библиотека Аалто в Выборге. Центральный вестибюль. Фотография © «ДНК аг»
Светильники входного вестибюля сохранились только на фотографиях, но в санатории Паймио, спроектированном Аалто в 1933 году, сохранилось несколько подобных светильников – по их образцам на заводе в Петербурге были изготовлены аналоги.
Библиотека Аалто в Выборге. Отделка и элементы лестницы восстановлены по оригинальным чертежам. Фотография © «ДНК аг»
Библиотека Аалто в Выборге. Книгохранилище с переходом для посетителей между разными частями библиотеки. Фотография © «ДНК аг»
Из новых элементов, добавленных при реставрации, можно отметить лишь небольшой, но очень функциональный: остекленный внутренний переход между взрослой и детской библиотекой (раньше нужно было выходить на улицу и обходить здание, чтобы попасть из одной в другую).
Библиотека Аалто в Выборге. Вход в детскую библиотеку. Фотография © «ДНК аг»
Библиотека Аалто в Выборге. Детская библиотека. Фотография © «ДНК аг»
Библиотека Аалто в Выборге. Светильники в детской библиотеке (восстановлены по фотографиям). Фотография © «ДНК аг»
Библиотека Аалто в Выборге. Вход в лекционный зал. Фотография © «ДНК аг»
Библиотека Аалто в Выборге. Лекционный зал. Фотография © «ДНК аг»
Библиотека Аалто в Выборге. Лекционный зал. Фотография © «ДНК аг»
В лекционном зале восстановлен уникальный волнообразный акустический потолок, рассчитанный Аалто таким образом, чтобы в большей части зала создавались одинаково комфортные акустические условия как для выступления, так и для восприятия: Аалто считал общие беседы не менее значимыми, чем выступление лектора.
 
Команда единомышленников, без которой вряд ли что-то получилось бы
Возрождение библиотеки началось с ее посещения Дмитрием Сергеевичем Лихаёвым в 1986 году и с инициативы вдовы Аалто Эллисы. Был создан «Финский комитет по реставрации Выборгской библиотеки», который вывел вопрос реставрации памятника на международный уровень и началась планомерная работа. Важным событием стала и встреча в 2010 году Тарьи Халонен (президент Финляндии 2010-2012) с Владимиром Путиным в поезде «Аллегро», где она попросила помочь в восстановлении шедевра Аалто и из российского бюджета было выделено основное финансирование.
 
С финской стороны все эти годы процесс контролировала Майя Кайрамо, архитектор, почетный член международного комитета ИКОМОС, генеральный секретарь «Финляндского комитета по реставрации».
Майя Кайрамо и Тапани Мустонен сопровождают экскурсию МАК по библиотеке. Фотография © Сергей Качоровский
Тапани Мустонен демонстрирует прочность стекла зенитных фонарей библиотеки. Фотография © «ДНК аг»
В течение двадцати лет курировал реставрационные работы и руководил группой финских специалистов ведущий архитектор финского «Комитета по реставрации Выборгской библиотеки» – Тапани Мустонен. Он был участником всех проектных и реставрационных решений, обучал подрядчиков оригинальным технологиям.
 
Залогом успешной реставрации Тапани считает слаженную работу всей команды, понимание и проектировщиками, и строителями общего замысла и идеологии проекта. Поэтому для всей команды представители финского комитета проводили лекции об особенностях реставрации памятников архитектуры модернизма и об опыте реставрации зданий, построенных по проекту Алвара Аалто, особенностям конструкции здания, и вместе со всеми обсуждался подход и методы будущей реставрации.

С российской стороны работы проводились специалистами проектного института «Спецпроектреставрация». Основные работы по реконструкции выполнялись местными подрядчиками. «Выполнение реконструкционных работ на таком уровне было бы невозможно, если бы в России не сохранились умения и навыки ручной работы, прекрасно было видеть, как мастера сами гордятся результатами свей работы», – сказала на открытии библиотеки Майя Кайрамо.
Директор библиотеки – Елена Сергеевна Рогозина. Фотография © Сергей Качоровский
Ну и конечно, свою лепту в процесс внес дружный коллектив библиотеки, не прекращавший работы во время реконструкции (библиотека выехала из здания только на год). Директор библиотеки – Елена Сергеевна Рогозина, руководившая процессом реставрации со стороны заказчика, – удивительно неравнодушный человек. Жизнь библиотеки – практически и ее жизнь, поэтому она постоянно была в курсе всех проблем на стройке и стала настоящим экспертом в архитектурно-строительных вопросах. Во время нашего посещения она была главным экскурсоводом, посвящая нас во все детали и оригинального замысла Аалто и в технические детали реставрации.

Бюджет и его контроль
С 1994 по 2010 год международный проект «Комплексной научной реставрации здания Выборгской библиотеки Алвара Аалто» финансировался на паритетных началах, как с Российской стороны, так и из международных источников. На протяжении почти двадцати лет в библиотеке велись небольшие восстановительные работы, возможные благодаря пожертвованиям российских, финских и международных организаций и частных лиц.

В полную силу процесс восстановления пошел только в 2010 году, когда в результате российско-финляндских переговоров на уровне глав правительств в декабре 2010 года было принято решение об основном финансировании реставрационных работ – из российского бюджета было выделено 255,5 млн рублей.

На все отдельные участки работ проводились тщательные тендеры. На первом этапе, когда финансирование было ограничено, работы по тому или иному этапу начинались только тогда, когда были собраны средства, достаточные для их завершения.

Все основные работы были выполнены российскими подрядчиками и мастерами с очень высоким качеством, и при жестком трехстороннем финансовом и качественном контроле российской и финской стороны, и администрации библиотеки.

В итоге  стоимость реставрации оказалась в целом дешевле, чем аналогичная в Европе. Общий бюджет проекта – около 8 млн евро, площадь библиотеки составляет 3000 м2, стоимость одного квадратного метра – около 2 600 евро. Для сравнения в Европе подобные работы, по словам Тапани Мустонена, дороже и обходятся в 3 500 – 4 000 евро за метр.

Помимо замечательной архитектуры Аалто библиотека обладает уникальной книжной коллекцией: она хранит книги о Выборге и Карелии на финском, шведском, немецком и других языках. За годы реставрации собрание пополнилось, возможно, самой полной в России подборкой книг о творчестве Алвара Аалто и о здании библиотеки. Среди них, например, трехтомник биографа Алвара Аалто Горана Шильдта с автографом автора. В общей сложности в библиотеке – 358 тысяч единиц хранения, в числе прочих изданий – 1,5 тысячи экземпляров редких книг XVIXIX столетий.
Библиотека Аалто в Выборге. Фотография © «ДНК аг»
Краткая биография библиотеки
  • Молодой Аалто выиграл конкурс на городскую библиотеку Выборга (Viipuri)1927 года с неоклассическим проектом, чуть позже участок для строительства изменили и он разработал второй вариант уже модернистского проекта.
  • Библиотека была построена на деньги меценатов Юхо и Марии Лаллука и открыта в октябре  1935 года.
  • После войны 19391940 и 19411945 годов город стал территорией Советского Союза, в 19401941 годах библиотека была филиалом Государственной публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина.
  • Здание не подверглось значительным разрушениям во время войны, но после нее десять лет простояло в бесхозном состоянии и, постепенно ветшая, превратилось  почти в руину.
  • В 1955–1961 годах была проведена реконструкция библиотеки, которая была не вполне удачной с точки зрения сохранения первоначальных архитектурных и технических решений Аалто, хотя архитекторы отстояли максимальное сохранение модернистского облика и не дали обогатить здание ордерным декором (такой вариант тоже был). Архитекторы, работавшие над проектом реконструкции, по понятным причинам не имели доступа к оригинальным авторским чертежам. Строили из разных материалов – доступных на советских заводах, иногда не совсем подходящих друг к другу по цвету. Не всегда сохранялась и технология – почти сразу стала протекать крыша, деревянный волнистый потолок конференц-зала не получился акустическим, каким был изначально задуман.
  • В 1961 году здание открылось как «Центральная городская библиотека им. Н. К. Крупской».
  • В 1995 году библиотеке был присвоен статус объекта культурного наследия федерального значения.
  • С 1994 года начался международный проект «Комплексной научной реставрации здания Выборгской библиотеки Алвара Аалто» с участием финской и российской стороны. Библиотека продолжала работать и закрывалась только на один год в период наиболее активных строительных работ.
  • В 1994 году году библиотека приобрела своё современное название – «Центральная городская библиотека Алвара Аалто в Выборге».
  • В ноябре 2013 года библиотека открылась после реставрации.
Библиотека Аалто в Выборге. Фотография © Андрей Кислов
Библиотека Аалто в Выборге. Фотография © «ДНК аг»
Библиотека Аалто в Выборге. Фотография © «ДНК аг»
Библиотека Аалто в Выборге. Галерея второго этажа. Фотография © «ДНК аг»
Библиотека Аалто в Выборге. Лестница на крышу. Фотография © «ДНК аг»


08 Октября 2014

Автор текста:

Наталья Сидорова

Технологии и материалы

«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.
Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.

Сейчас на главной

Волны в степи
«Платов» – один из первых новых аэропортов России. Он до предела функционален, поскольку учитывает развитие технологий и возможное расширение, но в то же время наделен универсальным образом и наполнен уютными деталями.
Культурная встреча на высоте
В Берлине заложен первый камень 150-метрового небоскреба Alexander Tower на Александерплац: архитекторы – Ortner & Ortner Baukunst, заказчик – российский девелопер «МонАрх».
Сжигая мосты
В конце зимы на Масленице в Никола-Ленивце сожгут мост по проекту архитектурного бюро KATARSIS. Рассказываем об итогах конкурса на лучший арт-объект.
Нагатино: четыре истории
Проект застройки западной части Нагатинского полуострова бюро «Гинзбург Архитектс» начинало разрабатывать четыре раза, послойно накладывая на территорию одну концепцию за другой и формируя уникальный городской кейс. Рассматриваем все четыре, начиная с сотрудничества с Уильямом Олсопом.
За художественную ценность
В Петербурге наградили победителей архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини», девиз которой – «Недвижимость как искусство». Представляем 18 лучших проектов.
Яркое предложение
Концепция развития микрорайонов 7 и 8 в Южно-Сахалинске продолжает работу, начатую концепцией для всего города, также разработанной архитекторами «Остоженки». Можно только удивляться, насколько логично и последовательно идет работа – и насколько ярок результат.
Взять под козырек
Архитектор Роман Леонидов, спроектировавший «усадьбу Завидное» в Подмосковье, перенес в область частного дома мотивы общественных сооружений и придал ему футуристический хайтековый акцент.
Отель-древо
В Бретани строится гостиница в форме дерева: на его ветках размещены номера-капсулы из алюминиевых профилей компании BEMO.
Под сенью Папы Римского
Архбюро Мезонпроект построило мастерскую для Зураба Церетели во дворе дома на Пятницкой, напротив церкви Климента Папы Римского. Мягкий экомодернизм соединился с чертами ар деко.
Долг городу
Гостиничный комплекс в Монпелье на юге Франции по проекту бюро Мануэль Готран возвращает городу часть использованного им участка как общественную террасу.
Изящество простоты
Микс из восточной архитектуры и принципов ленинградского градостроительства: как мастерская «Евгений Герасимов и партнеры» поднимает планку для массового жилья.
Третья жизнь модернизма
Zaha Hadid Architects представили проект реконструкции вестибюля модернистской башни в центре Лондона: это офисное здание 1970-х с 2015 года превращено в дорогое жилье.
Образцовый офис
Штаб-квартира девелопера Amvest в Амстердаме по проекту Firm architects: показательное рабочее пространство, которое должно, помимо прочего, снизить число прогулов.
Кому в Москве жить комфортно
Конференция «Комфортный город»-2019, организованная Москомархитектурой в дизайн-кластере Artplay, сконцентрировалась на психологии. Аудитория даже поучаствовала в социо-психологическом опросе, и результат – неожиданный.
От Сочи до Владивостока
Представляем победителей ежегодного сочинского смотра-конкурса «АрхРазрез». Среди лучших – проекты из Москвы, Иркутска, Владивостока, Смоленска и других городов.
Архитектор в администрации
Говорим с несколькими выпускниками программы Архитекторы.рф, запущенной Институтом «Стрелка» и ДОМом.рф, – а именно с теми из них, кто после обучения устроился на работу в городские органы власти.
BIF: лауреаты 2019
Представляем полный список награжденных и отмеченных проектов национальной премии «Лучший интерьер», которая прошла в рамках Best Interior Festival.
Петербургский коллаж
Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра» расширена петербургским контентом. Предлагаем впечатления о ней и архитектурном процессе последних тридцати лет из первых рук – от участников.
Градсовет 20.11.2019
Неожиданные иностранцы проектируют офис для JetBrains, а отечественные архитекторы закрывают вид на краснокирпичный модерн: очередной градсовет Петербурга.
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Путь эмоций
Два молодых архитектора из ОСА о первом самостоятельном проекте для бюро и выработанном творческом подходе.
Стереомир инженера Шухова
До 19 января в Музее архитектуры проходит выставка-ретроспектива наследия выдающегося инженера Владимира Шухова – симбиоз огромной исследовательской работы и красивой художественной метафоры, придуманной «Архитекторами Асс».
Пресса: Григорий Ревзин: «В Москве не осталось исторической...
Партнер КБ Стрелка, архитектурный критик, урбанист Григорий Ревзин рассказал Илье Иванову о хрущевках как эманации социалистического образа города будущего, антисемитизме в позднем СССР и о Москве как глобальном общероссийском айсберге, на который все пытаются взобраться.
Предложение знака
Карен Сапричян предложил для штаб-квартиры РЖД, о планах строительства которой на территории Рижского грузового терминала стало известно весной текущего года, три небоскреба с буквами аббревиатуры компании.
Тучков буян: эксперты о главном парке Петербурга
Стартовал конкурс на концепцию парка «Тучков буян», а вместе с ним – страхи, сомнения и большие надежды. В рамках культурного форума архитекторы и чиновники разбирались, как подступиться к первому за долгие годы зеленому пространству, а мы приводим не самые очевидные мнения.
Пресса: «Зачем вам эти руины?»: что происходит со старыми советскими...
39 советским кинотеатрам Москвы приходится нелегко: один за другим их закрывают, перепродают, демонтируют. Все они вошли в программу реконструкции, которую осуществляет ADG Group, и скоро будут переделаны в «районные центры». Местные жители и историки архитектуры против. «Афиша Daily» разобралась в ситуации.
Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
Музей на семи ветрах
В Шанхае на берегу реки Хуанпу построен музей Уэст-Банд. Авторы проекта – David Chipperfield Architects. Первые пять лет там будет показывать свои выставки Центр Помпиду.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.