Библиотека Аалто в Выборге: это стоит увидеть

Архитектор Наталья Сидорова делится впечатлениями о посещении библиотеки Аалто в Выборге, которая год назад открылась после реставрации.

mainImg
В сентябре 2014 участники МАК (Московский Архитектурный Клуб) в рамках выездного форума стали гостями библиотеки Аалто в Выборге. Библиотека открылась после реставрации около года назад. Проект реставрации разработан финским «Комитетом по реставрации Выборгской библиотеки» и проектным институтом «Спецпроектреставрация». Сильнейшее впечатление от результата и уникального подхода к реставрации здания вызвало желание поделится увиденным и услышанным от авторов проекта. Ведь почти невозможно поверить, что такое счастливое исключение стало возможным в России.

Библиотека в Выборге – единственная постройка Аалто, оказавшаяся в России и для нашей страны она уникальна еще и тем, что в Выборге это модернистское здание – одна из главных достопримечательностей. На нее ездят смотреть туристы, ей гордятся жители и власти города. Она настоящий культурный центр. А после столь успешной реставрации библиотека стала символом надежды на возрождение Выборга.
Библиотека Аалто в Выборге. Фотография © Сергей Качоровский
Библиотека Аалто в Выборге. Читальный зал. Фотография © «ДНК аг»


Восстановление первоначального облика
Главной идеей реставрации было полное восстановление оригинального облика здания с максимальным сохранением авторских архитектурных и технологических решений, а также обеспечение объекта новым оборудованием, позволяющим организовать функционирование библиотеки в соответствии с современными требованиями. Восстанавливали по оригинальным чертежам, сохранившимся в мастерской Аалто, фотографиям разных лет, записям авторского надзора (мастер часто вносил изменения при строительстве). Использовали только натуральные материалы при максимальном сохранении технологий оригинального строительства.
 
Некоторые элементы реконструкции 1961 года было принято решение сохранить. Так, решили не убирать массивную кафедру регистрации и обслуживания, оставить организацию вестибюльной группы. Наряду с бережным отношением к истории до мелочей – в гардеробе, например, оставили для пользования номерки шестидесятых – библиотека приспособлена к современным требованиям: разработаны специальные информационные таблички для ориентации в здании слабовидящих, для рабочих кабинетов сотрудников закуплены столы с регулировкой по высоте, хранилище оснащено современными системами для книг различных категорий.
 
Сотрудники библиотеки подчеркивают, что для современной работы изначальная планировочная структура и устройство библиотеки очень удобны, и все было продумано Аалто до мелочей.
 
При демонтажных работах раскрылись различные первоначальные детали. В коридоре газетно-журнального зала обнаружен пандус, по которому книги перевозили в книгохранилище, а также механизм скользящей двери, отгораживавшей этот коридор от книгохранилища. В детской библиотеке открыты заложенные в шестидесятые годы ниши, а в книгохранилище – оригинальная лестница.
Библиотека Аалто в Выборге. Главный вход. Фотография © «ДНК аг»

Материал фасада главного входа  библиотеки – мыльный камень. При поездке в карьер финской  компании Tulikivi, который находится в Северной Карелии, после тщательного анализа сохранившегося оригинального образца оказалось, что  1935 году камень на отделку библиотеки добывался именно из этого карьера. Правда, камень 1935 года залегал на глубине на 50 метров выше, чем ведутся разработки в настоящее время.
Библиотека Аалто в Выборге. Фасад детской библиотеки. Фотография © «ДНК аг»

У входа в детский зал посадили, как и было задумано изначально, дикий виноград, причем привезли ростки непосредственно из дома Аалто. Цвет ткани маркиз также авторский, оттенок правда чуть другой, замечает Елена Рогозина, директор библиотеки, и их сделали для удобства на автоматическом управлении взамен ручному.
Библиотека Аалто в Выборге. Главный вход. Фотография © «ДНК аг»
Библиотека Аалто в Выборге. Главный вход. Фотография © «ДНК аг»

Приятно удивило то, что все двери центрального входа открыты, в отличие от привычной традиции оставлять открытой только одну боковую. Двери были воссозданы по чертежам из бронзового профиля.
 
Восстановление технологических решений и деталей интерьера
«Задача состояла в проектировании двух основных частей: собственно библиотеки с ее различными отделами и группы помещений широкого общественного назначения – для лекций и работы разных кружков... Здесь и книгохранилище и читальные залы. Поэтому центральная часть здания решена в виде замкнутого объема, изолированного от внешнего воздействия. В основе архитектурного решения этой части – создание оптимальных условий освещения, отвечающей гигиене зрения, а также разработка систем отопления и вентиляции» – писал Аалто.
Библиотека Аалто в Выборге. Вход в читальный зал. Фотография © «ДНК аг»
Библиотека Аалто в Выборге. Читальный зал. Фотография © «ДНК аг»

Мебель выполнена по оригинальным технологиям и дизайну фирмой «Артек», созданой Аалто еще в тридцатые годы.
Библиотека Аалто в Выборге. Стойка регистрации и вертикальное ядро с лестницами связывает все залы с книгохранилищем. Фотография © «ДНК аг»
Библиотека Аалто в Выборге. Восстановлены уникальные детали интерьера. Фотография © «ДНК аг»

Основной читальный зал залит равномерным естественным верхним светом пятидесяти семи круглых фонарей диаметром 1,8 м каждый. Глубина конуса фонарей рассчитана на попадание в зал только рассеянного света, защищая книги и обеспечивая для читателей «бестеневое» освещение.
Библиотека Аалто в Выборге. Кровля с восстановленными фонарями. Фотография © Андрей Кислов
Библиотека Аалто в Выборге. Фонари верхнего света и светильник отраженного света. Фотография © «ДНК аг»

При реконструкции фонарям была возвращена первоначальная форма плоского двойного остекления, в замен куполообразному остеклению шестидесятых. В темное время включаются светильники отраженного от стен света оригинальной конструкции, в которых лишь заменили лампы на более современные и энергосберегающие.
Библиотека Аалто в Выборге. Читальный зал. Фотография © «ДНК аг»

Стеллажи по периметру читального зала не стоят на полу, а представляют собой систему навесных полок. Когда демонтировали штукатурный слой советского периода при реконструкции, то вскрыли все первоначальные закладные элементы для их крепежа, пометили их расположение и потом разместили полки на прежние места.
zooming
Библиотека Аалто в Выборге. Потолочная отопительная система. Архивая фотография / aalto.vbgcity.ru

«С помощью верхней системы отопления в библиотечных залах я стремился исключить вредное воздействие нагревательных приборов на книжные полки, а также перемещение пыли по воздуху», – писал Аалто.

Встроенная в потолок система отопления скрыта в итоге за двенадцатисантиметровым слоем штукатурки, но при этом при реконструкции чистили и сохраняли даже крепежные элементы для труб, которые были в хорошем состоянии. Неплохо сохранившиеся трубы отопления все же пришлось заменить новыми по соображениям надежности. 

Изначально в здании Аалто была предусмотрена система вентиляции с прокладкой сети вентканалов в толщине стен. И он писал в свое время, что «усовершенствовав эту вентиляционную систему, ее можно превратить в систему полного кондиционирования». При реставрации так и сделали, оснастив здание современными системами автоматического климат-контроля, разместив инженерное оборудование в отведенных архитектором техпомещениях, хоть это было и не просто.
Библиотека Аалто в Выборге. Коридор второго этажа. Фотография © «ДНК аг»

Подоконные приточные клапаны естественной вентиляции были тщательно отреставрированы и установлены на прежние места. Электрические кабели прокладывали, в тех случаях, когда это было возможно, в оригинальных трубах.
 
На протяжении многих лет самой острой проблемой библиотеки было проникновение в здание воды, – вода угрожала фундаменту и создавала влажность, неприемлемую для хранения книг. Поэтому главной задачей на первых этапах стали дренажные и гидроизоляционные работы. Тапани Мустонен предложил использовать для устройства гидроизоляции здания шведский материал ISODRAN, который пришлось  специально для реставрации библиотеки Аалто сертифицировать по российским стандартам.
Библиотека Аалто в Выборге. Процесс реставрации читального зала. Фотография aalto.vbgcity.ru

С особой тщательностью реставраторы подошли к выбору известковой штукатурки, исторических пропорций ее состава и способов нанесения, характерных для тридцатых годов XX столетия. Для нанесения штукатурных слоев на потолочные цилиндры были изготовлены приспособления, позволяющие сохранить их пропорции. А для того, чтобы при нанесении в жаркий день штукатурка не пересыхала, фасады «укутывали» специальными тканями.
Библиотека Аалто в Выборге. Центральный вестибюль. Фотография © «ДНК аг»
Библиотека Аалто в Выборге. Центральный вестибюль. Фотография © «ДНК аг»

Светильники входного вестибюля сохранились только на фотографиях, но в санатории Паймио, спроектированном Аалто в 1933 году, сохранилось несколько подобных светильников – по их образцам на заводе в Петербурге были изготовлены аналоги.
Библиотека Аалто в Выборге. Отделка и элементы лестницы восстановлены по оригинальным чертежам. Фотография © «ДНК аг»
Библиотека Аалто в Выборге. Книгохранилище с переходом для посетителей между разными частями библиотеки. Фотография © «ДНК аг»

Из новых элементов, добавленных при реставрации, можно отметить лишь небольшой, но очень функциональный: остекленный внутренний переход между взрослой и детской библиотекой (раньше нужно было выходить на улицу и обходить здание, чтобы попасть из одной в другую).
Библиотека Аалто в Выборге. Вход в детскую библиотеку. Фотография © «ДНК аг»
Библиотека Аалто в Выборге. Детская библиотека. Фотография © «ДНК аг»
Библиотека Аалто в Выборге. Светильники в детской библиотеке (восстановлены по фотографиям). Фотография © «ДНК аг»
Библиотека Аалто в Выборге. Вход в лекционный зал. Фотография © «ДНК аг»
Библиотека Аалто в Выборге. Лекционный зал. Фотография © «ДНК аг»
Библиотека Аалто в Выборге. Лекционный зал. Фотография © «ДНК аг»

В лекционном зале восстановлен уникальный волнообразный акустический потолок, рассчитанный Аалто таким образом, чтобы в большей части зала создавались одинаково комфортные акустические условия как для выступления, так и для восприятия: Аалто считал общие беседы не менее значимыми, чем выступление лектора.
 
Команда единомышленников, без которой вряд ли что-то получилось бы
Возрождение библиотеки началось с ее посещения Дмитрием Сергеевичем Лихаёвым в 1986 году и с инициативы вдовы Аалто Эллисы. Был создан «Финский комитет по реставрации Выборгской библиотеки», который вывел вопрос реставрации памятника на международный уровень и началась планомерная работа. Важным событием стала и встреча в 2010 году Тарьи Халонен (президент Финляндии 2010-2012) с Владимиром Путиным в поезде «Аллегро», где она попросила помочь в восстановлении шедевра Аалто и из российского бюджета было выделено основное финансирование.
 
С финской стороны все эти годы процесс контролировала Майя Кайрамо, архитектор, почетный член международного комитета ИКОМОС, генеральный секретарь «Финляндского комитета по реставрации».
Майя Кайрамо и Тапани Мустонен сопровождают экскурсию МАК по библиотеке. Фотография © Сергей Качоровский
Тапани Мустонен демонстрирует прочность стекла зенитных фонарей библиотеки. Фотография © «ДНК аг»

В течение двадцати лет курировал реставрационные работы и руководил группой финских специалистов ведущий архитектор финского «Комитета по реставрации Выборгской библиотеки» – Тапани Мустонен. Он был участником всех проектных и реставрационных решений, обучал подрядчиков оригинальным технологиям.
 
Залогом успешной реставрации Тапани считает слаженную работу всей команды, понимание и проектировщиками, и строителями общего замысла и идеологии проекта. Поэтому для всей команды представители финского комитета проводили лекции об особенностях реставрации памятников архитектуры модернизма и об опыте реставрации зданий, построенных по проекту Алвара Аалто, особенностям конструкции здания, и вместе со всеми обсуждался подход и методы будущей реставрации.

С российской стороны работы проводились специалистами проектного института «Спецпроектреставрация». Основные работы по реконструкции выполнялись местными подрядчиками. «Выполнение реконструкционных работ на таком уровне было бы невозможно, если бы в России не сохранились умения и навыки ручной работы, прекрасно было видеть, как мастера сами гордятся результатами свей работы», – сказала на открытии библиотеки Майя Кайрамо.
Директор библиотеки – Елена Сергеевна Рогозина. Фотография © Сергей Качоровский

Ну и конечно, свою лепту в процесс внес дружный коллектив библиотеки, не прекращавший работы во время реконструкции (библиотека выехала из здания только на год). Директор библиотеки – Елена Сергеевна Рогозина, руководившая процессом реставрации со стороны заказчика, – удивительно неравнодушный человек. Жизнь библиотеки – практически и ее жизнь, поэтому она постоянно была в курсе всех проблем на стройке и стала настоящим экспертом в архитектурно-строительных вопросах. Во время нашего посещения она была главным экскурсоводом, посвящая нас во все детали и оригинального замысла Аалто и в технические детали реставрации.

Бюджет и его контроль
С 1994 по 2010 год международный проект «Комплексной научной реставрации здания Выборгской библиотеки Алвара Аалто» финансировался на паритетных началах, как с Российской стороны, так и из международных источников. На протяжении почти двадцати лет в библиотеке велись небольшие восстановительные работы, возможные благодаря пожертвованиям российских, финских и международных организаций и частных лиц.

В полную силу процесс восстановления пошел только в 2010 году, когда в результате российско-финляндских переговоров на уровне глав правительств в декабре 2010 года было принято решение об основном финансировании реставрационных работ – из российского бюджета было выделено 255,5 млн рублей.

На все отдельные участки работ проводились тщательные тендеры. На первом этапе, когда финансирование было ограничено, работы по тому или иному этапу начинались только тогда, когда были собраны средства, достаточные для их завершения.

Все основные работы были выполнены российскими подрядчиками и мастерами с очень высоким качеством, и при жестком трехстороннем финансовом и качественном контроле российской и финской стороны, и администрации библиотеки.

В итоге  стоимость реставрации оказалась в целом дешевле, чем аналогичная в Европе. Общий бюджет проекта – около 8 млн евро, площадь библиотеки составляет 3000 м2, стоимость одного квадратного метра – около 2 600 евро. Для сравнения в Европе подобные работы, по словам Тапани Мустонена, дороже и обходятся в 3 500 – 4 000 евро за метр.

Помимо замечательной архитектуры Аалто библиотека обладает уникальной книжной коллекцией: она хранит книги о Выборге и Карелии на финском, шведском, немецком и других языках. За годы реставрации собрание пополнилось, возможно, самой полной в России подборкой книг о творчестве Алвара Аалто и о здании библиотеки. Среди них, например, трехтомник биографа Алвара Аалто Горана Шильдта с автографом автора. В общей сложности в библиотеке – 358 тысяч единиц хранения, в числе прочих изданий – 1,5 тысячи экземпляров редких книг XVIXIX столетий.
Библиотека Аалто в Выборге. Фотография © «ДНК аг»

Краткая биография библиотеки
  • Молодой Аалто выиграл конкурс на городскую библиотеку Выборга (Viipuri)1927 года с неоклассическим проектом, чуть позже участок для строительства изменили и он разработал второй вариант уже модернистского проекта.
  • Библиотека была построена на деньги меценатов Юхо и Марии Лаллука и открыта в октябре  1935 года.
  • После войны 19391940 и 19411945 годов город стал территорией Советского Союза, в 19401941 годах библиотека была филиалом Государственной публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина.
  • Здание не подверглось значительным разрушениям во время войны, но после нее десять лет простояло в бесхозном состоянии и, постепенно ветшая, превратилось  почти в руину.
  • В 1955–1961 годах была проведена реконструкция библиотеки, которая была не вполне удачной с точки зрения сохранения первоначальных архитектурных и технических решений Аалто, хотя архитекторы отстояли максимальное сохранение модернистского облика и не дали обогатить здание ордерным декором (такой вариант тоже был). Архитекторы, работавшие над проектом реконструкции, по понятным причинам не имели доступа к оригинальным авторским чертежам. Строили из разных материалов – доступных на советских заводах, иногда не совсем подходящих друг к другу по цвету. Не всегда сохранялась и технология – почти сразу стала протекать крыша, деревянный волнистый потолок конференц-зала не получился акустическим, каким был изначально задуман.
  • В 1961 году здание открылось как «Центральная городская библиотека им. Н. К. Крупской».
  • В 1995 году библиотеке был присвоен статус объекта культурного наследия федерального значения.
  • С 1994 года начался международный проект «Комплексной научной реставрации здания Выборгской библиотеки Алвара Аалто» с участием финской и российской стороны. Библиотека продолжала работать и закрывалась только на один год в период наиболее активных строительных работ.
  • В 1994 году году библиотека приобрела своё современное название – «Центральная городская библиотека Алвара Аалто в Выборге».
  • В ноябре 2013 года библиотека открылась после реставрации.
Библиотека Аалто в Выборге. Фотография © Андрей Кислов
Библиотека Аалто в Выборге. Фотография © «ДНК аг»
Библиотека Аалто в Выборге. Фотография © «ДНК аг»
Библиотека Аалто в Выборге. Галерея второго этажа. Фотография © «ДНК аг»
Библиотека Аалто в Выборге. Лестница на крышу. Фотография © «ДНК аг»

08 Октября 2014

Похожие статьи
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.
Энергетическая педагогика
Эко-теплоцентраль по проекту бюро FRPO Rodríguez & Oriol на севере Испании помимо основной функции служит также образовательным центром в сфере «зеленой» энергетики.
От мельницы к винному прессу
Новая винодельня в Бретани, продолжающая местные традиции производства вина, получила погреб по проекту Carmen Maurice Architecture, в центре которого – историческая мельница.
Планы на жизнь
Мастер-план для жилого района «Притяжение» в Набережных Челнах бюро «А.Лен» создавало с оглядкой на специфическую градостроительную ситуацию и частично реализованные решения первой очереди. Однако на первый план выдвинуло собственные ценности: зеленый каркас, систему акцентов, иерархию пространств, приоритет пешехода. Вопроса, чем будут жильцы заниматься в своем микрорайоне, после этого не возникает.
Полезная зацикленность
Тайваньское бюро Bio-architecture Formosana спроектировало для города Тайнань экспериментальный жилой комплекс, соответствующий всем принципам экономики замкнутого цикла.
Вилла-мост
Дом по проекту бюро Tetro на южнобразильском острове Санта-Катарина максимально использует живописный ландшафт – горы и океанский залив.
Новый путь
Обошли со всех сторон D_Станию – депо 1906 года, реконструированное с сохранением промышленного здания столетней давности по проекту Сергея Труханова и T+T Architects. Работа над интерьерами, а внутри планируются рестораны и общественные пространства, пока еще только идет, но и снаружи есть на что посмотреть. Тут можно изучить сочетание старого и нового кирпича, авторский взгляд на романтику руины, и оценить вновь выстроенный пешеходный путь: через арки БЦ Ситидел на улицу Казакова.
«Европейский престиж»
Бюро KCAP выиграло конкурс на проект двух жилых небоскребов в Братиславе; один из них претендует на звание второго по высоте здания ЕС.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.