Градсовет удаленно 17.07.2020

Щедрый на критику, рефлексию и решения градсовет, на котором обсуждался картельный сговор, потакание девелоперу и несовершенство законодательства.

mainImg
Жилой комплекс на Черной речке
Санкт-Петербург, набережная Черной речки, дом 1, литера А
Проектировщик: ИНТЕРКОЛУМНИУМ
Заказчик: ИП Шестаков А.Н.
Обсуждали: архитектурно-градостроительный облик


Жилой комплекс на участке у слияния Черной речки и Большой Невки градсовет рассматривал в третий раз. Предыдущий проект, разработанный Степаном Липгартом, дважды отклонили, но позже все-таки согласовали, предварительно бурно обсудив: сомнение вызывал и генплан – участок усложнен присутствием Императорского воспитательного дома, и архитектура – многим она показалась чрезмерно экспрессивной.
Жилой дом на набережной Черной речки
Архитектурное бюро Liphart Architects

Новый проект собственник участка доверил бюро Intercolumnium, которым руководит Евгений Подгорнов – он рецензировал на градсовете предыдущую версию, а также проектировал жилые комплексы River Side и Riviere Noir, расположенные по соседству: второй только строится, первый реализован.

Евгений Подгорнов учел многие пожелания, высказанные ранее, в результате получился образ, противоположный тому, что был создан Степаном Липгартом. Общее только одно: здание Императорского воспитательного дома, которое не является памятником, перемещают, чтобы освободить место ради удачной композиции. В случае реализации проекта такой маневр будет первым для города прецедентом – и, кажется, для многих желанным. Предполагается, что здание установят на плиту подземной парковки, заказчик планирует приспособить его под резиденцию.
Вид с пересечения наб. Черной речки и Выборгской наб. Жилой дом на набережной Черной речки и Большой Невки
© INTERCOLUMNIUM

Евгений Подгорнов предлагает переместить дом на одну ось с Дачей Головина, таким образом будет продолжена сложившаяся линия относительно малоэтажной застройки на набережной от Кантемировского моста до Военно-морской академии. Новое здание станет кулисой для исторического, располагаясь в глубине участка и разворачивая «объятия» курдонера в сторону Большой Невки.
Схема перемещения исторического здания. Жилой дом на набережной Черной речки и Большой Невки
© INTERCOLUMNIUM

Благодаря композиции и консолям здание устремляется к реке, но этот дружелюбный «жест» сводится на нет из-за массивности, минимализма и цвета, выбранного намеренно – рядом расположена загруженная магистраль, а цвет не маркий, и, кроме того, поможет выделиться на фоне соседей.
Вид с пересечения наб. Черной речки и Выборгской наб. Жилой дом на набережной Черной речки и Большой Невки
© INTERCOLUMNIUM

Несмотря на то, что в большинстве своем эксперты называли проект шагом вперед, было достаточно много осторожной критики. Феликс Буянов посчитал пуризм решения чрезмерным: «простецки решенные фасады в этом месте не достаточно уместны. Здесь хочется большей нарядности – мощная набережная, сохранившаяся природа и дачный дух былого Петербурга к этому располагают. Фасад должен быть более затейливым. Сейчас здание слишком близко нависает и выглядит серовато, успех ЖК «Мендельсон» здесь пока не удается повторить».

Александр Карпов пошел дальше. Способ постановки нового здания показался ему удачным, но смутили возникшие ассоциации: «с лапами, охватывающими маленькое здание, с петербургскими сфинксами, может быть шемякинскими, а поскольку фасад расчерчен на правильную темную решетку – еще и с тюрьмой. Весь этот комплекс нагнетает напряжение».
Вид с наб. Черной речки. Жилой дом на набережной Черной речки и Большой Невки
© INTERCOLUMNIUM

Михаил Кондиайн назвал симметричность здания индифферентной по отношению к Черной речке и высказал опасение, что при пасмурной погоде дом будет выглядеть крайне мрачно. С этим согласился Никита Явейн: «жесткая симметричная схема опасна, дом начинает тянуть на себя, становится ключевым объектом на набережной. Курдонер нормальный, но нужно сделать его помягче в рисовке. Расслабиться, получив принципиальную поддержку. Победив, смягчиться».

Святослав Гайкович уверенно поддержал автора проекта: «Своей лапидарностью здание может вызывать сомнение, но это честная архитектура». Михаил Сарри также увидел «цельный и понятный архитектурный прием, который присутствует далеко не в каждой работе».
Вид с Аптекарской наб. Жилой дом на набережной Черной речки и Большой Невки
© INTERCOLUMNIUM

Евгений Герасимов отметил, что композиция стала лучше, «появилось взаимодействие с маленьким домиком, который раньше гоняли по участку как мусорный бачок». И предложил проект согласовать, не выразив сомнения в том, что можно довериться коллективу Евгения Подгорнова, который подумает над необходимой детализацией.

Владимир Григорьев назвал попытку «более уверенной, чем была у Степана Липгарта – увязан и угол, и поворот, и историческое здание». Но в то же время отметил: «Хочется, чтобы наша работа увенчалась появлением очевидно удачного здания». И призвал коллег не полениться и собраться еще раз.

Подробнее о проекте >
***

Ближе к завершению обсуждения проекта Евгений Герасимов обострил повестку, поинтересовавшись причинами, по которым заказчик сменил автора проекта. Евгений Подгорнов сразу же пояснил совету, что решение принял собственник участка и оно «никак не относилось к персоне предыдущего архитектора». Кроме того заметим, что dp.ru утром того же дня, до градсовета, объяснил, что смена автора связана с выходом из проекта инвестора, холдинга AAG, заказчика проекта Степана Липгарта, после чего собственник участка Александр Шестаков обратился к Евгению Подгорнову.

Евгений Герасимов также напомнил о недавней конференции РБК, где была поднята тема «картельного сговора» архитекторов Петербурга. Острая тема, по-видимому, не могла не вызвать отклика, и после заседания дискуссия продолжилась в facebook на странице Дмитрия Ратникова: участники, прямо или косвенно, обсудили как свое отношение к совету, так и к предполагаемому сговору, а также – кто что сказал или не сказал на совете.

Комментарий Степана Липгарта из сетевой дискуссии: «...я считаю градсовет важнейшим и полезным инструментом в градорегулировании. Коллегиальное обсуждение безусловно способствует повышению качества проектов. Тот результат, который мы видим, точно не связан с какими-либо проблемами градсовета, как институции».
 

Мы сочли, что разговор требует хотя бы предварительного прояснения и обратились за комментарием к Евгению Герасимову и Степану Липгарту.
cic =

Евгений Герасимов

Из сопоставления двух фактов произошла коллизия. Я посмотрел дискуссию на РБК, где господа Лев Лурье, Максим Атаянц и Данияр Юсупов говорили о том, что в городе сложился картель, который препятствует работе на рынке архитектурных услуг иностранных и московских бюро. И если историку подобные заявления могут быть простительны, то коллегам стоит подкреплять их примерами. На дискуссии также присутствовал Степан Липгарт, который не возражал, и член градсовета Сергей Орешкин, который отвечал на эти претензии довольно активно.

С другой стороны, на последнем градсовете все увидели, что собственник участка сменил автора проекта. Помня высказывания коллег на конференции, я задал вопрос, чтобы выяснить – действительно ли смена автора связана с желанием самого заказчика, или есть основания полагать, что Липгарт градсовету неугоден. На что мы потом получили ответ и от заказчика, и от самого архитектора, что такое решение с градсоветом не связано. Если вспомнить, в итоге проект Степана Липгарта был согласован, и ни у него, ни у заказчика претензий к градсовету не было.

cic =

Степан Липгарт

1. К сожалению, сам я не присутствовал и не видел трансляции прошедшего Градсовета, поэтому могу лишь опираться на впечатления его непосредственных участников. В первую очередь на информацию от Дмитрия Ратникова, который прямо во время обсуждения вопроса по Черной речке сообщил мне, как будто Евгений Герасимов в своём выступлении сослался на меня, как участника круглого стола РБК, на котором я будто бы вызывающе назвал Градсовет «картелем», не пускающим других архитекторов. Поскольку данное заявление в такой интерпретации вовсе не отражало действительности (то есть ни Градсовет, ни кого бы то ни было ещё я лично «картелем» не величал), я постарался как можно скорее прояснить ситуацию у других свидетелей, в первую очередь у самого Евгения Львовича. После чего выяснилось, что на самом деле его выступление было отнюдь не столь экстремальным, во всяком случае в адрес моей персоны.

2. Пресловутый круглый стол РБК с моим участием, прошедший 15 июля, есть в видеозаписи на их канале, и кто, что тогда сказал легко узнать из неё. Помимо ставших скандальными пассажей относительно «картеля», к которым я не имею никакого касательства, там было много, кажется, гораздо более конструктивной повестки. Лично мне интереснее было обсудить наметившиеся положительные тенденции последних лет в архитектуре нашего города, связанные помимо прочего с деятельностью КГА: рядом конкурсов, которые проводит Комитет, постоянным совершенствованием градостроительных регламентов и т.д.

3. Участок на углу Выборгской набережной и Чёрной речки – сложнейший, как с точки зрения градостроительства, так и по ведомству охраны памятников. Мы выносили на суд Градсовета два варианта, оба они были более чем уязвимы для профессиональной критики, что не исключает нашей добросовестности и стремления лучшим образом разрешить поставленную задачу. Во время очередного обсуждения отлично сформулировал проблему нашего ушедшего в историю проекта Феликс Буянов – его амбициозность не даёт ему быть реализованным. Тем не менее, в результате нашей работы и работы старших коллег – Градсовета, давших немало ценных указаний, архитектурный облик дома на Черной речке был в прошлом году согласован. Причины, по которым в итоге у проекта сменился архитектор, отнюдь не связаны ни с архитектурой, ни с архитектурно-градостроительным регулированием – увы.

Гостиница у Яхтенного моста
Санкт-Петербург, Приморский проспект, участок 83 (восточнее пересечения с Яхтенной улицей)
Проектировщик: Архитектурное бюро А.Лен
Заказчик: ООО «ПЛГ»
Обсуждали: архитектурно-градостроительный облик


Сергей Орешкин представил доработанный вариант гостиницы в Пьяной гавани – в декабре прошлого года градсовет рекомендовал подумать над габаритами и цветом массивного здания, а также выразил недоверие типологии – планировка гостиница смешанного типа слишком располагала к тому, чтобы в будущем продавать номера как квартиры.
Проект гостиницы на Приморском проспекте. Вариант 1.
© Архитектурное бюро А.Лен, изображение предоставлено пресс-службой PLG

В новой версии максимальные высоты уменьшили на этаж, а корпус вдоль Приморского проспекта понизили почти вдвое. Общие контуры сохранились, но сложная ступенчатая структура редуцировалась до одной большой террасы, доступной для всех постояльцев комплекса. Взамен террас и консолей появились пластичные торцы, «срезанные» под разными углами. Темный кортен в «сердцевине» комплекса сменили светлые ламели, в результате гостиница стала более светлой и воздушной, приблизившись по настроению к офису Jet Brains, который будут строить рядом по проекту UNStudio.
Архитектурно-градостроительный облик гостиницы
© Архитектурное бюро «А.Лен»

Рецензент Никита Явейн отметил, что теперь «набережная дышит и уходит в глубину», появляется «реальная общественная улица и набережная», на которых понятно, что делать – первые два этажа займут рестораны, магазины и внушительного размера спортивный комплекс с бассейном. Также он назвал комплекс смесью гостиницы и доходного дома, но заверил, что по всем формальным признакам будущее здание – это гостиница.

Эксперты один за другим называли проект «прыжком вперед», что, впрочем, уже не имело такого большого значения, поскольку участок и типология вызвали массу вопросов. Большую часть времени пытались выяснить – «что это за невероятная гостиница такая», в которой много апартаментов, но нет кухонь, где предположительно будут длительно жить семьи, но для них нет инфраструктуры – парковок, общественного транспорта, детских площадок, озеленения.

Михаил Кондиайн призвал «не прятать голову в песок: жизнь выработала новый тип полугостиницы, и это повод сделать более точные нормы, чтобы не приходилось обходить закон». Евгений Герасимов, как и многие, увидел в проекте «завуалированный жилой дом» и предложил «городу не провоцировать новую точку напряжения, а подобрать другой участок». Александру Карпову стало обидно за работу градсовета и Сергея Орешкина: перед заседанием он получил документы ФАС, которые предупреждают, что участок выделен неправильно.
  • zooming
    1 / 8
    Архитектурно-градостроительный облик гостиницы
    © Архитектурное бюро «А.Лен»
  • zooming
    2 / 8
    Архитектурно-градостроительный облик гостиницы
    © Архитектурное бюро «А.Лен»
  • zooming
    3 / 8
    Проект гостиницы на Приморском проспекте. Вариант 2.
    © Архитектурное бюро «А.Лен»
  • zooming
    4 / 8
    Архитектурно-градостроительный облик гостиницы
    © Архитектурное бюро «А.Лен»
  • zooming
    5 / 8
    Архитектурно-градостроительный облик гостиницы
    © Архитектурное бюро «А.Лен»
  • zooming
    6 / 8
    Архитектурно-градостроительный облик гостиницы
    © Архитектурное бюро «А.Лен»
  • zooming
    7 / 8
    Архитектурно-градостроительный облик гостиницы
    © Архитектурное бюро «А.Лен»
  • zooming
    8 / 8
    Архитектурно-градостроительный облик гостиницы
    © Архитектурное бюро «А.Лен»

Владимир Григорьев пояснил: участок предоставлен Plaza Lotus Group целевым назначением для строительства гостиницы в качестве компенсации за работы и предоставление городу Конюшенного ведомства. Поэтому «должна быть нарисована гостиница, и не должно быть сомнений, что это что-то другое». И подытожил: «Когда делаешь прыжок через пропасть, не важно, насколько он больше предыдущего, если ты не допрыгнул. Мне бы хотелось, чтобы градсовет имел гражданскую позицию. Мы не должны быть ни волчьей стаей, ни стадом бабочек, которые очень толерантно относятся друг к другу, входят в положение и хотят проектировать больше квадратных метров, а не меньше. Пусть будет идея, будет творчество, будет то, за что архитектура считается искусством, поскольку имеет большое социальное влияние».

Подробнее о проекте >


Дом на Заставской
Санкт-Петербург, Заставская улица, дом 30, литера А,
Проектировщик: Архитектурная мастерская Юсупова
Заказчик: ООО «ЕВРОСТРОЙ»
Обсуждали: архитектурно-градостроительный облик


Илья Юсупов представил 11-этажный дом, который появится на Заставской улице, застроенной домами в шесть, четыре, а то и два этажа. Своим характером здание хоть и стремится быть фоновым, но разрешенная на участке высота в 40 метров не оставляет ему для этого шансов.

Рецензент Андрей Шаров отметил, что здание будет видно на панорамах Московского проспекта, но в то же время признал, что рост района ввысь неизбежен. И посоветовал опустить западную секцию на один этаж, а секцию в глубине сделать выше – это «смягчит нынешний пространственный диссонанс» и даст более спокойный выход на Заставскую улицу.
  • zooming
    1 / 6
    Панорамный вид сверху. Жилой дом на Заставской (градсовет 17.07.2020)
    © Архитектурная мастерская Юсупова
  • zooming
    2 / 6
    Вид со стороны двора дома №28 по Заставской улице. Жилой дом на Заставской (градсовет 17.07.2020)
    © Архитектурная мастерская Юсупова
  • zooming
    3 / 6
    Вид с Заставской улицы в сторону Московского проспекта. Жилой дом на Заставской (градсовет 17.07.2020)
    © Архитектурная мастерская Юсупова
  • zooming
    4 / 6
    Вид с Заставской улицы в сторону ул. Коли томчака. Жилой дом на Заставской (градсовет 17.07.2020)
    © Архитектурная мастерская Юсупова
  • zooming
    5 / 6
    Фотофиксация. Фасадные решения относительно окружающих архитектурных объектов. Жилой дом на Заставской (градсовет 17.07.2020)
    © Архитектурная мастерская Юсупова
  • zooming
    6 / 6
    Фотофиксация. Фасадные решения относительно окружающих архитектурных объектов. Жилой дом на Заставской (градсовет 17.07.2020)
    © Архитектурная мастерская Юсупова

Феликс Буянов назвал «дом слишком большим для рядового, и слишком простым для акцентного». И продолжил: «Если восстанавливать средовую ткань, нельзя допустить такую этажность. Или хотя бы вкладывать идею, как «Слои» на Воронежской, а не делать девелоперскую архитектуру, наполняя пространство квадратными метрами». Никита Явейн отметил, что «нарушено правило брандмауэра, которому должна следовать рядовая застройка, хотя к фасаду и строю претензий нет».

Далее прозвучало несколько мнений, что 40 разрешенных метров – слишком много для этого места, но невозможно заставлять девелопера от них отказываться. Евгений Герасимов предложил «создать рабочую группу и пройтись по зонам ПЗЗ, особенно в пограничных районах, корректировка снимет большинство подобных конфликтов в будущем».

Александр Карпов напомнил про новую редакцию 820-го закона, согласно которой ограничение по высоте для формирования уличного фронта на этом участке составит 28 метров. Владимир Григорьев внес дополнительные уточнения: разрешенная высота дается на целую зону, в этом несовершенство законодательства, но в то же время сохранение среды и идентичности находится в руках архитекторов: «мы же не из тюбика выдавливаем – сколько в формочку поместится, столько и выдавим». И поддержал идею с создание рабочей группы, призвав на помощь Союз архитекторов и всех неравнодушных. В итоге этому вопросу решили посвятить отдельное заседание и довести его до общественных слушаний.

Подробнее о проекте >

21 Июля 2020

Похожие статьи
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Технологии и материалы
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
Сейчас на главной
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Сжатие для развития
Мастер-план Воркуты, разработанный под руководством архитектурного бюро RTDA, стал ответом на резкое сокращение населения и упадок городской среды. Проект опирается на «регулируемое сжатие» – уплотнение структуры города с акцентом на благоустройство, экологию и вовлечение местных жителей.
Ностальгия – наше все
Совсем недавно московский бомонд обрел новую точку притяжения – возрожденный Дом творчества Переделкино. И вот уже популярная культурная институция начала обрастать необходимой инфраструктурой, в том числе коворкингом, чей интерьер cпроектирован бюро Blockstudio с большим уважением к памяти места.
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Мерцающий дизайн
Как добиться максимального впечатления, используя минимум выразительных средств? Над этой задачей трудятся многие поколения архитекторов и дизайнеров-минималистов. Но студия SERDYUK пошла своим путем, создав компактную кофейню, облик которой собирается из самого простого набора элементов, но воспринимается как волшебная шкатулка.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Магия закулисья
Интерьер ресторана «Сайар» от бюро Merilo Design, расположенного в здании театра имени Галиасгара Камала, поражает воображение феерическим разнообразием и качеством реализации различных элементов, тем и приемов, перефразирующих на современный лад мотивы татарской культуры и образы театра.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.