Спорт и органика

Гибкие линии фасадов отеля «Mercure» в центре Саранска, рассчитанного, в частности, на команды спортсменов, стали результатом долгих обсуждений и поисков формы, первоначально основанных на интерпретации национальных мордовских мотивов.

author pht

Автор текста:
Алёна Кузнецова

10 Апреля 2019
mainImg

Архитектор:

Сергей Орешкин

Проект:

Отель «Mercure»
Россия, Саранск, ул. Коммунистическая, д.37

Авторский коллектив:
Орешкин С.И. – руководитель проекта,
Андреева Р. В. – гл. архитектор проекта,
Орешкина Е.С., Кретова Е.С. – архитекторы

2015 – 2018

Заказчик: ООО «ПЕТРОЛИНК»
Соавторы: Дизайн-студия «Sundukovy Sisters», Ирина и Ольга Сундуковы – авторы интерьеров
Смежники: ООО «СтройЭксперт» - конструктивные работы, ООО ПБ «ГАРАНТ »- слаботочные и пожарные работы, ООО «Проектное бюро Буданова» – экология, ПОС
Отель «Mercure» строился в столице Мордовии по инициативе Владимира Грибанова – президента «КС Банка» и одновременно вице-президента Федерации фигурного катания России: он хотел подарить городу, в который приезжает не только много туристов, но и спортсменов, современную гостиницу, способную принимать гостевые команды, с должным качеством отельного сервиса. Пока заказчик и архитектор примеривались друг к другу, обсуждая будущий отель, оказалось, что Россия, и собственно Саранск, будут принимать Чемпионат мира по футболу. Тогда проект вышел на новый уровень: им заинтересовался глава республики, нашелся свободный участок в самом центре города, договорились с гостиничным оператором Accor Hotels и пригласили консультантов из компании Arup.

Благодаря инициативе специалистов Arup архитекторы "А.Лен" столкнулись, в частности, с новой задачей, подобной которой им не приходилось решать на протяжении всех 27 лет работы бюро – здание построили с расчетом на короткий период автономного функционирования в случае отключения основных сетей. «Установлен дизельный генератор, который позволит освещать и отапливать номера в течение трех дней, – рассказывают архитекторы. – Также предусмотрен небольшой запас питьевой воды, 10 кубометров». Конечно, это не обеспечивает совершенно независимой работы гостиницы наподобие космической станции, но, к примеру, поможет компенсировать внезапные поломки городской инфраструктуры.

«Mercure» расположен в центре города, на пересечении Большевистской и Коммунистической улиц, на равном удалении 330 м от храма во имя адмирала Федора Ушакова, канонизированного в 2000 году, и ярким красно-белым спорткомплексом «Саранск арена» 2012 года постройки. Вокруг – россыпь достопримечательностей и разнохарактерной архитектуры: густого свекольного цвета музыкальный театр, Главпочтамт с кафедральными амбициями, корпус Мордовского государственного университета, очень похожий на Московский, но выполненный в «алюкобонде»; и так далее. Улица Коммунистическая направляясь на восток, приводит к еще одному спорткомплексу, гигантской «Мордовия арена», построенной за речкой Инсар к ЧМ'18. Так что для спортсменов перекресток, на котором построена «Mercure», должно быть, очень удобен.
Отель «Mercure». Фотография
© Александр Шеметов
Отель «Mercure». Проект, 2014-2015
© Архитектурное бюро «А.Лен»

Учитывая неравномерность, если не сказать пестроту, контекста архитекторы приняли решение не реагировать на окружение – «как ни крути, собрать все это вместе невозможно». Между тем «согласно правилам отели сети «Mercure» должны рассказывать историю и отображать культурное наследие городов, в которых они расположены», – рассказывает Сергей Орешкин. Так что поиск образности в раздумьях о национальных мотивах и колорите Мордовии был непростым и достаточно долгим, хотя идея волнистого фасада, как это видно на эскизах, появилась почти сразу.
Отель «Mercure»
© Архитектурное бюро «А.Лен»
Отель «Mercure»
© Архитектурное бюро «А.Лен»

На некоторых рисунках видно, что фасад мог бы напоминать красно-белую вышивку крестом или яркую гладь, но на совещаниях у главы республики попросили экспрессии поубавить.
Отель «Mercure». Проект
© Архитектурное бюро «А.Лен»

Черно-белый вариант также не подошел, тогда архитекторы остановились на сочетании белого и синего – синий отразил, хотя и в более насыщенном варианте, постмодернистское здание почтамта напротив, что можно понять как вариант контекстуальной привязки к местности. Два здания взяли на себя роль своего рода пропилей, хотя кроме синего цвета и сходной высотной отметки – немногим менее 50 метров, максимальной для этого места, ничего больше общего между ними, конечно, нет – скорее они представляют собой два совершенно разных периода и направления.



Итак, после многочисленных обсуждений и изменений проекта тема традиционного мордовского орнамента трансформировалась в небольшие диагонали-прожилки между белыми горизонталями. Ушла и орнаментальная сетка на белых поверхностях, которая оказалась слишком дорогой. Подобный прием «А.Лен» успешно опробовал в Российском центре науки и культуры в Кабуле, только там на белые алюминиевые фасады наносили орнамент, характерный для белокаменного зодчества Руси.

А жаль – фольклорный рисунок ритмично сгруппированных четырехлистников придал бы фасаду многомерность, как пластическую, так и смысловую, что хорошо заметно, в частности, по вариантам вечерней подсветки, где по лентам фасада «бегут» огни орнамента, похожего на свечение значков современной электроники, но основанного на повторении традиционного мотива.
Отель «Mercure». Проект. Вариант подсветки 1 от компании “Martini Light” /
Архитектурное бюро «А.Лен»
Отель «Mercure». Проект. Вариант подсветки 2 от компании “Martini Light” /
Архитектурное бюро «А.Лен»
Отель «Mercure». Проект. Вариант подсветки 2 от компании “Martini Light” /
Архитектурное бюро «А.Лен»

Впрочем, в здании «Mercure» узоры удалось сохранить на уровне более локального, индивидуального восприятия с уровня пешехода и гостя: сейчас мы видим орнаменты на пилоне входной группы и в принте окон первого этажа.
Отель «Mercure». Фотография
© Александр Шеметов
Отель «Mercure»
© Архитектурное бюро «А.Лен»
Отель «Mercure»
© Архитектурное бюро «А.Лен»

С другой стороны, национально-декоративная тема нашла отражение в интерьерах общественных зон гостиницы, разработанных дизайн-студией Sundukovy Sisters – она единственная в России обладает лицензией на разработку интерьеров для сети Accor. Главным источником вдохновения дизайнеры называют музей мордовского скульптора Степана Эрьзя, также расположенный в двух шагах от «Mercure». В отделке и декоре много дерева, основные цвета – зеленый и коричневый, как у музея. Фойе украшено деревянными скульптурами местных художников и картинами на сюжеты мордовской мифологии.
Отель «Mercure», интерьеры
© Sundukovy sisters. Предоставлено: «А.Лен»
Отель «Mercure», интерьеры
© Sundukovy sisters. Предоставлено: «А.Лен»

В рисунке же видимых издалека фасадов здания от мотивов национального мордовского орнамента сохранились лишь тонкие диагональные перемычки между ленточными горизонтальными тягами. Вместе они образуют гибкую скелетообразную структуру, которая уверенными линиями очерчивает объем, скругляя углы, формируя волнообразные переходы и выступы.

Человек, знакомый с контекстом современной архитектуры, при первом же взгляде на саранский «Mercury» вспомнит известный московский Dominion tower, спроектированный бюро Захи Хадид. Сходство, определенно, имеет место, в равной степени как и масса отличий. На сходство работает рисунок белых полос, в сущности, присущий модернисткой архитектуре вообще, и диагонали. Но вспомним, что поиск образа саранской «Mercury» начался с «плетенки» волнистых полос этажей. Гостиница Сергея Орешкина компактнее, вертикальнее, ее абрис «слеплен» плотнее. Переклички с БЦ Захи очевидны, но лежат в плоскости общего тренда, стремления создать остро-современную, нелинейную форму. «Да, мне хотелось построить в центре Саранска бионическую архитектуру, заметную и полностью принадлежащую нашему времени», – говорит Сергей Орешкин.

Скульптурная, подвижная форма вовсе не отлита в бетоне, а реализована каркасно-монолитным методом, с заполнением кирпичом и облицовкой алюминиевыми панелями из композитного материала российского производства. Ночью «силовые линии» здания подчеркивает фасадная светодиодная подсветка.
Отель «Mercure». Фотография
© Александр Шеметов
Отель «Mercure». Фотография
© Александр Шеметов
Отель «Mercure». Фотография
© Александр Шеметов
Отель «Mercure». Фотография
© Александр Шеметов

Стилобат, отмеченный диагональной белой стелой входа, воспринимается как крупный, широкий постамент здания. В нем разместились лобби, ресторан и бар, а также конференц-зал, фитнес-центр с небольшим spa и офисы администрации отеля. Семь этажей гостиницы сгруппированы в три слоя, отделенных двумя «талиями» и чуть смещенных в разных направлениях – они служат метафорой трех ступеней спортивного пьедестала. В выступающих частях слоев-лент расположены улучшенные номера – так что объемная структура достаточно точно отражает внутреннюю структуру здания.



В отеле 115 номеров, и из-за нюансов абриса внешних стен и различий в размере окон планировки различаются: каждая комната получила индивидуальный дизайн – также с элементами «текучести»: «рабочий стол перетекает в изголовье кровати, которое переходит в часть стены со встроенным торшером», – поясняет Сергей Орешкин. С плавными линиями контрастирует орнамент треугольников, квадратов и шестигранников на полу, стенах, кафеле. Гостиница четырехзвездная, до пяти ей не хватило двух формальных признаков: бассейна и более просторного конференц-зала.

По словам Сергея Орешкина, реализация получилась близкой к рендерам, архитектор доволен работой с заказчиком и результатом в целом: «Получилась заметная архитектура, которая попала в Instagram и Pinterest и вызывает удивление: это Россия? У нас таких объекта три – Бадминтонный спортивный комплекс, спорткомплекс СКА и теперь «Mercure» – наш самый яркий отель».
Отель «Mercure». Фасад
© Архитектурное бюро «А.Лен»
Отель «Mercure»
© Архитектурное бюро «А.Лен»
Отель «Mercure». Генплан
© Архитектурное бюро «А.Лен»
Отель «Mercure». План 1 этажа
© Архитектурное бюро «А.Лен»
Отель «Mercure». План 2 этажа
© Архитектурное бюро «А.Лен»
Отель «Mercure». План 3-9 этажа
© Архитектурное бюро «А.Лен»
Отель «Mercure». Разрез 2
© Архитектурное бюро «А.Лен»
Отель «Mercure». Разрез 1
© Архитектурное бюро «А.Лен»


Архитектор:

Сергей Орешкин

Проект:

Отель «Mercure»
Россия, Саранск, ул. Коммунистическая, д.37

Авторский коллектив:
Орешкин С.И. – руководитель проекта,
Андреева Р. В. – гл. архитектор проекта,
Орешкина Е.С., Кретова Е.С. – архитекторы

2015 – 2018

Заказчик: ООО «ПЕТРОЛИНК»
Соавторы: Дизайн-студия «Sundukovy Sisters», Ирина и Ольга Сундуковы – авторы интерьеров
Смежники: ООО «СтройЭксперт» - конструктивные работы, ООО ПБ «ГАРАНТ »- слаботочные и пожарные работы, ООО «Проектное бюро Буданова» – экология, ПОС

10 Апреля 2019

author pht

Автор текста:

Алёна Кузнецова

Технологии и материалы

Технологии сохранения тепла от Realit®
Ежегодно команда Realit® развивает, модернизирует собственные разработки и выводит на рынок совершенно новые архитектурные системы в соответствии с растущими потребностями современного строительства, а также изменениями в СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003»
Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
ТЭЦ, спорт и зеленая крыша
Архитекторы BIG объединили в одном сооружении для Копенгагена экологичный мусоросжигательный завод, ТЭЦ, горнолыжный склон – и зеленую крышу системы ZinCo.

Сейчас на главной

Городская «обманка»
Новый корпус музея Хельги де Альвеар по проекту Emilio Tuñón Arquitectos в Касересе на западе Испании кажется неприступным, но на самом деле пешеходы могут сократить путь через его сад и террасу.
Рациональное построение
Рассматриваем комплекс построек и интерьеры первой очереди здания, которое за последние месяцы стало очень известным – больницу в Коммунарке.
Норману Фостеру – 85
Мастеру архитектурного хай-тека, любителю лыжных марафонов, а с недавних пор еще и звезде Instagram, британцу Норману Фостеру исполнилось сегодня 85 лет.
Маскировка модерниста
Общественный центр на площади Волкова в Ярославле: из-за деревьев его почти не видно, он хорошо спрятан на виду, но не отступает от принципа строгой современной архитектуры с ноткой ностальгии по «классическому» модернизму.
Умер Константин Малиновский
В Петербурге 27 мая скончался исследователь творчества Трезини, Кваренги, Расстрелли, культуры и искусства Петербурга XVIII века Константин Малиновский. Сергей Чобан – в память о Константине Малиновском.
Гранёный
Скульптурный металлический кожух превратил обычную коробку придорожного ТРЦ в нечто большее – в здание, которое привлекает взгляды само со себе, своей формой, работая гипер-рамой для рекламного медиа-экрана.
Свободный центр
105-метровая жилая башня на 20 квартир по проекту Heatherwick Studio в Сингапуре обошлась без традиционного сервисного ядра: вместо него на каждом этаже – обширная жилая зона, выходящая на фасады балконами-раковинами с тропической зеленью.
Зигзаг над полем
Школьный спортзал, также играющий роль общественного центра для швейцарской деревни Ле-Во, спроектирован лозаннским бюро Localarchitecture.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Пресса: Архитектура простыла в музыке
Новая филармония, которую открыли в 2015 году в парижском районе Ла-Виллет,— среди самых заметных произведений современной архитектуры во Франции. Но здание в итоге поссорило его создателей. Пять лет спустя автор проекта Жан Нувель и заказчик, руководство филармонии, обмениваются судебными исками на сотни миллионов евро. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Автор-реконструктор
Дэвиду Чипперфильду поручена реновация здания Центрального телеграфа в Москве: в связи с этим вспомним, почему этот знаменитый британский архитектор считается мастером по работе с наследием, а также о «сложных случаях» в его практике.
Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.
Благотворительная архитектура
Бюро Martlet Architects, за которым стоит молодая российская пара, с помощью архитектуры участвует в решении проблем стран третьего мира. Показываем школу и две клиники, построенные на краю света за счет благотворительных фондов и силами волонтеров.