Крылья весны

ЖК на границе Полюстровского парка всячески обыгрывает выигрышное соседство с городским природным массивом. В том числе и образно, превращая дома в абстрактный пиксельный ковер, напоминающий о весеннем лесе.

Автор текста:
Дарья Горелова

13 Мая 2019
mainImg
Архитектор:
Сергей Орешкин
Проект:
Жилой комплекс «Дом на Львовской»
Россия, Санкт-Петербург, ул. Львовская, д. 21 литера А

Авторский коллектив:
С.И.Орешкин – руководитель проекта, Е.Белят, Е.Кретова, Р.Юмагулова, М.Шалина, А.Храмова, М.Бородина, О.Степанова, Е.С.Орешкина

2019 – 2018

Заказчик: ЗАО «Мегалит»

 
Жилой комплекс комфорт-класса «Дом на Львовской» компания «Мегалит» строит в Красногвардейском районе Петербурга, на западной границе Полюстровского парка. Парк этот достаточно большой, 45 га, но не старый, его разбили в 1967 году с именем «50-летия Октября» на месте бывшего петровского курорта лечебной, богатой железом минеральной воды. Парк засажен липами, березами, хотя совершенно не похож на лес, зато просторен: деревья рядами рассажены в траве между дорожками. Но парк остается парком, и, выходя из домов, жители смогут практически сразу очутиться на природе; далеко не каждый ЖК сейчас может похвастаться такими возможностями. Улица Львовская, давшая название комплексу, проходит с противоположной стороны, западнее участка. Застройка вокруг – микрорайонная, в основном девятиэтажками, что, с одной стороны, нивелирует ограничения, поскольку все вокруг уже достаточно высотно, а с другой – провоцирует разбавить сероватый тон окружения цветом.

Четыре дома высотой по 16 этажей расставлены на трапециевидном участке с учетом инсоляции. По словам авторов, расположение и форма объемов рассчитаны таким образом, чтобы «в разное время года и суток солнце проникало во все окна», и внутри было достаточно света даже зимой. Что для Петербурга, где каждый солнечный луч на вес золота, пожалуй, достаточно важно.
Жилой комплекс «Дом на Львовской»
© Архитектурное бюро «А.Лен»
  • zooming
    1 / 6
    Жилой комплекс «Дом на Львовской». Вид с высоты птичьего полета
    © Архитектурное бюро «А.Лен»
  • zooming
    2 / 6
    Жилой комплекс «Дом на Львовской». Генплан
    © Архитектурное бюро «А.Лен»
  • zooming
    3 / 6
    Жилой комплекс «Дом на Львовской». Развертка со стороны Полуостровского
    © Архитектурное бюро «А.Лен»
  • zooming
    4 / 6
    Жилой комплекс «Дом на Львовской». Развертка по ул. Львовского
    © Архитектурное бюро «А.Лен»
  • zooming
    5 / 6
    Жилой комплекс «Дом на Львовской». Развертка по ул. Маршала Тухаческого
    © Архитектурное бюро «А.Лен»
  • zooming
    6 / 6
    Жилой комплекс «Дом на Львовской». Развертка со стороны спортивного комплекса
    © Архитектурное бюро «А.Лен»

Один длинный Г-образный корпус образует «квартальный» угол вдоль северной границы территории: его южные стены получат вдоволь солнечного света, и в то же время здание сможет оградить внутренний двор от северного ветра. Три других корпуса – башни в форме слегка асимметричных «книжек», выстроены вдоль юго-восточной границы, рядом с парком, таким образом, чтобы как можно меньше заслонять солнце треугольному двору, который авторы трактуют как «собственный сад под окном». Двор спроектирован по современным стандартам: без машин, велодорожка снабжена кольцевыми разворотами и велопарковкой; с несколькими разными детскими площадками и парковой решеткой – такой, через которую растет трава, в проездах для спецтранспорта. Впрочем, как мы помним, дома стоят на границе парка, в который двор плавно перетекает: предполагается, что забора вокруг домов не будет, в наше время это не принято, и три южных корпуса развернуты наподобие открытых жалюзи не только для того, чтобы пропускать солнце, но и – чтобы не препятствовать слиянию комплекса с парком и свободным, как у себя дома, прогулкам.
  • zooming
    1 / 4
    Жилой комплекс «Дом на Львовской». Детская площадка
    © Архитектурное бюро «А.Лен»
  • zooming
    2 / 4
    Жилой комплекс «Дом на Львовской». Благоустройство внутренней территории
    © Архитектурное бюро «А.Лен»
  • zooming
    3 / 4
    Жилой комплекс «Дом на Львовской»
    © Архитектурное бюро «А.Лен»
  • zooming
    4 / 4
    Жилой комплекс «Дом на Львовской»
    © Архитектурное бюро «А.Лен»

Все входы в жилые дома (исключая один в средней башне) сквозные, войти можно как с улицы, так и со двора. И безбарьерные – они приподняты над вымосткой на каких-нибудь 30 см, сглаженных пандусом. Входы в помещения общественных первых этажей, где предполагаются кафе, магазины и детский центр, намечены исключительно с улицы и с жилыми подъездами, или как в Петербурге говорят, парадными, не пересекаются.
Жилой комплекс «Дом на Львовской». Входная группа
© Архитектурное бюро «А.Лен»

Для машин предусмотрено 422 места в одноярусном подземном паркинге – под каждым корпусом, а не под всем пятном, как было принято делать лет 10 назад. Квартир – 800, паркингами обеспечена примерно половина, хотя есть еще немного дополнительных, скорее инвалидных и гостевых наземных мест в южном и северном торцах участка. Зато – авторы и девелопер отдельно это подчеркивают – все парковки снабжены лифтами. На это нечасто обращают внимание, а деталь важная: удивительно, но есть дома, в которых парковка есть, а лифта нет: представьте себе ежедневный подъем из-под земли по лестнице с продуктами в руках.

В целом свою концепцию авторы, солидарные с заказчиком, позиционируют как «новый уровень комфорта». Который определяется, по словам архитекторов, продуманной детализацией – иными словами, авторы вникли во все мелочи ради того, чтобы жизнь в их комплексе была максимально удобной. Помимо уже упомянутых: продуманной инсоляции, двора без машин и с магазинами в первых этажах – продуманы планировки. Квартирография здесь по современным меркам необычная: помимо студий и однокомнатных квартир линейка растянута до пятикомнатных. Встречаются же в наше время большие семьи. Даже часть машиномест продают как «семейные», по два, впрочем, без скидки за количество, а только из-за удобства, скажем, для матери и отца семейства, поставить две свои машины рядом. Помимо квартир в том же комплексе присутствуют апартаменты, что позволяет снизить нагрузку на городскую инфраструктуру. Предусмотрены и кладовые, они продаются, как и машиноместа, отдельно. Все квартиры снабжены остекленными лоджиями, планировки позиционируются как оптимальные, в них действительно ничего лишнего, если судить по линейке от студий до двухкомнатных квартир, а увидеть их можно на риелторском сайте проекта.

Внешняя форма корпусов комплекса интерпретирует его главное преимущество – соседство с парком, превращая дома в подобие авангардного ковра или картины лучизма, передающей через контраст цвета и формы ясные природные ассоциации. Цвет выбран – салатовый: майской, свежей зелени. Но он дан штриховыми акцентами, как первые, вылупившиеся из почек листки, на фоне двух базовых цветов, белого и черного, причем черному отдана меньшая часть, как будто дома говорят нам о кратком петербургском лете и длинной, белой, зиме. Черные части корпусов тяготеют к парку, как к «сырой земле», белые смотрят в сторону города. В то же время черные торцы обращены на юг и как будто «обуглились» а солнце.

Сам по себе прием крупного пиксельно-штрихового рисунка, и использование салатового цвета – темы не новые, но в смелой контрастной графике они хорошо освежают дома, оживляют и даже отчасти скрывают их сравнительно простую, свойственную ЖК форму, вводя – пусть оптически – тему острого диагонального «носа». И одновременно нивелируя как резкость диагональной границы при встрече черного и белого, так и, отчасти, толщину полос межэтажных простенков: дробя ее звонкими, тонкими линиями, похожими на лучи-блики, стремящиеся растворить дома в окружении.
  • zooming
    1 / 4
    Жилой комплекс «Дом на Львовской»
    © Архитектурное бюро «А.Лен»
  • zooming
    2 / 4
    Жилой комплекс «Дом на Львовской»
    © Архитектурное бюро «А.Лен»
  • zooming
    3 / 4
    Жилой комплекс «Дом на Львовской»
    © Архитектурное бюро «А.Лен»
  • zooming
    4 / 4
    Жилой комплекс «Дом на Львовской»
    © Архитектурное бюро «А.Лен»

Все углы скруглены, что придает объемам скульптурность и некий оттенок лоска современности, асимметриченые скругления лоджий подчеркивают сдержанную волнистость объемов. Как будто ленты окон окружают собой небольшую рощу, скорее всего березовую, на что указывает как взаимопроникающее соседство белого и черного, так и ажурные решетки лестнично-лифтовых блоков (в которых, к слову сказать, читается фирменное «А» из нового логотипа «А.Лен»).

Весной дома будут вполне органичны парковому соседству, зимой же будут напоминать своим жителям и всем проходящим мимо: не стоит отчаиваться, природа еще расцветет. Впрочем и внутри мы видим тот же зеленый цвет – как говаривал Филипп Старк, выходя из дома, человек должен почувствовать: «я всё могу» – возможно, энергичный цвет работает на ту же задачу – активирует внутреннюю мотивацию.
  • zooming
    1 / 3
    Жилой комплекс «Дом на Львовской». Лифтовой холл
    © Архитектурное бюро «А.Лен»
  • zooming
    2 / 3
    Жилой комплекс «Дом на Львовской». Холл первого этажа
    © Архитектурное бюро «А.Лен»
  • zooming
    3 / 3
    Жилой комплекс «Дом на Львовской»
    © Архитектурное бюро «А.Лен»


Архитектор:
Сергей Орешкин
Проект:
Жилой комплекс «Дом на Львовской»
Россия, Санкт-Петербург, ул. Львовская, д. 21 литера А

Авторский коллектив:
С.И.Орешкин – руководитель проекта, Е.Белят, Е.Кретова, Р.Юмагулова, М.Шалина, А.Храмова, М.Бородина, О.Степанова, Е.С.Орешкина

2019 – 2018

Заказчик: ЗАО «Мегалит»

 

13 Мая 2019

Автор текста:

Дарья Горелова
Технологии и материалы
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Сейчас на главной
Эффект диафрагмы
Для жилого комплекса в Пушкино бюро «Крупный план» придумало фасады, регулирующие поток света при помощи геометрии стены.
Лужайка взлетает
Так как онкологический центр Мэгги занял последний кусочек газона в больнице Лидса, его архитекторы Heatherwick Studio превратили крышу своего здания в роскошный сад: как будто прежняя лужайка поднялась над землей.
СПбГАСУ-2020. Часть II
Пять выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Константина Самоловова и Константина Трофимова: wow-эффекты для «Тучкова буяна», подробная программа для арт-кластера, остроумное приспособление руин, а также взгляд с Луны на нижегородскую Стрелку.
Летающий форум
Архитекторы MVRDV выиграли конкурс на мастерплан района в центре Карлсруэ: градостроительную ось дворца XVIII века замкнет «летающий» общественный форум с садом на крыше.
СПбГАСУ-2020. Часть I.
Семь выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Ирины Школьниковой и Дениса Романова: геймдев-студия и модный кластер на фабрике «Красное знамя», возобновляемые источники энергии для Крыма, а также альтернативный «Тучков буян» и экологичное пространство на месте заброшенного манежа в Пушкине.
Алюминиевые лепестки
Олимпийский и паралимпийский музей США в Колорадо-Спрингс по проекту Diller Scofidio + Renfro равно рассчитан на посетителей с любыми физическими возможностями.
Комфортный город в себе
Казалось бы, такое невозможно среди человейников, неритмично чередующихся со старыми дачами. И между тем жилой комплекс на территории бизнес-парка Comcity предлагает именно комфортную среду среднего города: не слишком высокую и умеренно-приватную, как вариант идеала современной урбанистики.
Форум на холме
Недалеко от Штутгарта по проекту бюро Дэвида Чипперфильда полностью завершен культурный центр Carmen Würth Forum: теперь там открылись музей и конференц-центр.
Градсовет удаленно 24.07.2020
В Петербурге обсудили торгово-офисный комплекс для одного из самых плотных районов города: с супрематическими фасадами, системой террас и головокружительными парковками.
Критика единомышленников
Foster + Partners, одни из инициаторов-подписантов экологического архитектурного манифеста Architects Declare, подверглись критике за два недавних проекта «курортных» аэропортов для Саудовской Аравии, так как авиасообщение считается самым разрушительным для окружающей среды видом транспорта.
Архитектура в объективе: 14 фотографов
Мы собирали эту коллекцию два месяца: о начале увлечения архитектурой как предметом фотографирования, об историях профессиональной карьеры и о недавних проектах, о пользе сетей для поиска заказчиков – но и о традиционном отношении к фотографии. Российские архитектурные фотографы рассказывают о себе и делятся опытом. Всё это в контексте обзора instagram-аккаунтов, но не ограничиваясь им.
Городок у старой казармы
Бюро melix воссоздает атмосферу старого Оренбурга в проекте жилого комплекса у Михайловских казарм – важного городского памятника, пришедшего в упадок. Проект победил в конкурсе, проведенном городской администрацией и теперь ищет инвестора.
Мозаика этажей
Жилой комплекс Etaget по проекту архитекторов Kjellander Sjöberg встроен в сложившуюся застройку центральной части Стокгольма, имитируя «город в городе».
Градсовет удаленно 17.07.2020
Щедрый на критику, рефлексию и решения градсовет, на котором обсуждался картельный сговор, потакание девелоперу и несовершенство законодательства.
Второе дыхание «революционного движения профсоюзов»
Архитекторы KCAP и Cityförster представили проект реконструкции в Братиславе конгресс-центра Дома профсоюзов и прилегающей территории: они планируют вернуть жизнь на историческую площадь, в начале 1980-х превращенную в позднемодернистский «плац» с транспортной развязкой.
Движение по краю
ЖК «Лица» на Ходынском поле – один из новых масштабных домов, дополнивший застройку вокруг Ходынского поля. Он умело работает с масштабом, подчиняя его силуэту и паттерну; творчески интерпретирует сочетание сложного участка с объемным метражом; упаковывает целый ряд функций в одном объеме, так что дом становится аналогом города. И еще он похож на семейство, защищающее самое дорогое – детей во дворе, от всего на свете.
Старые стены
Восьмиэтажный кирпичный склад на чугунном каркасе в Манчестере превращен архитекторами Archer Humphryes в самый большой британский апарт-отель.
Агент визуальной устойчивости
Сравнительно небольшой дом на границе фабрики «Большевик» сочетает два противоположных качества: дорогие материалы и декоративизм ар-деко и крупную, несколько даже брутальную сетку фасадов с акцентом на пластинчатом аттике.
Деревянный треугольник
У вокзала в Ассене на севере Нидерландов нет главного фасада: он соединяет части города, а не разделяет их. Авторы проекта – бюро Powerhouse Company и De Zwarte Hond.
Пресса: Рейтинг экспертов в сфере урбанистики
Центр политической конъюнктуры (ЦПК) по заказу Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) составил первый публичный рейтинг экспертов. Представляем вашему вниманию Топ-50 наиболее авторитетных и влиятельных экспертов в сфере урбанистики.
Новый двор
Термы, руины и городской лабиринт – предложения для Никольских рядов, разработанные в рамках форсайта, организованного журналом «Проект Балтия».
Белая площадь
Площадь Единства в центре Каунаса из парадной территории превратилась согласно проекту бюро 3deluxe во многофункциональное пространство, рассчитанное на самых разных горожан, от любителей скейтбординга до родителей с маленькими детьми.
Долгосрочная устойчивость
Архитекторы MVRDV представили проект реконструкции своей знаменитой постройки – павильона Нидерландов на Экспо в Ганновере, пустовавшего 20 лет.
Введение в параметрику
В нашей подборке: вдохновляющие ресурсы, книги, курсы и люди, которые помогут познакомиться с алгоритмической архитектурой и проектированием.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Памяти Юрия Волчка
Вчера, 6 июля, умер Юрий Волчок, историк архитектуры, ученый, хорошо известный всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется советским модернизмом. Слово – его коллегам и ученикам.
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
Клетка Фарадея
Проект клубного дома в 1-м Тружениковом переулке – попытка архитекторов разместить значительный объем на крошечном пятачке земли так, чтобы он выглядел элегантно и респектабельно. На помощь пришли металл, камень и гнутое стекло.
Цвет и линия
Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Союз искусства и техники
Интерес к архитектуре 1930-х для Степана Липгарта – путеводная звезда. В проекте дома «Amo» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге архитектор взял за точку отсчета московское ар-деко – эстетское, с росписями в технике сграффито. И заодно развил типологию квартала как органической структуры.
На краю ледника
В горах на западе Норвегии, у ледника Юстедал, заработала туристическая база Tungestølen по проекту архитекторов Snøhetta. Ее фасады обшиты деревом, обработанным по средневековому методу – как у ставкирки.