«Мы считаем спортивную типологию очень важной для себя и интересной, она постоянно заставляет рассматривать новые задачи и совершенствовать навыки, – говорит глава компании «А.Лен» Сергей Орешкин. – Одна из важных особенностей спортивных объектов, как музеев и театров, – отсутствие необходимости наружного освещения, что дает архитектору возможность свободного оперирования формой и объемом. Другая особенность, дающая архитектору свободу творчества, – технологическая необходимость проектирования крупных внутренних пространств для большого количества зрителей и спортсменов. Да и некоторые виды спорта сразу задают мотив общей формы здания. Например, комплекс для прыжков в воду автоматически приобретает крупный масштаб и размеры для размещения вышек внутри здания».
Большие спорткомплексы
Об этом уже почти забыто, но проект спорткомплекса СКА стал результатом переработки концепции, победившей в конкурсе 2012 года. Конкурсный проект был подчинен мотиву треугольника, определявшего и наклон стены фасада, обращенного к Российскому проспекту, и объединивший объем орнаментальный паттерн.Построенное здание спортивного центра СКА отличается от победившего проекта: оно стало компактнее, менее распластанным; паттерн треугольников сменился рисунком светлых росчерков, более отчетливо напоминающим символ клуба – пятиконечную звезду, вплетенную в линии, напоминающие следы конькобежных лезвий на льду. Но в том и заключается умение архитекторов, чтобы сохранить проект, учесть все пожелания и довести работу до конца, не передавая ее кому-либо еще.
«Проектом мы занялись после победы в закрытом архитектурном конкурсе, на который были приглашены известные петербургские зодчие и несколько европейских бюро, – рассказывает Сергей Орешкин. – Более того, на следующих фазах проекта мы дважды выиграли аналогичные конкурсы, может быть, с чуть менее сильным составом участников».
В комплексе СКА удалось реализовать не только объем и фасады, но и интерьеры, ставшие органичным продолжением, а точнее сказать, даже и кульминацией всего комплекса: пластичная бетонная лестница-атриум, звезды ламп-снежинок, строгое сочетание монохромных оттенков – все составляющие торжественного, блестящего, впечатляющего пространства налицо. Нелинейная скульптурная пластика подчеркивает современность здания и претендует на сравнение со «звездной» архитектурой – не только в смысле символики и воли к победе, но и неомодернистского подхода, который российским архитекторам удается реализовать не всегда.
Столь же яркую пластику и смелость формы демонстрирует конкурсный проект спортивного центра, сделанный в 2014 году для южнокорейской провинции Тэгу – примерно в то время, когда началось строительство центра СКА в Петербурге. Проекты в чем-то родственны: смелость форм, которая ощущается в интерьере СКА, в корейском проекте выплескивается на фасады, подчиненные, как поясняют архитекторы, контексту осей "градостроительной ткани, сформированной под влиянием естественного ландшафта местности". Протяженный объем изогнут под углом, покрыт прорезями окон, немного напоминающими значки иероглифов. В месте схода крыльев здания – одно предназначено для соревнований и выступлений, другое для повседневных занятий спортом – уместились открытый амфитеатр и общественная площадь, на которой архитекторы планировали сохранить существующие деревья.
Развитие типологии
Не меньшим масштабом обладает проект детско-юношеской Академии ФК «Зенит» во Фрунзенском районе, 2016 года, рассчитанный на 600 учеников моложе двадцати лет. Его центр – полноценная арена для выступлений молодежных команд, по сторонам выстроились несколько тренировочных корпусов. Орнаментированные обтекаемые бока арены выдержаны в том же неомодернистском тренде, что и предыдущие проекты.Надо заметить, что с клубом «Зенит» Сергей Орешкин сотрудничает достаточно давно: в 2008 он разработал проект учебно-тренировочной базы клуба в Ленинградской области, тоже не чуждый смелого фасадного изгиба и смелых консолей с глубоким выносом.
Впрочем, недавние проекты спорткомплексов бюро продолжают ту же тему. Динамичное решение комплекса с бассейном для Тулы напоминает первый вариант проекта СКА 2012 года, со скосом одного из фасадов. Протяженные витражи, открывающие виды на окрестности, оформлены широкими откосами, которые работают ощущение основательности и пластичности объема.
Те же принципы развивает проект спорткомплекса «Академия» в Воронеже: крупная форма, скосы фасадных плоскостей, как будто рассматривающих окружение и отражающих его в ленточных витражах, впуская в то же время внутрь естественный свет и виды окрестностей. Специализация двух объемов отражена в композиции: в малом треугольном объеме расположился фитнес, теннис, картинг и прочие виды спорта для жителей окрестных домов, в основном крыле – трибуны и бассейны большого спорта. Орнаментальный подход: светлые поверхности покрыты стилизованным рисунком, темные чередуют стекла и жалюзи – напоминает о южнокорейском проекте и первом варианте СКА. В некоторых частях здание достигает пяти этажей.