Локальная экспозиция называется «Пространство и контекст». Общая «река времени» – труд московских коллег – с основными событиями, людьми и постройками подводит ко входу в выставочный зал, где ее дополняет петербургский «приток»: стенды с коллажами зданий и проектов, а также важными, по мнению куратора, вехами и трендами. Большую часть экспозиции составляют всё же макеты, но градус серьезности снижен интересной подачей и инсталляциями от молодых архитекторов. Именно около них хочется задержаться: поиграть в ассоциации, потрясти снежный шар, заснять на видео, как вращается триумфальная арка. Несерьезно? Наверное. Но в последнее время хочется разглядеть в архитекторе, утомленном борьбой с нормами и общественниками, немного лирики.
Есть у выставки еще пара измерений. В дальней части зала – кусочек библиотеки с настольными лампами, распечатками значимых статей критиков и журналистов, стеллажами и книгами. У входа – символ уплотнения и изменения панорам: стена из пеноблоков, за которыми, приложив усилия, можно разглядеть город. Бродить между экспонатами интересно, архитектурный образ новейшего Петербурга они действительно рисуют. Судя по откликам, каждому – свой. Слово куратору и участникам, которых мы попросили поделиться впечатлениями о выставке, рассказать о своем экспонате и значимых событиях или постройках последних лет.
Владимир Фролов
Главный редактор журнала «Проект Балтия», куратор выставкиК участию в выставке были приглашены бюро, в чьем творчестве, на мой кураторский взгляд, есть объекты, соответствующие теме «Пространство и контекст». Важен не масштаб бюро, а скорее значимость для города, и в первую очередь, хотелось дать картину всей 30-летней истории. Конечно, любая выставка – это отбор, невозможно включить всех – получится выставка в советском отчетном формате. Скорее важна типология, значимые объекты, стилистическое разнообразие – и все это вместе дает адекватную и не ангажированную картину.
От московской выставки нас отличает тема – там была «Утопия», у нас «Пространство и контекст». Также мы добавили раздел «Библиотека», где можно познакомиться с важными критическими текстами об архитектуре, написанными за рассматриваемый период, начиная с Лихачева. Другой сегмент – про контекст: проект историка Андрея Ларионова и фотографа Алексея Боголепова «Строительство как разрушение». Наконец, мы сделали петербургский таймлайн – набросок истории архитектуры города на Неве за 30 лет, где больше внимания уделено стилистическим изменениям в архитектуре, чем в общероссийской выставке.
Работали в очень сжатые сроки узкой командой редакции журнала, назову здесь Евгения Лобанова и Данила Овчаренко, а также Викторию Радаеву, которая и превратила наши обсуждения в наглядный материал. Конечно, тут много недоработок, но мы стремились поймать «дух времени», а не дать какой-то объективный анализ. Сейчас мы раздумываем над созданием книги «Российская архитектура. Новейшая эра. Петербургская версия», в которой смогли бы превратить эскиз, сделанный для выставки, в более проработанное историческое полотно, с учетом большего числа экспертных мнений и свидетельств.
Наши вопросы к архитекторам – участникам выставки были вот такие:
- Расскажите о вашем объекте, выбранном для выставки.
- Понравилась ли вам выставка, насколько полно она отражает локальный архитектурный процесс последнего тридцатилетия?
- Ваш личный рейтинг: три самых значимых проекта/события последних 30 лет для петербургской архитектуры?
Никита Явейн, «Студия-44»
1.
На мой взгляд, Главный штаб – этапная вещь, знаковый объект и для Петербурга, и, думаю, для страны. Его знают и обсуждают. Здесь нам удалось выйти на другой масштаб пространства и на другой уровень работы с памятником. Памятник был для нас не обременением, а, если так можно сказать, бонусом и драйвером. Мы достаточно свободно работали со зданием, раскрыли его потенциал, и, должен сказать, не было серьезной конфронтации ни с городом, ни с градозащитниками. Проект встретил достаточно единодушное одобрение; конечно, критики есть всегда, но в отношении Главного штаба я почувствовал, что его приняли многие и достаточно искренне.Нам удалось создать там разномасштабное общественное пространство, от уютно-выставочного в верхних этажах до «имперского» внизу. Огромное и значимое, как для города, так и для страны. Его все знают, там проходят форумы, оно постоянно работает как центр культурной, и не только культурной, но и, в целом, общественной жизни.
2.
Скажу о выставке в целом. Период – разновекторный и выставка тоже разновекторная. Всё, что известно и лежало на поверхности, что было напечатано в журналах, показано пунктиром. Думаю, это жутко полезно и очень хорошо. Дает ли она образ или срез периода? Вряд ли, это не срез, а набор запомнившихся объектов. Срез был бы другим, он, во-первых, был бы похуже, а во-вторых, пожалуй, немного не хватает информации по регионам. Но в целом – интересно, вспоминаешь детство, журналы Проект Россия того времени и прочее. Я с удовольствием прошел по выставке.
3.
О себе говорить нельзя, так что Главный штаб опустим. Думаю, если говорить в целом о явлениях для всей страны, то новый уровень качества задал Сергей Скуратов, но это Москва, архитектура luxury, думаю, нам в Петербурге такое не грозит, у нас таких заказчиков нет и вряд ли появятся... Мне запомнился ТЦ Цветной Юрия Григоряна, но скорее в проекте, в натуре он стал более мейнстримовским. Я бы также назвал павильон Левона Айрапетова на ЭКСПО 2010 года в Шанхае.По Петербургу – у нас достаточно высокий средний уровень, но называть лучшие дома я бы не стал. Я знаю, что часто называют Юрия Земцова, и это правильно, поскольку он рано задал высокую планку качества. Наверное, Рейнберг-Шаров тоже могут попасть в такой список явлений, которые стоит отметить… Но я не хотел бы останавливаться на чем-то или ком-то одном.
А о Лахта-центре вы что думаете?
Сомнительная вещь. Если смотреть, скажем, из Петергофа, то он сильнейшим образом сбивает масштаб всего Финского залива. Было «…и запируем на просторе»1, огромное пространство «окна в Европу», а стала «Маркизова лужа»2. Теперь выходишь – и начинаешь считать, сколько километров до башни, сопоставлять ее высоту с шириной Невы… Другие мысли теперь лезут в голову теперь при взгляде на панораму Финского залива. И между тем надо признать, что некое футуристическое пространство там создать удалось.
Евгений Герасимов, «Евгений Герасимов и партнеры»
1.
«Невская ратуша» – результат выигранного с Сергеем Чобаном в 2008 году международного конкурса. На сегодняшний день построена первая очередь комплекса, включая здание Администрации. Сейчас ведем работу над второй очередью, которая также будет реализована. Это, несомненно, знаковый для города объект, и важный для нас. Также на выставке есть наша инсталляция, посвященная жилому комплексу «Дом у моря». Это наш первый совместный с Сергеем Чобаном проект, законченный в 2008 году. Более того, это первый проект Сергея Чобана в России.
2.
На мой взгляд, выставка вполне отражает локальный архитектурный процесс последнего тридцатилетия. Три самых значимых проекта? Торговый центр Vanity opera от АМ «Рейнебрг и Шаров», Langenzipen Сергея Чобана и дом на Фонтанке АБ «Земцов, Кондиайн и партнеры».
Степан Липгарт, Liphart architects
1.
На выставке мы показываем макет жилого дома на Васильевском острове, который в настоящее время строится. На фоне остальных участников проект отличается своей конкретностью, может быть, слегка нарочитой. Это не случайно: как правило, на подобных мероприятиях мы выставлялись с архитектурой бумажной, не предполагающей воплощения, здесь же было важно показать реальный объект, спроектированный для исторического центра. Мы заявляем наш дом не как решение экстраординарное, кричащее, яркое, но наоборот, насколько это возможно, корректное контексту, сдержанное, гармонизированное.
2.
Выставка вмещает по сути материал немаленького альманаха по истории Российской архитектуры последних лет, и тут остается только восхититься объемам работ. Привлек внимание коллаж, созданный из фотографий проектов и построек, своим пестрым хаосом демонстрирующий то ли вольный поиск, то ли сумбур оставшейся в прошлом «Новой эры».
3.
Главный вывод, к которому подводит выставка – последние десятилетия были для коллег крайне непростыми. Во многом нужно было заново учиться профессии, уходить от советской системы проектирования, от прошлых стереотипов мышления, мировоззрения, не теряя при этом себя, как в творческом, так и в нравственном плане. Прорывы в этом сложном «постленинградском» периоде не так уж часты, оттого особенно заметны. В первую очередь к таковым, мне кажется, стоит отнести реконструкцию Генерального штаба, авторства «Студии-44». Тщательная, продолжительная работа по переоборудованию исторического комплекса увенчалась, на мой взгляд, результатом мирового уровня, но выросшим на петербургской почве, уникальным, а не импортированным извне.Безусловной удачей для города считаю жилой дом «Четыре Горизонта» на Свердловской набережной. Его цельный харизматичный образ, окрашенный абсолютно петербургским романтизмом являет, казалось бы, навсегда пропавшую в ХХ веке профессиональную уверенность: в приемах, пропорциях, силуэте, работе с материалом. Сопоставляешь этот дом с окружением, произросшем на невском берегу в последние годы, и охватывает смешанное чувство неловкости, недоумения.
И третий объект, навсегда изменивший ландшафт Петербурга, конечно, небоскреб «Лахта-Центра». Для меня это событие скорее со знаком минус: искажены важнейшие видовые раскрытия на ансамбли Биржи и Петропавловской крепости, попрана незыблемость «небесной линии», столь счастливо сохранявшейся весь XX век. Надеюсь, реализация башни станет не прецедентом, но предупреждением, свидетельством ложности глобалистского подхода к драгоценным пространствам Петербурга.
Сергей Мишин, Sergey Mishin studio
1.
Тема выставки – «Пространство и контекст», и наш проект про работу с контекстом. Этот домик встроен в типичную для Питера пространственную лакуну, сложно организованную пустоту между домами разных эпох. Мне показалась интересной эта задача – вписать несколько слов, фразу или реплику в городской текст так, чтобы и текстуальную связность не разрушить, и сохранить внятность своего высказывания.
2.
Я, признаться, не вполне понял смысл самой выставки. Если она про макеты, то здесь не осмыслены жанры и смыслы этого инструмента. Бывают же концептуальные, поисковые, рабочие, презентационные, девелоперские, наконец, макеты. Здесь же все вперемешку. Все же выставка нуждается в аналитике, иначе это просто склад предметов. Именно потому она и отражает процессы последнего времени, они также неосмысленны, спонтанны и протекают вне аналитического поля, увы.
3.
Возможно, я слишком критичен, но не вижу ни одного события, достойного внимания. Меня не тронуло ничего из того, что сделано за последнее тридцатилетие. Но кажется, что появились на горизонте люди мыслящие, достаточно образованные и способные к рефлексии. Несколько таких бюро я знаю и очень надеюсь, что они когда-нибудь вытеснят с арены мэтров, которые благополучно похоронили всякую архитектурную жизнь и мысль в нашем прекрасном городе.
Евгений Решетов, RHIZOME
1.
Поскольку представление макета было необходимым условием участия, мы начали раздумывать, какой из реализованных проектов хотелось бы показать. Решили остановиться на павильоне Гостиной, как на небольшом, камерном проекте, в котором есть место деталям, которые могут быть проработаны в масштабной модели. Мы осознанно делали макет таким близким к реализации, с воспроизведением материала фасадов (вплоть до игры размеров обшивки фасада) и других деталей. Забавное наблюдение: наш проект оказался чуть ли не единственным, где присутствуют человеческие фигуры. Наверное, в этом есть что-то подсознательное: мы делаем архитектуру для людей, и она оживает при взаимодействии с человеком, наблюдателем или пользователем.
2.
Выставка очень понравилась. На моей памяти, это первая посвященная архитектуре выставка в нашем городе с таким дизайном экспозиции, качественным светом, интересной подборкой участников. Планшеты с московской части экспозиции – может быть и суховато поданная, но чрезвычайно объемная работа, связывающей в единое полотно последние (или первые) 30 лет российской архитектуры.
Алина Черейская, SA Lab
1.
Приглашая нас к участию в выставке, Владимир Фролов обозначил, что мы – представители новой волны архитектуры и должны «перекинуть мостик в будущее». Мы выбрали формат абстрактного павильона, который не является макетом существующего проекта, а формулирует принципы проектирования SA lab – адаптивность, технологичность и релевантность времени. Название павильона Oh, new age отсылает к названию выставки Arch new age.
2.
Выставка затрагивает знаковые объекты, но не показывает весь срез архитектуры и развития города. Получилась камерная и очень важная для 2019 оглядка. Было бы здорово показать острые существующие процессы и наметить векторы их решения.3.
Глобально – это выход российских архитекторов и проектов на мировой уровень, создание лифтов и платформ для молодых архитекторов, формирование общественных пространств.
Пётр Советников, KATARSIS Architects
2.
Впечатления от выставки хорошие – для петербургской архитектурной жизни это очень заметное и значимое событие. Сама идея проанализировать развитие отечественной архитектуры во времени, замечательна. Особенно интересна попытка выделить важнейшие тексты за выбранный период.Огромным прогрессом кажется одновременное экспонирование работ «молодых» бюро и «взрослых» архитекторов, как, всё-таки, частей единого процесса.
Ну и конечно, макеты – это тот формат, в котором смотреть архитектуру по-настоящему интересно.
1.
Про выбор объекта:Антураж выставки напоминал мавзолей, древнюю гробницу. Отсутствие естественного света (музейный свет выхватывал из темноты зала экспонаты), грубые поверхности стен, ну и конечно, отличная идея куратора Владимира Фролова с постаментами из газобетонных блоков. Вообще, погребальная тема, тема прощания как-то присутствовала. Посетитель музея, в таком случае, оказывается в роли исследователя будущего. И вот, он видит тёмный зал, застывшие макеты древних ЖК и деловых кварталов, частных домов и высотных зданий некой цивилизации прошлого. И вдруг, в давящей тишине, он замечает живое движение в дальнем конце зала – маленький макет триумфальной арки неопределимого периода создания, медленно, но неотвратимо и гордо вращается вокруг свой оси. Вот такую картину мы себе представляли.
В общем, нам кажется, что наша работа в каком-то смысле даёт ответ на вопрос «куда движется российская архитектура?», да и архитектура в целом.
Илья Спиридонов, Хвоя
1.
Из наших реализованных объектов именно Дом у моря лучше всего влезает в шар, куда можно насыпать блесток.2.
Мы всегда рады участвовать в выставках, которые устраивает Владимир Фролов, он большой молодец, двигает светскую архитектурную жизнь, за это ему отдельный поклон.3.
Самый значимый проект – реконструкция Главного штаба.Выставка продлится до 28 ноября (ближайшего четверга).