Петербургский коллаж

Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра» расширена петербургским контентом. Предлагаем впечатления о ней и архитектурном процессе последних тридцати лет из первых рук – от участников.

mainImg
В центре дизайна ArtPlay Spb проходит петербургское продолжение выставки «Российская архитектура. Новейшая эра» – масштабной попытки осмыслить то, что происходило в отечественном зодчестве за последние 30 лет. Основной проект инициировали архитекторы Андрей и Никита Асадовы и критики Елена Петухова и Юлия Шишалова – о нем мы рассказывали, а также публиковали некоторые подробности организации и сбора информации. Петербургскую версию подготовил к открытию VIII Культурного форума главный редактор журнала «Проект Балтия» Владимир Фролов.

Локальная экспозиция называется «Пространство и контекст». Общая «река времени» – труд московских коллег – с основными событиями, людьми и постройками подводит ко входу в выставочный зал, где ее дополняет петербургский «приток»: стенды с коллажами зданий и проектов, а также важными, по мнению куратора, вехами и трендами. Большую часть экспозиции составляют всё же макеты, но градус серьезности снижен интересной подачей и инсталляциями от молодых архитекторов. Именно около них хочется задержаться: поиграть в ассоциации, потрясти снежный шар, заснять на видео, как вращается триумфальная арка. Несерьезно? Наверное. Но в последнее время хочется разглядеть в архитекторе, утомленном борьбой с нормами и общественниками, немного лирики.
  • zooming
    1 / 10
    Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра. Петербургская версия» в центре ArtPlay
    Фотография предоставлена редакцией журнала «Проект Балтия» © Алиса Гиль
  • zooming
    2 / 10
    Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра. Петербургская версия» в центре ArtPlay
    Фотография предоставлена редакцией журнала «Проект Балтия» © Алиса Гиль
  • zooming
    3 / 10
    Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра. Петербургская версия» в центре ArtPlay
    Фотография предоставлена редакцией журнала «Проект Балтия» © Алиса Гиль
  • zooming
    4 / 10
    Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра. Петербургская версия» в центре ArtPlay
    Фотография предоставлена редакцией журнала «Проект Балтия» © Алиса Гиль
  • zooming
    5 / 10
    Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра. Петербургская версия» в центре ArtPlay
    Фотография предоставлена редакцией журнала «Проект Балтия» © Алиса Гиль
  • zooming
    6 / 10
    Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра. Петербургская версия» в центре ArtPlay
    Фотография предоставлена редакцией журнала «Проект Балтия» © Алиса Гиль
  • zooming
    7 / 10
    Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра. Петербургская версия» в центре ArtPlay
    Фотография Алены Кузнецовой
  • zooming
    8 / 10
    Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра. Петербургская версия» в центре ArtPlay
    Фотография предоставлена редакцией журнала «Проект Балтия» © Алиса Гиль
  • zooming
    9 / 10
    Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра. Петербургская версия» в центре ArtPlay
    Фотография Алены Кузнецовой
  • zooming
    10 / 10
    Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра. Петербургская версия» в центре ArtPlay
    Фотография Алены Кузнецовой

Есть у выставки еще пара измерений. В дальней части зала – кусочек библиотеки с настольными лампами, распечатками значимых статей критиков и журналистов, стеллажами и книгами. У входа – символ уплотнения и изменения панорам: стена из пеноблоков, за которыми, приложив усилия, можно разглядеть город. Бродить между экспонатами интересно, архитектурный образ новейшего Петербурга они действительно рисуют. Судя по откликам, каждому – свой. Слово куратору и участникам, которых мы попросили поделиться впечатлениями о выставке, рассказать о своем экспонате и значимых событиях или постройках последних лет.

Владимир Фролов
Главный редактор журнала «Проект Балтия», куратор выставки
Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра. Петербургская версия» в центре ArtPlay
Фотография предоставлена редакцией журнала «Проект Балтия» © Алексей Боголепов

К участию в выставке были приглашены бюро, в чьем творчестве, на мой кураторский взгляд, есть объекты, соответствующие теме «Пространство и контекст». Важен не масштаб бюро, а скорее значимость для города, и в первую очередь, хотелось дать картину всей 30-летней истории. Конечно, любая выставка – это отбор, невозможно включить всех – получится выставка в советском отчетном формате. Скорее важна типология, значимые объекты, стилистическое разнообразие – и все это вместе дает адекватную и не ангажированную картину.

От московской выставки нас отличает тема – там была «Утопия», у нас «Пространство и контекст». Также мы добавили раздел «Библиотека», где можно познакомиться с важными критическими текстами об архитектуре, написанными за рассматриваемый период, начиная с Лихачева. Другой сегмент – про контекст: проект историка Андрея Ларионова и фотографа Алексея Боголепова «Строительство как разрушение». Наконец, мы сделали петербургский таймлайн – набросок истории архитектуры города на Неве за 30 лет, где больше внимания уделено стилистическим изменениям в архитектуре, чем в общероссийской выставке.

Работали в очень сжатые сроки узкой командой редакции журнала, назову здесь Евгения Лобанова и Данила Овчаренко, а также Викторию Радаеву, которая и превратила наши обсуждения в наглядный материал. Конечно, тут много недоработок, но мы стремились поймать «дух времени», а не дать какой-то объективный анализ. Сейчас мы раздумываем над созданием книги «Российская архитектура. Новейшая эра. Петербургская версия», в которой смогли бы превратить эскиз, сделанный для выставки, в более проработанное историческое полотно, с учетом большего числа экспертных мнений и свидетельств.

Наши вопросы к архитекторам – участникам выставки были вот такие: 
  1. Расскажите о вашем объекте, выбранном для выставки.
  2. Понравилась ли вам выставка, насколько полно она отражает локальный архитектурный процесс последнего тридцатилетия? 
  3. Ваш личный рейтинг: три самых значимых проекта/события последних 30 лет для петербургской архитектуры? 

Никита Явейн, «Студия-44»
Никита Явейн. Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра. Петербургская версия» в центре ArtPlay
Фотография предоставлена редакцией журнала «Проект Балтия» © Алексей Боголепов

1. 
На мой взгляд, Главный штаб – этапная вещь, знаковый объект и для Петербурга, и, думаю, для страны. Его знают и обсуждают. Здесь нам удалось выйти на другой масштаб пространства и на другой уровень работы с памятником. Памятник был для нас не обременением, а, если так можно сказать, бонусом и драйвером. Мы достаточно свободно работали со зданием, раскрыли его потенциал, и, должен сказать, не было серьезной конфронтации ни с городом, ни с градозащитниками. Проект встретил достаточно единодушное одобрение; конечно, критики есть всегда, но в отношении Главного штаба я почувствовал, что его приняли многие и достаточно искренне.
«Студия 44». Триумфальная лестница Главного штаба, Певческая лестница Главного штаба. Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра. Петербургская версия» в центре ArtPlay
Фотография предоставлена редакцией журнала «Проект Балтия» © Алиса Гиль

Нам удалось создать там разномасштабное общественное пространство, от уютно-выставочного в верхних этажах до «имперского» внизу. Огромное и значимое, как для города, так и для страны. Его все знают, там проходят форумы, оно постоянно работает как центр культурной, и не только культурной, но и, в целом, общественной жизни. 

2.
Скажу о выставке в целом. Период – разновекторный и выставка тоже разновекторная. Всё, что известно и лежало на поверхности, что было напечатано в журналах, показано пунктиром. Думаю, это жутко полезно и очень хорошо. Дает ли она образ или срез периода? Вряд ли, это не срез, а набор запомнившихся объектов. Срез был бы другим, он, во-первых, был бы похуже, а во-вторых, пожалуй, немного не хватает информации по регионам. Но в целом – интересно, вспоминаешь детство, журналы Проект Россия того времени и прочее. Я с удовольствием прошел по выставке. 

3.
О себе говорить нельзя, так что Главный штаб опустим. Думаю, если говорить в целом о явлениях для всей страны, то новый уровень качества задал Сергей Скуратов, но это Москва, архитектура luxury, думаю, нам в Петербурге такое не грозит, у нас таких заказчиков нет и вряд ли появятся... Мне запомнился ТЦ Цветной Юрия Григоряна, но скорее в проекте, в натуре он стал более мейнстримовским. Я бы также назвал павильон Левона Айрапетова на ЭКСПО 2010 года в Шанхае.

По Петербургу – у нас достаточно высокий средний уровень, но называть лучшие дома я бы не стал. Я знаю, что часто называют Юрия Земцова, и это правильно, поскольку он рано задал высокую планку качества. Наверное, Рейнберг-Шаров тоже могут попасть в такой список явлений, которые стоит отметить… Но я не хотел бы останавливаться на чем-то или ком-то одном.

А о Лахта-центре вы что думаете? 
Сомнительная вещь. Если смотреть, скажем, из Петергофа, то он сильнейшим образом сбивает масштаб всего Финского залива. Было «…и запируем на просторе»1, огромное пространство «окна в Европу», а стала «Маркизова лужа»2. Теперь выходишь – и начинаешь считать, сколько километров до башни, сопоставлять ее высоту с шириной Невы… Другие мысли теперь лезут в голову теперь при взгляде на панораму Финского залива. И между тем надо признать, что некое футуристическое пространство там создать удалось.
  • zooming
    1 / 4
    Архитектурная мастерская «Б2». Проект застройки намывной территории Васильевского острова «Морской фасад». Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра. Петербургская версия» в центре ArtPlay
    Фотография предоставлена редакцией журнала «Проект Балтия» © Алиса Гиль
  • zooming
    2 / 4
    Архитектурная группа ДНК. Проект реконструкции кровли для корпуса Б общественно- делового пространства «Севкабель Порт». Первая премия на конкурсе «Горизонт». Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра. Петербургская версия» в центре ArtPlay
    Фотография предоставлена редакцией журнала «Проект Балтия» © Алиса Гиль
  • zooming
    3 / 4
    Архитектурное бюро «АРХАТАКА». Проект реконструкции кровли для корпуса Б общественно-делового пространства «Севкабель Порт». Почетное упоминание жюри на конкурсе «Горизонт». Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра. Петербургская версия» в центре ArtPlay
    Фотография предоставлена редакцией журнала «Проект Балтия» © Алиса Гиль
  • zooming
    4 / 4
    Архитектурная мастерская Firsov House. Коттедж «Парус». Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра. Петербургская версия» в центре ArtPlay
    Фотография предоставлена редакцией журнала «Проект Балтия» © Алиса Гиль


Евгений Герасимов, «Евгений Герасимов и партнеры»
Евгений Герасимов. Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра. Петербургская версия» в центре ArtPlay
Фотография предоставлена редакцией журнала «Проект Балтия» © Алексей Боголепов

1. 
«Невская ратуша» – результат выигранного с Сергеем Чобаном в 2008 году международного конкурса. На сегодняшний день построена первая очередь комплекса, включая здание Администрации. Сейчас ведем работу над второй очередью, которая также будет реализована. Это, несомненно, знаковый для города объект, и важный для нас. Также на выставке есть наша инсталляция, посвященная жилому комплексу «Дом у моря». Это наш первый совместный с Сергеем Чобаном проект, законченный в 2008 году. Более того, это первый проект Сергея Чобана в России.
Архитектурная мастерская «Евгений Герасимов и партнеры» и SPEECH. «Невская Ратуша», 2010. Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра. Петербургская версия» в центре ArtPlay
Фотография Алены Кузнецовой

2. 
На мой взгляд, выставка вполне отражает локальный архитектурный процесс последнего тридцатилетия. Три самых значимых проекта? Торговый центр Vanity opera от АМ «Рейнебрг и Шаров», Langenzipen Сергея Чобана и дом на Фонтанке АБ «Земцов, Кондиайн и партнеры».


Степан Липгарт, Liphart architects
Степан Липгарт. Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра. Петербургская версия» в центре ArtPlay
Фотография предоставлена редакцией журнала «Проект Балтия» © Алексей Боголепов

1.
На выставке мы показываем макет жилого дома на Васильевском острове, который в настоящее время строится. На фоне остальных участников проект отличается своей конкретностью, может быть, слегка нарочитой. Это не случайно: как правило, на подобных мероприятиях мы выставлялись с архитектурой бумажной, не предполагающей воплощения, здесь же было важно показать реальный объект, спроектированный для исторического центра. Мы заявляем наш дом не как решение экстраординарное, кричащее, яркое, но наоборот, насколько это возможно, корректное контексту, сдержанное, гармонизированное.
Архитектурное бюро Liphart Architects. ЖК «Маленькая Франция». Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра. Петербургская версия» в центре ArtPlay
Фотография предоставлена редакцией журнала «Проект Балтия» © Алиса Гиль

2. 
Выставка вмещает по сути материал немаленького альманаха по истории Российской архитектуры последних лет, и тут остается только восхититься объемам работ. Привлек внимание коллаж, созданный из фотографий проектов и построек, своим пестрым хаосом демонстрирующий то ли вольный поиск, то ли сумбур оставшейся в прошлом «Новой эры».

3. 
Главный вывод, к которому подводит выставка – последние десятилетия были для коллег крайне непростыми. Во многом нужно было заново учиться профессии, уходить от советской системы проектирования, от прошлых стереотипов мышления, мировоззрения, не теряя при этом себя, как в творческом, так и в нравственном плане. Прорывы в этом сложном «постленинградском» периоде не так уж часты, оттого особенно заметны. В первую очередь к таковым, мне кажется, стоит отнести реконструкцию Генерального штаба, авторства «Студии-44». Тщательная, продолжительная работа по переоборудованию исторического комплекса увенчалась, на мой взгляд, результатом мирового уровня, но выросшим на петербургской почве, уникальным, а не импортированным извне.

Безусловной удачей для города считаю жилой дом «Четыре Горизонта» на Свердловской набережной. Его цельный харизматичный образ, окрашенный абсолютно петербургским романтизмом являет, казалось бы, навсегда пропавшую в ХХ веке профессиональную уверенность: в приемах, пропорциях, силуэте, работе с материалом. Сопоставляешь этот дом с окружением, произросшем на невском берегу в последние годы, и охватывает смешанное чувство неловкости, недоумения.

И третий объект, навсегда изменивший ландшафт Петербурга, конечно, небоскреб «Лахта-Центра». Для меня это событие скорее со знаком минус: искажены важнейшие видовые раскрытия на ансамбли Биржи и Петропавловской крепости, попрана незыблемость «небесной линии», столь счастливо сохранявшейся весь XX век. Надеюсь, реализация башни станет не прецедентом, но предупреждением, свидетельством ложности глобалистского подхода к драгоценным пространствам Петербурга.


Сергей Мишин, Sergey Mishin studio 
Studio-MISHIN. Жилой дом на улице Бармалеева. Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра. Петербургская версия» в центре ArtPlay
Фотография предоставлена редакцией журнала «Проект Балтия» © Алиса Гиль

1.
Тема выставки – «Пространство и контекст», и наш проект про работу с контекстом. Этот домик встроен в типичную для Питера пространственную лакуну, сложно организованную пустоту между домами разных эпох. Мне показалась интересной эта задача – вписать несколько слов, фразу или реплику в городской текст так, чтобы и текстуальную связность не разрушить, и сохранить внятность своего высказывания.

2. 
Я, признаться, не вполне понял смысл самой выставки. Если она про макеты, то здесь не осмыслены жанры и смыслы этого инструмента. Бывают же концептуальные, поисковые, рабочие, презентационные, девелоперские, наконец, макеты. Здесь же все вперемешку. Все же выставка нуждается в аналитике, иначе это просто склад предметов. Именно потому она и отражает процессы последнего времени, они также неосмысленны, спонтанны и протекают вне аналитического поля, увы.

3. 
Возможно, я слишком критичен, но не вижу ни одного события, достойного внимания. Меня не тронуло ничего из того, что сделано за последнее тридцатилетие. Но кажется, что появились на горизонте люди мыслящие, достаточно образованные и способные к рефлексии. Несколько таких бюро я знаю и очень надеюсь, что они когда-нибудь вытеснят с арены мэтров, которые благополучно похоронили всякую архитектурную жизнь и мысль в нашем прекрасном городе.


Евгений Решетов, RHIZOME
RHIZOME. Павильон-гостиная в загородном отеле «Точка на карте». Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра. Петербургская версия» в центре ArtPlay
Фотография предоставлена редакцией журнала «Проект Балтия» © Алиса Гиль

1. 
Поскольку представление макета было необходимым условием участия, мы начали раздумывать, какой из реализованных проектов хотелось бы показать. Решили остановиться на павильоне Гостиной, как на небольшом, камерном проекте, в котором есть место деталям, которые могут быть проработаны в масштабной модели. Мы осознанно делали макет таким близким к реализации, с воспроизведением материала фасадов (вплоть до игры размеров обшивки фасада) и других деталей. Забавное наблюдение: наш проект оказался чуть ли не единственным, где присутствуют человеческие фигуры. Наверное, в этом есть что-то подсознательное: мы делаем архитектуру для людей, и она оживает при взаимодействии с человеком, наблюдателем или пользователем.

2. 
Выставка очень понравилась. На моей памяти, это первая посвященная архитектуре выставка в нашем городе с таким дизайном экспозиции, качественным светом, интересной подборкой участников. Планшеты с московской части экспозиции – может быть и суховато поданная, но чрезвычайно объемная работа, связывающей в единое полотно последние (или первые) 30 лет российской архитектуры.


Алина Черейская, SA Lab
Архитектурная лаборатория SA lab. Павильон Oh, new age. Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра. Петербургская версия» в центре ArtPlay
Фотография предоставлена редакцией журнала «Проект Балтия» © Алиса Гиль

1. 
Приглашая нас к участию в выставке, Владимир Фролов обозначил, что мы – представители новой волны архитектуры и должны «перекинуть мостик в будущее». Мы выбрали формат абстрактного павильона, который не является макетом существующего проекта, а формулирует принципы проектирования SA lab – адаптивность, технологичность и релевантность времени. Название павильона Oh, new age отсылает к названию выставки Arch new age.


2. 
Выставка затрагивает знаковые объекты, но не показывает весь срез архитектуры и развития города. Получилась камерная и очень важная для 2019 оглядка. Было бы здорово показать острые существующие процессы и наметить векторы их решения.
 
3.

Глобально – это выход российских архитекторов и проектов на мировой уровень, создание лифтов и платформ для молодых архитекторов, формирование общественных пространств.


Пётр Советников, KATARSIS Architects
Архитектурная мастерская KATARSIS Architects. «Вращающаяся триумфальная арка» (проект для конкурса «Мобильный обелиск»). Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра. Петербургская версия» в центре ArtPlay
Фотография предоставлена редакцией журнала «Проект Балтия» © Алиса Гиль

2. 
Впечатления от выставки хорошие – для петербургской архитектурной жизни это очень заметное и значимое событие. Сама идея проанализировать развитие отечественной архитектуры во времени, замечательна. Особенно интересна попытка выделить важнейшие тексты за выбранный период.
Огромным прогрессом кажется одновременное экспонирование работ «молодых» бюро и «взрослых» архитекторов, как, всё-таки, частей единого процесса.

Ну и конечно, макеты – это тот формат, в котором смотреть архитектуру по-настоящему интересно.

1. 
Про выбор объекта:
Антураж выставки напоминал мавзолей, древнюю гробницу. Отсутствие естественного света (музейный свет выхватывал из темноты зала экспонаты), грубые поверхности стен, ну и конечно, отличная идея куратора Владимира Фролова с постаментами из газобетонных блоков. Вообще, погребальная тема, тема прощания как-то присутствовала. Посетитель музея, в таком случае, оказывается в роли исследователя будущего. И вот, он видит тёмный зал, застывшие макеты древних ЖК и деловых кварталов, частных домов и высотных зданий некой цивилизации прошлого. И вдруг, в давящей тишине, он замечает живое движение в дальнем конце зала – маленький макет триумфальной арки неопределимого периода создания, медленно, но неотвратимо и гордо вращается вокруг свой оси. Вот такую картину мы себе представляли.

В общем, нам кажется, что наша работа в каком-то смысле даёт ответ на вопрос «куда движется российская архитектура?», да и архитектура в целом.
 
Илья Спиридонов, Хвоя
 
Архитектурное бюро «ХВОЯ». «Первый Снег». Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра. Петербургская версия» в центре ArtPlay
Фотография предоставлена редакцией журнала «Проект Балтия» © Алиса Гиль
1.
Из наших реализованных объектов именно Дом у моря лучше всего влезает в шар, куда можно насыпать блесток. 
2.
Мы всегда рады участвовать в выставках, которые устраивает Владимир Фролов, он большой молодец, двигает светскую архитектурную жизнь, за это ему отдельный поклон. 
3.
Самый значимый проект – реконструкция Главного штаба.

Выставка продлится до 28 ноября (ближайшего четверга).
Архитектурная лаборатория SA lab. Павильон Oh, new age. Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра. Петербургская версия» в центре ArtPlay
Фотография Алены Кузнецовой

22 Ноября 2019

Похожие статьи
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Петербургский коллаж
Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра» расширена петербургским контентом. Предлагаем впечатления о ней и архитектурном процессе последних тридцати лет из первых рук – от участников.
Тучков буян: эксперты о главном парке Петербурга
Стартовал конкурс на концепцию парка «Тучков буян», а вместе с ним – страхи, сомнения и большие надежды. В рамках культурного форума архитекторы и чиновники разбирались, как подступиться к первому за долгие годы зеленому пространству, а мы приводим не самые очевидные мнения.
Новейшая эра
В июне в Музее архитектуры презентована книга-исследование, посвященная ближайшим тридцати годам развития российской архитектуры. Публикуем фрагмент книги.
Свет в окошке: попытка хронологии
Выставка «Российская архитектура 1989 – 2019. Новейшая эра» охватывает тридцать постсоветских лет, демонстрируя как общую хронологию, так и выбор экспертов – вещи, претендующие на статус лучших. Можно идти, изучать, учить даты и ахать над забытыми фактами.
Технологии и материалы
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
Сейчас на главной
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.