Андрей и Никита Асадовы: «Мы стремились сохранить объективность»

Интервью с инициаторами и вдохновителями проекта «Российская архитектура. Новейшая эра». О принципах отбора, архитектуре как объекте искусства и планах на будущее.

author pht

Беседовала:
Елена Петухова

mainImg
Идеологи проекта «Российская архитектура. Новейшая эра» Андрей и Никита Асадовы считают, что современная российская архитектура преодолела еще один исторический рубеж и заслуживает того, чтобы не только подвести итог предыдущего периода, но и обсудить планы на будущее. Мы поговорили с авторами о тематике выставки, трех ее форматах и значимости проекта как для профессионального сообщества, так и для всех интересующихся.

Archi.ru: 
30 лет – серьезная цифра для новейшей истории. Как вы пришли к идее выставки?

Андрей Асадов: Весной 1989 года при Союзе архитекторов России были организованы первые четыре архитектурные мастерские, в том числе и мастерская Александра Рафаиловича Асадова, нашего отца. Мы поняли, что это целый пласт истории, которому в этом году исполняется 30 лет, и решили подвести некоторые итоги и отследить хронику новейшей истории российской архитектуры в целом.

Никита Асадов: Нам важно было изучить эту историю и осознать, что в какой момент происходило, что ценного во всем этом было, чтобы не упустить, сохранить, и передать дальше. И самый большой вопрос – какое место в общеисторическом контексте занимает архитектура. Как мы можем использовать накопленный потенциал, приумножать и самостоятельно формулировать вектор, который было бы интересно развивать в будущем.

А.А.: За последние 30 лет российская архитектура прошла целую эволюцию, напрямую связанную с развитием страны. Наша команда, куда также вошли Елена Петухова и Юлия Шишалова, выделила основные этапы этой эволюции и проследили все взаимодействие. В основе выставки лежит масштабное исследование, благодаря которому удалось собрать вполне объективную картину.
Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра» в Музее архитектуры им. Щусева
© ARCHNEWAGE
Никита и Андрей Асадовы
© ARCHNEWAGE

Как с технической точки зрения проводилось исследование?

А.А.: Были подготовлены и разосланы опросные листы почти 300 экспертам: архитекторам, архитектурным критикам, журналистам – всем, кто связан с нашей профессией. Их просили обозначить наиболее яркие архитектурные события, лица и наиболее интересные объекты. Причем, можно было как выбирать из уже подготовленного базового списка, так и предлагать дополнительные события и постройки. Это возможностью воспользовалось большинство наших респондентов. Благодаря этой опции в фокус исследования попали многие значимые события, в том числе региональные. Затем было подсчитано количество голосов, поданных за те или иные вехи архитектурной летописи и сформирован итоговый список событий и проектов.
Коллекция авторских арт-объектов. Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра» в Музее архитектуры им. Щусева
© ARCHNEWAGE

Вы лично как-то участвовали в отборе ключевых объектов для выставки? Или то, что можно увидеть на выставке, определил какой-то рейтинг?

А.А.: Экспонируются те объекты, которые набрали больше всех упоминаний среди участников исследования.

Н.А.: Единственное, что мы оставили за архитекторами – свободу предложить тот или иной объект на выставку из числа зданий, вошедших в число лидеров опроса. Таким образом, на выставке представлены результаты двойного рейтинга – и по числу голосов в исследовании, и по значимости для самих авторов.
  • zooming
    1 / 4
    Открытие выставки «Российская архитектура. Новейшая эра» в Музее архитектуры им. Щусева. Выступление куратора выставки Андрея Асадова
    © ARCHNEWAGE
  • zooming
    2 / 4
    Открытие выставки «Российская архитектура. Новейшая эра» в Музее архитектуры им. Щусева. Выступление директора Музея Елизаветы Лихачевой
    © ARCHNEWAGE
  • zooming
    3 / 4
    Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра» в Музее архитектуры им. Щусева
    © ARCHNEWAGE
  • zooming
    4 / 4
    Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра» в Музее архитектуры им. Щусева
    © ARCHNEWAGE

Если вы не отбирали участников финальной выставки ради объективности картины, то может быть какие-то события или проекты сможете сейчас отметить субъективно?

А.А.: Конечно, большее впечатление производят свежие проекты, а более ранние воспринимаются уже спокойно, но все они являются вехами архитектурной истории. Например, некоторые из отобранных участников на выставке представлены своими ранними проектами. Но это не значит, что это было вершиной их творчества, просто был выбран объект, оказавший влияние на развитие архитектуры на тот момент и имеющий особое значение для его автора.

Мы постарались добиться объективности среза, нам было интересно, как сами участники профессионального цеха оценивают достижения своих коллег. При этом мы очень рады, что один наш объект тоже попал в тридцатку.

Этот архитектурно-исторический срез был только по Москве или по регионам России тоже?

Н.А.: По персоналиям мы не ограничивались Москвой и Петербургом, а дали экспертам возможность составить полный охват по стране. Исходя из этого сформировалась общая картина.

А.А.: И результат этого исследования наша команда решила показать сразу в трех форматах.

Например?

А.А.: Первый формат – это выставка, которая будет открыта до 16 июня в Музее архитектуры имени Щусева.

Н.А.: Через выставку мы максимально популяризируем само исследование, поэтому нам был важен выбор площадки. Музей архитектуры подошел идеально, потому что ориентирован не только на сообщество профессионалов, но и на широкую публику.
  • zooming
    1 / 6
    Коллекция авторских арт-объектов. Инсталляция по мотивам «Павильона водочных церемоний». Александр Бродский. Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра» в Музее архитектуры им. Щусева
    © ARCHNEWAGE
  • zooming
    2 / 6
    Коллекция авторских арт-объектов. Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра» в Музее архитектуры им. Щусева
    © ARCHNEWAGE
  • zooming
    3 / 6
    Коллекция авторских арт-объектов. Инсталляция по мотивам «Дома у моря». Евгений Герасимов, бюро «Евгений Герасимов и партнеры» и Сергей Чобан «NPS Tchoban Voss». Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра» в Музее архитектуры им. Щусева
    © ARCHNEWAGE
  • zooming
    4 / 6
    Коллекция авторских арт-объектов. Инсталляция по мотивам «Живописного моста». Н. Шумаков, Метрогипротранс. Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра» в Музее архитектуры им. Щусева
    © ARCHNEWAGE
  • zooming
    5 / 6
    Коллекция авторских арт-объектов. Инсталляция по мотивам МФК «Белая площадь». ABD architects совместно с APA Wojciechowski Architekci (Польша). Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра» в Музее архитектуры им. Щусева
    © ARCHNEWAGE
  • zooming
    6 / 6
    Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра» в Музее архитектуры им. Щусева
    © ARCHNEWAGE

А.А.: Ближе к концу выставки будет презентована книга, над которой работала отдельная команда под руководством Юлии Шишаловой, при поддержке Москомархитектуры и сайта архитектурного совета Москвы. Фрагменты из книги мы представляем в виде тайм-лайна –- временной шкалы, на которую нанизаны общеисторические и архитектурные события. Еще один формат – это сайт, над которым работала замечательная команда Likesisters. Помимо временной шкалы, здесь собрана уникальная коллекция видеоинтервью с участниками проекта.

Н.А.: И еще одна важная часть выставки -– это дискуссионная программа. Это более живой и интерактивный формат, где можно пообщаться как с авторами исследования, так и с авторами произведений, которые представлены на выставке. Послушать, осмыслить, задать вопросы. И это самое понятное и наглядное представление выставки – как события, в рамках которого будет прожит этот исторический отрезок и сформулирована позиция, что делать дальше.
Коллекция авторских арт-объектов. Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра» в Музее архитектуры им. Щусева
© ARCHNEWAGE

В чем вы видите смысл и пользу подобных проектов для архитектурного сообщества? Что может дать проведенное исследование профессионалам?

А.А.: На мой взгляд, всегда полезно анализировать прошедшие события, чтобы понимать, что уже достигнуто и куда все движется.

Н.А.: Мне было интересно увидеть достаточно сжатую подборку. Если до 1990 года есть уже целый ряд подборок по периодам, начиная с авангарда, заканчивая бумажной архитектурой, то попытаться сделать такую подборку за отрезок новейшей эры российской архитектуры было довольно интересно. И в том числе понять, как эти подборки возможно формировать, чтобы они были довольно объективные. Я думаю, что этот материал будет в дальнейшем востребован, потому что объективность удалось сохранить, и здесь я вижу основную ценность.
Открытие выставки «Российская архитектура. Новейшая эра» в Музее архитектуры им. Щусева. Архитекторы Михаил Филиппов, Андрей Боков и Татьяна Шавина, обозреватель Агентства новостей «Строительный бизнес»
© ARCHNEWAGE

Но у Музея архитектуры, где идет выставка, достаточно большой трафик из туристов и людей, которые не так давно начали интересоваться архитектурой. Ваша выставка как-то адаптирована для такого типа посетителей?

Н.А.: Это хорошая возможность в одном месте и за достаточно короткое время разобраться, что такое современная архитектура, что в ней появилось за последние три десятилетия, что в ней наиболее ярко и ценно с точки зрения профессионалов.

А.А.: Архитектура считается матерью всех искусств, но за последнее время восприятие архитектуры было сильно утрачено – она во многом превратилась в какой-то довесок стройкомплекса. Для нас очень важно, чтобы современная архитектура воспринималась не только как часть истории страны, но и как самостоятельный объект искусства.

Поэтому, кроме всех профессиональных рейтингов, мы постарались, чтобы выставка носила наглядный и популярный характер. Именно поэтому мы попросили авторов отобранных проектов представить свое здание в виде арт-объекта, выражающего основную мысль. Мне кажется, это наиболее привлекательная часть экспозиции – что-то загадочное, объемное, иногда даже с аудио- и видеоэффектами. Я надеюсь, такой формат будет интересен широкому кругу людей.
Коллекция авторских арт-объектов. Инсталляция по мотивам «Флигеля »Руина«. Наринэ Тютчева, бюро »Рождественка«. Выставка »Российская архитектура. Новейшая эра" в Музее архитектуры им. Щусева
© ARCHNEWAGE

Выставка будет идти месяц. А будет какое-то продолжение проекта после выставки?

А.А.: Мы надеемся, что с завершением выставки проект не закончит свое существование и задаст основу для будущего анализа в течение следующего десятилети. Из-за ограниченного времени подготовки проекта наша команда опросила далеко не всех экспертов, но это проект-конструктор, особенно его интернет-версия. Ее можно будет легко пополнять историями прошедшего времени и будущего.

Также мы хотим организовать выставочное турне проекта в регионах, в каждом из которых он мог бы пополняться своей, региональной, коллекцией лучших построек и своей историей. Очень важно охватить вниманием всю страну, не замыкаясь в столице. Посмотрим, насколько это получится осуществить, но заинтересованность со стороны Министерства культуры и самого Музея архитектуры уже есть!
 
Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра» в Музее архитектуры им. Щусева
© ARCHNEWAGE


27 Мая 2019

author pht

Беседовала:

Елена Петухова
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Технологии сохранения тепла от Realit®
Ежегодно команда Realit® развивает, модернизирует собственные разработки и выводит на рынок совершенно новые архитектурные системы в соответствии с растущими потребностями современного строительства, а также изменениями в СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003»
Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Сейчас на главной
Белая площадь
Площадь Единства в центре Каунаса из парадной территории превратилась согласно проекту бюро 3deluxe во многофункциональное общественное пространство, рассчитанное на пребывание самых разных горожан, от любителей скейтбординга до родителей с маленькими детьми.
Долгосрочная устойчивость
Архитекторы MVRDV представили проект реконструкции своей знаменитой постройки – павильона Нидерландов на Экспо в Ганновере, пустовавшего 20 лет.
Введение в параметрику
В нашей подборке: вдохновляющие ресурсы, книги, курсы и люди, которые помогут познакомиться с алгоритмической архитектурой и проектированием.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Памяти Юрия Волчка
Вчера, 6 июля, умер Юрий Волчок, историк архитектуры, ученый, хорошо известный всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется советским модернизмом. Слово – его коллегам и ученикам.
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
Клетка Фарадея
Проект клубного дома в 1-м Тружениковом переулке – попытка архитекторов разместить значительный объем на крошечном пятачке земли так, чтобы он выглядел элегантно и респектабельно. На помощь пришли металл, камень и гнутое стекло.
Цвет и линия
Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Союз искусства и техники
Интерес к архитектуре 1930-х для Степана Липгарта – путеводная звезда. В проекте дома «Amo» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге архитектор взял за точку отсчета московское ар-деко – эстетское, с росписями в технике сграффито. И заодно развил типологию квартала как органической структуры.
На краю ледника
В горах на западе Норвегии, у ледника Юстедал, заработала туристическая база Tungestølen по проекту архитекторов Snøhetta. Ее фасады обшиты деревом, обработанным по средневековому методу – как у ставкирки.
Стекло и камень
В штате Вирджиния началась реконструкция руин дома Фрэнсиса Лайтфута Ли – одного из «подписантов» Декларации независимости США (1776). Чтобы не нарушить аутентичность сооружения, все новые части, включая конструктивные, будут выполнены из стекла.
Лучшее деревянное
Названы лауреаты премии «Дерево в архитектуре 2020». Работа жюри проходила в режиме он-лайн. Представляем все награжденные проекты.
Окна на Влтаву
В ходе реконструкции пражских набережных по проекту бюро Petr Janda / brainwork у них усилилась связь с городом и возникли разнообразные социальные и культурные функции.
Слоистый урбанизм
Реконструкцией бывшего промышленного района ZOHO в Роттердаме заняты планировщики ECHO Urban Design и архитекторы Orange Architects, Moederscheim Moonen, More Architects и Studio Nauta. Там появятся 550 квартир, включая социальное жилье.
Обратный отсчет
Проект мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» для московского Ленинградского проспекта: самое высокое здание в портфолио бюро и развитие традиций сталинской архитектуры.
Дворец спорта в Томске
Проект реконструкции Дворца зрелищ и спорта на окраине Томска предполагает трансформацию крытого катка, реализованного в 1970 году, с сохранением ядра, обстройкой с трех сторон и 8-этажной пластиной гостиницы.
Лучшая страна в мире
В Хельсинки названы 15 лучших построек финских архитекторов – результат очередного смотра-биеннале, который проводят национальные музей архитектуры и ассоциация архитекторов, а также фонд Алвара Аалто.
Допожарный классицизм
По проекту «Гинзбург Архитектс» отреставрирован особняк бригадира А.П. Сытина – редкий памятник московской деревянной архитектуры начала XIX века.
Пресса: «Люди спрашивают, не Марсу ли, богу войны, он посвящен?»
Историк архитектуры Сергей Кавтарадзе объясняет, чем хорош и чем плох храм Минобороны, открытый в Подмосковье. 14 июня в подмосковной Кубинке прошла церемония освящения Главного храма Вооруженных сил России. Настоятелем нового храма стал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Внешний вид храма Минобороны удивил многих — его раскритиковали в соцсетях, за мрачность сравнивая с объектом из игры Warhammer.
Приручение модернизма
Из жесткого образца позднесоветского градостроительства, эспланады между так и оставшимся на бумаге музеем Ленина и Горсоветом, площадь Азатлык в Набережных Челнах благодаря проекту бюро DROM превратилась в привлекательное, многофункциональное и полицентричное общественное пространство.
Идеальный план
Круглый дом теперь есть не только в Матвеевском, но и в Лозанне: общежитие Vortex из бетона и дерева на 1000 студентов с пандусом длиной почти 3 километра по проекту архитекторов Dürig AG и IttenBrechbühl опробовали в этом январе участники III Зимней юношеской Олимпиады.
5 «дистанционных» экскурсий по знаменитым зданиям:...
Экскурсия по «двойному дому» Фриды Кало и Диего Риверы, игра «в современное искусство» от Центра Помпиду, видеотур по монастырю Ле Корбюзье, а также пятиминутные прогулки по проектам Ф.Л. Райта и виртуальный «Лего-дом» от BIG.
Пресса: Урбанистика на карантине. Как строить город после...
В новейшей истории мало периодов, когда такое количество людей одновременно переживали потребность в альтернативе. Сейчас речь идет о тиражировании советского стандарта индустриального жилья на столетие вперед. Если его что и может победить, то именно вирус.
Метро у моря
Две станции метро в новом жилом и офисном районе Копенгагена Норхавн – в северной части порта. Авторы проекта – бюро COBE и архитектурное подразделение Arup.
Можно ли спасти арку?
Поговорили об «Арке Артплея» 1865 года с Ильей Заливухиным, Михаилом Блинкиным и Рустамом Рахматуллиным. Итог – три совершенно разные позиции.
«Тяжелое наследие» и его «нейтрализация»
В городке Браунау-ам-Инн на севере Австрии завершился архитектурный конкурс: дом XVII века, где родился Адольф Гитлер, будет превращен в отделение полиции по проекту Marte.Marte Architekten. Рассказываем о предыстории и обосновании этого проекта и публикуем интервью с партнером бюро Штефаном Марте.
Белый город
В проекте для южного региона России бюро ОСА использует многослойные фасады, играющие на образ курортной архитектуры, и в русле самых современных тенденций перемешивает социальные группы жильцов.
Шоколадные стены
Общественный центр с большим внутренним двором по проекту Taller Mauricio Rocha + Gabriela Carrillo в историческом центре мексиканской Куэрнаваки рассчитан на репетиции любительских оркестров, тренировки футболистов и курсы фотографии.
Отражая солнце
Дом Сергея Скуратова в Николоворобинском срежиссирован до мелких нюансов. Он адаптирует три исторических фасада, интерпретирует ощущение сложного города, составленного из множества наслоений, – и ловит солнце, от восточного до западного.
Часть целого
5 июня были объявлены лауреаты Архитектурной премии Москвы. В числе победителей – проект школы в Троицке на 2100 учеников со своей обсерваторией, IT-полигоном, музеем и оранжереей на крыше.
Пожарный цвет
Пожарная часть в Антверпене по проекту бюро Happel Cornelisse Verhoeven фасадами из красного глазурованного кирпича сразу сообщает прохожему о своей важной функции.
Архитектура как педагогика
Еще одна частная школа, в которой Архиматика реализует концепцию эстетического образования и ищет новую традицию: объединяя скандинавский и советский опыт, обращаясь к предметам искусства и внедряя энергоэффективные технологии.
Фантазия о дикой природе
На кампусе компании Vitra в Вайле-на-Рейне, в знаменитой «коллекции» зданий звездных авторов – пополнение: там создают сад по проекту Пита Аудолфа.