Билет на праздник: архитекторы о WAF-2018

В конце ноября прошел очередной фестиваль WAF. На этот раз в Амстердаме. Говорим с восемью российскими участниками, вошедшими в шорт-лист и презентовавшими свои проекты. В том числе и с Никитой Явейном, победителем в номинации Культура-Проект.

mainImg
Всемирный архитектурный фестиваль WAF проходит больше десяти лет: его история началась в Барселоне, затем фестиваль перебрался на противоположную сторону Земли в Сингапур, вновь вернулся в Европу, погостил пару лет в Берлине. Теперь WAF прошел в Амстердаме.

В 2018 году «Лучшим зданием года» стал многофункциональный жилой комплекс “Kampung Admiralty” в Сингапуре с роскошными висячими садами на многоуровневых террасах и кровле, построенный по проекту бюро WOHA.
Экспозиция WAF-2018. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой
Обладатель премии "World Building of the Year 2018« – жилой комплекс »Kampung Admiralty" в Сингапуре. Бюро WOHA. Фотография предоставлена пресс-службой WAF-2018
Обладатель премии "World Building of the Year 2018« – жилой комплекс »Kampung Admiralty" в Сингапуре. Бюро WOHA. Фотография предоставлена пресс-службой WAF-2018

Лучшим в категории “Future Project of the Year” стал проект парка “Medellin River Parks” в городе Меделлин, Колумбия, генеральный план которого был разработан Себастьяном Монсалве и Хуаном Давидом Ойосом.
Обладатель премии “Future Project of the Year 2018” – парка “Medellin River Parks” в городе Меделлин, Колумбия. Проект Sebastian Monsalve + Juan David Hoyos. Фотография предоставлена пресс-службой WAF-2018

Обладателем звания «Лучший ландшафт года» стала терренкурная тропа в горах под Барселоной по проекту Batlle i Roig Arquitectura
Обладатель премии “Landscape of the Year” – пешеходная тропа под Барселоной, Испания по проекту Batlle i Roig Arquitectura. Фотография предоставлена пресс-службой WAF-2018

Полный список всех победителей WAF-2018 представлен здесь.
***
 
Несложно представить, что речь идет о тысячах претендентов, которые априори различаются по стилистике, масштабу, бюджету и еще множеству параметров, определяющих уровень развития региональных архитектурно-строительных рынков Европы, Азии, Северной и Южной Америк, Австралии и Африки. Разработать эффективную систему сбора, предварительной экспертной и финальной оценки всего массива проектных материалов – титаническая задача, равно как и подготовка собственно фестиваля. Надо отдать должное организаторам – с обеими миссиями они справляются и достаточно успешно. В базе организаторов более 130 тысяч архитекторов, число заявок растет с каждым годом. Так, в 2018 году было подано полторы тысячи заявок, из которых эксперты отобрали 536 проектов и построек для финальных презентаций в Амстердаме.
Виртуальная экспозиция проектов-финалистов WAF-2018. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой
Экспозиция WAF-2018. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой

Интересна статистика участников WAF. Больше всего заявок – 37% поступило от европейских архитекторов. Следом, с небольшим отрывом, идут азиатские бюро (29%). Затем уже существенно меньший процент (13%) показывают участники из Австралии и Новой Зеландии. Достаточно неожиданным выглядит результат североамериканских и канадских архитекторов – всего 7% от общего числа. Вероятно, это тот ресурс, который организаторам предстоит освоить, не исключено, что посредством очередного переезда – слухи о такой вероятности ходят уже давно. По 3% дают Турция, Средняя Азия, Африка, Центральная и Южная Америки. Предметом особой гордости можно считать впервые появившуюся в статистических данных Россию – 2% от общего числа участников.
Экспозиция WAF-2018 и интерьерного конкурса INSIDE. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой
WAF-2018. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой
WAF-2018. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой

Расчет на амбициозность и веру каждого архитектора в свои силы срабатывает, даже с учетом значительной цены на билет. Благодаря сочетанию креативности и прагматизма фестиваль существует в основном за счет самих архитекторов, которые мало того что платят немногим менее тысячи евро за поданный на конкурс проект, так еще в случае удачи – выхода в шорт-лист конкурса, оплачивают два билета на фестиваль еще по полторы тысячи каждый. Такой высокий ценник, с одной стороны, служит гарантом качества присылаемых на конкурс проектов – автор должен быть достаточно уверен в нем, чтобы пойти на такие траты, с другой стороны, служит «подушкой безопасности» для организаторов на случай сложностей с привлечением коммерческих партнеров.
WAF-2018. Специальная экспозиция “Material Dictrict”. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой
Экспозиция “Architecture Drawing Prize” на WAF-2018. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой
Экспозиция “The Architectural Photografy Awards” на WAF-2018. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой
Лекция Дэвида Аджайе. WAF-2018. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой
Презентация проекта музея Zeitz MOCAA, Кейптаун,ЮАР, бюро Heatherwick Studio. Проект победил в номинации “New and Old Completed Buildings”. WAF-2018. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой

Как и на всяком соревновании, где имеет место личное участие, артистизм и мастерство подготовки и подачи материала имеет огромное значение в финале WAF. Разумеется, оно не перекрывает в глазах профессиональных членов жюри, в число которых как правило входят лауреаты прошлых конкурсов, качества архитектурных решений, но оказывает существенное влияние на оценки судей. Главным образом срабатывает четкость подачи основных проектных решений, расстановка акцентов на тех аспектах, которые считаются на WAF наиболее важными для современной социально- и эко-ответственной архитектуры. Так что презентации проектов на фестивале представляют собой нечто среднее между выступлением на шоу «Got talent» и защитой докторской диссертации за 15 минут. В результате, архитекторы соревнуются не только в архитектурных решениях, но и в артистизме и конформизме, точнее в способности ярко и убедительно продемонстрировать и доказать свою приверженность тем принципам, которые исповедуются на WAF.
zooming

Несмотря на объективные сложности, прежде всего связанные с необходимостью презентации проектов на английском языке, наши соотечественники уверенно выходят на международную арену и с каждым годом все убедительнее представляют на ней российскую архитектуру. В этом году их число достигло рекордной цифры – 13 проектов. Подробнее о проектах-финалистах можно прочитать здесь. Более того, для ряда бюро участие в фестивале стало частью политики pr-продвижения и развития презентационных навыков сотрудников.

Мы побеседовали с несколькими участниками и гостями WAF-2018 и попросили их поделиться своими впечатлениями о фестивале, о том, что они оценивают позитивно, а что, напротив, хотели бы изменить. 
***
 
Открывает нашу подборку комментарий Никиты Явейна, российского триумфатора WAF-2018. На этот раз «Студия 44» победила в номинации «Культура. Проект» с концепцией Музейно-выставочного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда».
 
Экспозиция WAF-2018. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой
Никита Явейн
Студия 44 
 
«Наш опыт участия в нескольких WAF: в Сингапуре, дважды в Берлине и вот теперь в Амстердаме, позволяет оценить особенности формата и вектор развития фестиваля. Это достаточно специфическое мероприятие, в котором смешиваются глобальные тенденции, региональные амбиции и коммерческий расчет. На фестиваль влияют место проведения и мировые архитектурные тренды. Азиатский WAF был самым массовым. Не знаю, что тому причиной, пространство или активный интерес со стороны местного профессионального сообщества, но столько людей, сколько было в Сингапуре, я больше не видел ни разу. Переезд в Европу сделал атмосферу фестиваля более спокойной, менее претенциозной. По-прежнему много участников из Азии и Африки, но общее впечатление стало более камерным. Возможно, это произошло из-за того, что здесь WAF вынужден конкурировать с европейскими архитектурными премиями, в первую очередь с премией Миса ван дер Роэ.

За прошедшие несколько лет изменился состав участников Всемирного фестиваля. Как-то незаметно исчезла категория «архитектурных звезд». Прежние либо умерли, либо отошли от дел и больше не проектируют, а к нынешним лидерам профессии этот статус как-то мало применим. Даже слово «звезда» в отношении избранных архитекторов, по-моему, продолжает использоваться только в России. Практически отсутствуют ярко выраженные тенденции и абсолютные лидеры. И в этой ситуации, WAF работает как зеркало, отражающее общую размытость ориентиров.

Даже хорошо известная ориентация WAF на социально-ответственную и «зеленую» архитектуру больше не работает. Каждый участник теперь делает акцент на этом в своей презентации, нередко спекулируя на эко- и соц-тематике. В результате, жюри приходится внимательно отслеживать искренность и правдивость использования этих принципов в презентуемых проектах. И делают это на раз, задавая вопросы, проверяющие, правда ли ты веришь в эти принципы и насколько последовательно их применяешь.

Можно сказать, что сейчас к обязательным элементам презентации относится рассказ об исследовательской составляющей, что несколько высушивает подачу, но дает возможность разобраться во «внутренней кухне» бюро.

Особенно четко отсутствие доминирующих тенденций и критериев прослеживается при выборе «Лучшего здания» и «Лучшего проекта года», где срабатывает обычное правило поиска баланса между точками зрения разных судей. Это, как правило, политика. А вот в судействе отдельных номинаций шанс на нетривиальное, смелое решение еще сохраняется. И эта игра в «орел-решка» – самое интересное. Здесь имеет значение, в какой номинации, в какой компании казался проект и кто будет в жюри.

Нам в этом плане нам не очень повезло. Мы представляли проект музея «Оборона и блокада Ленинграда» в номинации «Культура. Проект», которая была самой массовой – 16 проектов. Конкуренция между проектами была очень сильной. Я думаю, что в нашу пользу сработала неожиданность, необычность стилистики и образности нашего проекта, что всегда цениться очень высоко. Я уже не раз видел на WAF презентации мемориальных проектов и чаще всего они вызывали напряжение у жюри, поскольку ставка в них делалась на сильный эмоциональный подтекст и члены жюри чувствовали, что ими пытаются манипулировать. Мы сознательно не педалировали тему блокады, сфокусировавшись на оригинальности подхода к формообразованию и образе защищающегося и прорывающегося наружу города в виде домов, расставленных по кругу. Нам было важно донести мысль, что в нашем случае образ напрямую связан с функцией. И также визуально сдержанно мы подошли к изобразительному ряду и видеоролику, который чем-то напоминает компьютерную игру.

При этом наша сдержанность создавала сильную ассоциативную и эмоциональную реакцию. И уже во время презентации мы почувствовали отклик со стороны членов жюри и аудитории. Это стало понятно и по вопросам, которые нам задавали судьи и особенно по той реакции, которая последовала после окончания презентации К Ивану Кожину и Илье Григорьеву, которые рассказывали о проекте, подошли с поздравлениями человек десять архитекторов из Китая, Канады, Турции, Ирана и других стран. И на следующий день, посетители WAF узнавали их и поздравляли с сильным выступлением и победой в номинации.
Презентация проекта музея «Оборона и блокада Ленинграда». Иван Кожин, Илья Григорьев, Никита Явейн. «Студия 44». WAF-2018. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой
Визуализация к проекту музея «Оборона и блокада Ленинграда». Предоставлено «Студия 44»



Также восторженная реакция и поздравления были адресованы Алене Амелькович, которая представляла проект Образовательного центра «Сириус» и справилась с этой задачей блестяще, несмотря на то, что впервые участвовала в WAF.
Презентация проекта образовательного центра «Сириус». Алена Амелькович. «Студия 44». WAF-2018. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой
Презентация проекта образовательного центра «Сириус». Алена Амелькович. «Студия 44». WAF-2018. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой

У нас складывается неплохая статистика. Мы посчитали, что из девяти поданных на фестивальный конкурс проектов три стали победителями в своих номинациях. Думаю, мы и дальше будем участвовать, подавая один-два проекта, что позволяет качественно подготовиться и обязательно будем привлекать к презентациям наших молодых архитекторов, для которых выступление на WAF дает бесценный опыт и повышает презентационные навыки».
***
 

 
Бюро SPEECH – один из постоянных участников фестиваля WAF, в этом году подало на конкурс сразу пять проектов и все они вышли в финал, что делает мнение руководителя бюро Сергея Чобана о значении WAF для архитектурной практики в России особенно ценным.
 
zooming
Cергей Чобан
SPEECH

«У фестиваля WAF есть своя специфика, в первую очередь, связанная с платным для архитекторов участием, а также с известным дефицитом возможностей для поиска и общения с потенциальными заказчиками – по сравнению с MIPIM или EXPOREAL. На мой взгляд, эти особенности предопределяют отношение к WAF со стороны многих западных коллег. Поэтому так мало, например, немецких бюро подает свои проекты на конкурс. И если бы я работал только в Германии, скорее всего я бы не участвовал в нем. Но в России, начиная с самых первых фестивалей в Барселоне, когда российские архитекторы начали подавать свои проекты и выходить в шорт-листы, в отношении WAF сложился определенный пиетет. С каждым годом количество российских участников увеличивается, одновременно растет значение выхода в шорт-лист или победы в номинации. Это служит подтверждением достаточно высокого статуса WAF в российском архитектурно-строительном сообществе. Поэтому наше бюро участвует и будет продолжать участвовать в фестивале.
Презентация выставочного павильона. Сергей Чобан. SPEECH. WAF-2018. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой
Презентация проекта офисного комплекса на 2-ой Брестской улице. Сергей Чобан. SPEECH. WAF-2018. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой

Единственное, что я планирую изменить – это сам формат презентации наших проектов. Уверен, что участие в подобном статусном событии и возможность представить международному жюри наши проекты будет очень полезна для молодых сотрудников нашего бюро. Это даст им возможность обкатывать свои знания английского языка, а главное – свои навыки публичной презентации и защиты проектных решений. Более того, я считаю, что и для офиса SPEECH важно развивать момент сопричастности сотрудников к успехам компании, а также принадлежности к мировому архитектурному сообществу, которое здесь, безусловно, чувствуется.
Презентация комплекса «Башня «Федерация». Сергей Чобан. SPEECH. WAF-2018. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой

Из особенностей WAF, которые я могу отметить как положительные, выделю внимание к небольшим проектам и социальным аспектам, что позволяет привлечь, за счет призов и пиара, внимание СМИ к тем темам и концепциям, которые могли бы из-за своего скромного масштаба и бюджета остаться незамеченными.

Тем не менее мы при выборе проектов для подачи на конкурс WAF руководствуемся скорее соображениями важности и интересности того или иного проекта для нас самих, а, может быть, не конъюнктурой WAF. И надеемся поступать так и в дальнейшем».
***
 
Российские бюро чаще всего выставляют на WAF проекты. Реализации встречаются редко, особенно в таких специфических номинациях как «Объекты здравоохранение». Но открывшийся в сентябре первый корпус Медкластера в ИЦ Сколково стал для бюро Асадова пропуском в финал WAF-2018.
 
zooming
Андрей Асадов
АБ ASADOV

«У меня был большой промежуток между нынешним и предыдущим участием в WAF. В 2010 году мы защищали в Барселоне футуристические проекты островов и парящих отелей, а в этом году показали реализацию инновационного медицинского центра в Сколково. Я не был в Сингапуре и Берлине, поэтому мне сложно оценивать тот путь, который фестиваль прошел за эти годы. Главное – это неизменный формат, показ архитектуры через презентации самих авторов, без традиционной выставки. Вместо представления проектов в виде картинок, здесь весь фокус внимания сосредоточен на вербальной презентации. Конечно, организаторы предусмотрели интерактивные экраны, куда загружены все проекты из шорт-листа и каждый желающий может посмотреть их в большом формате на мониторах или у себя на смартфоне. С одной стороны, на бумажных планшетах смотреть архитектуру удобнее, но, с другой, такие выставки слишком ресурсоемки и не очень эффектны. А главное – планшеты совершенно не дают того мощного эффекта, которое гарантирует личная презентация автора проекта перед жюри. То, что в течение трех дней можно услышать множество выступлений именитых архитекторов, руководителей топовых бюро, узнать, как рождалась и эволюционировала идея, какие важные моменты и акценты выделяет сам автор, заглянуть на архитектурную кухню, узнать множество подробностей за 10 минут представления проекта, мне кажется самым ценным. Здесь архитекторы рассказывают архитекторам о своей работе и отвечают на сугубо профессиональные вопросы. Это какой-то особый процесс, дающий ощущение сопричастности и профессионального единения. Приятно, что архитекторы не теряют интерес к фестивалю. Несмотря на критические отзывы, количество участников только растет».
Презентация первой очереди Медицинского кластера в ИЦ Сколково. Андрей Асадов. Бюро ASADOV. WAF-2018. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой
Первая очередь Международного медицинского кластера в ИЦ Сколково. Проект компания Транзумед, бюро ASADOV. © Андрей Асадов
***
 
Еще один опытный участник WAF, бюро Wowhaus, в этом году представил на конкурс провокационный проект реконструкции московского монорельса, оказавшийся в номинации «Мастер-план».
zooming
Анна Ищенко
WOWHAUS

«Наше бюро участвует в WAF не первый раз. И самое главное впечатление – российских проектов и российских архитекторов на WAF становиться все больше, что не может не радовать. Конечно, мало призов нам пока достается. И тут я бы хотела отдельно поздравить Никиту Явейна с его блестящей победой с проектом Музея блокады, в котором великолепная архитектура соединена с социально и культурно значимой темой. Для WAF это беспроигрышное сочетание. Как любое современное культурное мероприятие, архитектурный фестиваль подвержен определенным политическим влияниям. Здесь нередко приоритет получают проекты, в которых социальный аспект превалирует над проектным. Но случае с Музеем блокады соединилось все и жюри не могло не отдать победу лучшему проекту в номинации.
Презентация концепции «Монорельс». Анна Ищенко. Анастасия Измакова. Wowhaus. WAF-2018. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой

К сожалению, приходится признать, что участие в фестивале все-таки слишком дорого и организационно сложно для многих российских архитекторов. И если с финансовым вопросом еще можно разобраться, то презентация на английском языке по-прежнему остается камнем преткновения. Тем не менее, мне бы очень хотелось, чтобы как можно больше российских архитекторов, и в первую очередь, рядовых архитекторов, а не только руководителей, смогло приехать сюда и принять участие в этом событии, послушать презентации, увидеть весь диапазон представляемых проектов. Понятно, что все смотрят картинки в Интернете, но для того, чтобы почувствовать профессиональную повестку дня, важно видеть, как подаются проекты, как они презентуются, как расставляются акценты. Мы в бюро обязательно будем продолжать участвовать в WAF и привлекать к презентации проектов их авторов – наших сотрудников, чтобы они смогли окунуться в эту атмосферу, общаться, смотреть и слушать».
Проект реконструкции Московской монорельсовой дороги. © Wowhaus
***
 
Бюро Archimatika последовала достаточно распространенному сценарию и после гостевой разведки в прошлом году в 2018 подало на конкурс сразу три проекта, один из которых вышел в шорт-лист.
 
zooming
Александр Попов
АРХИМАТИКА

«В прошлом году мы приезжали на WAF в Берлин как гости. Нам очень понравился формат конкурса и состав финалистов. В шорт-листе не было «балласта», только достойные и интересные проекты, какие-то спорные, но абсолютно все – качественные и актуальные. Мы решили участвовать и в этом году послали три проекта, один из которых вышел в финал. В Амстердам мы приехали уже как участники, чтобы представить членам жюри наш проект мультифункционального жилого комплекса «Smart Plaza», который успел сменить маркетинговое название и на момент защиты проекта уже назывался «White Lines». Мы прошли через «горнило» непростых и зачастую провокационных вопросов, которыми сопровождается каждая защита проекта в финале WAF. Открытое обсуждение, когда ты можешь получить от коллег обратную связь, понять реакцию на свою работу, может быть даже увидеть какие-то ее слабые места – выгодно отличает этот конкурс от всех остальных, где оценка и обсуждение проектов происходит за закрытыми дверями и авторы могут так и не узнать, почему одну работу наградили, а другую нет.

Мы тщательно подготовили нашу презентацию, учтя впечатления от защит проектов на берлинском WAF, в которых авторы и члены жюри обращали особое внимание на то, каким образом объект влияет на город, как он помогает в решении каких-то урбанистических или социальных задач. Наш комплекс объединяет жилье, офисы, торговлю и развлечение. И мы специально подготовили исследование нашей аудитории, тех людей, которые будут жить или посещать наш комплекс, на предмет того, какие сервисы нужны им и включили их в программу проекта. Результаты исследования мы также использовали при разработке планировок квартир, которые сразу начали раскупаться на рынке. Обо всем этом мы подробно рассказали в презентации, сознательно чуть подсократив презентацию архитектурно-планировочных решений, тем самым спровоцировав жюри на вопросы об этом, чтобы избежать углубления в те области, где нам было бы немного сложнее пояснить наши решения на английском языке.
Проект мультифункционального жилого комплекса «White Lines" © Archimatika

Тем не менее, мы проиграли, но проиграли очень достойному конкуренту – офисному комплексу от бюро Aedes. Это, конечно, пока не уровень нашего рынка. Нет достаточных ресурсов, чтобы реализовать такие смелые решения, со сложнейшей пространственной организацией и распределением функций по высоте.
Если говорить о трендах, которые чувствуются на WAF, то самый главный – это непохожесть, неповторяемость. Когда перед тобой проходят сотни проектов со всего мира, многие из которых так или иначе используют удачные приемы, которые ты уже видел и хорошо знаешь, особую ценность и значение приобретают уникальные решения, учитывающие и отвечающие на свои актуальные вызовы, а не просто утилитарно решающие те или иные расхожие задачи. Очень интересно фиксировать эти приемы, но не для копирования, а для того, чтобы не повторять их в своих проектах.

Фестиваль развивается, также как развивается вся мировая архитектура. Все изменения, произошедшие в глобальном масштабе, прекрасно видны и считываются на WAF. Я считаю, что это его самое сильное место. Мы для того и собираемся, чтобы ощутить, что поменялось, посмотреть, что нового возникло. Мы можем с чем-то быть согласны, мы можем говорить, что нам больше нравится то, что было несколько лет назад, но архитектор должен знать и понимать, что происходит в профессии в мировом масштабе».
***
 
Представители бюро DNK ag в этом году впервые посетили WAF, поэтому их впечатления о фестивале особенно ценны.
 
zooming
Наталья Сидорова
DNK ag

«Это наш первый WAF. Конечно, мы много слышали о фестивале от друзей, принимавших в нем участие или приезжавших, как гости. Личное впечатление отличается от того, как это представлялось заочно. Меньше пафоса и больше профессионализма. Приятно, что много знакомых лиц, не только российских архитекторов, но и известных западных коллег.

Что не совсем понравилось – отсутствие выставки проектов, на которой можно было бы посмотреть и сравнить конкурирующие работы. К сожалению, электронный формат, в виде виртуального каталога на одном экране, не так удобен.

Сильное впечатление произвели презентации проектов из шорт-листа. Только и успевали следить за расписанием и переходить из одного павильона в другой, в 17 павильонах одновременно шли защиты в течение всего фестиваля и выбор иногда был сложным. Интересно смотреть презентации сами по себе. Как каждый автор подает свою идею и свою работу. Некоторые ищут какие-то неожиданные ходы, кто-то просто представляет подборку картинок. Но, помимо визуального ряда, большое значение имеет, насколько убедительно автор рассказывает о проекте и отвечает на вопросы. Важное и ценное впечатление, что проекты представляют и оценивают настоящие профессионалы, это чувствуется по уровню подачи, тематике и детализации обсуждения.

Нам показалось, что на WAF в большей степени выбор жюри не всегда зависит от архитектуры как таковой, а от темы, социальной, экологической направленности проекта, много значит его региональная составляющая – стараются, чтобы все регионы были охвачены. Есть конечно «звездные» проекты, как например музей в Кейптауне Томаса Хезервика, который не мог не победить в разделе «старое и новое». Но никому не известный проект здесь тоже может победить, если в проекте будут все необходимые составляющие и автор сможет убедительно рассказать о заложенных в проект идеях и смыслах и «расклад» в номинации окажется удачным.

На фестивале каждый может найти что-то свое, но все говорят об очень понятных вещах: о том, что в проектах удалось сделать, а что нет. Это и есть наши профессиональные проблемы, о которых все архитекторы думают, говорят и решают».
***
 
Успешная российская компания RTDA впервые приняла участие в WAF и сразу же вышла в шорт-лист с проектом развития кампуса Московского университета, попавшего в номинацию «Образование».
zooming
Дина Дридзе
RTDA

«Мы впервые участвуем в WAF, честно говоря, ожидали от фестиваля немного другого и по части работы с выставочным пространством и стендами, а также по части организации презентаций. WAF выглядит достаточно демократичным и менее пафосным чем, например, МИПИМ. При этом, на мой взгляд, на архитектурном фестивале могло бы быть больше архитектуры, для которой все остальные элементы экспозиции: стенды партнеров, выставки лауреатов параллельных премий и так далее – воспринимались бы как сопутствующий формат.

Что касается презентаций, то этот и без того непростой процесс, когда вы за 10 минут должны рассказать о проекте все самое главное и еще за 10 минут ответить на придирчивые вопросы членов жюри, был сильно усложнен отсутствием звукоизоляции между павильонами, в которых проходили защиты и общим выставочным залом. В результате, было крайне сложно сконцентрироваться и не отвлекаться на раздающиеся со всех сторон, пусть и приглушенные, голоса и музыку. Но мы справились! И получили очень благожелательный отзыв жюри о нашей работе.
Презентация мастер-плана кампуса Московского Университета на Воробьевых горах. Марина Лепешкина, Дина Дридзе. RTDA. WAF-2018. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой

Организаторы очень ответственно подошли к вопросам технической подготовки, предусмотрев обязательный для всех прогон презентаций перед началом каждого фестивального дня. А также четко соблюдали тайминг, отпущенный на презентации проектов. Это было особенно удобно не только для спикеров, но и для зрителей, которые могли распланировать свое время и успеть на все интересующие их презентации.

Еще мне очень понравилось профессиональное жюри. Иметь возможность рассказывать о своем проекте коллегам и видеть их заинтересованность и глубокое понимание тех вопросов и проблем, которые нам пришлось решать – для меня это просто праздник. Мы часто представляем проекты на разных мероприятиях и привыкли к тому что сначала реагируют на эффектную графику и только потом углубляются в содержание. Здесь все было иначе. Члены жюри были прекрасно подготовлены, знали проекты, которые презентуются, и знали, о чем спрашивать авторов. Это был разговор на высоком профессиональном уровне.
Презентация мастер-плана кампуса Московского Университета на Воробьевых горах. Марина Лепешкина, Дина Дридзе. RTDA. WAF-2018. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой

По рекомендации технического комитета фестиваля наш проект попал в номинацию Образовательные проекты. Мы конечно не спорили, так как предполагали, что видимо есть еще несколько аналогичных по масштабу проектов и готовились к серьезному обсуждению градостроительных вопросов.

В этой номинации мы попали в шорт-лист, что само по себе достижение! Только оказалось, что все конкурирующие с нами проекты находятся на стадии объемного проектирования и очень небольшие в сравнении с кампусом МГУ. Мы с нашими 240 га научно-технологической долины МГУ и прилегающих территорий смотрелись рядом с другими проектами в номинации «Образование» как бегемот среди цапель. Тем не менее и жюри, и зрители отнеслись к нашему проекту с заинтересованностью и позитивом. Особенно было приятно, что практически все российские участники WAF пришли нас поддержать.
Мастер-план научно-технологической долины МГУ © RTDA при участии НИИПИ Генплана Москвы

Я думаю, мы будем продолжать участвовать в WAF, представляя проекты в различных номинациях. У нас в бюро сейчас в разработке несколько очень интересных и социально значимых проектов, так что, думаю, будет что показать».
***
 
В этом году новое поколение российских архитекторов на WAF представляла команда бюро IND Architects, подавшая два заявки в номинации «Конкурсные проекты». Обе они вышли в финал, так что команде пришлось конкурировать не только с иностранными коллегами, но и самим с собой.
zooming
Амир Идиатулин
IND architects

«Поездка на WAF-2018 в качестве участников – настоящий вызов для студии, и мы его приняли. В шорт-лист премии попали два наших проекта – концепция станции метро «Кленовый бульвар», недалеко от парка Коломенское в Москве и проект редевелопмента водонапорной башни в Подмосковье.

Команда IND Architects начала готовиться к презентации проектов на WAF-2018 за полгода до события. Прошлый опыт посещений WAF показал, что презентации участников – это не просто рассказ о проектах, а настоящее шоу. Чтобы свободно и уверенно выступить, я, например, брал дополнительные уроки английского языка и поработал с преподавателем сценического мастерства.

На подготовку 15-минутной презентации, включая специально смонтированные ролики, ушло 3-4 месяца. Первую часть посвятили анализу и истории каждого из проектов. Затем рассказали об образной составляющей наших решений, включая важные детали и технические нюансы. Далее следовал видеоряд, дающий представление об объекте в разных ракурсах с параллельными комментариями авторов о пространственных решениях и функциональном наполнении.

Мы получили огромный заряд энергии и вдохновения для дальнейшей работы. На WAF творится архитектура будущего. В одном пространстве сконцентрированы лучшие проекты мирового уровня, здесь же можно пообщаться с их авторами. Нам было важно получить обратную связь по нашим проектам и понять, в какую сторону развивается современная мировая архитектура».
Презентация конкурсного проекта реконструкции водонапорной башни. Амир Идиатулин. IND architects. WAF-2018. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой
Проект реконструкции водонапорной башни. © IND architects
Проект станции метро «Кленовый бульвар». © IND architects
***

14 Декабря 2018

Похожие статьи
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
Иван Кожин: «Осознание себя архитектором приходит...
После триумфа проекта «Музей обороны и блокады Ленинграда» на WAF 2018 мы встретились с его главным архитектором и партнером «Студии 44» Иваном Кожиным, чтобы поговорить об особенностях работы в крупнейшем бюро Санкт-Петербурга, лидерстве, мечтах и ответственности архитектора
Архитектура здоровья
Авторы первого корпуса Медицинского кластера, открывшегося в сентябре 2018 года в ИЦ «Сколково», бюро Асадова и компания Transumed нашли оригинальные решения для объектов здравоохранения, предложив новую типологию архитектуры здоровья
Билет на праздник: архитекторы о WAF-2018
В конце ноября прошел очередной фестиваль WAF. На этот раз в Амстердаме. Говорим с восемью российскими участниками, вошедшими в шорт-лист и презентовавшими свои проекты. В том числе и с Никитой Явейном, победителем в номинации Культура-Проект.
WAF: российские проекты
В шорт-лист премии Всемирного фестиваля архитектуры WAF-2018 вошли тринадцать российских проектов от семи архитектурных бюро. Мы поговорили со всеми номинантами о проектах и о том, зачем им фестиваль.
Технологии и материалы
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
Сейчас на главной
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.
Дикие травы
Для дома в Тверской области Easybureau спроектировало так называемый малоуходный сад: неприхотливые растения-«бунтари» осваивают пространство с некоторой долей непредсказуемости и создают живописный ландшафт, не требуя частого вмешательства человека. Посадки дополняют две лужайки, огород из бетонных колец-грядок, костровище, а также уголок нетронутого леса с подберезовиками.
Образ твой, IZBA
Образовательный проект #ARСHSTARTAP подвел итоги летнего воркшопа для студентов. Работали над реальными площадками для муниципий и компаний. Показываем те проекты, которые оказались лучше других представлены визуально.
От общего к частному
Бюро KRUG, работающее в смешанном стиле современного урбанромантизма, подарило Владикавказу замечательный интерьер ресторана DAN, способного конкурировать даже с модными местами двух столиц.
Прием у сыроделов
Студия Makedesign разработала концепцию комплекса для проживания сотрудников и гостей завода по производству свежих сыров, расположенного в Брянской области. Комплекс объединяет квартиры и блокированные дома, а также общие пространства для отдыха, открывающие виды на долину. Ресторан с дегустационным залом и выходом на террасу стал ядром центра гостеприимства.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Импульсный ритм
Жилой комплекс «Импульс» в Екатеринбурге – интересен выразительной формой, которая выдает нетривиальный способ мышления авторов, DIALECT Architects. Глядя на проект, можно подумать, что его идея принадлежит иностранцам, точнее даже голландцам – тут и прагматизм, и выверенность, и соответствующая эстетика.
Дальневосточный урбанизм
Лауреатами премии «УрбанВэй 2025», итоги которой подвели на одноименном международном форуме в октябре во Владивостоке, стали как новые, так и известные проекты. Например, музей Океанрыбфлота от Gikalo Kuptsov Architects, ЖК STARK от DNK ag, концепция банного комплекса от IQ Studio, проект микрорайона «Логово дракона» от ПСВ и другие. Рассказываем о победителях.
Несгибаемый
Появились детали проекта башни неназываемого бюро в ММДЦ Москва-Сити. Изучаем башню, ее соседей, форму внутри и снаружи и ставим проект в контекст работы иностранцев в России. Надо сказать, неназываемый архитектор уже сейчас занимает в этой истории особенное место. Он, как кажется, очень смелый архитектор. Так где сложная, продырявленная скульптурная форма? Вот в чем вопрос...
Ладожский ковчег
Деревянный ковчег посреди полей – так SLOI Architects увидели новое фондохранилище для Староладожского музея-заповедника. Диалог с историей здесь ведется на языке современного деревянного зодчества, где технологичность идет рука об руку с аутентичным образом.
Лечение природой, лечение искусством
Бывшая поликлиника, запланированная, но не реализованная из-за Второй мировой как большая больница с потенциалом «лечения природой» – в проекте Александра Деринга и ТМ «Классика» становится арт-кластером. Нередкое для наших времен превращение. Редким, пожалуй, стоит назвать то внимание, с которым архитекторы подошли к истории зданий и местности. Даже название проекту дали – «Дети Бурлакова». В честь автора приспособляемых строений.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
Вариация фахверка
Конструкция дома, построенного в Ленинградской области по проекту бюро SOLOarch, представляет собой силовой каркас из клееной древесины. Акцентом выступила остекленная наклонная стена, которая открывает из двусветной гостиной панорамный обзор на лес. Динамику этого элемента продолжает обратный уклон кровли, а рейки разного сечения на фасадах связывают разные корпуса в единый комплекс.
Архитектура здоровья
Бюро archCLOUD подготовило проект реставрации фасадов и обновления интерьеров оздоровительного комплекса «Сосны». Ансамбль на Николиной горе у Москвы-реки включает здания 1930-х и 1960-х годов, а также вышку лифта со смотровой площадкой. Подгоняя корпуса под требования современных норм, архитекторы постарались сохранить черты нескольких советских эпох.
Символы и символы
Министерство культуры и туризма Московской области совместно с АНО «МосОблПарк» провело конкурс «Символы Подмосковья» с целью создания новых художественных форм, отражающих идентичность региона. Показываем не все победившие объекты, а почти все – те, которые нам понравились, 9 из 11. Плюс! Не попавший в число победителей (! а вот так!) объект Александра Бродского.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Призы Архитектона
В 2025 году жюри Архитектона рассматривало проекты финалистов в очном формате открытых защит, проходивших прямо в выставочном зале фестиваля. Это довольно увлекательный перформанс – такое редко встречается среди российских премий. Вот бы Зодчеству перенять. Показываем все победившие проекты, включая 4 спецноминации.
Курганы, вепсы и трилобиты
Выставка «Область», открытая на «Архитектоне», представляет собой сумму впечатлений об отдаленных уголках Ленинградской области, которую группы студентов открывали для себя во время трехдневных экспедиций под руководством опытных проводников-архитекторов. Здесь вы не увидите дворцов, церквей и готовых решений, зато точно почувствуете азарт первооткрывателя и подивитесь миру, лежащему по ту сторону градостроительства. Предлагаем небольшой путеводитель по экспозиции.
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.
Сад знаний
Бюро UNK architects и UNK design создали интерьеры кампуса «Летово. Джуниор» при участии NF studio, которая отвечала за образовательную технологию, учитывающую потребности и восприятие детей младшего и среднего школьного возраста.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Три башни под одной крышей
В панораме Заречной части Нижнего Новгорода появился свой горизонтальный небоскреб. «ГОРПРО» накрыли три корпуса ЖК «КМ Ривер Парк» – четвертым: получилась эффектная «горизонтальная балка», ставшая логичным продолжением экспериментов нижегородского застройщика с железобетонными панелями в поисках нового архитектурного языка.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Серебряные коньки
Офисный квартал STONE Калужская сопровождают два жилых дома, что делает комплекс, а это именно он, взвешенным с функциональной точки зрения. Архитекторы Kleinewelt сделали дома серебристыми под стать офисным корпусам. В чем сходство, в чем отличия и при чем тут «Серебряные коньки» – читайте в нашем материале.
Мост и модуль
По проекту Parallel architects проведена частичная реновация зданий Международного аграрного университета в Ташкенте. Точечное обновление трех разрозненных блоков сформировало современный облик университетского кампуса, которому очень идет модернизм. Лаконичный мост-переход, динамичный фасад из натурального кирпича и новый входной портал создают среду, по уровню и эстетике сравнимую с международными университетскими центрами.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.