Билет на праздник: архитекторы о WAF-2018

В конце ноября прошел очередной фестиваль WAF. На этот раз в Амстердаме. Говорим с восемью российскими участниками, вошедшими в шорт-лист и презентовавшими свои проекты. В том числе и с Никитой Явейном, победителем в номинации Культура-Проект.

mainImg
Всемирный архитектурный фестиваль WAF проходит больше десяти лет: его история началась в Барселоне, затем фестиваль перебрался на противоположную сторону Земли в Сингапур, вновь вернулся в Европу, погостил пару лет в Берлине. Теперь WAF прошел в Амстердаме.

В 2018 году «Лучшим зданием года» стал многофункциональный жилой комплекс “Kampung Admiralty” в Сингапуре с роскошными висячими садами на многоуровневых террасах и кровле, построенный по проекту бюро WOHA.
Экспозиция WAF-2018. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой
Обладатель премии "World Building of the Year 2018« – жилой комплекс »Kampung Admiralty" в Сингапуре. Бюро WOHA. Фотография предоставлена пресс-службой WAF-2018
Обладатель премии "World Building of the Year 2018« – жилой комплекс »Kampung Admiralty" в Сингапуре. Бюро WOHA. Фотография предоставлена пресс-службой WAF-2018

Лучшим в категории “Future Project of the Year” стал проект парка “Medellin River Parks” в городе Меделлин, Колумбия, генеральный план которого был разработан Себастьяном Монсалве и Хуаном Давидом Ойосом.
Обладатель премии “Future Project of the Year 2018” – парка “Medellin River Parks” в городе Меделлин, Колумбия. Проект Sebastian Monsalve + Juan David Hoyos. Фотография предоставлена пресс-службой WAF-2018

Обладателем звания «Лучший ландшафт года» стала терренкурная тропа в горах под Барселоной по проекту Batlle i Roig Arquitectura
Обладатель премии “Landscape of the Year” – пешеходная тропа под Барселоной, Испания по проекту Batlle i Roig Arquitectura. Фотография предоставлена пресс-службой WAF-2018

Полный список всех победителей WAF-2018 представлен здесь.
***
 
Несложно представить, что речь идет о тысячах претендентов, которые априори различаются по стилистике, масштабу, бюджету и еще множеству параметров, определяющих уровень развития региональных архитектурно-строительных рынков Европы, Азии, Северной и Южной Америк, Австралии и Африки. Разработать эффективную систему сбора, предварительной экспертной и финальной оценки всего массива проектных материалов – титаническая задача, равно как и подготовка собственно фестиваля. Надо отдать должное организаторам – с обеими миссиями они справляются и достаточно успешно. В базе организаторов более 130 тысяч архитекторов, число заявок растет с каждым годом. Так, в 2018 году было подано полторы тысячи заявок, из которых эксперты отобрали 536 проектов и построек для финальных презентаций в Амстердаме.
Виртуальная экспозиция проектов-финалистов WAF-2018. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой
Экспозиция WAF-2018. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой

Интересна статистика участников WAF. Больше всего заявок – 37% поступило от европейских архитекторов. Следом, с небольшим отрывом, идут азиатские бюро (29%). Затем уже существенно меньший процент (13%) показывают участники из Австралии и Новой Зеландии. Достаточно неожиданным выглядит результат североамериканских и канадских архитекторов – всего 7% от общего числа. Вероятно, это тот ресурс, который организаторам предстоит освоить, не исключено, что посредством очередного переезда – слухи о такой вероятности ходят уже давно. По 3% дают Турция, Средняя Азия, Африка, Центральная и Южная Америки. Предметом особой гордости можно считать впервые появившуюся в статистических данных Россию – 2% от общего числа участников.
Экспозиция WAF-2018 и интерьерного конкурса INSIDE. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой
WAF-2018. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой
WAF-2018. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой

Расчет на амбициозность и веру каждого архитектора в свои силы срабатывает, даже с учетом значительной цены на билет. Благодаря сочетанию креативности и прагматизма фестиваль существует в основном за счет самих архитекторов, которые мало того что платят немногим менее тысячи евро за поданный на конкурс проект, так еще в случае удачи – выхода в шорт-лист конкурса, оплачивают два билета на фестиваль еще по полторы тысячи каждый. Такой высокий ценник, с одной стороны, служит гарантом качества присылаемых на конкурс проектов – автор должен быть достаточно уверен в нем, чтобы пойти на такие траты, с другой стороны, служит «подушкой безопасности» для организаторов на случай сложностей с привлечением коммерческих партнеров.
WAF-2018. Специальная экспозиция “Material Dictrict”. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой
Экспозиция “Architecture Drawing Prize” на WAF-2018. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой
Экспозиция “The Architectural Photografy Awards” на WAF-2018. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой
Лекция Дэвида Аджайе. WAF-2018. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой
Презентация проекта музея Zeitz MOCAA, Кейптаун,ЮАР, бюро Heatherwick Studio. Проект победил в номинации “New and Old Completed Buildings”. WAF-2018. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой

Как и на всяком соревновании, где имеет место личное участие, артистизм и мастерство подготовки и подачи материала имеет огромное значение в финале WAF. Разумеется, оно не перекрывает в глазах профессиональных членов жюри, в число которых как правило входят лауреаты прошлых конкурсов, качества архитектурных решений, но оказывает существенное влияние на оценки судей. Главным образом срабатывает четкость подачи основных проектных решений, расстановка акцентов на тех аспектах, которые считаются на WAF наиболее важными для современной социально- и эко-ответственной архитектуры. Так что презентации проектов на фестивале представляют собой нечто среднее между выступлением на шоу «Got talent» и защитой докторской диссертации за 15 минут. В результате, архитекторы соревнуются не только в архитектурных решениях, но и в артистизме и конформизме, точнее в способности ярко и убедительно продемонстрировать и доказать свою приверженность тем принципам, которые исповедуются на WAF.
zooming

Несмотря на объективные сложности, прежде всего связанные с необходимостью презентации проектов на английском языке, наши соотечественники уверенно выходят на международную арену и с каждым годом все убедительнее представляют на ней российскую архитектуру. В этом году их число достигло рекордной цифры – 13 проектов. Подробнее о проектах-финалистах можно прочитать здесь. Более того, для ряда бюро участие в фестивале стало частью политики pr-продвижения и развития презентационных навыков сотрудников.

Мы побеседовали с несколькими участниками и гостями WAF-2018 и попросили их поделиться своими впечатлениями о фестивале, о том, что они оценивают позитивно, а что, напротив, хотели бы изменить. 
***
 
Открывает нашу подборку комментарий Никиты Явейна, российского триумфатора WAF-2018. На этот раз «Студия 44» победила в номинации «Культура. Проект» с концепцией Музейно-выставочного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда».
 
Экспозиция WAF-2018. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой
Никита Явейн
Студия 44 
 
«Наш опыт участия в нескольких WAF: в Сингапуре, дважды в Берлине и вот теперь в Амстердаме, позволяет оценить особенности формата и вектор развития фестиваля. Это достаточно специфическое мероприятие, в котором смешиваются глобальные тенденции, региональные амбиции и коммерческий расчет. На фестиваль влияют место проведения и мировые архитектурные тренды. Азиатский WAF был самым массовым. Не знаю, что тому причиной, пространство или активный интерес со стороны местного профессионального сообщества, но столько людей, сколько было в Сингапуре, я больше не видел ни разу. Переезд в Европу сделал атмосферу фестиваля более спокойной, менее претенциозной. По-прежнему много участников из Азии и Африки, но общее впечатление стало более камерным. Возможно, это произошло из-за того, что здесь WAF вынужден конкурировать с европейскими архитектурными премиями, в первую очередь с премией Миса ван дер Роэ.

За прошедшие несколько лет изменился состав участников Всемирного фестиваля. Как-то незаметно исчезла категория «архитектурных звезд». Прежние либо умерли, либо отошли от дел и больше не проектируют, а к нынешним лидерам профессии этот статус как-то мало применим. Даже слово «звезда» в отношении избранных архитекторов, по-моему, продолжает использоваться только в России. Практически отсутствуют ярко выраженные тенденции и абсолютные лидеры. И в этой ситуации, WAF работает как зеркало, отражающее общую размытость ориентиров.

Даже хорошо известная ориентация WAF на социально-ответственную и «зеленую» архитектуру больше не работает. Каждый участник теперь делает акцент на этом в своей презентации, нередко спекулируя на эко- и соц-тематике. В результате, жюри приходится внимательно отслеживать искренность и правдивость использования этих принципов в презентуемых проектах. И делают это на раз, задавая вопросы, проверяющие, правда ли ты веришь в эти принципы и насколько последовательно их применяешь.

Можно сказать, что сейчас к обязательным элементам презентации относится рассказ об исследовательской составляющей, что несколько высушивает подачу, но дает возможность разобраться во «внутренней кухне» бюро.

Особенно четко отсутствие доминирующих тенденций и критериев прослеживается при выборе «Лучшего здания» и «Лучшего проекта года», где срабатывает обычное правило поиска баланса между точками зрения разных судей. Это, как правило, политика. А вот в судействе отдельных номинаций шанс на нетривиальное, смелое решение еще сохраняется. И эта игра в «орел-решка» – самое интересное. Здесь имеет значение, в какой номинации, в какой компании казался проект и кто будет в жюри.

Нам в этом плане нам не очень повезло. Мы представляли проект музея «Оборона и блокада Ленинграда» в номинации «Культура. Проект», которая была самой массовой – 16 проектов. Конкуренция между проектами была очень сильной. Я думаю, что в нашу пользу сработала неожиданность, необычность стилистики и образности нашего проекта, что всегда цениться очень высоко. Я уже не раз видел на WAF презентации мемориальных проектов и чаще всего они вызывали напряжение у жюри, поскольку ставка в них делалась на сильный эмоциональный подтекст и члены жюри чувствовали, что ими пытаются манипулировать. Мы сознательно не педалировали тему блокады, сфокусировавшись на оригинальности подхода к формообразованию и образе защищающегося и прорывающегося наружу города в виде домов, расставленных по кругу. Нам было важно донести мысль, что в нашем случае образ напрямую связан с функцией. И также визуально сдержанно мы подошли к изобразительному ряду и видеоролику, который чем-то напоминает компьютерную игру.

При этом наша сдержанность создавала сильную ассоциативную и эмоциональную реакцию. И уже во время презентации мы почувствовали отклик со стороны членов жюри и аудитории. Это стало понятно и по вопросам, которые нам задавали судьи и особенно по той реакции, которая последовала после окончания презентации К Ивану Кожину и Илье Григорьеву, которые рассказывали о проекте, подошли с поздравлениями человек десять архитекторов из Китая, Канады, Турции, Ирана и других стран. И на следующий день, посетители WAF узнавали их и поздравляли с сильным выступлением и победой в номинации.
Презентация проекта музея «Оборона и блокада Ленинграда». Иван Кожин, Илья Григорьев, Никита Явейн. «Студия 44». WAF-2018. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой
Визуализация к проекту музея «Оборона и блокада Ленинграда». Предоставлено «Студия 44»



Также восторженная реакция и поздравления были адресованы Алене Амелькович, которая представляла проект Образовательного центра «Сириус» и справилась с этой задачей блестяще, несмотря на то, что впервые участвовала в WAF.
Презентация проекта образовательного центра «Сириус». Алена Амелькович. «Студия 44». WAF-2018. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой
Презентация проекта образовательного центра «Сириус». Алена Амелькович. «Студия 44». WAF-2018. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой

У нас складывается неплохая статистика. Мы посчитали, что из девяти поданных на фестивальный конкурс проектов три стали победителями в своих номинациях. Думаю, мы и дальше будем участвовать, подавая один-два проекта, что позволяет качественно подготовиться и обязательно будем привлекать к презентациям наших молодых архитекторов, для которых выступление на WAF дает бесценный опыт и повышает презентационные навыки».
***
 

 
Бюро SPEECH – один из постоянных участников фестиваля WAF, в этом году подало на конкурс сразу пять проектов и все они вышли в финал, что делает мнение руководителя бюро Сергея Чобана о значении WAF для архитектурной практики в России особенно ценным.
 
zooming
Cергей Чобан
SPEECH

«У фестиваля WAF есть своя специфика, в первую очередь, связанная с платным для архитекторов участием, а также с известным дефицитом возможностей для поиска и общения с потенциальными заказчиками – по сравнению с MIPIM или EXPOREAL. На мой взгляд, эти особенности предопределяют отношение к WAF со стороны многих западных коллег. Поэтому так мало, например, немецких бюро подает свои проекты на конкурс. И если бы я работал только в Германии, скорее всего я бы не участвовал в нем. Но в России, начиная с самых первых фестивалей в Барселоне, когда российские архитекторы начали подавать свои проекты и выходить в шорт-листы, в отношении WAF сложился определенный пиетет. С каждым годом количество российских участников увеличивается, одновременно растет значение выхода в шорт-лист или победы в номинации. Это служит подтверждением достаточно высокого статуса WAF в российском архитектурно-строительном сообществе. Поэтому наше бюро участвует и будет продолжать участвовать в фестивале.
Презентация выставочного павильона. Сергей Чобан. SPEECH. WAF-2018. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой
Презентация проекта офисного комплекса на 2-ой Брестской улице. Сергей Чобан. SPEECH. WAF-2018. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой

Единственное, что я планирую изменить – это сам формат презентации наших проектов. Уверен, что участие в подобном статусном событии и возможность представить международному жюри наши проекты будет очень полезна для молодых сотрудников нашего бюро. Это даст им возможность обкатывать свои знания английского языка, а главное – свои навыки публичной презентации и защиты проектных решений. Более того, я считаю, что и для офиса SPEECH важно развивать момент сопричастности сотрудников к успехам компании, а также принадлежности к мировому архитектурному сообществу, которое здесь, безусловно, чувствуется.
Презентация комплекса «Башня «Федерация». Сергей Чобан. SPEECH. WAF-2018. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой

Из особенностей WAF, которые я могу отметить как положительные, выделю внимание к небольшим проектам и социальным аспектам, что позволяет привлечь, за счет призов и пиара, внимание СМИ к тем темам и концепциям, которые могли бы из-за своего скромного масштаба и бюджета остаться незамеченными.

Тем не менее мы при выборе проектов для подачи на конкурс WAF руководствуемся скорее соображениями важности и интересности того или иного проекта для нас самих, а, может быть, не конъюнктурой WAF. И надеемся поступать так и в дальнейшем».
***
 
Российские бюро чаще всего выставляют на WAF проекты. Реализации встречаются редко, особенно в таких специфических номинациях как «Объекты здравоохранение». Но открывшийся в сентябре первый корпус Медкластера в ИЦ Сколково стал для бюро Асадова пропуском в финал WAF-2018.
 
zooming
Андрей Асадов
АБ ASADOV

«У меня был большой промежуток между нынешним и предыдущим участием в WAF. В 2010 году мы защищали в Барселоне футуристические проекты островов и парящих отелей, а в этом году показали реализацию инновационного медицинского центра в Сколково. Я не был в Сингапуре и Берлине, поэтому мне сложно оценивать тот путь, который фестиваль прошел за эти годы. Главное – это неизменный формат, показ архитектуры через презентации самих авторов, без традиционной выставки. Вместо представления проектов в виде картинок, здесь весь фокус внимания сосредоточен на вербальной презентации. Конечно, организаторы предусмотрели интерактивные экраны, куда загружены все проекты из шорт-листа и каждый желающий может посмотреть их в большом формате на мониторах или у себя на смартфоне. С одной стороны, на бумажных планшетах смотреть архитектуру удобнее, но, с другой, такие выставки слишком ресурсоемки и не очень эффектны. А главное – планшеты совершенно не дают того мощного эффекта, которое гарантирует личная презентация автора проекта перед жюри. То, что в течение трех дней можно услышать множество выступлений именитых архитекторов, руководителей топовых бюро, узнать, как рождалась и эволюционировала идея, какие важные моменты и акценты выделяет сам автор, заглянуть на архитектурную кухню, узнать множество подробностей за 10 минут представления проекта, мне кажется самым ценным. Здесь архитекторы рассказывают архитекторам о своей работе и отвечают на сугубо профессиональные вопросы. Это какой-то особый процесс, дающий ощущение сопричастности и профессионального единения. Приятно, что архитекторы не теряют интерес к фестивалю. Несмотря на критические отзывы, количество участников только растет».
Презентация первой очереди Медицинского кластера в ИЦ Сколково. Андрей Асадов. Бюро ASADOV. WAF-2018. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой
Первая очередь Международного медицинского кластера в ИЦ Сколково. Проект компания Транзумед, бюро ASADOV. © Андрей Асадов
***
 
Еще один опытный участник WAF, бюро Wowhaus, в этом году представил на конкурс провокационный проект реконструкции московского монорельса, оказавшийся в номинации «Мастер-план».
zooming
Анна Ищенко
WOWHAUS

«Наше бюро участвует в WAF не первый раз. И самое главное впечатление – российских проектов и российских архитекторов на WAF становиться все больше, что не может не радовать. Конечно, мало призов нам пока достается. И тут я бы хотела отдельно поздравить Никиту Явейна с его блестящей победой с проектом Музея блокады, в котором великолепная архитектура соединена с социально и культурно значимой темой. Для WAF это беспроигрышное сочетание. Как любое современное культурное мероприятие, архитектурный фестиваль подвержен определенным политическим влияниям. Здесь нередко приоритет получают проекты, в которых социальный аспект превалирует над проектным. Но случае с Музеем блокады соединилось все и жюри не могло не отдать победу лучшему проекту в номинации.
Презентация концепции «Монорельс». Анна Ищенко. Анастасия Измакова. Wowhaus. WAF-2018. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой

К сожалению, приходится признать, что участие в фестивале все-таки слишком дорого и организационно сложно для многих российских архитекторов. И если с финансовым вопросом еще можно разобраться, то презентация на английском языке по-прежнему остается камнем преткновения. Тем не менее, мне бы очень хотелось, чтобы как можно больше российских архитекторов, и в первую очередь, рядовых архитекторов, а не только руководителей, смогло приехать сюда и принять участие в этом событии, послушать презентации, увидеть весь диапазон представляемых проектов. Понятно, что все смотрят картинки в Интернете, но для того, чтобы почувствовать профессиональную повестку дня, важно видеть, как подаются проекты, как они презентуются, как расставляются акценты. Мы в бюро обязательно будем продолжать участвовать в WAF и привлекать к презентации проектов их авторов – наших сотрудников, чтобы они смогли окунуться в эту атмосферу, общаться, смотреть и слушать».
Проект реконструкции Московской монорельсовой дороги. © Wowhaus
***
 
Бюро Archimatika последовала достаточно распространенному сценарию и после гостевой разведки в прошлом году в 2018 подало на конкурс сразу три проекта, один из которых вышел в шорт-лист.
 
zooming
Александр Попов
АРХИМАТИКА

«В прошлом году мы приезжали на WAF в Берлин как гости. Нам очень понравился формат конкурса и состав финалистов. В шорт-листе не было «балласта», только достойные и интересные проекты, какие-то спорные, но абсолютно все – качественные и актуальные. Мы решили участвовать и в этом году послали три проекта, один из которых вышел в финал. В Амстердам мы приехали уже как участники, чтобы представить членам жюри наш проект мультифункционального жилого комплекса «Smart Plaza», который успел сменить маркетинговое название и на момент защиты проекта уже назывался «White Lines». Мы прошли через «горнило» непростых и зачастую провокационных вопросов, которыми сопровождается каждая защита проекта в финале WAF. Открытое обсуждение, когда ты можешь получить от коллег обратную связь, понять реакцию на свою работу, может быть даже увидеть какие-то ее слабые места – выгодно отличает этот конкурс от всех остальных, где оценка и обсуждение проектов происходит за закрытыми дверями и авторы могут так и не узнать, почему одну работу наградили, а другую нет.

Мы тщательно подготовили нашу презентацию, учтя впечатления от защит проектов на берлинском WAF, в которых авторы и члены жюри обращали особое внимание на то, каким образом объект влияет на город, как он помогает в решении каких-то урбанистических или социальных задач. Наш комплекс объединяет жилье, офисы, торговлю и развлечение. И мы специально подготовили исследование нашей аудитории, тех людей, которые будут жить или посещать наш комплекс, на предмет того, какие сервисы нужны им и включили их в программу проекта. Результаты исследования мы также использовали при разработке планировок квартир, которые сразу начали раскупаться на рынке. Обо всем этом мы подробно рассказали в презентации, сознательно чуть подсократив презентацию архитектурно-планировочных решений, тем самым спровоцировав жюри на вопросы об этом, чтобы избежать углубления в те области, где нам было бы немного сложнее пояснить наши решения на английском языке.
Проект мультифункционального жилого комплекса «White Lines" © Archimatika

Тем не менее, мы проиграли, но проиграли очень достойному конкуренту – офисному комплексу от бюро Aedes. Это, конечно, пока не уровень нашего рынка. Нет достаточных ресурсов, чтобы реализовать такие смелые решения, со сложнейшей пространственной организацией и распределением функций по высоте.
Если говорить о трендах, которые чувствуются на WAF, то самый главный – это непохожесть, неповторяемость. Когда перед тобой проходят сотни проектов со всего мира, многие из которых так или иначе используют удачные приемы, которые ты уже видел и хорошо знаешь, особую ценность и значение приобретают уникальные решения, учитывающие и отвечающие на свои актуальные вызовы, а не просто утилитарно решающие те или иные расхожие задачи. Очень интересно фиксировать эти приемы, но не для копирования, а для того, чтобы не повторять их в своих проектах.

Фестиваль развивается, также как развивается вся мировая архитектура. Все изменения, произошедшие в глобальном масштабе, прекрасно видны и считываются на WAF. Я считаю, что это его самое сильное место. Мы для того и собираемся, чтобы ощутить, что поменялось, посмотреть, что нового возникло. Мы можем с чем-то быть согласны, мы можем говорить, что нам больше нравится то, что было несколько лет назад, но архитектор должен знать и понимать, что происходит в профессии в мировом масштабе».
***
 
Представители бюро DNK ag в этом году впервые посетили WAF, поэтому их впечатления о фестивале особенно ценны.
 
zooming
Наталья Сидорова
DNK ag

«Это наш первый WAF. Конечно, мы много слышали о фестивале от друзей, принимавших в нем участие или приезжавших, как гости. Личное впечатление отличается от того, как это представлялось заочно. Меньше пафоса и больше профессионализма. Приятно, что много знакомых лиц, не только российских архитекторов, но и известных западных коллег.

Что не совсем понравилось – отсутствие выставки проектов, на которой можно было бы посмотреть и сравнить конкурирующие работы. К сожалению, электронный формат, в виде виртуального каталога на одном экране, не так удобен.

Сильное впечатление произвели презентации проектов из шорт-листа. Только и успевали следить за расписанием и переходить из одного павильона в другой, в 17 павильонах одновременно шли защиты в течение всего фестиваля и выбор иногда был сложным. Интересно смотреть презентации сами по себе. Как каждый автор подает свою идею и свою работу. Некоторые ищут какие-то неожиданные ходы, кто-то просто представляет подборку картинок. Но, помимо визуального ряда, большое значение имеет, насколько убедительно автор рассказывает о проекте и отвечает на вопросы. Важное и ценное впечатление, что проекты представляют и оценивают настоящие профессионалы, это чувствуется по уровню подачи, тематике и детализации обсуждения.

Нам показалось, что на WAF в большей степени выбор жюри не всегда зависит от архитектуры как таковой, а от темы, социальной, экологической направленности проекта, много значит его региональная составляющая – стараются, чтобы все регионы были охвачены. Есть конечно «звездные» проекты, как например музей в Кейптауне Томаса Хезервика, который не мог не победить в разделе «старое и новое». Но никому не известный проект здесь тоже может победить, если в проекте будут все необходимые составляющие и автор сможет убедительно рассказать о заложенных в проект идеях и смыслах и «расклад» в номинации окажется удачным.

На фестивале каждый может найти что-то свое, но все говорят об очень понятных вещах: о том, что в проектах удалось сделать, а что нет. Это и есть наши профессиональные проблемы, о которых все архитекторы думают, говорят и решают».
***
 
Успешная российская компания RTDA впервые приняла участие в WAF и сразу же вышла в шорт-лист с проектом развития кампуса Московского университета, попавшего в номинацию «Образование».
zooming
Дина Дридзе
RTDA

«Мы впервые участвуем в WAF, честно говоря, ожидали от фестиваля немного другого и по части работы с выставочным пространством и стендами, а также по части организации презентаций. WAF выглядит достаточно демократичным и менее пафосным чем, например, МИПИМ. При этом, на мой взгляд, на архитектурном фестивале могло бы быть больше архитектуры, для которой все остальные элементы экспозиции: стенды партнеров, выставки лауреатов параллельных премий и так далее – воспринимались бы как сопутствующий формат.

Что касается презентаций, то этот и без того непростой процесс, когда вы за 10 минут должны рассказать о проекте все самое главное и еще за 10 минут ответить на придирчивые вопросы членов жюри, был сильно усложнен отсутствием звукоизоляции между павильонами, в которых проходили защиты и общим выставочным залом. В результате, было крайне сложно сконцентрироваться и не отвлекаться на раздающиеся со всех сторон, пусть и приглушенные, голоса и музыку. Но мы справились! И получили очень благожелательный отзыв жюри о нашей работе.
Презентация мастер-плана кампуса Московского Университета на Воробьевых горах. Марина Лепешкина, Дина Дридзе. RTDA. WAF-2018. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой

Организаторы очень ответственно подошли к вопросам технической подготовки, предусмотрев обязательный для всех прогон презентаций перед началом каждого фестивального дня. А также четко соблюдали тайминг, отпущенный на презентации проектов. Это было особенно удобно не только для спикеров, но и для зрителей, которые могли распланировать свое время и успеть на все интересующие их презентации.

Еще мне очень понравилось профессиональное жюри. Иметь возможность рассказывать о своем проекте коллегам и видеть их заинтересованность и глубокое понимание тех вопросов и проблем, которые нам пришлось решать – для меня это просто праздник. Мы часто представляем проекты на разных мероприятиях и привыкли к тому что сначала реагируют на эффектную графику и только потом углубляются в содержание. Здесь все было иначе. Члены жюри были прекрасно подготовлены, знали проекты, которые презентуются, и знали, о чем спрашивать авторов. Это был разговор на высоком профессиональном уровне.
Презентация мастер-плана кампуса Московского Университета на Воробьевых горах. Марина Лепешкина, Дина Дридзе. RTDA. WAF-2018. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой

По рекомендации технического комитета фестиваля наш проект попал в номинацию Образовательные проекты. Мы конечно не спорили, так как предполагали, что видимо есть еще несколько аналогичных по масштабу проектов и готовились к серьезному обсуждению градостроительных вопросов.

В этой номинации мы попали в шорт-лист, что само по себе достижение! Только оказалось, что все конкурирующие с нами проекты находятся на стадии объемного проектирования и очень небольшие в сравнении с кампусом МГУ. Мы с нашими 240 га научно-технологической долины МГУ и прилегающих территорий смотрелись рядом с другими проектами в номинации «Образование» как бегемот среди цапель. Тем не менее и жюри, и зрители отнеслись к нашему проекту с заинтересованностью и позитивом. Особенно было приятно, что практически все российские участники WAF пришли нас поддержать.
Мастер-план научно-технологической долины МГУ © RTDA при участии НИИПИ Генплана Москвы

Я думаю, мы будем продолжать участвовать в WAF, представляя проекты в различных номинациях. У нас в бюро сейчас в разработке несколько очень интересных и социально значимых проектов, так что, думаю, будет что показать».
***
 
В этом году новое поколение российских архитекторов на WAF представляла команда бюро IND Architects, подавшая два заявки в номинации «Конкурсные проекты». Обе они вышли в финал, так что команде пришлось конкурировать не только с иностранными коллегами, но и самим с собой.
zooming
Амир Идиатулин
IND architects

«Поездка на WAF-2018 в качестве участников – настоящий вызов для студии, и мы его приняли. В шорт-лист премии попали два наших проекта – концепция станции метро «Кленовый бульвар», недалеко от парка Коломенское в Москве и проект редевелопмента водонапорной башни в Подмосковье.

Команда IND Architects начала готовиться к презентации проектов на WAF-2018 за полгода до события. Прошлый опыт посещений WAF показал, что презентации участников – это не просто рассказ о проектах, а настоящее шоу. Чтобы свободно и уверенно выступить, я, например, брал дополнительные уроки английского языка и поработал с преподавателем сценического мастерства.

На подготовку 15-минутной презентации, включая специально смонтированные ролики, ушло 3-4 месяца. Первую часть посвятили анализу и истории каждого из проектов. Затем рассказали об образной составляющей наших решений, включая важные детали и технические нюансы. Далее следовал видеоряд, дающий представление об объекте в разных ракурсах с параллельными комментариями авторов о пространственных решениях и функциональном наполнении.

Мы получили огромный заряд энергии и вдохновения для дальнейшей работы. На WAF творится архитектура будущего. В одном пространстве сконцентрированы лучшие проекты мирового уровня, здесь же можно пообщаться с их авторами. Нам было важно получить обратную связь по нашим проектам и понять, в какую сторону развивается современная мировая архитектура».
Презентация конкурсного проекта реконструкции водонапорной башни. Амир Идиатулин. IND architects. WAF-2018. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой
Проект реконструкции водонапорной башни. © IND architects
Проект станции метро «Кленовый бульвар». © IND architects
***

14 Декабря 2018

Похожие статьи
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Иван Кожин: «Осознание себя архитектором приходит...
После триумфа проекта «Музей обороны и блокады Ленинграда» на WAF 2018 мы встретились с его главным архитектором и партнером «Студии 44» Иваном Кожиным, чтобы поговорить об особенностях работы в крупнейшем бюро Санкт-Петербурга, лидерстве, мечтах и ответственности архитектора
Архитектура здоровья
Авторы первого корпуса Медицинского кластера, открывшегося в сентябре 2018 года в ИЦ «Сколково», бюро Асадова и компания Transumed нашли оригинальные решения для объектов здравоохранения, предложив новую типологию архитектуры здоровья
Билет на праздник: архитекторы о WAF-2018
В конце ноября прошел очередной фестиваль WAF. На этот раз в Амстердаме. Говорим с восемью российскими участниками, вошедшими в шорт-лист и презентовавшими свои проекты. В том числе и с Никитой Явейном, победителем в номинации Культура-Проект.
WAF: российские проекты
В шорт-лист премии Всемирного фестиваля архитектуры WAF-2018 вошли тринадцать российских проектов от семи архитектурных бюро. Мы поговорили со всеми номинантами о проектах и о том, зачем им фестиваль.
Технологии и материалы
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Сейчас на главной
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.