Билет на праздник: архитекторы о WAF-2018

В конце ноября прошел очередной фестиваль WAF. На этот раз в Амстердаме. Говорим с восемью российскими участниками, вошедшими в шорт-лист и презентовавшими свои проекты. В том числе и с Никитой Явейном, победителем в номинации Культура-Проект.

mainImg
Всемирный архитектурный фестиваль WAF проходит больше десяти лет: его история началась в Барселоне, затем фестиваль перебрался на противоположную сторону Земли в Сингапур, вновь вернулся в Европу, погостил пару лет в Берлине. Теперь WAF прошел в Амстердаме.

В 2018 году «Лучшим зданием года» стал многофункциональный жилой комплекс “Kampung Admiralty” в Сингапуре с роскошными висячими садами на многоуровневых террасах и кровле, построенный по проекту бюро WOHA.
Экспозиция WAF-2018. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой
Обладатель премии "World Building of the Year 2018« – жилой комплекс »Kampung Admiralty" в Сингапуре. Бюро WOHA. Фотография предоставлена пресс-службой WAF-2018
Обладатель премии "World Building of the Year 2018« – жилой комплекс »Kampung Admiralty" в Сингапуре. Бюро WOHA. Фотография предоставлена пресс-службой WAF-2018

Лучшим в категории “Future Project of the Year” стал проект парка “Medellin River Parks” в городе Меделлин, Колумбия, генеральный план которого был разработан Себастьяном Монсалве и Хуаном Давидом Ойосом.
Обладатель премии “Future Project of the Year 2018” – парка “Medellin River Parks” в городе Меделлин, Колумбия. Проект Sebastian Monsalve + Juan David Hoyos. Фотография предоставлена пресс-службой WAF-2018

Обладателем звания «Лучший ландшафт года» стала терренкурная тропа в горах под Барселоной по проекту Batlle i Roig Arquitectura
Обладатель премии “Landscape of the Year” – пешеходная тропа под Барселоной, Испания по проекту Batlle i Roig Arquitectura. Фотография предоставлена пресс-службой WAF-2018

Полный список всех победителей WAF-2018 представлен здесь.
***
 
Несложно представить, что речь идет о тысячах претендентов, которые априори различаются по стилистике, масштабу, бюджету и еще множеству параметров, определяющих уровень развития региональных архитектурно-строительных рынков Европы, Азии, Северной и Южной Америк, Австралии и Африки. Разработать эффективную систему сбора, предварительной экспертной и финальной оценки всего массива проектных материалов – титаническая задача, равно как и подготовка собственно фестиваля. Надо отдать должное организаторам – с обеими миссиями они справляются и достаточно успешно. В базе организаторов более 130 тысяч архитекторов, число заявок растет с каждым годом. Так, в 2018 году было подано полторы тысячи заявок, из которых эксперты отобрали 536 проектов и построек для финальных презентаций в Амстердаме.
Виртуальная экспозиция проектов-финалистов WAF-2018. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой
Экспозиция WAF-2018. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой

Интересна статистика участников WAF. Больше всего заявок – 37% поступило от европейских архитекторов. Следом, с небольшим отрывом, идут азиатские бюро (29%). Затем уже существенно меньший процент (13%) показывают участники из Австралии и Новой Зеландии. Достаточно неожиданным выглядит результат североамериканских и канадских архитекторов – всего 7% от общего числа. Вероятно, это тот ресурс, который организаторам предстоит освоить, не исключено, что посредством очередного переезда – слухи о такой вероятности ходят уже давно. По 3% дают Турция, Средняя Азия, Африка, Центральная и Южная Америки. Предметом особой гордости можно считать впервые появившуюся в статистических данных Россию – 2% от общего числа участников.
Экспозиция WAF-2018 и интерьерного конкурса INSIDE. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой
WAF-2018. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой
WAF-2018. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой

Расчет на амбициозность и веру каждого архитектора в свои силы срабатывает, даже с учетом значительной цены на билет. Благодаря сочетанию креативности и прагматизма фестиваль существует в основном за счет самих архитекторов, которые мало того что платят немногим менее тысячи евро за поданный на конкурс проект, так еще в случае удачи – выхода в шорт-лист конкурса, оплачивают два билета на фестиваль еще по полторы тысячи каждый. Такой высокий ценник, с одной стороны, служит гарантом качества присылаемых на конкурс проектов – автор должен быть достаточно уверен в нем, чтобы пойти на такие траты, с другой стороны, служит «подушкой безопасности» для организаторов на случай сложностей с привлечением коммерческих партнеров.
WAF-2018. Специальная экспозиция “Material Dictrict”. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой
Экспозиция “Architecture Drawing Prize” на WAF-2018. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой
Экспозиция “The Architectural Photografy Awards” на WAF-2018. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой
Лекция Дэвида Аджайе. WAF-2018. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой
Презентация проекта музея Zeitz MOCAA, Кейптаун,ЮАР, бюро Heatherwick Studio. Проект победил в номинации “New and Old Completed Buildings”. WAF-2018. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой

Как и на всяком соревновании, где имеет место личное участие, артистизм и мастерство подготовки и подачи материала имеет огромное значение в финале WAF. Разумеется, оно не перекрывает в глазах профессиональных членов жюри, в число которых как правило входят лауреаты прошлых конкурсов, качества архитектурных решений, но оказывает существенное влияние на оценки судей. Главным образом срабатывает четкость подачи основных проектных решений, расстановка акцентов на тех аспектах, которые считаются на WAF наиболее важными для современной социально- и эко-ответственной архитектуры. Так что презентации проектов на фестивале представляют собой нечто среднее между выступлением на шоу «Got talent» и защитой докторской диссертации за 15 минут. В результате, архитекторы соревнуются не только в архитектурных решениях, но и в артистизме и конформизме, точнее в способности ярко и убедительно продемонстрировать и доказать свою приверженность тем принципам, которые исповедуются на WAF.
zooming

Несмотря на объективные сложности, прежде всего связанные с необходимостью презентации проектов на английском языке, наши соотечественники уверенно выходят на международную арену и с каждым годом все убедительнее представляют на ней российскую архитектуру. В этом году их число достигло рекордной цифры – 13 проектов. Подробнее о проектах-финалистах можно прочитать здесь. Более того, для ряда бюро участие в фестивале стало частью политики pr-продвижения и развития презентационных навыков сотрудников.

Мы побеседовали с несколькими участниками и гостями WAF-2018 и попросили их поделиться своими впечатлениями о фестивале, о том, что они оценивают позитивно, а что, напротив, хотели бы изменить. 
***
 
Открывает нашу подборку комментарий Никиты Явейна, российского триумфатора WAF-2018. На этот раз «Студия 44» победила в номинации «Культура. Проект» с концепцией Музейно-выставочного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда».
 
Экспозиция WAF-2018. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой
Никита Явейн
Студия 44 
 
«Наш опыт участия в нескольких WAF: в Сингапуре, дважды в Берлине и вот теперь в Амстердаме, позволяет оценить особенности формата и вектор развития фестиваля. Это достаточно специфическое мероприятие, в котором смешиваются глобальные тенденции, региональные амбиции и коммерческий расчет. На фестиваль влияют место проведения и мировые архитектурные тренды. Азиатский WAF был самым массовым. Не знаю, что тому причиной, пространство или активный интерес со стороны местного профессионального сообщества, но столько людей, сколько было в Сингапуре, я больше не видел ни разу. Переезд в Европу сделал атмосферу фестиваля более спокойной, менее претенциозной. По-прежнему много участников из Азии и Африки, но общее впечатление стало более камерным. Возможно, это произошло из-за того, что здесь WAF вынужден конкурировать с европейскими архитектурными премиями, в первую очередь с премией Миса ван дер Роэ.

За прошедшие несколько лет изменился состав участников Всемирного фестиваля. Как-то незаметно исчезла категория «архитектурных звезд». Прежние либо умерли, либо отошли от дел и больше не проектируют, а к нынешним лидерам профессии этот статус как-то мало применим. Даже слово «звезда» в отношении избранных архитекторов, по-моему, продолжает использоваться только в России. Практически отсутствуют ярко выраженные тенденции и абсолютные лидеры. И в этой ситуации, WAF работает как зеркало, отражающее общую размытость ориентиров.

Даже хорошо известная ориентация WAF на социально-ответственную и «зеленую» архитектуру больше не работает. Каждый участник теперь делает акцент на этом в своей презентации, нередко спекулируя на эко- и соц-тематике. В результате, жюри приходится внимательно отслеживать искренность и правдивость использования этих принципов в презентуемых проектах. И делают это на раз, задавая вопросы, проверяющие, правда ли ты веришь в эти принципы и насколько последовательно их применяешь.

Можно сказать, что сейчас к обязательным элементам презентации относится рассказ об исследовательской составляющей, что несколько высушивает подачу, но дает возможность разобраться во «внутренней кухне» бюро.

Особенно четко отсутствие доминирующих тенденций и критериев прослеживается при выборе «Лучшего здания» и «Лучшего проекта года», где срабатывает обычное правило поиска баланса между точками зрения разных судей. Это, как правило, политика. А вот в судействе отдельных номинаций шанс на нетривиальное, смелое решение еще сохраняется. И эта игра в «орел-решка» – самое интересное. Здесь имеет значение, в какой номинации, в какой компании казался проект и кто будет в жюри.

Нам в этом плане нам не очень повезло. Мы представляли проект музея «Оборона и блокада Ленинграда» в номинации «Культура. Проект», которая была самой массовой – 16 проектов. Конкуренция между проектами была очень сильной. Я думаю, что в нашу пользу сработала неожиданность, необычность стилистики и образности нашего проекта, что всегда цениться очень высоко. Я уже не раз видел на WAF презентации мемориальных проектов и чаще всего они вызывали напряжение у жюри, поскольку ставка в них делалась на сильный эмоциональный подтекст и члены жюри чувствовали, что ими пытаются манипулировать. Мы сознательно не педалировали тему блокады, сфокусировавшись на оригинальности подхода к формообразованию и образе защищающегося и прорывающегося наружу города в виде домов, расставленных по кругу. Нам было важно донести мысль, что в нашем случае образ напрямую связан с функцией. И также визуально сдержанно мы подошли к изобразительному ряду и видеоролику, который чем-то напоминает компьютерную игру.

При этом наша сдержанность создавала сильную ассоциативную и эмоциональную реакцию. И уже во время презентации мы почувствовали отклик со стороны членов жюри и аудитории. Это стало понятно и по вопросам, которые нам задавали судьи и особенно по той реакции, которая последовала после окончания презентации К Ивану Кожину и Илье Григорьеву, которые рассказывали о проекте, подошли с поздравлениями человек десять архитекторов из Китая, Канады, Турции, Ирана и других стран. И на следующий день, посетители WAF узнавали их и поздравляли с сильным выступлением и победой в номинации.
Презентация проекта музея «Оборона и блокада Ленинграда». Иван Кожин, Илья Григорьев, Никита Явейн. «Студия 44». WAF-2018. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой
Визуализация к проекту музея «Оборона и блокада Ленинграда». Предоставлено «Студия 44»



Также восторженная реакция и поздравления были адресованы Алене Амелькович, которая представляла проект Образовательного центра «Сириус» и справилась с этой задачей блестяще, несмотря на то, что впервые участвовала в WAF.
Презентация проекта образовательного центра «Сириус». Алена Амелькович. «Студия 44». WAF-2018. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой
Презентация проекта образовательного центра «Сириус». Алена Амелькович. «Студия 44». WAF-2018. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой

У нас складывается неплохая статистика. Мы посчитали, что из девяти поданных на фестивальный конкурс проектов три стали победителями в своих номинациях. Думаю, мы и дальше будем участвовать, подавая один-два проекта, что позволяет качественно подготовиться и обязательно будем привлекать к презентациям наших молодых архитекторов, для которых выступление на WAF дает бесценный опыт и повышает презентационные навыки».
***
 

 
Бюро SPEECH – один из постоянных участников фестиваля WAF, в этом году подало на конкурс сразу пять проектов и все они вышли в финал, что делает мнение руководителя бюро Сергея Чобана о значении WAF для архитектурной практики в России особенно ценным.
 
zooming
Cергей Чобан
SPEECH

«У фестиваля WAF есть своя специфика, в первую очередь, связанная с платным для архитекторов участием, а также с известным дефицитом возможностей для поиска и общения с потенциальными заказчиками – по сравнению с MIPIM или EXPOREAL. На мой взгляд, эти особенности предопределяют отношение к WAF со стороны многих западных коллег. Поэтому так мало, например, немецких бюро подает свои проекты на конкурс. И если бы я работал только в Германии, скорее всего я бы не участвовал в нем. Но в России, начиная с самых первых фестивалей в Барселоне, когда российские архитекторы начали подавать свои проекты и выходить в шорт-листы, в отношении WAF сложился определенный пиетет. С каждым годом количество российских участников увеличивается, одновременно растет значение выхода в шорт-лист или победы в номинации. Это служит подтверждением достаточно высокого статуса WAF в российском архитектурно-строительном сообществе. Поэтому наше бюро участвует и будет продолжать участвовать в фестивале.
Презентация выставочного павильона. Сергей Чобан. SPEECH. WAF-2018. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой
Презентация проекта офисного комплекса на 2-ой Брестской улице. Сергей Чобан. SPEECH. WAF-2018. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой

Единственное, что я планирую изменить – это сам формат презентации наших проектов. Уверен, что участие в подобном статусном событии и возможность представить международному жюри наши проекты будет очень полезна для молодых сотрудников нашего бюро. Это даст им возможность обкатывать свои знания английского языка, а главное – свои навыки публичной презентации и защиты проектных решений. Более того, я считаю, что и для офиса SPEECH важно развивать момент сопричастности сотрудников к успехам компании, а также принадлежности к мировому архитектурному сообществу, которое здесь, безусловно, чувствуется.
Презентация комплекса «Башня «Федерация». Сергей Чобан. SPEECH. WAF-2018. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой

Из особенностей WAF, которые я могу отметить как положительные, выделю внимание к небольшим проектам и социальным аспектам, что позволяет привлечь, за счет призов и пиара, внимание СМИ к тем темам и концепциям, которые могли бы из-за своего скромного масштаба и бюджета остаться незамеченными.

Тем не менее мы при выборе проектов для подачи на конкурс WAF руководствуемся скорее соображениями важности и интересности того или иного проекта для нас самих, а, может быть, не конъюнктурой WAF. И надеемся поступать так и в дальнейшем».
***
 
Российские бюро чаще всего выставляют на WAF проекты. Реализации встречаются редко, особенно в таких специфических номинациях как «Объекты здравоохранение». Но открывшийся в сентябре первый корпус Медкластера в ИЦ Сколково стал для бюро Асадова пропуском в финал WAF-2018.
 
zooming
Андрей Асадов
АБ ASADOV

«У меня был большой промежуток между нынешним и предыдущим участием в WAF. В 2010 году мы защищали в Барселоне футуристические проекты островов и парящих отелей, а в этом году показали реализацию инновационного медицинского центра в Сколково. Я не был в Сингапуре и Берлине, поэтому мне сложно оценивать тот путь, который фестиваль прошел за эти годы. Главное – это неизменный формат, показ архитектуры через презентации самих авторов, без традиционной выставки. Вместо представления проектов в виде картинок, здесь весь фокус внимания сосредоточен на вербальной презентации. Конечно, организаторы предусмотрели интерактивные экраны, куда загружены все проекты из шорт-листа и каждый желающий может посмотреть их в большом формате на мониторах или у себя на смартфоне. С одной стороны, на бумажных планшетах смотреть архитектуру удобнее, но, с другой, такие выставки слишком ресурсоемки и не очень эффектны. А главное – планшеты совершенно не дают того мощного эффекта, которое гарантирует личная презентация автора проекта перед жюри. То, что в течение трех дней можно услышать множество выступлений именитых архитекторов, руководителей топовых бюро, узнать, как рождалась и эволюционировала идея, какие важные моменты и акценты выделяет сам автор, заглянуть на архитектурную кухню, узнать множество подробностей за 10 минут представления проекта, мне кажется самым ценным. Здесь архитекторы рассказывают архитекторам о своей работе и отвечают на сугубо профессиональные вопросы. Это какой-то особый процесс, дающий ощущение сопричастности и профессионального единения. Приятно, что архитекторы не теряют интерес к фестивалю. Несмотря на критические отзывы, количество участников только растет».
Презентация первой очереди Медицинского кластера в ИЦ Сколково. Андрей Асадов. Бюро ASADOV. WAF-2018. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой
Первая очередь Международного медицинского кластера в ИЦ Сколково. Проект компания Транзумед, бюро ASADOV. © Андрей Асадов
***
 
Еще один опытный участник WAF, бюро Wowhaus, в этом году представил на конкурс провокационный проект реконструкции московского монорельса, оказавшийся в номинации «Мастер-план».
zooming
Анна Ищенко
WOWHAUS

«Наше бюро участвует в WAF не первый раз. И самое главное впечатление – российских проектов и российских архитекторов на WAF становиться все больше, что не может не радовать. Конечно, мало призов нам пока достается. И тут я бы хотела отдельно поздравить Никиту Явейна с его блестящей победой с проектом Музея блокады, в котором великолепная архитектура соединена с социально и культурно значимой темой. Для WAF это беспроигрышное сочетание. Как любое современное культурное мероприятие, архитектурный фестиваль подвержен определенным политическим влияниям. Здесь нередко приоритет получают проекты, в которых социальный аспект превалирует над проектным. Но случае с Музеем блокады соединилось все и жюри не могло не отдать победу лучшему проекту в номинации.
Презентация концепции «Монорельс». Анна Ищенко. Анастасия Измакова. Wowhaus. WAF-2018. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой

К сожалению, приходится признать, что участие в фестивале все-таки слишком дорого и организационно сложно для многих российских архитекторов. И если с финансовым вопросом еще можно разобраться, то презентация на английском языке по-прежнему остается камнем преткновения. Тем не менее, мне бы очень хотелось, чтобы как можно больше российских архитекторов, и в первую очередь, рядовых архитекторов, а не только руководителей, смогло приехать сюда и принять участие в этом событии, послушать презентации, увидеть весь диапазон представляемых проектов. Понятно, что все смотрят картинки в Интернете, но для того, чтобы почувствовать профессиональную повестку дня, важно видеть, как подаются проекты, как они презентуются, как расставляются акценты. Мы в бюро обязательно будем продолжать участвовать в WAF и привлекать к презентации проектов их авторов – наших сотрудников, чтобы они смогли окунуться в эту атмосферу, общаться, смотреть и слушать».
Проект реконструкции Московской монорельсовой дороги. © Wowhaus
***
 
Бюро Archimatika последовала достаточно распространенному сценарию и после гостевой разведки в прошлом году в 2018 подало на конкурс сразу три проекта, один из которых вышел в шорт-лист.
 
zooming
Александр Попов
АРХИМАТИКА

«В прошлом году мы приезжали на WAF в Берлин как гости. Нам очень понравился формат конкурса и состав финалистов. В шорт-листе не было «балласта», только достойные и интересные проекты, какие-то спорные, но абсолютно все – качественные и актуальные. Мы решили участвовать и в этом году послали три проекта, один из которых вышел в финал. В Амстердам мы приехали уже как участники, чтобы представить членам жюри наш проект мультифункционального жилого комплекса «Smart Plaza», который успел сменить маркетинговое название и на момент защиты проекта уже назывался «White Lines». Мы прошли через «горнило» непростых и зачастую провокационных вопросов, которыми сопровождается каждая защита проекта в финале WAF. Открытое обсуждение, когда ты можешь получить от коллег обратную связь, понять реакцию на свою работу, может быть даже увидеть какие-то ее слабые места – выгодно отличает этот конкурс от всех остальных, где оценка и обсуждение проектов происходит за закрытыми дверями и авторы могут так и не узнать, почему одну работу наградили, а другую нет.

Мы тщательно подготовили нашу презентацию, учтя впечатления от защит проектов на берлинском WAF, в которых авторы и члены жюри обращали особое внимание на то, каким образом объект влияет на город, как он помогает в решении каких-то урбанистических или социальных задач. Наш комплекс объединяет жилье, офисы, торговлю и развлечение. И мы специально подготовили исследование нашей аудитории, тех людей, которые будут жить или посещать наш комплекс, на предмет того, какие сервисы нужны им и включили их в программу проекта. Результаты исследования мы также использовали при разработке планировок квартир, которые сразу начали раскупаться на рынке. Обо всем этом мы подробно рассказали в презентации, сознательно чуть подсократив презентацию архитектурно-планировочных решений, тем самым спровоцировав жюри на вопросы об этом, чтобы избежать углубления в те области, где нам было бы немного сложнее пояснить наши решения на английском языке.
Проект мультифункционального жилого комплекса «White Lines" © Archimatika

Тем не менее, мы проиграли, но проиграли очень достойному конкуренту – офисному комплексу от бюро Aedes. Это, конечно, пока не уровень нашего рынка. Нет достаточных ресурсов, чтобы реализовать такие смелые решения, со сложнейшей пространственной организацией и распределением функций по высоте.
Если говорить о трендах, которые чувствуются на WAF, то самый главный – это непохожесть, неповторяемость. Когда перед тобой проходят сотни проектов со всего мира, многие из которых так или иначе используют удачные приемы, которые ты уже видел и хорошо знаешь, особую ценность и значение приобретают уникальные решения, учитывающие и отвечающие на свои актуальные вызовы, а не просто утилитарно решающие те или иные расхожие задачи. Очень интересно фиксировать эти приемы, но не для копирования, а для того, чтобы не повторять их в своих проектах.

Фестиваль развивается, также как развивается вся мировая архитектура. Все изменения, произошедшие в глобальном масштабе, прекрасно видны и считываются на WAF. Я считаю, что это его самое сильное место. Мы для того и собираемся, чтобы ощутить, что поменялось, посмотреть, что нового возникло. Мы можем с чем-то быть согласны, мы можем говорить, что нам больше нравится то, что было несколько лет назад, но архитектор должен знать и понимать, что происходит в профессии в мировом масштабе».
***
 
Представители бюро DNK ag в этом году впервые посетили WAF, поэтому их впечатления о фестивале особенно ценны.
 
zooming
Наталья Сидорова
DNK ag

«Это наш первый WAF. Конечно, мы много слышали о фестивале от друзей, принимавших в нем участие или приезжавших, как гости. Личное впечатление отличается от того, как это представлялось заочно. Меньше пафоса и больше профессионализма. Приятно, что много знакомых лиц, не только российских архитекторов, но и известных западных коллег.

Что не совсем понравилось – отсутствие выставки проектов, на которой можно было бы посмотреть и сравнить конкурирующие работы. К сожалению, электронный формат, в виде виртуального каталога на одном экране, не так удобен.

Сильное впечатление произвели презентации проектов из шорт-листа. Только и успевали следить за расписанием и переходить из одного павильона в другой, в 17 павильонах одновременно шли защиты в течение всего фестиваля и выбор иногда был сложным. Интересно смотреть презентации сами по себе. Как каждый автор подает свою идею и свою работу. Некоторые ищут какие-то неожиданные ходы, кто-то просто представляет подборку картинок. Но, помимо визуального ряда, большое значение имеет, насколько убедительно автор рассказывает о проекте и отвечает на вопросы. Важное и ценное впечатление, что проекты представляют и оценивают настоящие профессионалы, это чувствуется по уровню подачи, тематике и детализации обсуждения.

Нам показалось, что на WAF в большей степени выбор жюри не всегда зависит от архитектуры как таковой, а от темы, социальной, экологической направленности проекта, много значит его региональная составляющая – стараются, чтобы все регионы были охвачены. Есть конечно «звездные» проекты, как например музей в Кейптауне Томаса Хезервика, который не мог не победить в разделе «старое и новое». Но никому не известный проект здесь тоже может победить, если в проекте будут все необходимые составляющие и автор сможет убедительно рассказать о заложенных в проект идеях и смыслах и «расклад» в номинации окажется удачным.

На фестивале каждый может найти что-то свое, но все говорят об очень понятных вещах: о том, что в проектах удалось сделать, а что нет. Это и есть наши профессиональные проблемы, о которых все архитекторы думают, говорят и решают».
***
 
Успешная российская компания RTDA впервые приняла участие в WAF и сразу же вышла в шорт-лист с проектом развития кампуса Московского университета, попавшего в номинацию «Образование».
zooming
Дина Дридзе
RTDA

«Мы впервые участвуем в WAF, честно говоря, ожидали от фестиваля немного другого и по части работы с выставочным пространством и стендами, а также по части организации презентаций. WAF выглядит достаточно демократичным и менее пафосным чем, например, МИПИМ. При этом, на мой взгляд, на архитектурном фестивале могло бы быть больше архитектуры, для которой все остальные элементы экспозиции: стенды партнеров, выставки лауреатов параллельных премий и так далее – воспринимались бы как сопутствующий формат.

Что касается презентаций, то этот и без того непростой процесс, когда вы за 10 минут должны рассказать о проекте все самое главное и еще за 10 минут ответить на придирчивые вопросы членов жюри, был сильно усложнен отсутствием звукоизоляции между павильонами, в которых проходили защиты и общим выставочным залом. В результате, было крайне сложно сконцентрироваться и не отвлекаться на раздающиеся со всех сторон, пусть и приглушенные, голоса и музыку. Но мы справились! И получили очень благожелательный отзыв жюри о нашей работе.
Презентация мастер-плана кампуса Московского Университета на Воробьевых горах. Марина Лепешкина, Дина Дридзе. RTDA. WAF-2018. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой

Организаторы очень ответственно подошли к вопросам технической подготовки, предусмотрев обязательный для всех прогон презентаций перед началом каждого фестивального дня. А также четко соблюдали тайминг, отпущенный на презентации проектов. Это было особенно удобно не только для спикеров, но и для зрителей, которые могли распланировать свое время и успеть на все интересующие их презентации.

Еще мне очень понравилось профессиональное жюри. Иметь возможность рассказывать о своем проекте коллегам и видеть их заинтересованность и глубокое понимание тех вопросов и проблем, которые нам пришлось решать – для меня это просто праздник. Мы часто представляем проекты на разных мероприятиях и привыкли к тому что сначала реагируют на эффектную графику и только потом углубляются в содержание. Здесь все было иначе. Члены жюри были прекрасно подготовлены, знали проекты, которые презентуются, и знали, о чем спрашивать авторов. Это был разговор на высоком профессиональном уровне.
Презентация мастер-плана кампуса Московского Университета на Воробьевых горах. Марина Лепешкина, Дина Дридзе. RTDA. WAF-2018. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой

По рекомендации технического комитета фестиваля наш проект попал в номинацию Образовательные проекты. Мы конечно не спорили, так как предполагали, что видимо есть еще несколько аналогичных по масштабу проектов и готовились к серьезному обсуждению градостроительных вопросов.

В этой номинации мы попали в шорт-лист, что само по себе достижение! Только оказалось, что все конкурирующие с нами проекты находятся на стадии объемного проектирования и очень небольшие в сравнении с кампусом МГУ. Мы с нашими 240 га научно-технологической долины МГУ и прилегающих территорий смотрелись рядом с другими проектами в номинации «Образование» как бегемот среди цапель. Тем не менее и жюри, и зрители отнеслись к нашему проекту с заинтересованностью и позитивом. Особенно было приятно, что практически все российские участники WAF пришли нас поддержать.
Мастер-план научно-технологической долины МГУ © RTDA при участии НИИПИ Генплана Москвы

Я думаю, мы будем продолжать участвовать в WAF, представляя проекты в различных номинациях. У нас в бюро сейчас в разработке несколько очень интересных и социально значимых проектов, так что, думаю, будет что показать».
***
 
В этом году новое поколение российских архитекторов на WAF представляла команда бюро IND Architects, подавшая два заявки в номинации «Конкурсные проекты». Обе они вышли в финал, так что команде пришлось конкурировать не только с иностранными коллегами, но и самим с собой.
zooming
Амир Идиатулин
IND architects

«Поездка на WAF-2018 в качестве участников – настоящий вызов для студии, и мы его приняли. В шорт-лист премии попали два наших проекта – концепция станции метро «Кленовый бульвар», недалеко от парка Коломенское в Москве и проект редевелопмента водонапорной башни в Подмосковье.

Команда IND Architects начала готовиться к презентации проектов на WAF-2018 за полгода до события. Прошлый опыт посещений WAF показал, что презентации участников – это не просто рассказ о проектах, а настоящее шоу. Чтобы свободно и уверенно выступить, я, например, брал дополнительные уроки английского языка и поработал с преподавателем сценического мастерства.

На подготовку 15-минутной презентации, включая специально смонтированные ролики, ушло 3-4 месяца. Первую часть посвятили анализу и истории каждого из проектов. Затем рассказали об образной составляющей наших решений, включая важные детали и технические нюансы. Далее следовал видеоряд, дающий представление об объекте в разных ракурсах с параллельными комментариями авторов о пространственных решениях и функциональном наполнении.

Мы получили огромный заряд энергии и вдохновения для дальнейшей работы. На WAF творится архитектура будущего. В одном пространстве сконцентрированы лучшие проекты мирового уровня, здесь же можно пообщаться с их авторами. Нам было важно получить обратную связь по нашим проектам и понять, в какую сторону развивается современная мировая архитектура».
Презентация конкурсного проекта реконструкции водонапорной башни. Амир Идиатулин. IND architects. WAF-2018. Комплекс RAI. Амстердам. Фотография Елены Петуховой
Проект реконструкции водонапорной башни. © IND architects
Проект станции метро «Кленовый бульвар». © IND architects
***

14 Декабря 2018

Похожие статьи
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Иван Кожин: «Осознание себя архитектором приходит...
После триумфа проекта «Музей обороны и блокады Ленинграда» на WAF 2018 мы встретились с его главным архитектором и партнером «Студии 44» Иваном Кожиным, чтобы поговорить об особенностях работы в крупнейшем бюро Санкт-Петербурга, лидерстве, мечтах и ответственности архитектора
Архитектура здоровья
Авторы первого корпуса Медицинского кластера, открывшегося в сентябре 2018 года в ИЦ «Сколково», бюро Асадова и компания Transumed нашли оригинальные решения для объектов здравоохранения, предложив новую типологию архитектуры здоровья
Билет на праздник: архитекторы о WAF-2018
В конце ноября прошел очередной фестиваль WAF. На этот раз в Амстердаме. Говорим с восемью российскими участниками, вошедшими в шорт-лист и презентовавшими свои проекты. В том числе и с Никитой Явейном, победителем в номинации Культура-Проект.
WAF: российские проекты
В шорт-лист премии Всемирного фестиваля архитектуры WAF-2018 вошли тринадцать российских проектов от семи архитектурных бюро. Мы поговорили со всеми номинантами о проектах и о том, зачем им фестиваль.
Технологии и материалы
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Сейчас на главной
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.
Пресса: Каким был 2024 год в мире архитектуры и архитекторов
«Большой Город» подводит итоги 2024 года: в массовой культуре, искусстве, музыке, гастрономии. В архитектурной среде он запомнится не только отдельными зданиями и событиями, но и новыми взглядами на то, как живут и меняются наши города. Подводя итоги уходящего года, «Большой Город» поговорил с архитекторами ведущих российских бюро о том, что стало главным в 2024-м и что интересного нам обещает следующий год.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Групповой портрет архитекторов Серебряного века
Новая книга Марии Нащокиной «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих» сочетает научную глубину и энциклопедический охват с увлекательным изложением. В ней представлены жизнь и творчество 126 мастеров модерна, неоклассицизма и поздней эклектики. Публикуем рецензию и отрывок из книги, посвященный одному из самых ярких архитекторов ХХ века Александру Таманову.
Дом прощания
Бюро DIALECT Architects спроектировало для кладбища недалеко от Екатеринбурга комплекс построек, который помогает провести ритуал прощания. Авторы стремились найти подходящий функции тон, для чего обратились к образу неугасающего пламени, использовали светлые материалы, а также силу воздействия ландшафта и зеркала воды.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Торговый городок
Консорциум APRELarchitects, «ДАЛЬ» и Деловой клуб «Наследие и экономика» разработал для рязанской ВДНХ мастер-план развития, который учитывает как сохранение 21 павильона, так и программирование территории, способное вернуть жизнь и устойчивость этому знаковому месту. Многие решения мастер-плана уже реализованы.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Город без города
DK architects Григория Дайнова спроектировали, в рамках ППТ благоустройства побережья Каспия, Итальянскую улицу среди парков. На ней будут действовать европейские правила и культурные традиции, улица будет фрагментом привычной общественной среды для туристов – такое принято на Ближнем Востоке. В домах, ее составляющих, – кафе, магазины, офисы и бутик-отели. Фрагмент города – без города, имплантированная на Восток сумма представлений об Италии.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.