«Плутон»: опыты переосмысления пространства

Публикуем работы студентов МАРШ курса Re (New) архитекторов DNK ag, посвященного реконструкции. Студенты работали над территорией завода «Плутон», входящей в состав ARTPLAY на Сыромятнической.

mainImg

Территория завода «Плутон» – одна из исторических промзон Москвы, в 2017 году стала частью кластера ARTPLAY на Нижней Сыромятнической улице. В конце XIX века здесь была чаеразвесочная фабрика торгово-промышленного общества «Губкин-Кузнецов и К°». В 1929 года уже советскую фабрику преобразовали в завод «Точизмеритель» имени В.М. Молотова. Завод «Плутон», специализировавшийся на создании и разработке электровакуумных приборов широкого спектра применения, появился здесь в 1930-е годы.

Весной 2019 года архитекторы DNK ag рассмотрели его территорию как практический пример интенсива PRO в архитектурной школе МАРШ, предложив студентам поразмышлять на примере «Плутона» о реконструкции, ее проблемах, специфике и направлениях.

zooming
Даниил Лоренц, Наталья Сидорова, Константин Ходнев, DNK ag:

«Интенсив Re (New) «Практикум по реконструкции зданий» – образовательный курс, который мы провели в школе МАРШ весной-летом 2019. Его задача заключалась в знакомстве с теорией и практикой реконструкции на реальных примерах, с особенностями творческого и практического подходов к освоению площадок редевелопмента».

Дарья Минеева, со-куратор курса Re (New) уточняет, что Re (New) ежегодно актуализирует свою программу. Кейсы для проектирования позволяют увидеть картину целиком, получить опыт общения с заказчиком, посетить объект, проработать исследование, обсудить со специалистами охранные ограничения, разработать социо-культурную программу и презентовать концепцию заинтересованной стороне наряду с ведущими архитекторами. Параллельно студенты посещают строительные площадки и готовые объекты, чтобы «пощупать» и прочувствовать процесс и результат, задать все интересующие вопросы участникам процесса. Уникальная теоретическая база позволяет не придумывать велосипед, а опираться уже на накопленный опыт, трансформировать его под необходимые задачи.

zooming
Дарья Минеева, со-куратор курса Re (New): 

«В прошлом году с командой DNK ag нам удалось обновить формат программы. 12 недель, 12 различных тем из отраслей практических и теоретических знаний. Среди них знакомство с актуальными трендами, еженедельные приглашенные лекторы, общие дискуссии, воркшопы, экскурсии и обмен опытом. Под чутким руководством партнеров DNK ag по воскресеньям проходили еженедельные проектные воркшопы, приближающие проект к финальной цели. Я думаю, что самое главное состоит в том, что студенты могли уловить тонкую нить подхода архитекторов к проекту: внимание к духу места, материальности, среде, литературной форме и деталям. Интересно именно то, что такие разговоры иногда меняют в сознании больше, чем десятки листов презентаций».

Наталья Сидорова и Константин Ходнев, преподаватели курса Re (New) признаются, что для них это был очень интересный опыт, как архитектурный, так и педагогический: «Нам предстояло придумать не только междисциплинарную программу, но и саму методологию преподавания. Ведь среди наших студентов были архитекторы, представители заказчика, строители и инженеры… То есть, как и в жизни, предполагалась работа многопрофильных команд. Это было чрезвычайно интересно, но и сложно – ведь навыку командной работы тоже приходилось учить».

Для проектной части курса была выбрана площадка территории завода «Плутон» в Москве. В процессе обучения четыре группы студентов подготовили проекты ее развития. Благодаря тому, что у «проектной» части был реальный «заказчик», Сергей Десятов, который занимается управлением территории «Плутон» и ищет пути ее дальнейшего развития, условия работы для студентов были максимально приближены к реальности. А предлагаемые решения рассматривались со всех точек зрения.

DNK ag: «Бережное отношение к промышленному наследию советского периода, осмысление территорий через поиск ее уникальных характеристик, которые становились основой проекта, – основные принципы, которых придерживались наши студенты в своих финальных работах. И, несмотря на очень сжатые сроки, работы получились, на наш взгляд, концептуально цельными и достаточно реалистичными. Одна из команд проекта была номинирована поездкой на молодежную биеннале в Казани, где ребята делали презентацию концепции трансформации «Плутона» в экокластер».

***
 

Работа началась с разностороннего анализа площадки. Включая и субъективные собственные ощущения каждого студента, и анализ маркетинговых, социологических, исторических аспектов. Это помогло выявить потенциал участка, сформулировать концепцию, идеологию проекта.

  • zooming
    1 / 5
    Анализ существующего положения
    © RE (New)
  • zooming
    2 / 5
    Анализ существующего положения
    © RE (New)
  • zooming
    3 / 5
    Анализ существующего положения
    © RE (New)
  • zooming
    4 / 5
    © RE (New)
  • zooming
    5 / 5
    © RE (New)

Так, команда, которая разрабатывала концепцию эко-кластера, при анализе территории уделила большое внимание проблеме озеленения, мониторингу вредных выбросов и уровню шума. «Все члены нашей команды, – рассказывает Александр Лукьяненко, – переживали из-за того, что Артплей в погоне за клиентоориентированностью всю свою внутреннюю территорию превратил в парковку. Поэтому у нас появилась идея создать для территории кластера и города в целом аналог «легких», где все будущие жители, арендаторы, ученики МАРШ и просто горожане могли бы отдыхать физически и эмоционально».

Разработчики digital-кластера опирались на преемственность современного производства. «Идея проекта родилась в результате совместного обсуждения внутри нашей команды, – делится своими мыслями Глеб Пауль. – На первом этапе мы генерировали идеи: какие сервисы и объекты инфраструктуры могут быть востребованы на территории «Плутона». После мы структурировали их в несколько базовых категорий и начали думать, как они могут взаимодействовать. В итоге пришли к идее Digital кластера, в котором гармонично соседствуют технологии и творчество».

А команда креативного кластера вдохновлялась духом места. «Когда мы ходили на первую экскурсию на территорию завода «Плутон», – вспоминает Мария Пологова, – и подробно изучали все плюсы и минусы площадки, то самым ярким впечатлением была тишина и уединение внутреннего дворика. Рядом такой шумный Artplay, а заходишь за угол – и как будто попадаешь в секретное тихое место. Именно это ощущение тихого оазиса среди бушующего города мы и пытались сохранить и развить в своём проекте». Андрей Балан дополняет свою коллегу по команде: «Опираясь на эту идею, мы разделили функции пространства на внутренние и внешние. Где внутренние – творчество, уединение, созидание. Внешние – коммуникации, активности, потребности района в инфраструктуре. Получилась «хрустящая манящая корочка», которая отвечает за инвестиционную часть проекта».

Проект №1: Город-сад на Плутоне с технологиями XXI века; эко-кластер. Проект победитель 
Авторский коллектив: Александра Жукова, Александр Лукьяненко, Оля Муравлева, Ася Южакова, Руслан Гафуров, Анна Шленская

Появление в городе «зеленого оазиса»: пространства, созданного с помощью зеленых технологий.

Демонстрация актуальности экологической тематики жителям города: террасы, вертикальные фермы, зелень в интерьере, крытый зеленый атриум, городские фермы.

Целевая аудитория: внутренние пользователи, ближайшее окружение (соседи), жители города и туристы.
  • zooming
    1 / 17
    Проект №1: Город-сад на Плутоне с технологиями XXI века. Проект победитель
    © RE (New)
  • zooming
    2 / 17
    Проект №1: Город-сад на Плутоне с технологиями XXI века. Проект победитель
    © RE (New)
  • zooming
    3 / 17
    Проект №1: Город-сад на Плутоне с технологиями XXI века. Проект победитель
    © RE (New)
  • zooming
    4 / 17
    Разрез территории. Проект №1: Город-сад на Плутоне с технологиями XXI века. Проект победитель
    © RE (New)
  • zooming
    5 / 17
    Лобби. Проект №1: Город-сад на Плутоне с технологиями XXI века. Проект победитель
    © RE (New)
  • zooming
    6 / 17
    Сервисные апартаменты и пентхаусы Проект №1: Город-сад на Плутоне с технологиями XXI века. Проект победитель
    © RE (New)
  • zooming
    7 / 17
    Ритэйл и офисы.Проект №1: Город-сад на Плутоне с технологиями XXI века. Проект победитель
    © RE (New)
  • zooming
    8 / 17
    Выставочный зал/коворкинг. Проект №1: Город-сад на Плутоне с технологиями XXI века. Проект победитель
    © RE (New)
  • zooming
    9 / 17
    Гастро лаб. Проект №1: Город-сад на Плутоне с технологиями XXI века. Проект победитель
    © RE (New)
  • zooming
    10 / 17
    Эко-фермы. Проект №1: Город-сад на Плутоне с технологиями XXI века. Проект победитель
    © RE (New)
  • zooming
    11 / 17
    Фитнесс. Проект №1: Город-сад на Плутоне с технологиями XXI века. Проект победитель
    © RE (New)
  • zooming
    12 / 17
    Функции совмещенные 1 этаж. Проект №1: Город-сад на Плутоне с технологиями XXI века. Проект победитель
    © RE (New)
  • zooming
    13 / 17
    Функции совмещенные 2 этаж. Проект №1: Город-сад на Плутоне с технологиями XXI века. Проект победитель
    © RE (New)
  • zooming
    14 / 17
    Общий вид территорий. Проект №1: Город-сад на Плутоне с технологиями XXI века. Проект победитель
    © RE (New)
  • zooming
    15 / 17
    Фасады. Проект №1: Город-сад на Плутоне с технологиями XXI века. Проект победитель
    © RE (New)
  • zooming
    16 / 17
    Фасады. Город-сад на Плутоне с технологиями XXI века
    © RE (New)
  • zooming
    17 / 17
    Проект №1: Город-сад на Плутоне с технологиями XXI века. Проект победитель
    © RE (New)

Проект №2: Digital-кластер, синергия технологий и творчества
Авторский коллектив: Андрей Авилов, Глеб Пауль, Дина Гордиенко, Евгения Перминова
Проект №2: Digital-кластер, синергия технологий и творчества
© RE (New)

Создание digital- кластера с новыми высокотехнологичными производствами, образовательным и медицинским центром, арендным жильем, коливингами коворкингами и развитой инфраструктурой. Сильная маркетинговая составляющая проекта.
  • zooming
    1 / 20
    Проект №2: Digital-кластер, синергия технологий и творчества
    © RE (New)
  • zooming
    2 / 20
    Проект №2: Digital-кластер, синергия технологий и творчества
    © RE (New)
  • zooming
    3 / 20
    Принципы построения кластера. Проект №2: Digital-кластер, синергия технологий и творчества
    © RE (New)
  • zooming
    4 / 20
    Чаеразвесочный корпус. Проект №2: Digital-кластер, синергия технологий и творчества
    © RE (New)
  • zooming
    5 / 20
    Принцип построения фасада. Проект №2: Digital-кластер, синергия технологий и творчества
    © RE (New)
  • zooming
    6 / 20
    План реализации. Проект №2: Digital-кластер, синергия технологий и творчества
    © RE (New)
  • zooming
    7 / 20
    Пример гибкой планировки этажа. Проект №2: Digital-кластер, синергия технологий и творчества
    © RE (New)
  • zooming
    8 / 20
    Чаеразвесочный комплекс. Функциональное зонирование. Проект №2: Digital-кластер, синергия технологий и творчества
    © RE (New)
  • zooming
    9 / 20
    Дома на набережной (основное здание). Проект №2: Digital-кластер, синергия технологий и творчества
    © RE (New)
  • zooming
    10 / 20
    Дом на набережной (левая и правая части). Проект №2: Digital-кластер, синергия технологий и творчества
    © RE (New)
  • zooming
    11 / 20
    Дом на набережной левая часть. Проект №2: Digital-кластер, синергия технологий и творчества
    © RE (New)
  • zooming
    12 / 20
    Дом на набережной правая часть. Проект №2: Digital-кластер, синергия технологий и творчества
    © RE (New)
  • zooming
    13 / 20
    Исторические пристройки. Проект №2: Digital-кластер, синергия технологий и творчества
    © RE (New)
  • zooming
    14 / 20
    Исторические пристройки.Функциональное зонирование. Проект №2: Digital-кластер, синергия технологий и творчества
    © RE (New)
  • zooming
    15 / 20
    Проницаемость первого уровня. Проект №2: Digital-кластер, синергия технологий и творчества
    © RE (New)
  • zooming
    16 / 20
    Вертикальные связи. Проект №2: Digital-кластер, синергия технологий и творчества
    © RE (New)
  • zooming
    17 / 20
    Горизонтальные связи первого уровня. Проект №2: Digital-кластер, синергия технологий и творчества
    © RE (New)
  • zooming
    18 / 20
    Горизонтальные связи второго уровня. Проект №2: Digital-кластер, синергия технологий и творчества
    © RE (New)
  • zooming
    19 / 20
    Горизонтальные связи третьего уровня. Проект №2: Digital-кластер, синергия технологий и творчества
    © RE (New)
  • zooming
    20 / 20
    Проект №2: Digital-кластер, синергия технологий и творчества
    © RE (New)

Проект №3: Креативный кластер. Концепция нового образа жизни новых поколений
Авторский коллектив: Андрей Балан, Аня Семенова, Мария Пологова, Надя Панкова, Даша Хазова
Проект №3: Креативный кластер. Концепция нового образа жизни новых поколений
© RE (New)
  • Пространство уединения с хрустящей манящей внешней корочкой
  • Концентрация для творческой реализации
  • Место, образующееся по принципу взращивания уютной территории в центре мегаполиса, камерность внутри и динамичная жизнь снаружи
  • Дзен двора как возможность создавать энергию будущего
  • Сообщество людей со сходными взглядами, образом жизни и мысли как фактор, усиливающий потенциал каждого
  • Погружение в мир творчества инноваций.

Проект ориентирован на молодых специалистов, занимающихся творчеством, которым важно наличие пространства для самовыражения и уединения.

  • zooming
    1 / 21
    Проект №3: Креативный кластер. Концепция нового образа жизни новых поколений
    © RE (New)
  • zooming
    2 / 21
    Проект №3: Креативный кластер. Концепция нового образа жизни новых поколений
    © RE (New)
  • zooming
    3 / 21
    Генплан. Проект №3: Креативный кластер. Концепция нового образа жизни новых поколений
    © RE (New)
  • zooming
    4 / 21
    Транспорт. Проект №3: Креативный кластер. Концепция нового образа жизни новых поколений
    © RE (New)
  • zooming
    5 / 21
    Пешеходные потоки. Проект №3: Креативный кластер. Концепция нового образа жизни новых поколений
    © RE (New)
  • zooming
    6 / 21
    Схема 1 уровня. Проект №3: Креативный кластер. Концепция нового образа жизни новых поколений
    © RE (New)
  • zooming
    7 / 21
    Схема 2 уровня. Проект №3: Креативный кластер. Концепция нового образа жизни новых поколений
    © RE (New)
  • zooming
    8 / 21
    Схема 3-9 уровня. Проект №3: Креативный кластер. Концепция нового образа жизни новых поколений
    © RE (New)
  • zooming
    9 / 21
    Разрез дома на набережной. Проект №3: Креативный кластер. Концепция нового образа жизни новых поколений
    © RE (New)
  • zooming
    10 / 21
    Эскизы. Проект №3: Креативный кластер. Концепция нового образа жизни новых поколений
    © RE (New)
  • zooming
    11 / 21
    Эскизы. Проект №3: Креативный кластер. Концепция нового образа жизни новых поколений
    © RE (New)
  • zooming
    12 / 21
    Элементы. Проект №3: Креативный кластер. Концепция нового образа жизни новых поколений
    © RE (New)
  • zooming
    13 / 21
    Образы-стена. Проект №3: Креативный кластер. Концепция нового образа жизни новых поколений
    © RE (New)
  • zooming
    14 / 21
    Проект №3: Креативный кластер. Концепция нового образа жизни новых поколений
    © RE (New)
  • zooming
    15 / 21
    Проект №3: Креативный кластер. Концепция нового образа жизни новых поколений
    © RE (New)
  • zooming
    16 / 21
    Проект №3: Креативный кластер. Концепция нового образа жизни новых поколений
    © RE (New)
  • zooming
    17 / 21
    Проект №3: Креативный кластер. Концепция нового образа жизни новых поколений
    © RE (New)
  • zooming
    18 / 21
    Проект №3: Креативный кластер. Концепция нового образа жизни новых поколений
    © RE (New)
  • zooming
    19 / 21
    Проект №3: Креативный кластер. Концепция нового образа жизни новых поколений
    © RE (New)
  • zooming
    20 / 21
    Проект №3: Креативный кластер. Концепция нового образа жизни новых поколений
    © RE (New)
  • zooming
    21 / 21
    Проект №3: Креативный кластер. Концепция нового образа жизни новых поколений
    © RE (New)
***
 

PS. Архитектурная группа DNK ag выражает благодарность коллегам, которые принимали участие в нашем курсе «Re (New). Практикум по реконструкции зданий» в качестве приглашенных преподавателей:

Мари Миндиашвили – автор теоретической программы курса;
Дениса Колокольникова, RRG;
Максима Любавина, КБ23;
Федора Карпенко, КБ23;
Дениса Ромодина, Музей Москвы;
Ирину Крымову, ИКОМОС;
Анастасию Семенченко, МК3,
Антона Баева, Государственный университет по землеустройству;
Григория Гурьянова, бюро «Практика»;
Михаила Бейлина и Даниила Никишина, Citizenstudio;
Светлану Максимченко, «Москино»;
Юлию Логинову, Департамент культурного наследия города Москвы;
Анастасию Фёдорову, кластер «Октава»
Марину Прозаровскую, Velux;
Сергея Десятова, ARTPLAY.

17 Февраля 2020

Похожие статьи
Большой дом
Студенты ГУЗ под руководством Максима Гурвича и Михаила Корси разработали целую линейку идей для небанальных многоквартирных – и многофункциональных – домов. Работали они, впервые в истории Университета землеустройства, с реальным заказчиком – компанией А101, при участии ее специалистов, и для реальной территории.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Баланс света
Воркшоп «Световая инклюзия. On/Off» интересен тем, что его итогом стала методичка – сумма рекомендаций для изменения нормативов в сторону большего комфорта для людей с особенностями, будь то колясочники, слабо видящие и слышащие или люди с особенностями психики.
Убежище
Вторым победителем программы воркшопов «Открытого города» стал проект «Убежище. Вне круга света», под кураторством основателей бюро TIArch и преподавателей КГАСУ Ильнара и Резеды Ахтямовых.
Кладбище внутри и снаружи
Воркшоп под руководством Института Генплана Москвы занял на «Открытом городе» одно из двух первых мест. Его тема – пути реорганизации городских кладбищ. Предложено два направления, для пригорода и для центра, диаметрально противоположные.
СПбГАСУ 2023: Санкт-Петербург
В очередной подборке дипломных работ выпускников СПбГАСУ – варианты преобразования бывших промышленных территорий Санкт-Петербурга. Проекты получили высокую оценку комиссии, а также награды на всероссийском конкурсе дипломных работ по архитектуре и дизайну.
СПбГАСУ 2023: Милан
Пять дипломных работ, подготовленных студентами СПбГАСУ в рамках сотрудничества с Миланским политехническим университетом (POLIMI). Все они посвящены проектам развития территории Ortomercato в Милане и отмечены профессорско-преподавательским коллективом POLIMI.
СПбГАСУ 2023: Арктика
Представляем пять «арктических» выпускных работ студентов Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. Все они посвящены развитию Салехарда, предлагают городу новые доминанты и стремятся учитывать требования к проектированию в условиях Крайнего Севера.
Санкт-Петербургская академия художеств 2023: бакалавры
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров, подготовленные в мастерских Никиты Явейна, Вячеслава Ухова, Евгения Жука и Николая Смелкова: 250-метровая башня, библиотека, конный клуб с мотелем и проект реставрации тихвинского Введенского Девичьего монастыря.
От «Правды» до Хабаровска
В этом году среди работ практикантов Института Генплана – идея для активации московского комбината «Правда» с постройками Ильи Голосова, благоустройство рабочего поселка на БАМе, от которого до ближайшего города – 12 часов езды на машине, и три версии превращения заброшенного пионерлагеря в образовательный хаб, подобный «Сириусу». Два участка из трех имеют заинтересованного заказчика, так что вероятно, что студенческие исследования не пропадут зря.
Санкт-Петербургская академия художеств 2023: мастерская...
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева: три варианта музейного комплекса на территории серого пояса, гидропарк в Приморском районе, а также мотель при конном клубе в Ольгино.
Уэс Андерсон в Волынщино
Студенты Британской высшей школы дизайна разработали под руководством Елены Бабкиной и Полины Лонтани эскизный проект интерьера спа-отеля в усадьбе Василия Долгорукова-Крымского в деревне Волынщино. В основе концепции – цвет как средство терапии и эстетика фильмов Уэса Андерсона.
СПбГАСУ 2023: бакалавры «Ландшафтной архитектуры»
Преподаватели нового направления СПбГАСУ выбрали и прокомментрировали лучшие работы третьего выпуска. Они посвящены ландшафтной ревитализации двух территорий: парка Ваккосалми в Сортавале и карьера в поселке Металлострой.
Магистры МАРХИ-2023
Выпускники кафедры «Архитектура жилых зданий» группы Владимира Юдинцева и Елены Ганушкиной решали в своих работах наболевшие проблемы Москвы: упорядочивали большие бесструктурные кварталы, активизировали межмагистральные территории и исследовали разнообразие исторической городской среды.
Форты, птицы и залив
Остров Котлин известен прежде всего тем, что на нем располагается город Кронштадт. Дипломная работа Анастасии Мишиной, выпускницы кафедры Дизайна архитектурной среды СПбГАСУ 2022 года, посвящена формированию туристической среды не менее интересной западной части Котлина: с фортами «Риф» и «Шанец», местами гнездования птиц и одними из лучших видов на Финский залив.
Калуга-Сити
Калуга в очередной раз стала площадкой для отработки идей молодых архитекторов. Под руководством Михаила Корси и при содействии главного архитектора города Алексея Комова бакалавры Государственного университета по землеустройству подготовили проект нового делового центра. В нем есть коливинги, фуникулеры, теплицы на крышах и множество отсылок к старой Калуге.
Судьбы агломерации
Летняя практика Института Генплана была посвящена Новой Москве. Всего получилось 4 проекта с совершенно разной оптикой: от масштаба агломерации до вполне конкретных предложений, которые можно было, обдумав, и реализовать. Рассказываем обо всех.
Древолюция на древозаводе
Практикум 2022 года осваивал часть территории завода «Проект Обло», на которой 19 лет назад прошла самая первая Древолюция. Получилось 5 объектов, два – скорее урбанистических, осмысляющих всю территорию практически как античный город, но, в то же время, не без касательства к философии экзистенциализма. Получилось любопытно, жюри обсуждало проекты целый день. Рассказываем обо всех.
СПбГАСУ-2022: магистры ДАС
Публикуем три работы, выполненные на кафедре Дизайна архитектурной среды Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета и рекомендованные преподавателями.
СПбГАСУ-2022: бакалавры ДАС
Публикуем три работы, выполненные на кафедре Дизайна архитектурной среды Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета и рекомендованные преподавателями.
Бакалавры Академии Глазунова 2022: Концепция развития...
Публикуем дипломные проекты бакалавров кафедры архитектуры Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Они посвящены гармонизации значимых мест Садового кольца путем восстановления памятников архитектуры, устройства парков и создания традиционной застройки.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.