Территория завода «Плутон» – одна из исторических промзон Москвы, в 2017 году стала частью кластера ARTPLAY на Нижней Сыромятнической улице. В конце XIX века здесь была чаеразвесочная фабрика торгово-промышленного общества «Губкин-Кузнецов и К°». В 1929 года уже советскую фабрику преобразовали в завод «Точизмеритель» имени В.М. Молотова. Завод «Плутон», специализировавшийся на создании и разработке электровакуумных приборов широкого спектра применения, появился здесь в 1930-е годы.
Весной 2019 года архитекторы DNK ag рассмотрели его территорию как практический пример интенсива PRO в архитектурной школе МАРШ, предложив студентам поразмышлять на примере «Плутона» о реконструкции, ее проблемах, специфике и направлениях.
Даниил Лоренц, Наталья Сидорова, Константин Ходнев, DNK ag:
«Интенсив Re (New) «Практикум по реконструкции зданий» – образовательный курс, который мы провели в школе МАРШ весной-летом 2019. Его задача заключалась в знакомстве с теорией и практикой реконструкции на реальных примерах, с особенностями творческого и практического подходов к освоению площадок редевелопмента».
Дарья Минеева, со-куратор курса Re (New) уточняет, что Re (New) ежегодно актуализирует свою программу. Кейсы для проектирования позволяют увидеть картину целиком, получить опыт общения с заказчиком, посетить объект, проработать исследование, обсудить со специалистами охранные ограничения, разработать социо-культурную программу и презентовать концепцию заинтересованной стороне наряду с ведущими архитекторами. Параллельно студенты посещают строительные площадки и готовые объекты, чтобы «пощупать» и прочувствовать процесс и результат, задать все интересующие вопросы участникам процесса. Уникальная теоретическая база позволяет не придумывать велосипед, а опираться уже на накопленный опыт, трансформировать его под необходимые задачи.
Дарья Минеева, со-куратор курса Re (New):
«В прошлом году с командой DNK ag нам удалось обновить формат программы. 12 недель, 12 различных тем из отраслей практических и теоретических знаний. Среди них знакомство с актуальными трендами, еженедельные приглашенные лекторы, общие дискуссии, воркшопы, экскурсии и обмен опытом. Под чутким руководством партнеров DNK ag по воскресеньям проходили еженедельные проектные воркшопы, приближающие проект к финальной цели. Я думаю, что самое главное состоит в том, что студенты могли уловить тонкую нить подхода архитекторов к проекту: внимание к духу места, материальности, среде, литературной форме и деталям. Интересно именно то, что такие разговоры иногда меняют в сознании больше, чем десятки листов презентаций».
Наталья Сидорова и Константин Ходнев, преподаватели курса Re (New) признаются, что для них это был очень интересный опыт, как архитектурный, так и педагогический: «Нам предстояло придумать не только междисциплинарную программу, но и саму методологию преподавания. Ведь среди наших студентов были архитекторы, представители заказчика, строители и инженеры… То есть, как и в жизни, предполагалась работа многопрофильных команд. Это было чрезвычайно интересно, но и сложно – ведь навыку командной работы тоже приходилось учить».
Для проектной части курса была выбрана площадка территории завода «Плутон» в Москве. В процессе обучения четыре группы студентов подготовили проекты ее развития. Благодаря тому, что у «проектной» части был реальный «заказчик», Сергей Десятов, который занимается управлением территории «Плутон» и ищет пути ее дальнейшего развития, условия работы для студентов были максимально приближены к реальности. А предлагаемые решения рассматривались со всех точек зрения.
DNK ag: «Бережное отношение к промышленному наследию советского периода, осмысление территорий через поиск ее уникальных характеристик, которые становились основой проекта, – основные принципы, которых придерживались наши студенты в своих финальных работах. И, несмотря на очень сжатые сроки, работы получились, на наш взгляд, концептуально цельными и достаточно реалистичными. Одна из команд проекта была номинирована поездкой на молодежную биеннале в Казани, где ребята делали презентацию концепции трансформации «Плутона» в экокластер».
***
Работа началась с разностороннего анализа площадки. Включая и субъективные собственные ощущения каждого студента, и анализ маркетинговых, социологических, исторических аспектов. Это помогло выявить потенциал участка, сформулировать концепцию, идеологию проекта.
Так, команда, которая разрабатывала концепцию эко-кластера, при анализе территории уделила большое внимание проблеме озеленения, мониторингу вредных выбросов и уровню шума. «Все члены нашей команды, – рассказывает Александр Лукьяненко, – переживали из-за того, что Артплей в погоне за клиентоориентированностью всю свою внутреннюю территорию превратил в парковку. Поэтому у нас появилась идея создать для территории кластера и города в целом аналог «легких», где все будущие жители, арендаторы, ученики МАРШ и просто горожане могли бы отдыхать физически и эмоционально».
Разработчики digital-кластера опирались на преемственность современного производства. «Идея проекта родилась в результате совместного обсуждения внутри нашей команды, – делится своими мыслями Глеб Пауль. – На первом этапе мы генерировали идеи: какие сервисы и объекты инфраструктуры могут быть востребованы на территории «Плутона». После мы структурировали их в несколько базовых категорий и начали думать, как они могут взаимодействовать. В итоге пришли к идее Digital кластера, в котором гармонично соседствуют технологии и творчество».
А команда креативного кластера вдохновлялась духом места. «Когда мы ходили на первую экскурсию на территорию завода «Плутон», – вспоминает Мария Пологова, – и подробно изучали все плюсы и минусы площадки, то самым ярким впечатлением была тишина и уединение внутреннего дворика. Рядом такой шумный Artplay, а заходишь за угол – и как будто попадаешь в секретное тихое место. Именно это ощущение тихого оазиса среди бушующего города мы и пытались сохранить и развить в своём проекте». Андрей Балан дополняет свою коллегу по команде: «Опираясь на эту идею, мы разделили функции пространства на внутренние и внешние. Где внутренние – творчество, уединение, созидание. Внешние – коммуникации, активности, потребности района в инфраструктуре. Получилась «хрустящая манящая корочка», которая отвечает за инвестиционную часть проекта».
Проект №1: Город-сад на Плутоне с технологиями XXI века; эко-кластер. Проект победитель
Авторский коллектив: Александра Жукова, Александр Лукьяненко, Оля Муравлева, Ася Южакова, Руслан Гафуров, Анна ШленскаяПоявление в городе «зеленого оазиса»: пространства, созданного с помощью зеленых технологий.
Демонстрация актуальности экологической тематики жителям города: террасы, вертикальные фермы, зелень в интерьере, крытый зеленый атриум, городские фермы.
Целевая аудитория: внутренние пользователи, ближайшее окружение (соседи), жители города и туристы.
Проект №2: Digital-кластер, синергия технологий и творчества
Авторский коллектив: Андрей Авилов, Глеб Пауль, Дина Гордиенко, Евгения ПерминоваСоздание digital- кластера с новыми высокотехнологичными производствами, образовательным и медицинским центром, арендным жильем, коливингами коворкингами и развитой инфраструктурой. Сильная маркетинговая составляющая проекта.
Проект №3: Креативный кластер. Концепция нового образа жизни новых поколений
Авторский коллектив: Андрей Балан, Аня Семенова, Мария Пологова, Надя Панкова, Даша Хазова- Пространство уединения с хрустящей манящей внешней корочкой
- Концентрация для творческой реализации
- Место, образующееся по принципу взращивания уютной территории в центре мегаполиса, камерность внутри и динамичная жизнь снаружи
- Дзен двора как возможность создавать энергию будущего
- Сообщество людей со сходными взглядами, образом жизни и мысли как фактор, усиливающий потенциал каждого
- Погружение в мир творчества инноваций.
Проект ориентирован на молодых специалистов, занимающихся творчеством, которым важно наличие пространства для самовыражения и уединения.
***
PS. Архитектурная группа DNK ag выражает благодарность коллегам, которые принимали участие в нашем курсе «Re (New). Практикум по реконструкции зданий» в качестве приглашенных преподавателей:
Мари Миндиашвили – автор теоретической программы курса;
Дениса Колокольникова, RRG;
Максима Любавина, КБ23;
Федора Карпенко, КБ23;
Дениса Ромодина, Музей Москвы;
Ирину Крымову, ИКОМОС;
Анастасию Семенченко, МК3,
Антона Баева, Государственный университет по землеустройству;
Григория Гурьянова, бюро «Практика»;
Михаила Бейлина и Даниила Никишина, Citizenstudio;
Светлану Максимченко, «Москино»;
Юлию Логинову, Департамент культурного наследия города Москвы;
Анастасию Фёдорову, кластер «Октава»
Марину Прозаровскую, Velux;
Сергея Десятова, ARTPLAY.