В названии комплекса апартаментов CO_LOFT, расположенного неподалеку от метро Тульская, нашли свое отражение две парадигмы – прежняя промышленная функция и идея дома-коммуны, чрезвычайно близкая к набирающему популярность ко-ливингу.
Достаточно компактный участок с тремя 3-4-этажными корпусами, расположен поблизости от Серпуховского вала. До недавнего времени здесь располагался Завод электроизмерительных приборов (МЗЭП), ведущий свою историю с 1935 года, когда здесь открылись мастерские по ремонту пишущих машинок и арифмометров. Известно, что первые постройки комплекса относятся к концу 1920-х – началу 1930-х годов. Здесь же находилась котельная, напоминанием о которой сегодня служит высокая труба – своеобразная высотная доминанта квартала. По всей вероятности котельная была частью жилмассива для рабочих фабрики «Новая заря», построенного в 1928–1930 по проекту архитекторов Ивана Звездина и Михаила Мотылева.
За долгую жизнь мастерские расширялись, корпуса перестраивались, и комплекс неоднократно дополнялся пристройками. Эту хаотичную застройку никак нельзя назвать ансамблем: разномасштабность пристроек, окраска кирпича в разный цвет, сочетание панелей и других материалов не позволяют говорить о каком-либо выраженном архитектурном характере.
Однако именно его история, а также конструктивистское наследие района, стала для архитекторов DNK ag одним из источников вдохновения при разработке концепции апартаментов. Соседний жилмассив Звездина и Мотылева разрабатывался как ансамбль, предполагавший создание небольших жилищных сообществ – соседей, связанных бытовыми интересами, рабочими отношениями, проводящими вместе досуг. Идея совместного времяпровождения жильцов легла в основу проекта редевелопмента промышленного комплекса завода и во многом определила функциональное зонирование CO_LOFTа, а палимпсест разновременных зданий был превращен архитекторами в увлекательную игру объемов и фактур.
«Работая в живой среде города, мы хотели найти какую-то тему для вдохновения при работе с комплексом, постройки которого не обладают явно выраженной визуальной ценностью и привлекательностью, – рассказывает архитектор Наталья Сидорова. – Контекст, а именно множество конструктивистских проектов в районе: жилмассивов Хавско-Шаболовского комплекса и «Новой зари», Шуховской башни – дал нам одну из отправных точек для внутреннего структурирования комплекса, в котором большая роль отведена общественной функкции. В то же время в концепции нам было важно отразить индивидуальность и разнообразие жизни, близкое нам и характерное для сегодняшнего дня. И все это в целом оказалось созвучным желанию заказчика создать что-то необычное и современное, и в то же время имеющее связь с историей».
Песня о новом быте
Подход к переосмыслению промышленной территории в новых условиях, предложенный DNK ag, позволил бюро выиграть закрытый конкурс, и совпал с желанием девелопера развивать концепцию жилого комплекса с элементами ко-ливинга – нового формата жилья, который во многом созвучен домам-коммунам, но предлагает больший комфорт и удовлетворение индивидуальных потребностей.
Некогда новый быт социалистического государства потребовал новых решений в жилищном строительстве. Дома-коммуны, дома-комбинаты с их обобществленным бытом, появившиеся в результате рождения новой формации, являлись ответом на стремительную индустриализацию и урбанизацию: небольшая площадь жилых ячеек с лихвой окупалась за счет коллективных общественных пространств – кухню вполне заменяла столовая, вопросы свободного времени решались за счет обустройства общей библиотеки и игровых комнат. Парадоксальным образом спустя почти сто лет идеи коллективного времяпровождения оказались актуальными. На фоне развития технологических возможностей и информационной революции, распространения удаленной работы изменилось соотношение индивидуального и коллективного. Совместные действия на общей платформе – знак современности.
DNK ag обыгрывают тему дома- коммуны, изящно встраивая платформу для совместных действий в ткань комплекса. Вызванная стихийным формированием непростая конфигурация объекта находит свое разрешение в выделении центрального ядра c общественными пространствами и расположением жилых «ячеек»-апартаментов по периметру.
Два исторических корпуса – панельный и кирпичный – смыкаются под прямым углом, а третий отстоит от них. Все вместе некогда они образовывали полуоткрытый двор, который был застроен уже в 1960-е годы объемом из металлических конструкций с обшивкой профнастилом – они создали переходной блок между зданиями. Сейчас по проекту на этом месте размещены коворкинг, рецепшн, многофункциональное пространство, тренажерный зал, прачечная – все, что нужно для плодотворных совместных действий. Сюда можно попасть через главный вход, минуя небольшую площадь.
В цокольном этаже четырехэтажного корпуса нашлось место и для коммерческих площадей, примыкающих к общественному ядру. Традиционное для лофта сочетание бизнеса и жилья в данном случае рассматривается как возможность общего дела, объединяющего жителей комплекса.
К центральному ядру также относится и парковка с удобным заездом на первом и цокольном этажах. В подземном уровне жилых корпусов также оборудованы келлеры – кладовые для хранения вещей.
Жизнь предполагается разнообразить за счет различных сервисов, часть которых координируется коммьюнити-менеджером, выступающим также в роли модератора сообщества.
Во всех промышленных в прошлом корпусах расположены апартаменты. Архитекторы сохраняют габариты и этажность зданий, модифицируя фасады соответственно изменению функции.
Квартирография комплекса чрезвычайно разнообразна, почти каждый из апартаментов наделен уникальными свойствами, позволяя вспомнить эксперименты 1920-х годов по апробации различных сценариев жизни и компоновки помещений. В одном из корпусов на первом этаже расположатся двухсторонние двухуровневые апартаменты с собственным палисадником – своеобразный аналог таун-хауса. В другом собственную террасу имеют одноуровневые апартаменты; эти небольшие садики формируют улицу внутри квартала.
Апартаменты студийного типа – небольшие по площади, 20 м2 – это своеобразные ячейки-модули, которые можно объединять между собой в рамках несущего каркаса.
Необычные вытянутые в плане апартаменты, чья конфигурация обусловлена шириной одного из корпусов, сравнительно невелики по площади, но имеют преимущество – в них много окон, что позволяет по-разному зонировать пространство, формируя несколько «комнат». В большинстве квартир есть балконы, в основном «французские», иногда традиционные.
Особенность комплекса – эксплуатируемая кровля жилых корпусов и встроенной парковки. Жители верхних этажей и апартаментов, примыкающих к внутренней террасе, имеют возможность выхода на нее, и таким образом получают свой собственный «висячий сад».
Не обошлось и без двухэтажных апартаментов – как мы помним, жилые ячейки опытных домов 1920-х также зачастую имели два уровня, как например, ячейка типа K в знаменитом доме Наркомфина. В современном же московском проектировании двухэтажные квартиры – почти исчезающая редкость, так что они придают комплексу особенное «типологическое» обаяние.
Новый look прозодежды
Наслоения времени нашли свое отражение в фактурах облицовки, в материалах наружных стен. Самый «новый» блок из металлоконструкций – наследие недавнего советского прошлого – получил стеклянные фасады. Это связующее звено между более материальными кирпичными корпусами.
Самый старый в комплексе четырехэтажный корпус, на первом этаже которого расположены коммерческие помещения, наиболее ярко напоминает о промышленном прошлом месте. Его краснокирпичные стены планируется очистить, а о новом жилом предназначении говорят выносы балконов и эркеры. Высокая труба котельной превращается в артефакт и также напоминает нам о том, что здесь было раньше.
Небольшой кирпичный корпус с палисадниками решен в графичной темно-серой гамме. Архитекторы добавили окна «в пол» и стеклянные эркеры с выносными рамами различных пропорций, которые сложились в ритмичную композицию, определяющую индивидуальный характер каждой ячейки. Главной «фишкой» этого корпуса стало мозаичное панно, сохранившееся от завода электроприборов с советских времен. Это наследие другого периода в жизни комплекса – эпохи модернизма. Удивительным образом сюжет панно – инновационные технологии, сообщество людей разных профессий – созвучен новому быту современности и концепции проекта.
Третий корпус, вдоль которого также растянулись палисадники, в проекте имеет оригинальные фасады, подчеркивающие его оригинальную структуру. Панели полностью демонтируются, на смену им приходит кирпич.
Двухэтажные апартаменты выделяются разным цветом кирпича как «домики»; плоскостное решение разбавлено различной шириной окон и эркерами.
Третий уровень с одноэтажными апартаментами и объединяющим их внутри единым коридором и на фасаде решен как единый, что придает ему мансардный характер, усиливающийся благодаря использованию рельефа – вертикальный ритм кирпичных ребер визуально вытягивает этот уровень вверх.
«Мы хотели сохранить в комплексе естественным образом сформированную историю, – говорит Наталья Сидорова. – Для нас было важно не только органично вплести новые функции, но и подчеркнуть преемственность и историческую индивидуальность не только через сохранение артефактов – трубы и мозаики, которые мы, конечно же, тоже рассматриваем как важные элементы замысла, – но и через проявление многолетних “наслоений” в архитектуре».