Чайка и Мастер-ключ

DNK ag спроектировали для ЗИЛАРТа башню «Чайка», а также выступили кураторами 26 квартала, где некоторые «партии» исполнили самостоятельно. Говорим с DNK ag об их работе на ЗИЛе.

mainImg
Проект:
ЗИЛАРТ. 2-ая очередь. Квартал 14.1 «Чайка»
Россия, Москва, ул. Автозаводская, 23 (14)

Авторский коллектив:
Д. Лоренц, Н. Сидорова, К. Ходнев, А. Мосенкова, И. Каширин 

2016 / 11.2023

Генпроектировщик: Sergey Skuratov Architects
Девелопер: «Группа ЛСР»
ЗИЛАРТ. 3-ая очередь. Квартал 26. «Мастер-ключ»
Россия, Москва, ул. Автозаводская, вл. 23 (26)

Авторский коллектив:
Д. Лоренц, Н. Сидорова, К. Ходнев, А.Картавая, И.Каширин, при участии М. Устюговой, Е. Филатовой, А. Таранухи, П. Швецова
26.3 (фасады) Бюро BERNASKONI

2017

Генпроектировщик: бюро «Меганом»
Девелопер: «Группа ЛСР»
ЗИЛАРТ – уникальный строительный проект
«ЗИЛАРТ – жилой район на полуострове бывшего завода ЗИЛ в 5 км от центра Москвы, – уникален по своему подходу к проектированию, поэтому мы с большим интересом приняли приглашение поучаствовать в этом проекте. Его уникальность – в сотворчестве многих архитектурных бюро и в наличии дизайн-кода. А по словам Юрия Григоряна, основателя бюро «Меганом», автора мастерплана и главного куратора, ЗИЛАРТ – пилотный проект современной московской градостроительной политики, частью которой является реконструкция промзон: «Здесь переосмыслены и применены все те стандарты устройства городской среды, которые были созданы для центра города и изобретено много нового».

DNK ag спроектировали на ЗИЛАРТе дом «Чайка» 14 квартала во второй очереди и 26 квартал в третьей очереди.
ЗИЛАРТ. 2-я и 3-ая очередь. Квартал 14 и 26. Генплан © предоставлено DNK ag

ЗИЛАРТ как кураторский проект
«Концепция ЗИЛАРТа – продуманный мастерплан и единый дизайн-код, где здания и кварталы разрабатывают разные архитекторы, создавая тем самым многообразие среды. В первой очереди заказчик (компания ЛСР) приглашала архитекторов, каждый из которых делал свой квартал. Затем было выделено три куратора из состава первой очереди, которые занимались архитектурой второй очереди. Ими стали «Меганом», Sergey Skuratov Architects и «Цимайло, Ляшенко и партнеры». У каждого куратора было по два квартала, один он проектировал сам, а второй отдавал приглашенным архитекторам. Нас позвал Сергей Александрович Скуратов, и мы сделали башню «Чайка» в едином квартале с Ильей Уткиным. Несмотря на то, что каждый автор презентовал свой проект заказчику, за общий результат отвечал куратор. Для него сложность состояла в непредсказуемости: что принесут другие авторы и понравится ли это заказчику. Кураторы не вмешиваются в творческий процесс, при этом их задача заключается в том, чтобы собрать правильный оркестр и дирижировать. Заказчику понравилась наша «Чайка», и по итогам второй очереди нам предложили в третьей уже курировать целый квартал».
ЗИЛАРТ. 2-ая очередь, «Чайка». Квартал 14.1 © DNK ag
ЗИЛАРТ. 3-я очередь, «Мастер-Ключ». Квартал 26
© DNK ag

ЗИЛАРТ как синергия архитекторов
«Это одна из важных особенностей ЗИЛАРТа. Проектирование по всем кварталам велось параллельно, у всех что-то менялось, поэтому приходилось координировать задачи по планировкам, инсоляции, взаимной увязке с соседними кварталами. Все договаривались, как и что изменить. Очень интересно проходила защита одной из очередей. Архитекторов было много, двенадцать бюро. Каждый делал презентацию своего дома, и каждый по-разному интерпретировал одну и ту же программу. Задача добиться разнообразия была выполнена: использовали один и тот же дизайн-код, а результаты получили отличные друг от друга».
ЗИЛАРТ. Фрагмент общего вида. Авторы проекта © предоставлено DNK ag
ЗИЛАРТ. 2-ая очередь, «Чайка». Квартал 14.1
© DNK ag

Дизайн-код
«В проектах мы следовали дизайн-коду ЗИЛАРТа. Он задавал градостроительные параметры и параметры для зданий по высотности и основным членениям объемов, требования к материалам. В каждой очереди был дан набор из нескольких высот, чтобы силуэт вдоль улиц был неоднородным: не череда пластин, а ритм. Например, для второй очереди в нашем проекте в рамках дизайн-кода было задано, что одни дома представляют собой точечные башни, а другие – пластины по периметру. Все вместе они образовывают квартал, довольно проницаемый. Проницаемые разновысотные кварталы – так можно описать один из принципов дизайн-кода ЗИЛАРТа. Что касается ярусности, то все было демократично: автор сам выбирал, членить фасад на ярусы или нет. В материалах распределение было такое: 70% кирпича и 30% другого материала. По цвету дома предполагались краснокирпичные, темные и белые. Как раз в 14 квартале, в котором мы приняли участие вместе с Ильей Уткиным, у нас была белая башня «Чайка», а у Ильи – краснокирпичный дом.
ЗИЛАРТ. 2-ая очередь, «Чайка». Квартал 14.1
© DNK ag
ЗИЛАРТ. 2-ая очередь, «Чайка». Квартал 14.1 © DNK ag

Для благоустройства всей территории и дворов в дизайн-коде тоже были разработаны правила. Под каждым кварталом находится гараж, а на его эксплуатируемой кровле расположен двор. Подземную часть и благоустройство дворов в наших 14 и 26 кварталах мы также сделали сами силами бюро».

Материалы
«Из-за прямоугольной сетки генплана и кирпичных фасадов у ЗИЛАРТа отчасти образ Нью-Йорка, что необычно для Москвы. К достоинствам ЗИЛАРТа относятся очень хорошие пропорции улиц, соотношение ширины улиц к высоте домов. Уже сейчас видно, что структура, созданная «Меганомом», успешна. Здесь есть свой «Центральный парк» – «Тюфелева роща», свой Бродвей – бульвар с высотными зданиями, который пока не построен. Скорее всего, по пропорциям улиц и домов там тоже все угадано хорошо.

Что касается материалов, то были планы по выпуску авторского кирпича. Компания ЛСР имеет свое производство, и она добилась определенных успехов в выпуске кирпича, но экономика сейчас не благоприятствует индивидуальным авторским разработкам. Для самых красивых кирпичей, по мнению архитекторов, нужны самые дорогие глины, а их в России нет. Впрочем, с применением определенных технологий удается получить и белый кирпич, и черный, и глянцевый. Для всех проектов обязательно делается образец фрагмента фасада в натуральную величину. У ЛСР есть понимание, что материал облицовки должен быть долговечен и удобен в эксплуатации. Это не тот девелопер, который действует по принципу «построить и уйти».

Кроме материала как такового, в проекте очень важны и пластика фасадов, и учет светотени на поверхности, так как почти все здания воспринимаются в ракурсе улиц. Наш кирпичный дом в третьей очереди в чем-то продолжает тему с многослойным фасадом на «Рассвете». Для детского сада придумана ребристая поверхность. На «Чайке» кроме складчатости общей геометрии фасада поверхность имеет рельефную поверхность.
ЗИЛАРТ. 2-ая очередь, «Чайка». Квартал 14.1
© DNK ag
ЗИЛАРТ. 2-ая очередь, «Чайка». Квартал 14.1 © DNK ag
ЗИЛАРТ. 2-ая очередь, «Чайка». Квартал 14.1 © DNK ag

Квартирография ЗИЛАРТа
«Во второй очереди довольно крупные квартиры (трехкомнатные – 100-120 м², двухкомнатные – от 63 м², однокомнатные – 46 м²). В «Чайке» на типовом этаже однокомнатные и двухкомнатные квартиры. В угловых квартирах кухни-гостиные ориентированы на хорошие виды. Последний этаж отдан наиболее просторным трехкомнатным квартирам с более высокими потолками 3,60 м, выходящим на две стороны. Остальные потолки 3,10 м.

В третьей очереди трехкомнатные квартиры начинаются от 80 м², двухкомнатные по 54 м², а однокомнатные от 34 до 40 м². У нас много европланировок, когда кухня объединена с гостиной, хотя есть и традиционные планировки с маленькой кухней. В однокомнатных квартирах кухня-гостиная составляет 16-17 м², спальня минимального размера 12-13 м². В трехкомнатных квартирах размером 80 м² у нас кухня-гостиная 26 м². Это хороший размер. Люди вполне готовы к кухням-гостиным».

 
14 квартал и Башня «Чайка»
«Чайка» – доминанта внутри квартала, мы придали ей более активную поверхность, чем у соседних зданий. Стилизованная галочка – угол излома фасада – означает чайку из-за сходства с силуэтом расправленных крыльев. Этот мотив проявляется и в складчатом фасаде, и в более мелком диагональном рисунке на нем.
ЗИЛАРТ. 2-ая очередь, «Чайка». Квартал 14.1 © DNK ag
ЗИЛАРТ. 2-ая очередь, «Чайка». Квартал 14.1
© DNK ag
ЗИЛАРТ. 2-ая очередь, «Чайка». Квартал 14.1
© DNK ag

То есть у фасада есть крупный рисунок и мелкий: пластика существует на разных уровнях. Складчатость и разная освещенность граней создает эффектное скользящее восприятие в ракурсе. Окна разные, они тем больше, чем выше расположены. Есть несколько модулей: от пола до потолка и поменьше. Стеклянные углы башни – это и художественный акцент и функциональный, потому что из них открывается вид на реку.
ЗИЛАРТ. 2-ая очередь, «Чайка». Квартал 14.1
© DNK ag
ЗИЛАРТ. 2-ая очередь, «Чайка». Квартал 14.1
© DNK ag

В квартале есть один главный вход во двор с рецепцией и консьержем, и дальше, через двор, уже можно попасть в подъезды. Двор приватный, для жителей и их гостей. По периметру квартала идут общественные помещения. На ЗИЛАРТе специальные консультанты занимались стрит-ритейлом, заполнением первых этажей, и они для каждого квартала указали, где должны быть фитнесс-залы, кафе, офис и пекарни. Так что это не безликие помещения, а запрограммированная инфраструктура с учетом пешеходных и автомобильных потоков.

Проектируя башню «Чайка», мы с автором соседнего дома Ильей Уткиным работали независимо, но при этом неожиданно угадали движения друг друга. У нас складчатая структура фасада собирается из фибробетонных плит, каждая из которых имеет диагональный рельеф. На фасаде уткинского дома сделан шевронный рисунок. И хотя у нас с Уткиным отсылка к разным первоосновам, образовался объединяющий мотив. И голубь Александра Бродского на его кирпичном доме, по-соседству с нашим, тоже оказался в чем-то созвучен, но уже по теме «птиц», хотя заранее это не планировалось».
ЗИЛАРТ. 2-ая очередь, «Чайка». Квартал 14.1. Разрез
© DNK ag

26 квартал и «Мастер-ключ»
«Как уже говорилось ранее, после успешной работы на второй очереди на третью нас уже выбрали кураторами. Мы курировали 26-ой квартал, примыкающий к школьной площади. Для работы над фасадами одного из домов квартала мы, в свою очередь, пригласили бюро Бориса Бернаскони. Квартал состоит из трех жилых корпусов и детского сада, объединенных общей подземной частью.

Мы решили продолжить тему сотрудничества разных авторов, одну из самых ярких особенностей ЗИЛАРТа, но в микромасштабе, внутри нашей мастерской. Для фасада угловой башни каждый сотрудник разработал свой этаж, потом мы смешали в случайном порядке эти этажи, выбирая высоту по жеребьевке, собрали их в макете, а дальше доработали и гармонизировали фасады.
ЗИЛАРТ. 3-я очередь, «Мастер-Ключ». Квартал 26
© DNK ag
ЗИЛАРТ. 3-я очередь, «Мастер-Ключ». Квартал 26
© DNK ag
ЗИЛАРТ. 3-я очередь, «Мастер-Ключ». Квартал 26
© DNK ag

Получился дом-манифест или, как мы его назвали, «Мастер-ключ», в котором много разных рук, и голов, и глаз, и подходов, – живой фасад с разными окнами и богатой поверхностью, у которой есть и узор, и рельеф, и фактура, и текстура. Разработали варианты паттерна из «пикселей»: светлый выступающий «камень» с темными кирпичами, темный «камень» – со светлыми. Тем более у нас есть аналогичный опыт «Рассвета». Даже если рельеф сделать не удастся по экономическим соображениям, наш кирпичный узор сохранит характер благодаря цвету и «пиксельной» структуре.

За белый дом в 26 квартале отвечал Борис Бернаскони. Он сделал выступающие окна-эркеры. Если у нас на фасаде мелкие пиксели, то у него пикселем стало окно. При этом у него еще и активный фон – черно-белый узор «березка». В обоих случаях есть пересечение с нашей поверхностью, просто у нас регулярный орнамент, а у него – хаотический. Фасад он предпочел спроектировать без ярусов, монолитный.

Градостроительная роль у домов в квартале разная: дом Бернаскони и наш краснокирпичный находятся внутри застройки, поэтому они более спокойные. Наша пестрая башня «Мастер-ключ», наоборот, акцентирует угол, выходит на улицу, заканчивает застройку перед паузой школьного парка. По улице идет ряд домов-пластин, построенных на той или иной сетке, а нам хотелось сделать вещь-событие в другой логике».
ЗИЛАРТ. 3-я очередь, «Мастер-Ключ». Квартал 26
© DNK ag

«Детский сад – домик со скатной крышей в 1-2 этажа замыкает периметр квартала. Он имеет меньший масштаб, потому что выходит на пешеходный бульвар и школу. На ЗИЛАРТе в основном большие дома, но мы вместе с куратором Юрием Григоряном считали, что должны быть и микрособытия. В данном случае это детсад. Часть его крыши предназначена для прогулок. Это площадка, разведенная по высоте с двором дома. Так мы решили не только функциональную проблему, но и тему кровли: люди будут видеть из окон продолжение двора».
ЗИЛАРТ. 3-я очередь, «Мастер-Ключ». Квартал 26
© DNK ag

 
Проект:
ЗИЛАРТ. 2-ая очередь. Квартал 14.1 «Чайка»
Россия, Москва, ул. Автозаводская, 23 (14)

Авторский коллектив:
Д. Лоренц, Н. Сидорова, К. Ходнев, А. Мосенкова, И. Каширин 

2016 / 11.2023

Генпроектировщик: Sergey Skuratov Architects
Девелопер: «Группа ЛСР»
ЗИЛАРТ. 3-ая очередь. Квартал 26. «Мастер-ключ»
Россия, Москва, ул. Автозаводская, вл. 23 (26)

Авторский коллектив:
Д. Лоренц, Н. Сидорова, К. Ходнев, А.Картавая, И.Каширин, при участии М. Устюговой, Е. Филатовой, А. Таранухи, П. Швецова
26.3 (фасады) Бюро BERNASKONI

2017

Генпроектировщик: бюро «Меганом»
Девелопер: «Группа ЛСР»

04 Сентября 2018

Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Cité для Наро-Фоминска
Новый район на острове в центре Наро-Фоминска продолжает идеи развития территории шелкоткацкой фабрики, вокруг которой, собственно, и возник город. Авторы умело, мотивированно миксуют разные форматы среднеэтажной застройки и эффективно используют островное положение, предлагая множество форматов взаимодействия с водой, доступных для всех горожан. Неудивительно, что в области проект считают образцовым и достойным подражания. И еще это пример редкостной синергии между заказчиком и архитекторами.
Дома у озера
Согласован проект жилого комплекса, спроектированного DNK ag в Казани. Он малоэтажный, секции решены как отдельные объемы, объединенные стилобатом. Все как любят DNK: деликатно и как-то даже лирично, особенно там, где двор выходит к озеру.
Архитектура и анимация: ЧЕРЕЗ
Начинаем публиковать кураторские проекты Открытого города. Мы – редакция – выбрали пять проектов. Один из них мультфильм ЧЕРЕЗ, сделанный группой молодых архитекторов под кураторством dnk ag и режиссерским тьюторством. Получился вполне профессиональный фильм артхаусного свойства.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Ажурный XX-конструктив
Во дворе Музея архитектуры на Воздвиженке установлена инсталляция группы DNK ag. Она приурочена к 20-летнему юбилею бюро, и впервые была показана на Арх Москве. Предполагается, что объект простоит во дворе музея один год и послужит началом для новой традиции – регулярно обновляемого выставочного проекта «Современная архитектура во дворе МУАРа».
Мечта Азимова
Проект DNK ag победил в конкурсе на АГО Национального центра физики и математики в Сарове, проведенного корпорацией Росатом совместно с МГУ, РАН и Курчатовским институтом.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Все это – далеко не только форма
Российские архитекторы DNK ag участвовали в симпозиуме по естественному свету и устойчивому развитию, который компания Velux провела в Париже. Говорим с Натальей Сидоровой и Даниилом Лоренцем о затронутых на конференции исследованиях в области медицины, строительных технологий и здоровой среды.
Внутренний город
Два дома на территории бывшего завода «Рассвет» – пример тонкой работы с контекстом, формой и, главное, внутренней структурой апартаментов, которая стала, без преувеличения, уникальной для современной Москвы. Они уже неплохо известны профессиональной общественности. Рассматриваем подробно.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Знак бесконечности
Подробнее о проекте-победителе конкурса «Горизонт», посвященного кампусу на кровле самого заметного, выходящего на реку, корпуса завода Севкабель в Петербурге. Знаковая форма с множеством вариантов интерпретаций окружена развитым общественным пространством: что еще нужно современному человеку.
Лучший – в Латвии
Объявлен лауреат премии союза московских архитекторов – им, как мы и предсказывали, стал Тотан Кузембаев с усадьбой Клаугис, широко известной в узких кругах. Среди номинантов ATRIUM, DNK ag, IND architects, AI architects.
От дома-коммуны к ко-ливингу
В комплексе апартаментов CO_LOFT, спроектированном бюро DNK ag, промышленное наследие 1930-х переосмысляется через идеи 1920-х, когда поиск новых форм жилья был одним из основополагающих направлений в архитектуре.
Билет на праздник: архитекторы о WAF-2018
В конце ноября прошел очередной фестиваль WAF. На этот раз в Амстердаме. Говорим с восемью российскими участниками, вошедшими в шорт-лист и презентовавшими свои проекты. В том числе и с Никитой Явейном, победителем в номинации Культура-Проект.
ДНК аг: «Для нас этот конкурс стал поводом предложить...
Архитекторы Даниил Лоренц, Наталья Сидорова и Константин Ходнев, чей проект стал одним из двадцати, вышедших в финал конкурса АИЖК на стандартизированное жилье, о смысле конкурса, идеале обитаемого пространства и условиях приближения к этому идеалу, в частности, микродевелопменте.
Культурный код
Собирая воедино мозаику из исторических и заново возведенных объектов комплекса Сытинской типографии, архитекторы из ДНК аг построили собственную лексическую парадигму, некий культурный код, основанный на тонкой игре ассоциаций и образов.
Качество vs количество
Круглый стол «Погоня за радугой» на фестивале «Зодчество» стал заключительной чертой в обсуждении проблем архитектурного качества. Дискуссия сфокусировалась на вопросах профессиональной этики, ответственности архитектора и особенностях российской ментальности.
DNK ag: «Параметров оценки очень много»
Разговор с Даниилом Лоренцем, Натальей Сидоровой и Константином Ходневым: о комплексности, уместности, поиске баланса и совместной работе, – продолжает цикл интервью проекта «Эталон качества».
Похожие статьи
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Ткани и свет
Бюро OMA выполнило экспозиционный дизайн для 2-й Биеннале исламских искусств в саудовском городе Джидда. Архитекторы уже второй раз занимаются оформлением выставок этой биеннале.
Шале на скале
Отель сети Accor в Архызе по проекту бюро «А.Лен» расположится на подступах к главным туристическим центрам курорта. Архитекторы стилизовали традиционный и многими любимый вариант шале, а интриги добавил сохранившийся на участке блок недостроя, который команда проекта превратила в пространство впечатлений: с открытым бассейном и рестораном, откуда открываются виды на самые высокие хребты региона.
Раскрытые крыши
Бывшая табачная фабрика в Турине станет архивным и образовательным центром, окруженным общественными пространствами на берегу реки По.
Минимум вибраций
KAAN Architecten и Celnikier & Grabli Architectes представили проект нового исследовательского корпуса для Федерального политехнического университета в Лозанне. Строительство начнется в будущем году.
Домики веером
Плотная жилая застройка по проекту бюро KCAP на искусственном острове в амстердамском порту сочетает разновысотные корпуса и «органическую» схему озеленения.
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все его объемы под поросшими травой склонами.
Селадоновые фасады
Бюро Zaha Hadid Architects спроектировало культурный центр для Шаосина: в качестве отделочного материала планируется использовать керамические панели селадонового – серо-зеленого – оттенка.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Технологии и материалы
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Сейчас на главной
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Далеко гляжу
В жилом комплексе New Питер в Ленинградской области по проекту «БалтИнвест-Проект» построен детский сад. Его отличает довольно строгий кирпичный фасад, уютная ниша входа, а также групповые ячейки с панорамными эркерами, из которых дети могут наблюдать друг за другом и жизнью на улице.
Время как театр
Проект Зои Рюриковой и ее бюро «ДА» выиграл конкурс на благоустройство Театральной площади по Владимире. Он основан на идее регенерации исторической застройки, а по форме представляет собой вариант «театрального романтического неомодернизма». Арки служат «видоискателями», в том числе для городского театра Драмы 1971 года.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Ретро-пиццерия
По проекту cтудии дизайна MODGI Group на территории апарт-отеля VALO в Санкт-Петербурге открылась компактная пиццерия в ретро-стиле. Теплую и сочную цветовую гамму дополняет винтажная мебель и свет, а одним из главных предметов декора стали конверты для виниловых пластинок.
Берег Мелеуза
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Affinum в Мелеузе благоустроена набережная одноименной реки, которая играет роль центрального объекта города. Событийную площадь и торговые павильоны дополнил тихий променад, выходы к реке и детские площадки среди деревьев.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
Тюремный квартал
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Orchestra Design благоустроен исторический центр Белебея. Архитекторы объединили территорию пересыльной тюрьмы XVIII века и Торговых рядов в единое пространство, «зашив» в него разные сценарии досуга, а также отсылки к истории города.
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Келейные мастерские
В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылось образовательное пространство, созданное по проекту архитектора и сооснователя бюро UTRO Ольги Рокаль. Небольшое помещение удалось сделать функциональными благодаря авторской мебели: «рыцарскому» круглому столу и столярным шкафам, вдохновленным секретерами XIX века.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Бутоны ЗИЛ-Юга
Проект с авторским названием «Каменный цветок» предназначен для центральной части территории ЗИЛ-Юг, или ЖК Shagal – башни выстроятся вдоль поперечного бульвара. Впрочем, какие башни – самая высокая 14 этажей. Задуманы они так, чтобы в закатном и рассветном свете давать силуэт, похожий на цветочный бутон, а состоят из сетки и крупных пиксельных выемок, поддержанных консольными выступами «кнопок»-эркеров.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Отражение завода
Консорциум бюро Хвоя, Хора, НИиПИ Спецреставрация и Урбанконтекст победил в конкурсе на концепцию ревитализации главного корпуса Ижевского оружейного завода. Самое любопытное в проекте – система городских площадей на кровле новых объемов. Она не только открывает непривычные горожанам панорамы и создает дополнительные маршруты, но и способствует восстановлению исторического силуэта.
Пресса: «Киевская площадь» рассказала о новом кластере на...
Вновь созданный кластер обещают сделать не только новой достопримечательностью Москвы, но и центром социальной и деловой активности, а также связующим звеном между Большим Сити и районами Арбат и Хамовники
Пресса: Владимир Ефимов: ремонтировать в Москве здания, чья...
Приводить в порядок полуаварийные здания советского времени, которые не являются архитектурными памятниками и уже отслужили свое с точки зрения конструктивных элементов, не имеет смысла, считает заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Владимир Ефимов. В интервью РИА Новости он рассказал, когда начнется строительство нового цирка на проспекте Вернадского, что будет со зданием СЭВ на Новом Арбате и по какому принципу будут включать в программу реновации, ставшую бессрочной, новые дома. Беседовали Дмитрий Киселев и Ольга Набатникова.
Золото Африки
Интерьеры казино MOYO в Найроби от бюро Archpoint сочетают европейскую роскошь с этническими мотивами и особыми требованиями к помещениям такого типа. За атмосферу праздника отвечают огромные люстры, натуральные материалы отделки, а также предметы искусства.
Миро во дворе
Архитектурное бюро «Вещь!» рассматривает двор ЖК WOW как полотно и использует экспрессивную композицию из цветовых пятен и линий, характерную для испанского художника Жоана Миро. На двух уровнях располагаются все необходимые для рекреации объекты, а золотистые детали вторят отделке фасадов.