Чайка и Мастер-ключ

DNK ag спроектировали для ЗИЛАРТа башню «Чайка», а также выступили кураторами 26 квартала, где некоторые «партии» исполнили самостоятельно. Говорим с DNK ag об их работе на ЗИЛе.

mainImg
Проект:
ЗИЛАРТ. 2-ая очередь. Квартал 14.1 «Чайка»
Россия, Москва, ул. Автозаводская, 23 (14)

Авторский коллектив:
Д. Лоренц, Н. Сидорова, К. Ходнев, А. Картавая, И. Каширин 

2016 / 11.2023

Генпроектировщик: Sergey Skuratov Architects
Девелопер: «Группа ЛСР»
ЗИЛАРТ. 3-ая очередь. Квартал 26. «Мастер-ключ»
Россия, Москва, ул. Автозаводская, вл. 23 (26)

Авторский коллектив:
Д. Лоренц, Н. Сидорова, К. Ходнев, А.Картавая, И.Каширин, при участии М. Устюговой, Е. Филатовой, А. Таранухи, П. Швецова
26.3 (фасады) Бюро BERNASKONI

2017

Генпроектировщик: бюро «Меганом»
Девелопер: «Группа ЛСР»
ЗИЛАРТ – уникальный строительный проект
«ЗИЛАРТ – жилой район на полуострове бывшего завода ЗИЛ в 5 км от центра Москвы, – уникален по своему подходу к проектированию, поэтому мы с большим интересом приняли приглашение поучаствовать в этом проекте. Его уникальность – в сотворчестве многих архитектурных бюро и в наличии дизайн-кода. А по словам Юрия Григоряна, основателя бюро «Меганом», автора мастерплана и главного куратора, ЗИЛАРТ – пилотный проект современной московской градостроительной политики, частью которой является реконструкция промзон: «Здесь переосмыслены и применены все те стандарты устройства городской среды, которые были созданы для центра города и изобретено много нового».

DNK ag спроектировали на ЗИЛАРТе дом «Чайка» 14 квартала во второй очереди и 26 квартал в третьей очереди.
ЗИЛАРТ. 2-я и 3-ая очередь. Квартал 14 и 26. Генплан © предоставлено DNK ag

ЗИЛАРТ как кураторский проект
«Концепция ЗИЛАРТа – продуманный мастерплан и единый дизайн-код, где здания и кварталы разрабатывают разные архитекторы, создавая тем самым многообразие среды. В первой очереди заказчик (компания ЛСР) приглашала архитекторов, каждый из которых делал свой квартал. Затем было выделено три куратора из состава первой очереди, которые занимались архитектурой второй очереди. Ими стали «Меганом», Sergey Skuratov Architects и «Цимайло, Ляшенко и партнеры». У каждого куратора было по два квартала, один он проектировал сам, а второй отдавал приглашенным архитекторам. Нас позвал Сергей Александрович Скуратов, и мы сделали башню «Чайка» в едином квартале с Ильей Уткиным. Несмотря на то, что каждый автор презентовал свой проект заказчику, за общий результат отвечал куратор. Для него сложность состояла в непредсказуемости: что принесут другие авторы и понравится ли это заказчику. Кураторы не вмешиваются в творческий процесс, при этом их задача заключается в том, чтобы собрать правильный оркестр и дирижировать. Заказчику понравилась наша «Чайка», и по итогам второй очереди нам предложили в третьей уже курировать целый квартал».
ЗИЛАРТ. 2-ая очередь, «Чайка». Квартал 14.1 © DNK ag
ЗИЛАРТ. 3-я очередь, «Мастер-Ключ». Квартал 26
© DNK ag

ЗИЛАРТ как синергия архитекторов
«Это одна из важных особенностей ЗИЛАРТа. Проектирование по всем кварталам велось параллельно, у всех что-то менялось, поэтому приходилось координировать задачи по планировкам, инсоляции, взаимной увязке с соседними кварталами. Все договаривались, как и что изменить. Очень интересно проходила защита одной из очередей. Архитекторов было много, двенадцать бюро. Каждый делал презентацию своего дома, и каждый по-разному интерпретировал одну и ту же программу. Задача добиться разнообразия была выполнена: использовали один и тот же дизайн-код, а результаты получили отличные друг от друга».
ЗИЛАРТ. Фрагмент общего вида. Авторы проекта © предоставлено DNK ag
ЗИЛАРТ. 2-ая очередь, «Чайка». Квартал 14.1 © DNK ag

Дизайн-код
«В проектах мы следовали дизайн-коду ЗИЛАРТа. Он задавал градостроительные параметры и параметры для зданий по высотности и основным членениям объемов, требования к материалам. В каждой очереди был дан набор из нескольких высот, чтобы силуэт вдоль улиц был неоднородным: не череда пластин, а ритм. Например, для второй очереди в нашем проекте в рамках дизайн-кода было задано, что одни дома представляют собой точечные башни, а другие – пластины по периметру. Все вместе они образовывают квартал, довольно проницаемый. Проницаемые разновысотные кварталы – так можно описать один из принципов дизайн-кода ЗИЛАРТа. Что касается ярусности, то все было демократично: автор сам выбирал, членить фасад на ярусы или нет. В материалах распределение было такое: 70% кирпича и 30% другого материала. По цвету дома предполагались краснокирпичные, темные и белые. Как раз в 14 квартале, в котором мы приняли участие вместе с Ильей Уткиным, у нас была белая башня «Чайка», а у Ильи – краснокирпичный дом.
ЗИЛАРТ. 2-ая очередь, «Чайка». Квартал 14.1 © DNK ag
ЗИЛАРТ. 2-ая очередь, «Чайка». Квартал 14.1 © DNK ag

Для благоустройства всей территории и дворов в дизайн-коде тоже были разработаны правила. Под каждым кварталом находится гараж, а на его эксплуатируемой кровле расположен двор. Подземную часть и благоустройство дворов в наших 14 и 26 кварталах мы также сделали сами силами бюро».

Материалы
«Из-за прямоугольной сетки генплана и кирпичных фасадов у ЗИЛАРТа отчасти образ Нью-Йорка, что необычно для Москвы. К достоинствам ЗИЛАРТа относятся очень хорошие пропорции улиц, соотношение ширины улиц к высоте домов. Уже сейчас видно, что структура, созданная «Меганомом», успешна. Здесь есть свой «Центральный парк» – «Тюфелева роща», свой Бродвей – бульвар с высотными зданиями, который пока не построен. Скорее всего, по пропорциям улиц и домов там тоже все угадано хорошо.

Что касается материалов, то были планы по выпуску авторского кирпича. Компания ЛСР имеет свое производство, и она добилась определенных успехов в выпуске кирпича, но экономика сейчас не благоприятствует индивидуальным авторским разработкам. Для самых красивых кирпичей, по мнению архитекторов, нужны самые дорогие глины, а их в России нет. Впрочем, с применением определенных технологий удается получить и белый кирпич, и черный, и глянцевый. Для всех проектов обязательно делается образец фрагмента фасада в натуральную величину. У ЛСР есть понимание, что материал облицовки должен быть долговечен и удобен в эксплуатации. Это не тот девелопер, который действует по принципу «построить и уйти».

Кроме материала как такового, в проекте очень важны и пластика фасадов, и учет светотени на поверхности, так как почти все здания воспринимаются в ракурсе улиц. Наш кирпичный дом в третьей очереди в чем-то продолжает тему с многослойным фасадом на «Рассвете». Для детского сада придумана ребристая поверхность. На «Чайке» кроме складчатости общей геометрии фасада поверхность имеет рельефную поверхность.
ЗИЛАРТ. 2-ая очередь, «Чайка». Квартал 14.1 © DNK ag
ЗИЛАРТ. 2-ая очередь, «Чайка». Квартал 14.1 © DNK ag
ЗИЛАРТ. 2-ая очередь, «Чайка». Квартал 14.1 © DNK ag

Квартирография ЗИЛАРТа
«Во второй очереди довольно крупные квартиры (трехкомнатные – 100-120 м², двухкомнатные – от 63 м², однокомнатные – 46 м²). В «Чайке» на типовом этаже однокомнатные и двухкомнатные квартиры. В угловых квартирах кухни-гостиные ориентированы на хорошие виды. Последний этаж отдан наиболее просторным трехкомнатным квартирам с более высокими потолками 3,60 м, выходящим на две стороны. Остальные потолки 3,10 м.

В третьей очереди трехкомнатные квартиры начинаются от 80 м², двухкомнатные по 54 м², а однокомнатные от 34 до 40 м². У нас много европланировок, когда кухня объединена с гостиной, хотя есть и традиционные планировки с маленькой кухней. В однокомнатных квартирах кухня-гостиная составляет 16-17 м², спальня минимального размера 12-13 м². В трехкомнатных квартирах размером 80 м² у нас кухня-гостиная 26 м². Это хороший размер. Люди вполне готовы к кухням-гостиным».

 
14 квартал и Башня «Чайка»
«Чайка» – доминанта внутри квартала, мы придали ей более активную поверхность, чем у соседних зданий. Стилизованная галочка – угол излома фасада – означает чайку из-за сходства с силуэтом расправленных крыльев. Этот мотив проявляется и в складчатом фасаде, и в более мелком диагональном рисунке на нем.
ЗИЛАРТ. 2-ая очередь, «Чайка». Квартал 14.1 © DNK ag
ЗИЛАРТ. 2-ая очередь, «Чайка». Квартал 14.1 © DNK ag
ЗИЛАРТ. 2-ая очередь, «Чайка». Квартал 14.1 © DNK ag

То есть у фасада есть крупный рисунок и мелкий: пластика существует на разных уровнях. Складчатость и разная освещенность граней создает эффектное скользящее восприятие в ракурсе. Окна разные, они тем больше, чем выше расположены. Есть несколько модулей: от пола до потолка и поменьше. Стеклянные углы башни – это и художественный акцент и функциональный, потому что из них открывается вид на реку.
ЗИЛАРТ. 2-ая очередь, «Чайка». Квартал 14.1 © DNK ag
ЗИЛАРТ. 2-ая очередь, «Чайка». Квартал 14.1 © DNK ag

В квартале есть один главный вход во двор с рецепцией и консьержем, и дальше, через двор, уже можно попасть в подъезды. Двор приватный, для жителей и их гостей. По периметру квартала идут общественные помещения. На ЗИЛАРТе специальные консультанты занимались стрит-ритейлом, заполнением первых этажей, и они для каждого квартала указали, где должны быть фитнесс-залы, кафе, офис и пекарни. Так что это не безликие помещения, а запрограммированная инфраструктура с учетом пешеходных и автомобильных потоков.

Проектируя башню «Чайка», мы с автором соседнего дома Ильей Уткиным работали независимо, но при этом неожиданно угадали движения друг друга. У нас складчатая структура фасада собирается из фибробетонных плит, каждая из которых имеет диагональный рельеф. На фасаде уткинского дома сделан шевронный рисунок. И хотя у нас с Уткиным отсылка к разным первоосновам, образовался объединяющий мотив. И голубь Александра Бродского на его кирпичном доме, по-соседству с нашим, тоже оказался в чем-то созвучен, но уже по теме «птиц», хотя заранее это не планировалось».
ЗИЛАРТ. 2-ая очередь, «Чайка». Квартал 14.1. Разрез © DNK ag

26 квартал и «Мастер-ключ»
«Как уже говорилось ранее, после успешной работы на второй очереди на третью нас уже выбрали кураторами. Мы курировали 26-ой квартал, примыкающий к школьной площади. Для работы над фасадами одного из домов квартала мы, в свою очередь, пригласили бюро Бориса Бернаскони. Квартал состоит из трех жилых корпусов и детского сада, объединенных общей подземной частью.

Мы решили продолжить тему сотрудничества разных авторов, одну из самых ярких особенностей ЗИЛАРТа, но в микромасштабе, внутри нашей мастерской. Для фасада угловой башни каждый сотрудник разработал свой этаж, потом мы смешали в случайном порядке эти этажи, выбирая высоту по жеребьевке, собрали их в макете, а дальше доработали и гармонизировали фасады.
ЗИЛАРТ. 3-я очередь, «Мастер-Ключ». Квартал 26
© DNK ag
ЗИЛАРТ. 3-я очередь, «Мастер-Ключ». Квартал 26
© DNK ag
ЗИЛАРТ. 3-я очередь, «Мастер-Ключ». Квартал 26
© DNK ag

Получился дом-манифест или, как мы его назвали, «Мастер-ключ», в котором много разных рук, и голов, и глаз, и подходов, – живой фасад с разными окнами и богатой поверхностью, у которой есть и узор, и рельеф, и фактура, и текстура. Разработали варианты паттерна из «пикселей»: светлый выступающий «камень» с темными кирпичами, темный «камень» – со светлыми. Тем более у нас есть аналогичный опыт «Рассвета». Даже если рельеф сделать не удастся по экономическим соображениям, наш кирпичный узор сохранит характер благодаря цвету и «пиксельной» структуре.

За белый дом в 26 квартале отвечал Борис Бернаскони. Он сделал выступающие окна-эркеры. Если у нас на фасаде мелкие пиксели, то у него пикселем стало окно. При этом у него еще и активный фон – черно-белый узор «березка». В обоих случаях есть пересечение с нашей поверхностью, просто у нас регулярный орнамент, а у него – хаотический. Фасад он предпочел спроектировать без ярусов, монолитный.

Градостроительная роль у домов в квартале разная: дом Бернаскони и наш краснокирпичный находятся внутри застройки, поэтому они более спокойные. Наша пестрая башня «Мастер-ключ», наоборот, акцентирует угол, выходит на улицу, заканчивает застройку перед паузой школьного парка. По улице идет ряд домов-пластин, построенных на той или иной сетке, а нам хотелось сделать вещь-событие в другой логике».
ЗИЛАРТ. 3-я очередь, «Мастер-Ключ». Квартал 26
© DNK ag

«Детский сад – домик со скатной крышей в 1-2 этажа замыкает периметр квартала. Он имеет меньший масштаб, потому что выходит на пешеходный бульвар и школу. На ЗИЛАРТе в основном большие дома, но мы вместе с куратором Юрием Григоряном считали, что должны быть и микрособытия. В данном случае это детсад. Часть его крыши предназначена для прогулок. Это площадка, разведенная по высоте с двором дома. Так мы решили не только функциональную проблему, но и тему кровли: люди будут видеть из окон продолжение двора».
ЗИЛАРТ. 3-я очередь, «Мастер-Ключ». Квартал 26
© DNK ag

 
Проект:
ЗИЛАРТ. 2-ая очередь. Квартал 14.1 «Чайка»
Россия, Москва, ул. Автозаводская, 23 (14)

Авторский коллектив:
Д. Лоренц, Н. Сидорова, К. Ходнев, А. Картавая, И. Каширин 

2016 / 11.2023

Генпроектировщик: Sergey Skuratov Architects
Девелопер: «Группа ЛСР»
ЗИЛАРТ. 3-ая очередь. Квартал 26. «Мастер-ключ»
Россия, Москва, ул. Автозаводская, вл. 23 (26)

Авторский коллектив:
Д. Лоренц, Н. Сидорова, К. Ходнев, А.Картавая, И.Каширин, при участии М. Устюговой, Е. Филатовой, А. Таранухи, П. Швецова
26.3 (фасады) Бюро BERNASKONI

2017

Генпроектировщик: бюро «Меганом»
Девелопер: «Группа ЛСР»

04 Сентября 2018

Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Cité для Наро-Фоминска
Новый район на острове в центре Наро-Фоминска продолжает идеи развития территории шелкоткацкой фабрики, вокруг которой, собственно, и возник город. Авторы умело, мотивированно миксуют разные форматы среднеэтажной застройки и эффективно используют островное положение, предлагая множество форматов взаимодействия с водой, доступных для всех горожан. Неудивительно, что в области проект считают образцовым и достойным подражания. И еще это пример редкостной синергии между заказчиком и архитекторами.
Дома у озера
Согласован проект жилого комплекса, спроектированного DNK ag в Казани. Он малоэтажный, секции решены как отдельные объемы, объединенные стилобатом. Все как любят DNK: деликатно и как-то даже лирично, особенно там, где двор выходит к озеру.
Архитектура и анимация: ЧЕРЕЗ
Начинаем публиковать кураторские проекты Открытого города. Мы – редакция – выбрали пять проектов. Один из них мультфильм ЧЕРЕЗ, сделанный группой молодых архитекторов под кураторством dnk ag и режиссерским тьюторством. Получился вполне профессиональный фильм артхаусного свойства.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Ажурный XX-конструктив
Во дворе Музея архитектуры на Воздвиженке установлена инсталляция группы DNK ag. Она приурочена к 20-летнему юбилею бюро, и впервые была показана на Арх Москве. Предполагается, что объект простоит во дворе музея один год и послужит началом для новой традиции – регулярно обновляемого выставочного проекта «Современная архитектура во дворе МУАРа».
Мечта Азимова
Проект DNK ag победил в конкурсе на АГО Национального центра физики и математики в Сарове, проведенного корпорацией Росатом совместно с МГУ, РАН и Курчатовским институтом.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Все это – далеко не только форма
Российские архитекторы DNK ag участвовали в симпозиуме по естественному свету и устойчивому развитию, который компания Velux провела в Париже. Говорим с Натальей Сидоровой и Даниилом Лоренцем о затронутых на конференции исследованиях в области медицины, строительных технологий и здоровой среды.
Внутренний город
Два дома на территории бывшего завода «Рассвет» – пример тонкой работы с контекстом, формой и, главное, внутренней структурой апартаментов, которая стала, без преувеличения, уникальной для современной Москвы. Они уже неплохо известны профессиональной общественности. Рассматриваем подробно.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Знак бесконечности
Подробнее о проекте-победителе конкурса «Горизонт», посвященного кампусу на кровле самого заметного, выходящего на реку, корпуса завода Севкабель в Петербурге. Знаковая форма с множеством вариантов интерпретаций окружена развитым общественным пространством: что еще нужно современному человеку.
Лучший – в Латвии
Объявлен лауреат премии союза московских архитекторов – им, как мы и предсказывали, стал Тотан Кузембаев с усадьбой Клаугис, широко известной в узких кругах. Среди номинантов ATRIUM, DNK ag, IND architects, AI architects.
От дома-коммуны к ко-ливингу
В комплексе апартаментов CO_LOFT, спроектированном бюро DNK ag, промышленное наследие 1930-х переосмысляется через идеи 1920-х, когда поиск новых форм жилья был одним из основополагающих направлений в архитектуре.
Билет на праздник: архитекторы о WAF-2018
В конце ноября прошел очередной фестиваль WAF. На этот раз в Амстердаме. Говорим с восемью российскими участниками, вошедшими в шорт-лист и презентовавшими свои проекты. В том числе и с Никитой Явейном, победителем в номинации Культура-Проект.
ДНК аг: «Для нас этот конкурс стал поводом предложить...
Архитекторы Даниил Лоренц, Наталья Сидорова и Константин Ходнев, чей проект стал одним из двадцати, вышедших в финал конкурса АИЖК на стандартизированное жилье, о смысле конкурса, идеале обитаемого пространства и условиях приближения к этому идеалу, в частности, микродевелопменте.
Культурный код
Собирая воедино мозаику из исторических и заново возведенных объектов комплекса Сытинской типографии, архитекторы из ДНК аг построили собственную лексическую парадигму, некий культурный код, основанный на тонкой игре ассоциаций и образов.
Качество vs количество
Круглый стол «Погоня за радугой» на фестивале «Зодчество» стал заключительной чертой в обсуждении проблем архитектурного качества. Дискуссия сфокусировалась на вопросах профессиональной этики, ответственности архитектора и особенностях российской ментальности.
DNK ag: «Параметров оценки очень много»
Разговор с Даниилом Лоренцем, Натальей Сидоровой и Константином Ходневым: о комплексности, уместности, поиске баланса и совместной работе, – продолжает цикл интервью проекта «Эталон качества».
Взгляд вглубь
Коллекция арт-объектов проекта «Эталон качества», показанная на фестивале «Зодчество», наглядно продемонстрировала, как архитекторы соотносят ключевые ценности своей профессии и свое собственное творчество
В обход стереотипов
Архитекторы ДНК аг подошли к работе с застройкой комфорт-класса как к сверхзадаче. Им удалось разорвать шаблон «недорогое жилье равно типовое», оставаясь в рамках бюджета. Индивидуальный и профессиональный подход к массовому строительству позволил архитекторам создать комфортное, дружелюбное городское пространство.
Похожие статьи
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.
Жалюзи для льда
В Домодедово по проекту мастерской Юрия Виссарионова построена ледовая арена. Чтобы протяженный фасад, обусловленный техническими характеристиками сооружения для зимних видов спорта, не выглядел однообразным, архитекторы предложили использовать навесные конструкции с разнонаправленными ламелями. Таким образом лед защищается от солнечных лучей, а стена приобретает фактурность и детализацию.
Деревья и арки
В условиях дефицита площади спорткомплекс Шаосинского университета вместил на разных уровнях серию игровых полей и площадок, общественные пространства и даже деревья.
Стержни и лепестки
Для московского района Преображенское бюро GAFA спроектировало камерный комплекс Artel, который состоит всего из двух корпусов по 12 этажей. Отсылки к ар-деко и его ответвлению – стримлайну – мы нашли не только в архитектуре, но и в благоустройстве, напоминающем поглощенную природой железнодорожную эстакаду.
Тетрис в порту
Смотровая башня, спроектированная для Старого порта Монреаля бюро Provencher_Roy, и общественная зеленая зона вокруг нее от ландшафтного бюро NIPPAYSAGE вобрали в себя множество элементов местной идентичности.
Баланс желтого
Архитекторы АБ ATRIUM, используя свои навыки и знания в области проектирования школ нового поколения, в которых само пространство и пластика – так задумано – работают на развитие ребенка, оживили крупный, хотя и среднеэтажный, жилой комплекс New Питер проектом, где сквозь темный кирпич прорываются лучи желтого цвета, актового зала нет, зато есть четыре амфитеатра, две открытые террасы, парк и возможность использовать возможности школы не только ученикам, но и, по вечерам, горожанам.
Очередной оазис
Stefano Boeri Architetti выиграли конкурс на проект жилого комплекса в Братиславе. Здесь не обошлось без их «фирменных» висячих садов.
Трое и башня
Офисный центр Neuer Kanzlerplatz, построенный в Бонне по проекту бюро JSWD, улучшает связанность городской ткани и интригует объемными фасадами из архитектурного бетона.
Вертикальный «парк»
Бывшая фабрика электроники в Шэньчжэне превращена по проекту JC DESIGN в многоярусное общественное пространство и офисы для «креативных индустрий».
В центре – пустота
В Лондоне открывается очередной летний павильон галереи «Серпентайн». В этом году южнокорейский архитектор Минсок Чо и его бюро Mass Studies сместили фокус внимания с сооружения на свободное пространство вокруг и внутри него.
«Почвенная» архитектура
Медицинский центр в Провансе – землебитное сооружение без дополнительного каркаса: материал для него «добыли» непосредственно на стройплощадке. Авторы проекта – бюро Combas.
Серийный подход
Бюро AIM Architecture превратило четыре нефтехранилища бывшей промзоны на востоке Китая в общественные пространства.
На девятом облаке
В китайском мегаполисе Шицзячжуан началось строительство спортивного центра Cloud 9 по проекту MAD Architects. Чтобы максимально усилить сходство здания с облаком, его планируют обернуть полупрозрачной мембраной.
Новые ворота на 432 «гейта»
Архитекторы Coop Himmelb(l)au представили масштабный проект расширения дубайского аэропорта Аль-Мактум. Строительство планируется начать уже в этом году.
Купол-библиотека
Концептуальная библиотека в уезде Лунъю на востоке Китая задумана авторами, HCCH Studio, как эксперимент по соединению традиционных методов строительства и современных форм.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.