И – в его центральной части сейчас развивается самый настоящий КРТ, проект комплексного развития территории не только по букве, но и по духу. Чем справедливо гордятся и заказчики – ГК Остов, и авторы – архитекторы DNK ag.
Развитие началось в 2018 году, когда еще не было понятия КРТ, но многие уже работали над мастер-планами развития городов, комфортная среда и преобразование промзон не были пустым звуком. Тогда ГК Остов занялись редевелопментом шелкоткацкой фабрики, вокруг которой, собственно, и сформировался в конце XIX века Наро-Фоминск, союз двух рабочих слободок. Фабрика была заброшена, а проект ее ревитализации, сейчас в значительной степени реализованный, поручили голландскому бюро Mei architects and planners.
Игорь Шаповалов, руководитель ГК «Остов»
Мы давно работаем в Наро-Фоминске, стараемся подходить к городу, особенно к его центру, аккуратно и внимательно. В 2012 году мы согласились на предложение главы города и разработали, с архитектором Ильей Заливухиным, мастер-план развития Наро-Фоминска. Привлекли социологию и big data. Должен сказать, уже тогда меня очень увлекли современные урбанистические тенденции, – концепции 15-минутного города и комфортной городской среды.
Территория фабрики и острова – ключевая для города, она находится в самом центре, но до недавнего времени разъединяла его. Мы начали работать с заброшенной промзоной и постепенно возвращаем ее городу. Уже несколько лет системно восстанавливаем, сохраняем исторические корпуса и «раскрываем» их, они интересны и красивы, они – история места, то, что делает город уникальным.
Одна из наших задач – чтобы фабрика не разделяла, а соединяла город, мы уже открыли общественные пространства на правом берегу реки, но предстоит еще очень многое, в том числе новая сквозная улица; другая задача – сделать город многофункциональным и комфортным, удобным, разнообразным и по высоте и по характеру пространств. Третья важная тема – надо раскрыть реку к городу. Никто из горожан не видел реку. Мы вывезли, буквально, тонны мусора, поработали над тем, чтобы убрать какие-то стоки, в том числе и санкционированные, восстановили экологию реки. Уже работает лодочная станция, в планах причалы, легкие плавсредства, возможность для жителей города полноценно использовать реку. Так что, я бы сказал, мы – во многом «передовики» Московской области, нас ставят в пример; рад, что главный архитектор МО Александра Кузьмина активно поддерживает наши начинания, все проекты мы обсуждаем с ней.
Территория фабрики и острова – ключевая для города, она находится в самом центре, но до недавнего времени разъединяла его. Мы начали работать с заброшенной промзоной и постепенно возвращаем ее городу. Уже несколько лет системно восстанавливаем, сохраняем исторические корпуса и «раскрываем» их, они интересны и красивы, они – история места, то, что делает город уникальным.
Одна из наших задач – чтобы фабрика не разделяла, а соединяла город, мы уже открыли общественные пространства на правом берегу реки, но предстоит еще очень многое, в том числе новая сквозная улица; другая задача – сделать город многофункциональным и комфортным, удобным, разнообразным и по высоте и по характеру пространств. Третья важная тема – надо раскрыть реку к городу. Никто из горожан не видел реку. Мы вывезли, буквально, тонны мусора, поработали над тем, чтобы убрать какие-то стоки, в том числе и санкционированные, восстановили экологию реки. Уже работает лодочная станция, в планах причалы, легкие плавсредства, возможность для жителей города полноценно использовать реку. Так что, я бы сказал, мы – во многом «передовики» Московской области, нас ставят в пример; рад, что главный архитектор МО Александра Кузьмина активно поддерживает наши начинания, все проекты мы обсуждаем с ней.
Продолжение развития
Логичным продолжением и следующим этапом работы ГК Остов с фабрикой и историческим центром города должен стать жилой район на левом берегу реки Нары – на так называемом острове, площадью 19.27 га, между фабрикой и городским парком. На протяжении XX века его территория была запасной, на ней существовало несколько складов, но в основном это был пустырь. Островом он стал потому, что много петляющая река Нара здесь делает очередной поворот и земля по ее левому берегу была, в основном, заболочена – для осушения в северо-западной части прокопали канал, он отделил складской пустырь от леса, а ручей, отделявший его от городского парка, существовал всегда.Соответственно, перед авторами проекта стояли задачи: во-первых, развить идеи, связанные с ревитализацией фабрики, от общественных пространств до разнообразия морфологии и интерпретации «центальности» местоположения района – а во-вторых, максимально использовать все преимущества, которые дает водное и природное окружение.
Для работы над концепцией нового района в центре Наро-Фоминска пригласили архитекторов DNK ag, – это оказался тот редкий случай, когда между заказчиком и авторами проекта возникла полнейшая синергия.
Пожелания заказчика были сформулированы приблизительно так – каналы, много внимания к воде, современная архитектура, общественные первые этажи, насыщенное и разнообразное городское пространство, доступное для всех. Среда, сомасштабная человеку.
Профессиональным вызовом для нас стала задача формирования среды, которая по атмосфере сопоставима с исторической частью и включает природное окружение.
Нам давно хотелось сделать что-то подобное. Прямо скажу, мы мечтали о таком заказе, а когда услышали, поняли – вот он, проект мечты, когда заказчик хочет видеть все то, что и мы сами считаем правильным. С нашей точки зрения, это наилучший вид застройки: средней этажности, с хорошими, не слишком широкими, пропорциями всех пространств. Работали «на одной волне» с заказчиком – это большая удача и редкость.
Профессиональным вызовом для нас стала задача формирования среды, которая по атмосфере сопоставима с исторической частью и включает природное окружение.
Нам давно хотелось сделать что-то подобное. Прямо скажу, мы мечтали о таком заказе, а когда услышали, поняли – вот он, проект мечты, когда заказчик хочет видеть все то, что и мы сами считаем правильным. С нашей точки зрения, это наилучший вид застройки: средней этажности, с хорошими, не слишком широкими, пропорциями всех пространств. Работали «на одной волне» с заказчиком – это большая удача и редкость.
Связи, ракурсы и перспективы
Один из принципов исторической застройки, как и современного урбанистического подхода – любой район связан с соседними, в него можно попасть с разных сторон. Поэтому острова – вспоминаем парижский Île de la Cité – как правило нанизывают на как минимум одну городскую артерию. Так произошло и здесь: масштаб, конечно, поменьше, но принцип подобный – через остров пройдет городская улица, она соединит центр города и его главную осевую улицу с трассой, ведущей на Кубинку и в сторону Минского шоссе. Мост через Нару, на месте прежнего заводского, уже строится. Плюсы: развитие транспортного каркаса, которое Наро-Фоминску, знаю на своем опыте, ох как необходимо – и преодоление «островной» замкнутости. Автомобильный мост дополнят два пешеходных для выхода к другим частям города.Город и вода
Между тем островное положение не только вызов, но и преимущество: кругом вода. Рекреация, берега, красоты; можно гулять, любоваться, дышать влажным воздухом, кататься на лодках, купаться, рыбу ловить.Все мы знаем, что выход современного, то есть постиндустриального города к воде, уничтожение преград, ранее созданных промзонами – одна из любимых, чтобы не сказать краеугольных, тем современного градостроительства. И тут, опять же – прямо-таки образцовый случай, как из учебника. Архитекторы DNK ag приводят цитату из книги Кристофера Александра «Язык шаблонов»:
«Наша жизнь ослабевает, если мы не можем установить полноценный и постоянный контакт с водой. В большинстве крупных городов мы не
можем этого сделать».
можем этого сделать».
Ослабевает. Что же, может и так. Но надо подчеркнуть, что тут не просто набережная, а вода со всех сторон, тонкие протоки, которые надо расширить, река, которую уже очистили, низменный мыс, на котором запланирован Болотный парк с навесными дорожками на опорах. Набережные и амфитеатры в уровне воды, пристани, пляж и «диковатый» естественный берег для прогулок рядом с самыми высокими, 14-этажными, домами в северной части.
Разнообразие
Важная особенность проекта – в нем непротиворечиво сочетается и застройка, и ландшафты с разной морфологией: 5–6 типов городской застройки в рамках разумной этажности от 5 до 14 этажей.Это тоже примета урбанистики нашего времени: в какой-то момент всем стало очень скучно от повторов, глаз требует насыщения. Но и разнообразие, не побоюсь сказать, бывает разным – в данном случае его особенность в тщательной мотивированности: особенностями окружения, берега, ландшафта.
Прибрежный ландшафт Острова разнообразен – в проекте мы постарались уловить и развить это разнообразие. На него откликаются и набережные, и кварталы, характер как застройки, так и ландшафта. Соответственно, при движении по району впечатления, формируемые его средой, будут постоянно меняться – это мы тоже подчеркнули и усилили, создав разные сценарии и направления перемещения. Улицы изогнули, чтобы увеличить количество ракурсов.
Одним из «акторов» развития территории мы считаем Время: предполагается долгосрочное развитие проекта, поэтому и заложенная в нем планировочная структура имеет шанс на последующую эволюцию. Что вполне соотносится с предложенной нами версией городской среды, сочетающей различные морфотипы застройки и уличного пространства.
Одним из «акторов» развития территории мы считаем Время: предполагается долгосрочное развитие проекта, поэтому и заложенная в нем планировочная структура имеет шанс на последующую эволюцию. Что вполне соотносится с предложенной нами версией городской среды, сочетающей различные морфотипы застройки и уличного пространства.
Итак, предложенная DNK ag застройка острова на просто среднеэтажная, разнообразная, следует правилам общественных этажей и приватных дворов – специфика каждого фрагмента выстроена исходя из его местоположения.
Школа и детский сад в центре образуют большое зеленое пятно, а школьный стадион примыкает к пляжу. Ближе к набережной фабрики группируются пространства с «городскими» характеристиками: небольшая площадь с короткими башнями-«урбанвиллами» вокруг нее. Здесь же находится место для причалов, пары бухт, лодочной станции, – поскольку именно с этой стороны река, с других сторон все же ручьи и каналы, река крупнее. Река также обеспечивает панорамы, вполне живописные, поскольку изгибается – поэтому с этой стороны сгруппированы дома с наибольшим количеством террас на ступенчатых крышах.
В северной и северо-восточной части, со стороны леса и парка, нарастает высотность башен – до 14 этажей, и естественность окружения. Догадаться – почему, несложно: большее количество жителей «погрузят» в природу.
Сейчас согласована эскизная концепция, DNK ag завершают работу над первой частью детальной концепции проекта. Заказчик, как по словам архитекторов, так и по моему личному впечатлению, всерьез настроен на реализацию проекта и гордится его позицией как образцового примера трансформации центра малого города – такого, в котором слова «комплексное развитие» восприняты всерьез и буквально.