Знак бесконечности

Подробнее о проекте-победителе конкурса «Горизонт», посвященного кампусу на кровле самого заметного, выходящего на реку, корпуса завода Севкабель в Петербурге. Знаковая форма с множеством вариантов интерпретаций окружена развитым общественным пространством: что еще нужно современному человеку.

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg

Проект:

Концепция общественно-делового кампуса на крыше производственного корпуса Б на территории «Севкабель Порт»
Россия, Санкт-Петербург, Кожевенная линия, 40Б

Авторский коллектив:
Даниил Лоренц, Наталья Сидорова, Константин Ходнев, Анна Картавая, Мария Кочуркина, Павел Швецов, Андрей Тарануха, Софья Акименко, Елена Филатова

2019

Заказчик: УК «Севкабель Порт»
Старейший в России кабельный завод, основанный в 1879 Карлом Сименсом, а после революции переименованный в Северный или Севкабель, расположен в западной части Васильевского острова в устье Невы, недалеко от бруталистского Морвокзала архитектора Виталия Сохина (не путать с Морским фасадом). В течение нескольких лет территория Севкабеля переживает постиндустриальные трансформации: производство реорганизовали, оно стало занимать меньше места, в освободившейся части появились творческие мастерские, кафе, рестораны, фермерский рынок; благоустроена набережная, место стало популярным. Невредное производство между тем планируется сохранить, но теперь оно будет сосуществовать с городской жизнью. Генплан реорганизации территории завода разработан бюро «Хвоя», те же архитекторы работают над обновлением корпуса Б, большого бетонного здания на берегу Большой Невы. Здание должно стать своего рода главным речным фасадом обновляемой территории, поскольку вид на него с реки замечательный, и вид с него на воду тоже прекрасный. Поэтому на «устройство кампуса на крыше производственного корпуса Б в рамках очередного этапа редевелопмента территории» – управляющая компания Севкабельпорт провела открытый международный конкурс под названием «Горизонт»; организатором конкурса выступил журнал «Проект Балтия». Результаты объявили в конце мая. Победил проект архитекторов DNK ag, который мы и рассматриваем подробнее.
Концепция общественно-делового кампуса на крыше производственного корпуса Б на территории «Севкабель Порт». Вид с воды
© Архитектурная группа DNK ag
Концепция общественно-делового кампуса на крыше производственного корпуса Б на территории «Севкабель Порт». Морской фасад
© Архитектурная группа DNK ag
Концепция общественно-делового кампуса на крыше производственного корпуса Б на территории «Севкабель Порт». Ситуационный план
© Архитектурная группа DNK ag

От участников конкурса требовалось: разместить на кровле советского бетонного здания открытое общественное пространство с видом на Большую Неву, ширина устья которой здесь – около километра; создать объект, который был бы заметен и мог бы претендовать на роль достопримечательности – тем более что уже этим летом открылся маршрут туристического кораблика, заходящий в устье, сделав его частью представительного речного «фасада» города. И наконец, на кровле требовалось разместить некоторое количество офисных пространств. Авторам предоставили схему приблизительных нагрузок, которые, согласно расчетам, может выдержать каркас существующего здания – согласно предоставленным данным было достаточно очевидно, что в основном его можно нагружать в восточной, правой, если смотреть с реки, части, и в меньшей степени – в западной, левой.
Концепция общественно-делового кампуса на крыше производственного корпуса Б на территории «Севкабель Порт». Концепция
© Архитектурная группа DNK ag

Что определило композицию надстройки, предложенной DNK ag. Объем офисной части расположился справа и получил иконическую форму двух катушек кабеля, отчасти похожих на те, что выставлены на территории кластера в напоминание о специализации завода, но не повторенных, разумеется, буквально, а плоских и тонких, особенно в профиль. Другая ассоциация композиции из двух дисков – знак бесконечности – была озвучена авторами на конкурсе и, по словам архитекторов, вызвала симпатию организаторов.
Концепция общественно-делового кампуса на крыше производственного корпуса Б на территории «Севкабель Порт»
© Архитектурная группа DNK ag

Диски оказались эргономичной формой для размещения офисных пространств: два сплошных контура остекления, внешний и внутренний, гарантируют обилие естественного освещения. Снаружи открывается вереница видов на город и реку, практически круговая панорама далей «небесной линии», тоже своего рода бесконечность.
Концепция общественно-делового кампуса на крыше производственного корпуса Б на территории «Севкабель Порт». Вид из офиса
© Архитектурная группа DNK ag

Ширина дугообразных объемов допускает все варианты планировки, как openspace, так и кабинетную, – архитекторы приводят примеры разных вариантов. Полезная площадь минимально оккупирована лестнично-лифтовыми узлами, причем два из них уже имеются в здании, их требуется лишь продлить, а один – на оси пересечения двух дисков, что обеспечивает равную удаленность пространств, предлагают добавить авторы проекта. На той же оси по центру может появиться винтовая лестница – если арендатор будет один, якорный, то она поможет связать два этажа эффектным пространственным «винтом». В круглом дворе восточного диска – двор-амфитеатр для отдыха сотрудников, закрытый от общественности, но с открытым небом надо головой.
Концепция общественно-делового кампуса на крыше производственного корпуса Б на территории «Севкабель Порт». Внутренний двор офисов
© Архитектурная группа DNK ag

Под тем же, расположенным ближе к торцу здания, диском, архитекторы нашли место для венткамер и технических помещений, которые в результате не портят ни вид, ни силуэт, а скромно спрятаны под полом.
  • zooming
    1 / 6
    Концепция общественно-делового кампуса на крыше производственного корпуса Б на территории «Севкабель Порт». Концепция надстройки
    © Архитектурная группа DNK ag
  • zooming
    2 / 6
    Концепция общественно-делового кампуса на крыше производственного корпуса Б на территории «Севкабель Порт». План 2 этажа
    © Архитектурная группа DNK ag
  • zooming
    3 / 6
    Концепция общественно-делового кампуса на крыше производственного корпуса Б на территории «Севкабель Порт». План 1 этажа
    © Архитектурная группа DNK ag
  • zooming
    4 / 6
    Концепция общественно-делового кампуса на крыше производственного корпуса Б на территории «Севкабель Порт». Разрез
    © Архитектурная группа DNK ag
  • zooming
    5 / 6
    Концепция общественно-делового кампуса на крыше производственного корпуса Б на территории «Севкабель Порт». Разрез
    © Архитектурная группа DNK ag
  • zooming
    6 / 6
    Концепция общественно-делового кампуса на крыше производственного корпуса Б на территории «Севкабель Порт». Схематический разрез
    © Архитектурная группа DNK ag

Решение не просто оптимально, но даже кажется своего рода этюдом на тему идеального офиса: эссенцией, доведенной до знакового лаконизма. Ведь что такое офис – коробка со стеклянными стенами и атриумом для дополнительного освещения внутри. Так вот здесь нам показывают композицию из двух срезов, «слайсов» типологии, приведенной к экономной форме круга, без атриумного остекления и без углов. Еще Константин Мельников говорил, что углы мешают – вспомним теперь его дом? Вот вам еще одна ассоциация, на сей раз из классического авангарда.

Диски установлены со сдвигом один над другим, образуя «лесенку»: как будто летающие тарелки приземляются на кровлю одна за другой в плотном диспетческом графике. Материал, который авторы считают предпочтительным – кортен, окисленное железо, – делает диски похожими еще и на шестеренки замершего механизма, что усиливает промышленную тему и особенно хорошо читается на макете, где архитекторы использовали пластины кортена. Рельеф полосок по краям дисков усиливает сходство и с шестеренками, и с катушками – и в целом подчеркивает промышленный образ.
  • zooming
    1 / 3
    Концепция общественно-делового кампуса на крыше производственного корпуса Б на территории «Севкабель Порт». Макет
    © Архитектурная группа DNK ag
  • zooming
    2 / 3
    Концепция общественно-делового кампуса на крыше производственного корпуса Б на территории «Севкабель Порт». Макет
    © Архитектурная группа DNK ag
  • zooming
    3 / 3
    Концепция общественно-делового кампуса на крыше производственного корпуса Б на территории «Севкабель Порт». Макет
    © Архитектурная группа DNK ag

Ретро-техногенный образ «заржавленных» катушек со стороны Кожевенной линии, кроме того, перекликается с поворотными кортеновыми пластинами-пилонами, спроектированными и реализованными бюро «Хвоя» как оформление главного входа в корпус «Б».
Концепция общественно-делового кампуса на крыше производственного корпуса Б на территории «Севкабель Порт». Вид с кожевенной линии
© Архитектурная группа DNK ag

Но вернемся к дискам офисов и кровле. Больше половины открытого пространства – общественное. Верхний диск, пучки опор которого сходятся к контуру двора под «оккулюсом», на две трети служит козырьком для открытого двора под ним. Это переходная зона, здесь расположен вход в офисы с кровли, его ступени, повторяющие дугу второго диска, совмещены с амфитеатром. Консоль – очень крупная, скорее даже не консоль, а дом на ножках, – не только эффектно нависает, но и достаточно велика, чтобы защитить от частого питерского дождя или редкого солнца. Часть, прикрытую козырьком, архитекторы трактуют также как защищенное от погоды пространство для выставок.
Концепция общественно-делового кампуса на крыше производственного корпуса Б на территории «Севкабель Порт». Двор, вход
© Архитектурная группа DNK ag

Посреди открытой части кровли возвышается стеклянный колпак центральной лестницы – часть реконструкции здания по проекту архитекторов бюро «Хвоя». За ним – открытая площадь для концертов и прочего; ее главная особенность заключена в трансформируемости: здесь можно создавать различные композиции и выгородки с помощью передвижных скамеек и кадок с деревьями. Дальше, у открытого западного края – павильон кафе, две видовые стороны которого превращены в ступени амфитеатра. Отсюда, как и с кровли кафе, можно будет смотреть концерты.
Концепция общественно-делового кампуса на крыше производственного корпуса Б на территории «Севкабель Порт». Схемы
© Архитектурная группа DNK ag

Вообще игр с возвышениями – углублениями здесь немало: весь пол кровли будет, согласно проекту, приподнят, чтобы существующее бетонное ограждение не мешало наслаждаться панорамой. Но в вымостке предусмотрены углубления для гамаков, для спокойного отдыха. Вдоль панорамы тянется вереница возвышений-скамеек, которые временами вырастают вверх 2-3 ступеньками миниамфитеатров для созерцания воды и города. В северной части открытой кровли DNK ag расположили небольшую метеостанцию для музея Арктики, который запланировано разместить, в числе прочего, в основной части корпуса «Б».
  • zooming
    1 / 3
    Концепция общественно-делового кампуса на крыше производственного корпуса Б на территории «Севкабель Порт». Ночная жизнь
    © Архитектурная группа DNK ag
  • zooming
    2 / 3
    Концепция общественно-делового кампуса на крыше производственного корпуса Б на территории «Севкабель Порт». Крыша с баром
    © Архитектурная группа DNK ag
  • zooming
    3 / 3
    Концепция общественно-делового кампуса на крыше производственного корпуса Б на территории «Севкабель Порт». Аксонометрия
    © Архитектурная группа DNK ag

Словом, функции открытого пространства гибки и рассчитаны на разные виды времяпрепровождения. Но по кровле можно будет еще и гулять – по ней проложен закольцованный маршрут длиной около 400 м. Детали должны выясниться в процессе реализации, но пока есть идея кольцевого обхода второго диска в уровне крыши, и кольцевой смотровой площадки на крыше первого диска-консоли.

Здесь получился любопытный тип офиса, не то чтобы совсем новый, но всё же редкий: с одной стороны, часть «кластера» на бывшей фабрики, с другой – совершенно новое здание в очень выгодном месте, высоко, с панорамами, отличное место для какой-нибудь штаб-квартиры. Окруженный изобилием пространств для общественной жизни, сложно градуированных по доступности и значению и в то же время гибких. Очень постиндустриальный, и в то же время – здание-знак, в сущности вывеска, интерпретирующая особенности Петербурга: этот город горизонтален, но любит акценты, глаз в его лучших частях передвигается от одной узнаваемой вещи к другой. Так вот, здесь есть и горизонталь, и говорящий акцент, чья промышленная образность отлично коррелируется с «конструктивистской» перемычкой транспортного терминала, вынесенным от корпуса «Б» к реке: отсюда кабели грузили грузили прямо на корабли. Что заметно с воды, но особенно хорошо – с набережной.
Концепция общественно-делового кампуса на крыше производственного корпуса Б на территории «Севкабель Порт». Набережная
© Архитектурная группа DNK ag


Проект:

Концепция общественно-делового кампуса на крыше производственного корпуса Б на территории «Севкабель Порт»
Россия, Санкт-Петербург, Кожевенная линия, 40Б

Авторский коллектив:
Даниил Лоренц, Наталья Сидорова, Константин Ходнев, Анна Картавая, Мария Кочуркина, Павел Швецов, Андрей Тарануха, Софья Акименко, Елена Филатова

2019

Заказчик: УК «Севкабель Порт»

01 Июля 2019

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина

Технологии и материалы

Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
ТЭЦ, спорт и зеленая крыша
Архитекторы BIG объединили в одном сооружении для Копенгагена экологичный мусоросжигательный завод, ТЭЦ, горнолыжный склон – и зеленую крышу системы ZinCo.
Стекло для городского калейдоскопа
Современные технологии и классические традиции, строгий и даже торжественный ритм: «Искра-Парк» словно бы переносит нас в 1930-е. С одной поправкой – на объемный, крупного рельефа и зеркального стекла фасад южного корпуса; он возвращает в наши дни.
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Сделано в ARCHICAD: концертный зал «Зарядье»
Владимир Плоткин и Александр Пономарев – о программном обеспечении, использованном на разных стадиях проектирования и моделирования знаменитого концертного зала.

Сейчас на главной

Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: Мы учились у Пиранези и Палладио
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.
Благотворительная архитектура
Бюро Martlet Architects, за которым стоит молодая российская пара, с помощью архитектуры участвует в решении проблем стран третьего мира. Показываем школу и две клиники, построенные на краю света за счет благотворительных фондов и силами волонтеров.
Эко-административный комплекс
Zaha Hadid Architects выиграли в Шанхае конкурс на проект штаб-квартиры государственной Группы энергосбережения и охраны окружающей среды Китая. Комплекс должен стать образцовым эко-проектом, учитывающим также и последствия пандемии.
Назад в космос
Парк покорителей космоса на месте приземления Юрия Гагарина по концепции West 8 Адриана Гёзе делает Центр урбанистики экономического факультета МГУ под руководством Сергея Капкова.
Полосатое решение
Об интерьерах ТЦ «Багратионовский» и немного об истории строительства одного из примеров смешанных общественно-торговых прострнаств нового типа, в последнее время популярных в Москве.
Что посмотреть на выходных
Для тех кто планирует на майских поотдыхать – вот, можно сделать и это с пользой. Только что завершившийся цикл лекций Анны Броновицкой, прогулки с гидами по гугл-панорамам, знакомство с любимыми книгами архитекторов и еще пара хороших вариантов.
Башня-знак
Самое высокое деревянное здание в мире, 18-этажная башня Mjøstårnet на юге Норвегии, одновременно привлекает внимание к своему городу – Брумунндалу – и служит знаком возможностей дерева как строительного материала.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.
Высотные фантазии
Публикуем проекты победителей и финалистов очередного конкурса eVolo Skyscraper Competition: уже в 15-й раз участники поражают наше воображение невероятными проектами небоскребов.
Четыре интерьера
Сейчас, когда кафе, салоны и многие магазины, увы, закрыты, мы подобрали несколько свежих интерьеров из Перми, Минска и Челябинска. Все они завершены осенью 2019 года и почти не успели поработать до начала пандемии.
Пресса: Московская династия: Ассы
История семьи архитектора, художника, основателя Архитектурной школы МАРШ Евгения Асса похожа на захватывающий роман. Евгения Гершкович поговорила с Евгением Викторовичем и его сыном Кириллом о судьбе их дедов и прадедов и о том, как их династия выстроилась в уже три поколения архитекторов.
Гаражный заговор
Публикуем главу из книги «Гараж» художницы Оливии Эрлангер и архитектора Луиса Ортеги Говели о «гаражной мифологии» и происхождении этого типа постройки. Книга выпущена Strelka Press совместно с музеем современного искусства «Гараж».