Современные «стекляшки» проиграли сталинской высотке. Заседание Общественного совета при мэре Москвы 30 января

Прошедший в пятницу Общественный совет положительно ответил на 6 из 7 предложений повестки. На Воздвиженке появится новое книгохранилище РГБ, будет реорганизована территория Краснопресненского района, над станцией метро «Улица 1905 года» вырастут высотки, Измайловский гостиничный комплекс получит новый корпус, в Останкино выстроят медиацентр НТВ, а на Валовой улице все-таки возникнет странное здание, соединяющее хлебозавод с административными службами. Исключением стал лишь высотный комплекс на Кутузовском проспекте, показавшийся там слишком одиноким.

mainImg
Архитектор:
Владимир Плоткин
Проект:
Здание для размещения организаций и служб по обслуживанию населения с подземной автостоянкой и корпусом хлебозавода
Россия, Москва, Валовая, д. 37, стр. 1-6, ЦАО.

Авторский коллектив:
ООО «ТПО Резерв». Архитекторы: Плоткин В.И., Деева И.В., Казаков Д.В., Романова А.С., Анохина Н.Б., Анохин И.А., Колосовский С.И., Шершова М.В.

2007 — 2008

Заказчик: ЗАО "Управление по строительству № 111"

Первым совет рассмотрел новое здание книгохранилища РГБ (Моспроект-5, С.Б. Ткаченко), бывшей Библиотеки им. Ленина, которое планируется построить на месте Воздвиженского монастыря, собор которого, замечательный памятник поздней «нарышкинской» архитектуры, был снесен в 1930-е (Воздвиженка, 7/6). На этом месте сейчас вечный забор с рекламным щитом и подземный переход. Напротив, через улицу – призрак Военторга, душевная боль всей культурной Москвы. Под землей же на месте предполагаемого строительства – целых 3 туннеля метро, которые мешают подземному строительству. Зато, как прозвучало на совете, в здании книгохранилища планируется открыть новый выход из «Боровицкой».

Кстати сказать, идея построить книгохранилище существует с советских времен, но ожила она примерно полтора-два года назад – в августе 2007-го примерно такой же проект («Моспроект-5», Сергей Ткаченко) был показан ОЭРГ, которая больше не собирается. Во всяком случае макет, который продемонстрировали в пятницу, определенно тот же самый. Правда, в самом верхнем его объеме пропилили три неглубоких желобка, которые в 2007 были лишь слегка намечены. Что, вероятно, сделано для облегчения силуэта. ОЭРГ полтора года назад отправила проект не доработку. Тогда прозвучали следующие возражения: новое здание, ограниченное по высоте 32 метрами, слишком хорошо просматривается отовсюду; на этом месте надо провести археологические раскопки (что логично); надо согласовать проект с Метрогипротрансом (тоже логично); и показать Методсовету при Минкульте. Но Методсовет примерно с тех пор как раз и не собирается. Так что показали или нет, осталось неизвестным. К сожалению и о раскопках тоже ничего не известно, а вот это уже печально. Хотелось бы, чтобы были раскопки. Судя по образовавшемуся в проекте выходу из метро, с Метрогипротрансом его, видимо, согласовали. На совете также прозвучало, что новое книгохранилище также будет связано под землей и с основным зданием библиотеки.

Обсуждение проекта сосредоточилось на ландшафтно-визуальном анализе, доказывающем незаметность здания и на архитектурном стиле. Как заверил Александр Кузьмин, с главной панорамной точки обзора – моста напротив Пашкова дома, нового здания видно не будет (что, вероятно, правда – с этой точки зрения его должно загораживать старое книгохранилище «Ленинки», большая серая пластина по Староваганьковскому переулку).
 
Архитектурное решение, представленное на уровне предпроекта, предложило 2 варианта – модернистскую усеченную пирамиду или здание с тонкими пилонами, решенное в эстетике библиотеки В.Щуко / В.Гельфрейха. Юрий Лужков, согласившись в целом с предложением, заинтересовался архитектурным образом и призвал «продолжить линию архитектурных решений 1930-х, что сложило бы весь этот микрорайончик в единый ансамбль». Таким образом проект «прошел», и кажется, в том самом варианте, который эксперты смотрели в 2007-м (ну, или очень-очень похожем).

Следуя принципу удаления от центра, вторым по счету обсуждали развитие градостроительного плана Краснопресненского района (Моспроект-2, М.Г Леонов), единственного из 10 районов ЦАО, вопрос о котором остался неясным из-за включенного в него «Большого Сити». По словам Александра Кузьмина, большая часть района сформировалась, и здесь не планируется никаких вторжений, только капремонт, реставрация, межевание, благоустройство. Преобразуются, главным образом, зоны, примыкающие к железной дороге, производственные участки и 5-тиэтажная застройка. Перепланирование в итоге дает возможность выстроить тут дополнительных 300 тыс. кв. м. жилья. Основная загвоздка – по части транспорта, который не выдерживает заложенного в проекте количества офисных площадей, где только на «Сити» приходится 3 млн. кв.м. Кузьмин видит выход в перепрофилировании офисов, например, в гостиницы. Процесс уже начат, административное здание у Белого дома решили не строить, оставив и модернизировав существующий стадион. На это Юрий Лужков прямо и бесповоротно заявил, что «строить офисные площади на территории Пресни мы вообще не будем», на чем вопрос, собственно, и был исчерпан. Единственное, чем был недоволен мэр, это отсутствием в районе набережных – этим, по словам Юрия Лужкова, и надо заниматься, и средств не жалеть.

Однако беспокойство вызывает и еще одно – судьба уникальных кварталов жилой застройки 1920-х-1930-х, памятников конструктивизма. Неизвестно, попали ли они в зону стабилизации или их будут сносить. Заметим, что часть из них ныне доведена до такого состояния, что по мнению префектуры они восстановлению не подлежат. Александр Кузьмин, между тем, сомнений не развеял, ответив на вопрос как-то неопределенно – часть жилмассивов подлежит капремонту. Что будет с остальными, осталось неясным.

Самым дискутируемым на совете оказался проект высотного комплекса на Пресненском валу, над станцией метро «Улица 1905 года». Вокруг этого места, как выяснилось, спорят уже много лет, еще в горбачевские времена здесь предполагалось строительство русско-английского дома, потом делового центра, последним вариантом, который был вынесен на нынешний совет, стала гостиница с апарт-отелем. Проект мастерской № 5 «Моспроекта-2» представляет собой три каплевидных в плане башни 17-24 этажей, вырастающих из стилобата округлых очертаний. В сравнении с предыдущими вариантами, они заметно понижаются, приближаясь к окружающей жилой застройке. По словам Александра Кузьмина, площадь вокруг метро все-таки тяготеет к старому городу, и за исключением будущего Арабского центра, где этажность подскакивает, подчеркивая проходящее рядом Третье кольцо, в остальных местах она более сдержанна.

Сама по себе возможность строительства чего-то крупного на этой площади не вызвала сомнений у членов совета, а вот насчет того, каким именно оно должно быть, достичь договоренности так и не удалось. По мнению Юрия Платонова, пространственная композиция нынешнего комплекса безнадежно проигрывает по сравнению с «невероятной красоты силуэтом» краснопресненской сталинской высотки: «Мы кроме горизонтальных и скошенных крыш не знаем будто бы ни одного приема, бесконечно тиражируя «Сити»». Платонов призвал отойти от безликого модернизма в пользу более московской, тектоничной композиции. В том, что проектирование идет куда-то не туда, уверен и Александр Кудрявцев. Постоянное неудовлетворение от проектов происходит, по его мнению, оттого, что «здания все время демонстрируются через высоту. Мы идем поперек сложившегося ощущения этого пространства, которое представляет собой скорее воронку, а ее хотят вывернуть наизнанку». Александр Кудрявцев предложил изменить программу, усложнив ее архитектурно. Андрей Боков покритиковал проект за его «недоступность» в смысле отсутствия открытого общественного пространства, что уместно где-нибудь на МКАДе, но никак не в центре города. Юрий Гнедовский со своей стороны предложил найти лучшее решение при помощи конкурса.

Мэр согласился с тем, что для этого места нужно делать что-то серьезное. Вместе с тем он отметил, что принятые объемы возможны, равно как и гостиница в них. Относительно архитектуры Юрий Лужков высказался против очередного небоскреба, «как на Манхеттене», и поддержал идею конкурса. В том, что общественное пространство внизу полезно городу и не мешает работе гостиницы, мэр уверен, указав на опыт удачного решения первого этажа реконструированной гостиницы «Москва».

Следующим обсудили проект развития гостиничного комплекса Измайлово (ПФ "Градо", В.Р. Лутц), построенного к Олимпиаде 1980 года, а потому устаревшего в плане инфраструктуры. Комплекс состоит из 4 корпусов, и владелец хотел бы получить еще один, под апарт-отель. Но поскольку новое здание будет стоять ближе к исторической зоне, церкви Покрова и стенам XVII в., некогда входившим в ансамбль дворца царя Алексея Михайловича – то корпус «положили на бок», получив 11-этажную пластину. Спортивно-рекреационный, общественно-деловой центр и остальные новшества, призванные осовременить советскую инфраструктуру, решили убрать в стилобатную часть, реконструировав ее у существующих корпусов.

Мэр не возражал и проект одобрил, но с поправкой, что на близлежащей Южной аллее разместятся дополнительные парковки. Виктор Логвинов, правда, не усмотрел в проекте архитектурных решений, качественно меняющих унылое окружение в пользу озеленения, например, и предложил над этим поразмыслить.

Самым интересным с собственно архитектурной точки зрения оказался проект медиацентра телекомпании НТВ. Его предполагается возвести на пустующем участке, рядом с останкинским телецентром, между Аргуновской и Новомосковской улицей. Несмотря на обозначенные в повестке «предпроектное предложение к размещению», проект выглядит вполне завершенным. Немецкое бюро Atelier Achatz Architects придумало нечто любопытное. В плане медиацентр – это прямоугольник, но с деформированными, как бы вытянутыми углами, вроде растянутого одеяла. Сторона, обращенная к Новомосковской улице, где расположен вход, срезана волнообразной линией, сверху в нее вставлен слоистый объем – «козырек» входа, который уравновешивается выносом острой угловой «консоли» слева.

На макете объем похож на кристалл или вырубленную глыбу льда с острыми невертикальными гранями. Сам объем распадается на два, как бы врезанных друг в друга и контрастных по своей фактуре и плотности. Его передняя сторона стеклянная, вся перевитая причудливой «паутиной», а «задники», где располагаются студии, сделаны из непрозрачного материала, напоминающего дерево. Здание имеет стеклянную крышу с причудливым «фонарем». Проект в целом красивый, очень европейский, логично подхватывающий тему телецентра, осовременивая ее.

Главный вопрос тут заключался в высоте здания из-за восприятия близлежащей усадьбы Останкино. Но поскольку, как отметил Александр Кузьмин, нынешний вариант медиацентра соответствует параметрам окружающей застройки, никаких возражений он не вызвал, разве только победные возгласы делегации НТВшников.

Единственная неудача постигла проект многофункционального комплекса «Регион» на Кутузовском проспекте (ООО "НАТАЛ", С.Б. Ткаченко). Этот комплекс проектировался в рамках уже выносившейся как-то на совет градостроительной концепции развития всего Кутузовского проспекта и Можайского шоссе, от триумфальной арки и до самого МКАДа, который победил в конкурсе. Однако в ней произошли некоторые изменения: были исключены две запланированные ранее высотки в пользу развития природной территории. Александр Кузьмин продемонстрировал это на макете, выдернув из него два домика – так называемый Дом рыбака и гостиницу на месте автозаправки.

В итоге от задуманных в градостроительной концепции высоток осталось только здание «Региона» рядом с метро «Славянский бульвар», представленное авторами в виде стеклянного слитка треугольной формы, обращенного острой гранью к Кутузовскому проспекту. С резкой критикой его выступил Михаил Посохин, указавший на странность башни, одиноко торчащей посреди пятиэтажной застройки. По мнению Михаила Посохина, есть два варианта развития этой территории, либо все 5-тиэтажки снести и создать новую среду, либо осмысленно формировать силуэт здания, причем не одного, а нескольких. И если уж идти по второму пути, то нужен, по его словам, градостроительный замысел, который мог бы сформировать композицию въезда. К этому замечанию присоединились Юрий Григорьев и Юрий Платонов, удивившийся, почему от работы Москомархитектуры по застройке всего луча сегодня опять пришли к фрагментарному проектированию.

Доводы членов совета убедили Юрия Лужкова отказаться от проекта в таком виде, как «неуместного, непонятного, взрывающего всю градостроительную среду». Александр Кузьмин в свою очередь попросил включить этот объект в совместную с НИиПИ Генплана работу по разработке Кутузовского узла, на что мэр возражать не стал.

И наконец последний объект – здание на Валовой улице Владимира Плоткина (ТПО "Резерв"), уже побывавший на прошлом совете, мэр не глядя постановил по композиции принять, а его функциональную начинку решать архитекторам вместе с префектом.

Проект нового здания РГБ, Воздвиженка 7/6, стр. 3. ООО ЭПИ «Моспроект-5». Арх. Ткаченко С.Б., Суслин Д.Л. Кокошкин А.П.
Проект нового здания РГБ, Воздвиженка 7/6, стр. 3. ООО ЭПИ «Моспроект-5». Арх. Ткаченко С.Б., Суслин Д.Л. Кокошкин А.П.
Проект нового здания РГБ, Воздвиженка 7/6, стр. 3. ООО ЭПИ «Моспроект-5». Арх. Ткаченко С.Б., Суслин Д.Л. Кокошкин А.П. Макет.
Актуализация градостроительного плана развития территории Пресненского района ЦАО. ГУП «Моспроект-2» им. М.В. Посохина. АРх. Посохин М.М., Остапенко В.С., Боде Б.В.
МФК на Пресненском валу, вл.1/2. ГУП «Моспроект-2» им. М.В. Посохиа., маст. №5. Арх. Леонов М.Г., Лелякина И.И. Макет.
МФК на Пресненском валу, вл.1/2. ГУП «Моспроект-2» им. М.В. Посохиа., маст. №5. Арх. Леонов М.Г., Лелякина И.И.
МФК на Пресненском валу, вл.1/2. ГУП «Моспроект-2» им. М.В. Посохиа., маст. №5. Арх. Леонов М.Г., Лелякина И.И.
Концепция развития туристских гостиничных комплексов в Измайлово, Измайловское ш., 71. ЗАО «ПФ »Градо". Арх. Лутц В.Р., Долгополов А.В., Рублев В.А. и др.
Медиацентр НТВ, Новомосковская ул., вл 18-22. Atelier Achatz Architects (Германия), ОАО «Моспроект». Арх. (сопровождение) Серов Е.Л., Ерохин М.Б. Макет.
Медиацентр НТВ, Новомосковская ул., вл 18-22. Atelier Achatz Architects (Германия), ОАО «Моспроект». Арх. (сопровождение) Серов Е.Л., Ерохин М.Б. Макет.
Медиацентр НТВ, Новомосковская ул., вл 18-22. Atelier Achatz Architects (Германия), ОАО «Моспроект». Арх. (сопровождение) Серов Е.Л., Ерохин М.Б. Макет.
МФК «Легион», Кутузовский проспект, вл. 74. ООО «НАТАЛ». Арх. Ткаченко С.Б., Марова Н.А., Лосев А.Г. Макет.
МФК «Легион», Кутузовский проспект, вл. 74. ООО «НАТАЛ». Арх. Ткаченко С.Б., Марова Н.А., Лосев А.Г.
Градостроительная концепция развития Кутузовского проспекта. Проект-победитель. Макет.
Здание для размещения служб по обсуживанию населения с корпусом хлебозавода, Валовая ул., 37, стр.1-6. ООО «ТПО Резерв». Арх. Плоткин В.И., Деева И.В., Романова А.С. Макет.
Архитектор:
Владимир Плоткин
Проект:
Здание для размещения организаций и служб по обслуживанию населения с подземной автостоянкой и корпусом хлебозавода
Россия, Москва, Валовая, д. 37, стр. 1-6, ЦАО.

Авторский коллектив:
ООО «ТПО Резерв». Архитекторы: Плоткин В.И., Деева И.В., Казаков Д.В., Романова А.С., Анохина Н.Б., Анохин И.А., Колосовский С.И., Шершова М.В.

2007 — 2008

Заказчик: ЗАО "Управление по строительству № 111"

31 Января 2009

ТПО «Резерв»: другие проекты
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Китайская симфония
Строительство китайского центра «Парк Хуамин» стало долгой историей, которая завершилась относительно недавно. Здание соседствует с традиционным китайским садом, но оно очень современно, лаконично и технологично, а простые по форме, но эффектные белые ламели обещают когда-нибудь включиться как медиафасад. А еще этот комплекс по-настоящему многофункционален, в его объеме увязаны разные типы жилых помещений, офисы, большой фитнес, конференц-залы и рестораны. В нем можно с комфортом проводить международные форумы, выходя наружу только для того, чтобы прогуляться. Рассматриваем подробно.
Из тени в свет
В ответ на массу ограничений и значительный для небольшого здания набор функций Музей Новодевичьего монастыря в проекте Владимира Плоткина превратился в легкое, но динамичное пластическое высказывание на тему современной интерпретации исторического контекста, а может быть, даже света и тьмы.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Владимир Плоткин:
«У нас сложная, очень уязвимая...
В рамках проекта, посвященного высотному и высокоплотному строительству в Москве последних лет поговорили с главным архитектором ТПО «Резерв» Владимиром Плоткиным, автором многих известных масштабных – и хорошо заметных – построек города. О роли и задачах архитектора в процессе мега-строительства, о драйве мегаполиса и достоинствах смешанной многофункциональной застройки, о методах организации большой формы.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Семантический разлом
Клубный дом STORY, расположенный рядом с метро Автозаводская и территорией ЗИЛа, деликатно вписан в контрастное окружение, а его форма, сочетающая регулярную сетку и эффектно срежиссированный «разлом» главного фасада, как кажется, откликается на драматичную историю места, хотя и не допускает однозначных интерпретаций.
Небесная тектоника
Три башни на стилобате над склоном реки Раменки – новые доминанты на границе советского микрорайона. Их масштаб вполне современен, высота 176 м – на грани небоскреба, фасады из стекла и стали. Стройные пропорции подчеркнуты строгой белой сеткой, а объемная композиция подхватывает диагональную «сетку координат», намеченную в пространстве юго-запада Москвы архитекторами 1970-х и 1980-х.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Движение по краю
ЖК «Лица» на Ходынском поле – один из новых масштабных домов, дополнивший застройку вокруг Ходынского поля. Он умело работает с масштабом, подчиняя его силуэту и паттерну; творчески интерпретирует сочетание сложного участка с объемным метражом; упаковывает целый ряд функций в одном объеме, так что дом становится аналогом города. И еще он похож на семейство, защищающее самое дорогое – детей во дворе, от всего на свете.
Рациональное построение
Рассматриваем комплекс построек и интерьеры первой очереди здания, которое за последние месяцы стало очень известным – больницу в Коммунарке.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Пространство взаимодействия
К востоку от стадиона, метро и парка Динамо отчасти вырос и продолжает расти городок ВТБ Арены Парка, чья архитектура построена на современных принципах, начиная от комфортного благоустройства вкупе с немалой высотностью и заканчивая взаимодействием разных подходов к форме, объединенных общим кодом.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Обитаемая галактика
Компания АПЕКС возглавила работу над проектом масштабного жилого комплекса на севере Москвы, в котором современные подходы к формированию городской застройки сочетаются с продуманными планировочными решениями, узнаваемым обликом и оригинальной концепцией благоустройства.
Архсовет Москвы – 59
Архитектурный совет рассмотрел два крупных проекта: МФК на Киевской улице ТПО «Резерв», апартаменты с обширным подземным торговым пространством, и жилые башни Сергея Скуратова в Сетуньском проезде. Оба проекта приняты.
Акупунктура городов
На петербургском Культурном форуме архитекторы поговорили о том, какую пользу международные события могут принести городам.
Кристалл музыки
Остро-современное и сложное в техническом отношении новое здание концертного зала «Зарядье» соединяет нелинейность с мощной ретроспективой шестидесятых. Между тем оно вовсе не консервативно – скорее его можно понять как метафору и даже «кристаллизацию» музыки, искусства одновременно эмоционального и математически-отвлеченного.
Архсовет – 57
После одобрения Архсоветом проекта ЖК AQUATORIA на Ленинградском шоссе в градостроительном плане земельного участка возможно произойдут изменения.
Белое дерево
ЖК Wine house – один из первых реализованных примеров сотрудничества Владимира Плоткина и Сергея Чобана в одном проекте: вдумчивый, графично-сдержанный диалог старого и нового в центре города: в нескольких «действиях», от XIX века до XXI.
Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Сейчас на главной
Среди дюн и кораллов
Курортный комплекс Ummahat 9-3 построен на одноименном острове в Красном море по проекту Кэнго Кумы. Его виллы мимикрируют под местные песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.