Вся правда о клинкерном кирпиче

​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.

mainImg
Компaния:
представительство компании АО «Фирма «КИРИЛЛ» на Архи.ру
Контакты:
Тел.(495) 737 80 80 Москва, 2-ой Хорошевский пр-д, д.9, корп.2, офис 113
Что клинкер, а что нет?
Архи.ру:
У клинкера есть своего рода флер, связанный с качеством продукта. Когда застройщики хотят долговечные фасады, они практически на любую позицию добавляют слово клинкер. Что все-таки стоит за этим выражением?
cic =
Дмитрий Самылин, исполнительный директор компании «КИРИЛЛ»

Дмитрий Самылин:
Клинкерный кирпич является одним из видов керамического кирпича. Для его производства используются тугоплавкие глины и более высокая температура обжига. В результате спекания микрокристаллов достигается высокая плотность и низкое водопоглощение. Нередко застройщики путают качественный керамический кирпич и клинкер. Были случаи, когда кирпич ручной формовки импортного производства ассоциировался заказчиками и архитекторами как клинкерный.

На самом деле, у клинкерного кирпича есть четыре основных критерия – это высокая прочность, низкое водопоглощение, кислотостойкость и морозостойкость. Первый критерий – прочность, это всегда марка М300 и выше. Клинкер – это кирпич с высокой плотностью. Однако с такой маркой кирпич может быть как клинкером, так и нет.
  • zooming
    1 / 3
    Кирпич Мангейм Сепия из коллекции Königstein
    Изображение предоставлено заводом «КС Керамик»
  • zooming
    2 / 3
    Коллекция керамического кирпича ModFormat
    Изображение предоставлено заводом «КС Керамик»
  • zooming
    3 / 3
    Клинкерный кирпич Гент коллекции Edelhaus Klinker
    Изображение предоставлено заводом «КС Керамик»

Далее – низкое водопоглощение (менее 6%) – обязательно! Есть мнение, чем оно ниже, тем лучше, но клинкер с водопоглощением менее 3% вы просто не положите на раствор, он «поплывет». Во время затвердения кладки происходят интереснейшие физико-химические процессы, связанные с переходом части воды из раствора через микропоры в кирпич. Поэтому важно, чтобы водопоглощение было в удобных для каменщика диапазонах – от 4,5 до 6%.

Третий атрибут – кислотостойкость клинкерного кирпича должна быть не менее 95%. Это означает, что он должен быть устойчив при использовании в сильно агрессивной среде, например, для ведения облицовки зданий в городской среде от уровня земли. И, наконец, морозостойкость должна быть не ниже F75, а в лучшем случае не ниже F100. Подчеркну, что перечисленные характеристики в клинкере совокупны.
Кирпич из коллекции Мастер Керамик. Жилой дом в Тюмени
Изображение предоставлено заводом «КС Керамик»

Но все-таки на фасадах московских новостроек клинкер или обычная керамика?

В большинстве новостроек применяется качественный керамический, но доля клинкера и клинкерной плитки достаточно заметна. Для навесных фасадов, где кирпич не перевязывается с основной стеной, он оправдан. По сути, клинкерная облицовка является супер защитной оболочкой здания. В грамотно смонтированных навесных фасадных системах точка росы находится на внутренней стороне лицевого слоя, а теплоёмкость кирпича нивелирует резкие перепады погодной температуры и выпадение конденсата. Кроме того, у клинкера паропроницаемость меньше, чем у обычного керамического кирпича, поэтому при проектировании важно учитывать, что клинкер станет преградой для выхода влаги, образующейся внутри помещений, через наружные стены.
  • zooming
    1 / 3
    Коллекция керамического кирпича Königstein
    Изображение предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    2 / 3
    Фактура кирпич Мальмё коллекции ModFormat
    Изображение предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    3 / 3
    Текстура клинкерного кирпича Бремен коллекции Edelhaus Klinker
    Изображение предоставлено «КС Керамик»

С другой стороны, задачей клинкера является не допустить лишнюю влагу снаружи в вентилируемое пространство навесной системы. Если конструктив наружной стены предусматривает материалы с большим водопоглощением и паропроницаемостью, то я бы посоветовал использовать керамический, а не клинкерный кирпич. Клинкер позволяет вести кладку непосредственно от уровня земли. Качественный керамический кирпич материал долговечный, не требующий затрат на обслуживание в течении продолжительного времени. Но в любом случае долговечность стены зависит в том числе и от грамотного проектирования в плане защиты от влаги и правильной кладки. 

Если речь идет о малоэтажке, то тут бывает по-разному. Для облицовки домов с вентфасадами клинкерный кирпич скорей всего будет наилучшим решением. Другое дело, когда несущие наружные стены из мономатериала, имею ввиду если в конструктиве дома внутри и снаружи керамика. В этом случае клинкер совсем не обязателен. Он скорее даже усложнит работу, поскольку потребуется предусмотреть дополнительные вентканалы от 40-60 мм из-за низкой паропроницаемости клинкера. В данном случае лучше использовать качественный керамический кирпич.
Дом в Республике Татарстан. Кирпич Гессен Вайн, коллекция Königstein
Изображение предоставлено заводом «КС Керамик»

В целом клинкер – это не панацея. При том же строительстве многоэтажных домов керамика работает не хуже, чем клинкерный кирпич, просто она должна быть качественная. Что касается цены, то у клинкера она дороже за счет высокой себестоимости затрат на высокотемпературный обжиг и тугоплавкие глины. 
Козел в печи

Клинкерный кирпич имеет прочные ассоциации с качественной архитектурой, часто применятся ради того, чтобы приблизиться к эстетике исторического города. Но действительно ли это исторический материал?

В царской России было множество кирпичных заводов, в основном небольших. Какой-то кирпич использовался только для забутовки, т.е. рядовой кладки, кто-то мог позволить себе и лицевой кирпич. Но главное, керамический кирпич был и является хорошим конструктивным материалом, который затем штукатурился лишь с единственной целью – сохранить здание как можно дольше. Почти весь этот кирпич – ручной работы, машинного производства в России до начала XX века было очень мало. Был ли он схож с клинкерным? Нет, потому что добиться высокой плотности при существующих в те времена технических условиях было невозможно. До революции использовали в основном дрова, углем топить было дорого. Чтобы получить клинкер, нужно правильно подобрать шихту, тугоплавкие глины, смешать с легкоплавкими и другими компонентами (на современных производствах их число иногда доходит до 8). Сформованный и высушенный кирпич обжигают при температуре 1100-1200 градусов. Температурные режимы выстраивают так, чтобы кирпич не оплавился, микропроцессы спекания не перешли в стеклофазу, и он сохранил правильную форму. У керамистов есть хороший русский термин «козёл в печи», это когда глина спекается в единую массу. У пережжённого кирпича, или другим словом «железняка», достаточно красивая фактура и неправильная форма. Но в основном из-за того, что спекается только верхняя структура черепка, его характеризуют как «поверхностный клинкер». К сожалению, иногда архитекторы выбирают такой кирпич только на основании внешних свойств. Результат – разрушение фасада и финансовые потери.
  • zooming
    1 / 3
    Клинкерный кирпич Кёльн из коллекции Edelhaus Klinker. Входная группа жилого дома в Челябинске
    Изображение предоставлено заводом «КС Керамик»
  • zooming
    2 / 3
    Клинкерный кирпич из коллекции Edelhaus Klinker
    Изображение предоставлено заводом «КС Керамик»
  • zooming
    3 / 3
    Текстура клинкерного кирпича Оберхоф коллекции Edelhaus Klinker
    Изображение предоставлено заводом «КС Керамик»

Если говорить, что «раньше делали лучше, чем сегодня», то это не совсем соответствует действительности. Мы проводили испытания на прочность кирпича конца XIX-начала XX вв. В результате выяснили, что марка у него далеко не клинкерная. И всё-таки дома, построенные нашими предками, прочные и надежные.

Я считаю, что любой качественный кирпич позволяет дать городу восприятие исторической целостности. В советское время тоже был свой интересный кирпич. Есть великолепные объекты 1940-50-х годов с применением глазурованного кирпича, который производили наши заводы. Смотришь учебники советского периода и удивляешься, какое количество керамики и фигурных элементов было доступно нашим проектировщикам. Одни только глазурованные мозаики чего стоят. А ведь красивые мозаичные панно украшали даже автобусные остановки. Но с переходом к упрощению, я бы даже сказал примитивизму фасадов и интерьеров, искусство работы с керамикой оказалось утраченным. Кирпич стал просто строительным материалом, прочным и более-менее долговечным. 
Слишком просто – уже не нужно

И поэтому за эстетикой до недавнего времени мы обращались исключительно к зарубежным производителям, а что теперь? 

Между прочим, несколько десятилетий назад европейские заводы тоже изготавливали очень скромную номенклатуру. Я видел голландские производства, которые делали четыре-пять видов кирпича – жёлтый, красный и коричневый. Со временем появилась плеяда архитекторов, голландские производители их называли поколением crazy-архитекторов, которые захотели проектировать из кирпичей с более необычными цветами и фактурами. Некоторые кирпичные заводы позитивно отреагировали на такие запросы и пошли на сложные эксперименты с керамикой. Это позволило им начать работать на опережение и встать в авангарде архитектурных тенденций. И в этом смысле надо отдать должное голландским производителям кирпича и архитекторам. Что касается обращения к зарубежному опыту, так это в России сложилось исторически. Яркий тому пример – по мотивам голландской архитектуры с неоштукатуренным кирпичом на фасаде был построен Монплезир в Петергофе в XVIII веке.
Кирпич Марксбург Кварц из коллекции Königstein. Лофт -квартал в Ижевске
Изображение предоставлено заводом «КС Керамик»

У нас действительно сложилась такая ситуация, что запрос на уникальную продукцию мы отдавали исключительно европейским заводам. Не было диалога архитектор – производитель. Но чтобы подтягивать качество, нужен драйвер, нужно ставить заводам сложные задачи. Пусть они будут невыполнимы сегодня, но через год вы получите продукт, возможно даже лучше, чем ожидали. Тем более, что у нас есть современные заводы, с роботизированным оборудованием и системами контроля.

Речь о том, чтобы скопировать зарубежный кирпич или сделать что-то свое?

В керамике нельзя что-то стопроцентно повторить, это как почерк у человека. У каждого завода своя сырьевая база, температура обжига, свой климат, который тоже влияет, особенно в межсезонье, когда сырье может быть переувлажнено. Даже применяя один и тот же ангоб, нельзя получить точную копию продукции другого завода. В разнообразии есть большой плюс, так как у архитекторов появляется широкий спектр цветов и фактур. 

Что касается европейских производителей, в первую очередь немецких как наиболее систематизированных, то да, наши самые передовые производства – Кирово-Чепецкий «КС Керамик» и Санкт-Петербургский ЛСР – ориентировались на них, да и сейчас продолжают изучать их опыт. Просто клинкерная керамика – это очень сложный продукт, требующий от технологов высочайшего уровня профессиональных знаний. Завод «КС Керамик» производит клинкерный кирпич под торговой маркой Edelhaus Klinker. И набирающую популярность коллекцию ModFormat завод планирует изготавливать с клинкерными характеристиками. Мы совместно со специалистами завода обсуждаем тенденции в архитектуре, предпочтения заказчиков, следим за развитием в области керамики. 
zooming
Кирпич Гессен Вайн из коллекции Königstein
Изображение предоставлено заводом «КС Керамик»

Мастерство европейских коллег создавать новые продукты способно вдохновить русских технологов-керамистов. Поэтому эксперименты на ведущих кирпичных заводах идут полным ходом. За керамистами подтягиваются производители бетонных кирпичей и плитки. Они используют аналоговые форматы, красители и фактуры для достижения видимого эффекта кирпича. Низкое водопоглощение на уровне клинкерного кирпича и ниже в таких изделиях достигается за счет применения гидрофобизаторов. Хотя в состав бетонных изделий и входит цементный клинкер, получаемый путем обжига смеси известняка и глины, само производство бетонного изделия принципиально отличается и получаемые характеристики соответственно тоже. 
  • zooming
    1 / 3
    Клинкерный плитка из коллекции Edelhaus Klinker
    Изображение предоставлено заводом «КС Керамик»
  • zooming
    2 / 3
    Клинкерная плитка для НФС из коллекции Edelhaus Klinker
    Изображение предоставлено заводом «КС Керамик»
  • zooming
    3 / 3
    Фактура кирпич Брюне коллекции ModFormat
    Изображение предоставлено компанией «КИРИЛЛ»

А что насчет клинкерной плитки?

Один из способов изготовления плитки – это прессование. Так производится, например, керамогранит. Плитка движется по конвейеру и обжигается в конвейерной печи. Вторая технология устроена по типу кирпичного производства, только вместо кирпича формуют блок из двух или четырёх плиток, которые обжигаются туннельных печах. Именно такой способ применяют европейские производители. На сегодня есть несколько отечественных заводов, которые выпускают этот продукт в массовом количестве, позволяющем поставлять на большие объекты.

В целом эстетический критерий сегодня стал, наверное, основным для всех производств, которые хотят работать в премиальной керамике. Сейчас как никогда важна связь архитекторов, производителей, художников, всё это вместе позволяет создать новые высококлассные продукты.

Поставщики, технологии

08 Апреля 2024

АО «Фирма «КИРИЛЛ»: другие статьи и новости
​Между строк и кирпичей: детский сад в проекте «Первый...
Кирпичный детский сад от архитекторов Брусники и LEVS architecten представляет альтернативу разноцветным зданиям-кубикам: основным художественным приемом стали активная пластика и качественный материал.
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Ригель и двоичный код.
ИТ-парк им. Башира Рамеева
На фасадах ИТ-парка имени Башира Рамеева в Казани – облицовочные материалы преимущественно российских производителей, в том числе клинкер ригельного формата.
Философия проекта изначально подразумевала полный контакт здания с человеком – как визуальный, так и тактильный.
Стоит ли экономить на фасадном материале?
Почему практика удешевления фасадного материала в процессе стройки приводит к перерасходу бюджета, какие контраргументы в споре с заказчиком может привести архитектор, и на чем реально можно сэкономить в отношении фасадов, рассказывает исполнительный директор компании «КИРИЛЛ» Дмитрий Самылин.
Кирпичные постройки – это часть культурного кода...
Лидер кирпичиной отрасли, компания «КИРИЛЛ», примет участие в Международном форуме РЕБУС 2023: «Экономика строительства в историческом центре» в Казани. Накануне выступления мы поговорили с исполнительным директором компании Дмитрием Самылиным об особенностях применения кирпича в сфере реставраций и реконструкций
Кирпичная перспектива
Компания «КИРИЛЛ» представит на «АРХ Москве» стенд с инсталляциями из ригельных кирпичей Кирово-Чепецкого завода, как размышление на главную тему фестиваля
Кирпичный модернизм
​Старший научный сотрудник Музея архитектуры им. А.В. Щусева, искусствовед Марк Акопян – о том, как тысячелетняя строительная история кирпича в XX веке обрела новое измерение благодаря модернизму. Публикуем тезисы выступления в рамках семинара «Городские кварталы», организованного компанией «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецким кирпичным заводом
Кирпичное узорочье
Один из самых влиятельных и узнаваемых стилей в русской архитектуре – Узорочье XVII века – до сих пор не исчерпало своей вдохновляющей силы для тех, кто работает с кирпичом
История в кирпиче. В Музее архитектуры прошел семинар...
Компания «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецкий кирпичный завод в партнерстве с Музеем архитектуры им. А.В. Щусева провели семинар для архитекторов, представив самый широкий взгляд на материал, от истоков и философии работы с кирпичом в разные исторические эпохи до современных особенностей технологии и производства.
Мода на плинфу
Коммерческий директор Кирово-Чепецкого кирпичного завода Данил Вараксин в рамках семинара «Городские кварталы» представил архитекторам российский кирпич ригельного формата
«Донские зори» – 7 лет на рынке!
Гроссмейстерские показатели российского производителя:
93 вида кирпича ручной формовки, годовой объем – 15 400 000 штук,
морозостойкость и прочность – выше европейских аналогов,
прекрасная логистика и – уже – складская программа!
А также: кирпичи-лидеры продаж и эксклюзив для особых проектов
Технологии и материалы
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Сейчас на главной
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Ретро-пиццерия
По проекту cтудии дизайна MODGI Group на территории апарт-отеля VALO в Санкт-Петербурге открылась компактная пиццерия в ретро-стиле. Теплую и сочную цветовую гамму дополняет винтажная мебель и свет, а одним из главных предметов декора стали конверты для виниловых пластинок.
Берег Мелеуза
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Affinum в Мелеузе благоустроена набережная одноименной реки, которая играет роль центрального объекта города. Событийную площадь и торговые павильоны дополнил тихий променад, выходы к реке и детские площадки среди деревьев.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
Тюремный квартал
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Orchestra Design благоустроен исторический центр Белебея. Архитекторы объединили территорию пересыльной тюрьмы XVIII века и Торговых рядов в единое пространство, «зашив» в него разные сценарии досуга, а также отсылки к истории города.
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Келейные мастерские
В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылось образовательное пространство, созданное по проекту архитектора и сооснователя бюро UTRO Ольги Рокаль. Небольшое помещение удалось сделать функциональными благодаря авторской мебели: «рыцарскому» круглому столу и столярным шкафам, вдохновленным секретерами XIX века.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Бутоны ЗИЛ-Юга
Проект с авторским названием «Каменный цветок» предназначен для центральной части территории ЗИЛ-Юг, или ЖК Shagal – башни выстроятся вдоль поперечного бульвара. Впрочем, какие башни – самая высокая 14 этажей. Задуманы они так, чтобы в закатном и рассветном свете давать силуэт, похожий на цветочный бутон, а состоят из сетки и крупных пиксельных выемок, поддержанных консольными выступами «кнопок»-эркеров.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Отражение завода
Консорциум бюро Хвоя, Хора, НИиПИ Спецреставрация и Урбанконтекст победил в конкурсе на концепцию ревитализации главного корпуса Ижевского оружейного завода. Самое любопытное в проекте – система городских площадей на кровле новых объемов. Она не только открывает непривычные горожанам панорамы и создает дополнительные маршруты, но и способствует восстановлению исторического силуэта.
Пресса: «Киевская площадь» рассказала о новом кластере на...
Вновь созданный кластер обещают сделать не только новой достопримечательностью Москвы, но и центром социальной и деловой активности, а также связующим звеном между Большим Сити и районами Арбат и Хамовники
Пресса: Владимир Ефимов: ремонтировать в Москве здания, чья...
Приводить в порядок полуаварийные здания советского времени, которые не являются архитектурными памятниками и уже отслужили свое с точки зрения конструктивных элементов, не имеет смысла, считает заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Владимир Ефимов. В интервью РИА Новости он рассказал, когда начнется строительство нового цирка на проспекте Вернадского, что будет со зданием СЭВ на Новом Арбате и по какому принципу будут включать в программу реновации, ставшую бессрочной, новые дома. Беседовали Дмитрий Киселев и Ольга Набатникова.
Золото Африки
Интерьеры казино MOYO в Найроби от бюро Archpoint сочетают европейскую роскошь с этническими мотивами и особыми требованиями к помещениям такого типа. За атмосферу праздника отвечают огромные люстры, натуральные материалы отделки, а также предметы искусства.
Миро во дворе
Архитектурное бюро «Вещь!» рассматривает двор ЖК WOW как полотно и использует экспрессивную композицию из цветовых пятен и линий, характерную для испанского художника Жоана Миро. На двух уровнях располагаются все необходимые для рекреации объекты, а золотистые детали вторят отделке фасадов.
Нить Тесея
В проекте интерьера лобби небольшого клубного дома в Хамовниках бюро Ideologist использует разнообразные отсылки к текстилю, тем самым напоминая о фабричном прошлом района. При этом ткань кроме как в обивке мебели не используется: ассоциативный ряд запускают формы, фактуры и цвета.
Второй цирковой
Мэр Москвы Сергей Собянин показал проект, победивший в конкурсе на реконструкцию Большого цирка на проспекте Вернадского. Рассматриваем проект и разные отклики на него. Примерно половина из известных нам предпочла безмолвствовать. А нам кажется, ну как молчать, если про конкурс и проект почти ничего не известно? Рассуждаем.
Ткани и свет
Бюро OMA выполнило экспозиционный дизайн для 2-й Биеннале исламских искусств в саудовском городе Джидда. Архитекторы уже второй раз занимаются оформлением выставок этой биеннале.
Шале на скале
Отель сети Accor в Архызе по проекту бюро «А.Лен» расположится на подступах к главным туристическим центрам курорта. Архитекторы стилизовали традиционный и многими любимый вариант шале, а интриги добавил сохранившийся на участке блок недостроя, который команда проекта превратила в пространство впечатлений: с открытым бассейном и рестораном, откуда открываются виды на самые высокие хребты региона.
Раскрытые крыши
Бывшая табачная фабрика в Турине станет архивным и образовательным центром, окруженным общественными пространствами на берегу реки По.