Десять капелл Ватикана

Самую большую и впечатляющую экспозицию биеннале архитектуры построил Ватикан. Проект Нормана Фостера получил кардинальскую награду.

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg
Десять капелл в парке Центра Витторе Бранка на краю острова Сан Джорджо Маджоре рядом с «Зеленым тератром», составляют павильон страны Ватикан – папского Святого Престола, который впервые участвует в биеннале архитектуры, хотя опытом участия в венецианских биеннале искусства, в 2013 и 2015 годах, располагает. Комиссар павильона – кардинал Джанфранко Раваси, куратор – профессор Франческо Даль Ко, историк и издатель журнала Casabella, пригласили 10 архитекторов, нарочно из разных стран и разной степени «звездности», начиная с Нормана Фостера и Эдуардо Соуто де Моура, и объединили каждого с компанией-производителем – архитекторы и производители отмечены в экспликациях как соавторы.

Куратор предложил всем участникам прототип – капеллу Skogskapellet на южном стокгольмском кладбище Woodland, построенную Эриком Гуннаром Асплундом и Сигурдом Леверенцем в 1918-1920 годах. В 1915 Асплунд выиграл конкурс, затем ему сказали, что каменную капеллу строить очень дорого, после чего, вдохновившись ландшафтом датского острова Мён, он построил деревянную капеллу, которую сам считал чем-то средним между капеллой и хижиной. Впрочем итальянский след в архитектуре Асплунда тоже есть, в Италии он был, – уточняет Даль Ко.


Павильон памяти Гуннара Асплунда. MAP studio Франческо Маньяни и Трауди Пельцель. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Макет Woodland Chapel. Павильон памяти Гуннара Асплунда. MAP studio Франческо Маньяни и Трауди Пельцель. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Так что к десяти капеллам добавился одиннадцатый павильон-привратник, он встречает входящих и объясняет все про Асплунда и капеллу-прообраз. Авторы – архитекторы венецианской MAP studio Франческо Маньяни и Трауди Пельцель.
Павильон памяти Гуннара Асплунда. MAP studio Франческо Маньяни и Трауди Пельцель. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Павильон памяти Гуннара Асплунда. MAP studio Франческо Маньяни и Трауди Пельцель. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Павильон памяти Гуннара Асплунда. MAP studio Франческо Маньяни и Трауди Пельцель. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Асплунд считал сутью капеллы «понимание, встречи, медиацию, приветствие», – это определение было предложено всем десяти участникам как ключевая тема. Кроме того, в Швеции сосновый лес, и в Венеции тоже. Все пространство трактуется как «составной, распределенный павильон», – проект, состоящий из многих капелл, но все же цельный. Еще капеллы объединяет обязательное наличие алтаря и кафедры. В остальном они разные, нарочно выбраны столь разные авторы, включая японца Туринобу Фуджимори, среди архитекторов есть даже неверующие. Различие архитектурного языка, конструктивных экспериментов и широкая география стран, от Австралии до Южной Америки, призваны отразить универсальный – а значит «католический», – характер Церкви, говорится в пресс-релизе Ватикана. Там же говорится, что путешествие между капеллами – вид паломничества. От себя добавим, и путешествие на остров к капеллам тоже не него похоже, из суеты выставки в тишину.
 

Норман Фостер
Кресты, погруженные в самонапряженную структуру / Crosses morphed into a Tensegrity Structure
Tecno, Terma, Maeg
Норман Фостер / Tecno, Terma, Maeg. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Похожа одновременно на тихоокеанскую хижину, только большую, из скрученных болтами досок, и на корабль с металлическими мачтами, базиликальный неф – так что объединяет сразу три традиции. Укрыться от дождя в ней невозможно, а солнце оставляет частые полоски; но и небо видно, а решетчатая апсида смотрит на лагуну. В капелле Фостера, единственной, важен путь, проход, она нанизана на деревянную дорожку.

На церемонии открытия капелла Фостера была отмечена «папской милостью» (papal dispensation), своего рода почетным дипломом.
Норман Фостер / Tecno, Terma, Maeg. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Норман Фостер / Tecno, Terma, Maeg. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Норман Фостер / Tecno, Terma, Maeg. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
 

Эдуардо Соуто де Моура
Нет, это не... / No, it's not... 
Laboratorio Morseleto
Эдуардо Соуто де Моура No, it′s not... / Нет, это не... Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Испанский минимализм. Желтый вичентинский известняк разной степени шершавости, крест прорезан тонкими линиями в стене, но на полу при входе римскими цифрами с засечками вырезана дата – MMXVIII, и если бы год не был нынешним, можно было бы представить себе, что это часовня лангобардов на руинах империи. Обычный прием, уже классический. По словам автора, великого португальского архитектора, это не капелла, не святилище и не гробница, а лишь пространство между четырьмя стенами, хотя центральный камень может быть алтарем. В объем включено дерево, на входе.
Эдуардо Соуто де Моура No, it′s not... / Нет, это не... Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Эдуардо Соуто де Моура No, it′s not... / Нет, это не... Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Эдуардо Соуто де Моура No, it′s not... / Нет, это не... Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Эдуардо Соуто де Моура No, it′s not... / Нет, это не... Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
 

Рикардо Флорес и Ева Пратс
Утренняя капелла / The Morning Chapel
Рикардо Флорес и Ева Пратс Утренняя капелла / The Morning Chapel. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Самая постмодернистская, напоминает Марио Ботта – видимо потому, что терракотовая и с круглыми окнами. Родной город архитекторов – Барселона, что остро чувствуется.

Рядом длинная кирпичная скамейка, а войти внутрь можно условно: капелла как будто разрезана пополам, чем несколько напоминает автобусную остановку. Между тем она самая средиземноморская из всех. В арке два круглых окна, одно большое «ренессансное» в тимпане, оно смотрит на восток, первый утренний луч солнца проходит через него. Другое окно – в щеке арки, обращено к югу. В стене, примыкающей к аркам, прорезана «дверь в лес».
Рикардо Флорес и Ева Пратс Утренняя капелла / The Morning Chapel. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Рикардо Флорес и Ева Пратс Утренняя капелла / The Morning Chapel. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Рикардо Флорес и Ева Пратс Утренняя капелла / The Morning Chapel. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Рикардо Флорес и Ева Пратс Утренняя капелла / The Morning Chapel. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
 

Смильян Радич
Капелла как придорожная гробница / A chapel as a roadside shrine
Moretti & Saint-Gobain Italia
Смильян Радич. Капелла как придорожная гробница / A chapel as a roadside shrine. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Чилийский архитектор родом из Сербии, автор павильона Серпентайн 2014 года в виде гигантской гальки, построил серый цилиндр из изготовленного на заводе железобетона, под стеклянным потолком на железных ножках. Внутри глубокая дырчатая фактура опалубки на стенах и полу, крест – из кривого деревянного ствола, несущего металлический двутавр. Название заставляет вспомнить наши, российские придорожные кресты на местах аварий и древние каменные гробницы Малой Азии.
Смильян Радич. Капелла как придорожная гробница / A chapel as a roadside shrine. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Смильян Радич. Капелла как придорожная гробница / A chapel as a roadside shrine. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Смильян Радич. Капелла как придорожная гробница / A chapel as a roadside shrine. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Смильян Радич. Капелла как придорожная гробница / A chapel as a roadside shrine. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Смильян Радич. Капелла как придорожная гробница / A chapel as a roadside shrine. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

  
Хавьер Корвалан
Кочевая капелла / Nomadic Chapel
Simeon
Хавьер Корвалан Кочевая капелла / Nomadic Chapel. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Большой деревянный диск, поставленный под углом на железных ногах и несет на верхней точке странный какой-то объемный шестиконечный крест, больше похожий на символ трехмерного пространства. Все вместе кажется кораблем УФО.
Хавьер Корвалан Кочевая капелла / Nomadic Chapel. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Хавьер Корвалан Кочевая капелла / Nomadic Chapel. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
 

Франческо Челлини
Не проект; размышление / Not a project; a reflexion
Panariagroup
Франческо Челлини. Не проект; размышление / Not a project; a reflexion. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Тоже капелла-отверстие, только металлическое и прямоугольное. Его пересекает поперечная «стойка» с металлической же скульптурой книги. Скамейки – по краям. Аллюзии с рамой в пространстве и игра простых объемов очевидны.
Франческо Челлини. Не проект; размышление / Not a project; a reflexion. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Франческо Челлини. Не проект; размышление / Not a project; a reflexion. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
 

Карла Хуакаба
Скамейка и крест / A bench and cross
Secco Systemi
Карла Хуакаба. Скамейка и крест / A bench and cross. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Капелла бразильского архитектора – скамейка, о чем сообщают надписи вокруг на столиках; обычно их используют для запретов, а тут – садитесь, пожалуйста, то скамейка. Основание металлического креста лежит, как шпала, на бетонных балках, а затем поднимается вверх гигантской перекладиной. Из-за того, что металл полированный, издали креста почти не видно.
Карла Хуакаба. Скамейка и крест / A bench and cross. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Карла Хуакаба. Скамейка и крест / A bench and cross. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Карла Хуакаба. Скамейка и крест / A bench and cross. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
 

Шон Годсел
Перемещаемая капелла / Relocatable Chapel
Maeg & Zintek & Nice
Шон Годсел Перемещаемая капелла / Relocatable Chapel. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Промышленного вида труба квадратного сечения внизу раскрывается на гидравлическом приводе. Снаружи серая, внутри желтая, под трубой алюминиевый же алтарь. Вроде бы башня над средокрестием, и между тем больше все же труба. Но проект красивый и привлекательный – хотя бы тем, что притягивает подойти и взглянуть вверх.
Шон Годсел Перемещаемая капелла / Relocatable Chapel. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Шон Годсел Перемещаемая капелла / Relocatable Chapel. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Шон Годсел Перемещаемая капелла / Relocatable Chapel
Шон Годсел Перемещаемая капелла / Relocatable Chapel. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
 

Эндрю Берман 
Точная форма неизвестного происхождения / A precise form of anonymous origin
Moretti and Terna
Эндрю Берман Точная форма неизвестного происхождения / A precise form of anonymous origin. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Треугольная; вход преграждает черная стена, внутри очень простой алтарь и пюпитр из светлого дерева.
Эндрю Берман Точная форма неизвестного происхождения / A precise form of anonymous origin. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Эндрю Берман Точная форма неизвестного происхождения / A precise form of anonymous origin. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
 

Теринобу Фуджимори
Капелла Креста / Cross Chapel
LingoAlp & Barth Interni
Теринобу Фуджимори Капелла Креста / Cross Chapel. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
В капелле японского архитектора больше всего традиционного, поначалу она похожа на домик в лесу или же «просто капеллу», что сближает ее со стокгольмским прообразом. Портик из кривых необработанных стволов, черный цвет; узкая щель входа позволяет снаружи увидеть золотистый крест на стене внутри, символизирующий Крест Вознесения Христова. Протиснувшись через щель, попадаем в, пожалуй, очень традиционную капеллу с деревянными скамейками и белыми стенами. Аура черных блесток не стене тоже, видимо, символизирует разгоняющее тьму сияние мандорлы Вознесения.
Теринобу Фуджимори Капелла Креста / Cross Chapel. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Теринобу Фуджимори Капелла Креста / Cross Chapel. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Теринобу Фуджимори Капелла Креста / Cross Chapel. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру


28 Мая 2018

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана. С помощью фасадов KMEW архитекторам удалось подчеркнуть уникальность комплекса и отразить его высокий статус.
Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.
«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.

Сейчас на главной

Стереомир инженера Шухова
До 19 января в Музее архитектуры проходит выставка-ретроспектива наследия выдающегося инженера Владимира Шухова – симбиоз огромной исследовательской работы и красивой художественной метафоры, придуманной «Архитекторами Асс».
Предложение знака
Карен Сапричян предложил для штаб-квартиры РЖД, о планах строительства которой на территории Рижского грузового терминала стало известно весной текущего года, три небоскреба с буквами аббревиатуры компании.
Тучков буян: эксперты о главном парке Петербурга
Стартовал конкурс на концепцию парка «Тучков буян», а вместе с ним – страхи, сомнения и большие надежды. В рамках культурного форума архитекторы и чиновники разбирались, как подступиться к первому за долгие годы зеленому пространству, а мы приводим не самые очевидные мнения.
Пресса: «Зачем вам эти руины?»: что происходит со старыми советскими...
39 советским кинотеатрам Москвы приходится нелегко: один за другим их закрывают, перепродают, демонтируют. Все они вошли в программу реконструкции, которую осуществляет ADG Group, и скоро будут переделаны в «районные центры». Местные жители и историки архитектуры против. «Афиша Daily» разобралась в ситуации.
Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
Музей на семи ветрах
В Шанхае на берегу реки Хуанпу построен музей Уэст-Банд. Авторы проекта – David Chipperfield Architects. Первые пять лет там будет показывать свои выставки Центр Помпиду.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.
Отдых на Желтой реке
Бутик-отель Lost Villa шанхайской мастерской DAS Lab на границе Внутренней Монголии повторяет форму традиционного местного поселения.
Кирпич старый и новый
В центре Манчестера строится жилой квартал KAMPUS по проекту Mecanoo на 533 квартиры: жилье, кафе и магазины расположатся в новых корпусах и исторических складах из кирпича, а также в бетонной башне 1960-х годов.
Пресса: Где будет центр
Сейчас город — это прежде всего его центр, центром он опознается и остается в голове. Город будущего требует деконструкции центра настоящего. Вопрос: а будет ли у него другой центр?
Консоли над полем
Школьное здание по проекту BIG в пригороде Вашингтона составлено из пяти раскрывающихся как веер ярусов, облицованных белым глазурованным кирпичом.
Бегство из Вавилона
Заметки об инсталляции Александра Бродского для книг Анны Наринской – «Невавилонской библиотеке» в Центре толерантности.
«Вариации на тему»
Плавучие дома по проекту Attika Architekten на канале в центре Нидерландов получили фасады из фиброцементных панелей EQUITONE [natura].
Тонкая игра
Клубный дом в Большом Козихинском, – пример архитектурного разговора о методах и источниках стилизации, врастающей в современные тенденции. С ярким акцентом, вдохновленным работой Льва Бакста для «Дягилевских сезонов».
Профсоюзное движение
В Британии основан профсоюз архитекторов и всех других сотрудников архитектурных бюро, включая секретарей, менеджеров, техников.
Визит в вечную мерзлоту
Архитекторы Snøhetta представили проект посетительского центра The Arc при Всемирном хранилище семян и Мировом архиве на Шпицбергене.
Пресса: Гидроэлектробазилика
Знаменитый итальянский архитектор Ренцо Пьяно и команда фонда V-A-C, основанного бизнесменом Леонидом Михельсоном, рассказали о будущем, пожалуй, самого амбициозного культурного проекта последних лет — ГЭС-2.
Опыты для ржавого ожерелья
Вторая российская молодежная архитектурная биеннале в Казани была посвящена реконструкции промзон. 30 финалистов выполнили проекты для двух конкретных участков столицы Татарстана. Представляем проекты победителей.
Вырасти свой сад
Конгресс World Urban Parks, прошедший в Казани, получился больше про общественные места и энергичных людей, чем собственно про парки. Публикуем самое интересное и полезное из того, что удалось услышать и увидеть.
Велосипеды под холмами
Новая площадь по проекту COBE на кампусе Копенгагенского университета – это холмистый ландшафт, где есть стоянки для велосипедов, театр под открытым небом и «влажные биотопы».
Три корабля
Павильон Италии на Экспо-2020 в Дубае спроектировали архитекторы CRA-Carlo Ratti Associati, Italo Rota Building Office и matteogatto&associati.
Течение краски
В Медийном центре парка Зарядье открылась выставка четырех художников, рисующих города: Альваро Кастаньета, Томаса Шаллера, Сергея Чобана и Сергея Кузнецова. Впервые в Москве такого рода выставка сопровождается иммерсивной экспозицией.
Мозаика функций
Комплекс Agora по проекту Ropa & Associés в Меце на востоке Франции соединил в себе медиатеку, общественный центр и «цифровое» рабочее пространство.
Книги в саду
Бюро «А.Лен» и KCAP Architects&Planners спроектировали для Воронежа жилой комплекс, вдохновляясь Иваном Буниным и пейзажами средней полосы. Получилось современно и свежо.