04.06.2018

Соль воды

В Венеции одновременно с архитектурной биеннале открылась выставка «Renzo Piano. Progetti d’acqua». Проекты знаменитого итальянца за последние 48 лет погрузили в арт-пространство бывших соляных складов. И какими бы яркими и самобытными не были экспозиции участников биеннале в Джардини и Арсенале, по силе подачи и воздействия на зрителя Ренцо Пьяно, пожалуй, затмил их всех.

информация:

"Renzo Piano. Progetti d′aqua". Fondazione Emilio e Annabianca Vedova. Venezia, 2018. Ph Paolo Utimpergher, Venice
"Renzo Piano. Progetti d′aqua". Fondazione Emilio e Annabianca Vedova. Venezia, 2018. Ph Paolo Utimpergher, Veniceоткрыть большое изображение

Накануне вернисажа венецианской биеннале, 23 мая, набережная Дзаттере в квартале Дорсодуро подверглась настоящему наводнению, и канал делла Джудекка был ни при чем. Просто именно здесь в этот вечер, буквально в двух шагах друг от друга, открывалось сразу две выставки, на которые мощным потоком устремилась богема со всего мира. Одну показывал фонд V-A-C – тот самый, по инициативе которого Ренцо Пьяно переделывает московскую ГЭС-2 в музей современного искусства (на выставке заодно презентовали проект). А вторую представлял фонд Эмилио и Аннабьянки Ведова – и она уже целиком и полностью была посвящена творчеству Ренцо Пьяно.

Причем начиная прямо с порога – с самого пространства Spazio Vedova: ровно 10 лет назад именно по проекту Пьяно прекрасный образчик промышленной архитектуры XV века превратился в выставочный зал с инновационной системой демонстрации искусства зрителю. Чтобы оставить нетронутыми кирпичные стены с паттернами намертво въевшейся соли, архитектор придумал монтируемую к потолку конструкцию, которая не только удерживает гигантские полотна (а в коллекции Эмилио Ведова таких большинство), но и перемещает их по заданной траектории. «Это перевернуло традиционную визуальную схему взаимодействия произведений искусства со зрителем с ног на голову», – говорит куратор выставки и директор фонда Ведова Фабрицио Гаццари. «Я создал музей – машину для стимулирования чувств и эмоционального исследования», – писал тогда сам Пьяно. С Эмилио их связывала многолетняя дружба, но в 2006 году художник безвременно ушел, и этот проект стал для Ренцо своего рода эпитафией, в которую он вложил все трепетное уважение к идеям, будоражащим друга при жизни. На это фонд Ведова отплатил сторицей, отпраздновав 10-летие обновленных соляных складов еще одним переворотом сознания – на сей раз в отношении архитектурных выставок.
"Renzo Piano. Progetti d′aqua". Fondazione Emilio e Annabianca Vedova. Venezia, 2018. Ph Paolo Utimpergher, Venice
"Renzo Piano. Progetti d′aqua". Fondazione Emilio e Annabianca Vedova. Venezia, 2018. Ph Paolo Utimpergher, Veniceоткрыть большое изображение
"Renzo Piano. Progetti d′aqua". Fondazione Emilio e Annabianca Vedova. Venezia, 2018. Ph Paolo Utimpergher, Venice
"Renzo Piano. Progetti d′aqua". Fondazione Emilio e Annabianca Vedova. Venezia, 2018. Ph Paolo Utimpergher, Veniceоткрыть большое изображение

Здесь нет ни макетов, ни чернильных эскизов, ни распечатанных чертежей, ни статичных фотографий или даже инсталляций в традиционном понимании слова. Нет полок с красочными каталогами и книгами. Нет ничего того, что мы привыкли видеть на архитектурных выставках. Впервые взявшись за экспонирование архитектурных проектов, кураторы «Renzo Piano. Progetti d’acqua» подошли к ним как объектам современного искусства. А в искусстве отсутствие стен, витрин и прочих конструкций стало плюс минус нормой. Выставляемый объект и пространство выступают единым фронтом, искусство как бы заполоняет его собой, и зритель уже не изучает отдельно взятый экспонат, а погружается в сформированную этим экспонатом среду.

Так что вся соль – в соляных складах. А точнее, в тех исключительных возможностях, которые они дают, – выстроить «мизансцену», затрагивающую все органы чувств и уровни эмоций. По полноте и разнообразию проектов, представленных разными архитекторами на основных площадках венецианской биеннале, экспозицию Пьяно можно сравнить разве что с экспозицией Петера Цумтора. Цумтор удивляет богатством палитры выразительных средств в макетировании – но Пьяно все равно однозначно выигрывает.
"Renzo Piano. Progetti d′aqua". Fondazione Emilio e Annabianca Vedova. Venezia, 2018. Ph Paolo Utimpergher, Venice
"Renzo Piano. Progetti d′aqua". Fondazione Emilio e Annabianca Vedova. Venezia, 2018. Ph Paolo Utimpergher, Veniceоткрыть большое изображение

Ощущения, как волны, накатывают слоями – света, звуков, образов. Так же, слоями, наплывают на посетителя восемь парящих прозрачных экранов. Все находится в перманентном движении, специального маршрута нет, опыт прохождения сквозь слоистую толщу у каждого – уникальный. Первое впечатление – что оказался где-то под водой: в зале темно, музыкальное сопровождение отчетливо распадается на капли и всплески, изображения мерцают и искажаются. Подводный мир полон жизни: на полу – движущиеся проекции морских звезд, диковинных змей, гусениц и даже птиц. На экранах, на каждом из которых отображается одновременно восемь разноформатных анимированных историй (по четыре с обеих сторон) начинают проступать, наконец, знакомые черты проектов Ренцо Пьяно.
"Renzo Piano. Progetti d′aqua". Fondazione Emilio e Annabianca Vedova. Venezia, 2018. Ph Studio Azzurro, 2018
"Renzo Piano. Progetti d′aqua". Fondazione Emilio e Annabianca Vedova. Venezia, 2018. Ph Studio Azzurro, 2018открыть большое изображение

Всего их шестнадцать, и по каждому подобран самый разнообразный контент – формально все те же эскизы, поэтажные планы и фотографии. Но таковыми они не выглядят: эскизы возникают в воздухе, будто бы рисуемые невидимой рукой; репортажные фотографии со стройки объекта и после ее окончания сплавлены в динамичные «гифки»; чертежи из-за особого фильтра обработки кажутся грозящим вот-вот исчезнуть миражом.
"Renzo Piano. Progetti d′aqua". Fondazione Emilio e Annabianca Vedova. Venezia, 2018. Ph Studio Azzurro, 2018
"Renzo Piano. Progetti d′aqua". Fondazione Emilio e Annabianca Vedova. Venezia, 2018. Ph Studio Azzurro, 2018открыть большое изображение

Но больше всего завораживают постепенно узнаваемые и осознаваемые связи реальных зданий (хотя в Spazio Vedova они, скорее, сюрреалистичные) с их прообразами: морская звезда – это «букет» из кранов в реконструированном порту Генуи; птица – распластавший крылья аэропорт в Осаке, змея – лента моста Усибука (тоже в Японии), гусеница – «сегментированный» передвижной павильон IBM.
«Progetti d’acqua» в переводе с итальянского – «водные проекты», однако к воде имеют отношение иногда как раз образы, а не здания: Центр Помпиду в Париже – это паровой двигатель, небоскреб Shard в Лондоне – осколок льда.
"Renzo Piano. Progetti d′aqua". Fondazione Emilio e Annabianca Vedova. Venezia, 2018. Ph Studio Azzurro, 2018
"Renzo Piano. Progetti d′aqua". Fondazione Emilio e Annabianca Vedova. Venezia, 2018. Ph Studio Azzurro, 2018открыть большое изображение
"Renzo Piano. Progetti d′aqua". Fondazione Emilio e Annabianca Vedova. Venezia, 2018. Ph Studio Azzurro, 2018
"Renzo Piano. Progetti d′aqua". Fondazione Emilio e Annabianca Vedova. Venezia, 2018. Ph Studio Azzurro, 2018открыть большое изображение

Оба венецианских проекта Ренцо напрямую связаны с Ведова: один – это собственно пространство Spazio Vedova, а второй – сценография для музыкального спектакля-трагедии «Прометей» Луиджи Ноно, премьера которого состоялась на музыкальной биеннале в 1983 году, в бывшей церкви Сан-Лоренцо. Тогда-то Эмилио Ведова и Ренцо Пьяно познакомились: художнику доверили световое оформление, а архитектор спроектировал в качестве декорации огромный деревянный корабль-ковчег. После Венеции спектакль вместе со всеми составляющими отправился в миланский «Ла Скала», а спустя 30 с лишним лет музыка Ноно, искусно переработанная Томассо Ледди, легла в основу «звукового ландшафта» персональной выставки Пьяно и так органично дополнила и без того насыщенный вибрациями мир, созданный архитектором. «Я продолжаю настаивать – и в этом я не одинок – что Венеция/вода/движение/открытость – это именно те слова, которые описывают твои пространства, – писал Эмилио Ведова в адрес Ренцо в 1999 году. – Они полны бесконечного резонанса». И после такого, действительно, резонансного высказывания, как выставка «Renzo Piano. Progetti d’acqua», Эмилио Ведова определенно будет в своем мнении не одинок.

Выставка открыта до 25 ноября
Венеция, Zattere 266, Magazzino del Sale, с 10.30 до 18.00 кроме понедельника и субботы

comments powered by HyperComments

другие тексты:

последние новости ленты:

статьи на эту тему:

Проект из каталога (случайный выбор):

980 Мэдисон Авеню
Норман Фостер, 2006 – 2009
980 Мэдисон Авеню

Другие новости (зарубежные):

Climatorium
16.10.2018

Climatorium

Умер Поль Андрё
13.10.2018

Умер Поль Андрё

Поль Андрё
Награда офису Блумберга
13.10.2018

Награда офису Блумберга

Норман Фостер
Школа открытых дверей
12.10.2018

Школа открытых дверей

Александр Попов
Дмитрий Васильев
Ольга Чернова

Проект из каталога (случайный выбор):

Башня MahaNakhon
Оле Шерен, 2011 – 2017
Башня MahaNakhon

Технологии:

12.10.2018

Европейские системы ограждений «ZABOR–MODERN.RU» для России

Новый взгляд нa привычные вещи. Забор, как визитная карточка дома.
Zabor Modern
10.10.2018

Русский авангард в интерьерах нового терминала аэропорта Шереметьево

Когда появляется желание сделать что-то абсолютно новое или индивидуальное или воссоздать что-то историческое и гениальное, даже большой палитры стандартных декоров FunderMax может не хватить для полета фантазии архитектора или дизайнера. И тут на помощь приходит FunderMax Individual.
ООО «Декотек Инжиниринг»
01.10.2018

Капремонт системы отопления без сварки

Инновационные решения от Viega Megapress: впервые в России ремонт системы отопления многоэтажного дома проведен полностью без применения сварки, методом холодной опрессовки.
Viega
01.10.2018

Пространства для создания инноваций и почему они важны для всех компаний

Креативность и новые идеи становятся новым ключевым параметром деятельности компаний, без которого не обходится ни один лидер рынка. Но чтобы процесс создания инноваций действительно работал, необходимо создать для сотрудников подходящие рабочие условия, в которых они будут максимально креативными. По материалам исследования Ideation Group, Haworth Inc.
HAWORTH
25.09.2018

Пространство без границ

Современные архитектурные решения предполагают размытие границы между внутренней и внешней средой. Новые защитные ограждения системы «Реалит» RPE 35 и RPI 23 расширяют пространство, превращая стекло в огромный световоздушный экран.
Архитектурные системы «Реалит»
другие статьи