Офисный центр для IT-специалистов планируют строить на территории Стеклянного городка – исторического района на левом берегу Невы, где стеклянные и зеркальные заводы появились еще в XVIII веке. Самый известный из них – Императорский фарфоровый завод. Участок ограничен улицами с характерными названиями Хрустальная и Фаянсовая, а также Профессора Качалова и 2-м Лучом – этот топоним служит напоминанием об идее строительства Царского городка с сетью радиальных и круговых улиц.
Участок ранее принадлежал Научно-исследовательскому центру ракетных войск и артиллерии вооруженных сил РФ. Перед началом обсуждений Павел Соколов пояснил, что находящиеся на нём здания Совет по сохранению культурного наследия рекомендовал не включать в перечень вновь выявленных объектов культурного наследия. Большая часть этих построек послевоенного периода уже снесена.
Таким образом, бюро Intercolumnium готовило проект для свободного участка. Архитекторы предложили здание-квартал с застекленным атриумом, который предназначен для проведения выставок и мероприятий. На перекресток улиц Хрустальная и Профессора Качалова здание выходит небольшим каре, которое акцентирует главный вход и позволяет сформировать площадь. На нее будут обращены бизнес-центр «Мельник», построенный по проекту бюро «А.Лен», и закругленный корпус завода «Спорт».
На фасадах сплошное остекление чередуется с рельефной терракотовой облицовкой – фирменный оранжевый цвет застройщика KVS искали в Китае. Высота здания составляет 33 метра до парапета.
По мнению большинства экспертов, проект состоялся и может быть согласован. Владимир Линов предложил рассматривать его в том масштабе застройки, который будет преобладать в этом районе через 15-20 лет – скорее всего, укрупненном. Феликс Буянов назвал проект нетривиальным и отметил удачное решение с площадью – «заявку на мини-ансамбль». Вячеслав Ухов посчитал, что здание «уверенно вколочено в ситуацию – монолитный и выразительный квартал своей массой держит пространство вокруг». Владимир Григорьев констатировал, что проект решен в духе Евгения Подгорного – «просто, но изящно и лихо», а трактовка фасадов его не смущает – они достаточно раздроблены, есть ритм, паузы, фактура.
Несколько экспертов сошлись во мнении, что зданию не хватает детализации, а стеклянные вставки фасада могли бы быть проницаемыми, чтобы дать внутренним помещениям больше естественного света. Также некоторое сомнение вызвал оранжевый цвет и простота фасада со стороны железной дороги.
Радикально высказался Георгий Снежкин: взамен хорошего дома город получает «менее выигрышный и удачный с архитектурной точки зрения» вариант. По его мнению, «здание не улучшает градостроительную ситуацию, атриум и внешние фасадные решения чрезмерно лаконичны, если не сказать формальны. Сухая схема требует детализации, стеклянные паузы следует перевести в объем, чтобы сбить монотонность загнутой по периметру колбасы» – отправляем это сравнение в «золотой фонд» цитат градсовета.
Безумству храбрых поём мы славу – такая прямота в отношении старшего поколения архитекторов не могла остаться без ответа.
Не переходя на личности Евгений Герасимов предложил помнить заветы великих – таких как Евгений Левинсон – и не критиковать других, до тех пор, пока сами не сделали ничего значительного. В то же время он согласился в части того, что практику сноса зданий сталинской эпохи необходимо остановить.
Итоги голосования станут известны позднее.
Подробнее о проекте –>