ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном острове

В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.

mainImg

ЭКСПО в Осаке: 55 лет спустя

Осака уже принимала всемирную выставку в 1970 году. Тогда ЭКСПО проектировали будущие Притцкеровские лауреаты: великий Кендзо Тангэ создал мастер-план, а его ученик Арата Исодзаки – фестивальные пространства выставки.

Первая японская ЭКСПО состоялась через шесть лет после Олимпийских игр, которые прошли в 1964 году в Токио – тогда, и благодаря играм, столичная инфраструктура была существенно модернизирована. Осака – третий по величине город Японии – приютил следующее по времени крупное мероприятие общемирового масштаба.
  • zooming
    Башня Солнца. ЭКСПО 1970
    © taiyounotou-expo70.jp
  • zooming
    Выставка Tree of Life. ЭКСПО 1970
    © taiyounotou-expo70.jp

Тогда среди участников присутствовали не только 77 стран мира, но и японские корпорации – впервые показавшие на ЭКСПО прототипы беспроводных телефонов и высокоскоростных поездов, предвестников синкансэнов. Посещаемость всемирной выставки 1970 года составила рекордные 64 миллиона гостей. Побить этот рекорд смог только Шанхай в 2010 году.

Очевидно, амбиции организаторов нынешней ЭКСПО были не меньшими.
 

Собственный остров

Сейчас для ЭКСПО выделили насыпной остров Юмесима площадью порядка 400 га. Как и большинство рукотворных островов Японии, он создан из отходов: химически обработанного пепла и несгораемого измельченного мусора. По такой же технологии создан остров, на котором располагается международный аэропорт Осаки – Kansai.

В начале нулевых Юмесиму называли потенциальным местом проведения Олимпийских игр 2008 года, на которые претендовала Осака. Но тогда олимпийской столицей выбрали Пекин, так что искусственный остров в Осакском заливе еще много лет стоял без дела, пока в 2018 Осака не получила право проведения ЭКСПО.
  • zooming
    Мастер-план ЭКСПО 2025
    © Су Фудзимото / Japan Association for the 2025 World Exposition
  • zooming
    ЭКСПО 2025, ситуационный план
    © © Expo 2025 / expo2025.or.jp

Тема выставки 2025 года – «Проектирование будущего общества
для нашей жизни», подтемы: «спасение жизней», «улучшение жизни», «объединение жизней» / то есть установление связей между людьми. 

***

Буквально спустя 10 дней после открытия всемирной выставки в прессе появилось сообщение, что по окончании ЭКСПО на острове начнется стройка одного из самых больших в мире курортов с казино. Планируется, что оператором этого проекта будет девелоперская компания из Лас-Вегаса, а в результате его реализации к 2030 году на Юмесиме появятся десятки отелей, ресторанов и прочей туристической инфраструктуры. Стоимость проекта оценивают почти в 9 млрд долларов. Японцы отдали американской компании исключительное право на управление всеми будущими казино в стране.

«Большое Кольцо» Фудзимото

Главной архитектурной доминантой, и символическим воплощением темы единства стало «Большое Кольцо», Grand Ring, архитектора Су Фудзимото – деревянная конструкция высотой с десятиэтажный дом с променадом вдоль всей окружности на крыше. Внутри кольца располагается большинство павильонов и арт-объектов выставки.
«Большое Кольцо» Су Фудзимото
Фотография © Expo 2025 , OBAYASHI CORPORATION Co., Ltd, photo by shinwa Co., Ltd

Созданное из нескольких видов древесины – японского кедра, кипариса и сосны, оно уже успело попасть в Книгу рекордов Гиннесса как самое большое архитектурное сооружение из дерева в мире. Масштабы и правда впечатляют. Более 2 км по длине окружности, почти 700 метров в диаметре. Ну и кроме того, оно невероятно фотогеничное. В зависимости от угла зрения и положения солнца деревянные блоки образовывают то синтоистские ворота-тории, то кубики из игры Дженга. При строительстве конструкции использовали традиционную японскую технику соединения деревянных элементов – Nuki, когда одна балка встраивается в другую. Такой же способ применяется при возведении синтоистских святилищ и буддийских храмов.
  • zooming
    «Большое Кольцо» Су Фудзимото
    Фотография © Анастасия Маркитан
  • zooming
    «Большое Кольцо» Су Фудзимото
    Фотография © Анастасия Маркитан

Организаторы регулярно опрашивают посетителей ЭКСПО, что их впечатлило на выставке больше всего. Большинство называет именно Кольцо Фудзимото. Обязательно поднимитесь на его крышу. Эскалаторы располагаются с регулярной частотой вокруг всего кольца. Сверху особенно заметны причудливые геополитические сочетания вроде соседства павильонов Бахрейна и Туркменистана. Впрочем, бюджеты разных стран на создание павильонов тоже хорошо просматриваются с круговой смотровой площадки.

Печально, но предсказуемо – деревянную конструкцию по окончании ЭКСПО разберут, оставят только 10 процентов Кольца, то есть примерно 200 метров. Правительство Осаки говорит, что не может позволить себе содержать и поддерживать 2-километровое сооружение.
   
 

Павильоны. Форма vs. содержание

Если Grand Ring всех очаровал, то с национальными павильонами ЭКСПО все не так однозначно. На платформе Reddit, в бесконечной ветке, посвященной выставке в Осаке, – не только калейдоскоп мнений и полезных лайфхаков о посещении выставки, но и посты в стиле «почему меня не впечатлил ЭКСПО» тоже нередки.
zooming

Я сформулировала для себя несколько субъективных критериев, по которым оценивала павильоны:

– архитектура должна вызывать вау-эмоции. Это так называемая архитектура массового праздника или архитектура впечатлений. То, что цепляет взгляд и выделяет павильон из десятков других сооружений, которыми заполнена центральная площадь.

– качество исполнения. Не всегда, но часто коррелирует с именем архитектора или бюро, создавшего павильон. Условный Кенго Кума плохо не сделает.

– смысловое и визуальное содержание выставки. Большинство стран не заморачивались и ограничились видеопроекциями с открытками-презентациями природных красот своих стран. При всей моей любви, например, к Перу, съемки пустыни Наска и улыбающихся жителей Анд в обнимку с альпаками уже очень вторичны.

– из предыдущего вытекает еще один критерий – новизна информации. То, что в Перу добывают соль и разводят альпак, знают все, а вот технология по восстановлению коралловых рифов с помощью 3D печати, которую разработали ученые из Саудовской Аравии – это как минимум неочевидно, и заставляет взглянуть на страну вне привычных культурных стереотипов.

Исходя из этих критериев, я отметила несколько национальных павильонов, которые я успела посетить за два дня на ЭКСПО и которые в хорошем смысле можно назвать «архитектурным Диснейлендом»:
Япония
Павильон Японии, без преувеличения, – хэдлайнер ЭКСПО и по форме и по содержанию. Авторы проекта – бюро Nikken Sekkei, работает с 1900 года, и считается второй по величине архитектурной практикой в мире. Здание спроектировано из экологичных CLT-панелей, образующих закольцованную конструкцию, отсылающую к цикличности жизни.
Слева Большое кольцо Су Фудзимото, справа павильон Японии Nikken Sekkei
Фотография © Анастасия Маркитан

Внутри – трехчастная выставка о технологиях, используемых Японией при производстве пищи, одежды и материалов и энергии. Биогазовая установка как часть экспозиции превращает пищевые отходы с ЭКСПО в электроэнергию, а роль водорослей в промышленности страны показана с помощью нескольких симпатичных экспозиционных приемов, среди которых персонажи Hello Kitty, стилизованные под разные типы морских растений.
  
  

Япония требует регистрации на сайте для доступа в павильон, но поскольку сайтом и приложением ЭКСПО невозможно полноценно пользоваться (очень плохой UI и UX), то есть лайфхак: утром и вечером доступ в павильон в порядке живой очереди. В среднем 30–40 минут. Но этот опыт определенно стоит ожидания.
Павильон Японии / EXPO 2025
Фотография © Анастасия Маркитан
Саудовская Аравия
Павильон Саудовской Аравии / EXPO 2025
Фотография © Анастасия Маркитан

Спроектированный бюро Foster+Partners, павильон Саудовской Аравии – оммаж традиционным деревням в пустыне. Камень на домах будто потрескался на жаре, но в глубине улицы есть внутренний двор, где можно укрыться от зноя и выпить чай с шафраном.
  • zooming
    Павильон Саудовской Аравии / EXPO 2025
    Фотография © Анастасия Маркитан
  • zooming
    Павильон Саудовской Аравии / EXPO 2025
    Фотография © Анастасия Маркитан

Сценарий выставки спроектирован таким образом, что зритель продвигается вглубь «улицы», попутно заходя в каждый из домов, где его ждет аудиовизуальный перформанс от местных музыкантов, фильм о главном национальном проекте Королевства – городе Неом и несколько занятных научных проектов от саудовских ученых. Саудовская Аравия на правах хозяйки ЭКСПО-2030 обозначила этим проектом уровень амбиций в отношении следующей всемирной выставки в Эр-Рияде. 
  • zooming
    Павильон Саудовской Аравии / EXPO 2025
    Фотография © Анастасия Маркитан
  • zooming
    Павильон Саудовской Аравии / EXPO 2025
    Фотография © Анастасия Маркитан


 Для входа в павильон не нужна регистрация. Кроме того, мне повезло, и очередь на вход была минимальна. У персонала павильона идеальный английский, в отличие от остального ЭКСПО. И еще здесь очень крутая сувенирная лавка и кафе, где можно приобрести кофе, шафрановый чай и разные непростительно вкусные арабские десерты.
Катар
Катар в своей концепции обращается к морю как единому пространству, соединяющему торговые, культурные и дипломатические связи между государством Персидского залива и Японией. Павильон создан архитектурным бюро Kengo Kuma & Associates, также работавшим с Португалией и Малайзией. Форма катарского павильона вдохновлена традиционной лодкой доу, а каркас обтянут белоснежной тканью, напоминающей паруса.
Павильон Катара / EXPO 2025
Фотография © Katsumasa Tanaka / предоставлена Kengo Kuma and Associates

Внутреннее пространство занимает мультимедийная экспозиция, созданная студией OMA/AMO, о береговой линии Катара и ее взаимосвязи с культурными и экономическими устремлениями государства. На втором этаже разместились камерная библиотека и художественные произведения мастеров из Катара и Японии.
 
  

 Здесь, как и у Саудовской Аравии, очень симпатичная подборка сувениров с паттернами и принтами, повторяющими форму павильона.
Узбекистан
Мне очень нравится все, что в последние несколько лет делает Фонд развития культуры и искусства Узбекистана: от павильона на Венецианской биеннале до выставки узбекского искусства в Лувре. У павильона Узбекистана на ЭКСПО качественный продакшен и архитектура от немецкой студии Atelier Brückner.
Павильон Узбекистана / EXPO 2025
Фотография © Josef S. Indelka / предоставлена Atelier Brueckner

Концептуально форма отсылает к караван-сараям, которые располагались вдоль Шелкового пути и служили приютом для купцов. Внутри – неожиданный инженерный спецэффект. Пока зрители рассматривают инсталляции о знаковых проектах страны, движущаяся платформа медленно поднимает их на верхний уровень здания. Двери распахиваются и вы оказываетесь на залитой солнцем крыше среди деревянных колонн, символизирующих сад.
  
  
 Сувенирный магазин при павильоне отделан бухарской глазурованной плиткой всех оттенков бирюзы. Потомственный керамист Абдулвахид Каримов обжигал их в своей студии вручную.
Нидерланды
Гигантский светящийся шар – центральный элемент павильона Нидерландов, спроектированного архитектурным бюро RAU Architects.
Павильон Нидерландов / EXPO 2025
Фотография © Tellart

Объем павильона заключен в волнистые изгибающиеся элементы на фасаде, которые символизируют воду – основную тему экспозиции. Выставка исследует взаимоотношения Нидерландов с водой, особенно в контексте изменения климата и повышения уровня морей.
  • zooming
    Павильон Нидерландов / EXPO 2025
    Фотография © Tellart
  • zooming
    Павильон Нидерландов / EXPO 2025
    Фотография © Анастасия Маркитан

При входе посетителям вручают миниатюрные версии светящегося шара. Они загораются и реагируют на экспонаты по мере того, как гости осматривают выставку. Очень камерно и интимно.
  • zooming
    1 / 3
    Павильон Нидерландов / EXPO 2025
    Фотография © Tellart
  • zooming
    2 / 3
    Павильон Нидерландов / EXPO 2025
    Фотография © Tellart
  • zooming
    3 / 3
    Павильон Нидерландов / EXPO 2025
    Фотография © Анастасия Маркитан
Швейцария
Павильон от Manuel Herz Architects, по словам архитекторов, «встроен в природу». Конструкция из легкого мембранного материала, имеет наименьший экологический след из всех павильонов ЭКСПО. Экспозиция исследует переход Швейцарии от альпийских традиций к инновациям. Посетители проходят через четыре тематических сферы, посвященных человеческому потенциалу, устойчивому развитию и науке будущего.

Хотя планов на дальнейшее использование павильона после выставки пока нет, модульная структура намекает на его будущее за пределами Осаки. 
   
 

Итог

Я отметила объекты, больше всего впечатлившие меня на ЭКСПО. Но выставка сама по себе крайне неоднородная. Мегапроекты вроде павильона Японии соседствуют со сборными павильонами Commons, участники которых – страны с гораздо более скромными бюджетами. Все это разбавлено паблик-артом, инсталляциями и конструкциями разной степени любопытности, разбросанными по всей территории ЭКСПО.

Самым распространенным материалом, из которого были сделаны все самые классные сооружения, была древесина, ротанг, бамбук. И дело не только в архитектурных традициях Японии. Из-за крайне сжатых сроков, отведенных на строительство (6–7 месяцев), большинство участников выбрали дерево. С ним проще работать, оно легкое, поэтому на фундамент требуется меньше бетона.
  • zooming
    Кроссовки ЭКСПО от бренда Mizuno
    Фотография © Анастасия Маркитан
  • zooming
    Даже канализационные люки _оделись_ в ЭКСПО
    Фотография © Анастасия Маркитан

В целом, ощущается, что многое на ЭКСПО было сделано впопыхах. Это и недостаток волонтеров, способных ответить на базовые вопросы посетителей, и хаотичное нагромождение разных арт-объектов на главной площади. Но если ваша цель – увидеть максимум архитектуры от звездных бюро, рассмотреть детали конструкций павильонов, вдохновиться нетривиальными решениями в экспозиционном дизайне, то ЭКСПО подходящее место. Да, массовое, местами «в лоб». Но для более неочевидных концепций и идей есть архитектурная биеннале в Венеции, она тоже открыта прямо сейчас – до осени.

ЭКСПО в Осаке продлится до 13 октября.
Посетители в кафе павильона ОАЭ
Фотография © Анастасия Маркитан

Лайфхаки для посещения ЭКСПО


При покупке билетов на ЭКСПО выбирайте Восточный вход (East Gate), если планируете добираться на метро. Станция Yumeshima удобно расположена в получасе езды от центра Осаки, ну и в целом метро в Японии – лучший способ передвижения, учитывая цены местных такси.

Не пытайтесь увидеть все, иначе рискуете получить гигантскую когнитивную нагрузку из-за потока входящей визуальной информации. Вы при всем желании не обойдете все национальные и тематические павильоны, поэтому составьте заранее список приоритетных, изучив отзывы на Reddit или чаты про Японию в телеграме.

Выберите одну-две приоритетных для вас темы и исследуйте их. Для меня таковыми были архитектура павильонов от известных студий и архитекторов. И в меньшей степени тематические павильоны.
   
  

Запаситесь терпением. Ни в один из павильонов нельзя попасть без очереди. Свои минимальные 20 минут придется отстоять на вход в каждый. В качестве вознаграждения – в большинстве своем качественный экспозиционный дизайн и вдохновение, особенно если вы сами заняты в креативных профессиях.

На территории ЭКСПО есть несколько фирменных сувенирных магазинов, главным персонажем которых стал маскот Мяку-Мяку, очень японский по образу персонаж причудливой амебоподобной формы. В качестве памятного сувенира можно привезти брелок, мягкую игрушку, кошелек или кроссовки с айдентикой Мяку-Мяку. А для любителей ставить штампы о посещении достопримечательностей продается специальный паспорт ЭКСПО, в который во всех павильонах ставят штамп с эмблемой страны.
 

20 Мая 2025

Похожие статьи
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Технологии и материалы
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Сейчас на главной
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Пресса: Юлия Наполова: «Экспозиционный дизайн становится...
На днях открывается филиал Третьяковской галереи в Калининграде. Юлия Наполова, которая спроектировала для него Детский музей и экспозицию об истории галереи и на счету которой больше сотни проектов для музеев, делится секретами выставочного дизайна.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Кристаллы и круги
Компания «Стройпроект Архитектс» победила в архитектурно-градостроительном конкурсе на разработку концепции Дворца боевых искусств в Череповце. Комплекс станет общественным центром, а также пространственной доминантой большого микрорайона: акценты сформируют объемные фасады из перфорированных панелей, округлые элементы и восточный орнамент.
Мыслить масштабно: новые горизонты планирования МО
На Форуме проектировщиков Московской области обсудили изменения РГНП, цифровой ППТ и показали исследование, посвященное возможностям общественной архитектуры как драйвера развития территорий. Но главным героем стал проект нового крупного комплекса «Мыс», демонстрирующего гибкий подход как к функциональному наполнению, так и к объемному построению – оно основано на миксе среднеэтажной застройки с индивидуальными домами. У них даже авторы разные: Genpro и Zrobim соответственно.
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Камчатский ансамбль
По проекту мастерской «Гикало Купцов Архитекторы» на живописном участке Камчатки построен загородный комплекс: он состоит из двух вилл и нескольких хозяйственных и вспомогательных построек. Вашему вниманию – рассказ об одной из вилл, а также бонус – павильон над тандыром, который архитекторы представили как небольшой храм еды: с жертвенником и генуфлекторием.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Арх Москва 2025: будущее, цвет и суть
Читаем списки наград Арх Москвы и заодно собираем вместе наши впечатления от выставки. Кажется, у нее, юбилейной-тридцатилетней, было три главные темы: «Суть», предложенная Полисским как куратором, будущее или футурология, которая сквозила изо всех щелей как твое милосердие, и цвет. Причем не просто цвет, а два полюса: монохром основной выставки, где дизайн-кодом Арх Москвы было белое, но у Домов А-Класса черное – и разноцветье отдельных экспозиций.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.