Или еще вот один существенный момент: участников создания экспозиции, в том числе научных консультантов, в том числе с очень хорошим именем, столько, что на колофоне их решили показать в виде QR-кода, ведущего на страницу, составленную из раскрывающихся списков. Очень большая команда работала над выставкой. Можно спорить – а почему бы все же не разместить список и на стене тоже – я бы разместила, очень уж хрупкая вещь этот веб, и тем не менее, вот он, полный список всех авторов и соавторов.
Кураторы – оба историки архитектуры, Светлана Бабаджан и Александра Селиванова. Авторы дизайна экспозиции – Кирилл Асс и Надежда Корбут, что тоже знающим людям о многом говорит. И даже авторским надзором занималась Наталья Зайцева, известный, в общем-то, экспозиционист.
Все получилось очень белым, но свет здесь, во всяком случае, как кажется по первому впечатлению, не слепит, а действительно расширяет пространство. Белые стенды нарисованы асимметрично, есть тут и элемент деконструкции, можно вспомнить и архитектоны. Я бы увидела очень обобщенный образ раскопа или разломанной стены, особенно в первой, средневековой части. Как будто мы бродим внутри руин некоей «белокаменной» крепости, что по отношению к истории Москвы метафорично.
А Сергей Хачатуров – он курировал часть, посвященную коронации Екатерины II, сравнивает экспозицию с листами книги, что тоже справедливо, поскольку тут много выдержанной в одном направлении и красивой графики. Как будто книжка с картинками, но не современными, а гравюрами. Но все же не историческими гравюрами, а современными рисунками, которые к ним апеллируют.
Авторы графического дизайна – Анастасия Яруллина, Анна Гутман, Анастасия Липцис.
Графичность иллюстраций помогает отличить их от экспонатов, а экспонаты, что важно, все подлинные. Во-первых, для постоянной экспозиции музея с большим фондом показывать не муляжи, а подлинники – дело чести, во-вторых, отчетливое разделение музейных вещей и пояснений к ним, будь то графика, тексты или, тоже белые, скульптурные фигуры – существенная часть отделения материала от дискурса о нем, и в данном случае этот водораздел проведен очень ясным образом по всей выставке.
Пространство же устроено так, что по центральной оси мы имеем широкий проспект: здесь витрины и подставки расступаются, давая и воздух, и место для движения, скажем, больших экскурсионных групп или посетителей, планирующих получить самое общее представление о предмете. Несложно заметить, что именно сюда вынесена самая «базовая» информация, к этой части ближе медиа-игрушки, зрелищные экспонаты. Далее, с обеих сторон «проспекта» нам дают возможность углубиться в каждый из разделов, но тоже постепенно, вначале смесь текстов и схем с подлинниками, а вот дальше, на периферии зала вдоль его внешних стен – там уже штабеля открытого хранения, они «распространяют» сказанное вначале предложение: к примеру, показывают, что если в центре мы видели одно белокаменное надгробие, то на самом деле подобных ему надгробий – ну, или самоваров – в коллекции музея много.
Такое построение, с широкой осью мейнстрима и «закоулками истории» по сторонам, надо думать, хорошо подходит для множества маршрутов, которые музей, согласно релизу, подготовил в расчете на разные аудитории, начиная с детского маршрута – для детей предусмотрены потайные ящички на комфортной для них высоте. Для слабовидящих размещены тактильные макеты. Для тех, кто хотел бы вникнуть глубже, помимо открытого хранения есть 15 видеороликов, где кураторы разделов, как приглашенные, так и музейные хранители, комментируют свой предмет.
Лейтмотив экспозиции – рассказ об истории через быт. Хотя и не только, города здесь тоже достаточно, но музей, в XIX веке начавшийся как, практически, «музей ЖКХ», обладает большим количеством предметов, способных сделать показ по-человечески увлекательным. Вот, например, электросамокат начала XX века, в то время не получивший распространения, не то что сейчас. Или макет передвижки Саввинского подворья при расширении Тверской – его, оказывается, переместили в какой-то стремительный срок.
Сейчас экспозиция сделана «от палеолита» до 1935 года, до генплана Москвы. В конце она поворачивает налево, потом направо, там, за дверью, в будущем должно быть продолжение. Но не раньше 2026 года.
Тем не менее, помимо всего прочего и сказанного выше, подкупает, что новое музейное пространство заканчивается залом, который полностью посвящен историку архитектуры Петру Васильевичу Сытину – он, вероятно, многим известен как автор книги «Из истории московских улиц», но еще долгое время был директором Музея Москвы, с 1913 года, когда тот назывался Музеем городского хозяйства Москвы, и до своей смерти к 1968 году. Такая дань уважения к отцу-основателю, который превратившему музей коммунального хозяйства в настоящий музей истории города, кажется очень правильным жестом.