Выставка, открывшаяся в Зале красного ЦСИ Винзавод, называется «НИИ Архив. Ремонтаж». И не так важно, что НИИ в данном случае расшифровывается не как полагается, научно-исследовательский институт, а намеренно иначе: Наука. Исследование. Искусство. Смысла этот нюанс остранения не меняет, поскольку выставка посвящена именно что началу старта изучения и показа коллекции, скопившейся за 17 лет существования Центра, ее систематизации и презентации как архива современного искусства. Так у нас появился новый, еще один «НИИ» совриска. Пишут, что первый в своем роде; в своем роде может и да, а на самом деле нет – наоборот, в последнее время многие занялись самоисследованием того или иного рода, год назад RuArts Foundation подводил черту, а летом Борис Бернаскони делал в ММОМА выставку «НИИ Филаретова». Да, не то же самое, но дух НИИ как будто витает в воздухе. И правда, история центров современного искусства постсоветского времени начинает счет на десятилетия, осмыслять и систематизировать опыт – пора. Как и давать доступ к библиотекам и архивам.
Дело это правильное и естественное: институция, сложившаяся почти стихийно, развивавшаяся через выставки и арт-резиденции, в поиске новых имен, а затем помощи художникам в ориентации на рынке, «обнаруживает» в своих закромах скопившийся архив, смотрит назад и приступает к его систематизации, попутно начиная рассказывать о себе. Тут и ностальгия, и новый виток самопрезентации, и, надо думать, начало изучения своей коллекции как части слепка истории развития совриска за последние 20 лет – начало превращения центра в музей.
Авторы экспозиции – а курировала выставку Ирина Горлова – разделили ее на 10 тем. Нельзя сказать, что они легко считываются без объяснений, но зато перечислены и прокомментированы в буклете, который надо взять на входе: коллекция, эпохальные выставки, новые имена, и так далее. Подразделение, как водится, исходит из материала. В фонде Центра порядка 250 работ, на выставке показаны 35, и около 1000 книг.
Показаны они по-разному.
Прежде всего, Зал красного очень красив. Это трехнефное пространство, перекрытое парусными сводами, то есть фрагментами куполов на выраженных подпружных арках, опирающихся на белые металлические колонны. Вообще-то пространство техническое, но XIX век строил свои промышленные ангары так, что для нас они прекрасны: тут и размноженный храм на четырех колонках, и стамбульская цистерна, и конюшня в Виджевано, приписываемая Леонардо да Винчи, вспоминаются одновременно. Недаром в комментарии к выставке говорится, что красное вино – самое ценное, и архив центра тоже ценен, так что, вот, он здесь.
По словам архитектора экспозиции Константина Ларина, который известен, в частности, как автор «красных человечков», ремонтаж, от слова remonter – это стадия обработки вина: смотрим в описание, это когда вино выкачивают из бочки, а потом заливают обратно – поэтому поначалу планировалось разделить выставку по темам на 10 фанерных боксов – «бочек». Но: «...мы поняли, что относительно наполнения самих бочек пока еще не очень знаем, поэтому остановились на образе лаборатории». От лаборатории тут, надо думать, белизна выгородок, стеклянные витрины с книгами и пластиковые шторки, ограждающие центральный объем. Где на мониторах показывают записи выставок и перформансов Винзавода: это-то и есть основа архива, коллекция фото и видео-фиксаций, воспоминаний о проектах Центра, безусловно, ценная для историков искусства.
Другая часть архива – рассказ о художниках, выращенных Центром. Многие из современных «звезд» начинали в программе Винзавода «Старт», она длилась с 2007 по 2017 год, те, первые, работы Центр с гордостью и демонстрирует. На одной длинной стене.
На противоположной стене – текст Кирилла КТО, стрит-арт художника, которого прямо или косвенно знает весь город: это его авторства прорезанные глаза все, я думаю, видели на строительных сетках, как минимум, в Москве. И его же разноцветные надписи. В данном случае текст, сделанный для выставки, отлично работает как история развития Винзавода и его превращения из тусовки в институцию, та самая история, которая в какой-то момент, правда, должна привести и приводит к осмыслению архива.
Единственная из оставшихся от первоначального замысла боксов-«бочек» посвящена Илье и Эмилии Кабаковым – и к слову сказать, тут хочется подумать об их наибольшей «инстиционализированности», как «звезд», зажженных давным-давно. Они же, будучи звездами, горящими давным-давно, в свое время дали старт оформлению и самого Винзавода как масштабной и известной институции. Неудивительно, что внутри бокса вспоминают из объект «Туалет», – по словам Ирины Горловой, проект, взорвавший «Документу», – в виде слайд-шоу на экране и выдержек из книги отзывов той выставки, аккуратно, по-кабаковски, написанных на стенах.
«Стопы» Дмитрия Гутова, цитата упомянутой в начале эпохальной выставки «Верю», с которой в 2007 года стартовал Винзавод, составляют боксу Кабаковых хорошую пару. Заодно заключая зально-трехнефное пространство своего рода алтарем. В конце концов ведь это увеличенный фрагмент «Пьеты» Андреа Мантеньи. Цитата.
Пьета Мантеньи/Гутова, рифмуясь с выраженным в тексте сожалением Кирилла КТО о старых временах Винзавода – дают нам две стены, выражающие грусть о прошедшем. Оплакивание когда-то бывшего тепла «тусовки». Бокс Кабаковых с цитатами, книги, ретроспектива стартовых работ молодых «звезд» на другой стене и «лаборатория» в демонстрацией видеоархивов по центру – это «ремонтаж», а может быть и ressurection, пересборка-преображение-воскресение, в конечном счете, дионистически-христианское начало новой жизни. Что же, Винзавод умер, да здравствует Винзавод.
В новой жизни нам обещают, в том числе, ежегодные выставки-архивы, пересборки, исследования – новый взгляд на архив, который ЦСИ Винзавод продолжает, тем не менее, собирать в реальном времени.