Микрокультурный центр
Сейчас, по словам Андрея Асадова, для Эвицентра нашлось удачное место рядом с метро и в известном общественном пространстве. Здесь ежедневно проходит множество людей – не только посетителей Хлебозавода №9, но и жителей и сотрудников офисов на «Савеловском Сити»; с окончанием еще нескольких строек в районе улицы Полковой поток имеет все шансы вырасти раза в три. Еще одна уютно светящаяся витрина на их пути точно не помешает, тем более что над функцией кафе здесь, судя по старту предприятия, преобладает развивающий досуг. Широкая, еще не сформированная до конца специализация центра обещает разнообразие как тематики, так и аудитории: он не специализируется на пожилых или маленьких детях, стремясь охватить всех.Надо сказать, что прозвучавшее определение «всеохватности» хорошо подходит проекту. Не домику на Дмитровской, хотя домик симпатичный. А проекту в целом. Поскольку, как рассказал на презентации Андрей Асадов, домик – пилотный экземпляр. А вот чего именно, сейчас расскажем. Тут требуется для начала подышать, тут мы имеем дело с прямо-таки телескопическим, масштабным планированием.
Но для начала – еще немного про павильон.
Он двухэтажный, площадью 150 м2 и, в отличие от предыдущих опытов строительства частных домов архитекторами бюро ASADOV, которые ограничивались, преимущественно, рамками каркасной технологий, выстроен из CLT-панелей. Изготовлен на заводе из панелей поперечно-клееной древесины – за 2 месяца, и собран на площадке – за дня. По словам Андрея Асадова, CLT-панели удобны предсказуемостью результата, а уж про их, практически, нулевую горючесть, кажется, скоро будут складывать легенды.
Внутри двусветный холл, высокий первый этаж со стойкой кафе и лестницей наверх, к гимнастическому залу. Первый этаж делит стеклянная перегородка, складывающаяся гармошкой, она отделяет зал лекций и мастер-классов. Интерьер не то чтобы простой: бортики деревянной лестницы из закаленного безимпостного стекла, пространства не выглядят миниатюрными, – но он лаконичен, единственный малофункциональный элемент это кессоны, но и в их сетку встроена пара несущих балок. Преобладает естественный цвет дерева, хотя и с полупрозрачным покрытием. Снаружи этот лаконизм частично обернут терракотовыми и серыми полосами фальцевого железа, они, по словам архитекторов, как и сам дом, тоже монтируются «как конструктор».
Образ держится на форме – она узнаваема, характерна и для других построек ASADOV: принципиально открытая, даже распахнутая, асимметричная, не вполне устойчивая на вид. План пятиугольный с выемкой, похож на трехлучевой. «Крыло» кровли приподнято на тонкой опоре, свет от двухъярусного витража падает на открытую террасу.
Дом
Сходство с павильоном «Лоскуток», который был построен в 2015 году в парке Музеон и до сих пор функционирует там как кофейня, очевидно – Андрей Асадов, собственно, подчеркнул его и на показе: «мы долго мечтали о собственной линейке сборных домов, и вот теперь наконец решили взяться за дело». Надо сказать, что и в 2015 году архитектор говорил о «Лоскутке» как о прообразе миниатюрного жилого дома и прототипе органических поселений; придуман он был еще раньше, для одного из конкурсов фонда РЖС – как «конструктор» индивидуальных жилых домов. Впрочем, не запустив 10 лет назад конструктор в производство, архитекторы бюро Асадовых продолжили отрабатывать форму и авторский почерк на каркасных домах: с большими витражами, асимметричным планом и объемом, с взлетающим носом козырька кровли.Сейчас ASADOV суммируют предшествующие усилия: остановившись на технологии CLT-панелей как наиболее предсказуемой – хотя дешевой ее не назовешь – отработали производство дома для последующей быстрой сборки. В линейке разные дома, от 15 до 150 м2, но и генетическое, и визуальное, родство между ними ощущается сразу. Этакие они оригами-домики. Но, как теперь можно убедиться на примере павильона, который, трудясь на благо общества, по совместительству работает и выставочным образцом, такие дома могут быть вполне основательны и просторны.
Масштабирование forever
Но если бы нам показали только общественный центр или линейку сборных домов – все было бы слишком просто.Сами домики, как и часть проектов бюро, архитекторы трактуют как прообраз или даже «конструктор» для поселений практически любого масштаба: от отеля выходного дня до городов, в том числе с многоэтажной застройкой. Ключевая особенность идеи – в двух вещах: во-первых, поселения не просто принципиально многофункциональные и обеспечены инфраструктурой, это по нашим временам, как говорится, «база». Андрей Асадов идет дальше и говорит о поселениях, ориентированных на всестороннее развитие его жителей, полноценную «эволюцию». Это, я бы так сказала, идеологическая основа сюжета.
Его типологическая особенность – а она у нас во-вторых – в последовательных шагах от одного масштаба к другому, прорисованных архитекторами ASADOV. Не только сборные домики составляют линейку, а поселения, жилые комплексы и города. Авторы показывают нам, что, в сущности, у всех них, как у образцов культурного пространства, есть общие черты и общие требования, которые, в теории, предъявляют к ним жители. В общем-то, ничего сверхъестественного в таком комплексе, по нашим временам, нет: торговля / образование / работа у дома / спорт / прогулки / досуг / культура и так далее, «пирамида Маслоу». Сейчас все, кто хоть как-то причастен к проектированию крупных жилых комплексов, думают об этих вещах.
Но бюро Асадовых выстраивает все эти потребности в некую последовательную цепочку роста.
Ее поддерживает значительный опыт бюро, в том числе в работе с проектами на больших территориях и в популярном в наше время жанре мастер-планов. Вспомним, что не только загородные дома, но и крупные проекты ASADOV нередко и демонстрируют, и декларируют кроссдисциплинарность и тенденцию к планированию жизни будущего города – к примеру, их проект для пилотной площадки реновации для Головинского района включал, помимо разновысотных объемов, инфраструктуры и прочего – также и размышления об экономической составляющей будущей жизни территории. Или возьмем проект эко-квартала «Русская Европа» для Калининграда – в нем тоже было много размышлений на тему идеальной современной среды.
Сейчас бюро ASADOV показывает «линейку» мастер-планов и говорит об общих принципах построения небольших и крупных сообществ. Причем где-то как концепт:
А где-то на примерах: среди присутствующих в презентации работ глаз может зацепиться, в частности, за проект «Эвигорода» в Звенигороде, площадь 90 га – или в Турции, площадью 70 га – демонстрируя «эви-подход» как своего портфолио.
Переклички городов-«модулей», предложенных ASADOV, с НЭРом – мне кажутся достаточно очевидными. Не только из-за круглой формы, самый древний пример который, как мы знаем, восходит к неолитическим поселкам Трипольской культуры, хотя из-за нее тоже. Поселения НЭРа, кто помнит, тоже были круглыми. Сходство же определяется, скорее, поиском масштабируемости, модульности решений, их внутренней связности и предопределенности. Главное отличие в том, что здесь нет размышлений о связности дорожной инфраструктуры в еще большем масштабе страны. Но это, во-первых, в силу иной экономической формации, а, во-вторых, может быть приложится когда-нибудь? Если найти правильных партнеров.
Зато состав предлагаемых «застроек», городов и поселков, заметно больше коррелирован с актуальными запросами современного общества, видами фасадов и пластическими высказываниями, и больше детализирован. Но хотя бы через форму круга – а он, это очевидно, помогает улучшить пешеходную доступность к ключевым общественным функциям – наследственность чувствуется, прочитывается. Может быть, и не с НЭРом, если поискать, вероятно, можно было бы найти следы каких-то еще подобных идей; есть тут в бэкграунде память об идеальном городе... Существенно другое: все градостроительные обобщения, попытки выстроить модульность, закрепить удачные идеи, «нанизать» практические поиски архитектора на некую канву, – в конце концов приводят к определенному сходству паттернов. И последующему развитию. Поскольку, когда черта подведена, можно идти дальше; дальше-дальше...
Ну и главная особенность: перед . нами старт девелоперского проекта, инициированного архитектурным бюро ASADOV. Архитекторы ищут партнеров.
Это интересно – перестать жаловаться, что девелоперы не слышат архитекторов, а придумать коллаборацию. Не то чтобы совсем в первый раз, но такие сюжеты редко встречаются.