English version

Конкурс: плата за креатив?

Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.

Public talk на фестивале «Зодчество» назывался «Архитектура жилья: возможности взаимодействия девелоперских компаний и архитекторов», а участвовали в нем три финалиста одного конкурса – на большой участок в Коммунарке, и представитель компании-организатора Леон Пряжников, директор по продукту Группы «Самолет» – единственный представитель «другой стороны процесса», то есть девелопера.
zooming
Ситплан конкурса на концепцию городского квартала на территории «Коммунарки», 2024
Изображение © Институт Генплана Москвы

Поэтому мне показалось разумным перевести разговор с общих слов на конкретику и сосредоточиться на конкурсной практике, задавая участникам относительно короткие вопросы. Сразу скажу, уйти от банального дискурса о пользе соревновательности почти не удалось, но кое-что затронуть, вероятно, получилось. Во всяком случае, слова представителя девелопера, что под ним, кажется, сейчас загорится кресло, принимаю как комплимент. 

Никакое кресло не загорелось и разговор, в целом, получился спокойным – в некотором роде коллективное интервью. Приводим его здесь в виде воспоминаний и отрывков. Общее резюме из полученных знаний и впечатлений: в IND уже 300 (!) сотрудников. Много, много сейчас делается мастер-планов, бюро Lampa Community за 3 года с момента основания успело поработать в 30 регионах над 85 проектами, от благоустройства до пространственного развития.
Слева направо: Екатерина Кузнечикова, Lampa community; Амир Идиатулин, IND; Даниил Капранов, GA; Александра Данильченко, К12
Фотография © Владимир Кудрявцев

Далее. Гонорар за конкурсы – дело смешное, но соревнование – стресс, дедлайны и полное безумие полезно для прокачки скиллов в состоянии стресса, приобретения знакомств и чуточку для пиара. Ну и, девелоперам, для развития продукта. Есть мнение, что, участвуя в конкурсах, архитекторы, в сущности, дотируют девелоперов: работая с полной выкладкой без, скажем так, сверхвознаграждения. Ну и платят, таким образом, за обучение себя и своих сотрудников. И за известность. Ну, в целом, примерно такое представление о конкурсах и было. Только подтвердились некоторые вещи. 

Еще раз далее. Полезны те конкурсы, у которых ясная структура организации, не нищенское – ну, все же! – вознаграждение. И еще важно, чтобы участников-финалистов, которые работают над проектами, организаторы «вели», не бросали на произвол судьбы. 

От самих участников требуется – внятная заявка. И лучше бы – эскиз. Ну, это понятно, эскиз демонстрирует и желание, и способность предложить что-то внятное, а может, и красивое; он также позволяет, предположу что, отсеять тех, кто подал портфолио «для массы».  

Наилучшего формата конкурса – нет

Для начала я спросила у Леона Пряжникова, почему компания «Самолет» решила провести для участка в Коммунарке открытый конкурс с отбором по портфолио. Москомархитектура ли рекомендовала – а мы знаем, что так случалось в начале 2010-х годов – или идея исходила от компании? 

Ответ был вполне уверенный: «Это не какая-то рекомендация сверху, а это наш общий подход. Мы сейчас проводим разные конкурсы на совершенно разные вещи, на МОПы, на благоустройство, – чтобы создать конкуренцию мнений, взглядов, визуалов». 

– И давно у вашей компании такая политика? 

Леон Пряжников, 
директор по продукту ГК «Самолет»: 
Леон Пряжников, Группа «Самолет». Сессия «Архитектура жилья: возможности взаимодействия девелоперских компаний и архитекторов» на фестивале «Зодчество» 2024
Фотография © Владимир Кудрявцев

«Бизнес-подходы цикличны. Четыре года назад практически каждый мастер-план, каждые фасады для «Самолета» делали 3–4 архитектурных бюро – мы не позиционировали это как конкурс, скорее как проектную работу. Выбирался лучший мастер-план, и команда, которая его сделала, дальше делала фасад, благоустройство, и так далее. Затем мы поняли, что такой подход занимает много времени. И стали доверять архитектуру какой-то одной команде. А потом мы поняли, что нужна конкуренция. Сейчас с некоторыми бюро у нас стратегическое партнерство, также есть собственные, внутренние архитектурные мастерские «Самолета».

И мы решили разбавить это внешним мнением – для этого и нужен публичный открытый конкурс, такой, как Коммунарка.
 
Мы считаем, что наилучшего варианта нет. Для каждой ситуации есть свое решение. Для Коммунарки, где у нас 300 тысяч жилья, 300 тысяч офисов, логично проводить большой открытый конкурс. Для конкурса на МОПы или благоустройство можно действовать иначе.

Конечно, конкурс требует больше времени. Но дает и более интересный результат. Но чтобы получить интересный результат, крайне важно сопровождение. Так мы и делаем: в Коммунарке мои коллеги постоянно работали с участниками, вели, отвечали на вопросы, не оставляли без внимания. В чем нам помогали и коллеги из Института Генплана».

Креативная бодрость, стресс и дедлайны

Почему девелопер проводит конкурс – довольно понятно. Пусть это занимает больше времени и ресурсов не организацию, но дает и некоторый пиар, если конкурс открытый, и разнообразие решений, над которыми можно думать. И опыт работы с архитекторами. 
Амир Идиатуллин, IND. Сессия «Архитектура жилья: возможности взаимодействия девелоперских компаний и архитекторов» на фестивале «Зодчество» 2024
Фотография © Владимир Кудрявцев

Тем не менее от архитекторов мне не раз приходилось слышать, что конкурс дело увлекательное, но очень дорогое, что вложенные силы и время не окупаются и можно оказаться не грани банкротства. Попытка раскрыть эту тему в разговоре, я думаю, не удалась – такие уж подобрались участники, любители конкурсов и драйва, который они приносят в креативную жизнь команды.

Самым заметным защитником конкурсной практики оказался Амир Идиатулин, IND, что неудивительно, он там как рыба в своей естественной среде, хорошо освоился. Недавно победил в одной из номинаций WAF, а в 2020 году победил, совместно с китайским бюро DA!, в конкурсе на проект музея в провинции Сычуань.

Обратите внимание на его первые слова в ответе на вопрос об участии в конкурсах – как часто, зачем?  

Амир Идиатулин, IND:
«Если бы мне предложили просто отправить коммерческое предложение на проектирование Коммунарки, я бы не отправил. Работы очень много и просто работать по заказу неинтересно. А вот конкурс! Это другая тема! Здесь есть живая конкуренция, плюс любой конкурс это большой челлендж для команды. Здесь четкие сроки, графики. И неизвестность: выиграете или нет.
 
Я люблю конкурсы, потому что они хорошо обучают архитекторов: думать быстро, работать по дедлайнам и выдавать очень крутой результат».

– У вас всегда была такая позиция или в какой-то момент роста бюро пришли к ней?
 
«Всегда. Меня спрашивают, почему бюро росло? Сначала 10 человек, 20, 30, 50, сейчас 300...  Потому что мы всегда так делали. Это наша была маркетинговая тема. Без конкурсов невозможно выстроить команду, получить хорошее, интересное портфолио. И связи. В любом конкурсе, даже если ты не выиграл, ты получаешь связи».
 
– Разделяете ли вы сотрудников – на тех, кто работает на конкурсную практику, и тех, что работает по заказу? Меняете ли позиции? 
 
«Желательно менять. Они прокачивают скиллы и потом могут выдавать гораздо больше. Человек в стрессе, прошедший конкурс, потом может сделать в три раза больше, чем человек, который просто работает на заказ».

Самая молодая команда-консорциум – в составе Lampa community и «Коллектива 12». Последний известен тем, что сложился не так давно, в процессе работы над урбанистическим исследованием в рамках другого конкурса Института Генплана Москвы, «Исследуй город!». И занял там 1 место. В процессе разговора выяснилось, что инициатором участия в конкурсе на Коммунарку был только что сложившийся «Коллектив 12», они искали партнеров «с юридическим лицом» – на этот счет впоследствии было отпущено немало шуток, и Екатерине Кузнечиковой, основателю бюро Lampa community, пришлось не один раз подчеркнуть, что они – никакое не юрлицо, а полноценный участник работы. Подчеркнем же и мы этот факт. Собственно, уже подчеркнули. 

Екатерина Кузнечикова, Lampa community: 
«За три года мы многое успели, мы активно работаем с девелоперами, у нас – 30 регионов, 85 проектов. В основном занимаемся благоустройством, пространственным развитием территорий. Есть мастер-планы. В конкурсах участвуем, к примеру, участвовали в конкурсе в Калининграде.

Должна сказать, есть конкурсы благодарные, а есть неблагодарные. Неблагодарные – где очень маленький капитал на оплату работы, или непонятная, непрозрачная структура организации – такие конкурсы мы избегаем. Как мы подались на конкурс «Самолета» – это была романтическая история между Lampa community и К12. Мне один товарищ сказал: есть классная команда, которая ищет, с кем бы подать заявку; я пишу, ну, классная идея, но маловероятно, что мы пройдем отбор. Потом, когда я узнала, что мы прошли отбор – я на свой телефон смотрела круглыми от удивления глазами. Для нас этот масштаб – колоссальный эксперимент, очень новый. Мы воспринимаем его как площадку для самовыражения. Хотим, чтобы о нас услышали, хотим показать, что небольшие бюро тоже могут сделать круто и качественно».

Александра Данильченко, BIM-менеджер, К12: 
«Есть рабочая команда, решили, что нужно попробовать <…> проект оказался очень приятным, он действительно прокачивает такие вещи, как стратегическое мышление, работа в дедлайнах, способность понимать техническое задание и искать способ его немножко адаптировать, доработать и проявить креативность».

Самое известное бюро из финалистов «Коммунарки» – GA, от него в разговоре участвовал руководитель работы над проектом-финалистом Даниил Капранов. Он подтвердил сказанное коллегами, то есть тоже озвучил позитивный взгляд на конкурсы: надо в них участвовать, когда только есть возможность; в команду конкурсного проекта лучше набирать разных сотрудников, чтобы для всех были доступны драйв и креативность мозгового штурма. Но – в команды надо набирать именно тех, кто сам хочет участвовать в работе над конкурсом. Вначале формируется «ядро», потом приходят другие. И заострил внимание на массовом жилье – в конкурс Коммунарки GA пришли, в том числе, из-за интереса к работе с массовым жильем как задачей.  

Бюджет архитектора: конкурс как «донат»


– А то, что денег конкурс не очень много приносит, вас не смущает?
 
Амир Идиатулин / IND: 
«В данном случае мы спонсируем «Самолет» для того, чтобы продукт улучшился. Здесь дело не в деньгах вообще, гонорар там очень смешной. Другие девелоперы готовы тебе прямо здесь и сейчас платить гораздо больше денег, чтобы ты просто взял проект и сделал там три варианта. Если город не согласует, еще пять вариантов...».

– А финансовую устойчивость бюро вы как поддерживаете? 

«Ну есть же коммерческие заказы, с тем же «Самолетом» у нас куча контрактов. В прошлом году было примерно 15 контрактов на мастер-планы… Каждый раз по-разному. А конкурсы – своего рода «донат» на развитие.

Девелопер, кстати, больше получает, организуя конкурс, нежели просто контракт на конкретную площадку».

Позитивное ограничение? 

Лично мне самым интересным моментом обсуждения показалось самокритичное утверждение Амира Идиатулина о том, что архитектора необходимо ограничивать в финансах – он ведь «как женщина в магазине в карточкой». 

Амир Идиатулин, IND:
«Сколько бы ты архитектору денег не дал, ему все время будет мало. Объясняю, почему. Не то, чтобы он жадный или любит покупать дорогие вещи. Нет. Просто архитектор очень любит процесс проектирования. Он будет пересматривать свои решения. Будет заказывать самый лучший рендер у самой лучшей студии. Потом переделывать; это бесконечный процесс.
 
В конкурсе особенно сложно поставить точку: ты понимаешь, что нужно сделать самое лучшее решение, на которое ты способен. Все конкурсы практически в минусе. Я еще ни разу не встречал конкурса, который в плюсе. Планка повышается все время... Вот недавно был конкурс на школу, и мы там понравились заказчику, потому что еще и ролик сделали. Потом был второй конкурс, и заказчик спрашивает – а где ролик? Ну, в предыдущем же был у вас ролик? Аппетит приходит вовремя еды.
 
Так что в нашем бизнесе нужно учиться зарабатывать деньги, учиться ставить точки невозврата, когда все, стоп, больше не делаем картинки».
 
На что Леон Пряжников, представитель «Самолета», отреагировал репликой: «ясно, бюджет был раздут, надо было порезать...». Это, конечно, шутка была. 

И продолжил: «Послушайте, все равно конкурс, даже на три концепции, будет стоить дороже, чем если пойти и заказать эту концепцию напрямую. К тому же конкурс – это дольше». 

Выходит, что за креатив и опыт в случае конкурса платят все, и заказчик, и архитекторы? 

У нас ...

Таким образом, конкурс – средство «повышения квалификации» для всех участвующих сторон, на конкурсах не заработаешь, точнее заработаешь либо головную боль, либо опыт. Опыт, уровень драйва и креативности для команды, знакомства, известность, – вот примерный список плюсов, которые конкурсные труды способны принести архитектурному бюро. В общем и целом, этот набор – известен, и каждый решает для себя, насколько прочен слой подкожного жира у его компании, чтобы позволить себе поразмяться в соревновании. 

Но стоп. Известность – как будто на это понятие участники разговора реагировали особенно вяло. То есть да-да, конечно, да, но.

Не один раз мелькнуло слово NDA – сначала в ответ на просьбу что-то рассказать о работе над еще не опубликованными проектами. Но тут можно согласиться: в конце концов, для публичного конкурса «Коммунарки» нам обещали возможность публикации финальных проектов. 

Разрешение на публикацию – большая проблема нашего времени. Много сделанной работы никому нельзя показать архитекторам в своем портфолио из-за запретов. «Я прихожу к заказчику, показываю наши работы, он спрашивает: а где жилье? – рассказывает Амир Идиатуллин. – А у нас 10 проектов жилых комплексов в работе, а я не имею права их показать...» И IND – не первые, от кого приходится это слышать. 

Леон Пряжников парировал: ну, если хотите показывать, как вам такое предложение – минус 60% от гонорара и показывайте, что хотите. Тоже ведь пошутил. 

Но в каждой шутке? Есть доля шутки, правильно. 

Однако надо признать, что премии-гонорары, назначенные «Самолетом» в конкурсе Коммунарки: 4, 2.5, 1.5 за три места соответственно – вовсе не малы по сравнению со средним уровнем таких премий по рынку. 

Также признаем, что конкурсная практика, ее плюсы и минусы – предмет не одного обсуждения. 

16 Декабря 2024

Похожие статьи
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.