English version

Конкурс: плата за креатив?

Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.

Public talk на фестивале «Зодчество» назывался «Архитектура жилья: возможности взаимодействия девелоперских компаний и архитекторов», а участвовали в нем три финалиста одного конкурса – на большой участок в Коммунарке, и представитель компании-организатора Леон Пряжников, директор по продукту Группы «Самолет» – единственный представитель «другой стороны процесса», то есть девелопера.
zooming
Ситплан конкурса на концепцию городского квартала на территории «Коммунарки», 2024
Изображение © Институт Генплана Москвы

Поэтому мне показалось разумным перевести разговор с общих слов на конкретику и сосредоточиться на конкурсной практике, задавая участникам относительно короткие вопросы. Сразу скажу, уйти от банального дискурса о пользе соревновательности почти не удалось, но кое-что затронуть, вероятно, получилось. Во всяком случае, слова представителя девелопера, что под ним, кажется, сейчас загорится кресло, принимаю как комплимент. 

Никакое кресло не загорелось и разговор, в целом, получился спокойным – в некотором роде коллективное интервью. Приводим его здесь в виде воспоминаний и отрывков. Общее резюме из полученных знаний и впечатлений: в IND уже 300 (!) сотрудников. Много, много сейчас делается мастер-планов, бюро Lampa Community за 3 года с момента основания успело поработать в 30 регионах над 85 проектами, от благоустройства до пространственного развития.
Слева направо: Екатерина Кузнечикова, Lampa community; Амир Идиатулин, IND; Даниил Капранов, GA; Александра Данильченко, К12
Фотография © Владимир Кудрявцев

Далее. Гонорар за конкурсы – дело смешное, но соревнование – стресс, дедлайны и полное безумие полезно для прокачки скиллов в состоянии стресса, приобретения знакомств и чуточку для пиара. Ну и, девелоперам, для развития продукта. Есть мнение, что, участвуя в конкурсах, архитекторы, в сущности, дотируют девелоперов: работая с полной выкладкой без, скажем так, сверхвознаграждения. Ну и платят, таким образом, за обучение себя и своих сотрудников. И за известность. Ну, в целом, примерно такое представление о конкурсах и было. Только подтвердились некоторые вещи. 

Еще раз далее. Полезны те конкурсы, у которых ясная структура организации, не нищенское – ну, все же! – вознаграждение. И еще важно, чтобы участников-финалистов, которые работают над проектами, организаторы «вели», не бросали на произвол судьбы. 

От самих участников требуется – внятная заявка. И лучше бы – эскиз. Ну, это понятно, эскиз демонстрирует и желание, и способность предложить что-то внятное, а может, и красивое; он также позволяет, предположу что, отсеять тех, кто подал портфолио «для массы».  

Наилучшего формата конкурса – нет

Для начала я спросила у Леона Пряжникова, почему компания «Самолет» решила провести для участка в Коммунарке открытый конкурс с отбором по портфолио. Москомархитектура ли рекомендовала – а мы знаем, что так случалось в начале 2010-х годов – или идея исходила от компании? 

Ответ был вполне уверенный: «Это не какая-то рекомендация сверху, а это наш общий подход. Мы сейчас проводим разные конкурсы на совершенно разные вещи, на МОПы, на благоустройство, – чтобы создать конкуренцию мнений, взглядов, визуалов». 

– И давно у вашей компании такая политика? 

Леон Пряжников, 
директор по продукту ГК «Самолет»: 
Леон Пряжников, Группа «Самолет». Сессия «Архитектура жилья: возможности взаимодействия девелоперских компаний и архитекторов» на фестивале «Зодчество» 2024
Фотография © Владимир Кудрявцев

«Бизнес-подходы цикличны. Четыре года назад практически каждый мастер-план, каждые фасады для «Самолета» делали 3–4 архитектурных бюро – мы не позиционировали это как конкурс, скорее как проектную работу. Выбирался лучший мастер-план, и команда, которая его сделала, дальше делала фасад, благоустройство, и так далее. Затем мы поняли, что такой подход занимает много времени. И стали доверять архитектуру какой-то одной команде. А потом мы поняли, что нужна конкуренция. Сейчас с некоторыми бюро у нас стратегическое партнерство, также есть собственные, внутренние архитектурные мастерские «Самолета».

И мы решили разбавить это внешним мнением – для этого и нужен публичный открытый конкурс, такой, как Коммунарка.
 
Мы считаем, что наилучшего варианта нет. Для каждой ситуации есть свое решение. Для Коммунарки, где у нас 300 тысяч жилья, 300 тысяч офисов, логично проводить большой открытый конкурс. Для конкурса на МОПы или благоустройство можно действовать иначе.

Конечно, конкурс требует больше времени. Но дает и более интересный результат. Но чтобы получить интересный результат, крайне важно сопровождение. Так мы и делаем: в Коммунарке мои коллеги постоянно работали с участниками, вели, отвечали на вопросы, не оставляли без внимания. В чем нам помогали и коллеги из Института Генплана».

Креативная бодрость, стресс и дедлайны

Почему девелопер проводит конкурс – довольно понятно. Пусть это занимает больше времени и ресурсов не организацию, но дает и некоторый пиар, если конкурс открытый, и разнообразие решений, над которыми можно думать. И опыт работы с архитекторами. 
Амир Идиатуллин, IND. Сессия «Архитектура жилья: возможности взаимодействия девелоперских компаний и архитекторов» на фестивале «Зодчество» 2024
Фотография © Владимир Кудрявцев

Тем не менее от архитекторов мне не раз приходилось слышать, что конкурс дело увлекательное, но очень дорогое, что вложенные силы и время не окупаются и можно оказаться не грани банкротства. Попытка раскрыть эту тему в разговоре, я думаю, не удалась – такие уж подобрались участники, любители конкурсов и драйва, который они приносят в креативную жизнь команды.

Самым заметным защитником конкурсной практики оказался Амир Идиатулин, IND, что неудивительно, он там как рыба в своей естественной среде, хорошо освоился. Недавно победил в одной из номинаций WAF, а в 2020 году победил, совместно с китайским бюро DA!, в конкурсе на проект музея в провинции Сычуань.

Обратите внимание на его первые слова в ответе на вопрос об участии в конкурсах – как часто, зачем?  

Амир Идиатулин, IND:
«Если бы мне предложили просто отправить коммерческое предложение на проектирование Коммунарки, я бы не отправил. Работы очень много и просто работать по заказу неинтересно. А вот конкурс! Это другая тема! Здесь есть живая конкуренция, плюс любой конкурс это большой челлендж для команды. Здесь четкие сроки, графики. И неизвестность: выиграете или нет.
 
Я люблю конкурсы, потому что они хорошо обучают архитекторов: думать быстро, работать по дедлайнам и выдавать очень крутой результат».

– У вас всегда была такая позиция или в какой-то момент роста бюро пришли к ней?
 
«Всегда. Меня спрашивают, почему бюро росло? Сначала 10 человек, 20, 30, 50, сейчас 300...  Потому что мы всегда так делали. Это наша была маркетинговая тема. Без конкурсов невозможно выстроить команду, получить хорошее, интересное портфолио. И связи. В любом конкурсе, даже если ты не выиграл, ты получаешь связи».
 
– Разделяете ли вы сотрудников – на тех, кто работает на конкурсную практику, и тех, что работает по заказу? Меняете ли позиции? 
 
«Желательно менять. Они прокачивают скиллы и потом могут выдавать гораздо больше. Человек в стрессе, прошедший конкурс, потом может сделать в три раза больше, чем человек, который просто работает на заказ».

Самая молодая команда-консорциум – в составе Lampa community и «Коллектива 12». Последний известен тем, что сложился не так давно, в процессе работы над урбанистическим исследованием в рамках другого конкурса Института Генплана Москвы, «Исследуй город!». И занял там 1 место. В процессе разговора выяснилось, что инициатором участия в конкурсе на Коммунарку был только что сложившийся «Коллектив 12», они искали партнеров «с юридическим лицом» – на этот счет впоследствии было отпущено немало шуток, и Екатерине Кузнечиковой, основателю бюро Lampa community, пришлось не один раз подчеркнуть, что они – никакое не юрлицо, а полноценный участник работы. Подчеркнем же и мы этот факт. Собственно, уже подчеркнули. 

Екатерина Кузнечикова, Lampa community: 
«За три года мы многое успели, мы активно работаем с девелоперами, у нас – 30 регионов, 85 проектов. В основном занимаемся благоустройством, пространственным развитием территорий. Есть мастер-планы. В конкурсах участвуем, к примеру, участвовали в конкурсе в Калининграде.

Должна сказать, есть конкурсы благодарные, а есть неблагодарные. Неблагодарные – где очень маленький капитал на оплату работы, или непонятная, непрозрачная структура организации – такие конкурсы мы избегаем. Как мы подались на конкурс «Самолета» – это была романтическая история между Lampa community и К12. Мне один товарищ сказал: есть классная команда, которая ищет, с кем бы подать заявку; я пишу, ну, классная идея, но маловероятно, что мы пройдем отбор. Потом, когда я узнала, что мы прошли отбор – я на свой телефон смотрела круглыми от удивления глазами. Для нас этот масштаб – колоссальный эксперимент, очень новый. Мы воспринимаем его как площадку для самовыражения. Хотим, чтобы о нас услышали, хотим показать, что небольшие бюро тоже могут сделать круто и качественно».

Александра Данильченко, BIM-менеджер, К12: 
«Есть рабочая команда, решили, что нужно попробовать <…> проект оказался очень приятным, он действительно прокачивает такие вещи, как стратегическое мышление, работа в дедлайнах, способность понимать техническое задание и искать способ его немножко адаптировать, доработать и проявить креативность».

Самое известное бюро из финалистов «Коммунарки» – GA, от него в разговоре участвовал руководитель работы над проектом-финалистом Даниил Капранов. Он подтвердил сказанное коллегами, то есть тоже озвучил позитивный взгляд на конкурсы: надо в них участвовать, когда только есть возможность; в команду конкурсного проекта лучше набирать разных сотрудников, чтобы для всех были доступны драйв и креативность мозгового штурма. Но – в команды надо набирать именно тех, кто сам хочет участвовать в работе над конкурсом. Вначале формируется «ядро», потом приходят другие. И заострил внимание на массовом жилье – в конкурс Коммунарки GA пришли, в том числе, из-за интереса к работе с массовым жильем как задачей.  

Бюджет архитектора: конкурс как «донат»


– А то, что денег конкурс не очень много приносит, вас не смущает?
 
Амир Идиатулин / IND: 
«В данном случае мы спонсируем «Самолет» для того, чтобы продукт улучшился. Здесь дело не в деньгах вообще, гонорар там очень смешной. Другие девелоперы готовы тебе прямо здесь и сейчас платить гораздо больше денег, чтобы ты просто взял проект и сделал там три варианта. Если город не согласует, еще пять вариантов...».

– А финансовую устойчивость бюро вы как поддерживаете? 

«Ну есть же коммерческие заказы, с тем же «Самолетом» у нас куча контрактов. В прошлом году было примерно 15 контрактов на мастер-планы… Каждый раз по-разному. А конкурсы – своего рода «донат» на развитие.

Девелопер, кстати, больше получает, организуя конкурс, нежели просто контракт на конкретную площадку».

Позитивное ограничение? 

Лично мне самым интересным моментом обсуждения показалось самокритичное утверждение Амира Идиатулина о том, что архитектора необходимо ограничивать в финансах – он ведь «как женщина в магазине в карточкой». 

Амир Идиатулин, IND:
«Сколько бы ты архитектору денег не дал, ему все время будет мало. Объясняю, почему. Не то, чтобы он жадный или любит покупать дорогие вещи. Нет. Просто архитектор очень любит процесс проектирования. Он будет пересматривать свои решения. Будет заказывать самый лучший рендер у самой лучшей студии. Потом переделывать; это бесконечный процесс.
 
В конкурсе особенно сложно поставить точку: ты понимаешь, что нужно сделать самое лучшее решение, на которое ты способен. Все конкурсы практически в минусе. Я еще ни разу не встречал конкурса, который в плюсе. Планка повышается все время... Вот недавно был конкурс на школу, и мы там понравились заказчику, потому что еще и ролик сделали. Потом был второй конкурс, и заказчик спрашивает – а где ролик? Ну, в предыдущем же был у вас ролик? Аппетит приходит вовремя еды.
 
Так что в нашем бизнесе нужно учиться зарабатывать деньги, учиться ставить точки невозврата, когда все, стоп, больше не делаем картинки».
 
На что Леон Пряжников, представитель «Самолета», отреагировал репликой: «ясно, бюджет был раздут, надо было порезать...». Это, конечно, шутка была. 

И продолжил: «Послушайте, все равно конкурс, даже на три концепции, будет стоить дороже, чем если пойти и заказать эту концепцию напрямую. К тому же конкурс – это дольше». 

Выходит, что за креатив и опыт в случае конкурса платят все, и заказчик, и архитекторы? 

У нас ...

Таким образом, конкурс – средство «повышения квалификации» для всех участвующих сторон, на конкурсах не заработаешь, точнее заработаешь либо головную боль, либо опыт. Опыт, уровень драйва и креативности для команды, знакомства, известность, – вот примерный список плюсов, которые конкурсные труды способны принести архитектурному бюро. В общем и целом, этот набор – известен, и каждый решает для себя, насколько прочен слой подкожного жира у его компании, чтобы позволить себе поразмяться в соревновании. 

Но стоп. Известность – как будто на это понятие участники разговора реагировали особенно вяло. То есть да-да, конечно, да, но.

Не один раз мелькнуло слово NDA – сначала в ответ на просьбу что-то рассказать о работе над еще не опубликованными проектами. Но тут можно согласиться: в конце концов, для публичного конкурса «Коммунарки» нам обещали возможность публикации финальных проектов. 

Разрешение на публикацию – большая проблема нашего времени. Много сделанной работы никому нельзя показать архитекторам в своем портфолио из-за запретов. «Я прихожу к заказчику, показываю наши работы, он спрашивает: а где жилье? – рассказывает Амир Идиатуллин. – А у нас 10 проектов жилых комплексов в работе, а я не имею права их показать...» И IND – не первые, от кого приходится это слышать. 

Леон Пряжников парировал: ну, если хотите показывать, как вам такое предложение – минус 60% от гонорара и показывайте, что хотите. Тоже ведь пошутил. 

Но в каждой шутке? Есть доля шутки, правильно. 

Однако надо признать, что премии-гонорары, назначенные «Самолетом» в конкурсе Коммунарки: 4, 2.5, 1.5 за три места соответственно – вовсе не малы по сравнению со средним уровнем таких премий по рынку. 

Также признаем, что конкурсная практика, ее плюсы и минусы – предмет не одного обсуждения. 

16 Декабря 2024

Похожие статьи
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Ной Троцкий и залетный биотек
На прошлой неделе Градостроительный совет Петербурга рассмотрел очередной крупный проект, инициированный структурами «Газпрома». Команда «Спектрум-Холдинг» планирует в три этапа преобразить участок серого пояса на Синопской набережной: сначала приспособят объекты культурного наследия под спортивный и концертный залы, затем построят гостинично-офисный центр и административное здание, а после снизят влияние дымовых труб на панораму. Эксперты отнеслись к новой архитектуре критично.
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Технологии и материалы
Юбилейный год РЕХАУ
В этом году компания РЕХАУ отметила две знаковые даты – 30 лет с момента открытия первого представительства в Москве и 20 лет со дня запуска завода в поселке Гжель Московской области. За эти годы компания превратилась в одного из ключевых игроков строительного рынка и лидера оконной отрасли России, предлагая продукцию по трем направлениям: оконные технологии и светопрозрачные конструкции, инженерные системы, а также мебельные решения.
​Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Сейчас на главной
Вторая ось
Бюро Земля восстановило биологическую структуру лесного загородного участка и спроектировало для него пешеходный маршрут. Подняв «мост» на высоту пяти метров, архитекторы добились нового способа восприятия леса. А в центре расположили домик-кокон.
«Чужие» в городе
Мы попросили у Александра Скокана комментарий по итогам 2025 года – а он прислал целую статью, да еще и посвященную недавно начатому у нас обсуждению «уместности высоток» – а говоря шире, контрастных вкраплений в городскую застройку. Получился текст-вопрос: почему здесь? Почему так?
Подлесок нового капрома
Сообщение по письмам читателей: столовую Дома Пионеров превратили в этакий ресторанчик. Казалось бы, какая мелочь. Обратимая, скорее всего. Но она показывает: капром жив. Не остался в девяностых, а дает новую, модную, молодую поросль.
Правда без кавычек
Редакционный корпус комбината «Правда» отреставрируют, приспособив под дизайн-отель. К началу работ издательство «Кучково поле Музеон» выпустило книгу «Дом Правды. На первой полосе архитектуры» об истории знакового здания и его создателе Пантелеймоне Голосове.
Дмитрий Остроумов: «Говоря языком алхимии, мы участвуем...
Крайне необычный и нетипичный получился разговор с Дмитрием Остроумовым. Почему? Хотя бы потому, что он не только архитектор, специализирующийся на строительстве православных храмов. И не только – а это редкая редкость – сторонник развития современной стилистики в ее, пока все еще крайне консервативной, сфере. Дмитрий Остроумов магистр богословия. Так что, помимо истории и специфики бюро, мы говорим о понятии храма, о каноне и традиции, о живом и о вечном, и даже о Русском Логосе.
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
Отель-мост
Крупнейший индустриально-туристический проект «Шухов-парка», создаваемый ОМК на месте исторического завода Баташевых в Выксе, постепенно материализуется в конкретные постройки. Мы уже писали про кванториум и пересобранную водонапорную башню Шухова. А вот про здание отеля «Шухов» по проекту Front Architecture еще не писали. Разбираем его здесь.