English version

Конкурс: плата за креатив?

Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.

Public talk на фестивале «Зодчество» назывался «Архитектура жилья: возможности взаимодействия девелоперских компаний и архитекторов», а участвовали в нем три финалиста одного конкурса – на большой участок в Коммунарке, и представитель компании-организатора Леон Пряжников, директор по продукту Группы «Самолет» – единственный представитель «другой стороны процесса», то есть девелопера.
zooming
Ситплан конкурса на концепцию городского квартала на территории «Коммунарки», 2024
Изображение © Институт Генплана Москвы

Поэтому мне показалось разумным перевести разговор с общих слов на конкретику и сосредоточиться на конкурсной практике, задавая участникам относительно короткие вопросы. Сразу скажу, уйти от банального дискурса о пользе соревновательности почти не удалось, но кое-что затронуть, вероятно, получилось. Во всяком случае, слова представителя девелопера, что под ним, кажется, сейчас загорится кресло, принимаю как комплимент. 

Никакое кресло не загорелось и разговор, в целом, получился спокойным – в некотором роде коллективное интервью. Приводим его здесь в виде воспоминаний и отрывков. Общее резюме из полученных знаний и впечатлений: в IND уже 300 (!) сотрудников. Много, много сейчас делается мастер-планов, бюро Lampa Community за 3 года с момента основания успело поработать в 30 регионах над 85 проектами, от благоустройства до пространственного развития.
Слева направо: Екатерина Кузнечикова, Lampa community; Амир Идиатулин, IND; Даниил Капранов, GA; Александра Данильченко, К12
Фотография © Владимир Кудрявцев

Далее. Гонорар за конкурсы – дело смешное, но соревнование – стресс, дедлайны и полное безумие полезно для прокачки скиллов в состоянии стресса, приобретения знакомств и чуточку для пиара. Ну и, девелоперам, для развития продукта. Есть мнение, что, участвуя в конкурсах, архитекторы, в сущности, дотируют девелоперов: работая с полной выкладкой без, скажем так, сверхвознаграждения. Ну и платят, таким образом, за обучение себя и своих сотрудников. И за известность. Ну, в целом, примерно такое представление о конкурсах и было. Только подтвердились некоторые вещи. 

Еще раз далее. Полезны те конкурсы, у которых ясная структура организации, не нищенское – ну, все же! – вознаграждение. И еще важно, чтобы участников-финалистов, которые работают над проектами, организаторы «вели», не бросали на произвол судьбы. 

От самих участников требуется – внятная заявка. И лучше бы – эскиз. Ну, это понятно, эскиз демонстрирует и желание, и способность предложить что-то внятное, а может, и красивое; он также позволяет, предположу что, отсеять тех, кто подал портфолио «для массы».  

Наилучшего формата конкурса – нет

Для начала я спросила у Леона Пряжникова, почему компания «Самолет» решила провести для участка в Коммунарке открытый конкурс с отбором по портфолио. Москомархитектура ли рекомендовала – а мы знаем, что так случалось в начале 2010-х годов – или идея исходила от компании? 

Ответ был вполне уверенный: «Это не какая-то рекомендация сверху, а это наш общий подход. Мы сейчас проводим разные конкурсы на совершенно разные вещи, на МОПы, на благоустройство, – чтобы создать конкуренцию мнений, взглядов, визуалов». 

– И давно у вашей компании такая политика? 

Леон Пряжников, 
директор по продукту ГК «Самолет»: 
Леон Пряжников, Группа «Самолет». Сессия «Архитектура жилья: возможности взаимодействия девелоперских компаний и архитекторов» на фестивале «Зодчество» 2024
Фотография © Владимир Кудрявцев

«Бизнес-подходы цикличны. Четыре года назад практически каждый мастер-план, каждые фасады для «Самолета» делали 3–4 архитектурных бюро – мы не позиционировали это как конкурс, скорее как проектную работу. Выбирался лучший мастер-план, и команда, которая его сделала, дальше делала фасад, благоустройство, и так далее. Затем мы поняли, что такой подход занимает много времени. И стали доверять архитектуру какой-то одной команде. А потом мы поняли, что нужна конкуренция. Сейчас с некоторыми бюро у нас стратегическое партнерство, также есть собственные, внутренние архитектурные мастерские «Самолета».

И мы решили разбавить это внешним мнением – для этого и нужен публичный открытый конкурс, такой, как Коммунарка.
 
Мы считаем, что наилучшего варианта нет. Для каждой ситуации есть свое решение. Для Коммунарки, где у нас 300 тысяч жилья, 300 тысяч офисов, логично проводить большой открытый конкурс. Для конкурса на МОПы или благоустройство можно действовать иначе.

Конечно, конкурс требует больше времени. Но дает и более интересный результат. Но чтобы получить интересный результат, крайне важно сопровождение. Так мы и делаем: в Коммунарке мои коллеги постоянно работали с участниками, вели, отвечали на вопросы, не оставляли без внимания. В чем нам помогали и коллеги из Института Генплана».

Креативная бодрость, стресс и дедлайны

Почему девелопер проводит конкурс – довольно понятно. Пусть это занимает больше времени и ресурсов не организацию, но дает и некоторый пиар, если конкурс открытый, и разнообразие решений, над которыми можно думать. И опыт работы с архитекторами. 
Амир Идиатуллин, IND. Сессия «Архитектура жилья: возможности взаимодействия девелоперских компаний и архитекторов» на фестивале «Зодчество» 2024
Фотография © Владимир Кудрявцев

Тем не менее от архитекторов мне не раз приходилось слышать, что конкурс дело увлекательное, но очень дорогое, что вложенные силы и время не окупаются и можно оказаться не грани банкротства. Попытка раскрыть эту тему в разговоре, я думаю, не удалась – такие уж подобрались участники, любители конкурсов и драйва, который они приносят в креативную жизнь команды.

Самым заметным защитником конкурсной практики оказался Амир Идиатулин, IND, что неудивительно, он там как рыба в своей естественной среде, хорошо освоился. Недавно победил в одной из номинаций WAF, а в 2020 году победил, совместно с китайским бюро DA!, в конкурсе на проект музея в провинции Сычуань.

Обратите внимание на его первые слова в ответе на вопрос об участии в конкурсах – как часто, зачем?  

Амир Идиатулин, IND:
«Если бы мне предложили просто отправить коммерческое предложение на проектирование Коммунарки, я бы не отправил. Работы очень много и просто работать по заказу неинтересно. А вот конкурс! Это другая тема! Здесь есть живая конкуренция, плюс любой конкурс это большой челлендж для команды. Здесь четкие сроки, графики. И неизвестность: выиграете или нет.
 
Я люблю конкурсы, потому что они хорошо обучают архитекторов: думать быстро, работать по дедлайнам и выдавать очень крутой результат».

– У вас всегда была такая позиция или в какой-то момент роста бюро пришли к ней?
 
«Всегда. Меня спрашивают, почему бюро росло? Сначала 10 человек, 20, 30, 50, сейчас 300...  Потому что мы всегда так делали. Это наша была маркетинговая тема. Без конкурсов невозможно выстроить команду, получить хорошее, интересное портфолио. И связи. В любом конкурсе, даже если ты не выиграл, ты получаешь связи».
 
– Разделяете ли вы сотрудников – на тех, кто работает на конкурсную практику, и тех, что работает по заказу? Меняете ли позиции? 
 
«Желательно менять. Они прокачивают скиллы и потом могут выдавать гораздо больше. Человек в стрессе, прошедший конкурс, потом может сделать в три раза больше, чем человек, который просто работает на заказ».

Самая молодая команда-консорциум – в составе Lampa community и «Коллектива 12». Последний известен тем, что сложился не так давно, в процессе работы над урбанистическим исследованием в рамках другого конкурса Института Генплана Москвы, «Исследуй город!». И занял там 1 место. В процессе разговора выяснилось, что инициатором участия в конкурсе на Коммунарку был только что сложившийся «Коллектив 12», они искали партнеров «с юридическим лицом» – на этот счет впоследствии было отпущено немало шуток, и Екатерине Кузнечиковой, основателю бюро Lampa community, пришлось не один раз подчеркнуть, что они – никакое не юрлицо, а полноценный участник работы. Подчеркнем же и мы этот факт. Собственно, уже подчеркнули. 

Екатерина Кузнечикова, Lampa community: 
«За три года мы многое успели, мы активно работаем с девелоперами, у нас – 30 регионов, 85 проектов. В основном занимаемся благоустройством, пространственным развитием территорий. Есть мастер-планы. В конкурсах участвуем, к примеру, участвовали в конкурсе в Калининграде.

Должна сказать, есть конкурсы благодарные, а есть неблагодарные. Неблагодарные – где очень маленький капитал на оплату работы, или непонятная, непрозрачная структура организации – такие конкурсы мы избегаем. Как мы подались на конкурс «Самолета» – это была романтическая история между Lampa community и К12. Мне один товарищ сказал: есть классная команда, которая ищет, с кем бы подать заявку; я пишу, ну, классная идея, но маловероятно, что мы пройдем отбор. Потом, когда я узнала, что мы прошли отбор – я на свой телефон смотрела круглыми от удивления глазами. Для нас этот масштаб – колоссальный эксперимент, очень новый. Мы воспринимаем его как площадку для самовыражения. Хотим, чтобы о нас услышали, хотим показать, что небольшие бюро тоже могут сделать круто и качественно».

Александра Данильченко, BIM-менеджер, К12: 
«Есть рабочая команда, решили, что нужно попробовать <…> проект оказался очень приятным, он действительно прокачивает такие вещи, как стратегическое мышление, работа в дедлайнах, способность понимать техническое задание и искать способ его немножко адаптировать, доработать и проявить креативность».

Самое известное бюро из финалистов «Коммунарки» – GA, от него в разговоре участвовал руководитель работы над проектом-финалистом Даниил Капранов. Он подтвердил сказанное коллегами, то есть тоже озвучил позитивный взгляд на конкурсы: надо в них участвовать, когда только есть возможность; в команду конкурсного проекта лучше набирать разных сотрудников, чтобы для всех были доступны драйв и креативность мозгового штурма. Но – в команды надо набирать именно тех, кто сам хочет участвовать в работе над конкурсом. Вначале формируется «ядро», потом приходят другие. И заострил внимание на массовом жилье – в конкурс Коммунарки GA пришли, в том числе, из-за интереса к работе с массовым жильем как задачей.  

Бюджет архитектора: конкурс как «донат»


– А то, что денег конкурс не очень много приносит, вас не смущает?
 
Амир Идиатулин / IND: 
«В данном случае мы спонсируем «Самолет» для того, чтобы продукт улучшился. Здесь дело не в деньгах вообще, гонорар там очень смешной. Другие девелоперы готовы тебе прямо здесь и сейчас платить гораздо больше денег, чтобы ты просто взял проект и сделал там три варианта. Если город не согласует, еще пять вариантов...».

– А финансовую устойчивость бюро вы как поддерживаете? 

«Ну есть же коммерческие заказы, с тем же «Самолетом» у нас куча контрактов. В прошлом году было примерно 15 контрактов на мастер-планы… Каждый раз по-разному. А конкурсы – своего рода «донат» на развитие.

Девелопер, кстати, больше получает, организуя конкурс, нежели просто контракт на конкретную площадку».

Позитивное ограничение? 

Лично мне самым интересным моментом обсуждения показалось самокритичное утверждение Амира Идиатулина о том, что архитектора необходимо ограничивать в финансах – он ведь «как женщина в магазине в карточкой». 

Амир Идиатулин, IND:
«Сколько бы ты архитектору денег не дал, ему все время будет мало. Объясняю, почему. Не то, чтобы он жадный или любит покупать дорогие вещи. Нет. Просто архитектор очень любит процесс проектирования. Он будет пересматривать свои решения. Будет заказывать самый лучший рендер у самой лучшей студии. Потом переделывать; это бесконечный процесс.
 
В конкурсе особенно сложно поставить точку: ты понимаешь, что нужно сделать самое лучшее решение, на которое ты способен. Все конкурсы практически в минусе. Я еще ни разу не встречал конкурса, который в плюсе. Планка повышается все время... Вот недавно был конкурс на школу, и мы там понравились заказчику, потому что еще и ролик сделали. Потом был второй конкурс, и заказчик спрашивает – а где ролик? Ну, в предыдущем же был у вас ролик? Аппетит приходит вовремя еды.
 
Так что в нашем бизнесе нужно учиться зарабатывать деньги, учиться ставить точки невозврата, когда все, стоп, больше не делаем картинки».
 
На что Леон Пряжников, представитель «Самолета», отреагировал репликой: «ясно, бюджет был раздут, надо было порезать...». Это, конечно, шутка была. 

И продолжил: «Послушайте, все равно конкурс, даже на три концепции, будет стоить дороже, чем если пойти и заказать эту концепцию напрямую. К тому же конкурс – это дольше». 

Выходит, что за креатив и опыт в случае конкурса платят все, и заказчик, и архитекторы? 

У нас ...

Таким образом, конкурс – средство «повышения квалификации» для всех участвующих сторон, на конкурсах не заработаешь, точнее заработаешь либо головную боль, либо опыт. Опыт, уровень драйва и креативности для команды, знакомства, известность, – вот примерный список плюсов, которые конкурсные труды способны принести архитектурному бюро. В общем и целом, этот набор – известен, и каждый решает для себя, насколько прочен слой подкожного жира у его компании, чтобы позволить себе поразмяться в соревновании. 

Но стоп. Известность – как будто на это понятие участники разговора реагировали особенно вяло. То есть да-да, конечно, да, но.

Не один раз мелькнуло слово NDA – сначала в ответ на просьбу что-то рассказать о работе над еще не опубликованными проектами. Но тут можно согласиться: в конце концов, для публичного конкурса «Коммунарки» нам обещали возможность публикации финальных проектов. 

Разрешение на публикацию – большая проблема нашего времени. Много сделанной работы никому нельзя показать архитекторам в своем портфолио из-за запретов. «Я прихожу к заказчику, показываю наши работы, он спрашивает: а где жилье? – рассказывает Амир Идиатуллин. – А у нас 10 проектов жилых комплексов в работе, а я не имею права их показать...» И IND – не первые, от кого приходится это слышать. 

Леон Пряжников парировал: ну, если хотите показывать, как вам такое предложение – минус 60% от гонорара и показывайте, что хотите. Тоже ведь пошутил. 

Но в каждой шутке? Есть доля шутки, правильно. 

Однако надо признать, что премии-гонорары, назначенные «Самолетом» в конкурсе Коммунарки: 4, 2.5, 1.5 за три места соответственно – вовсе не малы по сравнению со средним уровнем таких премий по рынку. 

Также признаем, что конкурсная практика, ее плюсы и минусы – предмет не одного обсуждения. 

16 Декабря 2024

Похожие статьи
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Технологии и материалы
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Сейчас на главной
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Пресса: Юлия Наполова: «Экспозиционный дизайн становится...
На днях открывается филиал Третьяковской галереи в Калининграде. Юлия Наполова, которая спроектировала для него Детский музей и экспозицию об истории галереи и на счету которой больше сотни проектов для музеев, делится секретами выставочного дизайна.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Кристаллы и круги
Компания «Стройпроект Архитектс» победила в архитектурно-градостроительном конкурсе на разработку концепции Дворца боевых искусств в Череповце. Комплекс станет общественным центром, а также пространственной доминантой большого микрорайона: акценты сформируют объемные фасады из перфорированных панелей, округлые элементы и восточный орнамент.
Мыслить масштабно: новые горизонты планирования МО
На Форуме проектировщиков Московской области обсудили изменения РГНП, цифровой ППТ и показали исследование, посвященное возможностям общественной архитектуры как драйвера развития территорий. Но главным героем стал проект нового крупного комплекса «Мыс», демонстрирующего гибкий подход как к функциональному наполнению, так и к объемному построению – оно основано на миксе среднеэтажной застройки с индивидуальными домами. У них даже авторы разные: Genpro и Zrobim соответственно.
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Камчатский ансамбль
По проекту мастерской «Гикало Купцов Архитекторы» на живописном участке Камчатки построен загородный комплекс: он состоит из двух вилл и нескольких хозяйственных и вспомогательных построек. Вашему вниманию – рассказ об одной из вилл, а также бонус – павильон над тандыром, который архитекторы представили как небольшой храм еды: с жертвенником и генуфлекторием.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Арх Москва 2025: будущее, цвет и суть
Читаем списки наград Арх Москвы и заодно собираем вместе наши впечатления от выставки. Кажется, у нее, юбилейной-тридцатилетней, было три главные темы: «Суть», предложенная Полисским как куратором, будущее или футурология, которая сквозила изо всех щелей как твое милосердие, и цвет. Причем не просто цвет, а два полюса: монохром основной выставки, где дизайн-кодом Арх Москвы было белое, но у Домов А-Класса черное – и разноцветье отдельных экспозиций.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.