Мандариновый рай

Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.

mainImg
Новый фестиваль главного архитектурного ведомства города – Москомархитектуры – называется «Архитектура для людей», и его задача «привлечь внимание как можно большего числа людей к миру архитектуры». Он состоит из выставки, расположившейся в бесплатном для посещения первом этаже Центра Зотов и культурно-просветительской программы. То и другое курирует бюро megabudka. 

Итак, пора подумать о людях... А что им интересно? Впечатления, они же эмоции. Так что выставка организована «змейкой» из десяти боксов внутри «бублика», опоясывающего кортеновый цилиндр внутри круглого зала. Вход один, выход тоже, а значит, мы двигаемся по маршруту с предопределенным чередованием, изучая представленные эмоции в трактовке архитектурных бюро-участников, одну за другой. Перед каждой – предбанник-передышка, переход, который, по замыслу, должен позволить «перезагрузиться» перед следующим впечатлением и заодно прочитать, кто и что нам показывает в следующем зале. 
Выставка «Эмоции архитектуры», 12.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Больше всего такое путешествие похоже на аттракцион в луна-парке, где за «комнатой смеха» следует «комната ужаса». Или на распространенное сейчас развлечение – квест. Только в луна-парке впечатления ярче, рассчитаны на то, чтобы пробить почти любую защиту, а в квестах вовлечение больше, поскольку фабула активнее. Здесь – как ни крути, а чувствуется некоторая профессиональная отстраненность. 

Но так или иначе, а мы имеем дело с попыткой выстроить вереницу впечатлений – показать людям, насколько разными могут стать пространства, если архитектор поработает над цветом и формой. 

Авторов десяти пространств отобрали из порядка 60–70 заявок в конкурсном порядке. Темы – то есть, собственно, отображаемые эмоции, предлагали участники вместе с концепцией ее показа, предустановленного кураторами списка не было. А вот чередование определили уже организаторы. Получилось так: ностальгия / спокойствие / смятение / вдохновение / уют / удивление / тревога / стабильность / озарение / праздник.

Иными словами, мы начинаем с меланхоличных ностальгии и спокойствия, проходим через смятение и тревогу, чтобы получить озарение и, наконец, праздник. Озарение показано в виде света, но не в конце тоннеля, а сверху, – но грибы там есть, вешенки, и авторы, GAFA, обещают, что за месяц работы выставки они подрастут. Праздник же огорошивает оранжевым цветом и ваннами с пластиковыми шариками, но кормит мандаринами. Это работа кураторов всей выставки, megabudka, и да, они поместили себя в конце, но вряд ли из скромности, а, кажется, потому, что последнее слово лучше всего запоминается. Так и есть, особенно если приправить мандарином. 
   

Ну чисто главная елка страны. 

К новогоднему настроению парадоксально примыкает Вдохновение от IND Амира Идиатуллина, расположенная не рядом, раньше, и тем не менее – они тут первыми включают рождественские украшения. Это одно из лучших пространств и по созданному настроению и по работе с «пятым измерением» через зеркала: границу комнаты прямо-таки сложно обнаружить. 
  • zooming
    Выставка «Эмоции архитектуры», 12.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Эмоции архитектуры», 12.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Лирики пользуются темным тоном и приглушенным светом, хотя по-разному. Ностальгия от Pergaev Bureau – волнистый коридор из белых ящиков, в некоторых предметы позднесоветской жизни, но большая часть пустые: это что, ячейки, освобожденные от воспоминаний? Спокойствие от MAP architects не дает заснуть, а заставляет «попрыгать» по камням над «водой», ее изображает лист полированной стали, он отбрасывает на стены блики, похожие на рябь. А путь ведет к круглому окну-тоннелю, где, по замыслу авторов, мы можем заглянуть вглубь себя. Кажется, именно в этом случае авторы немного чересчур увлеклись имитацией воды, но обстановка получилась – как лунная ночь над Днепром. Как раз, к слову сказать, похоже на квест-рум. 

Соседнее испытание – в комнате, завешенной волнами серого войлока, которые образуют четыре замысловатых коридора, хочется испытать спокойствие, а надо – Смятение. Поскольку перед входом нам сказали, что надо, то можно попробовать, и даже получится, но для начала надо убедить себя, что ты не внутри теплого валенка, а заблудился в тесных проходах. Тогда получается, ну а условность – она и есть условность. На самом деле это одно из моих любимых пространств в веренице, и его хорошо оттеняет игольчатая комната IND по соседству. Авторы Смятения – бюро 1541.  
  

Смятение рифмуется с тревогой от бюро А4, она составлена из черных труб-колонн и ярких трубок-светильников. Авторы рассказывают, что это продолжение исследования городской тревожности, начатого ими на Открытом городе 2023 года.  

Если говорить об отношении к пространству боксов, а именно оно здесь главный материал для работы участников, то все, в основном, работают над дезориентацией зрителя. Он должен перестать понимать, что находится в комнате; тогда-то мы и найдем тропинку к его чувствам... 

Самое аккуратное отношение к стене – у Удивления от бюро STEEL. На стенах нанесены увеличенные рисунки детей из архитектурной студии Масштабиум, причем среди детей тоже провели конкурс. С флуоресцентной подсветкой внутри волшебно, затем включается белый свет и мы оказываемся в white box – именно этот момент, по словам авторов, призван удивить зрителя. 
  • zooming
    Выставка «Эмоции архитектуры», 12.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Эмоции архитектуры», 12.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Любопытно, что они, кажется, единственные, кто обыграл рамку комнаты как таковую. 

Впрочем, как и у IND, этот проект нещадно эксплуатирует милоту – если ее можно назвать эмоцией. 

Единственный, кто вместо выстраивания коридора, зеркальной дематериализации или даже использования стен установил в своем пространстве объект – бюро ASADOV. Тема – Стабильность. Разве это эмоция? Объект – тетрапилон, он остро напоминает о фестивале «Города», но сделан из табуреток, что отчасти меняет дело, намекая на матрешку: большой табурет собран из маленьких. 
  • zooming
    Выставка «Эмоции архитектуры», 12.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Эмоции архитектуры», 12.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Дело также меняет нюанс: если идти сквозь тетрапилон по центру, там доски не закреплены и колеблются. 
  • zooming
    Выставка «Эмоции архитектуры», 12.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Эмоции архитектуры», 12.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Что мы получаем в итоге? – А полное противоречие между эмоцией в заголовке и тем, что мы испытываем внутри коробочки. Стабильность получается неоднозначная, – шутит Никита Асадов. 

Это противоречие, в данном случае прошитое в объект намеренно, мне кажется существенным для восприятия всей выставки вообще. Большинство зрителей, включая меня, на почти каждый объект, почти каждому автору, а затем друг другу, порывались сказать – не соответствует заявленной эмоции. Тема, как говорится, не раскрыта. А почему? А потому что мы так почувствовали. Или – не почувствовали так, как было написано. 

Тут дело в том, что эмоции – штука иногда яркая, но не всегда ясно верифицируемая. У каждого свои. Спокойствие не спокойно, смятение скорее уютно, а Уют от бюро KOSMOS напоминает палатку для, скажем так, экстремальных ситуаций: набросанные мешки, и сам их медицинский блеск... Какой-то лагерь беженцев. Может быть, это вовсе не уют, а наоборот – к примеру, попытка навести уют из подсобных материалов там, где уюта по определению быть не может и абажур выглядит неуместно.
  • zooming
    Выставка «Эмоции архитектуры», 12.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Эмоции архитектуры», 12.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Вдохновение похоже на что угодно, только не на него. Вдохновение это, простите, озарение, это путь, который виден или чувствуется, тащит, в какой-то момент, за собой. А там благодушная путаница какая-то. 

Далее, а какой была настоящая задача? Заставить испытать ту эмоцию, которая написана перед входом в зал? – Здравствуйте, дорогие товарищи, сейчас будем чувствовать радость. А теперь печаль. Ну, а теперь глубокое удовлетворение. И – побыстрее, проходите, не задерживайтесь. Что, не ощутили? Так мы сейчас объясним! Хм. В психологии такое действие называется интроэкцией: когда в человека, ну, чаще в ребенка, так как он не может сопротивляться, помещают некое убеждение, которое он не может принять искренне, но и отторгнуть просто так не способен. Сказали восторг – значит восторг. Грусть – значит грусть. 

Но мы же понимаем, что коллекция впечатлений рассчитана на взрослых, пусть и не архитекторов. Тогда у нас выбор из трех вероятностей: либо предполагается, что взрослые доверчивы как дети и готовы принять указание; чего нельзя исключать. Либо что, наоборот, они будут анализировать посылы, сомневаться, то ли чувство они испытывают, и давать обратную связь. К слову, на обратную связь организаторы рассчитывают, намерены проводить опросы. Третий вариант – тут присутствует ирония. Как у памятной выставки Fair Enough, которую Стрелка и МАРШ делали в Венеции на биеннале. Только вот присутствует ли? Вот если бы она присутствовала, то, может быть, выставку можно было бы понять как тотальную инсталляцию на тему города. 

Говоря о выставке, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов вводит понятие emo-tech: «...стиль, пришедший на смену hi-tech». Для иллюстрации приводит объекты, авторский коллектив которых он возглавил – кластер «Ломоносов» в научном доме МГУ, парящий мост в парке «Зарядье», Дворец гимнастики в «Лужниках». И подчеркивает, что задача не только развлечь посетителя, а «понять, как люди чувствуют себя в городе, насколько важно планирование окружающей среды и благоустройство общественных пространств. И как это в конечном счете сказывается на эмоциональном состоянии горожанина». 

Ну, тут можно возразить несколько раз. К примеру, речь о пространстве города, а нас погружают в вереницу интерьеров. Да, в Москве зимой город можно и правда ощутить именно так: из-под уютного одеяла – в метро – выскочил на минуту, посмотрел на новогодние огоньки на Дмитровской – и в офис, а там в кафе, ну и наконец в торговый центр, где детей можно отправить в «бассейн» из пластиковых шариков, за который так удачно отвечает китчевое пространство megabudk-и. 

Далее, чересполосица эмоций, тесно собранная в пространстве, где невольно смешиваются звуки и запахи, несколько утомляет, коридорчиков для перезагрузки маловато. Зато она неплохо отражает спрессованность московской жизни. Тогда в чем соль высказывания? И, опять же, если тут ирония, или мы ее навязываем как интерпретаторы? Ох, есть сильное подозрение, что иронии нету никакой, разве что в нашей фантазии. 

Ну и собственно луна-парк получится, и развлечь горожанина, принудительно добавив в entertainment некую серьезную ноту: эмоции же не ерунда, – он сможет. 

Имеет ли это отношение к выстраиванию эмоций посредством архитектуры? 

Вообще-то, эмоциональное воздействие архитектуры очень важная вещь, одна из ключевых, и на этот счет есть немало и высказываний, и экспериментов. Вся хорошая храмовая, музейная, общественная архитектура построена на эмоциях. Юлия Шишалова в «Проекте Россия» пишет, что прообраз этой выставки – круглый храм Матримандир в Ауравилле в Индии, поделенный «поделен на комнаты-сектора, каждая из которых предназначена для проживания и проработки того или иного человеческого качества: доброты, эмпатии, щедрости и т.д.». Можно вспомнить и конкурс идей 2022 года на «музей эмоций», вот его победители

Идея та же – сосредоточиться на непосредственном взаимодействии архитектуры как пространственно-пластического искусства, с воспринимающим человеком.

Ну в случае выставки мы наблюдаем своего рода «тизер» такого подхода, сродни рекламному анонсу некоей программы или альбому решений. Каждое из решений, в общем-то узнается, где уже было видено. Однако: вон как мы, архитекторы, можем на вас, люди, воздействовать. Эмо-тех наступил, его возможности велики. Особенно если хорошенько выстроить маршрут. 

12 Декабря 2024

Похожие статьи
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Технологии и материалы
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Сейчас на главной
Крылья Маяковского
Проект реконструкции главного входа в парк имени Маяковского в Екатеринбурге, который подготовил Алексей Гуров совместно с Уральским центром реставрации и проектирования, возвращает арке исторический облик и градостроительное значение. Помимо реставрационных работ предусмотрена особая подсветка, цветник, приспособление боковых павильонов, а также восстановление утраченных чугунных торшеров и афишных стен.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Перекресток культур
Бюро MAST, вдохновляясь атмосферой Тбилиси, превратило интерьер грузинского ресторана NENE в диалог культур, которым, на самом деле, и является этот прекрасный город.
Пресса: Движимые недвижимостью: Архитектурные и жилищные...
Что можно сказать об архитекторе по его дому, как традиции трансформируются под влиянием разгерметизации сообществ, где прорастают спустя полвека бумажные замки концептуалистов. Поступления на тематические полки ко Дню архитектора.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Русский Север и Арктика: четыре проекта
В Архангельской, Вологодской, Мурманской областях и Республике Карелия утверждена Туристическая межрегиональная схема территориального планирования. Ее цель – превратить сложный для путешествий регион в связанное и доступное направление. Ключевой инструмент – создание четырех межрегиональных «коридоров», которые укрепят горизонтальные связи между точками притяжения. В рамках стратегии разработаны пилотные проекты, которые и показываем.
Жила, жива и будет жить
Как сейчас принято, выставка куратора Сергея Хачатурова «Готический ампир» совмещает открытия исследователя в области истории искусства с крупной современной гризайлью Егора Кошелева, уверенно внедряющей в сознание зрителя эмоционально заряженный миф. Была готика в ампире, есть и сейчас; все связано. Вашему вниманию – рецензия, написанная арт-критиком и магистранткой МГУ Юлией Тихомировой.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.
Рай с видом на Кремль
Остров Балчуг постепенно утрачивает последние черты промышленного кластера, которым он был на протяжении полутора веков. На месте дореволюционных заводов и советских вычислительных центров сегодня вырастают современные жилые комплексы, предлагающие формат загородной жизни, тишину и приватность буквально у стен Кремля. Один из них – ЖК «Садовническая 69», новый ориентир в панораме Водоотводного канала.
Живопись и графика
Недавно построенный в Москве музей «Коллекция» интересен не только своей концепцией, архитектурой от бюро СПИЧ и впечатляющей программой выставок, но и интерьером офиса, созданного бюро .dpt, вдохновлявшегося произведениями искусства.
Осмысление фьорда
Дипломная работа Арины Андросовой, бакалавра кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, создавалась под влиянием проекта «Национальные туристические дороги», благодаря которому в Норвегии появились знаковые объкты от ведущих архитекторов мира. Диплом отмечен руководителем за анализ скандинавской архитектуры и эстетическую привлекательность комплекса, который включает гостевые дома, пеший маршрут, спа и музей.
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание посольство Эстонии. Проект бюро Архип (United Riga Architects) бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая ее с современными архитектурными решениями и технологиями.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Зеленая гостиная
Дом в Переделкино, построенный по проекту мастерской АРХИВУД, представляет собой вариацию на тему современной дачи. Лаконичное по архитектуре здание вписано в пространство между соснами, соответствует классу энергоэффективности «А» и предназначено как для уединения, так и совместного досуга большой семьи.
Отзовись, Атлантида!
Платформа IDOARCH, специализирующаяся на конкурсах архитектурных идей, подвела итоги соревнования «Переосмыслить Эльбскую филармонию». На почетном втором месте – студентки МАРХИ. Показываем работы всех трех победителей
Катализатор дизайна
Новый магазин известного бренда ТРИО Интерьер, созданный бюро SINITSA, – это особое пространство, которое изначально должно было соответствовать высочайшему уровню стиля, ведь это дизайнерский магазин с дизайнерской мебелью для дизайнеров.
Собери конструктор
В старинном городе Сысерть Свердловской области строится жилой комплекс, в котором с удовольствием поселились бы и жители мегаполисов. Его особенность – сложно скомпонованная малоэтажность.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Туркомплекс на месте колонии
Бюро MAD FOX architects разработало мастер-план туристско-рекреационного комплекса в селе Выдрино на Байкале. Проект займет более 25 гектаров на южном берегу озера, в том числе территорию бывшей исправительной колонии №4.
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.