Мандариновый рай

Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.

mainImg
Новый фестиваль главного архитектурного ведомства города – Москомархитектуры – называется «Архитектура для людей», и его задача «привлечь внимание как можно большего числа людей к миру архитектуры». Он состоит из выставки, расположившейся в бесплатном для посещения первом этаже Центра Зотов и культурно-просветительской программы. То и другое курирует бюро megabudka. 

Итак, пора подумать о людях... А что им интересно? Впечатления, они же эмоции. Так что выставка организована «змейкой» из десяти боксов внутри «бублика», опоясывающего кортеновый цилиндр внутри круглого зала. Вход один, выход тоже, а значит, мы двигаемся по маршруту с предопределенным чередованием, изучая представленные эмоции в трактовке архитектурных бюро-участников, одну за другой. Перед каждой – предбанник-передышка, переход, который, по замыслу, должен позволить «перезагрузиться» перед следующим впечатлением и заодно прочитать, кто и что нам показывает в следующем зале. 
Выставка «Эмоции архитектуры», 12.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Больше всего такое путешествие похоже на аттракцион в луна-парке, где за «комнатой смеха» следует «комната ужаса». Или на распространенное сейчас развлечение – квест. Только в луна-парке впечатления ярче, рассчитаны на то, чтобы пробить почти любую защиту, а в квестах вовлечение больше, поскольку фабула активнее. Здесь – как ни крути, а чувствуется некоторая профессиональная отстраненность. 

Но так или иначе, а мы имеем дело с попыткой выстроить вереницу впечатлений – показать людям, насколько разными могут стать пространства, если архитектор поработает над цветом и формой. 

Авторов десяти пространств отобрали из порядка 60–70 заявок в конкурсном порядке. Темы – то есть, собственно, отображаемые эмоции, предлагали участники вместе с концепцией ее показа, предустановленного кураторами списка не было. А вот чередование определили уже организаторы. Получилось так: ностальгия / спокойствие / смятение / вдохновение / уют / удивление / тревога / стабильность / озарение / праздник.

Иными словами, мы начинаем с меланхоличных ностальгии и спокойствия, проходим через смятение и тревогу, чтобы получить озарение и, наконец, праздник. Озарение показано в виде света, но не в конце тоннеля, а сверху, – но грибы там есть, вешенки, и авторы, GAFA, обещают, что за месяц работы выставки они подрастут. Праздник же огорошивает оранжевым цветом и ваннами с пластиковыми шариками, но кормит мандаринами. Это работа кураторов всей выставки, megabudka, и да, они поместили себя в конце, но вряд ли из скромности, а, кажется, потому, что последнее слово лучше всего запоминается. Так и есть, особенно если приправить мандарином. 
   

Ну чисто главная елка страны. 

К новогоднему настроению парадоксально примыкает Вдохновение от IND Амира Идиатуллина, расположенная не рядом, раньше, и тем не менее – они тут первыми включают рождественские украшения. Это одно из лучших пространств и по созданному настроению и по работе с «пятым измерением» через зеркала: границу комнаты прямо-таки сложно обнаружить. 
  • zooming
    Выставка «Эмоции архитектуры», 12.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Эмоции архитектуры», 12.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Лирики пользуются темным тоном и приглушенным светом, хотя по-разному. Ностальгия от Pergaev Bureau – волнистый коридор из белых ящиков, в некоторых предметы позднесоветской жизни, но большая часть пустые: это что, ячейки, освобожденные от воспоминаний? Спокойствие от MAP architects не дает заснуть, а заставляет «попрыгать» по камням над «водой», ее изображает лист полированной стали, он отбрасывает на стены блики, похожие на рябь. А путь ведет к круглому окну-тоннелю, где, по замыслу авторов, мы можем заглянуть вглубь себя. Кажется, именно в этом случае авторы немного чересчур увлеклись имитацией воды, но обстановка получилась – как лунная ночь над Днепром. Как раз, к слову сказать, похоже на квест-рум. 

Соседнее испытание – в комнате, завешенной волнами серого войлока, которые образуют четыре замысловатых коридора, хочется испытать спокойствие, а надо – Смятение. Поскольку перед входом нам сказали, что надо, то можно попробовать, и даже получится, но для начала надо убедить себя, что ты не внутри теплого валенка, а заблудился в тесных проходах. Тогда получается, ну а условность – она и есть условность. На самом деле это одно из моих любимых пространств в веренице, и его хорошо оттеняет игольчатая комната IND по соседству. Авторы Смятения – бюро 1541.  
  

Смятение рифмуется с тревогой от бюро А4, она составлена из черных труб-колонн и ярких трубок-светильников. Авторы рассказывают, что это продолжение исследования городской тревожности, начатого ими на Открытом городе 2023 года.  

Если говорить об отношении к пространству боксов, а именно оно здесь главный материал для работы участников, то все, в основном, работают над дезориентацией зрителя. Он должен перестать понимать, что находится в комнате; тогда-то мы и найдем тропинку к его чувствам... 

Самое аккуратное отношение к стене – у Удивления от бюро STEEL. На стенах нанесены увеличенные рисунки детей из архитектурной студии Масштабиум, причем среди детей тоже провели конкурс. С флуоресцентной подсветкой внутри волшебно, затем включается белый свет и мы оказываемся в white box – именно этот момент, по словам авторов, призван удивить зрителя. 
  • zooming
    Выставка «Эмоции архитектуры», 12.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Эмоции архитектуры», 12.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Любопытно, что они, кажется, единственные, кто обыграл рамку комнаты как таковую. 

Впрочем, как и у IND, этот проект нещадно эксплуатирует милоту – если ее можно назвать эмоцией. 

Единственный, кто вместо выстраивания коридора, зеркальной дематериализации или даже использования стен установил в своем пространстве объект – бюро ASADOV. Тема – Стабильность. Разве это эмоция? Объект – тетрапилон, он остро напоминает о фестивале «Города», но сделан из табуреток, что отчасти меняет дело, намекая на матрешку: большой табурет собран из маленьких. 
  • zooming
    Выставка «Эмоции архитектуры», 12.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Эмоции архитектуры», 12.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Дело также меняет нюанс: если идти сквозь тетрапилон по центру, там доски не закреплены и колеблются. 
  • zooming
    Выставка «Эмоции архитектуры», 12.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Эмоции архитектуры», 12.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Что мы получаем в итоге? – А полное противоречие между эмоцией в заголовке и тем, что мы испытываем внутри коробочки. Стабильность получается неоднозначная, – шутит Никита Асадов. 

Это противоречие, в данном случае прошитое в объект намеренно, мне кажется существенным для восприятия всей выставки вообще. Большинство зрителей, включая меня, на почти каждый объект, почти каждому автору, а затем друг другу, порывались сказать – не соответствует заявленной эмоции. Тема, как говорится, не раскрыта. А почему? А потому что мы так почувствовали. Или – не почувствовали так, как было написано. 

Тут дело в том, что эмоции – штука иногда яркая, но не всегда ясно верифицируемая. У каждого свои. Спокойствие не спокойно, смятение скорее уютно, а Уют от бюро KOSMOS напоминает палатку для, скажем так, экстремальных ситуаций: набросанные мешки, и сам их медицинский блеск... Какой-то лагерь беженцев. Может быть, это вовсе не уют, а наоборот – к примеру, попытка навести уют из подсобных материалов там, где уюта по определению быть не может и абажур выглядит неуместно.
  • zooming
    Выставка «Эмоции архитектуры», 12.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Эмоции архитектуры», 12.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Вдохновение похоже на что угодно, только не на него. Вдохновение это, простите, озарение, это путь, который виден или чувствуется, тащит, в какой-то момент, за собой. А там благодушная путаница какая-то. 

Далее, а какой была настоящая задача? Заставить испытать ту эмоцию, которая написана перед входом в зал? – Здравствуйте, дорогие товарищи, сейчас будем чувствовать радость. А теперь печаль. Ну, а теперь глубокое удовлетворение. И – побыстрее, проходите, не задерживайтесь. Что, не ощутили? Так мы сейчас объясним! Хм. В психологии такое действие называется интроэкцией: когда в человека, ну, чаще в ребенка, так как он не может сопротивляться, помещают некое убеждение, которое он не может принять искренне, но и отторгнуть просто так не способен. Сказали восторг – значит восторг. Грусть – значит грусть. 

Но мы же понимаем, что коллекция впечатлений рассчитана на взрослых, пусть и не архитекторов. Тогда у нас выбор из трех вероятностей: либо предполагается, что взрослые доверчивы как дети и готовы принять указание; чего нельзя исключать. Либо что, наоборот, они будут анализировать посылы, сомневаться, то ли чувство они испытывают, и давать обратную связь. К слову, на обратную связь организаторы рассчитывают, намерены проводить опросы. Третий вариант – тут присутствует ирония. Как у памятной выставки Fair Enough, которую Стрелка и МАРШ делали в Венеции на биеннале. Только вот присутствует ли? Вот если бы она присутствовала, то, может быть, выставку можно было бы понять как тотальную инсталляцию на тему города. 

Говоря о выставке, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов вводит понятие emo-tech: «...стиль, пришедший на смену hi-tech». Для иллюстрации приводит объекты, авторский коллектив которых он возглавил – кластер «Ломоносов» в научном доме МГУ, парящий мост в парке «Зарядье», Дворец гимнастики в «Лужниках». И подчеркивает, что задача не только развлечь посетителя, а «понять, как люди чувствуют себя в городе, насколько важно планирование окружающей среды и благоустройство общественных пространств. И как это в конечном счете сказывается на эмоциональном состоянии горожанина». 

Ну, тут можно возразить несколько раз. К примеру, речь о пространстве города, а нас погружают в вереницу интерьеров. Да, в Москве зимой город можно и правда ощутить именно так: из-под уютного одеяла – в метро – выскочил на минуту, посмотрел на новогодние огоньки на Дмитровской – и в офис, а там в кафе, ну и наконец в торговый центр, где детей можно отправить в «бассейн» из пластиковых шариков, за который так удачно отвечает китчевое пространство megabudk-и. 

Далее, чересполосица эмоций, тесно собранная в пространстве, где невольно смешиваются звуки и запахи, несколько утомляет, коридорчиков для перезагрузки маловато. Зато она неплохо отражает спрессованность московской жизни. Тогда в чем соль высказывания? И, опять же, если тут ирония, или мы ее навязываем как интерпретаторы? Ох, есть сильное подозрение, что иронии нету никакой, разве что в нашей фантазии. 

Ну и собственно луна-парк получится, и развлечь горожанина, принудительно добавив в entertainment некую серьезную ноту: эмоции же не ерунда, – он сможет. 

Имеет ли это отношение к выстраиванию эмоций посредством архитектуры? 

Вообще-то, эмоциональное воздействие архитектуры очень важная вещь, одна из ключевых, и на этот счет есть немало и высказываний, и экспериментов. Вся хорошая храмовая, музейная, общественная архитектура построена на эмоциях. Юлия Шишалова в «Проекте Россия» пишет, что прообраз этой выставки – круглый храм Матримандир в Ауравилле в Индии, поделенный «поделен на комнаты-сектора, каждая из которых предназначена для проживания и проработки того или иного человеческого качества: доброты, эмпатии, щедрости и т.д.». Можно вспомнить и конкурс идей 2022 года на «музей эмоций», вот его победители

Идея та же – сосредоточиться на непосредственном взаимодействии архитектуры как пространственно-пластического искусства, с воспринимающим человеком.

Ну в случае выставки мы наблюдаем своего рода «тизер» такого подхода, сродни рекламному анонсу некоей программы или альбому решений. Каждое из решений, в общем-то узнается, где уже было видено. Однако: вон как мы, архитекторы, можем на вас, люди, воздействовать. Эмо-тех наступил, его возможности велики. Особенно если хорошенько выстроить маршрут. 

12 Декабря 2024

Похожие статьи
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Технологии и материалы
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
Сейчас на главной
Миро во дворе
Архитектурное бюро «Вещь!» рассматривает двор ЖК WOW как полотно и использует экспрессивную композицию из цветовых пятен и линий, характерную для испанского художника Жоана Миро. На двух уровнях располагаются все необходимые для рекреации объекты, а золотистые детали вторят отделке фасадов.
Нить Тесея
В проекте интерьера лобби небольшого клубного дома в Хамовниках бюро Ideologist использует разнообразные отсылки к текстилю, тем самым напоминая о фабричном прошлом района. При этом ткань кроме как в обивке мебели не используется: ассоциативный ряд запускают формы, фактуры и цвета.
Второй цирковой
Мэр Москвы Сергей Собянин показал проект, победивший в конкурсе на реконструкцию Большого цирка на проспекте Вернадского. Рассматриваем проект и разные отклики на него. Примерно половина из известных нам предпочла безмолвствовать. А нам кажется, ну как молчать, если про конкурс и проект почти ничего не известно? Рассуждаем.
Ткани и свет
Бюро OMA выполнило экспозиционный дизайн для 2-й Биеннале исламских искусств в саудовском городе Джидда. Архитекторы уже второй раз занимаются оформлением выставок этой биеннале.
Шале на скале
Отель сети Accor в Архызе по проекту бюро «А.Лен» расположится на подступах к главным туристическим центрам курорта. Архитекторы стилизовали традиционный и многими любимый вариант шале, а интриги добавил сохранившийся на участке блок недостроя, который команда проекта превратила в пространство впечатлений: с открытым бассейном и рестораном, откуда открываются виды на самые высокие хребты региона.
Раскрытые крыши
Бывшая табачная фабрика в Турине станет архивным и образовательным центром, окруженным общественными пространствами на берегу реки По.
Бежевое спокойствие
Бюро Rymar.Studio разработало интерьер студии пилатеса в Петербурге. Кофейно-молочные тона и фактурные поверхности настраивают на замедление, а продуманное освещение и кондиционирование делает комфортными тренировки.
Присутствие реки
Офис продаж московского жилого комплекса «Мангазея на Речном», построенный по проекту MORS ARCHITECTS, подчеркивает главные ценности объекта, который он репрезентует: городской комфорт и возможность контактировать с природой благодаря близости реки и нескольких парков.
Пресса: Девелопер Василий Селиванов (LEGENDA) и архитектор Евгений...
Невозможно строить и развивать Петербург будущего, если в Петербурге настоящего не договориться уже наконец о том, как правильно сохранять Петербург прошлого. Правда ли, что редевелопмент может сделать исторический центр и серый пояс лучше, бывают ли шестимиллионные мегаполисы музеями и при чем здесь биполярное расстройство и сюрреализм, на 3D-моделях и собственном опыте объясняют важные акторы урбанизма в Петербурге Василий Селиванов и Евгений Герасимов.
Соль и вода
В Старой Руссе на месте исторического солеваренного завода благодаря гранту конкурса Малых городов появился парк с признаками термального курорта. «Центр развития городской среды Новгородской области» открыл доступ к минеральным источникам, а элементы благоустройства использовал, чтобы рассказать историю солеваренного промысла.
Перевернутая лестница Нового Юга
Новый жилой комплекс Scheldehof, завершенный недавно по проекту архитектора Макса Дудлера в Антверпене, получил жесткую сетку фасадов из уникального дитфуртского известняка.
Цой и лёд
В петербургском Севкабель Порту параллельно идут две выставки-блокбастера, оформлением которых занималось бюро Planet9. Рассказываем, почему стоит посетить обе – и расширенный «байопик» про Цоя, и «документалку» про лед.
Минимум вибраций
KAAN Architecten и Celnikier & Grabli Architectes представили проект нового исследовательского корпуса для Федерального политехнического университета в Лозанне. Строительство начнется в будущем году.
Домики веером
Плотная жилая застройка по проекту бюро KCAP на искусственном острове в амстердамском порту сочетает разновысотные корпуса и «органическую» схему озеленения.
Свет и покой
На юге Тюмени по проекту бюро «Мегалит» построен кремационный комплекс и колумбарный парк. Чтобы внушать посетителям чувство покоя и устойчивости, архитекторы с особым тщанием отнеслись к пропорциям и чистоте линий. Также в «сценарий» здания заложено обилие естественного света и взаимодействие с ландшафтом.
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.