Ледокол Баумана

На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.

mainImg
Кампус МГТУ спроектирован и построен в очень короткие сроки: за 4 года с 2020 по осень 2024.

Руководитель авторского коллектива – главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, авторы проекта – ТПО «Прайд», со стороны проектной организации кампус курировала Елена Мызникова, со стороны МГТУ – главный архитектор университета Андрей Тютин. В работе участвовали несколько ГАПов, поскольку корпуса и пространства разного назначения и значимости сгруппированы на нескольких площадках. В историческом центре Москвы, хотя и за Садовым кольцом: в Немецкой слободе. Топовый, знаковый, звучный и  большой. Мегапроект. 
Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Елена Мызникова, руководитель авторского коллектива Технологической долины МГТУ
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Андрей Тютин, главный архитектор МГТУ
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Экскурсию для журналистов Сергей Кузнецов начал с благодарности мэру Сергею Семеновичу Собянину, без искренней заинтересованности которого современной архитектурой проект вряд ли бы смог состояться, особенно в такой короткий срок. Подчеркнул, что общественных пространств в итоге реализации проекта в районе 2-й Бауманской стало значительно больше: раньше вся территория центральной части кампуса была «за забором», а теперь проходима с нескольких сторон. А заключил свой рассказ Сергей Кузнецов приблизительно следующими словами: проект кампуса МГТУ – образцовый, его задача показать, что так строить можно и нужно по всей стране. Вот почему здания общежитий немного напоминают ледокол. И напомнил присутствующим о своем проекте «Русское идеальное» в Никола-Ленивце, там идеал и тут идеал: «Страна должна выглядеть так. <...> Надо делать образцовые проекты. Пробивать стену» , – так резюмировал свое выступление главный архитектор Москвы. 

Уже само это высказывание провоцирует к жизнестроительному восприятию проекта: не только Андрей Боков говорит о том, как нам обустроить Россию.

Итак, «Технологическая долина», или кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана, расположена на нескольких площадках, на разных сторонах 2-й Бауманской улицы и разных берегах Яузы.
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Концепция 2021 года
    © Сергей Кузнецов & ТПО «Прайд»
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Генплан основной части на 2-й Бауманской улице
    © Сергей Кузнецов & ТПО «Прайд»

Основная часть – напротив главного здания университета, между 2-й Бауманской и просто Бауманской улицей. На месте бывшего Института химзащиты, он-то и был закрытой территорией военного ведомства. Здесь вокруг овальной в плане площади сгруппированы несколько новых корпусов МГТУ: цифровой трансформации и цифрового же материаловедения, технологий защиты природы, инновационный хаб, так же как и конгресс- и медиацентр. Здания, кроме двух последних, разделены между собой значительными паузами и сгруппированы вокруг площади как лучи, расходящиеся от центра.
  • zooming
    План цокольного этажа. Технологическая долина МГТУ на Яузе. Центральная часть
    © Сергей Кузнецов & ТПО «Прайд»
  • zooming
    План 1 этажа. Технологическая долина МГТУ на Яузе. Центральная часть
    © Сергей Кузнецов & ТПО «Прайд»
  • zooming
    План 2 этажа. Технологическая долина МГТУ на Яузе. Центральная часть
    © Сергей Кузнецов & ТПО «Прайд»
  • zooming
    План 3 этажа. Технологическая долина МГТУ на Яузе. Центральная часть
    © Сергей Кузнецов & ТПО «Прайд»

Скругленные торцы со стороны площади решены в виде стеклянной «гармошки», на которую в технике шелкографии нанесены надписи, соответствующие специализации каждого корпуса. Западный торец кластера защиты природы, обращенный к Бауманской улице, но углубленный относительно ее красной линии – такой же складчатый, как и внутренние вогнутые поверхности и при взгляде в улице образует некоторую интригу, призывающую прохожего зайти и посмотреть, что там внутри. 
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

В центре площади – амфитеатр, в центре амфитеатра Древо знаний; его роль исполняет дуб, но не обычный для Москвы дуб черешчатый, quércus róbur, а с изрезанными листьями, похожими на листья клена – дуб красный, quércus rúbra. Вероятно, чтобы сложнее было представить себе на его ветвях русалку и ученого кота... Дерево уже сейчас достаточно большое, хороший, взрослый крупномер. 
  • zooming
    1 / 4
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

По овальному контуру площадь накрывает натяжной козырек из архитектурной мембраны на металлических конструкциях. Последние – гордость проекта, они разработаны немецкими инженерами компании Марка Шлайха schlaich bergermann und partner. Они же делали кровлю стадиона ФК «Краснодар», спроектированного архитекторами СПИЧ, и занимались целым рядом других проектов в России, – рассказывает главный архитектор Москвы.

Сергей Кузнецов также прокомментировал тему сходства решения площади с берлинским Сони Центром, несколько лет назад популярную в общественных обсуждениях проекта МГТУ: с одной стороны, работы Хельмута Яна всегда вызывали уважение Сергея Кузнецова – «в моей коллекции даже есть его рисунки». С другой стороны, натяжная кровля это распространенный прием, прежде всего в стадионах – «в моем портфолио есть стадионы»; да и в Москве уже достаточно много парящих кровель, к примеру в Зарядье, хотя «парящие кровли бывают разными». 
  
  

Словом, надо признать, что такого рода решение полуприкрытой козырьком площади получило определенное развитие в современной архитектуре, и Сони Центр – не единственный аналог, если подумать, можно найти целый ряд других прообразов, а следовательно, прием можно считать закрепившимся в словаре современной архитектуре как один из ее архетипов. Кроме того, вспоминается, что Сергей Кузнецов активно занимается спортом, так что и сравнение со стадионом приобретает новый смысл... Представим себе, как студенты перед занятиями устраивают пробежку вокруг амфитеатра: не марафон, конечно, но тоже разминка. 

Но я отвлекаюсь. Скопление главных корпусов вокруг площади, преимущественно, интравертно, ориентировано на ясно обозначенный центр. С окружением центральный комплекс взаимодействует скорее нейтрально; но есть два исключения. Или даже три. 

Первое – складчатый фасад корпуса со стороны Бауманской. Это самый деликатный акцент; войти с этой стороны из города на площадь можно по ровной плоскости. Не то со стороны 2-й Бауманской – здесь перепад около 7 метров, здесь лестница, площади снизу не видно, зато в сторону улицы выстреливает острый приподнятый «нос» Инновационного хаба. Вдали маячит, привлекает внимание кольцо натяжного козырька. Именно «нос» вступает в диалог со старым зданием МГТУ, Слободским дворцом. Он и есть главный фасад нового кампуса. 
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Третий способ взаимодействия центральной площади с окружением – внутренняя ось. Ее присутствие отдельно акцентировал на экскурсии Сергей Кузнецов. К югу от скопления центральных кластеров разбит сквер, а еще чуть дальше золотистый портал корпуса Биомеда «нанизан» на одну пространственную ось с Древом знаний в амфитеатре, проходящую через крупную «арку». 
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Так возникает три связи с городом: первая деликатно интригующая; вторая – наоборот, дерзкая; третья – внутренняя. 

Поблизости есть еще два корпуса. Один – Квантум-парк, углом по 2-й Бауманской и Бригадирскому переулку. Его образ, по словам Сергея Кузнецова, складывался сложнее всего, несколько раз изменялся, пока не пришел к решению с полосками шелкографии. 
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов, ТПО «Прайд», Елена Мызникова
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Второй корпус – технологический, появился на стороне Слободского дворца, он вытянут между 2-й Бауманской и Яузой вдоль Технического переулка: с обеих сторон на торцах выступают крупные консоли из шахматных «клавиш» в золотистом обрамлении; на повороте стеклянный фасад становится зубчатым. 
Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов, ТПО «Прайд», Елена Мызникова
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Вторая часть «технической долины» – новые общежития; они расположены на другой стороне Яузы, на Госпитальной набережной, и до них по прямой около километра, а пешком 15 минут. Теперь, когда открылся новый пешеходный мост между общежитиями и Лабораторным корпусом 1979–2004 годов постройки, уже точно 15 минут. 

Мост – ключевой элемент проекта, в урбанистическом смысле. Сложно сказать, как там будет в холод и дождь – вероятно, как на любой открытой местности – но в солнечную погоду он чудо как хорош. На нем обустроена велосипедная дорожка с длинными удобными пандусами, с него открывается отличная панорама реки. В панораме принимают активное участие собственно новые корпуса общежитий, очень кокетливо зеркалирующие застройку противоположного берега. Любоваться панорамой можно со ступенек «амфитеатра» – частью моста стало общественное пространство для созерцания реки, вывешенное на изогнутой металлической консоли над водой. Я не люблю слова уникальный, но, пожалуй, в московских проектах такое решение раньше еще не использовали. Кристаллические лифтовые башни кажутся уменьшенным вариантом «кристаллов» общежития. 
  
 

Металлические конструкции моста – не слишком массивные, даже легкие, и в них встроена вечерняя подсветка, так что в темноте кессоны светятся и отражаются в воде. 

Студентов по мосту, во всяком случае в солнечный день, идет довольно много. 

В перерыве между парами немало людей и на бульваре между двумя корпусами общежитий. 
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Бульвар – открытый, общественный, по нему можно пройти, в частности, к стадиону Металлург, который теперь принадлежит МГТУ. Начинается бульвар от моста, его заполняют скамейки и клумбы – все на колесиках, как и во дворе кластера Ломоносов. С противоположной стороны, ближе к спорткомплексу 1980 года постройки, бульвар продолжает вереница качелей – прямо как на Триумфальной площади, только поменьше масштабом, зато, вроде бы, больше посадочных мест. 
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Нам удалось попасть в лобби общежитий – там журналистов сопровождал выпускник, кажется, председатель студсовета, и он все повторял, что селят сюда не всех, а активистов, спортсменов, «...ну, на оценки тоже обращаем внимание». Первокурсников не селят в новое общежитие. Определенно, оно стало классом «элит». Недаром Сергей Кузнецов рассказывал на экскурсии, как депутат перепутала проект, из-за его блестящей внешности, с элитным жильем. Тем не менее это общежитие. В первом этаже столовая, коворкинг, и сервис-центр с круглым ресепшном. Много белых колонн, в том числе наклонных, прямо-таки лес. Часто встречаются офисные перегородки, и в столовой, и в коворкинге. Коворкинг, как нам объяснили, доступен не только жителям конкретного корпуса, а всем студентам МГТУ. 
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Лестницы тонкие, форточки за металлическими решетками, которые образуют ритм на стеклянном фасаде. 
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Взаимное расположение двух корпусов определил канализационный коллектор, который прорезает протяженный участок вдоль по диагонали: архитекторам известно, что такого рода условия способны превратить неудобную конфигурацию в почти нереальную, – но в данном случае территория, надо это признать, все же была довольно значительной. 

Так появился пешеходный бульвар – и так возник скос нижнего восточного угла протяженного корпуса, именно там коллектор подходит к пятну застройки ближе всего. Один скос, по-видимому, породил другие и два очень простых объема получили крупную огранку: уже не только внизу, но и вверху. 
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Объемы – зеркальные, отражают окрестности и друг друга, а наклон нижнего скоса испытанным приемом отражает бульвар, отбрасывая, заодно, максимум бликов. 
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Об отражении неба и говорить не приходится. Хочется назвать здания кристаллами и сравнить с кристаллом на проспекте Вернадского – тот был в начале истории, этот тоже в начале какой-то истории через 30 лет... Интересно. Хотя, конечно, наш новый кристалл – другой. Различия и в форме, здесь она крупнее, и в условности понятия «кристалл» – в данном случае больше похоже именно что на огранку некоего камня. Впрочем, вероятно, химики из МГТУ могут мне возразить...
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов, ТПО «Прайд», Елена Мызникова
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов, ТПО «Прайд», Елена Мызникова
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Тем не менее нет сомнений в том, что форма – простая и крупная, масштаб придает ей размашистости, особенно в некоторых ракурсах. В этом грани вторят острому «носу» на 2-й Бауманской.

Все элементы комплекса, несмотря на различия и даже определенную дальность соседства, подобны друг другу, не зря Сергей Кузнецов определяет их как единый ансамбль. Были по берегам Яузы ансамбли петровских дворцов – а теперь ансамбль кампуса технического университета. Даже бетонный «Титаник» как будто вписался. У ансамблевости есть две характерные черты: во-первых, в обоих случаях новые части комплекса МГТУ образуют открытые для города пространства, бульвар, площадь, сквер; находят оси, связывают части комплекса, иногда визуально, иногда территориально, как мост. Во-вторых, они отличаются общим подходом к форме, и речь не только о дорогих современных материалах и технологиях – предположим, что в утрасовременном кампусе технического вуза использование качественных строительных материалов, подразумевается хотя бы исходя из самого статуса проекта. 

Вернемся к упомянутому в начале сравнению с проектом «Русское идеальное» – не только потому, что обе реализации, категорически, на первый взгляд, не схожие масштабом, расположением и даже материалом, – оба, как минимум, отличаются высокой степенью блеска и отражают все вокруг себя. А прежде всего потому, что оба подчинены: во-первых, простой форме; во-вторых, одному преобладающему материалу. Только в Никола-Ленивце это полированная сталь, а в МГТУ стекло. 

Фасады всех корпусов, и учебных на 2-й Бауманской, и общежития на Госпитальном валу, обернуты стеклом почти полностью, с небольшими вкраплениями серебристого, а чаще желтого металла. В более ответственных частях из стекла лепится форма. Там, где акцент не требуется, авторы используют стеклянную плоскость – как будто бы «отпуская» тему: где надо просто, ограничиваются стеклянными плоскостями. Остекление дорогое, структурное, с характерными швами черного герметика – их разгранка, где-то прямоугольниками, где-то сеткой ромбов, образует подоснову рисунка стеклянных плоскостей.
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Вспоминается формулировка о «зданиях из стекла и бетона» – первоначально, в 1960-е, она имела позитивные коннотации, затем, у градозащитников 1980-х – 1990-х, приобрела негативные; и вот теперь опять позитивные. Мы видим перед собой здания, визуально полностью «сделанные» из стекла.  
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов, ТПО «Прайд», Елена Мызникова
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Степень зеркальности – не стопроцентная, как то случалось у авторов 1990-х, но тоже достаточно высокая. Они рассчитаны на отражения, а также на – это словечко мне недавно подсказали архитекторы – переотражения. Они, эти зеркальные двойники соседних зданий, будь то ампирных, или посмодернистских, которых тоже вокруг немало, или – тоже стеклянных, – становятся важным участником общего разговора. В какой-то степени это лабиринт зеркал. 
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов, ТПО «Прайд», Елена Мызникова
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов, ТПО «Прайд», Елена Мызникова
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов, ТПО «Прайд», Елена Мызникова
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Третий участник фасадного решения, после акцентных форм, сетки структурных полос, блеска и отражений – надписи на стекле. Прежде всего формулы. 
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд» (Елена Мызникова)
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

А первоначально к проекту планировали привлечь художника-граффитиста Покрас Лампаса; однако на более простом и понятном варианте – формулах – настоял университет.

Помимо надписей, в той же технике нанесены полосы на фасады здания Квантум парка.
  • zooming
    Корпус медиакластера и флигель Фанагорийских казарм на первом плане, башня НИИТП на дальнем плане. Вид с Бауманской улицы
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Стеклянная «гармошка» на главной площади кампуса. Технологическая долина МГТУ на Яузе. Сергей Кузнецов, ТПО «Прайд», Елена Мызникова
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Вот и думаешь, что же общего между всеми корпусами «долины»? И кажется, что это общее – архетипичность формы. Решения, которые мы видим в проекте, одновременно эффектны и легко читаемы: да-да, это несмотря на лабиринт отражений. Мы начали привыкать к отражениям и их тоже воспринимаем как архетип. Как и «стеклянное здание». В какой-то момент кажется, что некий старт стеклянным корпусам, сама не зная об этом, дала призма НИИТП на Бауманской улице.

Кстати любопытно, что самые простые стеклянные плоскости тут тяготеют к внешнему контуру, а насыщенные – и формой, и отражениями – группируются во внутренних пространствах. 

Архетипы, как и натяжные купола, бывают разные. Как правило, когда говорят «архетип», речь идет о чем-то очень древнем. Но в данном случае, разглядывая блики и отражения на стеклянных корпусах нового кампуса МГТУ, думаешь, что авторы задались целью собрать группу узнаваемых приемов современной архитектуры – то есть ее, складывающиеся на наших глазах, архетипы. Недаром эпитет, чаще всего употребляемый по отношению к Технологической долине – это, вероятно, слово современный. 
   
    

22 Октября 2024

Похожие статьи
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Технологии и материалы
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Сейчас на главной
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
За каменной стеной
Концепция фондохранилища Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника сочетает элементы архитектуры домонгольской Руси с современными приемами и материалами. Проект бюро Архиоптерикс стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области».
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Больше солнца и воздуха
Бюро KIDZ удается создавать кафе с уникальной атмосферой и настроением, благодаря которым они становятся популярными. И благодаря классному дизайну запускаются целые сети, как это произошло в Нальчике, где к уже двум существующим кофейням Balance Coffee добавилась третья.
Мачта связи
Компания «Норвекс Арт» спроектировала и построила в городе Сокол вышку сотовой связи из клееной древесины. Она легче по весу, а также дешевле и экологичнее в производстве, чем металлическая.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Полуцифровая среда
В Иннополисе под Казанью открылся первый 4-звездочный отель, спроектированный бюро MAD Architects. Интерьеры отеля сочетают элегантность и иронию, технологичность и комфорт, напоминая декорации компьютерной игры или фантастического фильма о недалеком будущем.
Y-школа
По проекту «БалтИнвест-Проект» в Гатчине построена школа на 800 учеников. Лучевая планировка позволила разделить младшую и старшую школы, а также спортивный блок, обеспечив помещения большим количество естественного света. На многослойны фасадах оштукатуренные поверхности сочетаются с навесными элементами разных цветов и фактур.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
Спокойствие, только спокойствие
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга Александра Змеула «Большая кольцевая линия. Новейшая история московского метро». Ее автор – историк архитектуры и знаток подземки – разобрал грандиозный проект БКЛ в подробностях, но главное – сохранил спокойную и взвешенную позицию. С равным сочувствием он рассказал о работе всех вовлеченных в строительство архитекторов, сосредоточившись на их профессиональном вкладе и вне зависимости от их творческих разногласий.
Вся мудрость океана
В Калининграде открылся новый корпус Музея мирового океана «Планета океан». Примечательно не только здание в виде 42-метрового шара, но и экспозиция, которая включает научные коллекции – их собирали около 10 лет, аквариумы с 3000 гидробионтов, а также специально разработанные инсталляции. Дизайн разработало петербургское бюро музейной сценографии «Метаформа», которое соединило все нити в увлекательное повествование.