Не типичное начинание. Привычнее конкурсы либо на конкретные задачи, площадки, объекты – или, наоборот, на абстрактные фантазии... С одной стороны, исследования обычно заказывают. Но в данном случае после предварительного отбора заявок по портфолио и мотивационному письму пять участников работали за условный гонорар – премию, впоследствии разделенную согласно занятым местам, от 750 до 250 тысяч рублей. Поскольку в каждой номинации работал один участник, формат конкурса я бы определила как нечто среднее между заказом и закрытым конкурсом.
Во-вторых, что такое конкурс исследований с точки зрения оценки? Оценить эти работы не так-то просто: любое исследование характеризует масштаб обработанных данных, глубина их анализа и нюансы методологии, а также применимость – ну и так далее. Как все это одномоментно сравнить? Неудивительно, что организаторы назвали целью конкурса «привлечение внимания широкой аудитории к проблемам и возможностям развития городских территорий». Она звучит расплывчато и внеположно. На самом деле я бы определила главную задачу конкурса как – тоже исследование: самих команд, готовых взяться за названные задачи, методик, даже времени, необходимого для основательной работы; но главное – возможностей выхода за рамки урбанистической рутины. Взять известные темы, сложить их в коробочку, хорошенько потрясти и посмотреть, что получится.
И важно заметить, что это первый такой опыт для Института Генплана, который в последнее время довольно много экспериментирует.
«Как говорится, первый блин – не комом», – говорит директор института Татьяна Гук, – «Не могу сказать, что все из того, что мы увидели в процессе судейства, сразу пригодится в работе, но какие-то идеи, определенно, можно взять на вооружение. Есть очень хорошие подходы».
Да и судить оказалось совсем не сложно. Одна работа, как согласились, кажется, все, была на голову выше – и по подробности, и по нетривиальности.
1 место
Каталог жилой среды
Современные подходы к пространственной организации жилой средыКураторы: В. Лутц, О. Благодетелева;
Участники: А. Данильченко, Д. Медведев, Д. Переяславцев, В. Помогаев, Б. Савкин, А. Сираева, С. Скотников, У. Сулейманова, А. Толмачев
Команда этого исследования – большая, увлеченная и какая-то очень внятная. По их собственным словам, участники знакомы, в основном, по учебе в НИУ ВШЭ, а в команду объединились именно для этого исследования, но планируют совместно работать в дальнейшем.
Исходя из заявленной задачи – «Поиск архитектурно-градостроительных подходов и приемов развития комфортной городской среды» – я почему-то ожидала общих разговоров о комфортной среде и лавочках.
А команда под руководством отдела Перспективных исследований Виталия Лутца сделала собственный каталог «архетипов» жилых комплексов. Действительно предложив новую методику, которую, как кажется, можно представить себе как совмещение двух ключевых взглядов: архитектурно-градостроительного и рыночного: «Классы не отражают морфологическое разнообразие, морфотипы не отражают продуктовое». Как наложение двух сеток. А может быть, трех, плюс взгляд чиновника и согласования. Так что результат получился объемным не только по размеру: 100 страниц в презентации, но и – трехмерным. Аудитория исследования тоже трехчастная: управленцы, жители, проектировщики. В состав последних входят и архитекторы, и девелоперы.
Важно отметить, что каждое исследование имеет прикладное целеполагание, что очень важно для будущего практического применения результатов. «Каталог жилой среды» – это анализ обширного массива данных о жилищном строительстве за последние пять лет. Итог представляет собой более чем обширную информацию о существующих морфотипах жилья, популярных архитектурных решениях и, что особенно важно, четкое понимание предпочтений жителей в отношении жилой среды. Все эти данные в совокупности создают готовый инструмент для проектировщиков, который можно немедленно использовать на практике.
Так или иначе, а это то исследование, в положения которого хочется дополнительно вникать: есть устойчивое ощущение, что в итоге что-то поймешь и про рынок, и про тенденции. Предложенный понятийный аппарат сам по себе уже заслуживает внимания.
Участники сформулировали матрицу исследования, выбрали 94 «мероприятия» для оценки, проанализировали 23 ЖК, предложили 7 архетипов жилья для Москвы за последние 5 лет с 2019 года – причем, по их словам, матрица может оставаться неизменной, а архетипы меняются, практически, на глазах. Плюс авторы коснулись иностранной практики, в основном, по контрасту, на примере Нидерландов и Узбекистана, и российских регионов, – сформулировали 11 страниц трендов жилого рынка.
Семь архетипов – это:
- Город в городе;
- Город вне города;
- Универсальные ЖК;
- Городские оазисы;
- Жилые небоскребы;
- Бизнес-резиденции;
- И премиальные ЖК.
Авторы приводят внушительный список предыдущих исследований, не забывают, как самый близкий аналог, работу КБ «Стрелка», посвященную КРТ и сделанную по заказу ДОМ.РФ. Также продуманы планы на будущее: имеет смысл изложить исследование в более доступном и понятном для потенциальных покупателей виде landing page, а вот мобильное приложение – уже перебор. Было бы хорошо опросить не меньше 1500 жителей, тогда выборка была бы представительной. Амерканский стандарт form based code жестковат, а наш ПЗЗ «более динамичный и гибкий», что не делает один из них хуже или лучше... Налицо здравый взгляд авторов на свою работу и контекст. Словом, очевиден большой потенциал. Не исключу, что Институт Генплана еще поборется за эту команду.
А относительно названия – тут получилось, что в теме номинации было слово «живой», а в исследовании осталось более конкретное и точное – «жилой среды». Довольно редко так бывает, обычно наоборот.
Результаты исследования представлены в сети в виде таблицы XLS; обратите внимание, что Матрица и Каталог – на разных закладках внутри одного файла.
Юрий Шередерга, архитектор, партнер и сооснователь проектно-консалтингового бюро Sheredega Consulting
В условиях урбанистического бума, свидетелями которого мы являемся, необходимо поддерживать не только творческие, но и научные аспекты градостроительных проектов. К сожалению, примеры пост-проектных исследований встречаются очень редко. Однако рефлексия над существующим опытом позволяет лучше понять, как наши проекты влияют на городскую среду после их реализации. Экспериментальные исследования могут дать как положительные, так и отрицательные результаты, что поможет нам оценить текущее состояние дел и определить направление дальнейшего движения.
2 место
Город в городе
Локальные общественные центрыв периферийных районах города
Куратор: Дмитрий Некрасов, начальник управления стратегического планирования и экономики градостроительства Института Генплана.
Авторы, руководители: Сергей Георгиевский, Кетеван Хелая, Ольга Грицан, Мария Седлецкая; участники – территориальное планирование: Александра Ядерская, Юлия Веденина; архитектура – Яна Нэсс; ГИС-аналитика – Сергей Бирюков; экономика – Тимур Байчурин; социокультурное программирование – Андрей Ващук; социология – Павел Степанцов, Юлия Степанцова, Екатерина Сахарова, Яна Круглик, Анастасия Кузнецова; оформление материалов – Денис Дмитриенко, Григорий Гуслицков
У второй команды авторов – больше других, не 11, включая кураторов, как у «Коллектива 12», а целых 17. В профессионализме Агентства «Центр», думаю, никто не сомневается. Как следствие, и выбор их в качестве участника конкурса выглядит беспроигрышным: подходы и принципы урбанистических исследований у «Центра» отработаны хорошо.
Исследование начинается с пространного определения периферии Москвы как таковой. Чтобы «найти» периферию, авторы называют центры общегородского уровня, их получается шесть: помимо Кремля, ММДЦ Сити, ВДНХ, Серп и Молот – вероятно, он же ЖК «Символ»? – ЗиЛ, то есть ЗИЛАрт плюс будущий ЖК Шагал и Нагатино, и Южный порт, который пока центром кажется только в планах, но планы – интенсивно развиваются. Так что в самом начале исследования мы видим, что, на самом деле, так называемые «полицентры» в Москве уже есть. Далее выбирают, том числе на основе покупательной активности по концентрации биллинговых операций, из одиннадцати территорий – две «модельные» для более детального изучения. «Максимально удаленные» от сложившихся центров и «полуанклавные», в разной мере изолированные от города.
На юге Восточное Бирюлево, на севере Лианозово-Бибирево-Алтуфьево.
Авторы проводят съемку на месте, опрашивают жителей.
Выводы: чем изолированнее территория, тем она менее успешна и более уныла. У Бирюлево дела заметно хуже, нежели у Бибирево. Бирюлево – район более изолированный, в нем остро не хватает метро, жители ждут его уже давно, но мешает какая-то секретная подземная трасса. Вряд ли проблему решит строящееся на месте «Чкалова» «Место встречи». Очевидно, и исследование этот факт, как говорится, вновь выявило, – что общественными центрами в отдаленных районах служат, в основном, ТЦ, ЖК, ФОКи и центры детского творчества – а вот дальше дело не идет.
Интереснее замечание руководителя аналитического отдела Агентства стратегического развития «ЦЕНТР» Ольги Грицан: я живу в подмосковном Раменском, и была неприятно удивлена, что общественная среда в Восточном Бирюлево развита хуже, чем в Подмосковье. С другой стороны, в Бибирево «Парк Света» разгромили вандалы...
Выводы и рекомендации под шапкой «Локальные центры: формула успеха» занимают примерно пятую часть объема исследования, превращаясь то в схемы, то в таблицу потенциальных запросов населения.
Авторы даже делают попытку масштабирования своего исследования на другие города, беря для примера Псков и Вязьму.
Исследование выглядит большим и подробным, тут и цитаты, и схемы, и списки, и цифры. И позитивные современные подходы, опробованные в центре города: переход от моно- к многофункциональности, призыв к вовлечению жителей, 15-минутная доступность, рассмотрение разных аспектов «центральности» от экономической до культурной. Уделено внимание и тому факту, что жители опасаются прихода общегородского благоустройства из-за вероятности потери местной идентичности и личных смыслов, связанных с территорией.
Тем не менее светлая картина рождения новых общественных центров на периферии не очень вырисовывается. А если смотреть на съемку, то видно, что единственный пример современной архитектуры в этой теме – культурные центры из списка «39 кинотеатров», чистые и симпатичные, но с преобладающей функцией торгового центра, это раз, и все одинаковые, или очень похожие, визуально типовые, это два. Но может быть, все это только начало пути.
Кирилл Пузанов, научный руководитель магистерской программы «Цифровая урбанистика и аналитика города» НИУ ВШЭ
Конкурсы, которые ставят перед нами новые вопросы, играют ключевую роль в развитии науки и практики. Мы должны приветствовать такие инициативы и надеяться, что научные исследования вновь станут отправной точкой для будущих проектов. Важно, чтобы результаты этих конкурсов не оставались незамеченными: необходимо делиться ими с широкой аудиторией и экспертным сообществом, чтобы они могли инициировать новые дискуссии и поднимать актуальные вопросы.
3 место
Зачем тебе автомобиль?
Исследование причин владения автомобилем
Куратор: Наталья Кармадонова, начальник управления мастерской планирования транспортных систем.
Участники: Анастасия Пироцкая, Ксения Радыгина, Екатерина Ничаева, Дарья Пудовкина, Екатерина Цимбота
Честно говоря, лично мне как автомобилисту тема показалась несколько предопределенной по результатам. Знаете, когда хотят убедить или зазвать куда-то, задают вопросы: почему, зачем? Иными словами в формулировке вопроса уже содержится потенциальный ответ, который знает задающая сторона – на самом деле не нужен автомобиль, но за него почему-то держатся несознательные горожане. В Москве порядка 4 млн машин, а с приезжающими из области все 5 млн – говорят нам авторы исследования. Слишком много... Словом, у автомобилиста сама постановка вопроса уже может вызвать некоторое предубеждение. Кто не насторожится, если сказать, что его слишком много? Вероятно, скоро будут сокращать! Увеличивать цены на парковки, например: в Китай-городе уже 600 рублей в час.
Итак. Авторы команды ЦИАН разделили исследование на 2 части, качественную и количественную: первую составил личный опыт и 12 глубинных интервью, вторую – опросы пользователей сервиса, порядка 1000 ответивших. Соглашусь с мнением коллег из жюри, что это маловато; кажется, что команда очень уж положилась на внутренние возможности собственной системы.
Приведя некоторое количество таблиц, позволивших убедиться в простых интуициях: что на машине комфортнее, особенно с детьми, за покупками и за город...
Авторы приходят к простому выводу:
На собственной машине ездят на работу и учебу, за покупками и с детьми. Выбор в пользу общественного транспорта – рациональный: избежать пробок, точно рассчитать маршрут. Но и улучшение его частоты и комфорта в последние годы тоже играет свою роль. Тем не менее по эмоциональным причинам выбирают скорее самокат и велосипед. Все правда, и все соответствует личным интуициям, как минимум, моим личным. Возникает вопрос: зачем было проводить исследование, чтобы доказать очевидные вещи?
Вероятно, предполагая некоторую «интуитивную ориентированность» выводов авторы сопроводили свое выступление небольшой «мизансценой» с двумя героями: женщиной с детьми и мужчиной без детей, чем немало оживили присутствующих на защите экспертов.
4 место
«Свет в окне»
Определение вакантности жилого фонда
Куратор – Григорий Юшин, начальник управления аналитики данных территориального планирования; Денис Муратаев.
Участники – команда «Урбан хелпер»: Павел Семин, Татьяна Балтыжакова, Юлия Родикова, Валерия Палич, Вячеслав Иванись, Ульяна Зудилова, Еслизавета Еврасова
Проект представляла Юлия Родикова, которая представилась как руководитель, временами переговариваясь по видеосвязи с Пашей, которого представила как автора алгоритма.
UPD 25.11.2024: Некоторые авторы проектов любят требовать правок после публикации текста о них. Урбан хелпер оказался из их числа. Так, Юлия Родикова попросила нас исправиться, и не один раз, вот, например: «Также с вашей стороны было бы вежливо указать в тексте авторе на как «Паша», как называла я свой ИИ во время выступления, а Павел Семин – он есть в списке авторов». Исправляемся. Автор алгоритма, по всей видимости, Павел Семин. А вот что такое «свой ИИ», остается во мраке неизвестного. Его назвали в честь автора алгоритма? Загадок как будто стало больше.
Приведя примеры подобных зарубежных исследований с оценкой их применимости...
Авторы выбрали метод анализа по виду балконов, остановились на домах самой распространенной панельной серии I-515, а затем: взяли съемку с панорам Яндекса, разметили их, сделали предположения о заселенности квартиры и классификацию снимков – всё вручную. Но использовали предобученную модель Segment Anything. Информация о модели размещена здесь. А ссылка с описанием и кодом уже сейчас оказалась недействительной. UPD 25.11.2024. Юлия Родикова, опять же, прислала нам сслыку, которую описала как действительную, вот она.
Далее авторы говорят о собственной методологии определения вакантности квартир, называя ее достоинствами использование открытых данных и относительную простоту подсчетов. Не притворяясь, что поняла рассуждения об индексе Морана, на котором основана пространственная автокорреляция, позволяющая авторам свести вместе целый ряд предположений, скажу только – ссылка на код собственной методики работает, и вот она.
Карты и аналитика находятся здесь. Довольно интересно их рассматривать, к примеру, видно, что лидер по вакантности квартир – Коммунарка, и еще что к юго-западу она, вакантность, планомерно нарастает.
Хочется верить, что показанные данные действительно обоснованны. Вряд ли можно рассчитывать на их безусловную точность; тем более что объяснение методики сложно назвать внятным. Кроме того, но это уже субъективное мнение, маловероятно, что заселенность квартир действительно можно определить по открытым источникам, не прибегая к данным ЖКХ или мобильных телефонов. Не очень понятным для меня осталось и утверждение авторов, что метод анализа по освещенности они считают бесперспективным.
***
Участники – команда «Урбан хелпер»: Павел Семин, Татьяна Балтыжакова, Юлия Родикова, Валерия Палич, Вячеслав Иванись, Ульяна Зудилова, Еслизавета Еврасова
Проект представляла Юлия Родикова, которая представилась как руководитель, временами переговариваясь по видеосвязи с Пашей, которого представила как автора алгоритма.
UPD 25.11.2024: Некоторые авторы проектов любят требовать правок после публикации текста о них. Урбан хелпер оказался из их числа. Так, Юлия Родикова попросила нас исправиться, и не один раз, вот, например: «Также с вашей стороны было бы вежливо указать в тексте авторе на как «Паша», как называла я свой ИИ во время выступления, а Павел Семин – он есть в списке авторов». Исправляемся. Автор алгоритма, по всей видимости, Павел Семин. А вот что такое «свой ИИ», остается во мраке неизвестного. Его назвали в честь автора алгоритма? Загадок как будто стало больше.
Приведя примеры подобных зарубежных исследований с оценкой их применимости...
Авторы выбрали метод анализа по виду балконов, остановились на домах самой распространенной панельной серии I-515, а затем: взяли съемку с панорам Яндекса, разметили их, сделали предположения о заселенности квартиры и классификацию снимков – всё вручную. Но использовали предобученную модель Segment Anything. Информация о модели размещена здесь. А ссылка с описанием и кодом уже сейчас оказалась недействительной. UPD 25.11.2024. Юлия Родикова, опять же, прислала нам сслыку, которую описала как действительную, вот она.
Далее авторы говорят о собственной методологии определения вакантности квартир, называя ее достоинствами использование открытых данных и относительную простоту подсчетов. Не притворяясь, что поняла рассуждения об индексе Морана, на котором основана пространственная автокорреляция, позволяющая авторам свести вместе целый ряд предположений, скажу только – ссылка на код собственной методики работает, и вот она.
Карты и аналитика находятся здесь. Довольно интересно их рассматривать, к примеру, видно, что лидер по вакантности квартир – Коммунарка, и еще что к юго-западу она, вакантность, планомерно нарастает.
Хочется верить, что показанные данные действительно обоснованны. Вряд ли можно рассчитывать на их безусловную точность; тем более что объяснение методики сложно назвать внятным. Кроме того, но это уже субъективное мнение, маловероятно, что заселенность квартир действительно можно определить по открытым источникам, не прибегая к данным ЖКХ или мобильных телефонов. Не очень понятным для меня осталось и утверждение авторов, что метод анализа по освещенности они считают бесперспективным.
***
Очевидно, что и конкурс не тривиальный, и задачи не простые. Может быть, некоторые из них не имеют окончательного решения в современных условиях или требуют большого времени и сил. Тем не менее впечатляет, что четыре команды смогли так или иначе, с разной степенью подробности, раскрыть свои задачи и ответить на вопросы. А сложность иллюстрирует хотя бы тот факт, что пятая команда сошла с дистанции.
Жюри конкурса «Исследуй город»:
Юлиана Княжевская – председатель жюри, председатель Москомархитектуры
Сергей Кузнецов – главный архитектор Москвы
Сергей Костин – заместитель председателя МКА
Татьяна Гук – директор Института Генплана Москвы
Игорь Бахирев – заместитель директора Института Генплана Москвы
Григорий Мустафин – главный архитектор Института Генплана Москвы
Татьяна Полиди – вице-президент фонда «Институт экономики города»
Юрий Шередега – архитектор, партнер и сооснователь проектно-консалтингового бюро Sheredega Consulting
Кирилл Пузанов – научный руководитель магистерской программы «Цифровая урбанистика и аналитика города» НИУ ВШЭ
Иван Дементьев – заместитель директора Музея транспорта Москвы по научно-исследовательской деятельности
Кирилл Жанайдаров – директор департамента транспорта фонда «Сколково»
Юлия Тарабарина – Главный редактор «ARCHI.RU»
Тимур Башкаев – Архитектор, руководитель ООО «АБТБ»
Дмитрий Сухов – Креативный директор Genpro