Дни и дела

Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.

mainImg
Многие воспринимают Союз архитекторов как пережиток советского прошлого, не имеющий какого-то реально значимого функционала в нынешних реалиях. Юридических или лоббистских рычагов для защиты интересов цеха у Союза нет. Остаются презентационные и коммуникационные задачи, с которыми региональные отделения справляются по-разному, в зависимости от того, насколько инициативны и креативны их руководители и насколько деятельную и драйвовую команду удается им сплотить вокруг себя. Позитивным примером могут служить изменения, которые произошли в работе Новосибирского отделения Союза архитекторов России (НоСАР) после избрания в 2023 году нового председателя Петра Долнакова.

Новосибирск и раньше выступал как архитектурная столица Сибири, благодаря множеству профессиональных форумов и особенно одному из старейших рейтингов современной России – «Золотой капители», а с приходом Петра и его команды удалось сделать несколько очень важных шагов к новой концепции деятельности Союза – созданию на его основе платформы для обсуждения и решения важных для города проблем с участием архитекторов, девелоперов, чиновников и горожан.

Демонстрацией обновленной парадигмы стал фестиваль «Дни архитектуры», прошедший в августе 2024. Конечно, не все, что было придумано, удалось воплотить – об этом мы скажем пару слов дальше – но сама тенденция, уверенность в правильности выбранного направления развития команды, участие молодежи и поддержка со стороны региональных и городских властей дают основания надеяться, что скоро Новосибирск удивит всех.

 
cic =

Петр Долнаков, председатель НоСАР

Главной темой «Дней архитектуры» стал юбилей нашего отделения Союза архитекторов. Историю НоСАР мы показали через галерею всех его председателей. И, чтобы сделать вклад Союза в историю города более наглядным, мы подготовили специальную вставку о творчестве пяти из его руководителей, настоящих лидеров архитектурного движения в Новосибирске: Андрея Дмитриевича Крячкова, Николая Сергеевича Кузьмина, Евгения Андреевича Ащепкова, Анатолия Афанасьевича Воловика и Владимира Васильевича Бородкина.

Но ретроспекцией мы не ограничились. В этом году НоСАР впервые в публичном поле поднял комплекс вопросов о развитии города, опираясь на законодательство, определяющее архитектурно-градостроительный облик объектов территориального строительства (АГО), которое появилось в 2023 году.

Впервые за несколько десятилетий мы, как профессиональное сообщество, обозначили себя как экспертную площадку, имеющую возможность и право реально влиять на развитие города. Деловая программа «Дней архитектуры» 2024 строилась на практико-ориентированном подходе и обсуждении вопросов комплексного развития территорий. А публичная состояла из дискуссий и лекций на актуальные темы на стыке архитектуры, культуры, истории и социальных аспектов, которые давали возможность всем желающим получить ответы на вопросы о том, как живет и меняется город.


Празднование 90-летия НоСАР, как это ни странно, обошлось без торжественной конференции, церемоний и открытия памятных досок. Ничего из того, что обычно ждешь от старого доброго Союза архитекторов, в Новосибирске не было. Вместо этого команда «Дней архитектуры» придумала отличный способ перекинуть мостик через десятилетия и показать Союз как сообщество классных профессионалов и неординарных личностей, многим из которых довелось возглавлять НоСАР.
© Наталья Палей и бюро Неоплан / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»

Графическим образом празднования 90-летия НоСАР стали стилизованные портреты председателей, которые превращались то в принт на футболках, то в значки, а некотором особенно повезло и их портреты буквально ожили при помощи современных компьютерных программ и специалистов студии Belkin Video.

Ниже 2 ролика: Анатолий Воловик и Николай Кузьмин. Их можно запустить и посмотреть на работу нейросети.





Главными героями празднования стали пятеро архитекторов: А. Д. Крячков, Н.С. Кузьмин, Е.А. Ащепков, А.А. Воловик и В.В. Бородкин. Каждый из них, в свое время возглавлял новосибирское отделение СА и внес значительный вклад в архитектурный облик города или в архитектурную науку.

Андрей Крячков (1876–1950), чья активная профессиональная деятельность в Новосибирске пришлась на послереволюционное время, прошел непростой путь от неоклассицизма к конструктивизму и снова к классике в ее сталинско-ампирном варианте. Ему принадлежат проекты множества зданий в центральной части Новосибирска, таких как здание Сибкрайсоюза и Стоквартирный дом работников крайисполкома.
 


Николай Кузьмин (1905–1985) начинал как конструктивист, разрабатывавший проект дома-коммуны на 5 тысяч жителей; затем строил жилые дома для рабочих и служащих, а в послевоенные годы исследовал возможности использования новых технологий в строительстве.
 


Евгений Ащепков (1905–1983) – знаменитый исследователь архитектуры Сибири, в первую очередь деревянного зодчества, и Китая, стал первым членом-корреспондентом Академии архитектуры СССР.
 


Анатолий Воловик (1929–1999) приехал в Новосибирск учиться и остался в городе, построив множество объектов, среди которых можно выделить Научно-техническую библиотеку СО РАН и предыдущее здание аэропорта «Толмачёво».



Владимир Бородкин (1942–2013) руководил НоСАР в самые непростые, постперестроечные годы. Как и многие представители его поколения, начинал работать как модернист, но на рубеже тысячелетий строил коммерческие объекты, экспериментируя с новыми материалами и формами.



Об этих пяти архитекторах, их проектах и деятельности во главе Союза рассказывала отдельная выставка, установленная перед входом в Центр «Победа». Дизайн экспозиции разработали Наталья Палей и бюро Неоплан. Для выставки был собран интересный материал, но планшеты расположили не в самом проходном месте и было немного обидно, что не все посетители Центра «Победа» смогли увидеть их.



Такие выставки, посвященные архитекторам и их проектам, могли бы экспонироваться не только в рамках «Дней архитектуры», но и в другое время, в парках и на площадях, чтобы жители и гости города могли с ними познакомится. Судя по тому, насколько популярным становится проект «Ново-Сибирск. Конструктивизм!», у горожан есть интерес к архитектурным достопримечательностям, и организаторы «Дней архитектуры» могут активнее продвигать не только объекты авангарда, но и здания, относящиеся к другим периодам активного строительства, включая и современные объекты, многие из которых удостоены профессиональных наград. Взгляд в прошлое и искренний интерес к наследию в городе, чья история насчитывает меньше 200 лет, – это возможность показать жителям, что им есть чем гордиться, что архитекторы каждый год привносят в облик города нечто новое.

В отличие от вопросов архитектурного наследия, обсуждение глобальных архитектурно-градостроительных проблем – тема максимально непонятная непрофессиональной аудитории, вне зависимости от того, насколько она подготовлена или заинтересована. К примеру на Moscow Urban Forum понадобились совершенно экстремальные усилия, чтобы найти формат их презентации, да и то достигнутая планка удержалась не долго, пока не ушла в область практической урбанистики и благоустройства.

В Новосибирске на «Днях архитектуры» попытались найти свой подход, пригласив к участию региональных экспертов и специалистов из других городов. Главным фокусом дискуссий стала перспектива разработки мастер-плана «Большого Новосибирска» и его дальнейшая переработка в конкретные градостроительные документы. Интересно, что кроме главного архитектора Новосибирской области Ивана Фаткина и главного архитектора Новосибирска Александра Ложкина активное участие в обсуждении принял Петр Долнаков, представивший конкретные предложения от имени Союза. Суть его презентации сводилась к тому, что существующие вокруг Новосибирска поселки и городские образования должны рассматриваться вместе со столицей региона, поскольку в реальности именно так эта система и функционирует уже сейчас и нужно закладывать полицентрическую структуру с функциональным делением между 9 подцентрами – для увязки градостроительных и макроэкономических задач. Ключевым инструментом должны стать проекты комплексного развития территорий (КРТ), для которых в 2023 году были определены 173 участка в границах Новосибирска и 1 участок в области.

Отдельным блоком в деловой программе «Дней архитектуры» прозвучала тема взаимодействия города и реки, действительно, крайне актуальная для Новосибирска. В нее входят и организация регулярного пассажирского речного судоходства, и выработка решений для формирования застройки вдоль реки, и много других аспектов, которые более полно и системно будут обсуждаться осенью 2025 года на фестивале «Экоберег». В Новосибирске идет очень активное жилищное строительство и, разумеется, самые привлекательные для коммерческих застройщиков участки – вдоль реки Обь. Отсутствие единых принципов регулирования застройки и подходов к благоустройству порождает архитектурную какофонию и не позволяет сформировать городской речной фасад. Посмотрим: может быть, в следующем году к фестивалю «Экоберег» у города будут не только предложения конкурсантов, но и собственные наработки и даже регламенты.

  • zooming
    1 / 5
    Церемония открытия фестиваля «Дни архитектуры» в Новосибирске. 2024
    Фотография © Юрий Бабичев / предоставлена пресс-службой «Дней архитектуры»
  • zooming
    2 / 5
    Выступление председателя НоСАР Петра Долнакова на церемонии открытия «Дней архитектуры»
    Фотография Елена Петухова
  • zooming
    3 / 5
    Выступление главного архитектора Новосибирской области Ивана Фаткина на церемонии открытия «Дней архитектуры»
    Фотография © Юрий Бабичев / предоставлена пресс-службой «Дней архитектуры»
  • zooming
    4 / 5
    Выступление главного архитектора Новосибирска Александра Ложкина на церемонии открытия «Дней архитектуры»
    Фотография © Юрий Бабичев / предоставлена пресс-службой «Дней архитектуры»
  • zooming
    5 / 5
    Выступление председателя оргкомитета рейтинга «Золотая капитель» Татьяны Иваненко на церемонии открытия «Дней архитектуры»
    Фотография Елена Петухова

Сессии, посвященные мастер-планированию Новосибирска и других сибирских городов, собрали представительный состав участников и широко освещались в прессе, но каких-то конкретных шагов или «дорожной карты», с понятными этапами и распределением зон ответственности, так и не было сформулировано. И до тех пор, пока это не произойдет, рассчитывать на вовлеченность или хотя бы деятельный интерес жителей к вопросам градостроительного развития не стоит. Будем надеяться, что в Новосибирске найдут правильную подачу для презентации архитектурно-градостроительных вопросов, в первую очередь благодаря заинтересованности нового руководства НоСАР и созданной при нем Лаборатории городских исследований. Последний факт обнадеживает. Подобные Лаборатории или Центры городских компетенций часто создаются либо профильными департаментами региональных правительств, либо как независимая коммерческая институция, но практически никогда – при Союзе архитекторов. Не исключено, что в Новосибирске подобный центр при СА создан впервые в России.

Благодаря усилиям организаторов и партнеров «Дней архитектуры» программа трех фестивальных дней была насыщена самыми разными мероприятиями, ориентированными не только на архитектурное сообщество, но и на горожан: лекциями, дискуссиями, презентациями и даже отдельной кинопрограммой, включающей редкие фильмы об истории Новосибирска и его архитектуры, что не удивительно, учитывая специфику площадки, на которой прошли «Дни архитектуры» – бывший кинотеатр, а сейчас реконструированный и обновленный Центр культуры и отдыха «Победа». Деловая и публичная программа проходила в оборудованных залах, а в вестибюлях и холлах центра были размещены выставки на самые разные архитектурные темы.

  • zooming
    1 / 10
    Стойка регистрации гостей фестиваля в фойе Центра «Победа»
    Фотография © Юрий Бабичев / предоставлена пресс-службой «Дней архитектуры»
  • zooming
    2 / 10
    Экспозиция студенческих работ в фойе Центра «Победа»
    Фотография © Юрий Бабичев / предоставлена пресс-службой «Дней архитектуры»
  • zooming
    3 / 10
    Экспозиция студенческих работ в фойе Центра «Победа»
    Фотография Елена Петухова
  • zooming
    4 / 10
    Экспозиция студенческих работ в фойе Центра «Победа»
    Фотография Елена Петухова
  • zooming
    5 / 10
    Экспозиция студенческих работ в фойе Центра «Победа»
    Фотография Елена Петухова
  • zooming
    6 / 10
    Экспозиция студенческих работ в фойе Центра «Победа»
    Фотография Елена Петухова
  • zooming
    7 / 10
    Экспозиция студенческих работ в фойе Центра «Победа»
    Фотография Елена Петухова
  • zooming
    8 / 10
    Экспозиция студенческих работ в фойе Центра «Победа»
    Фотография Елена Петухова
  • zooming
    9 / 10
    Экспозиция студенческих работ в фойе Центра «Победа»
    Фотография Елена Петухова
  • zooming
    10 / 10
    Экспозиция студенческих работ в фойе Центра «Победа»
    Фотография Елена Петухова


Место проведения фестиваля выбрали не случайно. История нынешнего центра «Победа» непроста и отчасти парадоксальна. Изначально это был Дворец Труда, построенный в 1926 году. В 1936 году он был перестроен под кинотеатр «Октябрь». После ВОВ здание снова пришлось реконструировать, была добавлена пристройка с еще одним залом и на долгие годы кинотеатр стал местом главных кинематографических событий Новосибирска. К началу 2000-х здание сильно обветшало и только каким-то чудом не только уцелело, но и получило шанс на новую жизнь. Город нашел средства – около 10 млн $ – на комплексную реставрацию, в которой принимали участие архитекторы из разных стран. Благодаря их усилиям удалось сохранить архитектуру и интерьеры сталинского ампира, но адаптировать его к современным требованиям по комфорту и техническому оснащению.

Так что можно сказать, что «Дни архитектуры» в 2024 году проходили в пространстве архитектурного чуда, чья судьба так сильно отличается от судеб десятков тысяч других кинотеатров и домов культуры.

  • zooming
    1 / 6
    Вокруг Центра «Победа» в «Дни архитектуры» проходил музыкальный марафон
    Фотография © Юрий Бабичев / предоставлена пресс-службой «Дней архитектуры»
  • zooming
    2 / 6
    Сравнение фасадов до и после реконструкции
    © Центр культуры и отдыха «Победа» https://vpobede.ru/news/novoy-pobede-10-let
  • zooming
    3 / 6
    Сравнение интерьера зала до и после реконструкции
    © Центр культуры и отдыха «Победа» https://vpobede.ru/news/novoy-pobede-10-let
  • zooming
    4 / 6
    Сравнение интерьеров до и после реконструкции
    © Центр культуры и отдыха «Победа» https://vpobede.ru/news/novoy-pobede-10-let
  • zooming
    5 / 6
    Сравнение интерьеров до и после реконструкции
    © Центр культуры и отдыха «Победа» https://vpobede.ru/news/novoy-pobede-10-let
  • zooming
    6 / 6
    Сравнение интерьеров до и после реконструкции
    © Центр культуры и отдыха «Победа» https://vpobede.ru/news/novoy-pobede-10-let


Одним из важных и популярных событий программы «Дней архитектуры» были открытые защиты проектов-финалистов рейтинга «Золотая капитель». Этот рейтинг долгое время проходил независимо от остальных профильных мероприятий региона, но какое-то время назад организаторы приняли решение совместить финальную часть, сначала с «Зодчеством в Сибири», потом с «Сибирским строительным форумом» и вот, наконец, с «Днями архитектуры». И это очень правильное решение председателя оргкомитета рейтинга Татьяны Иваненко, потому что рейтинг – это крутые проекты, интересный формат открытых защит и возможность пригласить на мероприятие статусных экспертов из других регионов. И такое дополнение всегда повышает посещаемость мероприятий и создает правильную атмосферу. Не говоря уже о более рациональном использовании бюджета.

Вообще формат «Дней архитектуры», достаточно широко распространенный во всем мире, отличается возможностью создания самых разных коллабораций и объединения максимально разнообразных ивентов в одной программе. И чем более организаторы открыты к сотрудничеству, тем интереснее и ярче проходит фестиваль. Новосибирск пока только начинает свою историю общегородских архитектурных мероприятий.

Важным для концепции «Дней архитектуры», как мостика между городом, горожанами и архитекторами, стала открытая презентация проектов участников хакатона, организованного Лаборатория городских исследований НоСАР. Четыре команды молодых архитекторов за восемь дней исследовали территорию вокруг Центра «Победа» и подготовили свои предложения по переформатированию всей улицы Ленина. В ходе исследования ребята проводили социологические опросы, чтобы учесть пожелания и беспокойства местных жителей. В своих предложениях команды делали акцент на сохранении и акцентировании исторического контекста как главной ценности и основы для дальнейшего развития. Оценивали предложения участников хакатона члены жюри, в состав которого вошли главный архитектор Новосибирской области Иван Фаткин и главный архитектор Новосибирска Александр Ложкин, что лучше всяких слов демонстрирует значимость подобных инициатив для руководства города.

Формат «Дней архитектуры» родился как альтернатива прежним узкопрофессиональным или около-строительным форумам, которые редко когда вызывали интерес общественности и еще более редко влияли на архитектурно-градостроительную повестку региона. В Новосибирске, судя по всему, твердо решили нарушить нездоровую традицию и попробовать перезапустить не только формат общегородского фестиваля, но и сам подход к деятельности Союза архитекторов. И то, и другое можно только приветствовать. Уже сейчас НоСАР активно включился в работу над мастер-планом «Большого Новосибирска», параллельно планируя новые мероприятия, исследования и конкурсы вместе с архитектурной молодежью. Так что будем ждать из Новосибирска новостей и с удовольствием расскажем вам о них.

30 Сентября 2024

Похожие статьи
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Город палимпсест
Довольно интересно рассматривать известные проекты в процессе их жизни. «Городу набережных» Максима Атаянца сейчас – 15 лет от замысла и 9 лет от завершения строительства. Заехали посмотреть: к качеству много вопросов, но, что интересно – архитектурные решения по-прежнему неплохо «держат» комплекс. Смотрите картинки.
Орел шестого легиона
С сегодняшнего дня в ГМИИ открыта выставка, посвященная Риму. В основном это коллекция гравюр и античной пластики Максима Атаянца – очень большая, внушительная коллекция, дополненная, как хороший букет, вещами из музейного хранения. Как она скомпонована и зачем туда идти – в нашем материале.
Кампус за день
Кто-то в теремочке живет? Рассказываем о том, чем занимались участники хакатона Института Генплана на стенде МКА на Арх Москве. Кто выиграл приз и почему, и что можно сделать с территорией маленького вуза на краю Москвы.
Зубцами к Неве
Градсовет Петербурга рассмотрел проект жилого комплекса на Матисовом острове, предложенный бюро Intercolumnium. Эксперты отметили ряд проблем, которые касаются композиции, фасадов и сценария жизни в окружении промышленных предприятий.
НИИФИЛ <аретова>
Борис Бернаскони в ММОМА показывает, как устаревшее слово НИИ делает куратора по-настоящему главным на выставке, как подчинить живопись архитектуре и еще рассказывает, что творчество – это только придумывание нового. Разбираемся в масштабе новаций.
Константинов: путь к архитектуре
До 26 мая включительно не поздно успеть на распределенную по двум площадкам выставку Александра Константинова, доктора математики и художника-концептуалиста, автора объектов, причем очень крупных, городского и ландшафтного масштаба. Выставка – в Западном крыле ГТГ, два восстановленных объекта – в ГЭС-2. Автор экспозиции в ГТГ – Евгений Асс.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Технологии и материалы
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Сейчас на главной
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Новый культурный слой усадьбы «Успенское»
Итоги конкурса на разработку концепции развития территории ансамбля усадьбы «Успенское» подвели в середине сентября. В финал вышли четыре проекта, победителем стал консорциум в составе AI-Architects + Sheredega consulting + Ирина Крымова. Рассказываем обо всех финалистах.
А где воланчик?
Бюро MVRDV выиграло конкурс на проект спортивного парка в Шэньчжэне. Главная арена здесь получит крышу в форме гигантской ракетки для бадминтона.
Планы «мельницей»
В Сан-Паулу завершено строительство жилого комплекса из двух башен по проекту UNStudio. Каждая квартира выходит здесь сразу на три стороны.
Под одеялом ландшафта
Военную базу времен Второй мировой архитекторы MVRDV и ландшафтная студия Buro Harro превратили в жилой комплекс, вернув при этом в природное окружение.
Пихтовая динамика
Холдинг «Аэропорты Регионов» планирует построить в Карачаево-Черкессии аэропорт, который должен сделать курорты Архыза и Домбая доступнее. Победивший в закрытом конкурсе проект бюро Сергея Никешкина KPLN соединяет природную образность, стартующую от формы семечки хвойного дерева, открытые пространства для ожидания, красивые крупные деревья и зеленую кровлю, приподнятую на колоннах-иголках. И природно, и WOW.
Крыша-листок
Архитекторы BIG представили проект трансформации здания супермаркета на севере Дании в Музей бумажного искусства.
Малые креативные
Могут ли креативные индустрии сыграть значимую роль в развитии малых территорий? Пытаемся найти ответ в Палехе и Юрьевце, где реализуется сразу несколько проектов в этой области: реновация художественных мастерских, Первая сельская биеннале и пространство «Лабаз».
АрхиWOOD-15: душевный
Юбилейный АрхиWOOD, с обновленным составом экспертов, подвел итоги. Помимо основных номинаций появилось два специальных приза, а гран-при снова не объявлялся. В списках победителей, особенно выбранных жюри, а не народом, есть неожиданные решения: например, реконструкция кирпичной ГЭС или экспериментальный дом-обелиск, обогнавший виллы и резиденции.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Чикагские лауреаты 2024
Премия The International Architecture Awards отметила сразу семь российских проектов – четыре из них стали победителями в различных номинациях, еще три удостоились почетного упоминания. Рассказываем о каждом.
Идеализация цилиндра
Студенческое общежитие Hoso в городе Порту по проекту местного бюро OODA удалось построить всего за 14 месяцев, причем на монтаж каждого из этажей уходило по неделе.
Искусство без барьеров
Бюро Олега Клодта обновило интерьеры инклюзивного пространства Третьяковской галереи. В «Добром музее» учтены потребности посетителей с различными ограничениями, а также создана дружественная атмосфера, располагающая к общению и раскрытию творческого потенциала.
Инфраструктурный луг
По замыслу архитекторов C.F. Møller, ливневые воды в датском городе Раннерс собирают и очищают на заболоченной территории у реки, одновременно играющей роль заповедника и рекреационной зоны.
Холм как монумент
Памятником экономических и политических перемен, начавшихся в КНР в конце 1970-х, стали музей и парк в Шэньчжэне по проекту бюро Urbanus.
Деревня у вулкана
Отель недалеко от Петропавловска-Камчатского по проекту бюро Fantalis: фасады из термодревесины, пять типов планировок, панорамные окна с видами на сопки и березовую рощу.
Искусство под холмами
Арт-лаборатории Хампи по проекту Sameep Padora & Associates – комплекс мастерских и жилья для художников в индийском штате Карнатака.
Площадь–набережная–сквер
Так распределились места среди команд летней студенческий практики Института Генплана. Все они работали над реальными площадками для города Пятигорска. Авторы изучили местность, организовали очный хакатон и провели значительные исследования.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Luzhniki Collection: новый образ Хамовников
Изучаем фасадные и объемные решения одного из крупных и громких проектов, реализуемых на берегу Москвы-реки между спортивными аренами Лужников и сталинской классикой Хамовников – Luzhniki Collection. Слово «коллекция» в его названии присутствует вполне справедливо: тут и коллекция авторов, и коллекция тем, в том числе вычитанная в морфологии окружающих районов.
Кирпичная энергетика
В Вантаа под Хельсинки бюро Kivinen Rusanen Architects построило новый корпус электроподстанции: его фактурные кирпичные фасады ведут диалог с соседним историческим зданием.
Кора из кирпича
Для проекта клубного дома, расположенного среди сосен престижного подмосковного района, бюро «А.Лен» поработало с фасадами. Сочетание разных видов кирпича и кладки соотносится с объемно-пластическими решениями дома, а также усложняется включением окрашенных под дерево фрагментов и металлической «лессировки».
Молодежный апдейт
Торговому центру начала 2000-х в Гуанчжоу возвращена актуальность в ходе реконструкции по проекту местного бюро Atelier cnS.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Бермудский треугольник
Дом в Чебоксарах, спроектированный бюро House and Flat, умещается на маленьком треугольном участке. Его площадь – 86 м2, план вписан в трапецию, а ширина одной из стен – всего полтора метра. Найти форму помог опыт японских архитекторов.
Сны на Вуоксе
Еще один ландшафтный отель в карельских лесах от бюро Rhizome, в котором немедленно хочется забронировать номер. Башня и «кабины» разместились на берегу Вуоксы, прямо на гранитных валунах, среди берез и сосен – архитекторы чествуют каждый кусочек природы и включают его в опыт путешественника.
Гайя
На самом деле никакая, конечно, не Гайя, а Гея, по имени богини земли – так называлась парфюмерно-экологическая инсталляция архитекторов бюро KOSMOS на прошлогодней биеннале дизайна в Цюрихе. Парфюмеры разработали для нее запах тающего льда, и о чем же это нам говорит?