Дни и дела

Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.

mainImg
Многие воспринимают Союз архитекторов как пережиток советского прошлого, не имеющий какого-то реально значимого функционала в нынешних реалиях. Юридических или лоббистских рычагов для защиты интересов цеха у Союза нет. Остаются презентационные и коммуникационные задачи, с которыми региональные отделения справляются по-разному, в зависимости от того, насколько инициативны и креативны их руководители и насколько деятельную и драйвовую команду удается им сплотить вокруг себя. Позитивным примером могут служить изменения, которые произошли в работе Новосибирского отделения Союза архитекторов России (НоСАР) после избрания в 2023 году нового председателя Петра Долнакова.

Новосибирск и раньше выступал как архитектурная столица Сибири, благодаря множеству профессиональных форумов и особенно одному из старейших рейтингов современной России – «Золотой капители», а с приходом Петра и его команды удалось сделать несколько очень важных шагов к новой концепции деятельности Союза – созданию на его основе платформы для обсуждения и решения важных для города проблем с участием архитекторов, девелоперов, чиновников и горожан.

Демонстрацией обновленной парадигмы стал фестиваль «Дни архитектуры», прошедший в августе 2024. Конечно, не все, что было придумано, удалось воплотить – об этом мы скажем пару слов дальше – но сама тенденция, уверенность в правильности выбранного направления развития команды, участие молодежи и поддержка со стороны региональных и городских властей дают основания надеяться, что скоро Новосибирск удивит всех.

 
cic =

Петр Долнаков, председатель НоСАР

Главной темой «Дней архитектуры» стал юбилей нашего отделения Союза архитекторов. Историю НоСАР мы показали через галерею всех его председателей. И, чтобы сделать вклад Союза в историю города более наглядным, мы подготовили специальную вставку о творчестве пяти из его руководителей, настоящих лидеров архитектурного движения в Новосибирске: Андрея Дмитриевича Крячкова, Николая Сергеевича Кузьмина, Евгения Андреевича Ащепкова, Анатолия Афанасьевича Воловика и Владимира Васильевича Бородкина.

Но ретроспекцией мы не ограничились. В этом году НоСАР впервые в публичном поле поднял комплекс вопросов о развитии города, опираясь на законодательство, определяющее архитектурно-градостроительный облик объектов территориального строительства (АГО), которое появилось в 2023 году.

Впервые за несколько десятилетий мы, как профессиональное сообщество, обозначили себя как экспертную площадку, имеющую возможность и право реально влиять на развитие города. Деловая программа «Дней архитектуры» 2024 строилась на практико-ориентированном подходе и обсуждении вопросов комплексного развития территорий. А публичная состояла из дискуссий и лекций на актуальные темы на стыке архитектуры, культуры, истории и социальных аспектов, которые давали возможность всем желающим получить ответы на вопросы о том, как живет и меняется город.


Празднование 90-летия НоСАР, как это ни странно, обошлось без торжественной конференции, церемоний и открытия памятных досок. Ничего из того, что обычно ждешь от старого доброго Союза архитекторов, в Новосибирске не было. Вместо этого команда «Дней архитектуры» придумала отличный способ перекинуть мостик через десятилетия и показать Союз как сообщество классных профессионалов и неординарных личностей, многим из которых довелось возглавлять НоСАР.
© Наталья Палей и бюро Неоплан / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»

Графическим образом празднования 90-летия НоСАР стали стилизованные портреты председателей, которые превращались то в принт на футболках, то в значки, а некотором особенно повезло и их портреты буквально ожили при помощи современных компьютерных программ и специалистов студии Belkin Video.

Ниже 2 ролика: Анатолий Воловик и Николай Кузьмин. Их можно запустить и посмотреть на работу нейросети.





Главными героями празднования стали пятеро архитекторов: А. Д. Крячков, Н.С. Кузьмин, Е.А. Ащепков, А.А. Воловик и В.В. Бородкин. Каждый из них, в свое время возглавлял новосибирское отделение СА и внес значительный вклад в архитектурный облик города или в архитектурную науку.

Андрей Крячков (1876–1950), чья активная профессиональная деятельность в Новосибирске пришлась на послереволюционное время, прошел непростой путь от неоклассицизма к конструктивизму и снова к классике в ее сталинско-ампирном варианте. Ему принадлежат проекты множества зданий в центральной части Новосибирска, таких как здание Сибкрайсоюза и Стоквартирный дом работников крайисполкома.
 


Николай Кузьмин (1905–1985) начинал как конструктивист, разрабатывавший проект дома-коммуны на 5 тысяч жителей; затем строил жилые дома для рабочих и служащих, а в послевоенные годы исследовал возможности использования новых технологий в строительстве.
 


Евгений Ащепков (1905–1983) – знаменитый исследователь архитектуры Сибири, в первую очередь деревянного зодчества, и Китая, стал первым членом-корреспондентом Академии архитектуры СССР.
 


Анатолий Воловик (1929–1999) приехал в Новосибирск учиться и остался в городе, построив множество объектов, среди которых можно выделить Научно-техническую библиотеку СО РАН и предыдущее здание аэропорта «Толмачёво».



Владимир Бородкин (1942–2013) руководил НоСАР в самые непростые, постперестроечные годы. Как и многие представители его поколения, начинал работать как модернист, но на рубеже тысячелетий строил коммерческие объекты, экспериментируя с новыми материалами и формами.



Об этих пяти архитекторах, их проектах и деятельности во главе Союза рассказывала отдельная выставка, установленная перед входом в Центр «Победа». Дизайн экспозиции разработали Наталья Палей и бюро Неоплан. Для выставки был собран интересный материал, но планшеты расположили не в самом проходном месте и было немного обидно, что не все посетители Центра «Победа» смогли увидеть их.



Такие выставки, посвященные архитекторам и их проектам, могли бы экспонироваться не только в рамках «Дней архитектуры», но и в другое время, в парках и на площадях, чтобы жители и гости города могли с ними познакомится. Судя по тому, насколько популярным становится проект «Ново-Сибирск. Конструктивизм!», у горожан есть интерес к архитектурным достопримечательностям, и организаторы «Дней архитектуры» могут активнее продвигать не только объекты авангарда, но и здания, относящиеся к другим периодам активного строительства, включая и современные объекты, многие из которых удостоены профессиональных наград. Взгляд в прошлое и искренний интерес к наследию в городе, чья история насчитывает меньше 200 лет, – это возможность показать жителям, что им есть чем гордиться, что архитекторы каждый год привносят в облик города нечто новое.

В отличие от вопросов архитектурного наследия, обсуждение глобальных архитектурно-градостроительных проблем – тема максимально непонятная непрофессиональной аудитории, вне зависимости от того, насколько она подготовлена или заинтересована. К примеру на Moscow Urban Forum понадобились совершенно экстремальные усилия, чтобы найти формат их презентации, да и то достигнутая планка удержалась не долго, пока не ушла в область практической урбанистики и благоустройства.

В Новосибирске на «Днях архитектуры» попытались найти свой подход, пригласив к участию региональных экспертов и специалистов из других городов. Главным фокусом дискуссий стала перспектива разработки мастер-плана «Большого Новосибирска» и его дальнейшая переработка в конкретные градостроительные документы. Интересно, что кроме главного архитектора Новосибирской области Ивана Фаткина и главного архитектора Новосибирска Александра Ложкина активное участие в обсуждении принял Петр Долнаков, представивший конкретные предложения от имени Союза. Суть его презентации сводилась к тому, что существующие вокруг Новосибирска поселки и городские образования должны рассматриваться вместе со столицей региона, поскольку в реальности именно так эта система и функционирует уже сейчас и нужно закладывать полицентрическую структуру с функциональным делением между 9 подцентрами – для увязки градостроительных и макроэкономических задач. Ключевым инструментом должны стать проекты комплексного развития территорий (КРТ), для которых в 2023 году были определены 173 участка в границах Новосибирска и 1 участок в области.

Отдельным блоком в деловой программе «Дней архитектуры» прозвучала тема взаимодействия города и реки, действительно, крайне актуальная для Новосибирска. В нее входят и организация регулярного пассажирского речного судоходства, и выработка решений для формирования застройки вдоль реки, и много других аспектов, которые более полно и системно будут обсуждаться осенью 2025 года на фестивале «Экоберег». В Новосибирске идет очень активное жилищное строительство и, разумеется, самые привлекательные для коммерческих застройщиков участки – вдоль реки Обь. Отсутствие единых принципов регулирования застройки и подходов к благоустройству порождает архитектурную какофонию и не позволяет сформировать городской речной фасад. Посмотрим: может быть, в следующем году к фестивалю «Экоберег» у города будут не только предложения конкурсантов, но и собственные наработки и даже регламенты.

  • zooming
    1 / 5
    Церемония открытия фестиваля «Дни архитектуры» в Новосибирске. 2024
    Фотография © Юрий Бабичев / предоставлена пресс-службой «Дней архитектуры»
  • zooming
    2 / 5
    Выступление председателя НоСАР Петра Долнакова на церемонии открытия «Дней архитектуры»
    Фотография Елена Петухова
  • zooming
    3 / 5
    Выступление главного архитектора Новосибирской области Ивана Фаткина на церемонии открытия «Дней архитектуры»
    Фотография © Юрий Бабичев / предоставлена пресс-службой «Дней архитектуры»
  • zooming
    4 / 5
    Выступление главного архитектора Новосибирска Александра Ложкина на церемонии открытия «Дней архитектуры»
    Фотография © Юрий Бабичев / предоставлена пресс-службой «Дней архитектуры»
  • zooming
    5 / 5
    Выступление председателя оргкомитета рейтинга «Золотая капитель» Татьяны Иваненко на церемонии открытия «Дней архитектуры»
    Фотография Елена Петухова

Сессии, посвященные мастер-планированию Новосибирска и других сибирских городов, собрали представительный состав участников и широко освещались в прессе, но каких-то конкретных шагов или «дорожной карты», с понятными этапами и распределением зон ответственности, так и не было сформулировано. И до тех пор, пока это не произойдет, рассчитывать на вовлеченность или хотя бы деятельный интерес жителей к вопросам градостроительного развития не стоит. Будем надеяться, что в Новосибирске найдут правильную подачу для презентации архитектурно-градостроительных вопросов, в первую очередь благодаря заинтересованности нового руководства НоСАР и созданной при нем Лаборатории городских исследований. Последний факт обнадеживает. Подобные Лаборатории или Центры городских компетенций часто создаются либо профильными департаментами региональных правительств, либо как независимая коммерческая институция, но практически никогда – при Союзе архитекторов. Не исключено, что в Новосибирске подобный центр при СА создан впервые в России.

Благодаря усилиям организаторов и партнеров «Дней архитектуры» программа трех фестивальных дней была насыщена самыми разными мероприятиями, ориентированными не только на архитектурное сообщество, но и на горожан: лекциями, дискуссиями, презентациями и даже отдельной кинопрограммой, включающей редкие фильмы об истории Новосибирска и его архитектуры, что не удивительно, учитывая специфику площадки, на которой прошли «Дни архитектуры» – бывший кинотеатр, а сейчас реконструированный и обновленный Центр культуры и отдыха «Победа». Деловая и публичная программа проходила в оборудованных залах, а в вестибюлях и холлах центра были размещены выставки на самые разные архитектурные темы.

  • zooming
    1 / 10
    Стойка регистрации гостей фестиваля в фойе Центра «Победа»
    Фотография © Юрий Бабичев / предоставлена пресс-службой «Дней архитектуры»
  • zooming
    2 / 10
    Экспозиция студенческих работ в фойе Центра «Победа»
    Фотография © Юрий Бабичев / предоставлена пресс-службой «Дней архитектуры»
  • zooming
    3 / 10
    Экспозиция студенческих работ в фойе Центра «Победа»
    Фотография Елена Петухова
  • zooming
    4 / 10
    Экспозиция студенческих работ в фойе Центра «Победа»
    Фотография Елена Петухова
  • zooming
    5 / 10
    Экспозиция студенческих работ в фойе Центра «Победа»
    Фотография Елена Петухова
  • zooming
    6 / 10
    Экспозиция студенческих работ в фойе Центра «Победа»
    Фотография Елена Петухова
  • zooming
    7 / 10
    Экспозиция студенческих работ в фойе Центра «Победа»
    Фотография Елена Петухова
  • zooming
    8 / 10
    Экспозиция студенческих работ в фойе Центра «Победа»
    Фотография Елена Петухова
  • zooming
    9 / 10
    Экспозиция студенческих работ в фойе Центра «Победа»
    Фотография Елена Петухова
  • zooming
    10 / 10
    Экспозиция студенческих работ в фойе Центра «Победа»
    Фотография Елена Петухова


Место проведения фестиваля выбрали не случайно. История нынешнего центра «Победа» непроста и отчасти парадоксальна. Изначально это был Дворец Труда, построенный в 1926 году. В 1936 году он был перестроен под кинотеатр «Октябрь». После ВОВ здание снова пришлось реконструировать, была добавлена пристройка с еще одним залом и на долгие годы кинотеатр стал местом главных кинематографических событий Новосибирска. К началу 2000-х здание сильно обветшало и только каким-то чудом не только уцелело, но и получило шанс на новую жизнь. Нашелся коммерческий арендатор, вложивший около 10 млн $ в комплексную реставрацию, в которой принимали участие архитекторы из разных стран. Благодаря их усилиям удалось сохранить архитектуру и интерьеры сталинского ампира, но адаптировать его к современным требованиям по комфорту и техническому оснащению.

Так что можно сказать, что «Дни архитектуры» в 2024 году проходили в пространстве архитектурного чуда, чья судьба так сильно отличается от судеб десятков тысяч других кинотеатров и домов культуры.

  • zooming
    1 / 6
    Вокруг Центра «Победа» в «Дни архитектуры» проходил музыкальный марафон
    Фотография © Юрий Бабичев / предоставлена пресс-службой «Дней архитектуры»
  • zooming
    2 / 6
    Сравнение фасадов до и после реконструкции
    © Центр культуры и отдыха «Победа» https://vpobede.ru/news/novoy-pobede-10-let
  • zooming
    3 / 6
    Сравнение интерьера зала до и после реконструкции
    © Центр культуры и отдыха «Победа» https://vpobede.ru/news/novoy-pobede-10-let
  • zooming
    4 / 6
    Сравнение интерьеров до и после реконструкции
    © Центр культуры и отдыха «Победа» https://vpobede.ru/news/novoy-pobede-10-let
  • zooming
    5 / 6
    Сравнение интерьеров до и после реконструкции
    © Центр культуры и отдыха «Победа» https://vpobede.ru/news/novoy-pobede-10-let
  • zooming
    6 / 6
    Сравнение интерьеров до и после реконструкции
    © Центр культуры и отдыха «Победа» https://vpobede.ru/news/novoy-pobede-10-let


Одним из важных и популярных событий программы «Дней архитектуры» были открытые защиты проектов-финалистов рейтинга «Золотая капитель». Этот рейтинг долгое время проходил независимо от остальных профильных мероприятий региона, но какое-то время назад организаторы приняли решение совместить финальную часть, сначала с «Зодчеством в Сибири», потом с «Сибирским строительным форумом» и вот, наконец, с «Днями архитектуры». И это очень правильное решение председателя оргкомитета рейтинга Татьяны Иваненко, потому что рейтинг – это крутые проекты, интересный формат открытых защит и возможность пригласить на мероприятие статусных экспертов из других регионов. И такое дополнение всегда повышает посещаемость мероприятий и создает правильную атмосферу. Не говоря уже о более рациональном использовании бюджета.

Вообще формат «Дней архитектуры», достаточно широко распространенный во всем мире, отличается возможностью создания самых разных коллабораций и объединения максимально разнообразных ивентов в одной программе. И чем более организаторы открыты к сотрудничеству, тем интереснее и ярче проходит фестиваль. Новосибирск пока только начинает свою историю общегородских архитектурных мероприятий.

Важным для концепции «Дней архитектуры», как мостика между городом, горожанами и архитекторами, стала открытая презентация проектов участников хакатона, организованного Лаборатория городских исследований НоСАР. Четыре команды молодых архитекторов за восемь дней исследовали территорию вокруг Центра «Победа» и подготовили свои предложения по переформатированию всей улицы Ленина. В ходе исследования ребята проводили социологические опросы, чтобы учесть пожелания и беспокойства местных жителей. В своих предложениях команды делали акцент на сохранении и акцентировании исторического контекста как главной ценности и основы для дальнейшего развития. Оценивали предложения участников хакатона члены жюри, в состав которого вошли главный архитектор Новосибирской области Иван Фаткин и главный архитектор Новосибирска Александр Ложкин, что лучше всяких слов демонстрирует значимость подобных инициатив для руководства города.

Формат «Дней архитектуры» родился как альтернатива прежним узкопрофессиональным или около-строительным форумам, которые редко когда вызывали интерес общественности и еще более редко влияли на архитектурно-градостроительную повестку региона. В Новосибирске, судя по всему, твердо решили нарушить нездоровую традицию и попробовать перезапустить не только формат общегородского фестиваля, но и сам подход к деятельности Союза архитекторов. И то, и другое можно только приветствовать. Уже сейчас НоСАР активно включился в работу над мастер-планом «Большого Новосибирска», параллельно планируя новые мероприятия, исследования и конкурсы вместе с архитектурной молодежью. Так что будем ждать из Новосибирска новостей и с удовольствием расскажем вам о них.

30 Сентября 2024

Похожие статьи
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Город палимпсест
Довольно интересно рассматривать известные проекты в процессе их жизни. «Городу набережных» Максима Атаянца сейчас – 15 лет от замысла и 9 лет от завершения строительства. Заехали посмотреть: к качеству много вопросов, но, что интересно – архитектурные решения по-прежнему неплохо «держат» комплекс. Смотрите картинки.
Орел шестого легиона
С сегодняшнего дня в ГМИИ открыта выставка, посвященная Риму. В основном это коллекция гравюр и античной пластики Максима Атаянца – очень большая, внушительная коллекция, дополненная, как хороший букет, вещами из музейного хранения. Как она скомпонована и зачем туда идти – в нашем материале.
Кампус за день
Кто-то в теремочке живет? Рассказываем о том, чем занимались участники хакатона Института Генплана на стенде МКА на Арх Москве. Кто выиграл приз и почему, и что можно сделать с территорией маленького вуза на краю Москвы.
Зубцами к Неве
Градсовет Петербурга рассмотрел проект жилого комплекса на Матисовом острове, предложенный бюро Intercolumnium. Эксперты отметили ряд проблем, которые касаются композиции, фасадов и сценария жизни в окружении промышленных предприятий.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Технологии и материалы
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
Сейчас на главной
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».