English version

Анализ и синтез

Проект ЖК «Красин», предназначенный для исторического центра Петербурга и расположенный в очень ответственном месте: рядом с Горным институтом Воронихина, но на границе с промышленным городом, – стал результатом тщательного анализа специфики исторической застройки Васильевского острова и последующего синтеза с уклонением от прямой стилизации, но формированием узнаваемого силуэта, созвучного «старому городу».

mainImg
Архитектор:
Никита Явейн
Мастерская:
Студия 44 http://www.studio44.ru
Проект:
Жилой комплекс «Красин»
Россия, Санкт-Петербург, Косая линия В.О., д. 16, корп. 30а / 23-я линия В.О. д. 2а

Авторский коллектив:
Архитекторы: Н. И. Явейн, В. А. Романцев, А. И. Амелькович, В. И. Бурмистрова, А. В. Бурдин, Д. И. Лоханов, Н. А. Гончарова, Д. А. Гордина, Н. В. Краснов, визуализация – А. А. Патрикеев.
ГИП: Л. В. Герштейн, С. А. Горемыкин

4.2021

Заказчик: ООО «Специализированный застройщик «Остров Сити»
Девелопер: Setl City
Набережная Большой Невы Васильевского острова – место, которое очень быстро меняет свой характер: в восточной части она начинается Стрелкой, Биржей, Кунсткамерой и старым корпусом Университета, известными туристическими достопримечательностями. Продолжается Академией художеств, изысканным зданием Валлен-Деламота. А заканчивается дорическим портиком Горного института Воронихина, строгим, почти суровым высказыванием на чистом наречии классицизма. Зато вот дальше – всё, КПП, промзона, что-то портовое, какие-то корабли. Город музеев и памятников архитектуры резко обрывается, утешая глаз краеведа «прослойкой» из нескольких произведений конструктивизма, призванных в свое время обслуживать заводы. К западу от Горного института начинается территория Балтийского судостроительного завода и нескольких предприятий поменьше: канаты, кожа, электроприборы. Здесь на Неве прямо сейчас строят корабли, два атомных ледокола, «Сибирь» и «Урал».

Промзоны, впрочем, уже трансформируются, частью в арт-кластеры, как к примеру расположенный в полутора километрах отсюда завод Севкабель, но в основном в жилую – городскую – застройку. Город, как это принято в наше постиндустриальное время, постепенно наступает на заводские территории, превращая их из закрытых промышленных в жилые и, в разной степени, общественные. В частности, к западу от Горного института девелоперская компания Setl City строит два жилых комплекса: один, подальше от реки, ЖК «Палацио», уже почти построен, он состоит из разноцветных секций, перенимающих окраску от соседних линий Васильевского острова с некоторым усилением их яркости. Второй жилой комплекс для того же девелопера недавно спроектирован «Студией 44» Никиты Явейна на более ответственном месте – прямо на набережной, рядом с портиком Воронихина. Градсовет рассмотрел и принял проект в апреле. 
Жилой комплекс «Красин». Слева ледокол «Красин», справа Горный институт
© «Студия 44»

ЖК «Красин», названный по имени музеефицированного ледокола, припаркованного прямо перед ним, расположен на территории бывшего конструкторского бюро котлостроения, переехавшего в 2018 году. Исторически это место известно как «Масляный буян» (буян – это пристань для выгрузки товаров и место торговых амбаров). Еще в 1940-е он был искусственным островом, отделенным от суши Масляным каналом, в который корабли могли заходить для погрузки-разгрузки и где впоследствии швартовались, как в бухте. К 1960-м канал засыпали, но окружающая территорию с двух сторон улица носит имя «Масляный канал».  
  • zooming
    1 / 6
    Жилой комплекс «Красин». Подробный план Санкт Петербурга генерала-майора Шуберта 1828 г., план Ленинграда 1934 г. © Студия 44
    © «Студия 44»
  • zooming
    2 / 6
    Жилой комплекс «Красин». План Масляного буяна Васильевской части 1876 г. © Студия 44
    © «Студия 44»
  • zooming
    3 / 6
    Жилой комплекс «Красин». Масляный канал. немецкая аэрофотосъемка 1941-1942 гг. © Студия 44
    © «Студия 44»
  • zooming
    4 / 6
    Жилой комплекс «Красин». Фотография Ленинграда снятая американским спутником 17.05.1966 г. © Студия 44
    © «Студия 44»
  • zooming
    5 / 6
    Жилой комплекс «Красин». План топосъемки Ленинграда, фрагмент 1977 г. © Студия 44
    © «Студия 44»
  • zooming
    6 / 6
    Жилой комплекс «Красин». План топосъемки Ленинграда, фрагмент 1989 г.© Студия 44
    © «Студия 44»

Окружение, как уже было сказано, контрастное и ценное, хотя по-разному. Ледокол и портик Горного института работают на классическую «петербургско-туристическую» тематику, вынуждают к подтянутости и, конечно, в наибольшей степени именно здание Воронихина стало причиной высотных ограничений – ближе к нему 22 м, подальше 33 м. Кроме того, участок попадает в границы исторического поселения и комплекс будет хорошо виден с Невы, что делает ограничения особенно строгими: отсюда скатные кровли с углом наклона 25°, уменьшение высотности к реке, сдержанный тон фасадов и природные материалы – фактуры кирпича и камня. 
Жилой комплекс «Красин»
© «Студия 44»

Другие элементы окружения не столь очевидны, но тоже важны, это Кожевенный завод Парамонова к западу, на противоположной стороне улицы Масляный канал, со зданиями конца XIX века в духе промышленного историзма классицистического толка – в них планируется разместить поликлинику и школу, и, рядом, к северу, вероятно, еще один квартал ЖК.
Жилой комплекс «Красин»
© «Студия 44»

Масляный канал заворачивает под прямым углом направо и здесь обнаруживается еще один знаковый элемент – водонапорная башня канатного цеха, построенная Яковом Черниховым, элегантный городской акцент на тонких бетонных ножках.
Жилой комплекс «Красин»
© «Студия 44»

Кроме того, жилые дома Васильевского острова к востоку и северу дают пример сдержанно-разнообразного фронта застройки, от классицизма к историзму и модерну, а заводские строения XIX века к западу демонстрируют склонность к красно-кирпичному стилю фасадов. Сама же территория Масляного буяна была в позднесоветское время застроена тремя невыразительными заводскими корпусами, один из которых в последние годы сдавали в аренду под офисы. 
Жилой комплекс «Красин». Ледокол «Красин» (0), вход в Морской канал (МК), корпусообрабатывающий цех (1), механический цех (2), стапель А, большой (3), АТЭС «Академик Ломоносов» на достройке. © Студия 44
© «Студия 44»

Неудивительно, что работе для такого ответственного места предшествовал серьезный градостроительный анализ – прежде всего он коснулся места нового комплекса в составе гипподамовой сетки улиц Васильевского острова. Как известно, она простая и ясная, состоит из прямоугольников, и достаточно крупная: Трезини предложил сетку улиц с расстоянием 320 м в ширину. Затем появилось дополнительное деление, и между улицами, вытянутыми с северо-запада на юго-восток, которые носят название линий Васильевского острова, сейчас по 160 м. Однако исторически внутри некоторых кварталов существовал продольный внутренний проезд-проход, разделяющий его на части продольно (а иногда и поперечно), – так появилась самая узкая в городе улица Репина. Если учесть такие случаи и поделить ячейку меридионально пополам, ширина получается уже близкой к «манхеттенской»: 80 метров. 
  • zooming
    Жилой комплекс «Красин». проектный план Васильевского острова Доменико Трезини 1717 г. © Студия 44
    © «Студия 44»
  • zooming
    Жилой комплекс «Красин». Застройка Васильевского острова по фиксирующему плану. Фрагмент плана 1726 г. © Студия 44
    © «Студия 44»

Авторы учитывают это разделение, исторически существовавшее в непроявленном виде, но считываемое во внутриквартальных пустотах и поддержанное специфической нумерацией улиц: на Васильевском острове считают не проезды как таковые, а линии домов, «красные линии», поэтому каждая улица называется попарно, к примеру, «4-я и 5-я линия», а к Масляному буяну приходит «24-я и 25-я». 
  • zooming
    Жилой комплекс «Красин». Карта ценных элементов планировочной и ландшафтно-композиционной структуры
    © «Студия 44»
  • zooming
    Жилой комплекс «Красин». Створ 24-25 линии В.О
    © «Студия 44»

Архитекторы взяли за основу самый дробный модуль деления – участок разделился на три равные полосы с двумя внутренними улицами, одна из которых продолжает линию «24 и 25». Сейчас 24-я и 25-я линия завершается тупиком перед улицей Масляный канал – в проекте ее планируется продлить до набережной пешеходным бульваром внутри ЖК, хотя, по решению девелопера, он, к сожалению, будет открыт только для жильцов. Но создаст, тем не менее, перспективный «прострел». 
  • zooming
    Жилой комплекс «Красин». Сохранившиеся в настоящие время внутренние проезды и меридиональные связи. © Студия 44
    © «Студия 44»
  • zooming
    Жилой комплекс «Красин». Пробивка улиц и внутренних проездов. © Студия 44
    © «Студия 44»

Получились компактные 4-6 этажные кварталы, подчиненные сетке Васильевского острова и в то же время нарисованные более регулярно, тонкими протяженными рамками. Нева здесь поворачивает, и прямоугольники планомерно вырастают по дуге, но не подчиняются скруглению набережной, а выступают вперед ступенями-углами. Этот планировочный прием авторы «подсмотрели» на соседней набережной XVIII–XIX века, где все фасады параллельны направлению проспектов Васильевского острова, и вписаны, таким образом, в общую ортогональную сетку. Перед дугой реки они образуют ступеньки-углы.
Жилой комплекс «Красин». Образование новых кварталов. © Студия 44
© «Студия 44»
Набережная Лейтенанта Шмидта к востоку от ЖК «Красин»
Фотография © «Студия 44»

А в ЖК Красин эта ступенчатость плана со стороны набережной проявлена сильнее: если в историческом фронте зигзагообразный контур образован фасадами отдельных домов, то здесь – торцами кварталов, по две секции в каждом. Со стороны реки между ними образуются треугольные скверы, – жест в целом становится более монументальным, сопоставление геометричных углов и плавного скругления реки становится противопоставлением рукотворного – природному, проявляя одно из характерных свойств Петербурга.
Жилой комплекс «Красин». Проектное предложение
© «Студия 44»

Отступы квартальных торцов в проекте также равномерны в духе «мегалитического» отношения к объемам, свойственного проектам Никиты Явейна. Каждый торец получает во фронте соседнего квартала продолжение в виде узких, как будто ножом разрезанных разрывов – они поддерживают поперечное направление сетки и обеспечивают лаконичные цезуры, позволяющие избежать слишком длинных рядов и открыть проходы во дворы. 
Жилой комплекс «Красин»
© «Студия 44»
Жилой комплекс «Красин»
© «Студия 44»

Получается, что на уровне общих контуров объемного построения идеи обнаружены архитекторами в исторической застройке Васильевского острова, приняты за основу, но приведены к некоему стереометрическому знаменателю, и тем самым заострены и усилены. Такой подход к контексту интересен аналитичностью. 

В отношении фасадов происходит обратный процесс – если объемы в целом стремятся к регулярности и укрупнению, то фасады намеренно раздроблены, оживлены разнообразием фактур, материалов и геометрии. Каждая секция – всего их 44 – получила собственный рисунок и высоту, несколько отличную от соседних, что дает легкие колебания силуэта. Параметры всех секций также стали результатом анализа структуры застройки Васильевского острова, прежде всего набережной. 
  • zooming
    1 / 3
    Жилой комплекс «Красин». Существующая в настоящие время парцелляция
    © «Студия 44»
  • zooming
    2 / 3
    Жилой комплекс «Красин». Существующее положение
    © «Студия 44»
  • zooming
    3 / 3
    Жилой комплекс «Красин». Проектное предложение
    © «Студия 44»

Поэтому ширина большинства секций, как и у исторических фасадов вдоль реки – 22 метра. С тыльной стороны комплекса она увеличивается вдвое – до 50 м, но не больше. Здесь торцевые дома увенчаны пилонадами аттиков, отчего приобретают большую монументальность, выстраивая с этой стороны подобие (или, может быть, «зачаток») проспекта. 
Жилой комплекс «Красин»
© «Студия 44»
Жилой комплекс «Красин»
© «Студия 44»

Фасады перенимают ритм и масштаб старой застройки, но полностью исключают прямые цитаты декора исторической архитектуры, сосредотачиваясь на ритме, пропорциях, фактуре и тоне. Со стороны Горного института и регулярного исторического города, где высотность меньше, преобладает камень и светлые тона, с противоположной стороны, с запада, как и с севера, где комплекс граничит с индустриальной застройкой и подрастает в высоту, больше темного кирпича. Комплекс откликается фасадами практически на всех соседей. 
Жилой комплекс «Красин»
© «Студия 44»
Жилой комплекс «Красин»
© «Студия 44»

Ближе к водонапорной башне авангардиста Якова Чернихова более заметной становится роль круглых окон, характерных для архитектуры 1920-х – 1930-х годов и, кроме того, любимых Никитой Явейном (в каждый свой проект он считает нужным добавить хотя бы одно круглое окно; такое окно есть и в рабочем кабинете архитектора). 
Жилой комплекс «Красин»
© «Студия 44»

На фасадах активно используется прием многослойности, один материал, к примеру кирпич, трактуется как крупная внешняя «сетка», другой, к примеру камень – как внутренняя материя. Стекло оживляет традиционные материалы выступами балконов и эркеров, тонкими ограждениями и пластичными «видовыми» цилиндрами на углах – но в целом его немного, в составе проектных материалов имеется даже схема, наглядно демонстрирующая преобладание «каменных» поверхностей.
Жилой комплекс «Красин»
© «Студия 44»
Жилой комплекс «Красин»
© «Студия 44»

С другой стороны, архитекторы вообще не используют окрашенную штукатурку – казалось бы, самый характерный материал фасадов Васильевского острова. Это позволяет избежать пестроты и усилить элемент респектабельности – для современного ЖК в центре «натуральные материалы фасада» служат несомненным плюсом. 



Если исторические детали для архитекторов под этическим запретом, то исторический силуэт, напротив, полноправен. Помимо легкой вариативности высоты секций и скатных кровель на узнаваемость силуэта «старого города» работают вентвыходы, решенные в виде пластин, напоминающих группы труб-дымоходов, а в некоторых случаях вынесенные на торцы и остро напоминающие о каминах. 

Дворы внутри кварталов приподняты и размещены на кровлях стилобатов. С улиц туда ведут монументальные лестницы с амфитеатрами. 
Жилой комплекс «Красин»
© «Студия 44»

Вдоль западного фасада комплекса по улице Масляный канал перед сплошной чередой магазинов тянется городская галерея: она расширяет тротуар, позволяет пройтись мимо витрин, спрятаться от дождя и в то же время отчасти компенсирует закрытый статус внутренних улиц комплекса – мимо него можно будет с удобством пройти к набережной Лейтенанта Шмидта. 

Под каждым кварталом расположен один ярус подземной парковки, совмещенный с кладовыми для жильцов, под двором еще один ярус парковки, надземный. Пространства, расположенные в уровне города, устроены сложно и, конечно, далеко не все отданы парковкам: по внешнему периметру зданий запланировано много кафе и магазинов, а часть помещений под дворами внутри кварталов отдана фитнесам с двумя бассейнами, один из них, большего размера, освещается крупными зенитными фонарями из двора. То есть несмотря на то, что внутренние улицы комплекса будут закрытыми, он должен дать городу достаточно много. 
  • zooming
    1 / 6
    Жилой комплекс «Красин». Разрез 3-3
    © «Студия 44»
  • zooming
    2 / 6
    Жилой комплекс «Красин». Разрез 2-2
    © «Студия 44»
  • zooming
    3 / 6
    Жилой комплекс «Красин». Разрез
    © «Студия 44»
  • zooming
    4 / 6
    Жилой комплекс «Красин». Разрез А-А
    © «Студия 44»
  • zooming
    5 / 6
    Жилой комплекс «Красин». План подвала
    © «Студия 44»
  • zooming
    6 / 6
    Жилой комплекс «Красин». План 1 этажа
    © «Студия 44»

В первых этажах расположены квартиры с собственными палисадниками, выходящими на внутренние бульвары. Комплекс достаточно дорогой (так его характеризует пресса, да и расположение, и небольшая высотность обязывают к «клубному» формату), поэтому его квартирография разнообразна, есть и трех-, и четырехкомнатные квартиры – последние группируются в основном на углах с видами на Неву. 
  • zooming
    1 / 3
    Жилой комплекс «Красин». План 2 этажа
    © «Студия 44»
  • zooming
    2 / 3
    Жилой комплекс «Красин». План типового этажа.
    © «Студия 44»
  • zooming
    3 / 3
    Жилой комплекс «Красин». План 7 этажа
    © «Студия 44»

Как видим, жилой комплекс премиального класса в центре Петербурга представляет собой результат вдумчивой аналитической работы с контекстом – помимо отклика на визуальные особенности окружения он настроен на продолжение и развитие структуры городской ткани, восходящей к регулярной планировке XVIII века, причем некоторые ее особенности намеренно акцентированы ради ответа на особенности участка и поставленной задачи. Небольшая, комфортная высотность задана ограничениями и поддержана элитным статусом жилья, а подчеркнутое ритмическое разнообразие становится откликом на мелкую нарезку фасадов исторической застройки. В конечном счете комплекс становится своего рода «переходным звеном» между двумя очень разными частями города: парадной и промышленной. Портовые краны и корабли, как музейные, так и строящиеся, придают обстановке некоторую пикантность, и тем не менее ЖК становится очередным шагом городской ткани, комфортной и обитаемой, в сторону расширения-реплицирования на основе модуля, заданного когда-то Трезини и Леблоном. 
Архитектор:
Никита Явейн
Мастерская:
Студия 44 http://www.studio44.ru
Проект:
Жилой комплекс «Красин»
Россия, Санкт-Петербург, Косая линия В.О., д. 16, корп. 30а / 23-я линия В.О. д. 2а

Авторский коллектив:
Архитекторы: Н. И. Явейн, В. А. Романцев, А. И. Амелькович, В. И. Бурмистрова, А. В. Бурдин, Д. И. Лоханов, Н. А. Гончарова, Д. А. Гордина, Н. В. Краснов, визуализация – А. А. Патрикеев.
ГИП: Л. В. Герштейн, С. А. Горемыкин

4.2021

Заказчик: ООО «Специализированный застройщик «Остров Сити»
Девелопер: Setl City

30 Сентября 2021

Студия 44: другие проекты
Призы Архитектона
В 2025 году жюри Архитектона рассматривало проекты финалистов в очном формате открытых защит, проходивших прямо в выставочном зале фестиваля. Это довольно увлекательный перформанс – такое редко встречается среди российских премий. Вот бы Зодчеству перенять. Показываем все победившие проекты, включая 4 спецноминации.
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Слои и синергия
Концепция «Студии 44» для конкурса редевелопмента Ижевского оружейного завода основана на выявлении и сохранении всех исторических слоев главного корпуса, который получает функцию культурно-инновационного центра. «Программа» здания помогает соединить профессионалов из разных сфер, а эспланада, набережная Ижа и «заводской» сад – провоцировать дальнейшее изменение прилегающих территорий.
Главное – внутри
Здание второй очереди гимназии имени Евгения Примакова было отмечено многими наградами еще на стадии проектирования. Сейчас оно завершено. И хотя не все нюансы были учтены: прежде всего конструкциям перекрытия не следовало оставаться открытыми, – но в силу приоритета объемного построения это не кажется существенным. Более важен «Ах!», вызываемый пространством.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Трехчастная задача: Мытный двор
Петербургский Мытный двор – торговые ряды сложной судьбы – по проекту «Студии 44» планируют превратить в премиальный жилой комплекс. В проекте три части: реставрация исторических корпусов, восстановление утраченной части исторического контура и новые дома. Все они срифмованы между собой и с городом, найдены оси и «лучи света», продуманы уютные уголки и видовые точки. Мы специально проинтервьюировали авторов проекта реставрации исторических корпусов – и рассказываем обо всех, разных, задачах из числа решенных здесь.
Расслоение идентичности: итоги Зодчества 2023
Мир полон парадоксов, и вот Зодчество, которое в культурной программе 2023 года предлагало прописать миру ижицу, впервые за историю своего существования даёт главный приз иностранному архитектору. Публикуем полный список победителей и удивляемся некоторым вещам: к примеру, проектов в 2 раза больше, чем построек, но премия Татлин пропала с радаров, а из списка награжденных исчезли авторские коллективы.
На горах
Распределенный IT-кампус Нижнего Новгорода в проекте «Студии 44» построен на уравновешенных контрастах. Он то летит, то колышется, то возвышается скалой. Для каждой задачи найдена своя форма и логика, для гостиниц – квадратный модуль, для учебных корпусов – «летящий». Модернистские прообразы, в частности аббатство Ля Туретт, соседствуют с сюжетными отсылками к античному форуму и стое, башне средневекового университета – так же как и с контекстуальными перекличками, встраивающими здания будущего кампуса в ландшафт городских холмов с их доминантами, высоких склонов, речной панорамы, кварталов городского центра и ННГУ.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
Модернизм в авангарде
Конкурсное предложение «Студии 44» для красноярского театра оперы и балета – во всех смыслах яркое, а во многом даже провокационное, ну почти как современный спектакль. По смыслу культурно-контекстуально, по ощущениям эпатажно. Сначала поражаешься повсеместно-красному цвету, потом разбираешься в живописном скоплении объемов, между которыми распределено множество функций. И только затем понимаешь, что в этом конгломерате спрятано старое модернистское здание, которое архитекторы сохраняют в значительной части.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Палисады в Мытном дворе
На прошлой неделе градсовет Петербурга рассмотрел проект застройки территории Мытного двора, подготовленный «Студией 44». Исторические здания отреставрируют, утраченные восстановят, а на месте складов появятся новые четырехэтажные дома. Проект приняли тепло, вопросы у экспертов вызвало только примыкание к Овсянниковскому саду и высота, показавшаяся слишком скромной.
Градсовет Петербурга 25.01.2023
Для Пироговской набережной «Студия 44» предложила белоснежный дом с тремя ризалитами и каскадом террас. Эксперты разбирались, что в проекте перевешивает: вид на воду или критическая близость к шестиполосной магистрали.
Жизнь железа
Здание выксунского музея металлургии в проекте Никиты Явейна и Сергея Падалко – как гравицапа: оно рассчитано на естественное старение железа, то есть будет постепенно ржаветь, – но использует передовой тип конструкции, основанный на способности металла к растяжению. Планируется строить из труб и прокатной стали ОМК, так же как и из кирпича вторичного использования.
Место памяти
Первое место в конкурсе на концепцию развития парка Победы в Мурманске занял консорциум Мастерской Лызлова и бюро Свобода. Рассказываем об итогах конкурса и публикуем проекты пяти финалистов.
Градсовет Петербурга 26.04.2022
Градсовет обсудил два масштабных проекта северной столицы: застройку второй половины намыва Васильевского острова жилыми кварталами и перенос основной части Санкт-Петербургского государственного университета в город Пушкин.
Святилище книг
После реконструкции и реставрации по проекту «Студии 44» здание Публичной библиотеки имени Маяковского приобрело современную техническую начинку и в то же время стало ближе к своему подлинному облику – тех времен, когда оно было частью подворья Троице-Сергиевой лавры.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Похожие статьи
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
Технологии и материалы
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
Сейчас на главной
Лечение природой, лечение искусством
Бывшая поликлиника, запланированная, но не реализованная из-за Второй мировой как большая больница с потенциалом «лечения природой» – в проекте Александра Деринга и ТМ «Классика» становится арт-кластером. Нередкое для наших времен превращение. Редким, пожалуй, стоит назвать то внимание, с которым архитекторы подошли к истории зданий и местности. Даже название проекту дали – «Дети Бурлакова». В честь автора приспособляемых строений.
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
Вариация фахверка
Конструкция дома, построенного в Ленинградской области по проекту бюро SOLOarch, представляет собой силовой каркас из клееной древесины. Акцентом выступила остекленная наклонная стена, которая открывает из двусветной гостиной панорамный обзор на лес. Динамику этого элемента продолжает обратный уклон кровли, а рейки разного сечения на фасадах связывают разные корпуса в единый комплекс.
Архитектура здоровья
Бюро archCLOUD подготовило проект реставрации фасадов и обновления интерьеров оздоровительного комплекса «Сосны». Ансамбль на Николиной горе у Москвы-реки включает здания 1930-х и 1960-х годов, а также вышку лифта со смотровой площадкой. Подгоняя корпуса под требования современных норм, архитекторы постарались сохранить черты нескольких советских эпох.
Символы и символы
Министерство культуры и туризма Московской области совместно с АНО «МосОблПарк» провело конкурс «Символы Подмосковья» с целью создания новых художественных форм, отражающих идентичность региона. Показываем не все победившие объекты, а почти все – те, которые нам понравились, 9 из 11. Плюс! Не попавший в число победителей (! а вот так!) объект Александра Бродского.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Призы Архитектона
В 2025 году жюри Архитектона рассматривало проекты финалистов в очном формате открытых защит, проходивших прямо в выставочном зале фестиваля. Это довольно увлекательный перформанс – такое редко встречается среди российских премий. Вот бы Зодчеству перенять. Показываем все победившие проекты, включая 4 спецноминации.
Курганы, вепсы и трилобиты
Выставка «Область», открытая на «Архитектоне», представляет собой сумму впечатлений об отдаленных уголках Ленинградской области, которую группы студентов открывали для себя во время трехдневных экспедиций под руководством опытных проводников-архитекторов. Здесь вы не увидите дворцов, церквей и готовых решений, зато точно почувствуете азарт первооткрывателя и подивитесь миру, лежащему по ту сторону градостроительства. Предлагаем небольшой путеводитель по экспозиции.
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.
Сад знаний
Бюро UNK architects и UNK design создали интерьеры кампуса «Летово. Джуниор» при участии NF studio, которая отвечала за образовательную технологию, учитывающую потребности и восприятие детей младшего и среднего школьного возраста.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Три башни под одной крышей
В панораме Заречной части Нижнего Новгорода появился свой горизонтальный небоскреб. «ГОРПРО» накрыли три корпуса ЖК «КМ Ривер Парк» – четвертым: получилась эффектная «горизонтальная балка», ставшая логичным продолжением экспериментов нижегородского застройщика с железобетонными панелями в поисках нового архитектурного языка.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Серебряные коньки
Офисный квартал STONE Калужская сопровождают два жилых дома, что делает комплекс, а это именно он, взвешенным с функциональной точки зрения. Архитекторы Kleinewelt сделали дома серебристыми под стать офисным корпусам. В чем сходство, в чем отличия и при чем тут «Серебряные коньки» – читайте в нашем материале.
Мост и модуль
По проекту Parallel architects проведена частичная реновация зданий Международного аграрного университета в Ташкенте. Точечное обновление трех разрозненных блоков сформировало современный облик университетского кампуса, которому очень идет модернизм. Лаконичный мост-переход, динамичный фасад из натурального кирпича и новый входной портал создают среду, по уровню и эстетике сравнимую с международными университетскими центрами.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Форма без случайностей
Креативный директор «Генпро» Елена Пучкова – о том, что такое честная современная архитектура: почему важно свести пилоны, как работать с ограниченной палитрой материалов и что делать с любимым медным цветом, который появляется в каждом проекте.
Острова и ножки
Главный архитектор группы RBI Александр Зюзин разработал концепцию общественно-делового кластера для территории у нового морского порта Санкт-Петербурга. Традиционная палитра и отсылки к советскому авангарду сочетаются с зелеными «островами» и бионическими формами. Помимо офисов здание включает музей, спортивный блок, учебный и досуговый центры.
Speed-dating с героями 90-х и другие причины пойти на Архитектон-2025
На этой неделе в петербургском Манеже открывается Архитектон – 10-дневный фестиваль с выставкой, премией и деловой программой, которая обещает северной столице встряску: придет ОАМ, будут новые форматы, обсудят намыв, конкурсы, философское и социальное измерение архитектуры. Советуем запастись абонементом и начать составлять график. В этом материале – хайлайты, на которые мы обратили внимание.
Дан приказ ему на Сити, ей в другую сторону...
Второй по счету конкурс архитектурных идей телеграм-канала Небоскребы привлек профессиональное жюри и присудил, в главной номинации, денежный приз. Как водится, за горизонтальный небоскреб – все остальные, в основном, предложили вертикальные башни... Показываем победившие и не победившие идеи, размышляем о влиянии башни участка номер один. Где? Смотрите ближе к концу материала.
На династической тропе
Дома и таунхаусы комплекса «Царская тропа» строятся в поселке Гаспра – с запада и востока от дворцов бывшей великокняжеской резиденции «Ай-Тодор». Так что одной из главных задач разработавших проект архитекторов бюро KPLN было соответствовать значимому соседству. Как это отразилось на объемном построении, как на фасадах и каким образом авторы используют рельеф – читайте в нашей статье.
Крылья Маяковского
Проект реконструкции главного входа в парк Маяковского в Екатеринбурге, который подготовил Алексей Гуров совместно с Уральским центром реставрации и проектирования, возвращает арке исторический облик и градостроительное значение. Помимо реставрационных работ предусмотрена особая подсветка, цветник, приспособление боковых павильонов, а также восстановление утраченных чугунных торшеров и афишных стен.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Перекресток культур
Бюро MAST, вдохновляясь атмосферой Тбилиси, превратило интерьер грузинского ресторана NENE в диалог культур, которым, на самом деле, и является этот прекрасный город.
Пресса: Движимые недвижимостью: Архитектурные и жилищные...
Что можно сказать об архитекторе по его дому, как традиции трансформируются под влиянием разгерметизации сообществ, где прорастают спустя полвека бумажные замки концептуалистов. Поступления на тематические полки ко Дню архитектора.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.