English version

Анализ и синтез

Проект ЖК «Красин», предназначенный для исторического центра Петербурга и расположенный в очень ответственном месте: рядом с Горным институтом Воронихина, но на границе с промышленным городом, – стал результатом тщательного анализа специфики исторической застройки Васильевского острова и последующего синтеза с уклонением от прямой стилизации, но формированием узнаваемого силуэта, созвучного «старому городу».

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

30 Сентября 2021
mainImg
Архитектор:
Никита Явейн
Мастерская:
Студия 44 http://www.studio44.ru
Проект:
Жилой комплекс «Красин»
Россия, Санкт-Петербург, Косая линия В.О., д. 16, корп. 30а / 23-я линия В.О. д. 2а

Авторский коллектив:
Архитекторы: Н. И. Явейн, В. А. Романцев, А. И. Амелькович, В. И. Бурмистрова, А. В. Бурдин, Д. И. Лоханов, Н. А. Гончарова, Д. А. Гордина, Н. В. Краснов, визуализация – А. А. Патрикеев.
ГИП: Л. В. Герштейн, С. А. Горемыкин

4.2021

Заказчик: ООО «Специализированный застройщик «Остров Сити»
Девелопер: Setl City
0 Набережная Большой Невы Васильевского острова – место, которое очень быстро меняет свой характер: в восточной части она начинается Стрелкой, Биржей, Кунсткамерой и старым корпусом Университета, известными туристическими достопримечательностями. Продолжается Академией художеств, изысканным зданием Валлен-Деламота. А заканчивается дорическим портиком Горного института Воронихина, строгим, почти суровым высказыванием на чистом наречии классицизма. Зато вот дальше – всё, КПП, промзона, что-то портовое, какие-то корабли. Город музеев и памятников архитектуры резко обрывается, утешая глаз краеведа «прослойкой» из нескольких произведений конструктивизма, призванных в свое время обслуживать заводы. К западу от Горного института начинается территория Балтийского судостроительного завода и нескольких предприятий поменьше: канаты, кожа, электроприборы. Здесь на Неве прямо сейчас строят корабли, два атомных ледокола, «Сибирь» и «Урал».

Промзоны, впрочем, уже трансформируются, частью в арт-кластеры, как к примеру расположенный в полутора километрах отсюда завод Севкабель, но в основном в жилую – городскую – застройку. Город, как это принято в наше постиндустриальное время, постепенно наступает на заводские территории, превращая их из закрытых промышленных в жилые и, в разной степени, общественные. В частности, к западу от Горного института девелоперская компания Setl City строит два жилых комплекса: один, подальше от реки, ЖК «Палацио», уже почти построен, он состоит из разноцветных секций, перенимающих окраску от соседних линий Васильевского острова с некоторым усилением их яркости. Второй жилой комплекс для того же девелопера недавно спроектирован «Студией 44» Никиты Явейна на более ответственном месте – прямо на набережной, рядом с портиком Воронихина. Градсовет рассмотрел и принял проект в апреле. 
Жилой комплекс «Красин». Слева ледокол «Красин», справа Горный институт
© «Студия 44»

ЖК «Красин», названный по имени музеефицированного ледокола, припаркованного прямо перед ним, расположен на территории бывшего конструкторского бюро котлостроения, переехавшего в 2018 году. Исторически это место известно как «Масляный буян» (буян – это пристань для выгрузки товаров и место торговых амбаров). Еще в 1940-е он был искусственным островом, отделенным от суши Масляным каналом, в который корабли могли заходить для погрузки-разгрузки и где впоследствии швартовались, как в бухте. К 1960-м канал засыпали, но окружающая территорию с двух сторон улица носит имя «Масляный канал».  
  • zooming
    1 / 6
    Жилой комплекс «Красин». Подробный план Санкт Петербурга генерала-майора Шуберта 1828 г., план Ленинграда 1934 г. © Студия 44
    © «Студия 44»
  • zooming
    2 / 6
    Жилой комплекс «Красин». План Масляного буяна Васильевской части 1876 г. © Студия 44
    © «Студия 44»
  • zooming
    3 / 6
    Жилой комплекс «Красин». Масляный канал. немецкая аэрофотосъемка 1941-1942 гг. © Студия 44
    © «Студия 44»
  • zooming
    4 / 6
    Жилой комплекс «Красин». Фотография Ленинграда снятая американским спутником 17.05.1966 г. © Студия 44
    © «Студия 44»
  • zooming
    5 / 6
    Жилой комплекс «Красин». План топосъемки Ленинграда, фрагмент 1977 г. © Студия 44
    © «Студия 44»
  • zooming
    6 / 6
    Жилой комплекс «Красин». План топосъемки Ленинграда, фрагмент 1989 г.© Студия 44
    © «Студия 44»

Окружение, как уже было сказано, контрастное и ценное, хотя по-разному. Ледокол и портик Горного института работают на классическую «петербургско-туристическую» тематику, вынуждают к подтянутости и, конечно, в наибольшей степени именно здание Воронихина стало причиной высотных ограничений – ближе к нему 22 м, подальше 33 м. Кроме того, участок попадает в границы исторического поселения и комплекс будет хорошо виден с Невы, что делает ограничения особенно строгими: отсюда скатные кровли с углом наклона 25°, уменьшение высотности к реке, сдержанный тон фасадов и природные материалы – фактуры кирпича и камня. 
Жилой комплекс «Красин»
© «Студия 44»

Другие элементы окружения не столь очевидны, но тоже важны, это Кожевенный завод Парамонова к западу, на противоположной стороне улицы Масляный канал, со зданиями конца XIX века в духе промышленного историзма классицистического толка – в них планируется разместить поликлинику и школу, и, рядом, к северу, вероятно, еще один квартал ЖК.
Жилой комплекс «Красин»
© «Студия 44»

Масляный канал заворачивает под прямым углом направо и здесь обнаруживается еще один знаковый элемент – водонапорная башня канатного цеха, построенная Яковом Черниховым, элегантный городской акцент на тонких бетонных ножках.
Жилой комплекс «Красин»
© «Студия 44»

Кроме того, жилые дома Васильевского острова к востоку и северу дают пример сдержанно-разнообразного фронта застройки, от классицизма к историзму и модерну, а заводские строения XIX века к западу демонстрируют склонность к красно-кирпичному стилю фасадов. Сама же территория Масляного буяна была в позднесоветское время застроена тремя невыразительными заводскими корпусами, один из которых в последние годы сдавали в аренду под офисы. 
Жилой комплекс «Красин». Ледокол «Красин» (0), вход в Морской канал (МК), корпусообрабатывающий цех (1), механический цех (2), стапель А, большой (3), АТЭС «Академик Ломоносов» на достройке. © Студия 44
© «Студия 44»

Неудивительно, что работе для такого ответственного места предшествовал серьезный градостроительный анализ – прежде всего он коснулся места нового комплекса в составе гипподамовой сетки улиц Васильевского острова. Как известно, она простая и ясная, состоит из прямоугольников, и достаточно крупная: Трезини предложил сетку улиц с расстоянием 320 м в ширину. Затем появилось дополнительное деление, и между улицами, вытянутыми с северо-запада на юго-восток, которые носят название линий Васильевского острова, сейчас по 160 м. Однако исторически внутри некоторых кварталов существовал продольный внутренний проезд-проход, разделяющий его на части продольно (а иногда и поперечно), – так появилась самая узкая в городе улица Репина. Если учесть такие случаи и поделить ячейку меридионально пополам, ширина получается уже близкой к «манхеттенской»: 80 метров. 
  • zooming
    Жилой комплекс «Красин». проектный план Васильевского острова Доменико Трезини 1717 г. © Студия 44
    © «Студия 44»
  • zooming
    Жилой комплекс «Красин». Застройка Васильевского острова по фиксирующему плану. Фрагмент плана 1726 г. © Студия 44
    © «Студия 44»

Авторы учитывают это разделение, исторически существовавшее в непроявленном виде, но считываемое во внутриквартальных пустотах и поддержанное специфической нумерацией улиц: на Васильевском острове считают не проезды как таковые, а линии домов, «красные линии», поэтому каждая улица называется попарно, к примеру, «4-я и 5-я линия», а к Масляному буяну приходит «24-я и 25-я». 
  • zooming
    Жилой комплекс «Красин». Карта ценных элементов планировочной и ландшафтно-композиционной структуры
    © «Студия 44»
  • zooming
    Жилой комплекс «Красин». Створ 24-25 линии В.О
    © «Студия 44»

Архитекторы взяли за основу самый дробный модуль деления – участок разделился на три равные полосы с двумя внутренними улицами, одна из которых продолжает линию «24 и 25». Сейчас 24-я и 25-я линия завершается тупиком перед улицей Масляный канал – в проекте ее планируется продлить до набережной пешеходным бульваром внутри ЖК, хотя, по решению девелопера, он, к сожалению, будет открыт только для жильцов. Но создаст, тем не менее, перспективный «прострел». 
  • zooming
    Жилой комплекс «Красин». Сохранившиеся в настоящие время внутренние проезды и меридиональные связи. © Студия 44
    © «Студия 44»
  • zooming
    Жилой комплекс «Красин». Пробивка улиц и внутренних проездов. © Студия 44
    © «Студия 44»

Получились компактные 4-6 этажные кварталы, подчиненные сетке Васильевского острова и в то же время нарисованные более регулярно, тонкими протяженными рамками. Нева здесь поворачивает, и прямоугольники планомерно вырастают по дуге, но не подчиняются скруглению набережной, а выступают вперед ступенями-углами. Этот планировочный прием авторы «подсмотрели» на соседней набережной XVIII–XIX века, где все фасады параллельны направлению проспектов Васильевского острова, и вписаны, таким образом, в общую ортогональную сетку. Перед дугой реки они образуют ступеньки-углы.
Жилой комплекс «Красин». Образование новых кварталов. © Студия 44
© «Студия 44»
Набережная Лейтенанта Шмидта к востоку от ЖК «Красин»
Фотография © «Студия 44»

А в ЖК Красин эта ступенчатость плана со стороны набережной проявлена сильнее: если в историческом фронте зигзагообразный контур образован фасадами отдельных домов, то здесь – торцами кварталов, по две секции в каждом. Со стороны реки между ними образуются треугольные скверы, – жест в целом становится более монументальным, сопоставление геометричных углов и плавного скругления реки становится противопоставлением рукотворного – природному, проявляя одно из характерных свойств Петербурга.
Жилой комплекс «Красин». Проектное предложение
© «Студия 44»

Отступы квартальных торцов в проекте также равномерны в духе «мегалитического» отношения к объемам, свойственного проектам Никиты Явейна. Каждый торец получает во фронте соседнего квартала продолжение в виде узких, как будто ножом разрезанных разрывов – они поддерживают поперечное направление сетки и обеспечивают лаконичные цезуры, позволяющие избежать слишком длинных рядов и открыть проходы во дворы. 
Жилой комплекс «Красин»
© «Студия 44»
Жилой комплекс «Красин»
© «Студия 44»

Получается, что на уровне общих контуров объемного построения идеи обнаружены архитекторами в исторической застройке Васильевского острова, приняты за основу, но приведены к некоему стереометрическому знаменателю, и тем самым заострены и усилены. Такой подход к контексту интересен аналитичностью. 

В отношении фасадов происходит обратный процесс – если объемы в целом стремятся к регулярности и укрупнению, то фасады намеренно раздроблены, оживлены разнообразием фактур, материалов и геометрии. Каждая секция – всего их 44 – получила собственный рисунок и высоту, несколько отличную от соседних, что дает легкие колебания силуэта. Параметры всех секций также стали результатом анализа структуры застройки Васильевского острова, прежде всего набережной. 
  • zooming
    1 / 3
    Жилой комплекс «Красин». Существующая в настоящие время парцелляция
    © «Студия 44»
  • zooming
    2 / 3
    Жилой комплекс «Красин». Существующее положение
    © «Студия 44»
  • zooming
    3 / 3
    Жилой комплекс «Красин». Проектное предложение
    © «Студия 44»

Поэтому ширина большинства секций, как и у исторических фасадов вдоль реки – 22 метра. С тыльной стороны комплекса она увеличивается вдвое – до 50 м, но не больше. Здесь торцевые дома увенчаны пилонадами аттиков, отчего приобретают большую монументальность, выстраивая с этой стороны подобие (или, может быть, «зачаток») проспекта. 
Жилой комплекс «Красин»
© «Студия 44»
Жилой комплекс «Красин»
© «Студия 44»

Фасады перенимают ритм и масштаб старой застройки, но полностью исключают прямые цитаты декора исторической архитектуры, сосредотачиваясь на ритме, пропорциях, фактуре и тоне. Со стороны Горного института и регулярного исторического города, где высотность меньше, преобладает камень и светлые тона, с противоположной стороны, с запада, как и с севера, где комплекс граничит с индустриальной застройкой и подрастает в высоту, больше темного кирпича. Комплекс откликается фасадами практически на всех соседей. 
Жилой комплекс «Красин»
© «Студия 44»
Жилой комплекс «Красин»
© «Студия 44»

Ближе к водонапорной башне авангардиста Якова Чернихова более заметной становится роль круглых окон, характерных для архитектуры 1920-х – 1930-х годов и, кроме того, любимых Никитой Явейном (в каждый свой проект он считает нужным добавить хотя бы одно круглое окно; такое окно есть и в рабочем кабинете архитектора). 
Жилой комплекс «Красин»
© «Студия 44»

На фасадах активно используется прием многослойности, один материал, к примеру кирпич, трактуется как крупная внешняя «сетка», другой, к примеру камень – как внутренняя материя. Стекло оживляет традиционные материалы выступами балконов и эркеров, тонкими ограждениями и пластичными «видовыми» цилиндрами на углах – но в целом его немного, в составе проектных материалов имеется даже схема, наглядно демонстрирующая преобладание «каменных» поверхностей.
Жилой комплекс «Красин»
© «Студия 44»
Жилой комплекс «Красин»
© «Студия 44»

С другой стороны, архитекторы вообще не используют окрашенную штукатурку – казалось бы, самый характерный материал фасадов Васильевского острова. Это позволяет избежать пестроты и усилить элемент респектабельности – для современного ЖК в центре «натуральные материалы фасада» служат несомненным плюсом. 



Если исторические детали для архитекторов под этическим запретом, то исторический силуэт, напротив, полноправен. Помимо легкой вариативности высоты секций и скатных кровель на узнаваемость силуэта «старого города» работают вентвыходы, решенные в виде пластин, напоминающих группы труб-дымоходов, а в некоторых случаях вынесенные на торцы и остро напоминающие о каминах. 

Дворы внутри кварталов приподняты и размещены на кровлях стилобатов. С улиц туда ведут монументальные лестницы с амфитеатрами. 
Жилой комплекс «Красин»
© «Студия 44»

Вдоль западного фасада комплекса по улице Масляный канал перед сплошной чередой магазинов тянется городская галерея: она расширяет тротуар, позволяет пройтись мимо витрин, спрятаться от дождя и в то же время отчасти компенсирует закрытый статус внутренних улиц комплекса – мимо него можно будет с удобством пройти к набережной Лейтенанта Шмидта. 

Под каждым кварталом расположен один ярус подземной парковки, совмещенный с кладовыми для жильцов, под двором еще один ярус парковки, надземный. Пространства, расположенные в уровне города, устроены сложно и, конечно, далеко не все отданы парковкам: по внешнему периметру зданий запланировано много кафе и магазинов, а часть помещений под дворами внутри кварталов отдана фитнесам с двумя бассейнами, один из них, большего размера, освещается крупными зенитными фонарями из двора. То есть несмотря на то, что внутренние улицы комплекса будут закрытыми, он должен дать городу достаточно много. 
  • zooming
    1 / 6
    Жилой комплекс «Красин». Разрез 3-3
    © «Студия 44»
  • zooming
    2 / 6
    Жилой комплекс «Красин». Разрез 2-2
    © «Студия 44»
  • zooming
    3 / 6
    Жилой комплекс «Красин». Разрез
    © «Студия 44»
  • zooming
    4 / 6
    Жилой комплекс «Красин». Разрез А-А
    © «Студия 44»
  • zooming
    5 / 6
    Жилой комплекс «Красин». План подвала
    © «Студия 44»
  • zooming
    6 / 6
    Жилой комплекс «Красин». План 1 этажа
    © «Студия 44»

В первых этажах расположены квартиры с собственными палисадниками, выходящими на внутренние бульвары. Комплекс достаточно дорогой (так его характеризует пресса, да и расположение, и небольшая высотность обязывают к «клубному» формату), поэтому его квартирография разнообразна, есть и трех-, и четырехкомнатные квартиры – последние группируются в основном на углах с видами на Неву. 
  • zooming
    1 / 3
    Жилой комплекс «Красин». План 2 этажа
    © «Студия 44»
  • zooming
    2 / 3
    Жилой комплекс «Красин». План типового этажа.
    © «Студия 44»
  • zooming
    3 / 3
    Жилой комплекс «Красин». План 7 этажа
    © «Студия 44»

Как видим, жилой комплекс премиального класса в центре Петербурга представляет собой результат вдумчивой аналитической работы с контекстом – помимо отклика на визуальные особенности окружения он настроен на продолжение и развитие структуры городской ткани, восходящей к регулярной планировке XVIII века, причем некоторые ее особенности намеренно акцентированы ради ответа на особенности участка и поставленной задачи. Небольшая, комфортная высотность задана ограничениями и поддержана элитным статусом жилья, а подчеркнутое ритмическое разнообразие становится откликом на мелкую нарезку фасадов исторической застройки. В конечном счете комплекс становится своего рода «переходным звеном» между двумя очень разными частями города: парадной и промышленной. Портовые краны и корабли, как музейные, так и строящиеся, придают обстановке некоторую пикантность, и тем не менее ЖК становится очередным шагом городской ткани, комфортной и обитаемой, в сторону расширения-реплицирования на основе модуля, заданного когда-то Трезини и Леблоном. 
Архитектор:
Никита Явейн
Мастерская:
Студия 44 http://www.studio44.ru
Проект:
Жилой комплекс «Красин»
Россия, Санкт-Петербург, Косая линия В.О., д. 16, корп. 30а / 23-я линия В.О. д. 2а

Авторский коллектив:
Архитекторы: Н. И. Явейн, В. А. Романцев, А. И. Амелькович, В. И. Бурмистрова, А. В. Бурдин, Д. И. Лоханов, Н. А. Гончарова, Д. А. Гордина, Н. В. Краснов, визуализация – А. А. Патрикеев.
ГИП: Л. В. Герштейн, С. А. Горемыкин

4.2021

Заказчик: ООО «Специализированный застройщик «Остров Сити»
Девелопер: Setl City

30 Сентября 2021

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Студия 44: другие проекты
Расслоение идентичности: итоги Зодчества 2023
Мир полон парадоксов, и вот Зодчество, которое в культурной программе 2023 года предлагало прописать миру ижицу, впервые за историю своего существования даёт главный приз иностранному архитектору. Публикуем полный список победителей и удивляемся некоторым вещам: к примеру, проектов в 2 раза больше, чем построек, но премия Татлин пропала с радаров, а из списка награжденных исчезли авторские коллективы.
На горах
Распределенный IT-кампус Нижнего Новгорода в проекте «Студии 44» построен на уравновешенных контрастах. Он то летит, то колышется, то возвышается скалой. Для каждой задачи найдена своя форма и логика, для гостиниц – квадратный модуль, для учебных корпусов – «летящий». Модернистские прообразы, в частности аббатство Ля Туретт, соседствуют с сюжетными отсылками к античному форуму и стое, башне средневекового университета – так же как и с контекстуальными перекличками, встраивающими здания будущего кампуса в ландшафт городских холмов с их доминантами, высоких склонов, речной панорамы, кварталов городского центра и ННГУ.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
Модернизм в авангарде
Конкурсное предложение «Студии 44» для красноярского театра оперы и балета – во всех смыслах яркое, а во многом даже провокационное, ну почти как современный спектакль. По смыслу культурно-контекстуально, по ощущениям эпатажно. Сначала поражаешься повсеместно-красному цвету, потом разбираешься в живописном скоплении объемов, между которыми распределено множество функций. И только затем понимаешь, что в этом конгломерате спрятано старое модернистское здание, которое архитекторы сохраняют в значительной части.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Палисады в Мытном дворе
На прошлой неделе градсовет Петербурга рассмотрел проект застройки территории Мытного двора, подготовленный «Студией 44». Исторические здания отреставрируют, утраченные восстановят, а на месте складов появятся новые четырехэтажные дома. Проект приняли тепло, вопросы у экспертов вызвало только примыкание к Овсянниковскому саду и высота, показавшаяся слишком скромной.
Градсовет Петербурга 25.01.2023
Для Пироговской набережной «Студия 44» предложила белоснежный дом с тремя ризалитами и каскадом террас. Эксперты разбирались, что в проекте перевешивает: вид на воду или критическая близость к шестиполосной магистрали.
Жизнь железа
Здание выксунского музея металлургии в проекте Никиты Явейна и Сергея Падалко – как гравицапа: оно рассчитано на естественное старение железа, то есть будет постепенно ржаветь, – но использует передовой тип конструкции, основанный на способности металла к растяжению. Планируется строить из труб и прокатной стали ОМК, так же как и из кирпича вторичного использования.
Место памяти
Первое место в конкурсе на концепцию развития парка Победы в Мурманске занял консорциум Мастерской Лызлова и бюро Свобода. Рассказываем об итогах конкурса и публикуем проекты пяти финалистов.
Градсовет Петербурга 26.04.2022
Градсовет обсудил два масштабных проекта северной столицы: застройку второй половины намыва Васильевского острова жилыми кварталами и перенос основной части Санкт-Петербургского государственного университета в город Пушкин.
Святилище книг
После реконструкции и реставрации по проекту «Студии 44» здание Публичной библиотеки имени Маяковского приобрело современную техническую начинку и в то же время стало ближе к своему подлинному облику – тех времен, когда оно было частью подворья Троице-Сергиевой лавры.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Стереометрическое построение
Конкурсный проект здания уфимского музея современного искусства от «Студии 44» Никиты Явейна был решен в характерном для бюро духе мега-высказывания: гигантские консольные выносы, соединенные шарниром атриума, декларируют победу инженерного замысла над тяготением, а простота исходной геометрии, где все линии пересекаются под углами, кратными 30°, в трех измерениях складывается в сложную ажурную конструкцию.
Истинное Зодчество: лауреаты 2021
Хрустальный Дедал достался Николаю Шумакову, президенту САР и СМА и главному архитектору Метрогипространса, за станции БКЛ Авиамоторная, Лефортово, Электрозаводская. Премию Татлин решили не присуждать.
Из агоры в хаб
Публикуем фрагмент из книги «Музей: архитектурная история», посвященный современным формам институции: музей как агломерация, хаб, фабрика или проун.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Градсовет Петербурга 25.11.2020
Градсовет обсудил жилой квартал по проекту «Студии-44», интегрированный в историческую среду Бумагопрядильной фабрики, а также предложение по символическому восстановлению фабричных труб. Единодушную и высокую оценку работы сопровождали многочисленные сомнения относительно качества будущей жилой среды.
Две школы: о лауреатах «Зодчества» 2020
Главную премию, Хрустальный Дедал, вручили школе Wunderpark Антона Нагавицына, премию Татлин за лучший проект получил кампус ИТМО «Студии 44» Никиты Явейна. Показываем и перечисляем все проекты и постройки, получившие золотые и серебряные знаки, а также дипломы фестиваля Зодчество.
Парк чувств
Проект «Романтического парка Тучков буян» консорциума «Студии 44» и WEST 8, победивший в международном конкурсе, соединяет скульптурную геопластику и деревянные конструкции, разнообразие пространственных характеристик и насыщенную программу, рассчитанную на разнообразную аудиторию, с красивой и сложной пассеистической идеей усадебно-дворцового парка, настроенного на активизацию мыслей и чувств.
Летящий
Проект кампуса High Park университета ИТМО, который в Петербурге запланирован как аналог московского Сколково, разработанный «Студией 44», очень масштабен и пассионарен. Его ядро – учебный центр, трактован как авангардная композиция на тему города с улицами и campo с ратушной башней, парк напоминает о лучах главных улиц Петербурга, а если посмотреть сверху, то весь комплекс похож на материнскую плату в четерьмя, как минимум, процессорами. В конструкции учебного корпуса обнаруживается даже воспоминание об СКК. В проекте много смыслов, аллюзий, и все они объединены пластической энергетикой, которой позавидовал бы адронный коллайдер.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Похожие статьи
Над Жемчужной рекой
Самый большой в мире пешеходный мост Хайсинь в Гуанчжоу стал важнейшим общественным пространством этого гигантского города.
Парк на острове
Рядом с Королевским оперным театром во внутренней гавани Копенгагена открылся парк по проекту бюро Cobe.
В центре внимания
Лионское бюро Espace Libre спроектировало для курортного городка Кюк на севере Франции скейт-парк, который стал первым шагом по реорганизации всего прибрежного района Стелла-Плаж.
Распределение масс
Деловой центр AIA East Gateway по проекту Creative Crews на востоке Бангкока должен стать стимулом для развития окружающего района и для возвращения удаленно работающих сотрудников в офисы.
Геология фасадов
Калифорнийский университет в Санта-Барбаре впервые за последние 55 лет открыл новый учебный корпус. Автором проекта выступило архитектурное бюро из Сиэтла LMN Architects.
Музыкальная фабрика
В Манчестере открылся концертно-выставочный комплекс по проекту OMA. Заказчик – компания Factory International, организатор Манчестерского международного фестиваля.
Фасад для шоссе
В проекте здания управления автодорог в Дакке, столице Бангладеш, архитекторы Framework учли особенности участка, расположенного на оживленном шоссе, но с видом на зеленую зону.
Приближение искусства к народу
Первый и пока единственный филиал Государственного музея искусств (SMK) в Копенгагене отроется в сельской местности на севере Дании. Авторы проекта его комплекса – Reiulf Ramstad Arkitekter.
Адаптивная реконструкция
Восстановлением разрушенной землетрясением в феврале 2023 года турецкой провинции Хатай и ее столицы Антакьи займется консорциум архитекторов с Foster + Partners и BIG в составе.
Big in Japan
В Токио завершено строительство 266-метрового небоскреба Toranomon Hills Station Tower по проекту Сёхэя Сигэмацу, главы нью-йоркского отделения OMA. Это первый объект, реализованный OMA на территории японской столицы, и самый крупный проект в портфеле бюро.
Космический ковчег
MAD Architects представили проект реконструкции склада Чжанцзянского цементного завода под многофункциональный общественный центр. По мысли Ма Яньсуна, над массивными бетонными стенами зависнет космический «ковчег».
Другой Версаль
Парижское Atelier Delalande Tabourin для реконструкции небольшого дома в Версале использовали особый бетон, в который добавлена кирпичная крошка.
Высотная биофилия
The Spiral в Нью-Йорке, первый «сверхвысокий» небоскреб, спроектированный бюро Бьярке Ингельса BIG, – эксперимент в высотном озеленении: его террасы с кустарником и деревьями достигают высоты в 300 м и более.
Укрощение стихии
Бюро Carlo Ratti Associati разработало проект реконструкции знаменитых набережных Мурацци-дель-По в Турине: все более сильные разливы реки новому общественному центру будут не страшны.
Путь на глубину
На севере Норвегии бюро Rever og Drage Arkitekter соорудили на озере традиционный причал, но предназначен он не для лодок, а для любования пейзажем.
Пирамида для горожан
Бывший музей албанского лидера Энвера Ходжи в центре Тираны открылся после реконструкции по проекту MVRDV как образовательный центр и общественное пространство.
Иллюзия уединения
Кафе и частный дом на острове у северо-восточного побережья Китая создают иллюзию романтического – и драматического – уединения среди суровой природы. Авторы проекта – пекинское бюро TAO.
Золотное шитье
Пятиэтажный клубный дом, спроектированный Степаном Липгартом в Казани, реагирует на разностилевой контекст цельностью и одновременно подвижностью формы, а на соседство с театром «Экият» – сходством со складками театрального занавеса и активной пластикой балконов, в которой прочитывается сходство с театральными ложами. Он весь немного «на котурнах», но обобщен и современен. В нем даже не так просто найти элементы ар-деко, хотя дух тридцатых, пропущенный через фильтр неомодернизма, все же чувствуется. Как и Восток.
Примирение
Реставрация Соляного склада для Звенигородского музея-заповедника, с одной стороны, достаточно точно реализована по проекту бюро «Народный архитектор» – а, с другой стороны, она не обошлась без дополнительных исследований и корректировок, которые в данном случае, скорее, во благо. Обнаружен исходный цвет покраски, детали фасадов, лучше изучена история перестроек. Итог – проявлен импозантный характер ампирного здания, самого старого в городе, проявлены отличия поздних пристроек. Но, главное, город получил новое культурное и общественное пространство, которые уже «работает» вовсю.
Между городом и деревней
Два жилых дома, построенных в чешском Каменице по проекту пражской студии NEW HOW architects, поддерживают важный вектор развития всего поселения.
Работа с цветом
Архитекторы MVRDV реконструировали высотное здание в Шэньчжэне: проект должен стать образцом для перестройки невостребованных сооружений в масштабе всего Китая.
Наследие пивоваров
Реконструируя бывшую пивоварню Kingway в одном из районов Шэньчжэня, китайское бюро URBANUS попыталось сохранить дух места и коллективную память горожан об ушедшей эпохе.
Мозаика в 3D
В Мохали, городе-спутнике Чандигарха, появилось еще одно офисное здание с необычным фасадом от Studio Ardete.
Технологии и материалы
Устойчивое завтра
Названы победители Holcim Awards – премии за достижения в области устойчивой архитектуры. Показываем все проекты из «короткого списка».
Новые декоры в европейской коллекции Homapal 2022-23
Еще больше уникальных цветов и поверхностей металлизированных HPL пластиков появилось в обновленной коллекции бренда Homapal. Самые изысканные металлические текстуры сочетаются с преимуществами износостойкого и гибкого ламината.
Блестящая жизнь в деталях
В ряду металлов, которые выигрышно смотрятся как в классическом, так и в ультрасовременном интерьере, латунь занимает особое место. Неслучайно ее называют «новым золотом». На примере проектов компании HÖGER смотрим, как добиваться эффекта “латуни” и других металлов при помощи современных технологий.
Фасадная подсистема от «ОРТОСТ-ФАСАД»: надежность...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД» разработала и запустила собственное производство подсистемы для устройства облицовки навесных фасадов. Инновационная разработка позволяет решать проблемы, связанные со сложной геометрией фасадов и работами на высотных зданиях.
Декоративное панно из алюминиевых панелей ГК АСП...
На путевой стене станции метро «Яхромская» в Москве установили монументальное панно в честь празднования 800-летия столицы в 1947 году. Панно выполнялось из трехслойных алюминиевых панелей с сотовым заполнением от компании ГК АСП.
Зимний сценарий
Осень и зима – не повод грустить и сидеть дома.
Рассказываем, какие малые архитектурные формы делают общественные пространства теплее, уютнее и интереснее даже в самые промозглые, пасмурные или студеные дни.
Больше чем детская площадка
Компания «КБЭА» из Чебоксар переосмысливает функционал детских площадок: с их помощью наука выходит в городское пространство и становится частью социокультурного программирования территорий.
Будущее фасадной инженерии: как решить проблемы строительства...
Вместе с постоянно развивающимися технологиями строительства область фасадной инженерии также переживает значительные изменения, однако далеко не все оказались к ним готовы. Опытом делится компания Unistem, лидер на рынке фасадного консалтинга.
Ригель и двоичный код.
ИТ-парк им. Башира Рамеева
На фасадах ИТ-парка имени Башира Рамеева в Казани – облицовочные материалы преимущественно российских производителей, в том числе клинкер ригельного формата.
Философия проекта изначально подразумевала полный контакт здания с человеком – как визуальный, так и тактильный.
Краски и штукатурки Baumit: идеальное финишное покрытие
В процессе отделки дома или квартиры одним из главных вопросов является выбор финишного покрытия, ведь это решение влияет не только на внешний вид стен сегодня, но и на то, как они будут выглядеть со временем. Рассказываем о том, какие штукатурки и краски предлагает Baumit для создания идеального фасада и интерьера, которые будут радовать много лет.
Облицовочный кирпич от BRAER: размер имеет значение
Сегодня наиболее распространенными форматами кирпича являются 1НФ, 0,7 НФ и 1,4НФ. У каждого есть свои преимущества. В линейке облицовочных кирпичей BRAER есть все три, но как определиться с выбором нужного? Попробуем разобраться.
Отдых в большом городе
Простая скамейка, установленная в нужном месте, способна дарить минуты отдыха и объединять. Рассказываем, как с помощью городской мебели «Хоббика» даже в самом урбанизированном контексте можно устроить островки для полноценной релаксации.
Кто построит будущее
Детские площадки меняются вместе с городской средой и предлагают детям не только палитру сенсорных ощущений и физической активности, но и образы, заимствованные у мировой архитектуры. Один из примеров – футуристические игровые комплексы, спроектированные компанией «Новые горизонты».
Геометрия городского комфорта с Axyforma
Молодой и демократичный бренд Axyforma предлагает пересмотреть подход к благоустройству в пользу комплексных решений с лаконичными и взаимозаменяемыми элементами.
Напольные покрытия для здоровых помещений
Компания «Tarkett» – мировой лидер в производстве напольных покрытий – одной из первых перестроила свой бизнес в соответствии с зелеными стандартами и экономикой замкнутого цикла. Рассказываем о продукции Tarkett, безопасной для человека и природы.
Сейчас на главной
Дмитрий Сухов: мы хотим создавать эмоциональную архитектуру
В архитектурной и проектной компании ГЕНПРО новый креативный директор, архитектор Дмитрий Сухов, ранее занимавший должность главного архитектора институтов «Моспроект-3» и «Капстройпроект» (известного проектами домов для реновации). Бессменный креативный директор ГЕНПРО Энди Сноу по-прежнему в команде, но с новым коллегой полномочия не делит, а скорее творчески взаимодействует. Архи.ру поговорил с Дмитрием Суховым о проектах, которыми ведает его подразделение – отдел концепций.
Здание D
Проект Харбинского центр дизайна на севере Китая создан архитекторами Wuxing Youxing Space Design на основе «типографского» мотива – буквы D.
Точка нового отсчета
Давно хотелось изучить пространство RuArts Foundation, созданное архитекторами ATRIUM, и наконец удалось. Оно уместное и впечатляющее, в нем интересным образом сочетаются традиции – в данном случае, галереи, и новации. Рассматриваем. А заодно вглядываемся в предисторию.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Лепка ракурсом
Степан Липгарт внедряет на окраине Казани «схематизированное ар-деко», да еще и зеленого цвета, со стеклянистой корочкой на фасадах. Главные достоинства проекта – он тщательно выстраивает ракурсы, стремясь сформировать в непростом окружении зародыш города не только в смысле пешеходности, но и пластически. Работает с силуэтами, предлагает любопытные треугольные «горки» террас. Да и выстроен он как кристалл, по двум сеткам, ортогональной и диагональной. Что получилось, что нет, в чем особенности – читайте в тексте.
«Плавательный оперный театр»
Крытый бассейн начала 1970-х годов в Гамбурге, памятник архитектуры модернизма и одна из крупнейших оболочечных конструкций в Европе, реконструирован архитекторами gmp и конструкторами schlaich bergermann partner.
Разнообразие фасадов
Комплекс из жилья и офисов по проекту бюро ALTA в ближнем пригороде Парижа учитывает соседство маловысотной частной застройки, будущей станции метро и послевоенных многоэтажек.
Образовательный эксперимент для Севера
Бюро «Сити-Арх» продолжает работу над проектами экспериментальных государственных ДОУ: по многим параметрам им могут позавидовать частные сады и школы. На этот раз – в городе Губкинском Ямало-Ненецкого автономного округа. Будущих воспитанников ждет разнообразная образовательная и игровая среда, которая включает зимний сад, педагогов – возможности для внедрения новых практик.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Над Жемчужной рекой
Самый большой в мире пешеходный мост Хайсинь в Гуанчжоу стал важнейшим общественным пространством этого гигантского города.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Парк на острове
Рядом с Королевским оперным театром во внутренней гавани Копенгагена открылся парк по проекту бюро Cobe.
Стиль лобби
Магазин бренда Emka выделяется в галерее торгового центра Ростова-на-Дону за счет ставки на сдержанность, ритм и асимметрию: проектируя пространство, архитекторы вдохновлялись образами хороших отелей. Среди сложных решений: гранитная кассовая стойка и деревянные кессоны на потолке.
Баланс света
Воркшоп «Световая инклюзия. On/Off» интересен тем, что его итогом стала методичка – сумма рекомендаций для изменения нормативов в сторону большего комфорта для людей с особенностями, будь то колясочники, слабо видящие и слышащие или люди с особенностями психики.
Освоение степи
Современная вариация юрты, которая подойдет для цифровых кочевников: ее можно перевозить на автомобиле, воздействие на окружающую среду снижено за счет очистки бытовых вод, предусмотрен альтернативный источник электроснабжения.
Убежище
Вторым победителем программы воркшопов «Открытого города» стал проект «Убежище. Вне круга света», под кураторством основателей бюро TIArch и преподавателей КГАСУ Ильнара и Резеды Ахтямовых.
Кладбище внутри и снаружи
Воркшоп под руководством Института Генплана Москвы занял на «Открытом городе» одно из двух первых мест. Его тема – пути реорганизации городских кладбищ. Предложено два направления, для пригорода и для центра, диаметрально противоположные.
В центре внимания
Лионское бюро Espace Libre спроектировало для курортного городка Кюк на севере Франции скейт-парк, который стал первым шагом по реорганизации всего прибрежного района Стелла-Плаж.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Сияние на Угре
Живописный берег Угры, где предположительно началось Великое стояние, – любимое место досуга жителей Юхнова. После первого этапа благоустройства здесь появились беседки в виде конструкций для просушки льна, спуск к воде и арт-объект «Уграметр».