English version

Анализ и синтез

Проект ЖК «Красин», предназначенный для исторического центра Петербурга и расположенный в очень ответственном месте: рядом с Горным институтом Воронихина, но на границе с промышленным городом, – стал результатом тщательного анализа специфики исторической застройки Васильевского острова и последующего синтеза с уклонением от прямой стилизации, но формированием узнаваемого силуэта, созвучного «старому городу».

mainImg
Архитектор:
Никита Явейн
Мастерская:
Студия 44 http://www.studio44.ru
Проект:
Жилой комплекс «Красин»
Россия, Санкт-Петербург, Косая линия В.О., д. 16, корп. 30а / 23-я линия В.О. д. 2а

Авторский коллектив:
Архитекторы: Н. И. Явейн, В. А. Романцев, А. И. Амелькович, В. И. Бурмистрова, А. В. Бурдин, Д. И. Лоханов, Н. А. Гончарова, Д. А. Гордина, Н. В. Краснов, визуализация – А. А. Патрикеев.
ГИП: Л. В. Герштейн, С. А. Горемыкин

4.2021

Заказчик: ООО «Специализированный застройщик «Остров Сити»
Девелопер: Setl City
Набережная Большой Невы Васильевского острова – место, которое очень быстро меняет свой характер: в восточной части она начинается Стрелкой, Биржей, Кунсткамерой и старым корпусом Университета, известными туристическими достопримечательностями. Продолжается Академией художеств, изысканным зданием Валлен-Деламота. А заканчивается дорическим портиком Горного института Воронихина, строгим, почти суровым высказыванием на чистом наречии классицизма. Зато вот дальше – всё, КПП, промзона, что-то портовое, какие-то корабли. Город музеев и памятников архитектуры резко обрывается, утешая глаз краеведа «прослойкой» из нескольких произведений конструктивизма, призванных в свое время обслуживать заводы. К западу от Горного института начинается территория Балтийского судостроительного завода и нескольких предприятий поменьше: канаты, кожа, электроприборы. Здесь на Неве прямо сейчас строят корабли, два атомных ледокола, «Сибирь» и «Урал».

Промзоны, впрочем, уже трансформируются, частью в арт-кластеры, как к примеру расположенный в полутора километрах отсюда завод Севкабель, но в основном в жилую – городскую – застройку. Город, как это принято в наше постиндустриальное время, постепенно наступает на заводские территории, превращая их из закрытых промышленных в жилые и, в разной степени, общественные. В частности, к западу от Горного института девелоперская компания Setl City строит два жилых комплекса: один, подальше от реки, ЖК «Палацио», уже почти построен, он состоит из разноцветных секций, перенимающих окраску от соседних линий Васильевского острова с некоторым усилением их яркости. Второй жилой комплекс для того же девелопера недавно спроектирован «Студией 44» Никиты Явейна на более ответственном месте – прямо на набережной, рядом с портиком Воронихина. Градсовет рассмотрел и принял проект в апреле. 
Жилой комплекс «Красин». Слева ледокол «Красин», справа Горный институт
© «Студия 44»

ЖК «Красин», названный по имени музеефицированного ледокола, припаркованного прямо перед ним, расположен на территории бывшего конструкторского бюро котлостроения, переехавшего в 2018 году. Исторически это место известно как «Масляный буян» (буян – это пристань для выгрузки товаров и место торговых амбаров). Еще в 1940-е он был искусственным островом, отделенным от суши Масляным каналом, в который корабли могли заходить для погрузки-разгрузки и где впоследствии швартовались, как в бухте. К 1960-м канал засыпали, но окружающая территорию с двух сторон улица носит имя «Масляный канал».  
  • zooming
    1 / 6
    Жилой комплекс «Красин». Подробный план Санкт Петербурга генерала-майора Шуберта 1828 г., план Ленинграда 1934 г. © Студия 44
    © «Студия 44»
  • zooming
    2 / 6
    Жилой комплекс «Красин». План Масляного буяна Васильевской части 1876 г. © Студия 44
    © «Студия 44»
  • zooming
    3 / 6
    Жилой комплекс «Красин». Масляный канал. немецкая аэрофотосъемка 1941-1942 гг. © Студия 44
    © «Студия 44»
  • zooming
    4 / 6
    Жилой комплекс «Красин». Фотография Ленинграда снятая американским спутником 17.05.1966 г. © Студия 44
    © «Студия 44»
  • zooming
    5 / 6
    Жилой комплекс «Красин». План топосъемки Ленинграда, фрагмент 1977 г. © Студия 44
    © «Студия 44»
  • zooming
    6 / 6
    Жилой комплекс «Красин». План топосъемки Ленинграда, фрагмент 1989 г.© Студия 44
    © «Студия 44»

Окружение, как уже было сказано, контрастное и ценное, хотя по-разному. Ледокол и портик Горного института работают на классическую «петербургско-туристическую» тематику, вынуждают к подтянутости и, конечно, в наибольшей степени именно здание Воронихина стало причиной высотных ограничений – ближе к нему 22 м, подальше 33 м. Кроме того, участок попадает в границы исторического поселения и комплекс будет хорошо виден с Невы, что делает ограничения особенно строгими: отсюда скатные кровли с углом наклона 25°, уменьшение высотности к реке, сдержанный тон фасадов и природные материалы – фактуры кирпича и камня. 
Жилой комплекс «Красин»
© «Студия 44»

Другие элементы окружения не столь очевидны, но тоже важны, это Кожевенный завод Парамонова к западу, на противоположной стороне улицы Масляный канал, со зданиями конца XIX века в духе промышленного историзма классицистического толка – в них планируется разместить поликлинику и школу, и, рядом, к северу, вероятно, еще один квартал ЖК.
Жилой комплекс «Красин»
© «Студия 44»

Масляный канал заворачивает под прямым углом направо и здесь обнаруживается еще один знаковый элемент – водонапорная башня канатного цеха, построенная Яковом Черниховым, элегантный городской акцент на тонких бетонных ножках.
Жилой комплекс «Красин»
© «Студия 44»

Кроме того, жилые дома Васильевского острова к востоку и северу дают пример сдержанно-разнообразного фронта застройки, от классицизма к историзму и модерну, а заводские строения XIX века к западу демонстрируют склонность к красно-кирпичному стилю фасадов. Сама же территория Масляного буяна была в позднесоветское время застроена тремя невыразительными заводскими корпусами, один из которых в последние годы сдавали в аренду под офисы. 
Жилой комплекс «Красин». Ледокол «Красин» (0), вход в Морской канал (МК), корпусообрабатывающий цех (1), механический цех (2), стапель А, большой (3), АТЭС «Академик Ломоносов» на достройке. © Студия 44
© «Студия 44»

Неудивительно, что работе для такого ответственного места предшествовал серьезный градостроительный анализ – прежде всего он коснулся места нового комплекса в составе гипподамовой сетки улиц Васильевского острова. Как известно, она простая и ясная, состоит из прямоугольников, и достаточно крупная: Трезини предложил сетку улиц с расстоянием 320 м в ширину. Затем появилось дополнительное деление, и между улицами, вытянутыми с северо-запада на юго-восток, которые носят название линий Васильевского острова, сейчас по 160 м. Однако исторически внутри некоторых кварталов существовал продольный внутренний проезд-проход, разделяющий его на части продольно (а иногда и поперечно), – так появилась самая узкая в городе улица Репина. Если учесть такие случаи и поделить ячейку меридионально пополам, ширина получается уже близкой к «манхеттенской»: 80 метров. 
  • zooming
    Жилой комплекс «Красин». проектный план Васильевского острова Доменико Трезини 1717 г. © Студия 44
    © «Студия 44»
  • zooming
    Жилой комплекс «Красин». Застройка Васильевского острова по фиксирующему плану. Фрагмент плана 1726 г. © Студия 44
    © «Студия 44»

Авторы учитывают это разделение, исторически существовавшее в непроявленном виде, но считываемое во внутриквартальных пустотах и поддержанное специфической нумерацией улиц: на Васильевском острове считают не проезды как таковые, а линии домов, «красные линии», поэтому каждая улица называется попарно, к примеру, «4-я и 5-я линия», а к Масляному буяну приходит «24-я и 25-я». 
  • zooming
    Жилой комплекс «Красин». Карта ценных элементов планировочной и ландшафтно-композиционной структуры
    © «Студия 44»
  • zooming
    Жилой комплекс «Красин». Створ 24-25 линии В.О
    © «Студия 44»

Архитекторы взяли за основу самый дробный модуль деления – участок разделился на три равные полосы с двумя внутренними улицами, одна из которых продолжает линию «24 и 25». Сейчас 24-я и 25-я линия завершается тупиком перед улицей Масляный канал – в проекте ее планируется продлить до набережной пешеходным бульваром внутри ЖК, хотя, по решению девелопера, он, к сожалению, будет открыт только для жильцов. Но создаст, тем не менее, перспективный «прострел». 
  • zooming
    Жилой комплекс «Красин». Сохранившиеся в настоящие время внутренние проезды и меридиональные связи. © Студия 44
    © «Студия 44»
  • zooming
    Жилой комплекс «Красин». Пробивка улиц и внутренних проездов. © Студия 44
    © «Студия 44»

Получились компактные 4-6 этажные кварталы, подчиненные сетке Васильевского острова и в то же время нарисованные более регулярно, тонкими протяженными рамками. Нева здесь поворачивает, и прямоугольники планомерно вырастают по дуге, но не подчиняются скруглению набережной, а выступают вперед ступенями-углами. Этот планировочный прием авторы «подсмотрели» на соседней набережной XVIII–XIX века, где все фасады параллельны направлению проспектов Васильевского острова, и вписаны, таким образом, в общую ортогональную сетку. Перед дугой реки они образуют ступеньки-углы.
Жилой комплекс «Красин». Образование новых кварталов. © Студия 44
© «Студия 44»
Набережная Лейтенанта Шмидта к востоку от ЖК «Красин»
Фотография © «Студия 44»

А в ЖК Красин эта ступенчатость плана со стороны набережной проявлена сильнее: если в историческом фронте зигзагообразный контур образован фасадами отдельных домов, то здесь – торцами кварталов, по две секции в каждом. Со стороны реки между ними образуются треугольные скверы, – жест в целом становится более монументальным, сопоставление геометричных углов и плавного скругления реки становится противопоставлением рукотворного – природному, проявляя одно из характерных свойств Петербурга.
Жилой комплекс «Красин». Проектное предложение
© «Студия 44»

Отступы квартальных торцов в проекте также равномерны в духе «мегалитического» отношения к объемам, свойственного проектам Никиты Явейна. Каждый торец получает во фронте соседнего квартала продолжение в виде узких, как будто ножом разрезанных разрывов – они поддерживают поперечное направление сетки и обеспечивают лаконичные цезуры, позволяющие избежать слишком длинных рядов и открыть проходы во дворы. 
Жилой комплекс «Красин»
© «Студия 44»
Жилой комплекс «Красин»
© «Студия 44»

Получается, что на уровне общих контуров объемного построения идеи обнаружены архитекторами в исторической застройке Васильевского острова, приняты за основу, но приведены к некоему стереометрическому знаменателю, и тем самым заострены и усилены. Такой подход к контексту интересен аналитичностью. 

В отношении фасадов происходит обратный процесс – если объемы в целом стремятся к регулярности и укрупнению, то фасады намеренно раздроблены, оживлены разнообразием фактур, материалов и геометрии. Каждая секция – всего их 44 – получила собственный рисунок и высоту, несколько отличную от соседних, что дает легкие колебания силуэта. Параметры всех секций также стали результатом анализа структуры застройки Васильевского острова, прежде всего набережной. 
  • zooming
    1 / 3
    Жилой комплекс «Красин». Существующая в настоящие время парцелляция
    © «Студия 44»
  • zooming
    2 / 3
    Жилой комплекс «Красин». Существующее положение
    © «Студия 44»
  • zooming
    3 / 3
    Жилой комплекс «Красин». Проектное предложение
    © «Студия 44»

Поэтому ширина большинства секций, как и у исторических фасадов вдоль реки – 22 метра. С тыльной стороны комплекса она увеличивается вдвое – до 50 м, но не больше. Здесь торцевые дома увенчаны пилонадами аттиков, отчего приобретают большую монументальность, выстраивая с этой стороны подобие (или, может быть, «зачаток») проспекта. 
Жилой комплекс «Красин»
© «Студия 44»
Жилой комплекс «Красин»
© «Студия 44»

Фасады перенимают ритм и масштаб старой застройки, но полностью исключают прямые цитаты декора исторической архитектуры, сосредотачиваясь на ритме, пропорциях, фактуре и тоне. Со стороны Горного института и регулярного исторического города, где высотность меньше, преобладает камень и светлые тона, с противоположной стороны, с запада, как и с севера, где комплекс граничит с индустриальной застройкой и подрастает в высоту, больше темного кирпича. Комплекс откликается фасадами практически на всех соседей. 
Жилой комплекс «Красин»
© «Студия 44»
Жилой комплекс «Красин»
© «Студия 44»

Ближе к водонапорной башне авангардиста Якова Чернихова более заметной становится роль круглых окон, характерных для архитектуры 1920-х – 1930-х годов и, кроме того, любимых Никитой Явейном (в каждый свой проект он считает нужным добавить хотя бы одно круглое окно; такое окно есть и в рабочем кабинете архитектора). 
Жилой комплекс «Красин»
© «Студия 44»

На фасадах активно используется прием многослойности, один материал, к примеру кирпич, трактуется как крупная внешняя «сетка», другой, к примеру камень – как внутренняя материя. Стекло оживляет традиционные материалы выступами балконов и эркеров, тонкими ограждениями и пластичными «видовыми» цилиндрами на углах – но в целом его немного, в составе проектных материалов имеется даже схема, наглядно демонстрирующая преобладание «каменных» поверхностей.
Жилой комплекс «Красин»
© «Студия 44»
Жилой комплекс «Красин»
© «Студия 44»

С другой стороны, архитекторы вообще не используют окрашенную штукатурку – казалось бы, самый характерный материал фасадов Васильевского острова. Это позволяет избежать пестроты и усилить элемент респектабельности – для современного ЖК в центре «натуральные материалы фасада» служат несомненным плюсом. 



Если исторические детали для архитекторов под этическим запретом, то исторический силуэт, напротив, полноправен. Помимо легкой вариативности высоты секций и скатных кровель на узнаваемость силуэта «старого города» работают вентвыходы, решенные в виде пластин, напоминающих группы труб-дымоходов, а в некоторых случаях вынесенные на торцы и остро напоминающие о каминах. 

Дворы внутри кварталов приподняты и размещены на кровлях стилобатов. С улиц туда ведут монументальные лестницы с амфитеатрами. 
Жилой комплекс «Красин»
© «Студия 44»

Вдоль западного фасада комплекса по улице Масляный канал перед сплошной чередой магазинов тянется городская галерея: она расширяет тротуар, позволяет пройтись мимо витрин, спрятаться от дождя и в то же время отчасти компенсирует закрытый статус внутренних улиц комплекса – мимо него можно будет с удобством пройти к набережной Лейтенанта Шмидта. 

Под каждым кварталом расположен один ярус подземной парковки, совмещенный с кладовыми для жильцов, под двором еще один ярус парковки, надземный. Пространства, расположенные в уровне города, устроены сложно и, конечно, далеко не все отданы парковкам: по внешнему периметру зданий запланировано много кафе и магазинов, а часть помещений под дворами внутри кварталов отдана фитнесам с двумя бассейнами, один из них, большего размера, освещается крупными зенитными фонарями из двора. То есть несмотря на то, что внутренние улицы комплекса будут закрытыми, он должен дать городу достаточно много. 
  • zooming
    1 / 6
    Жилой комплекс «Красин». Разрез 3-3
    © «Студия 44»
  • zooming
    2 / 6
    Жилой комплекс «Красин». Разрез 2-2
    © «Студия 44»
  • zooming
    3 / 6
    Жилой комплекс «Красин». Разрез
    © «Студия 44»
  • zooming
    4 / 6
    Жилой комплекс «Красин». Разрез А-А
    © «Студия 44»
  • zooming
    5 / 6
    Жилой комплекс «Красин». План подвала
    © «Студия 44»
  • zooming
    6 / 6
    Жилой комплекс «Красин». План 1 этажа
    © «Студия 44»

В первых этажах расположены квартиры с собственными палисадниками, выходящими на внутренние бульвары. Комплекс достаточно дорогой (так его характеризует пресса, да и расположение, и небольшая высотность обязывают к «клубному» формату), поэтому его квартирография разнообразна, есть и трех-, и четырехкомнатные квартиры – последние группируются в основном на углах с видами на Неву. 
  • zooming
    1 / 3
    Жилой комплекс «Красин». План 2 этажа
    © «Студия 44»
  • zooming
    2 / 3
    Жилой комплекс «Красин». План типового этажа.
    © «Студия 44»
  • zooming
    3 / 3
    Жилой комплекс «Красин». План 7 этажа
    © «Студия 44»

Как видим, жилой комплекс премиального класса в центре Петербурга представляет собой результат вдумчивой аналитической работы с контекстом – помимо отклика на визуальные особенности окружения он настроен на продолжение и развитие структуры городской ткани, восходящей к регулярной планировке XVIII века, причем некоторые ее особенности намеренно акцентированы ради ответа на особенности участка и поставленной задачи. Небольшая, комфортная высотность задана ограничениями и поддержана элитным статусом жилья, а подчеркнутое ритмическое разнообразие становится откликом на мелкую нарезку фасадов исторической застройки. В конечном счете комплекс становится своего рода «переходным звеном» между двумя очень разными частями города: парадной и промышленной. Портовые краны и корабли, как музейные, так и строящиеся, придают обстановке некоторую пикантность, и тем не менее ЖК становится очередным шагом городской ткани, комфортной и обитаемой, в сторону расширения-реплицирования на основе модуля, заданного когда-то Трезини и Леблоном. 
Архитектор:
Никита Явейн
Мастерская:
Студия 44 http://www.studio44.ru
Проект:
Жилой комплекс «Красин»
Россия, Санкт-Петербург, Косая линия В.О., д. 16, корп. 30а / 23-я линия В.О. д. 2а

Авторский коллектив:
Архитекторы: Н. И. Явейн, В. А. Романцев, А. И. Амелькович, В. И. Бурмистрова, А. В. Бурдин, Д. И. Лоханов, Н. А. Гончарова, Д. А. Гордина, Н. В. Краснов, визуализация – А. А. Патрикеев.
ГИП: Л. В. Герштейн, С. А. Горемыкин

4.2021

Заказчик: ООО «Специализированный застройщик «Остров Сити»
Девелопер: Setl City

30 Сентября 2021

Студия 44: другие проекты
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Слои и синергия
Концепция «Студии 44» для конкурса редевелопмента Ижевского оружейного завода основана на выявлении и сохранении всех исторических слоев главного корпуса, который получает функцию культурно-инновационного центра. «Программа» здания помогает соединить профессионалов из разных сфер, а эспланада, набережная Ижа и «заводской» сад – провоцировать дальнейшее изменение прилегающих территорий.
Главное – внутри
Здание второй очереди гимназии имени Евгения Примакова было отмечено многими наградами еще на стадии проектирования. Сейчас оно завершено. И хотя не все нюансы были учтены: прежде всего конструкциям перекрытия не следовало оставаться открытыми, – но в силу приоритета объемного построения это не кажется существенным. Более важен «Ах!», вызываемый пространством.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Трехчастная задача: Мытный двор
Петербургский Мытный двор – торговые ряды сложной судьбы – по проекту «Студии 44» планируют превратить в премиальный жилой комплекс. В проекте три части: реставрация исторических корпусов, восстановление утраченной части исторического контура и новые дома. Все они срифмованы между собой и с городом, найдены оси и «лучи света», продуманы уютные уголки и видовые точки. Мы специально проинтервьюировали авторов проекта реставрации исторических корпусов – и рассказываем обо всех, разных, задачах из числа решенных здесь.
Расслоение идентичности: итоги Зодчества 2023
Мир полон парадоксов, и вот Зодчество, которое в культурной программе 2023 года предлагало прописать миру ижицу, впервые за историю своего существования даёт главный приз иностранному архитектору. Публикуем полный список победителей и удивляемся некоторым вещам: к примеру, проектов в 2 раза больше, чем построек, но премия Татлин пропала с радаров, а из списка награжденных исчезли авторские коллективы.
На горах
Распределенный IT-кампус Нижнего Новгорода в проекте «Студии 44» построен на уравновешенных контрастах. Он то летит, то колышется, то возвышается скалой. Для каждой задачи найдена своя форма и логика, для гостиниц – квадратный модуль, для учебных корпусов – «летящий». Модернистские прообразы, в частности аббатство Ля Туретт, соседствуют с сюжетными отсылками к античному форуму и стое, башне средневекового университета – так же как и с контекстуальными перекличками, встраивающими здания будущего кампуса в ландшафт городских холмов с их доминантами, высоких склонов, речной панорамы, кварталов городского центра и ННГУ.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
Модернизм в авангарде
Конкурсное предложение «Студии 44» для красноярского театра оперы и балета – во всех смыслах яркое, а во многом даже провокационное, ну почти как современный спектакль. По смыслу культурно-контекстуально, по ощущениям эпатажно. Сначала поражаешься повсеместно-красному цвету, потом разбираешься в живописном скоплении объемов, между которыми распределено множество функций. И только затем понимаешь, что в этом конгломерате спрятано старое модернистское здание, которое архитекторы сохраняют в значительной части.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Палисады в Мытном дворе
На прошлой неделе градсовет Петербурга рассмотрел проект застройки территории Мытного двора, подготовленный «Студией 44». Исторические здания отреставрируют, утраченные восстановят, а на месте складов появятся новые четырехэтажные дома. Проект приняли тепло, вопросы у экспертов вызвало только примыкание к Овсянниковскому саду и высота, показавшаяся слишком скромной.
Градсовет Петербурга 25.01.2023
Для Пироговской набережной «Студия 44» предложила белоснежный дом с тремя ризалитами и каскадом террас. Эксперты разбирались, что в проекте перевешивает: вид на воду или критическая близость к шестиполосной магистрали.
Жизнь железа
Здание выксунского музея металлургии в проекте Никиты Явейна и Сергея Падалко – как гравицапа: оно рассчитано на естественное старение железа, то есть будет постепенно ржаветь, – но использует передовой тип конструкции, основанный на способности металла к растяжению. Планируется строить из труб и прокатной стали ОМК, так же как и из кирпича вторичного использования.
Место памяти
Первое место в конкурсе на концепцию развития парка Победы в Мурманске занял консорциум Мастерской Лызлова и бюро Свобода. Рассказываем об итогах конкурса и публикуем проекты пяти финалистов.
Градсовет Петербурга 26.04.2022
Градсовет обсудил два масштабных проекта северной столицы: застройку второй половины намыва Васильевского острова жилыми кварталами и перенос основной части Санкт-Петербургского государственного университета в город Пушкин.
Святилище книг
После реконструкции и реставрации по проекту «Студии 44» здание Публичной библиотеки имени Маяковского приобрело современную техническую начинку и в то же время стало ближе к своему подлинному облику – тех времен, когда оно было частью подворья Троице-Сергиевой лавры.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Стереометрическое построение
Конкурсный проект здания уфимского музея современного искусства от «Студии 44» Никиты Явейна был решен в характерном для бюро духе мега-высказывания: гигантские консольные выносы, соединенные шарниром атриума, декларируют победу инженерного замысла над тяготением, а простота исходной геометрии, где все линии пересекаются под углами, кратными 30°, в трех измерениях складывается в сложную ажурную конструкцию.
Истинное Зодчество: лауреаты 2021
Хрустальный Дедал достался Николаю Шумакову, президенту САР и СМА и главному архитектору Метрогипространса, за станции БКЛ Авиамоторная, Лефортово, Электрозаводская. Премию Татлин решили не присуждать.
Похожие статьи
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
Технологии и материалы
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
Сейчас на главной
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
Спокойствие, только спокойствие
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга Александра Змеула «Большая кольцевая линия. Новейшая история московского метро». Ее автор – историк архитектуры и знаток подземки – разобрал грандиозный проект БКЛ в подробностях, но главное – сохранил спокойную и взвешенную позицию. С равным сочувствием он рассказал о работе всех вовлеченных в строительство архитекторов, сосредоточившись на их профессиональном вкладе и вне зависимости от их творческих разногласий.
Вся мудрость океана
В Калининграде открылся новый корпус Музея мирового океана «Планета океан». Примечательно не только здание в виде 42-метрового шара, но и экспозиция, которая включает научные коллекции – их собирали около 10 лет, аквариумы с 3000 гидробионтов, а также специально разработанные инсталляции. Дизайн разработало петербургское бюро музейной сценографии «Метаформа», которое соединило все нити в увлекательное повествование.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Хрупкая материя
В интерьере небольшого ресторана M.Rest от студии дизайна интерьеров BE-Interno, расположенного на берегу Балтийского моря в Калининградской области, воплощены самые характерные черты меланхоличной природы этого края, и сам он идеально подходит для неторопливого времяпрепровождения с видом на закат.
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
Уступы, арки и кирпич
По проекту PRSPKT.Architects в Уфе достроен жилой комплекс «Зорге Премьер», честно демонстрирующий роскошь, присущую заявленному стилю ар-деко: фасады полностью облицованы кирпичом, просторные лобби украшает барельефы и многоярусные люстры, вместо остекленных лоджий – гедонистические балкончики. В стройной башне-доминанте располагается по одной квартире на этаже.
Карельская кухня
Концепция ресторана на берегу Онежского озера, разработанная бюро Skaträ, предлагает совмещать гастрономический опыт с созерцанием живописного ландшафта, а также посещением пивоваренного цеха. Обеденный блок с панорамными окнами и деревянной облицовкой соединяется с бетонным цехом аркой, открывающей вид на гладь воды.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Вечный август
Каким должен быть офис, если он находится в месте, однозначно ассоциирующемся не с работой, а с отдыхом? Наверное, очень красивым и удобным – таким, чтобы сотрудникам захотелось приходить туда каждый день. Именно такой офис спроектировало бюро AQ для IT-компании на Кипре.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
Налетай, не скупись…
В Москве открылся магазин «Локалы». Он необычен не только тем, что его интерьером занималось DA bureau, что само по себе привлекает внимание и гарантирует высокий уровень дизайна, но и потому, что в нем продаются дизайнерские предметы и объекты модных российских брендов.
Ласточкин хвост
Бюро Artel architects спроектировало для московского жилого комплекса «Сидней Сити» квартал, который сочетает застройку башенного и секционного типа. Любопытны фасады: клинкерный кирпич сочетается с полимербетоном и латунью, пилоны в виде хвоста ласточки формируют ритм и глубокие оконные откосы, аттик выделен белым цветом.
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.
Ступени в горах
Бюро Axis Project представило проект санаторно-курортного комплекса в Кисловодске, который может появиться на месте недостроенного санатория «Каскад». Архитекторы сохранили и развили прием предшественников: террасированные и ступенчатые корпуса следуют рельефу, образуя эффектную композицию и открывая виды на живописный ландшафт из окон и приватных террас.
Сопряжение масс
Загородный дом, построенный в Пензенской области по проекту бюро Design-Center, отличают брутальный характер и разноплановые ракурсы. Со стороны дороги дом представляет одноэтажную линейную композицию, с торца напоминает бастион с мощными стенами, а в саду набирает высоту и раскрывается панорамными окнами.
Работа на любой вкус
Новый офис компании Smart Group стал результатом большой исследовательской и проектной работы бюро АРХИСТРА по анализу современных рабочих экосистем, учитывающих разные сценарии использования и форматы деятельности.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
Вопрос сорока процентов: изучаем рейтинг от «Движение.ру»
Рейтингование архитектурных бюро – явление достаточно частое, когда-то Григорий Ревзин писал, что у архитекторов премий едва ли не больше, чем у любой другой творческой специальности. И вот, вышел рейтинг, который рассматривает деловые качества генпроектных компаний. Топ-50 генпроектировщиков многоквартирного жилья по РФ. С оценкой финансов и стабильности. Полезный рыночный инструмент, крепкая работа. Но есть одна загвоздка: не следует ему использовать слово «архитектура» в своем описании. Мы поговорили с автором методики, проанализировали положение о рейтинге и даже советы кое-какие даем... А как же, интересно.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.