English version

Летящий

Проект кампуса High Park университета ИТМО, который в Петербурге запланирован как аналог московского Сколково, разработанный «Студией 44», очень масштабен и пассионарен. Его ядро – учебный центр, трактован как авангардная композиция на тему города с улицами и campo с ратушной башней, парк напоминает о лучах главных улиц Петербурга, а если посмотреть сверху, то весь комплекс похож на материнскую плату в четерьмя, как минимум, процессорами. В конструкции учебного корпуса обнаруживается даже воспоминание об СКК. В проекте много смыслов, аллюзий, и все они объединены пластической энергетикой, которой позавидовал бы адронный коллайдер.

mainImg
Мастерская:
Студия 44 http://www.studio44.ru
Проект:
Кампус университета ИТМО
Россия, Южный

Авторский коллектив:
Н.И. Явейн. А.П. Яр-Скрябин (ГАП). Архитекторы: А.В. Бурдин, Е.В. Коровина, Е.А. Криштопчик, Е.С. Рагозина, К.П. Соколова, А.В. Соловьев, М.В. Фомина. ГИП – Л.В. Герштейн, Л.О. Циколия.
Главный конструктор: Кривоносов А.С. Конструкторы: М.В. Новоселов, Е.Ю. Валяев, А.М. Земеров, П.А. Пяткин, А.В. Агашков

2019 — 5.2020

Заказчик: АО «Хайпарк Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики» (АО «ИТМО Хайпарк»)
Согласно международному рейтингу QS World University Rankings, ИТМО – петербургский университет информационных технологий, механики и оптики – второй год подряд занимает первое в России место в номинации «Электроника и электротехника». Вузу больше ста лет, он был основан как отделение ремесленного училища в 1900 году. Сейчас студенты ИТМО часто побеждают в международной олимпиаде по информатике ICPC, в 2009 году вуз вошел в список «национальных исследовательских университетов России». При этом изысканность специализации – не только на информационных технологиях, но и на механике и оптике – звучит деловито и естественнонаучно в духе Петра Великого. Словом, это главный IT-университет города, на хорошем счету в стране, современный и перспективный, так что уже некоторое время вуз стремится превратиться в нечто большее, с размахом нацпроекта. Для этого в 2018 году началось проектирование нового кампуса – не только учебного, но и исследовательского и производственного, его называют иннополисом и сравнивают со Сколково, но разница в том, что в Сколково и в казанском Иннополисе университеты были созданы заново, а ИТМО High Park строится вокруг одного университета со сравнительно долгой историей. Хай Парк должен стать филиалом ИТМО, в нем будут учиться магистры; программы бакалавриата останутся в старом здании в центре города, к северу от Петропавловской крепости.

Кампус планируется построить в городе-спутнике Южный, который представляет собой отдельный сюжет. Концепцию его застройки разработали архитекторы Gillespies в 2013 году – и в ней город-спутник предстает как элемент нового, полицентричного подхода к застройке Петербурга, и кроме того – город зеленый, невысокий, где-то до 5 этажей. Весь этот набор воспринимается остро и инновационно на фоне высоких безликих «спальников», которыми город обрастал в последнее время. Но прошло 7 лет, концепцию застройки города пока не утвердили, и в данный момент о ней известно немного.
Кампус университета ИТМО. Слева ситуационный план, слева мастер-план города Южного
Предоставлено Студией 44

Зато известно, что ИТМО Хайпарк, согласно замыслам, должен стать первым районом Южного и драйвером его развития: директор компании, которая занимается строительством города-спутника, называет иннополис «важнейшей вехой на пути» к нему, поскольку именно в Хайпарке появятся рабочие места. Мастер-план иннополиса разработали в 2018 году москвичи RTDA и привлеченное ими британское бюро Allies and Morrison.
Кампус университета ИТМО. Мастер-план 2018 года
© RTDA совместно с Allies & Morrison

Следующей стадией проекта ровно год назад, в июле 2019, занялась «Студия 44» Никиты Явейна – не так давно, в мае архитекторы представили на обсуждение градсовета архитектурно-планировочное и объемно-пространственное решение кампуса в целом и проект его первой очереди, куда входит главный учебный корпус – ядро всего комплекса, несколько корпусов общежитий и студенческий клуб. Проект был принят советом «на ура». Архитекторы не только дополнили, но в некоторых частях существенно переработали мастер-план.

Надо сказать, что привлечение к проекту «Студии 44» – архитекторов, которые построили несколько крупных образовательных кластеров всероссийского значения: «Сириус» в Сочи, кампус Школы менеджмента СПбГУ в Петродворце, Академию танца Бориса Эйфмана в Петербурге и Академию хореографии в Нур-Султане, а сейчас строят гимназию Примакова в Московской области, – более чем предсказуемо. Кого и звать, если не их.

Проект совершенно огромный – площадь отведенной территории 90 га. Впрочем пока кругом поля, совершенное раздолье так называемого greenfield. Территория расположена между Киевским шоссе, ведущим в Гатчину, и железной дорогой туда же, со станцией Лесное на ней. Но проект High Park не был бы современным, если с самого начала замысла не предполагал схемы включения кампуса в структуру нового города. Такая схема разработана и на уровне города, и на уровне Хайпарка: в крупном, среднем и микро-масштабе пешехода.
Кампус университета ИТМО. Транспортная схема
© Студия 44

К городу Южный инноград ИТМО «подключается» примерно как процессор к материнской плате – через «хаб» городской площади – протяженного пространства, вытянутого вдоль северо-восточной границы кампуса перед самым главным его зданием, учебным центром, который планируется построить в составе первой очереди. После завершения проекта площадь-хаб будет состоять из двух частей: к северу от нее последней, пятой очередью планируются бизнес-инкубатор и центр урбанистики, к ним будет вести пешеходный мост, между зданиями образуется вторая часть площади; по завершении всех частей проекта площади «стыкуются» между собой и образуют полноценную связь с городом, который к тому моменту, может быть, начнут строить. В город, помимо автомобильных путей, будут вести два пешеходных: на севере мост через трассу, в северо-восточной части главной связью с городом служит мост, встроенный в состав вокзала, в который должен превратиться полустанок Лесное.
Кампус университета ИТМО. Синим показаны площадь перед учебным корпусом и площадь пятой очереди между бизнес-инкубатором и центром урбанистики; голубым пешеходный мост; красным въезды
© Студия 44

Два пути, ведущие в Гатчину: Киевское шоссе и железная дорога, между которыми расположена территория кампуса, обеспечивают хорошую транспортную доступность. Внутри его территория разделена двумя основными трассами, которые пересекаются под прямым углом: архитекторы «Студии 44» смотрят на них через призму римского города, называя cardo и decumanus, благо ориентация трасс почти соответствует странам света. Длинный cardo, параллельный дорогам, идущим с севера на юг, разделяет территорию собственно университета от участков наукоемких произвоств, расположенных ближе к Киевскому шоссе. Строго перпедикулярный ему, как и учили латиняне, decumanus ответвляется от шоссе несколько южнее середины, служа границей между общежитиями и лабораториями – и спортивной частью кампуса.
Кампус университета ИТМО. Схема этапов строительства
© Студия 44

Кардо и декуманус служат внутренними транспортными артериями, но их также превращают в бульвары. Территория трактована как парк: архитекторы приводят в пример влиятельное решение «чопорного» Гарварда разместить стулья на газоне, после чего кампусы всего мира, более-менее дружно, превратились в города-сады. Гарвард Гарвардом, но заметим, что уже с шестидесятых, если не раньше, зелень считалась практически необходимой частью прогрессивного университета или исследовательского института – вспомним хотя бы, как Азимов описывает обстановку своего «Основания»: зелень и спорт, спорт и зелень.
Кампус университета ИТМО. Схема озеленения
© Студия 44

В проекте ИТМО парки и общественные пространства разной степени открытости иерархически ранжированы, что позволяет оптимально их организовать: площадь, бульвары, парк, дворы внешние и внутренние атриумы, локальные места общения. Ось общежитий, которая в мастер-плане была прижата к железной дороге, развернута под углом: «это помогло отодвинуть общежития от шумной зоны», – поясняют авторы. Производства придвинулись к шоссе, жилье студентов отодвинулось от железной дороги. Сравнительно небольшая перекомпоновка сделала планировку и яснее, и просторнее: четкость построения обеспечила больше свободного пространства и визуальных связей.

Еще одно существенное дополнение к мастер-плану: Никита Явейн и Антон Яр-Скрябин предложили две крытые галереи. Что в климате Петербурга важно. Обе коротким путем ведут в учебный корпус, одна соединяет ряд лабораторий, другая общежития.

На схеме крытые пути показаны филетовым цветом: 
Кампус университета ИТМО. Схема общественных пространств
© Студия 44

Парк между корпусами лабораторий и общежитиями из-за добавления диагональной оси получился трапециевидным, сужающимся к учебному корпусу. Его «раструб» напоминает Рим и лучи Петра Еропкина, расходящиеся от Адмиралтейства, – классический прием архитектуры и градостроительства Нового времени. Он помогает с одной точки усилить перспективу: ряды корпусов будут «притягивать» глаз к учебному корпусу, а с другой точки расширить простор, так как при взгляде от учебного корпуса парк будет казаться шире.
Кампус университета ИТМО. Главный учебный корпус
© Студия 44

В спортивной части треугольному парку вторит подобная ему фигура сквера. Планировка приобрела жесткость и остроту, причем произошло это благодаря приемам градостроительства эпохи классицизма, – надо ли говорить, что в Петербурге такое направление мысли представляется логичным. Паттерн «стройного» города воспроизводится в 30 километрах от Дворцовой – и новый локальный центр формируется по «родительским» правилам.
  • zooming
    1 / 4
    Кампус университета ИТМО. Схема этапов строительства. Первый этап
    © Студия 44
  • zooming
    2 / 4
    Кампус университета ИТМОСхема этапов строительства. Второй этап
    © Студия 44
  • zooming
    3 / 4
    Кампус университета ИТМОСхема этапов строительства. Третий этап: спортивные сооружения и пешеходные переходы
    © Студия 44
  • zooming
    4 / 4
    Кампус университета ИТМО. Концептуальная схема планировочной организации участка первой очереди
    © Студия 44

Пластика комплекса во многом определена этими планировочными приципами, а также – «метаскульптурными» предпочтениями Никиты Явейна, которому нередко удается напомнить нам о величии архитектуры на грани сверхчеловеческой архаики и стереометрии авангарда. К чему добавляется озвученный лет 10 назад Ремом Колхасом для Сколково образ «материнской платы», хорошо подходящий к IT-шному иннограду.
Кампус университета ИТМО
© Студия 44

Корпуса лабораторий сверху выглядят прямо как четыре процессора в ряд, а блоки научных производств, особенно те, которые выстроились вдоль cardo, – то объемно-клетчатые, с равномерным чередованием выступающих и западающих параллелепипедов, то ребристые из-за сплошного ряда шедовых фонарей. При взгляде сверху в этих объемах угадываются какие-то технические штуковины, – кажется, что их можно вытащить, протереть «ножки» контактов спиртом, и потом вставить обратно. Словом, образность начинки электронного устройства, модулей, расставленных по определенным законам, прочитывается довольно отчетливо.

Концепция кампуса ИТМО, видео: 


Иными словами, узнаваемые приемы «Студии 44»: корпуса, похожие на гигантские гайки, гальки или торусы, перспективный луч, крупный масштаб, – соединены здесь со вполне опознаваемыми отсылками к актуальным поискам формы «архитектуры для инноваций».
Кампус университета ИТМО. Главный учебный корпус. Схема функционального зонирования. Вид сверху
© Студия 44

Главное здание недвусмысленно берет на себя роль пространственно-пластического «узла» всего кампуса. Оно состоит из гигантского диска и множества объемов – «балок», цилиндров, кубов. Диск их объединяет, некоторые утоплены в нем целиком, другие наполовину, третьи стыкуются углом, четвертые «прорастают» далеко вперед от центра.

Внутри авторы трактуют этот конгломерат как город с улицами, мостами, большими и маленькими площадями, «зданиями» и «павильонами». Образ городской площади архитекторы уже реализовали недавно в фойе театра Академии танца Бориса Эйфмана, но здесь размах много больше. Да дело и не только в масштабе.

Дело в том, что в совместных обсуждениях руководства университета с архитекторами было решено – структура учебного корпуса должна быть спланирована свободно, с преобладанием так называемых коворкингов – мест, где можно устроиться для самостоятельной работы, будь то написание кода, чтение книг или удаленное слушание лекций. Да-да, лекции не обязательно слушать в аудитории, можно будет подключаться к ним где угодно, хоть в амфитеатре, хоть в круглой или квадратной «стекляшке». Там же можно будет устраивать спонтанные или запланированные семинары – максимум свободы и разнообразия обстановки должны стимулировать будущих IT-шников к креативности.

Здание учебного корпуса, видео: 


Более того, одним из пожеланий руководства был постоянный шум, или «гул» – в такой обстановке, а не в глухой тишине, подумать только, по убеждению университета, – лучше работается. Но уж во всяком случае студенты не будут привыкать к тишине как обязательному условию сосредоточения, и в дальнейшем не будут зависеть от тишины. Интересный подход. Конечно, он требует от учеников определенной степени мотивации и внутренней самодисциплины, – однако кампус предназначен для магистров, студентов последних лет обучения, предполагается, что они этими качествами уже обладают. Зато свежий подход к организации процесса, в том числе и в пространстве, должен оживить навыки и двигать вперед.
  • zooming
    1 / 11
    Кампус университета ИТМО. Главный учебный корпус
    © Студия 44
  • zooming
    2 / 11
    Кампус университета ИТМО. Главный учебный корпус
    © Студия 44
  • zooming
    3 / 11
    Кампус университета ИТМО. Главный учебный корпус
    © Студия 44
  • zooming
    4 / 11
    Кампус университета ИТМО. Главный учебный корпус
    © Студия 44
  • zooming
    5 / 11
    Кампус университета ИТМО. Главный учебный корпус
    © Студия 44
  • zooming
    6 / 11
    Кампус университета ИТМО. Главный учебный корпус
    © Студия 44
  • zooming
    7 / 11
    Кампус университета ИТМО. Главный учебный корпус
    © Студия 44
  • zooming
    8 / 11
    Кампус университета ИТМО. Главный учебный корпус
    © Студия 44
  • zooming
    9 / 11
    Кампус университета ИТМО. Главный учебный корпус
    © Студия 44
  • zooming
    10 / 11
    Кампус университета ИТМО. Главный учебный корпус
    © Студия 44
  • zooming
    11 / 11
    Кампус университета ИТМО. Главный учебный корпус
    © Студия 44

Разные функциональные зоны свободно «перетекают» одна в другую, реализуя мечту Фрэнка Ллойда Райта; «обтекают» закрытые, но в основном прозрачные блоки, разбросанные с различной степенью свободы. Здесь минимум дверей, – подчеркивают архитекторы, – всё, что можно, открыто. Более того, в процессе передвижения нас будут постоянно встречать лестницы, трактованные как амфитеатры, а уровни будут меняться плавно, местами используя наклон пола. Комнаты преподавателей смешаны с коворкингами и аудиториями, отчего максимально приближены к учебному процессу, так что студентам не потребуется их разыскивать в какой-то отдельной части здания.
cic =

Никита Явейн, «Студия 44»

«В этом проекте, я бы сказал так – заказчик хотел не меньшего, чем мы. Такое нечасто случается, в нашей практике – едва ли не впервые. Благодаря взаимной заинтересованности получилось очень удачное сотрудничество, и оно уже позволило спроектировать цельное, единое пространство, абсолютно перетекающее, с наклонными полами, подобное тому, что реализовали SANAA в здании учебного Rolex-центра в Лозанне.

Пространство решено как город, со своими улицами, площадями, множеством активностей. Одно-двухэтажный город, похожий на античный, где вся жизнь проходила на улицах, а домой приходили разве что поспать. Здесь у нас тоже вся жизнь – на шумных улицах. Вся жизнь вовне: между лекционными залами, учебными комнатами, коворкингами, комнатами преподавателей. Без барьеров».

Функции, между тем, всё же сгруппированы и распределены по крупным кластерам. В четыре объема-«балки» собраны учебные корпуса: две из них обрамляют начало парка, две другие «распахнуты» с запада на восток. Между учебными блоками вкраплены: студенческий клуб и администрация с южной стороны кампуса, а также музей, столовая и вход с северной, городской стороны.
  • zooming
    1 / 3
    Кампус университета ИТМО. Главный учебный корпус. Схема функционального зонирования на отметке +4.950
    © Студия 44
  • zooming
    2 / 3
    Кампус университета ИТМО. Главный учебный корпус.
    © Студия 44
  • zooming
    3 / 3
    Кампус университета ИТМО. Главный учебный корпус. Схема функционального зонирования на отметке 0.000
    © Студия 44

В центральной части площадь-campo образуют несколько «башен», главную из них авторы трактуют как ратушную – belfry/beffroi. В средневековых городах Западной и Северной Европы такая башня служила символом независимости и самоуправления, на нее еще вешали вечевой колокол. В российских университетах так повелось, что самоуправления как правило нет; однако в ИТМО практикуют его элементы, – объясняет Никита Явейн. Так что башня появилась неспроста. В ней разместится библиотека и «студенческий офис».
Кампус университета ИТМО. Главный учебный корпус
© Студия 44

Кроме того, в верхнем ярусе из башни вырастает консоль ректората – она нависает над входом как капитанский мостик, опираясь на гипостиль тонких колонн и кубик книжного магазина. Три другие объема «башен», окружающие центральную «площадь», поменьше: это круглый объем «творческих пространств», квадратные игровая и «темная комната».
cic =

Антон Яр-Скрябин, «Студия 44»

«На мой взгляд, главная и уникальная особенность проекта состоит в том, что мы, подчеркну – я и все мои коллеги из «Студии 44», все, кто работал над проектом как с самого начала, так и позднее, и университет в качестве заказчика, – мы образовали в процессе работы единую команду, дружную и увлеченную процессом проектирования, который длился больше года. Здесь сложились не обычные отношения заказчик-архитектор, а много более теплые, основанные на взаимной заинтересованности задачей. Мы и до сих пор с радостью встречаемся и общаемся.

Команда ИТМО – молодая, там прислушиваются к свежим идеям, и у меня создалось впечатление, что те принципы, которые изложены на сайте университета: уважение к личности, добросовестность, свобода, открытость, любовь к своему делу, – для них вовсе не пустые pr-слова, а действительно основа жизни и работы. Сам процесс обучения в ИТМО построен на том, чтобы не мешать познанию. Все как семья, главное – коммуникация, взаимодействие идей и людей.

Так что с самого начала, исходя из идеологии, очень настойчиво предложенной университетом, от нас требовалось нестандартное мышление, и мы пошли по пути выстраивания системы пространств коммуникации. Условно говоря, начали с «пустот», поскольку здесь они более важны, и уже между ними распределили закрытые помещения классов. Обычно начинают с группировки помещений и объемов, а мы начали с организации соподчинения и взаимосвязи пространств. Применили этот принцип и к главному зданию, и к общежитиям, и ко всей композиции в целом – она развивается от центрального амфитеатра как своего рода «Большой взрыв». Получившееся пространство, на мой взгляд, не имеет прямых аналогов и очень подходит ИТМО. Я очень надеюсь, что его удастся реализовать и университет сможет поселиться в кампусе, который соответствует его идеям и тому настроению, которое в нем поддерживается».

Все линии, определяющие границы объемов и их направления, параллельны или перпендикулярны трем главным осям: кардо, декуманусу и лучу общежитий, – таким образом оси прорастают в композицию и планировку, на них строится и из них вырастает вся его динамика, в том числе острый нос трегуольного музея с вывеской университета со стороны города и вокзала.
Кампус университета ИТМО. Главный учебный корпус. Музей и его острый «нос», обращенный в сторону вокзала и города, и служащий вывеской
© Студия 44

Внутри музей состоит из последовательно уменьшающихся залов, подчиненных контурам узкого треугольника и перекликающихся с идеей перспективного сужения, которая заявлена в парке ИТМО. Залы связывает широкий проход с перепадом высот и несколькими вкраплениями ступенек мини-амфитеатров. Он плавно поднимается к востоку, в узкой части под ним устроены техпомещения музея. Вдоль музея и соседнего учебного корпуса – два дополнительных входа в учебный корпус, со стороны вокзала.
Кампус университета ИТМО. Главный учебный корпус. Схема функционального зонирования на отметке +9.900
© Студия 44

И наконец, посередине – главная часть «площади» большой амфитеатр, он же многофункциональный актовый зал или аудитория гигантского размера, он же место общения на период между большими лекциями и торжественными мероприятиями. Огромный «сачок» – а что студент без сачка? Сачок обязательно нужен, именно там происходят все важные разговоры и знакомства на всю жизнь. «Главная аудитория» раскрыта панорамным стеклом на парк, который в свою очередь понят как его продолжение – парк тоже «амфитеатр», но протяженный, с небольшим уклоном.
  • zooming
    1 / 4
    Кампус университета ИТМО. Главный учебный корпус
    © Студия 44
  • zooming
    2 / 4
    Кампус университета ИТМО. Главный учебный корпус
    © Студия 44
  • zooming
    3 / 4
    Кампус университета ИТМО. Главный учебный корпус
    © Студия 44
  • zooming
    4 / 4
    Кампус университета ИТМО. Главный учебный корпус
    © Студия 44

И здесь возникает интересный сюжет. Участок, как и всё вокруг Петербурга, представляет собой плоскую равнину с небольшим перепадом высот: рельеф очень плавно понижается, на 5 м в поперечном направлении, от шоссе к железной дороге; но нет ни холмов, ни углублений, типичная «петербургская» равнина. Однако к моменту начала проектирования территория уже была обременена высотными ограничениями, которые не позволяли существенно вырастить здание вверх. Так что архитекторы пошли по пути геопластики. Они понизили уровень рельефа на 4,5 метра в южной части учебного корпуса – так образовался спуск с севера на юг, на котором разместились ступени большого амфитеатра главной аудитории. Внизу, перед панорамным стеклом, в начале парка, запланирован искусственный пруд круглой формы, зимой на нем, возможно, будут устраивать каток.
Кампус университета ИТМО. Главный учебный корпус. Разрез
© Студия 44

Естественный уклон парка – около 3 м – обращен навстречу главной аудитории, с юга на север; его немного усилят, но он останется плавным. Парк и аудитория встретятся, таким образом, в самой глубокой точке рельефа. По парку в проекте течет синусовидная искусственная речка, впадающая в пруд.
Кампус университета ИТМО. Концептуальная схема планировочной организации участка
© Студия 44

Почву, вынутую ради устройства склонов, архитекторы планируют использовать в обваловке искусственных холмов, которые отделят общежития от железной дороги, защитив их от шума. И еще для элементов пластики в парке. Так, решая практические вопросы, одновременно авторы на совершенно ровном, «скучном» рельефе создали интригу: перепады уровней появятся и внутри учебного корпуса, и снаружи, на основной части кампуса.

Но вернемся в главный амфитеатр. В его пространстве хорошо видна металлическая поверхность кровли с отверстием по центру – диска, накрывающего атриум и все сходящиеся объемы – это тонкая металлическая конструкция с острыми и далеко вынесенными козырьками на тонких колоннах. «Шуховская» сетка стеклянного витража, разделяющего аудиторию и парк, отлично подчеркивает смелость инженерного решения.
Кампус университета ИТМО. Главный учебный корпус
© Студия 44

Подвешенная самонапряженная структура немного проседает в центре, вокруг окна-оккулюса, – все это очень напоминает натяжную конструкцию металлической кровли недавно разрушенного СКК. Конструкция даже кажется нарочно задуманной как воспоминание о нём – уникальном и прогрессивном, но забытом и варварски уничтоженном. Как будто говорит нам: заново сделать? А мы попробуем!

«Конструкция, конечно, не повторяет СКК в точности, но мы ее задумали, действительно, в числе прочего и как воспоминание об утраченном стадионе, важном памятнике инженерной мысли Петербурга. Нам очень жаль СКК. И, кроме того, в «Студии 44» работают ученики Олега Курбатова, одного из авторов его конструктивного решения», – поясняет Никита Явейн.
Кампус университета ИТМО. Главный учебный корпус. Сечение
© Студия 44

На кровле задумана беговая и прогулочная дорожка. Объемы внутренних «башен» выходят на нее круглыми и квадратными «трубами» световых фонарей; такие же фонари поменьше украшают крыши крыльев. А с верхних «птичьих» ракурсов хорошо видно, что тонкий с острыми краями «блин» кровли прямо-таки «лежит» на разнонаправленных балках, составляющих учебный корпус. Приземлился, нацепился на башню студенческой «ратуши»; и готов, может быть, в любой момент взлететь. Этакая летающая тарелочка – тоже, надо признать, символ инноваций; или даже надежды на инновации внеземного свойства... Ну да это фантазии. Инновации надо, конечно, делать самим. Давно пора.
Кампус университета ИТМО. Главный учебный корпус
Предоставлено Дирекцией фестиваля Зодчество, 2020

Снаружи к крыльям примыкают лестничные башни – то круглые, то квадратные, то протяженные скругленные, что напоминает и о средневековых замках, и о поисках конструктивистов. Башни не только упрощают передвижение, усложняя его сценарии – чем сложнее, тем короче, но в целом разнобразнее, – еще они выглядят как колышки, прикрепляющие крылья университета к земле, примерно так, как это принято делать с воздушным шаром, чтобы не улетел раньше времени.
Кампус университета ИТМО. Главный учебный корпус
© Студия 44

Сочетание круга с «лучистой» композицией крыльев позволяет воспользоваться преимуществами другого варианта типологии современных школьных зданий – здания-звезды. Лучи позволяют создать максимальный фронт естественного освещения для аудиторий, а между ними возникают полуоткрытые дворы и пространства со сложными пластическими характеристиками, то узкие, то широкие, то расширяющиеся, как парк.
  • zooming
    1 / 8
    Кампус университета ИТМО. Главный учебный корпус
    © Студия 44
  • zooming
    2 / 8
    Кампус университета ИТМО. Главный учебный корпус. Схема функционального зонирования. Вид сверху
    © Студия 44
  • zooming
    3 / 8
    Кампус университета ИТМО. Главный учебный корпус
    © Студия 44
  • zooming
    4 / 8
    Кампус университета ИТМО. Главный учебный корпус
    © Студия 44
  • zooming
    5 / 8
    Кампус университета ИТМО. Главный учебный корпус
    © Студия 44
  • zooming
    6 / 8
    Кампус университета ИТМО. Главный учебный корпус
    © Студия 44
  • zooming
    7 / 8
    Кампус университета ИТМО. Главный учебный корпус
    © Студия 44
  • zooming
    8 / 8
    Кампус университета ИТМО. Главный учебный корпус
    © Студия 44

Итак, средневековый или даже античный город с улицами и площадями-campo для IT-университета нового иннополиса. С лучевой планировкой Нового времени и пластикой – то летящей, то мегалитически «приземлившейся», но определенно современной. И с недвусмысленной отсылкой к авангарду, считываемой мгновенно, как из учебника. Какой там campo? Это Малевич.

Факт остается фактом: пожалуй, «Студии 44» лучше многих удается выступать в амплуа, соединяющем авангард, средневековье, какую-то еще дремучую архаику, воздействующую, кажется, прямо на подсознание, – проецируя все это на самые современные и инновационные проекты. Не такая простая задача – выйти за рамки стилизации, но не утратить многослойного смыслового наполнения. Но именно это здесь и происходит.

Возьмем для начала супрематизм. В ИТМО «малевичевская» структура плана, как и в проекте для Севастополя, приллюстрирована схемой-заставкой. Вместо «Победы над Солнцем» получается победа Солнца как Просвещения в частности и образования в целом – вполне адекватный образ для учебного заведения. С вьющейся ниткой искусственной речки, накручивающей на себя «катушку» самого большого корпуса общежития, в роли интонационной поправки от Хуана Миро или Василия Кандинского.
zooming
Кампус университета ИТМО. Заставка проекта
© Студия 44

И супрематизм, и круг как основа для здания современного университета или прогрессивной школы в наше время привычны и почти обязательны: возьмем кольцо детского сада Такахару Тезуки или колледж в Торсхавне Бьярке Ингельса. Или Школу управления «Сколково» Дэвида Аджайе, – он, пожалуй, первым вдохновился супрематическим сочетанием колеса и асимметричных балок на нем. Но есть еще и университет «Сколтех» Жака Херцога и Пьера де Мерона, – круглый, но уподобленный не авангардному колесу, а городу, силуэт которого как будто срезан по кольцу.

Но вот в чем дело. В Сколково мы видим либо супрематизм у Аджайе, либо «средневековый» (ну, или пусть просто традиционный) город у H&M. И если супрематизм летит, то средневековый город скорее успокаивает, эксплуатируя глубинные представления о «Золотом веке», чуждом перегрузок и бешеных скоростей. Проект ИТМО соединяет эти противоположные идеи, и у него получается. Он как будто смотрит на средневековый город не глазами современного туриста, для которого площадь исторического города это отпуск, кофеек с мороженым на террасе – а глазами средневекового человека, для которого площадь это крик, толпа, колокольня огромной высоты, а звук колокола подчиняет себе, выбивая из головы все мысли и мечтания. Это иной взгляд на средневековье, где-то здесь они и смыкаются с авангардом, который, как известно, какой-то своей частью вырос из символизма, искавшего путь к выразительности в древности разной степени глубины. Отсюда «взрывная» динамика, которой удается избежать нарративности несмотря на многосоставность и многослойность.

В то же время ассоциации с круглыми школами Сколково, по большому счету, не мешают, а даже помогают – согласно средневековому, к слову сказать, принципу они дают возможность выстроить смысловые аллюзии: в конце концов Хайпарк ИТМО это новое петербургское Сколково, на что указывает и «иконография диска», и общая отсылка к супрематизму. Не удивлюсь, если окажется, что такое сопоставление намеренно и в нем заключен элемент творческого соревнования со Сколково и попытка раскрыть те же темы шире, глубже, ярче.
Кампус университета ИТМО. Главный учебный корпус
© Студия 44
***

Вереница 4-5-этажных корпусов общежитий начинается от квадратного в плане студенческого клуба, который углом примыкает к учебному корпусу, и на фоне летящей энергетики главного здания напоминает сад камней. Они круглые и квадратные, расставлены почти симметрично, в подгруппах тяготеют к центральной симметрии, хотя достаточно редкая расстановка и неполная завершенность групп придают планировке эффект некоторой «разбросанности», пусть и тщательно спланированной. Внешне корпуса напоминают произведения японской архитектуры метаболизма, но подчиненные очень регулярной логике роста: крупные ячейки складываются в очень правильные фигуры, по степени системной регулярности больше похожие на части молекулы, чем на элементы материнской платы. «Группа из четырех корпусов образует кластер, – поясняют архитекторы, – вокруг благоустроенной мощеной пьяцетты между ними».
  • zooming
    1 / 3
    Кампус университета ИТМО. Общежития
    © Студия 44
  • zooming
    2 / 3
    Кампус университета ИТМО. Общежития
    © Студия 44
  • zooming
    3 / 3
    Кампус университета ИТМО. Общежития
    © Студия 44

Каждое общежитие, круглое или квадратное, устроено как парафраз учебного корпуса в миниатюре: в центре объема световой крытый атриум с амфитеатром для общения; на него выходят галереи, соединяющие комнаты на одного-трех человек, объединенные по две-три в блоки с кухней-нишей. На каждом этаже и на галереях предусмотрены коворкинги, – предполагается, что заниматься можно будет не обязательно там же, где и спать. «Метаболическую» пористость крупных клеток на фасадах образуют лоджии, которые, надо думать, станут очень приятным дополнением к студенческой жизни.
  • zooming
    1 / 10
    Кампус университета ИТМО. Интерьер общежития, амфитеатр
    © Студия 44
  • zooming
    2 / 10
    Кампус университета ИТМО. Интерьер общежития, амфитеатр
    © Студия 44
  • zooming
    3 / 10
    Кампус университета ИТМО. Интерьер общежития, амфитеатр
    © Студия 44
  • zooming
    4 / 10
    Кампус университета ИТМО. Общежития. Кампус университета ИТМО. Общежития. Схема функционального зонирования. Первый этаж
    © Студия 44
  • zooming
    5 / 10
    Кампус университета ИТМО. Общежития. Кампус университета ИТМО. Общежития. Схема функционального зонирования. Типовой этаж
    © Студия 44
  • zooming
    6 / 10
    Кампус университета ИТМО. Общежития. Схема функционального зонирования. Вид сверху
    © Студия 44
  • zooming
    7 / 10
    Кампус университета ИТМО. Общежития. Второй блок. Фасад 1-16
    © Студия 44
  • zooming
    8 / 10
    Кампус университета ИТМО. Общежития. Первый блок. Фасад 16-1
    © Студия 44
  • zooming
    9 / 10
    Кампус университета ИТМО. Общежития. Первый блок. Фасад А-У
    © Студия 44
  • zooming
    10 / 10
    Кампус университета ИТМО. Общежития. Первый блок. План первого этажа
    © Студия 44

Круглых корпусов меньшинство, их круглобокие объемы напоминают о газгольдерах, в наше время – традиционных местах сбора артистических сообществ и музеев современного искусства. А чем IT-шники хуже?
  • zooming
    1 / 6
    Кампус университета ИТМО. Общежития
    © Студия 44
  • zooming
    2 / 6
    Кампус университета ИТМО. Общежития. Третий блок. Разрез 8-1
    © Студия 44
  • zooming
    3 / 6
    Кампус университета ИТМО. Общежития. Третий блок. План первого этажа
    © Студия 44
  • zooming
    4 / 6
    Кампус университета ИТМО. Общежития. Третий блок. План второго этажа
    © Студия 44
  • zooming
    5 / 6
    Кампус университета ИТМО. Общежития. Первый блок. Разрез 1
    © Студия 44
  • zooming
    6 / 6
    Кампус университета ИТМО. Общежития. Третий юлок. Разрез 2
    © Студия 44

Линия лабораторных корпусов, выстроенных вдоль кардо, выглядит строже: все они 4-этажные, сверху похожи, как уже говорилось, на процессоры – в конце концов там будут проходить какие-то лабораторные процессы, и проработаны эти здания, поскольку не относятся к первой очереди, в меньшей степени. По словам архитекторов, они предназначены для «исследований в области информационных технологий, фотонных и квантовых технологий, наук о жизни и здоровье», и их пространства устроены, как и у общежитий, иерархично: общий для корпуса атриум, пространство для общения между несколькими лабораториями, open space одной лаборатории. Напомним, что лабораторные корпуса и общежития соединены с главным корпусом «стрелами» двух теплых галерей, которые позволяют добраться до главного здания в тепле и в уюте.

Общежития Хай Парка ИТМО, 1 очередь, видео:


В проекте предусмотрен некоторый объем «зеленых» технологий, в частности, использование «серой» воды для полива и солнечных батарей для дополнения основного потока электроэнергии, – они должны не только позволить кампусу в будущем экономить на содержании зданий и территории, но и сертифицироваться по стандарту GREEN ZOOM, первому российскому стандарту оценки энергоэффективности, разработанном, заметим, специалистами ИТМО.
***

Итак, проект большой и амбициозный; сама по себе задача создать новый инновационный кампус, возможно третий по счету (но, как говорится не по значению, – как знать) инногород страны – дело очень и очень заметное. Проект «Студии 44» переосмыслил мастер-план и предложил яркое и во всех смыслах «острое» динамичное решение, уместное для инновационного содержания и даже «подстегивающее» будущих инноваторов пространством и пластикой, напоминая им то об изобретениях российских и советских конструкторов, то о мечтах аванграда. Но без фанатизма: то есть позволяя добраться до классов в тепле, подышать на лоджии, посидеть-поговорить на ступеньках амфитеатра, – создавая комфортные и разнообразные условия для общения и инженерного творчества.
Мастерская:
Студия 44 http://www.studio44.ru
Проект:
Кампус университета ИТМО
Россия, Южный

Авторский коллектив:
Н.И. Явейн. А.П. Яр-Скрябин (ГАП). Архитекторы: А.В. Бурдин, Е.В. Коровина, Е.А. Криштопчик, Е.С. Рагозина, К.П. Соколова, А.В. Соловьев, М.В. Фомина. ГИП – Л.В. Герштейн, Л.О. Циколия.
Главный конструктор: Кривоносов А.С. Конструкторы: М.В. Новоселов, Е.Ю. Валяев, А.М. Земеров, П.А. Пяткин, А.В. Агашков

2019 — 5.2020

Заказчик: АО «Хайпарк Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики» (АО «ИТМО Хайпарк»)

06 Августа 2020

Студия 44: другие проекты
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
Призы Архитектона
В 2025 году жюри Архитектона рассматривало проекты финалистов в очном формате открытых защит, проходивших прямо в выставочном зале фестиваля. Это довольно увлекательный перформанс – такое редко встречается среди российских премий. Вот бы Зодчеству перенять. Показываем все победившие проекты, включая 4 спецноминации.
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Слои и синергия
Концепция «Студии 44» для конкурса редевелопмента Ижевского оружейного завода основана на выявлении и сохранении всех исторических слоев главного корпуса, который получает функцию культурно-инновационного центра. «Программа» здания помогает соединить профессионалов из разных сфер, а эспланада, набережная Ижа и «заводской» сад – провоцировать дальнейшее изменение прилегающих территорий.
Главное – внутри
Здание второй очереди гимназии имени Евгения Примакова было отмечено многими наградами еще на стадии проектирования. Сейчас оно завершено. И хотя не все нюансы были учтены: прежде всего конструкциям перекрытия не следовало оставаться открытыми, – но в силу приоритета объемного построения это не кажется существенным. Более важен «Ах!», вызываемый пространством.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Трехчастная задача: Мытный двор
Петербургский Мытный двор – торговые ряды сложной судьбы – по проекту «Студии 44» планируют превратить в премиальный жилой комплекс. В проекте три части: реставрация исторических корпусов, восстановление утраченной части исторического контура и новые дома. Все они срифмованы между собой и с городом, найдены оси и «лучи света», продуманы уютные уголки и видовые точки. Мы специально проинтервьюировали авторов проекта реставрации исторических корпусов – и рассказываем обо всех, разных, задачах из числа решенных здесь.
Расслоение идентичности: итоги Зодчества 2023
Мир полон парадоксов, и вот Зодчество, которое в культурной программе 2023 года предлагало прописать миру ижицу, впервые за историю своего существования даёт главный приз иностранному архитектору. Публикуем полный список победителей и удивляемся некоторым вещам: к примеру, проектов в 2 раза больше, чем построек, но премия Татлин пропала с радаров, а из списка награжденных исчезли авторские коллективы.
На горах
Распределенный IT-кампус Нижнего Новгорода в проекте «Студии 44» построен на уравновешенных контрастах. Он то летит, то колышется, то возвышается скалой. Для каждой задачи найдена своя форма и логика, для гостиниц – квадратный модуль, для учебных корпусов – «летящий». Модернистские прообразы, в частности аббатство Ля Туретт, соседствуют с сюжетными отсылками к античному форуму и стое, башне средневекового университета – так же как и с контекстуальными перекличками, встраивающими здания будущего кампуса в ландшафт городских холмов с их доминантами, высоких склонов, речной панорамы, кварталов городского центра и ННГУ.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
Модернизм в авангарде
Конкурсное предложение «Студии 44» для красноярского театра оперы и балета – во всех смыслах яркое, а во многом даже провокационное, ну почти как современный спектакль. По смыслу культурно-контекстуально, по ощущениям эпатажно. Сначала поражаешься повсеместно-красному цвету, потом разбираешься в живописном скоплении объемов, между которыми распределено множество функций. И только затем понимаешь, что в этом конгломерате спрятано старое модернистское здание, которое архитекторы сохраняют в значительной части.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Палисады в Мытном дворе
На прошлой неделе градсовет Петербурга рассмотрел проект застройки территории Мытного двора, подготовленный «Студией 44». Исторические здания отреставрируют, утраченные восстановят, а на месте складов появятся новые четырехэтажные дома. Проект приняли тепло, вопросы у экспертов вызвало только примыкание к Овсянниковскому саду и высота, показавшаяся слишком скромной.
Градсовет Петербурга 25.01.2023
Для Пироговской набережной «Студия 44» предложила белоснежный дом с тремя ризалитами и каскадом террас. Эксперты разбирались, что в проекте перевешивает: вид на воду или критическая близость к шестиполосной магистрали.
Жизнь железа
Здание выксунского музея металлургии в проекте Никиты Явейна и Сергея Падалко – как гравицапа: оно рассчитано на естественное старение железа, то есть будет постепенно ржаветь, – но использует передовой тип конструкции, основанный на способности металла к растяжению. Планируется строить из труб и прокатной стали ОМК, так же как и из кирпича вторичного использования.
Место памяти
Первое место в конкурсе на концепцию развития парка Победы в Мурманске занял консорциум Мастерской Лызлова и бюро Свобода. Рассказываем об итогах конкурса и публикуем проекты пяти финалистов.
Градсовет Петербурга 26.04.2022
Градсовет обсудил два масштабных проекта северной столицы: застройку второй половины намыва Васильевского острова жилыми кварталами и перенос основной части Санкт-Петербургского государственного университета в город Пушкин.
Святилище книг
После реконструкции и реставрации по проекту «Студии 44» здание Публичной библиотеки имени Маяковского приобрело современную техническую начинку и в то же время стало ближе к своему подлинному облику – тех времен, когда оно было частью подворья Троице-Сергиевой лавры.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Похожие статьи
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Технологии и материалы
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Сейчас на главной
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
Стекло и книги
В Рязани на территории обновленной ВДНХ в павильоне «Животноводство» планируется открыть городскую гостиную – новое общественное пространство и филиал библиотеки им. Горького. Проект реконструкции и современной пристройки разработало архитектурное бюро «Апрель», которое курирует комплексное преобразование этой знаковой территории с 2021 года.
Ной Троцкий и залетный биотек
На прошлой неделе Градостроительный совет Петербурга рассмотрел очередной крупный проект, инициированный структурами «Газпрома». Команда «Спектрум-Холдинг» планирует в три этапа преобразить участок серого пояса на Синопской набережной: сначала приспособят объекты культурного наследия под спортивный и концертный залы, затем построят гостинично-офисный центр и административное здание, а после снизят влияние дымовых труб на панораму. Эксперты отнеслись к новой архитектуре критично.
Сосуд тепла
Ротонда «Теплица», созданная сооснователем бюро UTRO Ольгой Рокаль в поселке Рефтинский, стала первым открытым арт-объектом Уральской индустриальной биеннале 2025. Павильон, в котором можно послушать и записать личные истории, проектировался с помощью партисипаторных практик: местные жители определили главной темой тепло и энергию, поскольку в поселке работает крупнейшая в регионе ГРЭС.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
WAF 2025: малые награды
Рассматривать специальные номинации Всемирного фестиваля архитектуры едва ли не интереснее, чем основные списки, поскольку финалистов для них подбирают не по типологии, а по иным критериям. В этом году отмечен офис Google из дерева, реджио-школа, корпоративный сад в Китае, социальное жилье в Лос-Анджелесе, а лучшим малым объектом стала церковь, взявшая главную награду фестиваля. Рассказываем обо всех победителях и финалистах.
Шайбу!
Утверждена архитектурная концепция станции метро ЗИЛ Бирюлевской линии. Ее авторы: Сергей Кузнецов, KAMEN, Максим Козлов. По словам авторов, они «стремились передать атмосферу большого завода, энергии производства, промышленной мощи». Конкурса не было.
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Вход в сад Чехова
В музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» по проекту мастерской «Рождественка» идет масштабная комплексная реконструкция. В основе подхода – идея восстановления максимальной подлинности ландшафта и создание нового «слоя», который превратит усадьбу в современный театрально-выставочный и научный центр. В проекте много интересных объектов, публикуем один из них – визит-центр.
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».
Летали, летаем и будем летать
Разнообразные версии переосмысления идей авангарда и модернизма предложили участники воркшопа «Легче Воздуха» под руководством архитекторов DO buro. Все – фантастика, все про аэростаты. Не зря он отмечен специальным упоминанием жюри. В общем-то, нормально: одни награжденные приземляются, другие летают.
Приземляемся везде
Landing Everywhere – воркшоп под руководством бюро Archinform и sintez.space – получил высшую оценку жюри Открытого города 2025. Он посвящен изменению взгляда на мобильность и меняет его достаточно радикально, обращаясь к роботам-доставщикам и цифровым технологиям самых новых поколений. Показываем проекты с комментариями кураторов.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.