Все быстрей, мчится время все быстрей

Все чаще новые офисные центры располагаются ближе к МКАДу. Здесь довольно просторно, и архитектору предоставляется возможность «поиграть» с крупными формами, не беспокоясь о том, как они впишутся в череду городской застройки. Контекстом – и одновременно наблюдателями – здесь становятся проезжающие на большой скорости автомобили. Кажется, что именно это определило архитектурное решение административно-делового комплекса на первом километре Рублево-Успенского шоссе. Получилось... даже романтично.

Автор текста:
Анна Турулина

22 Сентября 2008
mainImg

Проект:

Pallau RB: Административно-деловой центр, 1-й км Рублево-Успенского шоссе
Россия, Барвихинский С. О., 1-й км Рублево-Успенского шоссе

Авторский коллектив:
Виктор Бармин (ГАП), Анастасия Хомякова (ГАП), Ольга Плужникова, Галина Харитонова 

2007 – 2014

Комплекс состоит из двух десятиэтажных корпусов разной длины, расположенных перпендикулярно друг другу. Это обусловлено, с одной стороны, сильной вытянутостью участка, с другой – тем, что он находится на пересечении двух оживленных магистралей: МКАДа и Рублево-Успенского шоссе. При движении по любой из этих автодорог можно будет одновременно наблюдать слегка изломанное очертание стеклянной плоскости одного корпуса, и медное кружево торцевого завершения другого.

Кажется, что при создании этого проекта авторы поставили цель – ничего лишнего. В результате получились два очень крупных объема, подобных друг другу. Архитекторы определяют их как «валуны», приподнятые – левитирующие – над землей на блестящих, обернутых гнутым стеклом ножках. Корпуса настолько подобны друг другу, что кажется, что их отрезали каким-то гигантским ножом от чего-то очень большого, как ломти хлеба от батона. Это большое было внутри стеклянным, а снаружи имело медную кожу – вот и получилось, что на «срезах» – фасады целиком стеклянные, а вокруг обернуты золотистой медной «лентой». Контуры ленты состоят из прямых линий, заостренных углов, что вместе заставляет даже мимолетного зрителя-автомобилиста ощутить «натяжение» металла. Но при «разрезании» на стеклянных плоскостях остались «крошки» – их роль выполняют подвешенные к фасаду снаружи «холодные» стекла, повернутые под разным углом – часть из них отражает небо, часть землю. Эти элементы целиком декоративны – их роль состоит в том, чтобы оживлять исполинские стеклянные плоскости. Но они похожи на открытые фрамуги – если вспомнить, например, витраж гаража, построенного Констанстином Мельниковым на Сущевском валу, то здесь получается очень похоже на Мельникова.

Итак, проект очень сдержан в деталях: псевдо-«фрамуги» на стеклянных плоскостях и ажур медных торцов – пожалуй все, что можно отметить из малых форм. Основное впечатление производит объем, форма двух корпусов очень цельная. И как всякая цельная форма, она подталкивает к дизайнерским сравнениям – заставляет нас сопоставить нечто большое – десятиэтажное здание – с чем-то знакомым и поменьше. Так проще понимать эти здания, и поэтому аналогии рождаются сами собой. Итак, корпуса немного похожи на послевоенные радиолы на ножках, обернутые полосами темно-красной фанеры – чудесные источники чужеземных голосов и новой музыки (ср.:«смеркалось, только тих и светел приемник голоса ловил»).

Но их контуры не скругленные, а остроугольные. Простые фигуры как будто бы «рванули с места» под действием невидимого притяжения, в результате чего боковые линии фасадов прогнулась и застыли. Этот порыв в сочетании с изломами торцов напоминает другой предмет из той романтичной поры – американские автомобили с «плавниками». Использование так называемых «плавников» –  специальных выступов кузова – определяло автомобильный дизайн в США, а следовательно по всему миру, на протяжении почти десятилетия. Плавниковый стиль – это автомобильная романтика 50-60х годов. Блестящие «Форды» и «Паккарды», скорость, свобода и рок-н-ролл. А также – уже позабытая в московских пробках радость от вождения.

Поскольку другой застройки поблизости практически нет, кроме АЗС и пятиэтажного офисного здания недалеко от меньшего корпуса, весь комплекс «общается» только с лесным массивом и лентами дорог. Он и ассоциативно, и фактически рассчитан на движение, максимальный эффект восприятия объемов достигается из окна автомобиля, едущего с хорошей скоростью. Что подтверждается компьютерным моделированием движения автомобиля по шоссе мимо комплекса – кстати сказать, «Сергей Киселев и Партнеры» все свои проекты уже давно сверяют с анимированной 3D моделью. Это позволяет достичь большей точности.  

Медные торцы отчетливо видны издалека. По словам авторов, идея использования меди возникла не сразу. Заказчик проекта, компания «Вестстроймет», занимается металлопрокатом, использование в отделке металлических элементов должно было отразить направление его деятельности. Первоначально хотели использовать патинированную ржавчину, популярность этого материала у московских застройщиков растет день от дня, однако затем отказались от этого из-за возможных трудностей в эксплуатации. Тогда решили сделать «обертку» фасадов медной. Точнее, здесь будет использован желтовато-золотистый сплав меди и алюминия Tecu-Gold – материал, еще не сертифицированный в России, что, разумеется, добавляет архитекторам работы, «страданий за красоту» по части утверждения здесь нового подвида облицовки.

Оба корпуса стоят на одном стилобате, образующем цокольный этаж. И стилобат, и его глухие ограждения облицованы натуральным камнем, гранитом светло-серого цвета.  Подвальных помещений нет, так как грунты достаточно влажные, неудобные, поэтому различные технические помещения располагаются на цокольном этаже. Корпуса также соединены на уровне первого этажа теплым переходом. Это общее внутреннее пространство предполагается превратить в общественную зону, где разместятся столовые, ресторан, отделение банка и небольшие магазины, а также вестибюли и входы лифтов. Можно сказать, что это замкнутое пространство имитирует уличную среду, ведь поблизости от административно-делового центра нет иных общественных зон, а внешнее оформление внутренней площади комплекса представляет собой пространство разграничения между автомобильными въездами на парковки, тротуарами и газонами.

Еще любопытно заметить, что для компании «Сергей Киселев и Партнеры» этот проект – первый, вышедший за черту города (все остальные проекты, около 300 за всю историю компании, сделаны для Москвы, за исключением одного очень раннего и нехарактерного). Выход за черту, правда, условный, т.к. адрес комплекса – Рублево-Успенское шоссе, дом 1. Москва рядом. И все же – архитектурный образ трансформируется под воздействием МКАД-овских скоростей и автомобильного окружения. Настоящим контекстом для этих зданий становятся автомобили, а не окружающие постройки. Что логично – машины-то сейчас обладают отточенным до мелочей дизайном, с ними и сравниться не грех, они и составляют тут настоящий контекст.

В целом можно сказать, что такая архитектура движения, просто невозможна в центре города, ее красота потеряется в нем, станет неуместной, как у зажатого в стоящем потоке машин  авто. Зато здесь, на выезде из Москвы простые, устремленные формы создают у смотрящего удивительное чувство свободы. Обычно архитектура высвобождает человека по вертикали, устремляясь вверх. Комплекс на Рублево-Успенском шоссе символизирует более редкую свободу движения — по горизонтали.

Административно-деловой центр на Рублево-Успенском Шоссе, 2008 © Сергей Киселев и Партнеры
Административно-деловой центр на Рублево-Успенском шоссе, 2007 © Сергей Киселев и Партнеры
Административно-деловой центр на Рублево-Успенском шоссе, 2007 © Сергей Киселев и Партнеры
Административно-деловой центр на Рублево-Успенском шоссе, 2007 © Сергей Киселёв и Партнеры
Административно-деловой центр на Рублево-Успенском шоссе, 2007 © Сергей Киселев и Партнеры
Административно-деловой центр на Рублево-Успенском шоссе, 2007 © Сергей Киселев и Партнеры
Административно-деловой центр на Рублево-Успенском шоссе, 2008 © Сергей Киселев и Партнеры
Административно-деловой центр на Рублево-Успенском шоссе © Сергей Киселёв и Партнеры.
Административно-деловой центр на Рублево-Успенском шоссе © Сергей Киселёв и Партнеры.
zooming
План на уровне 6 этажа. Административно-деловой центр на Рублево-Успенском шоссе © Сергей Киселёв и Партнеры.
zooming
Разрезы. Административно-деловой центр на Рублево-Успенском шоссе © Сергей Киселёв и Партнеры


Проект:

Pallau RB: Административно-деловой центр, 1-й км Рублево-Успенского шоссе
Россия, Барвихинский С. О., 1-й км Рублево-Успенского шоссе

Авторский коллектив:
Виктор Бармин (ГАП), Анастасия Хомякова (ГАП), Ольга Плужникова, Галина Харитонова 

2007 – 2014

22 Сентября 2008

Автор текста:

Анна Турулина

Технологии и материалы

Технологии сохранения тепла от Realit®
Ежегодно команда Realit® развивает, модернизирует собственные разработки и выводит на рынок совершенно новые архитектурные системы в соответствии с растущими потребностями современного строительства.
Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.

Сейчас на главной

Норману Фостеру – 85
Мастеру архитектурного хай-тека, любителю лыжных марафонов, а с недавних пор еще и звезде Instagram, британцу Норману Фостеру исполнилось сегодня 85 лет.
Маскировка модерниста
Общественный центр на площади Волкова в Ярославле: из-за деревьев его почти не видно, он хорошо спрятан на виду, но не отступает от принципа строгой современной архитектуры с ноткой ностальгии по «классическому» модернизму.
Умер Константин Малиновский
В Петербурге 27 мая скончался исследователь творчества Трезини, Кваренги, Расстрелли, культуры и искусства Петербурга XVIII века Константин Малиновский. Сергей Чобан – в память о Константине Малиновском.
Гранёный
Скульптурный металлический кожух превратил обычную коробку придорожного ТРЦ в нечто большее – в здание, которое привлекает взгляды само со себе, своей формой, работая гипер-рамой для рекламного медиа-экрана.
Свободный центр
105-метровая жилая башня на 20 квартир по проекту Heatherwick Studio в Сингапуре обошлась без традиционного сервисного ядра: вместо него на каждом этаже – обширная жилая зона, выходящая на фасады балконами-раковинами с тропической зеленью.
Зигзаг над полем
Школьный спортзал, также играющий роль общественного центра для швейцарской деревни Ле-Во, спроектирован лозаннским бюро Localarchitecture.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Пресса: Архитектура простыла в музыке
Новая филармония, которую открыли в 2015 году в парижском районе Ла-Виллет,— среди самых заметных произведений современной архитектуры во Франции. Но здание в итоге поссорило его создателей. Пять лет спустя автор проекта Жан Нувель и заказчик, руководство филармонии, обмениваются судебными исками на сотни миллионов евро. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Автор-реконструктор
Дэвиду Чипперфильду поручена реновация здания Центрального телеграфа в Москве: в связи с этим вспомним, почему этот знаменитый британский архитектор считается мастером по работе с наследием, а также о «сложных случаях» в его практике.
Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.
Благотворительная архитектура
Бюро Martlet Architects, за которым стоит молодая российская пара, с помощью архитектуры участвует в решении проблем стран третьего мира. Показываем школу и две клиники, построенные на краю света за счет благотворительных фондов и силами волонтеров.
Эко-административный комплекс
Zaha Hadid Architects выиграли в Шанхае конкурс на проект штаб-квартиры государственной Группы энергосбережения и охраны окружающей среды Китая. Комплекс должен стать образцовым эко-проектом, учитывающим также и последствия пандемии.
Назад в космос
Парк покорителей космоса на месте приземления Юрия Гагарина по концепции West 8 Адриана Гёзе делает Центр урбанистики экономического факультета МГУ под руководством Сергея Капкова.
Полосатое решение
Об интерьерах ТЦ «Багратионовский» и немного об истории строительства одного из примеров смешанных общественно-торговых прострнаств нового типа, в последнее время популярных в Москве.