07.11.2017

Генезис регулярности

Что произойдет, если композицию и идеи, лежащие в основе структуры регулярного парка XVIII века, применить для создания малоэтажного пригорода? Царскосельскую интерпретацию темы субурбии, одновременно уважительную и слегка ироничную, можно оценить на примере проекта планировки микрорайона в Пушкине.

информация:

Жилой микрорайон в Пушкине. Жилой комплекс 4 © Студия 44
Жилой микрорайон в Пушкине. Жилой комплекс 4 © Студия 44открыть большое изображение

Сохранение индивидуальности
Города расширяются, захватывая пригороды. В тех немногих из них, где недвижимость пользуется постоянным спросом, идет активная экспансия. Десятки небольших, но нетривиальных городков с собственной историей и характером поглощает волна типовой коммерческой застройки. Они исчезают, превращаясь в новые районы, а их звучные когда-то имена становятся частью брендирования жилых комплексов, элитных и не очень.

Для «Студии 44», имеющей большой опыт работы в исторической среде, с особым чувством и ответственностью подходящей к внедрению новых объектов или реконструкции старых зданий, заказ на разработку проекта планировки большого жилого массива на въезде в город Пушкин предоставил шанс продемонстрировать альтернативные подходы к коммерческой жилой застройке на территории города с ярко выраженным градостроительным и архитектурным своеобразием. Архитекторы сразу определили для себя основной вектор поисков – использование характерных особенностей города для создания новой застройки, гармонично дополняющей старую.
Вид на участок под застройку с высоты птичьего полета. Жилой микрорайон в Пушкине © Студия 44
Вид на участок под застройку с высоты птичьего полета. Жилой микрорайон в Пушкине © Студия 44открыть большое изображение

Никита Явейн так сформулировал исходную задачу: «Исследовать структуру – планировочную, жилую, парковую, определяющую Царское Село. Его генезис. И из этого сделать современную архитектуру, вырастающую из того города, в котором она появится. Не искусственную, а органично продолжающую традицию, развивая и трансформируя ее, ориентируясь на запросы современного мира».

Пушкин – Царское Село
Город Пушкин – настоящее сокровище. Один из тех городов, что сложились словно ожерелье вокруг Санкт-Петербурга при царских дворцах и парковых ансамблях. Неудивительно, что ЮНЕСКО включил его в список охраняемых объектов с формулировкой «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников». Город был основан в 1710 году и до 1918 года носил имя Царское Село. До сих пор питерцы используют оба названия, прежнее – когда говорят об историческом наследии и памятниках, и современное, когда речь идет о его сегодняшнем или завтрашнем дне. Основной достопримечательностью города является музей-заповедник «Царское Село» – памятник градостроительного искусства и дворцово-парковый ансамбль XVIII – XIX веков. В состав заповедника входит Екатерининский парк с Большим Екатерининским дворцом (заложен в 1717 году), Александровский дворец (1792–1796) и одноименный парк, а также другие сооружения.
Царское Село, Екатерининский парк, план 1767-68 г.г. © Студия 44
Царское Село, Екатерининский парк, план 1767-68 г.г. © Студия 44открыть большое изображение
Фрагмент Екатерининского парка на спутниковом снимке. © Студия 44
Фрагмент Екатерининского парка на спутниковом снимке. © Студия 44открыть большое изображение


Боскетно-павильонная система
Особенностью планировочной структуры Царского села стало использование в его жилой части того же планировочного модуля, что и в парковой: центр города разбит на ортогональные кварталы, повторяющие по размерам (130–180 м) большие партеры, куртины и боскеты Екатерининского и Александровского парков.
Фрагмент планировки регулярного Екатерининского парка. Жилой микрорайон в Пушкине © Студия 44
Фрагмент планировки регулярного Екатерининского парка. Жилой микрорайон в Пушкине © Студия 44открыть большое изображение
Застройка центральной части г. Пушкина. Спутниковый снимок. © Студия 44
Застройка центральной части г. Пушкина. Спутниковый снимок. © Студия 44открыть большое изображение

«Студии 44» хорошо знакомы и привычны принципы регулярной планировки и ее возможности в плане адаптации к современным задачам. С использованием регулярной композиции бюро спроектировало и построило в середине 2000-х годов гостиничный комплекс «Новый Петергоф». В 2007 году – в конкурсном проекте реконструкции комплекса Апраксина Двора в Санкт-Петербурге, построенного в свое время на бывшей территории регулярного парка, архитекторы тщательно сохранили и акцентировали его линеарную структуру. Кроме того, с 2010 года «Студия 44» занимается проектом реконструкции и приспособления под музейную функцию Александровского дворца в Пушкине.

Неудивительно, что при столь глубоком погружении в тему и ясном представлении о преемственной связи между историческим наследием Царского Села и новой застройкой Пушкина, в качестве прототипа и источника вдохновения для проекта планировки жилого микрорайона «Студия 44» выбрала структуру и формат регулярного парка, со всеми его особенностями, странностями и даже архитектурными причудами.

В качестве последних выступают характерные для Пушкина постройки «в стилях» – парковые павильоны и городки, стилизованные под экзотические: китайские, египетские, турецкие, неоготические, а-ля рюс и так далее. Хозяйка Большого дворца, императрица Екатерина II называла такую архитектуру «занимательной», поскольку она была предназначена не только для увеселения гостей, но и для их просвещения в архитектурно-этнографическом плане. В проекте Никиты Явейна эта «занимательная» архитектура использовались в качестве источника формообразования для новых жилых домов. Разумеется все эти источники были творчески переработаны в легкоузнаваемой манере «Студии 44».
Отправные точки формообразования. Этнические «городки» и «деревни» в Царском Селе © Студия 44
Отправные точки формообразования. Этнические «городки» и «деревни» в Царском Селе © Студия 44открыть большое изображение
Жилой микрорайон в Пушкине. Отправные точки формообразования. «Занимательная» архитектура © Студия 44
Жилой микрорайон в Пушкине. Отправные точки формообразования. «Занимательная» архитектура © Студия 44открыть большое изображение
Жилой микрорайон в Пушкине. Отправные точки формообразования. «Занимательная» архитектура © Студия 44
Жилой микрорайон в Пушкине. Отправные точки формообразования. «Занимательная» архитектура © Студия 44открыть большое изображение


Регулярное разнообразие
Территория, выделенная под строительство нового микрорайона – площадью больше 100 га, расположена на въезде в город Пушкин. Участок трапециевидной формы примыкает с востока к Петербургскому шоссе, с юга – к Кузьминскому шоссе, а с севера – к разлившейся в небольшое озерцо речке Кузьминке. Вдоль русла реки вытянулся дополнительный участок, предназначенный для второй очереди строительства.
Спутниковый снимок участка под застройку. Жилой микрорайон в Пушкине © Студия 44
Спутниковый снимок участка под застройку. Жилой микрорайон в Пушкине © Студия 44открыть большое изображение

Планировка первой очереди имеет четкую структуру с базовым шагом проездов и улиц в 180х180 метров и целой коллекцией вариаций на тему этого модуля, тщательно маскирующих свою родственную связь с ним.
Схема разбивки на базовые квадраты. Жилой микрорайон в Пушкине © Студия 44
Схема разбивки на базовые квадраты. Жилой микрорайон в Пушкине © Студия 44открыть большое изображение
Схема застройки. Введение дополнительных элементов. Жилой микрорайон в Пушкине © Студия 44
Схема застройки. Введение дополнительных элементов. Жилой микрорайон в Пушкине © Студия 44открыть большое изображение
Схема застройки. Жилой микрорайон в Пушкине © Студия 44
Схема застройки. Жилой микрорайон в Пушкине © Студия 44открыть большое изображение
Генеральный план застройки. Жилой микрорайон в Пушкине © Студия 44
Генеральный план застройки. Жилой микрорайон в Пушкине © Студия 44 открыть большое изображение

Центр первой очереди занимают четыре квартала, которые с подкупающей искренностью принимают на себя роль оммажа партеру Александровского парка. Заданные размеры кварталов позволяют разместить в центре квартала еще одно здание. Это усложняет задачу проектировщика, но и помогает придать застройке большее сходство с ландшафтом, в котором куртины превращены в дома, а цветники и газоны – во дворы и детские площадки. По словам Никиты Явейна, «из многослойного рисунка боскета делается жилая структура. Масштаб, характер и сам рисунок новой городской застройки настолько соприродны контексту, что при взгляде на план микрорайона, совмещенный с аэрофотосъемкой города, он практически неотличим от исторической части и парадных парковых зон».
План фрагмента застройки с историческими прототипами. Жилой микрорайон в Пушкине © Студия 44
План фрагмента застройки с историческими прототипами. Жилой микрорайон в Пушкине © Студия 44открыть большое изображение
Жилой микрорайон в Пушкине. Жилой комплекс 4 © Студия 44
Жилой микрорайон в Пушкине. Жилой комплекс 4 © Студия 44открыть большое изображение

Принцип планировки центральных кварталов един – периметр с разрывами и центральный блок с маленьким внутренним двором. Легкочитаемое сходство с фортификационными сооружениями не случайно. Это парафраз «шутейных» крепостей или городков с круглыми и квадратными угловыми башнями. Ради сходства с боскетами архитекторы позволили себе роскошь использовать планировки корпусов со срезанными под 45º углами и диагональными прострелами дворов. Красота композиции и чистота идеи требует жертв.

Вокруг этих четырех «образцовых» боскетов расположены их вариации. Где-то модуль уменьшается вдвое, формируя угловую композицию из четырех небольших диагонально рассеченных домов, где-то – наоборот – увеличивается в полтора раза, превращаясь в подобие кваренгиевского идеального квартала, с площадью в центре, окруженной лабиринтом из Г- и Т-образных корпусов.
План фрагмента застройки с историческими прототипами. Жилой микрорайон в Пушкине © Студия 44
План фрагмента застройки с историческими прототипами. Жилой микрорайон в Пушкине © Студия 44открыть большое изображение
План фрагмента застройки с историческими прототипами. Жилой микрорайон в Пушкине © Студия 44
План фрагмента застройки с историческими прототипами. Жилой микрорайон в Пушкине © Студия 44открыть большое изображение

С другой стороны участка, вдоль скошенной грани трапеции, уступчатой змейкой встроились блокированные домики в английском стиле.
План фрагмента застройки с историческими прототипами. Жилой микрорайон в Пушкине © Студия 44
План фрагмента застройки с историческими прототипами. Жилой микрорайон в Пушкине © Студия 44открыть большое изображение
Эскизные вариант визуализации застройки жилого микрорайона в Пушкине © Студия 44
Эскизные вариант визуализации застройки жилого микрорайона в Пушкине © Студия 44открыть большое изображение

На основе квадратного модуля решены общественные здания; вдоль северной границы микрорайона разместились школа, детские сады, поликлиника, спортивный и культурный центры, у южной границы – рынок.
План фрагмента застройки с историческими прототипами. Жилой микрорайон в Пушкине © Студия 44
План фрагмента застройки с историческими прототипами. Жилой микрорайон в Пушкине © Студия 44открыть большое изображение
Эскизные вариант визуализации застройки жилого микрорайона в Пушкине © Студия 44
Эскизные вариант визуализации застройки жилого микрорайона в Пушкине © Студия 44открыть большое изображение

Их объемно-пространственное решение отталкивается от еще одного популярного в XVIII веке декоративного мотива – египетской темы, разумеется, в виде самого характерного для нее образа – пирамиды. В качестве покрытий используются четырехскатные крыши и пространственные конструкции с самыми разными пирамидальными элементами.
План фрагмента застройки с историческими прототипами. Жилой микрорайон в Пушкине © Студия 44
План фрагмента застройки с историческими прототипами. Жилой микрорайон в Пушкине © Студия 44открыть большое изображение

По соседству с «боскетами» архитекторы расположили еще один необычный арх-объект – многосекционный жилой дом, образующий кольцо. Какие прототипы тут сработали, сказать достаточно сложно. Вероятно, это могла быть и легендарная «Бутылка» из «Новой Голландии» или какие-то потешные парковые сооружения. В любом случае, это вряд ли были знаменитые московские кольцевые дома, построенные к Олимпиаде-80. В общей графике генплана это нарочито неквадратное образование смотрится достаточно провокационно – словно проектировщики сначала декларировали правила игры, а затем с большим удовольствием их нарушили. Но лишь в одном случае. Главные правила застройки определены и остаются неизменными.
Аксонометрия фрагмента застройки. Жилой микрорайон в Пушкине © Студия 44
Аксонометрия фрагмента застройки. Жилой микрорайон в Пушкине © Студия 44открыть большое изображение

Нормы и правила
В составе проекта планировки территории четко заданы структура и основные функциональные зоны застройки, трассировка проездов, расположение, габариты кварталов и их специфическая конфигурация, отсылающая к «шутейным» прототипам, а также остальные параметры, которые в будущем определят качество среды и должны будут соблюдаться застройщиками и разработчиками проектов отдельных кварталов. При нормативной плотности жестко лимитирована высота строений. Основной массив жилой застройки, занимающий 32% территории, сформирован четырехэтажными домами с лифтами (плюс мансардный этаж) со скатными кровлями. Высота зданий – 18 м.

Под корпусами и частью дворов размещается одноэтажная подземная парковка, которая обеспечивает достаточное количество машиномест, немного превышающее количество квартир. Большая высота паркинга – около 3 метров, позволяет заезжать внутрь для разгрузки «Газелям», освобождая дворы от погрузочных работ и долговременного присутствия грузового транспорта.
Фрагмент застройки жилого микрорайона в Пушкин © Студия 44
Фрагмент застройки жилого микрорайона в Пушкин © Студия 44открыть большое изображение

Архитектура лишь намечена, оставляя будущим разработчикам достаточно широкий диапазон для творчества, как в плане стилизаций, так и в подборе отделочных материалов. Никита Явейн так комментирует это момент: «Облик каждого квартала определяется индивидуально. В отделке могут применяться самые разные материалы, соответствующие заданной стилистике. Мы бы хотели видеть здесь белокаменный городок в русском стиле, кирпичный английский квартал, сдержанный северный скандинавско-петербургский модерн, цветные средиземноморские дома и бело-серый конструктивизм. В своем проекте планировки мы задали общую канву, параметры, характер застройки и диапазон вариантов. Конкретные архитектурные решения определят проектировщики отдельных зданий и комплексов в составе микрорайона».
Эскизные вариант визуализации застройки жилого микрорайона в Пушкине © Студия 44
Эскизные вариант визуализации застройки жилого микрорайона в Пушкине © Студия 44открыть большое изображение


Парки и зоны отдыха
На севере территории, вдоль берега реки Кузьминки и на востоке, вдоль Петербургского шоссе, оставлены зеленые зоны отдыха. И хотя их оформление кардинально отличается, демонстрируя различные традиции ландшафтного дизайна, они образуют единую рекреационную систему с велосипедными и прогулочными дорожками, площадками для отдыха и занятий спортом. Речная часть решена в пейзажном стиле, точнее в его современной интерпретации, с сохранением живописных куп деревьев и зелеными газонами, переходящими в пляжную зону у воды. Вдоль шоссе протянулась парадная эспланада двухсотметровой ширины, в начале которой, на въезде в город Пушкин со стороны Санкт-Петербурга будет построена церковь. Пока планировка этой зоны решена архитекторами «Студии 44» в полном соответствии с правилами регулярного партерного парка, с боскетами и геометрической трассировкой дорожек, как парафраз исторических образцов, расположенных по соседству. В дальнейшем, после перехода этой территории в собственность города Пушкин, вопрос планировки и оформления парка вдоль шоссе будет рассмотрен городскими властями.
Эскизные вариант визуализации застройки жилого микрорайона в Пушкине © Студия 44
Эскизные вариант визуализации застройки жилого микрорайона в Пушкине © Студия 44открыть большое изображение

«Несерьезный» манифест
Анализируя проект планировки микрорайона в городе Пушкин, сложно избавиться от ощущения, что перед нами академическое исследование или экспериментальная концепция в духе «идеального города». Уж слишком выверенная и правильная геометрия положена в основу структуры застройки и слишком затейливые по конфигурации дома в нее инсталлированы. Во всем этом чувствуется некая архитектурная ирония, неизбежная, когда современный мастер, отлично знающий исторические образцы и при этом обладающий собственным, легко узнаваемым профессиональным языком, создает проект-парафраз или, если угодно, стилизацию под памятники прошлого.

Невольно встает вопрос, насколько актуальна и жизнеспособна созданная система? То, что было хорошо и органично в планировках регулярных парков в XVIII веке – сможет ли ответить на потребности современного рынка недвижимости?

В любом другом случае ответить на эти вопросы было бы непросто. Но не со «Студией 44». Эта команда умеет работать с историческим наследием, насыщая формы прошлого новой энергией и функциями, возвращая им жизнь и актуальность.

На вопрос об ироничности и идеалистичности проекта Никита Явейн сказал: «Царское Село – это место, где люди отдыхают. Мне кажется, что это место требует именно такого, немного ироничного и литературного подхода. В нем представлена целая палитра решений, сознательно наделенных нами некой сказочностью, несерьезностью в хорошем смысле этого слова. Сама среда диктует проектные решения, учитывающие историю и легенду места. Весь проект планировки насыщен такими переносами и прямыми ассоциациями. И в этом смысле проект микрорайона в Пушкине может восприниматься как наш манифест, показывающий идеологию и методологию нашего проектирования. Причем показывающий в незамутненном, кристальном виде взаимосвязь прототипа, источника вдохновения и созданного нами оригинального проекта». 

другие тексты:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Левон Айрапетов
  • Никита Явейн
  • Алексей Иванов
  • Олег Карлсон
  • Карен Сапричян
  • Олег Мединский
  • Анатолий Столярчук
  • Александр Асадов
  • Дмитрий Ликин
  • Андрей Асадов
  • Магда Чихонь
  • Екатерина Кузнецова
  • Екатерина Грень
  • Владимир Плоткин
  • Петр Фонфара
  • Станислав Белых
  • Юлий Борисов
  • Вера Бутко
  • Тотан Кузембаев
  • Владимир Ковалёв
  • Евгений Герасимов
  • Николай Миловидов
  • Всеволод Медведев
  • Илья Уткин
  • Олег Шапиро
  • Павел Андреев
  • Зураб Басария
  • Валерий Лукомский
  • Антон Надточий
  • Сергей Кузнецов
  • Александр Бровкин
  • Александра Кузьмина
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Илья Машков
  • Даниил Лоренц
  • Владимир Биндеман
  • Наталья Сидорова
  • Лукаш Качмарчик
  • Николай Переслегин
  • Михаил Канунников
  • Шимон Матковски
  • Георгий Трофимов
  • Сергей Чобан
  • Антон Лукомский
  • Сергей Труханов
  • Александр Скокан
  • Валерия Преображенская
  • Игорь Шварцман
  • Никита Токарев
  • Наталия Шилова
  • Сергей Скуратов
  • Сергей Переслегин
  • Андрей Романов
  • Роман Леонидов
  • Юлия Тряскина
  • Магда Кмита
  • Александр Попов
  • Дмитрий Васильев
  • Константин Ходнев
  • Алексей Гинзбург
  • Полина Воеводина
  • Арсений Леонович
  • Сергей  Орешкин
  • Никита Бирюков
  • Андрей Гнездилов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Результаты исследования в рамках проекта «Идеальный город»
  • Многофункциональный комплекс Match point с апартаментами и спортивной волейбольной ареной
  • Апарт-отель в границах промзоны «ЗИЛ»
  • Интерьеры автосервисного комплекса «Авангард»
  • Жилой комплекс «Time»
  • Жилой микрорайон в Пушкине
  • Апартамент-отель в Геленджике
  • ТРЦ «Ривьера»
  • Бизнес-центр «Луков, 2»

Технологии:

07.11.2017

Принтеры HP PageWide XL: скорость решает всё

Линейка принтеров HP PageWide XL – это экономия производственных расходов и фантастическая скорость печати строительных чертежей и рекламных баннеров без потери качества изображения.
Компания HP
25.10.2017

Клинкер в нью-йоркском стиле

Облицованный клинкером Hagemeister жилой комплекс 900 Mahler в Амстердаме призван напоминать о нью-йоркских небоскребах 1920-х годов.
ЗАО «Фирма «КИРИЛЛ»
19.10.2017

Практика использования ARCHICAD при проектировании научно-образовательного комплекса в Австралии

Знаковым зданием для программы ARCHICAD 21 стал новый Центр Чарлза Перкинса при Университете Сиднея.
GRAPHISOFT
другие статьи