Условная архитектура
Проблема обширного серого пояса Петербурга лишь недавно стала системно осмысливаться на уровне города, что выразилось, в частности, в организации международного конкурса на три пилотных территории в конце минувшего года. При этом сами организаторы признали «бумажный» характер конкурса, который точнее было бы назвать просто смотром. Что же касается правовой базы, необходимой для назревших преобразований бывших промзон – здесь, что называется, ещё и «конь не валялся»…
А между тем, застройка означенных зон «квадратными метрами» ведётся полным ходом – безо всякой осмысленной стратегии, по лоскутному принципу. Концепция архитектурной мастерской «Союз-55», уже вторично представленная на градсовет после доработки, стала очередным тому примером.
На огромном участке сложной конфигурации общей площадью 56 га, пересечённом Кондратьевским проспектом, проектировщики разместили громадный жилой комплекс десятиэтажных корпусов. Авторы постарались придать ему репрезентативный характер, придумав симметричную композицию с круглой площадью и осью, выстреливающей на Смольный собор Растрелли на другом берегу Невы. При этом многоэтажки не проявляют желания как-то взаимодействовать с сохранёнными историческими краснокирпичными зданиями завода «Красный выборжец», хотя для архитекторов это был неплохой шанс уже на предварительной стадии поразмыслить на тему «гения места». Столь же равнодушен новый комплекс и к масштабу существующей здесь застройки, где наряду с депрессивными «серыми пятнами» соседствуют дореволюционные промышленные корпуса, сталинские и панельные дома, скромные и далёкие от какого бы то ни было пафоса. Впрочем, как напомнил докладчик Александр Викторов, архитекторы жёстко подчинены требованиям заказа, с одной стороны, и существующему законодательству – с другой.
Для того чтобы реализовать задуманный инвестором масштаб, авторы даже предложили расширить на этом участке Кондратьевский проспект, поскольку для 33-метровых фланкирующих корпусов он явно узковат, чтобы затем вновь вернуть его в прежнее русло. Однако эта идея градсовету не понравилась: Евгений Герасимов назвал её нонсенсом, как и предложение построить над проспектом пешеходный мост по главной оси ансамбля.
Существенное замечание высказал Владимир Попов: предложенная авторами круглая площадь должна находиться на пересечении с Кондратьевским проспектом, что соответствовало бы петербургским градостроительным традициям, а не с отступом от него. Нельзя не согласиться, что располагая площадью в глубине квартала, авторы получают всего лишь ещё один озеленённый двор. Зачем придавать ему вид монументальной площади – непонятно, тогда как невзрачному Кондратьевскому проспекту площадь бы очень пригодилась.
Михаил Мамошин призвал архитекторов более ответственно подойти к фронту зданий, выходящих на Неву. Действительно, в эскизах «Союза-55» он представляет собой довольно рыхлый и невыразительный фон историческим заводским постройкам, которые, повторюсь, никак не включены в систему связей будущего комплекса – ни ментальных, ни функциональных, ни композиционных. Никак не продумана пока и окружающая их территория, а ведь это будущая общественная зона между ЖК и невской набережной. Или… просто парковка?
Конечно, следует учитывать предварительный характер архитектурной концепции. Однако ясно, что ещё одна часть бесценного территориального ресурса, скорее всего, превратится в банальный спальник.
***
Лучше Версаля
На таком фоне проект «Студии 44» был просто-таки обречён на успех. Мастерская представила концепцию застройки территории, ограниченной Петербургским шоссе, Кузьминским шоссе, границей Царскосельского завода и Береговой линией р. Кузьминки в Пушкинском районе. Заказчиком выступило ЗАО «Корпорация «Петрострой».
В отличие от предыдущего докладчика, Никита Явейн продемонстрировал архитектуру совсем не условную, а вполне конкретную. Даже избыточную для стадии концепции.
Яркая идеология, выраженно авторский концепт – всем известные достоинства мастерской, которые в очередной раз проявились в презентации Никиты Явейна. Хотя в последние годы, на мой взгляд, коллектив несколько навязчиво эксплуатирует набор любимых «фирменных» приёмов. Например – архетип поперечной перекладины на стойках, определивший композицию целого ряда проектов «Студии 44». Ещё один приём – идеальные кварталы, знакомые по проекту ЖК «Идеальный город». Именно его использовали авторы представленной на градсовет концепции для города Пушкина.
Среди отправных точек формообразования докладчик назвал планировочный модуль кварталов Царского Села, рисунок его регулярных французских парков, Китайскую деревню, Фёдоровский городок, экзотические царскосельские павильоны и камерные фахверковые постройки.
В итоге возникла ещё одна версия идеальных кварталов – расчерченные наподобие боскетов квадраты, где роль игриво выстриженных кустов достаётся домам. Насколько удобно будет жить и ориентироваться в такой сложносочинённой игровой конструкции – не совсем ясно, на что обратил внимание Вячеслав Ухов. Сергей Орешкин указал на измельчённость объёмов, возникающую при переводе в объём боскетного узора.
Казалось бы, «фирменный стиль» можно только приветствовать. Но в творческом почерке мастерской смущает жёсткость приёма – диктующего, а не продиктованного (ландшафтом, функцией и т.д.). Такой структуралистский подход, предпочитающий схему живому содержанию, содержит в себе некий элемент насилия.
Впрочем, коллегам концепция понравилась. Рецензент проекта Святослав Гайкович сказал, что архитектура Никиты Явейна лучше, чем в Версале – правда, имея ввиду современные кварталы бывшей резиденции Людовиков.
В итоге оба проекта были согласованы.