Под углом 8°

Новое здание на улице Красина легко и ясно организует как самого себя, так и пространство вокруг, непринуждённо играя с углами и отражениями.

mainImg
Архитектор:
Владимир Плоткин
Проект:
Деловой центр на улице Красина
Россия, Москва, улица Красина д. 3 стр. 1, 3, 4, 6, 7

Авторский коллектив:
Архитекторы: В. Плоткин, А. Бородушкин, А. Чалов, М. Хазанов, О. Колбас, К. Толкачев, А. Лимаренко
Инженеры: И.Курносенко, В.Андреев, А.Уцеров

 



2013 — 2014 / 2014 — 2016
Офисное здание на улице Красина видно из машины, едущей по внешней стороне Садового кольца напротив Патриарших: графичная решётка фасада хорошо, хотя мимолётно, читается в створе улицы. Его появлению предшествовал проведённый заказчиком закрытый конкурс и споры относительно сноса конструктивистского здания склада, построенного архитектором Николаем Тихомировым, автором путеводителя по русским усадьбам, в 1930 году для фабрики «Союз». Вопрос дважды выносили на московские комиссии и в 2013 с небольшим перевесом голосов 10 к 7 решение о сносе приняли. «Когда меня позвали участвовать в конкурсе, я сразу же отказался, поскольку знал, что на участке стоит конструктивистский дом, – рассказывает Владимир Плоткин. – Но потом мне показали список участников, где было много уважаемых коллег, и разрешение на снос, подписанное, в том числе, и градозащитниками. В конце концов мы решили поучаствовать в конкурсе, предложили проект и как-то быстро выиграли. Даже не могу сказать, что я этому рад, поскольку обвинения в разрушении здания 1930-х достались мне, хотя протоколов я и не подписывал». Тут сложно примкнуть к какой-либо позиции: с одной стороны, здание Тихомирова было сложено из шлакоблоков, к тому же это был склад, и в нём производили копирку, а это, по словам инвестора, вредное производство. Достаточно очевидно, что памятник конструктивизма не был самым ярким его представителем, хотя конструктивизм сам по себе ценен; с другой стороны, винить во всем только архитекторов, как-то – очень уж прямолинейно, что ли. К тому же это не первый конкурс на участок с конструктивистским домом: был, к примеру, конкурс для Белорусской площади, в нём участвовало много именитых архитекторов. А новое здание вписалось в контекст довольно удачно, и мы сейчас рассматриваем то, что получилось, а не предшествующий сюжет.

Участок в плане похож на силуэт тряпичного ветроуловителя: тонкая короткая ножка уходит вглубь квартала, а треугольный, заострённый на конце «флажок» вытянут вдоль улицы. Во дворе «под флажком» почти вплотную к границам стоят два жилых дома, бывших доходных начала XX века – следовательно, параметры инсоляции и требования пожарных проездов довольно жёстко определили границы пятна застройки: тоже Г-образные, с уступом на углу снаружи и небольшим утолщением в его пазухе внутри двора.
Деловой центр на улице Красина; вид с противоположной стороны улицы. Фотография © Алексей Народицкий, 2016
Деловой центр на улице Красина. Генплан © ТПО «Резерв»
Деловой центр на улице Красина. Генплан с анализом ситуации © ТПО «Резерв»

На устроенный заказчиком конкурс архитекторы ТПО «Резерв» предложили несколько очень разных вариантов, но победил и был в итоге реализован почти без изменений самый первый, простой, строгий и ясный. Здание состоит из двух объёмов: один, восьмиэтажный и определённо главный, вытянут вдоль улицы. Сдвоенный ритм его окон превращает фасад в четырёхярусный, условно наследуя таким образом ритмику конструктивистского здания – а оно было четырёхэтажным – и в то же время перекликаясь с двухчастными окнами соседнего дома на углу Садовой-Кудринской, построенного в 1997, но интерпретирующего соседний фасад дома начала XX века.
Деловой центр на улице Красина; вид с противоположной стороны Садового кольца. ТПО «Резерв», реализация, 2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Главная тема уличного фасада – рельефный, сантиметров 30 в глубину, рисунок тонких межоконных простенков и столь же тонких горизонталей межэтажных тяг. Проёмы получаются очень вертикальными, узкими – так, что в перспективе улицы мы почти даже не видим стёкол между каменными рёбрами. Объёмный рисунок этих рёбер, с одной стороны, проявляет, а точнее – рисует, изображает глубину окон, приятную для измученных плоскими фасадами глаз наших современников и попадающую в резонанс с глубиной, принятой в соседних домах столетней давности. Но здесь – с одной стороны, толщина стены реальная и объемная, а с другой стороны все перемычки тонкокостные, стены как таковой почти нет, а есть частый штакетник с очень жёсткой, почти иофановской, да простят мне это сравнение, геометрией. Строгая штриховка каменных рёбер заставляет собраться, сконцентрироваться даже при взгляде на неё – не чета своеобычной вольности московской пластики, этот фасад несёт в себе сильнейший дисциплинирующий потенциал. Как будто расчерчивает воздух перед собой на стройные, строгие ячейки. Тем же пропорциям подчинены три других фасада: два торцевых и тыльный, но они не столь объёмны и поддерживают тот же ритм проще и графичнее, подчёркивая своё подчинённое положение.
Деловой центр на улице Красина; вид со стороны Зоологической улицы вечером. Фотография © Алексей Народицкий, 2016
Деловой центр на улице Красина; вид со стороны Садового кольца. Фотография © Алексей Народицкий, 2016
Деловой центр на улице Красина; дворовый фасад и выезд. Фотография © Алексей Народицкий, 2016
Деловой центр на улице Красина; уго-восточный угол, обращенный к Садовому кольцу. ТПО «Резерв», реализация, 2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Но, задав строжайший модуль, Владимир Плоткин не был бы собой, если бы не начал оживлённый разговор в его рамках. Во-первых, лента верхнего яруса выше остальных, она захватывает и пол седьмого этажа, и потолок восьмого – это рассчитано на взгляд снизу, аттик должен быть выше остальных этажей, чтобы не казаться маленьким из-за перспективного сокращения. Далее, не вся сетка фасада равномерна. Часть окон объединена по два – так возникают пятна большей проницаемости; три вертикальных проёма глухие – как будто нажаты три клавиши на фортепьяно или даже точнее – выбиты три знака на перфокарте. Глубокая, хотя и узкая прорезь над входом становится главным акцентом в лаконичном оживлении фасада.
Деловой центр на улице Красина; вид со стороны Садового кольца. ТПО «Резерв», реализация, 2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Деловой центр на улице Красина; вид со стороны Зоологической улицы. ТПО «Резерв», реализация, 2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Хотя не последним. Фасад решён в двух цветах камня: светлого, почти белого цвета слоновой кости – и тёмного, чей цвет архитекторы, по их собственному признанию, планировали как более глубокий и контрастный, чем получившийся в итоге серый. Решётка центральной части фасада тёмная, а главный угол здания, обращённый к Садовому кольцу, – светлый, от его широкой вертикали начинается лента обрамления, которая опоясывает тёмное пятно, окружает его как плоская рамка, заворачиваясь над входом в угловатый знак вопроса, похожий на элемент пиксельной графики.

Далее. Решётка главного фасада строгая, но не прямая. Улица Красина перед юго-восточным углом здания немного поворачивает к востоку: архитекторы «поймали» угол поворота – 8 градусов, и повернули под тем же углом южную часть главного фасада, отреагировав на особенность окружения, а точнее даже прорастив её в объеме здания. Разумеется, этого можно было не делать – но таковы особенности архитектуры, реагирующей на контекст: она отслеживает все возможные «ниточки» окружения, делая их предметом размышления, выращивая из них собственную пластику. Дом вполне мог быть прямым, но стал домом на повороте. Теперь даже мимолётного взгляда со стороны Садового кольца достаточно, чтобы понять: улица здесь поворачивает, а здание оформляет поворот как подобие кулис.
Деловой центр на улице Красина; вид с противоположной стороны Садового кольца. Фотография © Алексей Народицкий, 2016
Деловой центр на улице Красина; вид с Малой Бронной. Фотография © Алексей Народицкий, 2016

Но и поворачивает оно не то чтобы равномерно. Первые семь метров от угла выстроены вдоль оси, ведущей к Садовому, на всю высоту. Светлый камень нижнего этажа образует глухую стену – цоколь, чем-то, возможно, похожий на белокаменные цоколи московского ампира; а может быть и нет. Смотрим дальше вдоль улицы: вся верхняя часть фасада поворачивает и выстраивается уже вдоль следующей оси, а два нижних, цокольных этажа – нет, они продолжают углубляться по косой, плавно врезаясь в объём, и на срезе образуется ряд стройных пилонов – поверхность более проницаемая, поскольку между опорами стекло, и в то же время ведущая нас ко входу, предлагая свернуть вдоль строя опор левее. Так как верхние этажи уже следуют другой оси, то над головой идущего образуется плавно расширяющаяся треугольная консоль: от дождя она не может защитить, но едва уловимый эффект защищенности, принадлежности этого небольшого участка зданию или даже микро-площади перед ним – даёт. Кроме того под консолью образуется тень углубления, прорастающее затем вверх вырезом-лоджией над входом.
Деловой центр на улице Красина; вход, вид со стороны Садового кольца. Фотография © Алексей Народицкий, 2016

Ряд пилонов светлого камня, подводящий нас ко входу, имеет пару с противоположной стороны, во дворе: здесь объём скруглён и образует в нижних этажах острый нос практического назначения: он расширяет раструб для выезда машин. Данный «нос» для прохожих будет почти не заметен, но образует красивый лепесток на плане, наводит на мысли о конструктивистских прообразах, и делает эту часть здания, в целом, по-видимому, внутри очень светлого из-за обилия окон, почти прозрачной на просвет.
Деловой центр на улице Красина. План 1 этажа © ТПО «Резерв»
Деловой центр на улице Красина; торцевой фасад и выезд. Фотография © Алексей Народицкий, 2016
Деловой центр на улице Красина; пилоны перед входом. ТПО «Резерв», реализация, 2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Но вернемся и пойдём дальше вдоль главного фасада. За узкой и высокой, как всё здесь, нишей входа начинается самое интересное: здесь вдоль тротуара устроена пешеходная галерея, которая опирается на ряд плоских металлических столбов, облицованных зелёным стеклом. Столбы широкие и узкие, их оси направлены перпендикулярно фасаду и получается, что внутри галереи мы идём за широкой завесой травянисто-зелёного – попадание в цвет хорошей газонной травы очень точное – стекла. Улица за чередой зелёных пластин почти не ощущается, хотя выйти наружу можно в любой момент. Более того. С другой стороны – стекло вестибюля, в нём отражается и стекло колонн, и даже гранитные квадратики вымостки. Из-за отражения галерея кажется шире, во всяком случае исчезает чувство стеснённости.
Деловой центр на улице Красина; галерея, взгляд в сторону Зоологиеской улицы. Фотография © Алексей Народицкий, 2016
Деловой центр на улице Красина; галерея, взгляд в сторону Садового кольца. Фотография © Алексей Народицкий, 2016
Деловой центр на улице Красина. ТПО «Резерв», реализация, 2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Идея уличной галереи, подобной античному портику и парижской улице Риволи, не нова – больше того, это одна из больных тем архитектуры, и не только московской, примерно с 1980-х, «после Бофилла». Однако не везде и не всем её удается сделать хорошо. Бывает, что получается темно, низковато и не везде выберешься, поскольку снаружи, бывает, устанавливают парапет. А если магазины не вселятся и витрины не зажгутся так и вообще беда. Здесь всё иначе – будучи едва построенной и без подсветки эта галерея высока, светла, прозрачна и просторна. Взгляд же с противоположной стороны, условно говоря, со стороны Зоологической улицы, позволяет оценить перспективную интригу: ряды стеклянных колонн завершаются белыми, каменными пилонами, чей ряд поворачивает влево, замыкая даль, но позволяя оценить графичный ритм множества вертикалей, похожих на натянутые струны.

Зелёная галерея – главный акцент, свежий штрих, искупающий нейтральность серого цвета и жестковатость ритма. Она как камень на перстне: может быть, может не быть, но с ним лучше. Конечно, галерея – урбанистический приём. Но вот что интересно: участок тесен и проекте почти нет дополнительного благоустройства: скамеек, фонарей, высаженных деревьев и кустов. Но вот небольшая деталь – кусочек портика вдоль улицы, даже не на всю длину фасада – закрывает тему; пилонады и галереи вполне достаточно для того, чтобы здание взаимодействовало с городом на уровне пешехода. К тому же зелёное стекло прекрасно перекликается со сквером вдоль улицы напротив и с газоном по соседству, связывает их в единый смысловой узел.
Деловой центр на улице Красина; галерея и вход. Фотография © Алексей Народицкий, 2016

Нечто похожее, и в то же время другое наблюдаем, завернув за угол. Здесь в глубину квартала уходит уже не восьми-, а трёхэтажный корпус. В отличие от главного фасада, в вертикализме, сдвоенных окнах и урбанистических штрихах котором хорошо ощутимы тенденции современности, этот длинный корпус остро напоминает о классике модернизма, прежде всего 1980-х. Здесь больше стекла, разделённого вертикалями треугольного сечения из тёмной разновидности камня, который здесь почему-то приобретает тёплый оттенок. Такие рёбра, немного похожие на зубья механизма или на лёгкие, тонкие контрфорсы – любимый приём модернизма, наводящий почему-то на мысли о здании ИНИОНа. А ведь и строй пилонады-галереи главного фасада тоже напоминает решение нижнего этажа здания Института информации. Уж не примелькался ли в новостях в период проектирования? Ммм... или авторы зашифровали в своём здании память об ИНИОНе, а ключом работает тот самый вопросительный знак на фасаде? Впрочем, приёмы – базовые, их можно встретить в разных зданиях 1980-х, и для проектов Владимира Плоткина они в целом характерны.
Деловой центр на улице Красина; вид с противоположной стороны улицы. Фотография © Алексей Народицкий, 2016
Деловой центр на улице Красина; дворовый фасад. ТПО «Резерв», реализация, 2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Деловой центр на улице Красина; стыковка 8-этажного и дворового корпусов. ТПО «Резерв», реализация, 2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Деловой центр на улице Красина; дворовый фасад. ТПО «Резерв», реализация, 2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Деловой центр на улице Красина; дворовый фасад. ТПО «Резерв», реализация, 2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Деловой центр на улице Красина; треугольные пилоны дворового фасада. ТПО «Резерв», реализация, 2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Деловой центр на улице Красина; треугольные пилоны дворового фасада. ТПО «Резерв», реализация, 2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Деловой центр на улице Красина; вид на дворовый фасад с юго-запада. Фотография © Алексей Народицкий, 2016
Деловой центр на улице Красина; дворовый фасад и трехэтажный корпус (слева). Фотография © Алексей Народицкий, 2016

Верхние этажи длинного корпуса повторяют сюжет с консолью главного фасада, но на всю длину: вынос расширяется вглубь, оставляя на мостовой длинный незаснеженный треугольник. Углы немного варьируются: угол каменных вертикалей больше, чем на главном фасаде – 15º, а угол консоли совсем маленький – 2,5º, хотя её вынос доходит до приблизительно двух метров, что почти равно выступу над главным входом. На боковом фасаде тоже возникает игра с перспективой и отражениями: при взгляде с улицы заострённые каменные вертикали сливаются в монолит, который при движении вдоль живо раскрывается, дробится на тонкие полосы. Если же идти из глубины двора, то треугольная форма консоли усиливает перспективу, а стёкла первого этажа в бесснежное время отражают траву газонов – такую же яркую, как стекло галереи; между живой травой и травянистым стеклом возникает не только цветовая, но и неожиданная зазеркальная связь, как театр теней. К тому же в стекле длинного корпуса отражаются и неряшливые, но стилистически родственные окна Биомеда. Мы как будто попадаем в пространство модернистского города – тогда как пространство вдоль улицы обладает более традиционными характеристиками.
Деловой центр на улице Красина; вид из двора на здание Биомеда зимой. ТПО «Резерв», реализация, 2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Деловой центр на улице Красина; вид из двора на здание Биомеда осенью. ТПО «Резерв», реализация, 2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Поначалу здание выглядит строгим и простым, но содержит множество нюансов. Игра перспектив, линий, плоскостей и отражений, все эти тонкости – определённо главная часть проекта, наделённая акварельной эфемерностью, подвижностью прочтений, предназначенная для тех, кто готов замечать и разглядывать. Может быть даже жёсткость фасадной решётки главного корпуса нужна для того, чтобы удержать все эти нюансированные сюжеты в рамках. Сетка и вереницы скосов, прозрачность, плоскостность и объём, серьёзный серый цвет и легкомысленная живая зелень взаимодействуют как «сырое и варёное», придавая архитектуре офисного здания пластический смысл, который ему с прагматической точки зрения не нужен, но с эстетической полезен.
Деловой центр на улице Красина. План 2 этажа © ТПО «Резерв»
Деловой центр на улице Красина. План 3 этажа © ТПО «Резерв»
Деловой центр на улице Красина. План 4 этажа © ТПО «Резерв»
Деловой центр на улице Красина. План 8 этажа © ТПО «Резерв»
Деловой центр на улице Красина. План кровли © ТПО «Резерв»
Деловой центр на улице Красина. План -1 этажа © ТПО «Резерв»
Деловой центр на улице Красина. Разрез © ТПО «Резерв»
Деловой центр на улице Красина. Разрез © ТПО «Резерв»
Деловой центр на улице Красина. Разрез © ТПО «Резерв»
Архитектор:
Владимир Плоткин
Проект:
Деловой центр на улице Красина
Россия, Москва, улица Красина д. 3 стр. 1, 3, 4, 6, 7

Авторский коллектив:
Архитекторы: В. Плоткин, А. Бородушкин, А. Чалов, М. Хазанов, О. Колбас, К. Толкачев, А. Лимаренко
Инженеры: И.Курносенко, В.Андреев, А.Уцеров

 



2013 — 2014 / 2014 — 2016

30 Ноября 2016

ТПО «Резерв»: другие проекты
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Проекция квартала
В том, что дом Владимира Плоткина в составе «Садовых кварталов» будет самым модернистским из всех, особенно сомневаться не приходилось. Он таким и получился: в рамках дизайн-кода сочетает кирпич и белый камень, ритмически откликается на соседний дом «Остоженки», и в то же время аккуратно, но настойчиво проводит свою линию. Тут и проекция идеального состава городской застройки 14–9–6, которую можно найти прямо по соседству, и математический расчет, в том числе разного рода террас, а может быть, и единственное воспоминание о советском прошлом завода Каучук. И легкие белые «крестики».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Китайская симфония
Строительство китайского центра «Парк Хуамин» стало долгой историей, которая завершилась относительно недавно. Здание соседствует с традиционным китайским садом, но оно очень современно, лаконично и технологично, а простые по форме, но эффектные белые ламели обещают когда-нибудь включиться как медиафасад. А еще этот комплекс по-настоящему многофункционален, в его объеме увязаны разные типы жилых помещений, офисы, большой фитнес, конференц-залы и рестораны. В нем можно с комфортом проводить международные форумы, выходя наружу только для того, чтобы прогуляться. Рассматриваем подробно.
Из тени в свет
В ответ на массу ограничений и значительный для небольшого здания набор функций Музей Новодевичьего монастыря в проекте Владимира Плоткина превратился в легкое, но динамичное пластическое высказывание на тему современной интерпретации исторического контекста, а может быть, даже света и тьмы.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Владимир Плоткин:
«У нас сложная, очень уязвимая...
В рамках проекта, посвященного высотному и высокоплотному строительству в Москве последних лет поговорили с главным архитектором ТПО «Резерв» Владимиром Плоткиным, автором многих известных масштабных – и хорошо заметных – построек города. О роли и задачах архитектора в процессе мега-строительства, о драйве мегаполиса и достоинствах смешанной многофункциональной застройки, о методах организации большой формы.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Семантический разлом
Клубный дом STORY, расположенный рядом с метро Автозаводская и территорией ЗИЛа, деликатно вписан в контрастное окружение, а его форма, сочетающая регулярную сетку и эффектно срежиссированный «разлом» главного фасада, как кажется, откликается на драматичную историю места, хотя и не допускает однозначных интерпретаций.
Небесная тектоника
Три башни на стилобате над склоном реки Раменки – новые доминанты на границе советского микрорайона. Их масштаб вполне современен, высота 176 м – на грани небоскреба, фасады из стекла и стали. Стройные пропорции подчеркнуты строгой белой сеткой, а объемная композиция подхватывает диагональную «сетку координат», намеченную в пространстве юго-запада Москвы архитекторами 1970-х и 1980-х.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Движение по краю
ЖК «Лица» на Ходынском поле – один из новых масштабных домов, дополнивший застройку вокруг Ходынского поля. Он умело работает с масштабом, подчиняя его силуэту и паттерну; творчески интерпретирует сочетание сложного участка с объемным метражом; упаковывает целый ряд функций в одном объеме, так что дом становится аналогом города. И еще он похож на семейство, защищающее самое дорогое – детей во дворе, от всего на свете.
Рациональное построение
Рассматриваем комплекс построек и интерьеры первой очереди здания, которое за последние месяцы стало очень известным – больницу в Коммунарке.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Пространство взаимодействия
К востоку от стадиона, метро и парка Динамо отчасти вырос и продолжает расти городок ВТБ Арены Парка, чья архитектура построена на современных принципах, начиная от комфортного благоустройства вкупе с немалой высотностью и заканчивая взаимодействием разных подходов к форме, объединенных общим кодом.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Обитаемая галактика
Компания АПЕКС возглавила работу над проектом масштабного жилого комплекса на севере Москвы, в котором современные подходы к формированию городской застройки сочетаются с продуманными планировочными решениями, узнаваемым обликом и оригинальной концепцией благоустройства.
Архсовет Москвы – 59
Архитектурный совет рассмотрел два крупных проекта: МФК на Киевской улице ТПО «Резерв», апартаменты с обширным подземным торговым пространством, и жилые башни Сергея Скуратова в Сетуньском проезде. Оба проекта приняты.
Акупунктура городов
На петербургском Культурном форуме архитекторы поговорили о том, какую пользу международные события могут принести городам.
Кристалл музыки
Остро-современное и сложное в техническом отношении новое здание концертного зала «Зарядье» соединяет нелинейность с мощной ретроспективой шестидесятых. Между тем оно вовсе не консервативно – скорее его можно понять как метафору и даже «кристаллизацию» музыки, искусства одновременно эмоционального и математически-отвлеченного.
Похожие статьи
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.
Энергетическая педагогика
Эко-теплоцентраль по проекту бюро FRPO Rodríguez & Oriol на севере Испании помимо основной функции служит также образовательным центром в сфере «зеленой» энергетики.
От мельницы к винному прессу
Новая винодельня в Бретани, продолжающая местные традиции производства вина, получила погреб по проекту Carmen Maurice Architecture, в центре которого – историческая мельница.
Планы на жизнь
Мастер-план для жилого района «Притяжение» в Набережных Челнах бюро «А.Лен» создавало с оглядкой на специфическую градостроительную ситуацию и частично реализованные решения первой очереди. Однако на первый план выдвинуло собственные ценности: зеленый каркас, систему акцентов, иерархию пространств, приоритет пешехода. Вопроса, чем будут жильцы заниматься в своем микрорайоне, после этого не возникает.
Полезная зацикленность
Тайваньское бюро Bio-architecture Formosana спроектировало для города Тайнань экспериментальный жилой комплекс, соответствующий всем принципам экономики замкнутого цикла.
Вилла-мост
Дом по проекту бюро Tetro на южнобразильском острове Санта-Катарина максимально использует живописный ландшафт – горы и океанский залив.
Новый путь
Обошли со всех сторон D_Станию – депо 1906 года, реконструированное с сохранением промышленного здания столетней давности по проекту Сергея Труханова и T+T Architects. Работа над интерьерами, а внутри планируются рестораны и общественные пространства, пока еще только идет, но и снаружи есть на что посмотреть. Тут можно изучить сочетание старого и нового кирпича, авторский взгляд на романтику руины, и оценить вновь выстроенный пешеходный путь: через арки БЦ Ситидел на улицу Казакова.
«Европейский престиж»
Бюро KCAP выиграло конкурс на проект двух жилых небоскребов в Братиславе; один из них претендует на звание второго по высоте здания ЕС.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Технологии и материалы
Сияние праздника: как украсить загородный дом.
Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
Сейчас на главной
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.