English version

Арма: раскрытие пространства

Детально рассказываем о том, что, когда и как было сделано в новом креативном кластере «Арма».

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg
Архитектор:
Игорь Шварцман
Владимир Лабутин
Алексей Медведев
Активная стадия превращения завода «Арма» в районе Курского вокзала в «креативный кластер» началась в 2011 году, хотя ремонты и приведение территории в порядок стартовали с приходом первых арендаторов, в 2000-е годы. Сейчас территория открыта – через неё можно свободно пройти от туннеля, ведущего к станции метро «Курская», к Винзаводу, Мрузовскому переулку и Яузе. Девелоперы, компания «Большой город», также благоустроили, и торжественно преподнесли мэрии на День города-2015 пешеходную часть Нижнего Сусального переулка – улицу, по которой сотни, если не тысячи людей ежедневно пробегают в метро и из метро. «Арма» трансформировалась чуть позже, чем соседние Винзавод и Артплей, но присоединилась к их достойной компании, поддерживая, по мере сил, арт-ориентированную репутацию района за Курским вокзалом. На её территории функционируют, не считая четырёх газгольдеров, девять реконструированных корпусов, где в нижних этажах – торговля, а в верхних – помещения для аренды. В частности, сюда недавно переехало бюро ABD architects Бориса Левянта. Как законченный проект преобразования промзоны в арт-кластер «Арма» участвует в конкурсе на премию CRE Awards-2016. Хотя заметно, что часть территории ближе к её границам ещё продолжает отстраиваться и благоустраиваться, к примеру, не реализованы задуманные архитекторами входные порталы; но ядро «кластера» вполне живо, так что да, можно сказать, что работы по реновации близки к своему логическому завершению.

Реновацией корпусов и благоустройством территории занимались архитекторы бюро «АМ Сергей Киселёв и Партнёры», в основном – Владимир Лабутин и Алексей Медведев. «Поначалу нас позвали для консультации по зданиям газгольдеров, – рассказывает руководитель бюро Игорь Шварцман, – наше участие в их обновлении минимально, мы лишь помогли с планировками и инженерными вопросами. Затем заказчики предложили поработать с другим корпусом, потом ещё с одним, и так далее. В конечном счёте генплан развития территории, благоустройство, проекты реновации корпусов и интерьеры нескольких общественных зон были выполнены нашим бюро. Обновление промзон давно стало одним из направлений нашей деятельности. С компанией «Большой Город» мы занимались бизнес-центром на Полковой улице, реновацией хлебзавода на Красносельской. «Арма» же в этом ряду самый крупный, трудоемкий и значимый проект».
Арма: проход, открывшийся справа от выхода из туннеля метро. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
Арма: пешеходный бульвар между корпусами №3 и 4 © Сергей Киселев и Партнеры. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
***

Московский газовый завод был построен в 1860-х как завод Букье и до 1931 снабжал газом прежде всего фонари, и затем уже кухни Москвы. От первого завода сохранились два корпуса, вытянутых вдоль Нижнего Сусального переулка – строения номер 1 и 2, и главная гордость нынешних владельцев, газгольдеры – широкие башни для хранения газа, которые отличаются от европейских, к примеру венских, тем, что для безопасности и удобства подачи газа под давлением пол в них был опущен ниже земли. Завод, который позволил городским властям вдвое уменьшить цену обслуживания фонарей, строили знаменитости своего времени: газгольдерами занимался тогдашний главный архитектор Москвы Рудольф Бернгард, математик, инженер и приверженец экономного «кирпичного стиля», он придумал для газовых цистерн особенную конструкцию безопорных перекрытий. Корпуса с квартирами рабочих – те самые, вдоль Сусального переулка, строил Фёдор Дмитриев, преподаватель императорского технического училища (сейчас МГТУ им. Баумана), и автор книги о жилье для рабочих. Затем в 1911 завод перешел в собственность города, его перестроили и переоснастили: конструкции кровель газгольдеров переделал, как предполагают историки, другой великий инженер, Владимир Шухов, а сам завод, точнее его южное крыло, разобрал и заменил новыми корпусами, стоящими отдельно, строчками, параллельными Нижнему Сусальному переулку, гражданский инженер Александр Рооп.
Московский газовый завод: схема расположения корпусов на 1868 год. Предоставлено компанией «Большой город»
Московский газовый завод: схема расположения корпусов после реконструкции, на 1912 год. Предоставлено компанией «Большой город»

Завод умножил свои мощности и затем много постарался для первой мировой войны, выпуская всё, от газа до гранат. Сдавать позиции он начал после 1931 года: тогда в Москве построили новый завод «Нефтегаз», а этот стал называться старым, и принял на себя роль не столько производства, сколько распределения. В 1946 к столице подвели газопровод из Саратова, и искусственный газ перестали производить. В генплане 1971 старый газовый завод значится вредным предприятием, предназначенным к выводу за границы города, но, в 1990-е переименованный в «Арму», он функционировал, производя оборудование, до 2002, когда, ещё раз переименованный в «Газсервис», переехал. Южная часть территории перешла к «Арме» и стала предметом работы девелоперской компании «Большой город».
Арма: генеральный план. Проект, 2013 © Сергей Киселев и Партнеры

Если мы посмотрим на план территории, то увидим, что реновация коснулась в основном южной части бывшего завода, расположенной между исторической осью заводской территории и железной дорогой Горьковского направления. Ось сохранилась; здесь – главный проезд и главная пешеходная тропа, но все обновленные здания группируются от входа справа. Слева же от главного входа обновление только начинается. Итак, практически все корпуса в южной части территории сейчас завершены. Принципы реновации в целом можно описать следующим образом. Все советские пристройки разобрали. Фундаменты укрепили. В скатах кровель появились мансардные окна, а кое-где – уступы террас.
Ретортный и аппаратный корпуса, фотография 1915 года. Предоставлено компанией «Большой город»
Корпуса №3 и 4. Видны насдстройки, перекликающиеся с выступами над кровлями корпусов заводского времени © Сергей Киселев и Партнеры. Фотография © Юлия Тарабарина
Корпус №5а © Сергей Киселев и Партнеры. Фотография © Юлия Тарабарина

Образно говоря, сейчас можно подумать, что старые заводские корпуса залили-склеили неким подобием ртути, где-то серебристой, где-то поблескивающей, отражая кирпич фабричного историзма. Исторический кирпич вычинен и покрыт консервирующим раствором. «Мы считаем себя соавторами архитекторов Бернгарда, Дмитриева и Роопа», – говорит автор проектов реконструкции исторических корпусов Владимир Лабутин.
Арма: стык между корпусом 3 (справа) и пристроенным к нему современным объемом корпуса 3а (слева) © Сергей Киселев и Партнеры. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
Арма: стена современной части, корпуса 3а © Сергей Киселев и Партнеры. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
Арма: козырек над входом, корпус 5 © Сергей Киселев и Партнеры. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
Арма: фрагмент исторической стены, корпус №3 © Сергей Киселев и Партнеры. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
Арма: корпус №19 © Сергей Киселев и Партнеры. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
Арма: вид от въезда КПП №3, слева газгольдеры, справа корпус №19 © Сергей Киселев и Партнеры. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
***

Арма: корпуса 1 и 2

где:Россия, Москва. Нижний Сусальный переулок, д. 5, строения 1, 2
функция:Административно-офисный / офисное здание
мастерская:АМ Сергей Киселев и Партнеры / http://www.sk-p.ru/
архитектор:Владимир Лабутин
К жилым корпусам друга рабочих Фёдора Дмитриева, вмещавших также и заводские конторы, Александр Рооп добавил боковые ризалиты, превратив торцы зданий в отдельные, примыкающие к протяжённым частям «флигели». В советское время над двухэтажными зданиями появились небольшие аттиковые надстройки.

Архитекторы отнеслись к корпусам аккуратно. Советские аттиковые этажи перебрали – под кровлей образовались помещения для офисов, освещенные в основном мансардными окнами, встроенными в вальмовый абрис крыши. Местами, с внутренней стороны квартала, в пологих вальмовых кровлях образуются вырезы – здесь офисы получают обычные, вертикальные окна. Похожие вырезы во внутренних скатах флигелей-ризалитов образуют на их кровлях небольшие террасы с выходом на кровлю. Местами подвальный этаж тоже получил немного солнечного света через полуокна с внутренней стороны квартала. Три этажа отданы магазинам и кафе, и только в самом верхнем – рабочие помещения.

Кирпичные стены вычищены пескоструйной технологией и вычинены кирпичом Remmers – вычинка заметна намётанному глазу, позволяя сравнить шершавость подлинника с более регулярной фактурой современного материала, но выделяется не слишком. Кирпич шершавый, но не крошится, хотя и не выглядит слишком лакированным. Два здания тепло-морковного, оранжевого оттенка представляют собой отличные пропилеи для территории, где сохранено многое от исторического завода. Они работают визитной карточкой не только для кластера, но и для технологии сохранения кирпичной архитектуры исторических промзон, «держа» собой восточный фасад переулка. 
  • zooming
    1 / 7
    Арма: корпуса 1, 2. Реализация, 2015. Фотография © Юлия Тарабарина
  • zooming
    2 / 7
    Арма: корпуса 1, 2. Визуализация, 2014 © Сергей Киселёв и Партнёры
  • zooming
    3 / 7
    Арма: корпуса 1, 2. Реализация, 2015. Фотография © Юлия Тарабарина
  • zooming
    4 / 7
    Арма: корпус 2. Разрез © Сергей Киселёв и Партнёры
  • zooming
    5 / 7
    Арма: корпус 1. Реализация, 2015. Фотография © Юлия Тарабарина
  • zooming
    6 / 7
    Арма: корпус 1. Реализация, 2015. Фотография © Юлия Тарабарина
  • zooming
    7 / 7
    Арма: корпус 1. Реализация, 2015. Фотография © Юлия Тарабарина

Арма: корпус 3

где:Россия, Москва. Нижний Сусальный, д. 5, стр. 3а
функция:Административно-офисный / офисное здание
мастерская:АМ Сергей Киселев и Партнеры / http://www.sk-p.ru/
архитектор:Владимир Лабутин
Третий корпус первоначально служил на заводе аппаратным. Он немного меньше соседнего четвертого корпуса, но фасады здесь нарисованы пластичнее и яснее, чем во всех других постройках гражданского инженера Роопа. Циркульные перемычки окон перекликаются с круглыми нишами и создают несколько «храмовый» образ, поддержанный пластичными фризами ломбардских арок и рельефными лопатками-«контрфорсами», чья поверхность испещрена глубокими нишами. Эффектнее других выглядит северный торцевой фасад: пять высоких окон, которые мы видим, проходя КПП №1, производят очень целостное впечатление. С этой же точки зрения хорошо читается и несколько изломанный, но любопытный силуэт кровли третьего корпуса, – говорит архитектор Владимир Лабутин.

Справа от главного входа на территорию, в пазухе между корпусами 3 и 3а – а их номера, как и повсюду здесь, ясно читаются на крупных табличках с чёрным фоном – архитекторы установили обновлённый и акцентированный небольшим сквером памятник погибшим в Великой Отечественной войне. Корпус 3а, примыкающий к третьему корпусу сбоку, немного короче своего соседа и не столь «подтянут», а его карниз расположен немного ниже и очень лаконичен. Зато его окна тоже высокие и большие, хотя сандрики не полуциркульные, а лучковые, с угловатыми пятами, а лопатки, также довольно рельефные, оживлены лишь несколькими валиками, которые эхом вторят разгранке «контрфорсов» третьего корпуса. Стекло поблёскивает деликатнейшим образом и, местами включаясь в пространственно-пластическую игру, отражает карнизы, предлагая внимательным прохожим мимолетные перспективные иллюзии. 
  • zooming
    1 / 7
    Арма: корпус 3 © Сергей Киселев и Партнеры, 2014. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
  • zooming
    2 / 7
    Арма: корпус 3. Визуализация, 2013 © Сергей Киселев и Партнеры
  • zooming
    3 / 7
    Арма: корпус 3. Реконструкция © Сергей Киселев и Партнеры, 2014. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
  • zooming
    4 / 7
    Арма: корпус 3. Разрез © Сергей Киселев и Партнеры
  • zooming
    5 / 7
    Арма: корпус 3 © Сергей Киселев и Партнеры, 2014. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
  • zooming
    6 / 7
    Арма: корпус 3 © Сергей Киселев и Партнеры, 2014. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
  • zooming
    7 / 7
    Арма: корпус 3. Реконструкция © Сергей Киселев и Партнеры, 2014. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016

Арма: корпуса 4, 5, 5а

где:Россия, Москва. Нижний Сусальный переулок, д. 5, строения 4, 5, 5а
функция:Административно-офисный / офисное здание
мастерская:АМ Сергей Киселев и Партнеры / http://www.sk-p.ru/
архитектор:Владимир Лабутин
Здания корпусов 4 и 5, построенные под руководством инженера Александра Роопа в 1912–1914 годах на месте южного крыла старого завода, образуют ядро нового комплекса. Сдержанная псевдороманика их фасадов характерна для фабричной архитектуры своего времени, её главное украшение – «ползучие» ломбардские аркатуры и рёбра контрфорсов между большими окнами, которые здесь выстроены преимущественно в два яруса. Здания выстроены «покоем», ножки буквы «П» обращены к ж/д насыпи и образуют с западный стороны двор-парковку, довольно прагматичный, но тихий, с деревьями. Пристройки советского времени, занимавшие двор почти полностью, разобрали. Исторические стены отчистили, расставшись, как и везде, с красно-белой раскраской. Простые лучковые фронтоны и широкие окна скомпонованы лаконично, но не без вариативности: где-то карниз поддержан декором ползучих арок, где-то минималистично отсутствует.

Окна и двери заменены на новые, остеклённые в металлических рамах и разбавлены стеклянными же козырьками на хай-тековских тросах, добавляющих образу глянца, также как и аккуратные коробочки фонарей вечерней подсветки, призванной акцентировать вертикали лопаток и детали декора – впрочем, такая же подсветка используется и на третьем корпусе. Между четвертым и третьим корпусом располагается пешеходный бульвар – главный центр тихой жизни комплекса, с кафе и кортеновой облицовкой клумб и скамеек. Высокая, круглая в сечении заводская труба до сих пор действует, обслуживая котельную, которую, впрочем, планируется перенести. Заводские артефакты: трубы и вентили, выкрашенные в оранжевый цвет, поддерживают фактурное обаяние «прома». Нижние этажи преимущественно торговые, верхние в основном офисные. 

См. предложенный архитекторами проект общественных зон 4 и 5 корпусов.
  • zooming
    1 / 7
    Арма: корпуса 4, 5, 5а. Сергей Киселев и Партнеры, 2014. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
  • zooming
    2 / 7
    Арма: корпуса 4, 5, 5а. Сергей Киселев и Партнеры, 2014. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
  • zooming
    3 / 7
    Арма: корпуса 4, 5, 5а. План -1 этажа © Сергей Киселев и Партнеры
  • zooming
    4 / 7
    Арма: корпуса 4, 5, 5а. Сергей Киселев и Партнеры, 2014. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
  • zooming
    5 / 7
    Арма: корпуса 4, 5, 5а. Сергей Киселев и Партнеры, 2014. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
  • zooming
    6 / 7
    Арма: корпуса 4, 5, 5а. Сергей Киселев и Партнеры, 2014. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
  • zooming
    7 / 7
    Арма: корпуса 4, 5, 5а. Сергей Киселев и Партнеры, 2014. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016

Арма: корпус 6

где:Россия, Москва. Нижний Сусальный переулок, д. 5, строение 6
функция:Административно-офисный / офисное здание
мастерская:АМ Сергей Киселев и Партнеры / http://www.sk-p.ru/
архитектор:Владимир Лабутин
Небольшой корпус, расположенный между 18 и 19 газгольдерами и новой котельной, служил для производства счетчиков; он появился раньше реконструкции Роопа, в 1880-х годах, и здесь «средневековые» ломбардские арочки сопровождены напоминающим об ампире классическим рустом.

Самое интересное в проекте реновации, предложенном Владимиром Лабутиным – это, наверное, кровля. Уважая скатный абрис предшественницы, она всё же поднимается вверх «скворечником» технического этажа и раскрывает два крыла для освещения интерьеров. Нижний этаж, также как и в других корпусах, углублён, вокруг него с двух сторон образовались обширные приямки для освещения, с просторными маршами лестниц для спуска на уровень бывшего подвала. 
  • zooming
    1 / 7
    Арма: корпус 6. Визуализация, 2013 © Сергей Киселев и Партнеры
  • zooming
    2 / 7
    Арма: корпус 6. Визуализация, 2013 © Сергей Киселев и Партнеры
  • zooming
    3 / 7
    Арма: корпус 6. Вид с высоты птичьего полёта. Визуализация, 2013 © Сергей Киселев и Партнеры
  • zooming
    4 / 7
    Арма: корпус 6. Разрез © Сергей Киселев и Партнеры
  • zooming
    5 / 7
    Арма: корпус 6. Визуализация, 2013 © Сергей Киселев и Партнеры
  • zooming
    6 / 7
    Арма: корпус 6. Визуализация, 2013 © Сергей Киселев и Партнеры
  • zooming
    7 / 7
    Арма: корпус 6. Визуализация, 2013 © Сергей Киселев и Партнеры

Арма: корпус 7 (котельная)

где:Россия, Москва. Нижний Сусальный переулок, д. 5, строение 7
функция:Инженерно-промышленный / Котельная
мастерская:АМ Сергей Киселев и Партнеры / http://www.sk-p.ru/
архитектор:Алексей Медведев
Корпус задумывался как новая котельная, но возникла идея использовать его как-то иначе, поэтому трубы поблизости пока не появились. В проекте существовало несколько вариантов решения этого небольшого здания с продиктованным участком, слегка зигзагообразным планом: в частности, в одной из версий шершавый кирпич прорезали тонкие вертикальные рамки.

Остановились на наиболее лаконичном: терракотовая облицовка чередует тонкие светлые и темные полосы ригеля, похожие на вязаный шарф и примиряющие темную краску на фасадах газгольдеров и почти оранжевый цвет исторических зданий. Глухие полосатые торцы обращены на север и юг, широкие стеклянные «телевизоры» – на восток, к площади перед историческими корпусами, чьи фасады они отражают, складывая из них калейдоскоп картинок. На запад, в сторону газогольдеров, смотрит ряд вертикальных окон, вырастающих прямо из земли.

Корпус, компактный и какой-то очень спокойный – ещё одно звено в мозаике зданий разных и разновременных, но в конечном счёте выстраивающихся в целостный ансамбль.
  • zooming
    1 / 7
    Арма: корпус 7 (котельная) © Сергей Киселев и Партнеры, 2014. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
  • zooming
    2 / 7
    Арма: корпус 7 (котельная) © Сергей Киселев и Партнеры, 2014. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
  • zooming
    3 / 7
    Арма: корпус 7 (котельная). Вид с высоты птичьего полёта. Визуализация, 2012 © Сергей Киселев и Партнеры
  • zooming
    4 / 7
    Арма: корпус 7 (котельная). Визуализация, 2012 © Сергей Киселев и Партнеры
  • zooming
    5 / 7
    Арма: корпус 7 (котельная). Визуализация, 2012 © Сергей Киселев и Партнеры
  • zooming
    6 / 7
    Арма: корпус 7 (котельная). Вид с высоты птичьего полёта. Визуализация, 2012 © Сергей Киселев и Партнеры
  • zooming
    7 / 7
    Арма: корпус 7 (котельная). Визуализация, 2012 © Сергей Киселев и Партнеры

Арма: корпус 13

где:Россия, Москва. Нижний Сусальный переулок, д. 5, строение 13
функция:Административно-офисный / административно-офисное здание
мастерская:АМ Сергей Киселев и Партнеры / http://www.sk-p.ru/
архитектор:Алексей Медведев
Самое незаметное из зданий комплекса явственно стремится вжаться в его западную границу. У него и план такой – острый треугольный, это здание похоже и на стену, и на забор; кроме того, пока ты идёшь мимо него в сторону туннеля, фасад отступает влево, объем заметно истоньшается, почти влипает в стену соседних строений железнодорожного ведомства. Идёшь и думаешь: вот бы всё новое строительство в историческом центре было такого рода, деликатным самоотречения, но с изюминкой.

В здании задумывалось две изюмины, а осталась одна. Первая, не случившаяся – кортеновые фасады. Они придали бы корпусу ещё больше сходства с домом-забором или ангаром, якобы оставшимся от заводских, и в то же время отлично перекликались бы в кортеновыми клумбами на внутреннем бульваре. Но нет. Пришлось корпусу быть кирпичным, покрытым глянцеватой плиткой. Среди вариантов были плиты искусственного камня, более подходящие для крупных плоскостей, но тоже не удалось, и мелким ригелем неровной окраски авторы нельзя сказать, чтобы довольны.

Широкие перспективные откосы окон остались от «кортенового» варианта. Они асимметричны, но строги: каждый правый откос совершенно прямой, каждый левый – очень пологий, ловит солнце, восходящее на востоке – пусть под углом, но в окно оно попадёт. Форма откосов вторит треугольному абрису плана здания, намекает на то, какое оно треугольное. И в то же время заострённые выступы простенков явственно похожи на тонкую осовремененную разновидность ребер-контрфорсов, что тоже созвучно архитектуре старого прома.
  • zooming
    1 / 7
    Арма: корпус 13 © Сергей Киселев и Партнеры. Реализация, 2015. Фотография © Юлия Тарабарина
  • zooming
    2 / 7
    Арма: корпус 13 © Сергей Киселев и Партнеры. Реализация, 2015. Фотография © Юлия Тарабарина
  • zooming
    3 / 7
    Арма: корпус 13. Визуализация, 2014 © Сергей Киселев и Партнеры
  • zooming
    4 / 7
    Арма: корпус 13. Визуализация, 2014 © Сергей Киселев и Партнеры
  • zooming
    5 / 7
    Арма: корпус 13. План 1 этажа © Сергей Киселев и Партнеры
  • zooming
    6 / 7
    Арма: корпус 13 © Сергей Киселев и Партнеры. Реализация, 2015. Фотография © Юлия Тарабарина
  • zooming
    7 / 7
    Арма: корпус 13 © Сергей Киселев и Партнеры. Реализация, 2015. Фотография © Юлия Тарабарина

Арма: корпус 19

где:Россия, Москва. Нижний Сусальный переулок, д. 5, строение 19
функция:Административно-офисный / административно-офисное здание
мастерская:АМ Сергей Киселев и Партнеры / http://www.sk-p.ru/
архитектор:Алексей Медведев
Корпус номер 19 – самый большой из обновленных построек «Армы», он расположен за газгольдерами и окружен полями обширной наземной парковки (подземных здесь нет), удачно продолжает линию главной оси, хотя и отстоит от неё немного правее. Но так или иначе, а идя от Нижнего Сусального практически по прямой, мы приходим к главному, северному входу в здание.

«Для меня это был важный опыт работы в исторической, но не городской, а промышленной среде, с её особой пластикой и собственными брутальными приёмами, – говорит автор проекта корпуса №19 Алексей Медведев. – Работа на стыке старого и нового, и особенно соседство таких уникальных памятников, как газгольдеры, была очень интересной задачей, но потребовала максимального подчинения контексту. Наш объект, не стремится подавить окружающие памятники, напротив, оттеняет их и намеренно отходит на второй план».

Вход решен как глубокая и крупная, двухэтажной высоты ниша в белокаменной рамке, со встроенным в неё металлическим козырьком. Порталу вторит, прямо продолжая его в глубину, двусветное пространство вестибюля внутри: со светлыми стенами, жёлтым деревом, балконом молочного стекла в уровне второго этажа, и кругами в потолке, которые деликатно-геометрически напоминают нам о соседстве газгольдеров. Колодцы лестниц с белыми стенами и светлыми ступенями как будто бы светятся изнутри. Интерьер спроектирован архитекторами СКиП. А вот к реализации подключились и заказчик, и подрядчик...

Ещё одна любопытная деталь – глубокие приямки, вытянутые у продольных стен; подходя, как-то не сразу понимаешь даже, что это такое, а это архитекторы обыграли углублённое пространство, разместив в нем частью офисы, частью кафе, из которых на лифте можно будет подняться на террасу на южной части крыши. Приямки, прикрытые слегка наклонённым стеклом, ловят дневной свет для обитателей минус первого этажа, а у проходящих снаружи вызывают любопытство и желание заглянуть вниз.

Впрочем, внизу фасады такие же, как и наверху – здание вырастает из углубления в земле. Фасады же основных этажей подчинены крупной рельефной сетке, которая, глубоко – на 33 см – выступая от оконных стекол, объединяет этажи по два ритмом вертикальных проёмов. Ширина вертикальных и горизонтальных простенков одинаковая, деталей – минимум: только на торцевых фасадах шаг сетки регулярный, а на продольных появляются крупные прогалины – сетка «растягивается» на больших плоскостях, как трикотаж. Там, где кирпичная перемычка отсутствует, её отсутствие обозначено черным стеклом, и получается, что прорисованы все недостающие линии, в том числе и межэтажные перекрытия.

Крупное, лаконичное здание, заметно собранное простым модулем фасадов, встречает всех въезжающих и входящих со стороны Яузы и Винзавода. Корпус оказывается справа, слева круглые бока газгольдеров. Корпус 19 совершенно не спорит с явной харизматичностью цилиндрической формы главных героев «Армы», но в то же время демонстрирует самостоятельность, иной подход, более строгий. Что и правильно: в конечном счете они оттеняют друг друга, как «толстый и тонкий», на контрасте.
 
  • zooming
    1 / 7
    Арма: корпус 19 © Сергей Киселев и Партнеры, 2013. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
  • zooming
    2 / 7
    Арма: корпус 19 © Сергей Киселев и Партнеры, 2013. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
  • zooming
    3 / 7
    Арма: корпус 19 © Сергей Киселев и Партнеры, 2013. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
  • zooming
    4 / 7
    Арма: корпус 19. Визуализация, 2013 © Сергей Киселев и Партнеры
  • zooming
    5 / 7
    Арма: корпус 19 © Сергей Киселев и Партнеры, 2013. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
  • zooming
    6 / 7
    Арма: корпус 19. Визуализация, 2013 © Сергей Киселев и Партнеры
  • zooming
    7 / 7
    Арма: корпус 19 © Сергей Киселев и Партнеры, 2013. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
Архитектор:
Игорь Шварцман
Владимир Лабутин
Алексей Медведев

08 Апреля 2016

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Башни «Спутника»
Шесть башен в крупном жилом комплексе рядом с берегом Москвы-реки в самом начале Новорижского шоссе совмещают ответ на целый ряд маркетинговых пожеланий и рамок, предлагая простой ритм и лаконичную форму для домов, которые заказчик предпочел видеть «яркими».
Продолжение и развитие
Вторая офисная очередь самого популярного бизнес-парка Новой Москвы – Comcity – продолжает подземную улицу существующей части комплекса и откликается на его архитектурную айдентику.
Комфортный город в себе
Казалось бы, такое невозможно среди человейников, неритмично чередующихся со старыми дачами. И между тем жилой комплекс на территории бизнес-парка Comcity предлагает именно комфортную среду среднего города: не слишком высокую и умеренно-приватную, как вариант идеала современной урбанистики.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Плиссированный дом
Комплекс апартаментов на улице Франко, спроектированный Алексеем Медведевым, берет на себя роль градостроительного акцента, не выходя за рамки сдержанной минималистичной формы. Одна из его особенностей – лестница с пандусом-зигзагом, все еще необычная для Москвы.
Малоэтажные кварталы: в Оренбургских степях
Концепция застройки 150 га на окраине Оренбурга, разработанная архитекторами СКиП, привлекательна двумя вещами: наличием многих компонентов комфортного города, но отсутствием чрезмерно маркетинговых ходов – иными словами, реалистичностью замысла.
Продолжение начатого
Проект офисно-гостиничного комплекса на первом километре Рублево-Успенского шоссе развивает давние идеи и откликается на архитектуру зданий, уже построенных здесь архитекторами СКиП ранее.
Триумф «Литератора»
Лауреатом «Золотого сечения» ожидаемо стала мастерская «Сергей Киселев и Партнеры» за реализацию ЖК «Литератор». О других наградах – в нашем рассказе с места событий.
Дом перфекциониста
Жилой комплекс V-House Архитектурной мастерской «Сергей Киселев и партнеры» недавно сдан в эксплуатацию. Бюро осуществляло авторский надзор, благодаря чему удалось добиться именно того качества, на какое проектировщики изначально рассчитывали.
Дом-змея
Вариант СКиП для территории «Филикровли» – протяженный дом, интерпретирующий идею двух- или даже трехъярусного города, выстроенный вдоль пешеходного бульвара, ведущего от одного метро к другому.
Каннелюра минималиста
Объемное построение этого жилого комплекса реагирует на структуру городской ткани, а геометрия фасадов – на поиски зрелого модернизма, впрочем, аллюзии поданы современно, с вниманием к деталям.
Без стилизации
Закончено строительство ЖК «Литератор» в Хамовниках: архитекторы сделали его принципиально современным, в частности, отказавшись от парадного фасада в пользу осмысления имманентных особенностей кирпичной и белокаменной кладки.
Черно-белый дуэт
Около станции метро «Нагорная» по проекту «Архитектурной мастерской «Сергей Киселев и Партнеры» скоро начнется строительство двух жилых башен, привлекающих внимание своей выразительной шахматной облицовкой.
Архсовет Москвы–16
9 апреля архсовет рассмотрел четыре варианта архитектурного решения одного из корпусов в составе бывшего «Миракс-плаза». Лучшим почти единодушно был признан второй вариант.
Много_башен
Публикуем все проекты, участвовавшие во втором туре конкурса на жилой комплекс на Рублевском шоссе. Победил проект бюро «Сергей Скуратов ARCHITECTS»
Дом – разноцветные ярмарки
Красочный коллаж, будто склеенный из журнальных и газетных вырезок, на фоне монотонной застройки подмосковного городка Московский – конкурсный проект торгово-развлекательного центра от бюро «Сергей Киселев и Партнеры».
Возвращение проекта
Рассказ о том, как проект АТК на ул. Кульнева (более известный по своему прежнему названию «Миракс-плаза») лишился надзора его авторов, был переделан, а затем – вернулся к авторам и вернул себе прежнюю архитектурную цельность.
Этюд в кирпичных тонах
В архитектурном бюро «Киселев и партнеры» завершили проектирование поселка с живописным названием «Этюд». Помимо частного жилья здесь предусмотрено несколько многоквартирных домов, а общая стилистика поселка близка лаконичному скандинавскому дизайну.
Выбор веселых и находчивых
Публикуем все проекты участников конкурса на концепцию реконструкции кинотеатра «Гавана» для молодежного центра «Планета КВН». Среди участников SPEECH, СКиП, бюро Андрея Чернихова, Алексея Гинзбуга и другие, первое место досталось проекту бюро «Атриум», предложившему изменить фасад до неузнаваемости с помощью легкой натяжной конструкции.
Языком Высокого Возрождения
Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и партнеры» разработала проект ландшафтного решения дворов и прилегающих территорий жилого комплекса «Итальянский квартал», строящегося сейчас в Москве. Образы ландшафтной архитектуры по-новому продолжают затеянную Михаилом Филипповым «игру в классику».
Валерий Лукомский: Главное для меня – сохранить авторский...
Реализация архитектурного проекта невозможна без досконально проработанных чертежей и скрупулезных расчетов, однако этот этап работы мастерских обычно не становится поводом для публикаций. Оценивая архитектурно-планировочные решения, критики, как правило, даже не упоминают тех, кто доводит их «до ума». Между тем так называемая стадия РД нередко поручается специальному бюро, и именно об этом наш сегодняшний разговор с руководителем архитектурной мастерской «Сити-Арх» Валерием Лукомским.
Материальность места
В московском районе Хамовники, на улице Льва Толстого, ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры» проектирует новый жилой комплекс. Расположенный на второй линии застройки, он практически не изменит облик улицы, но создаст внутри квартала несколько уютных дворов.
Иллюзия цвета
В Мытищах завершился архитектурный конкурс на проект жилого комплекса, который предполагается построить в самом центре этого подмосковного города. Одним из участников состязания стала «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры».
Похожие статьи
Человек в большом городе
В проекте масштабного жилого комплекса архитекторы GAFA сделали акцент на двух видах общественного пространства: шумных улицах с кафе и магазинами – и максимально природном, визуально изолированном от города дворе. То и другое, работая на контрасте, должно сделать жизнь обитателей ЖК EVER насыщенной и разнообразной.
Живой рост
Масштабный жилой комплекс AFI PARK Воронцовский на юго-западе Москвы состоит из четырех башен, дома-пластины и здания детского сада. Причем пластика жилых домов – активна, они, как кажется, растут на глазах, реагируя на природное окружение, прежде всего открывая виды на соседний парк. А детский сад мил и лиричен, как сахарный домик.
86 арок
В жилом комплексе Westbeat по проекту бюро Studioninedots на западе Амстердама обширный подиум вмещает многофункциональное общественное и коммерческое пространство для нужд жителей района.
Модульный «Круг»
Комплекс The Circle по проекту бюро Riken Yamamoto & Field Shop в аэропорту Цюриха соединяет в себе, как в маленьком городе, офисы, магазины, клинику, отель и конференц-центр.
Стеклянный шар, золотой цилиндр
В Лос-Анджелесе завершено строительство музея Киноакадемии по проекту Ренцо Пьяно и его бюро RPBW: основой проекта стал универмаг в стиле ар деко. Открытие запланировано на эту осень.
Ценность подиума
В китайской штаб-квартире компании Schindler в Шанхае по проекту Neri&Hu проблема разобщенности производственных и офисных корпусов решена с помощью выразительного подиума.
Фрагменты Тулузы
Новое здание школы экономики по проекту бюро Grafton продолжает богатые кирпичные традиции Тулузы, благодаря которым ее называют «Розовым городом».
Чтение на «ковре-самолете»
Историческая библиотека университета Граца получила «надстройку» с 20-метровым консольным выносом по проекту Atelier Thomas Pucher: там разместились читальные залы.
Сицилийские горизонты
Выбранный по итогам международного конкурса проект административного комплекса области Сицилия в Палермо задуман как ансамбль из дерева и стали с садом на шестом этаже.
Красный дом
В районе Новослободской появился Maison Rouge – комплекс апартаментов по проекту ADM, который продолжает начатую БЦ «Атмосфера» волну обновления квартала в сторону улицы Палиха
Музей в «холодной куртке»
Корпус Киндер Хьюстонского музея изобразительных искусств по проекту Steven Holl Architects: фасады из полупрозрачного стекла отражают 70% солнечного жара.
Эффект оживления
Проект Останкино Business Park разработан для участка между существующей станцией метро и будущей станцией МЦД, поэтому его общественное пространство рассчитано в равной степени на горожан и офисных сотрудников. Комплекс имеет шансы стать катализатором развития Бутырского района.
Бинарная оппозиция
Рассматриваем довольно редкий случай – две постройки Евгения Герасимова на одной улице с разницей в пять лет, на примере которых удобно рассуждать об общих подходах и принципах мастерской.
Возвышение двора
Жилой комплекс «Реноме» состоит из двух корпусов: современного каменного дома и краснокирпичного фабричного здания конца XIX века, реконструированного по обмерам и чертежам. Их соединяет двор-горка – редкий для Москвы вариант геопластики, плавно поднимающейся на кровлю магазинов, выстроенных вдоль пешеходной улицы.
Поликарбонат над рекой
Студенческий центр Powerhouse для Белойтского колледжа в штате Висконсин – реконструированная по проекту Studio Gang историческая электростанция.
Расслышать мелодию прошлого
Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в сквере у Новодевичьего монастыря задуман в 2012 году в честь 200-летия победы над Наполеоном. Однако вместо декламационного размаха и «фанфар» архитектором Ильей Уткиным предъявлен сосредоточенно-молитвенный настрой и деликатное отношение к архитектуре ордерного шатрового храма. В подвальном этаже – музей раскопок, проведенных на месте церкви.
Новое внутри старого
В ходе реконструкции Королевского музея изящных искусств в Антверпене KAAN Architecten полностью скрыли современное крыло внутри исторического здания, чтобы не нарушать его облик.
Мост на 14 000 «лампочек»
Пешеходный мост близ Штутгарта получил эффектный облик благодаря единству пролетного строения и опорной конструкции. Проект разработан инженерами schlaich bergermann partner.
Водная стихия
Плавучий павильон Teahouse Ø по проекту бюро PAN- PROJECTS «обживает» каналы Копенгагена как общественное пространство.
Семантический разлом
Клубный дом STORY, расположенный рядом с метро Автозаводская и территорией ЗИЛа, деликатно вписан в контрастное окружение, а его форма, сочетающая регулярную сетку и эффектно срежиссированный «разлом» главного фасада, как кажется, откликается на драматичную историю места, хотя и не допускает однозначных интерпретаций.
Дуэт в Филях
Вторая очередь жилого комплекса Filicity, спроектированная бюро ADM, основана на контрасте стеклянного 57-этажного 200-метрового небоскреба и 11-этажного кирпичного дома. Высотка утверждает футуристичный вектор в московской жилой архитектуре.
Дворы и башни: самарский эксперимент
Конкурсный проект «Самара Арена Парка», предложенный Сергеем Скуратовым, занял на конкурсе 2 место. Его суть – эксперимент с типологией жилых домов, галерейных и коридорных планировок кварталов в сочетании с башнями – наряду с чуткостью реакции на окружение и стремлением создать внутри комплекса полноценное пространство мини-города с градиентом ощущений и значительным набором функций.
Стена и башня
Архитекторы ОСА в поисках решений, которые можно противопоставить среде малоэтажной застройки в центре Хабаровска, а также возможности вставить новое слово в разговор о массовом жилье.
Дом в доме
Реконструкция крестьянского дома XVIII века на юге Германии: он стал основой для камерной сельской библиотеки. Авторы проекта – Schlicht Lamprecht Architekten.
Вокзал без границ
Автовокзал в литовском Вилкавишкисе по проекту архитекторов Balčytis Studija «приютил» росшие на его месте старые деревья.
Медная крыша
Архитекторы Sauerbruch Hutton надстроили панельное школьное здание времен ГДР в Берлине деревянной «мансардой» с медной обшивкой.
Технологии и материалы
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Сейчас на главной
Крупицы золота
В Доме архитектора в Гранатном переулке открылся фестиваль «Золотое сечение». Рассматриваем планшеты. Награждать обещают 22 апреля.
Разлинованный ландшафт
Кладбище словацкого города Прешов по проекту STOA architekti играет роль не только некрополя, но и рекреационной зоны для двух жилых районов.
Гипер-крыша и гипер-земля
Dominique Perrault Architecture и Zhubo Design Co выиграли конкурс на проект Института дизайна и инноваций в Шэньчжэне: его главное здание напоминает мост длиной более 700 метров.
Парк Швейцария
Проект парка «Швейцария» в Нижнем Новгороде, созданный достаточно молодым, но известным и международным бюро KOSMOS, вызвал в городе много споров и даже протестов, настолько острых, что попытка провести на нашей платформе профессиональное обсуждение тоже не удалась. Публикуем проект как есть.
Районные ряды
Один из вариантов общественного пространства шаговой доступности, способного заменить ушедшие в прошлое дома культуры.
Пресса: Вальтер Гропиус и Bauhaus: трансформация жизни в фабрику
Это школа искусства (с Василием Кандинским в роли профессора), скульптуры, дизайна (где он, собственно, и был изобретен как самостоятельная деятельность), театра — Баухауc не сводится к архитектуре. Но в архитектуре Баухауса можно выделить три этапа развития утопии
Территория детства
Проект образовательного комплекса в составе второй очереди застройки «Испанских кварталов» разработан архитектурным бюро ASADOV. В основе проекта – идея создания дружелюбной и открытой среды, которая сама по себе воспитывает и формирует личность ребенка.
Новая идентичность
Среди призеров конкурса на концепцию застройки бывшей промышленной территории в чешском городе Наход – российское бюро Leto architects. Представляем все три проекта-победителя.
Человек в большом городе
В проекте масштабного жилого комплекса архитекторы GAFA сделали акцент на двух видах общественного пространства: шумных улицах с кафе и магазинами – и максимально природном, визуально изолированном от города дворе. То и другое, работая на контрасте, должно сделать жизнь обитателей ЖК EVER насыщенной и разнообразной.
Энди Сноу: «Моя цель – соединить в архитектуре рациональное...
Английский архитектор Энди Сноу стал главным архитектором проектной компании GENPRO. Постройки Энди Сноу в Великобритании, выполненные в составе известных бюро, отмечены международными наградами. В России архитектор принимал участие в проектировании БЦ «Фабрика Станиславского», ЖК iLove и БЦ AFI2B на 2-й Брестской. Энди Сноу сравнил строительную ситуацию в России и Великобритании и поделился своим видением архитектурных перспектив России.
Живой рост
Масштабный жилой комплекс AFI PARK Воронцовский на юго-западе Москвы состоит из четырех башен, дома-пластины и здания детского сада. Причем пластика жилых домов – активна, они, как кажется, растут на глазах, реагируя на природное окружение, прежде всего открывая виды на соседний парк. А детский сад мил и лиричен, как сахарный домик.
Бюро Никола-Ленивец: «Мы не решаем проблемы, а раскрываем...
Иван Полисский и Юлия Бычкова, управляющие партнеры Бюро Никола-Ленивец – о том, какие проблемы решает социокультурное проектирование, как развивать территории с помощью искусства и почему нельзя в каждом регионе создать свой Никола-Ленивец.
Из кино в метро
Трансформация советского кинотеатра «Ереван» в Единый диспетчерский центр метрополитена: параметрические фасады, медиаэкраны и центр мониторинга в бывшем зрительном зале.
86 арок
В жилом комплексе Westbeat по проекту бюро Studioninedots на западе Амстердама обширный подиум вмещает многофункциональное общественное и коммерческое пространство для нужд жителей района.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
Модульный «Круг»
Комплекс The Circle по проекту бюро Riken Yamamoto & Field Shop в аэропорту Цюриха соединяет в себе, как в маленьком городе, офисы, магазины, клинику, отель и конференц-центр.
Стеклянный шар, золотой цилиндр
В Лос-Анджелесе завершено строительство музея Киноакадемии по проекту Ренцо Пьяно и его бюро RPBW: основой проекта стал универмаг в стиле ар деко. Открытие запланировано на эту осень.
Ценность подиума
В китайской штаб-квартире компании Schindler в Шанхае по проекту Neri&Hu проблема разобщенности производственных и офисных корпусов решена с помощью выразительного подиума.
Ажур и резьба
Жилой комплекс в Уфе с мостиком-эспланадой, разнообразными балконами и декором, имитирующим деревянные наличники. Дом отмечен Золотым знаком Зодчества-2020.
Фрагменты Тулузы
Новое здание школы экономики по проекту бюро Grafton продолжает богатые кирпичные традиции Тулузы, благодаря которым ее называют «Розовым городом».
Чтение на «ковре-самолете»
Историческая библиотека университета Граца получила «надстройку» с 20-метровым консольным выносом по проекту Atelier Thomas Pucher: там разместились читальные залы.
Масштаб 1:1
Пять разноплановых объектов бюро «А.Лен», снятых на квадрокоптер: что нового может рассказать съемка с высоты.
Сицилийские горизонты
Выбранный по итогам международного конкурса проект административного комплекса области Сицилия в Палермо задуман как ансамбль из дерева и стали с садом на шестом этаже.
Пресса: Модернизированная сельская идиллия: Джозеф Ганди...
В 1805 году британский архитектор Джозеф Майкл Ганди опубликовал две книги, «Проекты коттеджей, коттеджных ферм и других сельских построек» и «Сельский архитектор». Этот жанр — сборники проектов сельских домов — среди архитекторов уважением не пользуется, люди строили и сейчас строят такие дома без помощи архитектора. Немногие числят Ганди в истории архитектурной утопии, из недавно опубликованных назову прекрасную книгу Тессы Моррисон «Утопические города 1460–1900». Но, видимо, именно с Ганди начинается особая линия новоевропейской утопии — утопии сельской жизни