English version

Башня над площадью

Проект для самого маленького, но градостроительно важного участка «Садовых кварталов»: пластическое и знаковое завершение замысла.

mainImg
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
ЖК «Садовые кварталы»: пятый квартал
Россия, Москва, ул. Усачева, вл. 11, квартал 5

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: Скуратов С.А.
Авторы: Обвинцев В.А., Безверхий С.Д., Ухина К.У., Морозов С.С.

2015 — 2015
Проект квартала номер пять в составе «Садовых кварталов» Сергей Скуратов сделал в прошедшем 2015 году. Два жилых корпуса должны занять западный угол территории между вторым и третьим кварталами; первоначально этот участок был приблизительно в два раза крупнее и его планировали отдать офисным зданиям, но позднее, после 2008 года функцию решили изменить на жилую, и к тому же – не сносить небольшое здание пожарной части, вытянутое вдоль внешнего контура территории. Пятно застройки уменьшилось приблизительно вдвое и приобрело вытянутые очертания. Сейчас это самый маленький квартал комплекса, в три-четыре раза меньше остальных.

Но место – крайне важное в градостроительном отношении. Фактически это парадный вход в «Садовые кварталы», поскольку именно этот, западный угол обращен и к пешеходной тропе от станции метро «Спортивная», и к городской площади – площадке перед Усачёвским рынком. Сейчас площадь заставлена машинами, и между тем типологически это – торговая площадь, центр социальной жизни, да и рынок, перекрытый бетонным крылом парусного свода, не так-то прост в архитектурном отношении. Сергей Скуратов, автор концепции, дизайн кода, и более чем половины корпусов «Садовых кварталов», в своём проекте подчеркнул прежде всего градостроительное значение участка, его роль главного входа в новый комплекс.

Кроме того, ещё на уровне концепции в проект были заложены две уравновешивающие друг друга и оживляющие композицию диагональные оси, одна в четвертом квартале – направленная на юго-восток, другая в пятом – на юго-запад. Первая досталась Андрею Савину и бюро «А–Б», и на этом месте появился корпус, нарушивший часть дизайн-кода (в частности о преобладании кирпича), похожий на голову какого-то ртутного червяка, но крайне эффектный и своеобразный. Что усилило заложенную в концепции Сергея Скуратова антитезу Восток–Запад, мельком озвученную её автором ещё на уровне дизайн-кода. Теперь востоком стала ртутная «голова» – скульптурный объем Андрея Савина, горизонтальный, плотно-текущий в ту сторону, где «вниз по Волге Золотая Орда». Сергей Скуратов же ответил на данный пластический вызов башней, расположенной строго на западном углу территории и насыщенной западноевропейскими ассоциациями.
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы») © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»). Ситуационный план © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы») © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы») © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы») © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Башню, особенно при взгляде с площади Усачёвского рынка, хочется описать как средневековую torro, жилую башню влиятельного семейства, устроившуюся на границе рыночной campo какого-нибудь città – средневекового, но скорее итальянского и уже начинающего уважать и отстаивать себя города. Такие башни были распространены между XI и XIV веками на всей территории бывшей Римской империи от Испании и Флоренции до Малой Азии. Флоренция именно от них позднее перешла к палаццо. Кроме того, были предмостные башни и крепостные донжоны, чаще круглые и тоже предназначенные для защищённого житья. И башни-колокольни – одну из них, самую знаменитую, Пизанскую, Сергей Скуратов особо упоминает, рассказывая о проекте, поскольку ажурность придуманных архитектором фасадов, действительно, может напомнить её колоннады. В противовес текучей «голове» Андрея Савина башня Скуратова выглядит твердыней рациональной вертикали – ощетинившаяся контрфорсами, шершаво-кирпичная снаружи и солнечно-белая, как свет Тельпериона, внутри. Определённо, будучи реализована, эта отточенная метафора свела бы воедино множество нюансов и заострила бы смыслы. Было бы у «Садовых кварталов» две головы, одна на восток, другая на запад, что крайне символично само по себе.

Пластика «западной башни» – сдержанно-графичная, уравновешенная, и в то же время она наделена рядом секретов, которые делали бы увлекательным её рассматривание: в движении фасады должны были бы постоянно меняться.

Прежде всего это вовсе не круглая башня, а недлинный параллелепипед с отчётливо, циркульно скруглённым торцом. Цилиндром она кажется только из строго фронтальной позиции. Противоположный торец, обращённый к центру комплекса, срезан по прямой, но акцентирован эффектной консолью: пять его нижних этажей вырезаны на глубину нескольких метров. Потому что эта часть объема затенена и в ней нет смысла делать квартиры, – поясняет архитектор.
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы») © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы») © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Фасады скруглённой части и следующих за ней боковых стен – скорее кирпичные. Скорее – потому, что кирпичом (качественным клинкером Gent от Hagemaster, с легкой тоновой растяжкой и шершавостью) планировалось покрыть только внешние поверхности. Все толщины и просторные откосы должны быть ярко-белыми, и даже немного сверкающими в темноте – из «сплава камня и стекла» Stoneglass. Кажется, что на скосах, как на срезе яблока, мы видим кипенно-белую внутреннюю материю стен, что он белый внутри. Что разумеется не вполне так: все бетонные простенки одинаковой толщины, но к ним приставлены пустотелые короба, формирующие архитектурный рельеф: простенки скруглённой «башенной» части выступают сильнее и выглядят заострёнными из-за скосов, а переходя на боковые стены, они постепенно теряют толщину и становятся шире. При взгляде с юга башня покажется кирпичной, и если идти по Усачёвской улице на север, тон фасада будет плавно меняться, как градиент – от терракотового к белому и затем обратно к терракотовому, как страницы полураскрытой книги. Подвижный градиент, к тому же, служит переходом – цветовым «мостиком», между кирпичным корпусом на юге и светлыми фасадами третьего квартала на севере. На плане же они похожи на тракторный трек или на дисковую пилу, поскольку скосы асимметричны и устроены только с северной стороны. Надо ли говорить, что рельефные простенки-контрфорсы усиливают крепостные ассоциации без намека на буквализм. Данные намёком историческое ассоциации усилены ещё и тем, что отмостка вокруг башни немного заглублена, отсылая наблюдателя к воспоминанием о новгородских храмах в чаше вынутого вокруг них археологами культурного слоя – тот же приём Сергей Скуратов использовал для усиления контекстуального флёра в здании Арт Хауса в Тессинском переулке.
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»). План 3-5 этажей корпуса 5.1 © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Помимо образного смысла, откосы-«контрфорсы» практичны: изнутри они раскрывают квартирам максимум видов на Новодевичий монастырь и Воробьевы горы, улавливая максимум лучей вечернего солнца – чем, собственно, и обусловлено просчитанное направление плоскостей. Впрочем, тонкости не заканчиваются на рисунке толщин и направлений: окна также последовательно расширяются снизу вверх, а простенки сужаются, визуально облегчая объём и играя с перспективой.

Противоположный торец-консоль развивает заданную тему: он вертикально срезан, совершенно стеклянный и обрамлён тонкой белой рамкой-«телевизором». Что поддерживает первоначальную убежденность наблюдателя в том, что стены дома внутри белые, но при этом как будто бы ещё и демонстрирует пустоту оболочки, обозначая некоторую театральность, сценическую суть метафоры в разговоре со зрителем. Кроме того, стеклянный витраж не оставляет сомнений в имманентной современности архитектуры Сергея Скуратова, что для её автора, при всей его любви к диалогу к контекстом и «литературе», важно.
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы») © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Первая башня-доминанта спроектирована более высокой, чем записано в дизайн-коде «Садовых кварталов» – семнадцать этажей. Вторая же башня строго следует правилам, здесь этажей двенадцать. Она вытянута вдоль бульвара, продолжающего путь от станции «Спортивная», и отделяющего пятый квартал от второго. Архитектура второй башни вторит главной соседке, но она несколько более сдержанна. Торцевые плоскости впрочем, покрыты похожей на штрабу шубой из рельефно выступающих кирпичей, расставленных в шахматном порядке, что делает светотень особенно фактурной. Откосы окон – кирпичные и гладкие, в их кладке даже планировалось разбросать некоторое количество стеклянисто поблескивающих, как нитки люрекса, вставок. Рельефная поверхность открыта среде и образно, поскольку стена оказывается как будто гигроскопичной, пористой; и по смыслу, так как всё похожее на штрабу говорит глазу о том, что от стены либо что-то отломано, либо она ждёт пристройки. Торцы башни, таким образом, «тянутся» в стороны, стремясь врасти в общий хоровод зданий; а оконные откосы, напротив, обозначают себя как оформленные пустоты. Протяжённые стены второй башни – стеклянные «телевизоры», и при взгляде от «Спортивной» она читается как подобие гигантского портала. Если ещё немного домыслить, то в пятом квартале в проекте Сергея Скуратова можно увидеть абрис городских ворот и башню при них, что в «литературном» отношении вполне логично для главного входа в комплекс.
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы») © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы») © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы») © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Оба корпуса поставлены на стилобат, чья высота вырастает до двух этажей по мере понижения рельефа «Садовых кварталов» к центральной части территории, где, как известно, находится пруд. Фасады стилобата, обращённые, в основном, ко внутренней части комплекса – такие же, как у витражной части башен: стеклянные с лёгкой разгранкой белыми вертикальными ламелями. В стилобате с южной стороны и вдоль бульвара, по которому люди пойдут от метро домой, планировался детский сад с прогулочной площадкой на кровле; там же расположилась рампа въезда в парковку, отделённая стеной вьющихся растений. Вдоль северного фасада должны были разместиться магазины, кафе и прочие «общественные функции», превращающие глубокий раструб второго, треугольного в плане бульвара в городскую площадь – окультуренную в пандан рыночной площади напротив, которая тоже, возможно, когда-нибудь дождётся своего урбаниста.
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы») © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Треугольная площадь, по справедливому утверждению Сергея Скуратова, должна была «затягивать» прохожих в раструб перспективно сужающегося общественного пространства. Интригу усложняет двухъярусность: как уже говорилось, преобразованный рельеф всего жилого комплекса ощутимо, местами – на два этажа понижается к пруду в центре его территории. На участке пятого квартала перепад очень ощутим, поэтому стилобат снабжен пандусами и пешеходными мостиками, соединяющими его со вторым и с третьим кварталами, как минимум для того, чтобы удобно водить детей в школу. Вообще говоря, навесные мостики – фирменный прием «Садовых кварталов», они здесь повсюду. Вдоль треугольной площади и в её конечной суженной части появляется также и несколько маршей лестниц, ведущих к нижнему ярусу стилобата. Входы в магазины предусмотрены и на первом, и на втором этаже – пространство треугольного бульвара получается сложносочинённым, его части по-разному интерпретируют перепад рельефа.
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы») © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы») © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы») © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы») © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы») © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы») © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Как видим, проект выдерживает рассмотрение на разных уровнях – от увлекательного многоуровневого устройства пешеходных пространств и разнообразных функций в нижних уровнях до детализации фасадов, пластических акцентов и смысловой «литературной» части замысла. Сергей Скуратов сделал пятый квартал во многих отношениях ключевым входом в жилой комплекс, о котором уже лет восемь говорят, что он – пример нового для Москвы подхода к городскому пространству и архитектурным решениям в элитном жилье. Между тем в процессе работы над концепцией в момент, близкий к завершению, неожиданно выяснилось, что проект участвует в тендере с одним-единственным соперником. Далее заказчик (компания «Интеко») предпочёл концепцию другой компании. Так что судя по всему описанный проект реализован не будет, что печально, поскольку он мог бы стать не только логичным завершением авторского замысла, но и удачным градостроительным акцентом, способным украсить собой часть элитного московского района Хамовники.
 
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»). Транспортная схема © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»). Генеральный план © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»). Схема инсоляции © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»). Схема инсоляции квартир © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»). Схема инсоляции ДОУ © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»). Схема инсоляции групповых площадок ДОУ © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»). Схема подземной парковки © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»). План подземной парковки © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»). Первый уровень стилобата © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»). План уровня входных зон © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»). План 3 этажа корпуса 5.1 © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»). План 7-16 этажей корпуса 5.1 © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»). План 17 этажа корпуса 5.1 © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»). План 1 уровня корпуса 5.2 © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»). План 2 уровня корпуса 5.2 © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»). План 3 этажа корпуса 5.2 © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»). План 6 этажа корпуса 5.2 © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»). План 12-14 этажей корпуса 5.2 © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»). Разрез © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»). Разрез © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
ЖК «Садовые кварталы»: пятый квартал
Россия, Москва, ул. Усачева, вл. 11, квартал 5

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: Скуратов С.А.
Авторы: Обвинцев В.А., Безверхий С.Д., Ухина К.У., Морозов С.С.

2015 — 2015

08 Февраля 2016

Сергей Скуратов ARCHITECTS: другие проекты
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Тень от гвоздя
ЖК «Резиденции композиторов» построен по проекту Сергея Скуратова, который в 2011 году выиграл международный конкурс. Началось с поиска образа и отсечения лишнего, затем с реализации узнаваемой скуратовской архитектуры. А закончилось сносом корпусов фабрики Шлихтермана, сохранение которых было утверждено вместе с проектом всеми ведомствами. История кажется поучительной и важной для понимания истории всех 11 лет, на протяжении которых проектировали и строили комплекс.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Тонкая материя
Дом Медный 3.14 составлен из двух фактур, каждая из которых по-своему похожа на драгоценную ткань, и из трех корпусов, каждый из которых смотрит на одну из сторон света. Архитектура дома впитывает нюансы контекста, суммирует их и превращает в цельное ритмичное построение. Рассматриваем новый, только что завершенный дом Сергея Скуратова на Донской улице.
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
Дворы и башни: самарский эксперимент
Конкурсный проект «Самара Арена Парка», предложенный Сергеем Скуратовым, занял на конкурсе 2 место. Его суть – эксперимент с типологией жилых домов, галерейных и коридорных планировок кварталов в сочетании с башнями – наряду с чуткостью реакции на окружение и стремлением создать внутри комплекса полноценное пространство мини-города с градиентом ощущений и значительным набором функций.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
В пространстве парка Победы
В проекте жилого комплекса, который строится сейчас рядом с парком Поклонной горы по проекту Сергея Скуратова, многофункциональный стилобат превращен в сложносочиненное городское пространство с интригующими подходами-спусками, берущими на себя роль мини-площадей. Архитектура жилых корпусов реагирует на соседство Парка Победы: с одной стороны, «растворяясь в воздухе», а с другой – поддерживая мемориальный комплекс ритмически и цветом.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Отражая солнце
Дом Сергея Скуратова в Николоворобинском срежиссирован до мелких нюансов. Он адаптирует три исторических фасада, интерпретирует ощущение сложного города, составленного из множества наслоений, – и ловит солнце, от восточного до западного.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Архсовет Москвы – 59
Архитектурный совет рассмотрел два крупных проекта: МФК на Киевской улице ТПО «Резерв», апартаменты с обширным подземным торговым пространством, и жилые башни Сергея Скуратова в Сетуньском проезде. Оба проекта приняты.
Долгожданная интервенция
В своей новой постройке Сергей Скуратов развивает тему баланса статики и динамики, продолжает эксперименты с кирпичными фасадами, апробирует новые элементы жилой архитектуры, но главное – решает накопившиеся градостроительные проблемы крупного фрагмента городской застройки.
Качество vs количество
Круглый стол «Погоня за радугой» на фестивале «Зодчество» стал заключительной чертой в обсуждении проблем архитектурного качества. Дискуссия сфокусировалась на вопросах профессиональной этики, ответственности архитектора и особенностях российской ментальности.
Сергей Скуратов: «Архитектура – как любовь»
О различии категорий качества и несовершенства, кайфе от архитектуры, везении конца девяностых, необходимости бороться за свой замысел, но и привлекать консультантов на самой ранней стадии работы – в интервью Сергея Скуратова для проекта «Эталон качества».
Похожие статьи
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Квартиры в деревне
Жилой комплекс по проекту Karnet architekti на западе Чехии учитывает свое расположение в деревне и контекст бывшей промзоны.
В оттенках зеленого
Бюро Tsing-Tien Making реконструировало дом просветителя Чжан Тайяня в Сучжоу, превратив его в культурный центр и книжный магазин «Гу У Сюань». В отделке использовали три изысканных оттенка: пепельно-зеленый, нефритовый и яркий фруктовый зеленый.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Города Ленобласти: часть I
Центр компетенций Ленинградской области за несколько лет существования успел помочь сотням городов и поселений улучшить среду, повысть качество жизни, привлечь туристов и инвестиции. Мы попросили центр выбрать наиболее важные проекты и рассказать о них. В первой подборке – Ивангород, Новая Ладога, Шлиссельбург и Павлово.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.