English version

Башня над площадью

Проект для самого маленького, но градостроительно важного участка «Садовых кварталов»: пластическое и знаковое завершение замысла.

mainImg
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
ЖК «Садовые кварталы»: пятый квартал
Россия, Москва, ул. Усачева, вл. 11, квартал 5

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: Скуратов С.А.
Авторы: Обвинцев В.А., Безверхий С.Д., Ухина К.У., Морозов С.С.

2015 — 2015
Проект квартала номер пять в составе «Садовых кварталов» Сергей Скуратов сделал в прошедшем 2015 году. Два жилых корпуса должны занять западный угол территории между вторым и третьим кварталами; первоначально этот участок был приблизительно в два раза крупнее и его планировали отдать офисным зданиям, но позднее, после 2008 года функцию решили изменить на жилую, и к тому же – не сносить небольшое здание пожарной части, вытянутое вдоль внешнего контура территории. Пятно застройки уменьшилось приблизительно вдвое и приобрело вытянутые очертания. Сейчас это самый маленький квартал комплекса, в три-четыре раза меньше остальных.

Но место – крайне важное в градостроительном отношении. Фактически это парадный вход в «Садовые кварталы», поскольку именно этот, западный угол обращен и к пешеходной тропе от станции метро «Спортивная», и к городской площади – площадке перед Усачёвским рынком. Сейчас площадь заставлена машинами, и между тем типологически это – торговая площадь, центр социальной жизни, да и рынок, перекрытый бетонным крылом парусного свода, не так-то прост в архитектурном отношении. Сергей Скуратов, автор концепции, дизайн кода, и более чем половины корпусов «Садовых кварталов», в своём проекте подчеркнул прежде всего градостроительное значение участка, его роль главного входа в новый комплекс.

Кроме того, ещё на уровне концепции в проект были заложены две уравновешивающие друг друга и оживляющие композицию диагональные оси, одна в четвертом квартале – направленная на юго-восток, другая в пятом – на юго-запад. Первая досталась Андрею Савину и бюро «А–Б», и на этом месте появился корпус, нарушивший часть дизайн-кода (в частности о преобладании кирпича), похожий на голову какого-то ртутного червяка, но крайне эффектный и своеобразный. Что усилило заложенную в концепции Сергея Скуратова антитезу Восток–Запад, мельком озвученную её автором ещё на уровне дизайн-кода. Теперь востоком стала ртутная «голова» – скульптурный объем Андрея Савина, горизонтальный, плотно-текущий в ту сторону, где «вниз по Волге Золотая Орда». Сергей Скуратов же ответил на данный пластический вызов башней, расположенной строго на западном углу территории и насыщенной западноевропейскими ассоциациями.
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы») © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»). Ситуационный план © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы») © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы») © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы») © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Башню, особенно при взгляде с площади Усачёвского рынка, хочется описать как средневековую torro, жилую башню влиятельного семейства, устроившуюся на границе рыночной campo какого-нибудь città – средневекового, но скорее итальянского и уже начинающего уважать и отстаивать себя города. Такие башни были распространены между XI и XIV веками на всей территории бывшей Римской империи от Испании и Флоренции до Малой Азии. Флоренция именно от них позднее перешла к палаццо. Кроме того, были предмостные башни и крепостные донжоны, чаще круглые и тоже предназначенные для защищённого житья. И башни-колокольни – одну из них, самую знаменитую, Пизанскую, Сергей Скуратов особо упоминает, рассказывая о проекте, поскольку ажурность придуманных архитектором фасадов, действительно, может напомнить её колоннады. В противовес текучей «голове» Андрея Савина башня Скуратова выглядит твердыней рациональной вертикали – ощетинившаяся контрфорсами, шершаво-кирпичная снаружи и солнечно-белая, как свет Тельпериона, внутри. Определённо, будучи реализована, эта отточенная метафора свела бы воедино множество нюансов и заострила бы смыслы. Было бы у «Садовых кварталов» две головы, одна на восток, другая на запад, что крайне символично само по себе.

Пластика «западной башни» – сдержанно-графичная, уравновешенная, и в то же время она наделена рядом секретов, которые делали бы увлекательным её рассматривание: в движении фасады должны были бы постоянно меняться.

Прежде всего это вовсе не круглая башня, а недлинный параллелепипед с отчётливо, циркульно скруглённым торцом. Цилиндром она кажется только из строго фронтальной позиции. Противоположный торец, обращённый к центру комплекса, срезан по прямой, но акцентирован эффектной консолью: пять его нижних этажей вырезаны на глубину нескольких метров. Потому что эта часть объема затенена и в ней нет смысла делать квартиры, – поясняет архитектор.
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы») © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы») © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Фасады скруглённой части и следующих за ней боковых стен – скорее кирпичные. Скорее – потому, что кирпичом (качественным клинкером Gent от Hagemaster, с легкой тоновой растяжкой и шершавостью) планировалось покрыть только внешние поверхности. Все толщины и просторные откосы должны быть ярко-белыми, и даже немного сверкающими в темноте – из «сплава камня и стекла» Stoneglass. Кажется, что на скосах, как на срезе яблока, мы видим кипенно-белую внутреннюю материю стен, что он белый внутри. Что разумеется не вполне так: все бетонные простенки одинаковой толщины, но к ним приставлены пустотелые короба, формирующие архитектурный рельеф: простенки скруглённой «башенной» части выступают сильнее и выглядят заострёнными из-за скосов, а переходя на боковые стены, они постепенно теряют толщину и становятся шире. При взгляде с юга башня покажется кирпичной, и если идти по Усачёвской улице на север, тон фасада будет плавно меняться, как градиент – от терракотового к белому и затем обратно к терракотовому, как страницы полураскрытой книги. Подвижный градиент, к тому же, служит переходом – цветовым «мостиком», между кирпичным корпусом на юге и светлыми фасадами третьего квартала на севере. На плане же они похожи на тракторный трек или на дисковую пилу, поскольку скосы асимметричны и устроены только с северной стороны. Надо ли говорить, что рельефные простенки-контрфорсы усиливают крепостные ассоциации без намека на буквализм. Данные намёком историческое ассоциации усилены ещё и тем, что отмостка вокруг башни немного заглублена, отсылая наблюдателя к воспоминанием о новгородских храмах в чаше вынутого вокруг них археологами культурного слоя – тот же приём Сергей Скуратов использовал для усиления контекстуального флёра в здании Арт Хауса в Тессинском переулке.
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»). План 3-5 этажей корпуса 5.1 © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Помимо образного смысла, откосы-«контрфорсы» практичны: изнутри они раскрывают квартирам максимум видов на Новодевичий монастырь и Воробьевы горы, улавливая максимум лучей вечернего солнца – чем, собственно, и обусловлено просчитанное направление плоскостей. Впрочем, тонкости не заканчиваются на рисунке толщин и направлений: окна также последовательно расширяются снизу вверх, а простенки сужаются, визуально облегчая объём и играя с перспективой.

Противоположный торец-консоль развивает заданную тему: он вертикально срезан, совершенно стеклянный и обрамлён тонкой белой рамкой-«телевизором». Что поддерживает первоначальную убежденность наблюдателя в том, что стены дома внутри белые, но при этом как будто бы ещё и демонстрирует пустоту оболочки, обозначая некоторую театральность, сценическую суть метафоры в разговоре со зрителем. Кроме того, стеклянный витраж не оставляет сомнений в имманентной современности архитектуры Сергея Скуратова, что для её автора, при всей его любви к диалогу к контекстом и «литературе», важно.
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы») © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Первая башня-доминанта спроектирована более высокой, чем записано в дизайн-коде «Садовых кварталов» – семнадцать этажей. Вторая же башня строго следует правилам, здесь этажей двенадцать. Она вытянута вдоль бульвара, продолжающего путь от станции «Спортивная», и отделяющего пятый квартал от второго. Архитектура второй башни вторит главной соседке, но она несколько более сдержанна. Торцевые плоскости впрочем, покрыты похожей на штрабу шубой из рельефно выступающих кирпичей, расставленных в шахматном порядке, что делает светотень особенно фактурной. Откосы окон – кирпичные и гладкие, в их кладке даже планировалось разбросать некоторое количество стеклянисто поблескивающих, как нитки люрекса, вставок. Рельефная поверхность открыта среде и образно, поскольку стена оказывается как будто гигроскопичной, пористой; и по смыслу, так как всё похожее на штрабу говорит глазу о том, что от стены либо что-то отломано, либо она ждёт пристройки. Торцы башни, таким образом, «тянутся» в стороны, стремясь врасти в общий хоровод зданий; а оконные откосы, напротив, обозначают себя как оформленные пустоты. Протяжённые стены второй башни – стеклянные «телевизоры», и при взгляде от «Спортивной» она читается как подобие гигантского портала. Если ещё немного домыслить, то в пятом квартале в проекте Сергея Скуратова можно увидеть абрис городских ворот и башню при них, что в «литературном» отношении вполне логично для главного входа в комплекс.
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы») © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы») © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы») © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Оба корпуса поставлены на стилобат, чья высота вырастает до двух этажей по мере понижения рельефа «Садовых кварталов» к центральной части территории, где, как известно, находится пруд. Фасады стилобата, обращённые, в основном, ко внутренней части комплекса – такие же, как у витражной части башен: стеклянные с лёгкой разгранкой белыми вертикальными ламелями. В стилобате с южной стороны и вдоль бульвара, по которому люди пойдут от метро домой, планировался детский сад с прогулочной площадкой на кровле; там же расположилась рампа въезда в парковку, отделённая стеной вьющихся растений. Вдоль северного фасада должны были разместиться магазины, кафе и прочие «общественные функции», превращающие глубокий раструб второго, треугольного в плане бульвара в городскую площадь – окультуренную в пандан рыночной площади напротив, которая тоже, возможно, когда-нибудь дождётся своего урбаниста.
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы») © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Треугольная площадь, по справедливому утверждению Сергея Скуратова, должна была «затягивать» прохожих в раструб перспективно сужающегося общественного пространства. Интригу усложняет двухъярусность: как уже говорилось, преобразованный рельеф всего жилого комплекса ощутимо, местами – на два этажа понижается к пруду в центре его территории. На участке пятого квартала перепад очень ощутим, поэтому стилобат снабжен пандусами и пешеходными мостиками, соединяющими его со вторым и с третьим кварталами, как минимум для того, чтобы удобно водить детей в школу. Вообще говоря, навесные мостики – фирменный прием «Садовых кварталов», они здесь повсюду. Вдоль треугольной площади и в её конечной суженной части появляется также и несколько маршей лестниц, ведущих к нижнему ярусу стилобата. Входы в магазины предусмотрены и на первом, и на втором этаже – пространство треугольного бульвара получается сложносочинённым, его части по-разному интерпретируют перепад рельефа.
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы») © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы») © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы») © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы») © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы») © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы») © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Как видим, проект выдерживает рассмотрение на разных уровнях – от увлекательного многоуровневого устройства пешеходных пространств и разнообразных функций в нижних уровнях до детализации фасадов, пластических акцентов и смысловой «литературной» части замысла. Сергей Скуратов сделал пятый квартал во многих отношениях ключевым входом в жилой комплекс, о котором уже лет восемь говорят, что он – пример нового для Москвы подхода к городскому пространству и архитектурным решениям в элитном жилье. Между тем в процессе работы над концепцией в момент, близкий к завершению, неожиданно выяснилось, что проект участвует в тендере с одним-единственным соперником. Далее заказчик (компания «Интеко») предпочёл концепцию другой компании. Так что судя по всему описанный проект реализован не будет, что печально, поскольку он мог бы стать не только логичным завершением авторского замысла, но и удачным градостроительным акцентом, способным украсить собой часть элитного московского района Хамовники.
 
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»). Транспортная схема © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»). Генеральный план © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»). Схема инсоляции © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»). Схема инсоляции квартир © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»). Схема инсоляции ДОУ © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»). Схема инсоляции групповых площадок ДОУ © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»). Схема подземной парковки © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»). План подземной парковки © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»). Первый уровень стилобата © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»). План уровня входных зон © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»). План 3 этажа корпуса 5.1 © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»). План 7-16 этажей корпуса 5.1 © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»). План 17 этажа корпуса 5.1 © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»). План 1 уровня корпуса 5.2 © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»). План 2 уровня корпуса 5.2 © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»). План 3 этажа корпуса 5.2 © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»). План 6 этажа корпуса 5.2 © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»). План 12-14 этажей корпуса 5.2 © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»). Разрез © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»). Разрез © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
ЖК «Садовые кварталы»: пятый квартал
Россия, Москва, ул. Усачева, вл. 11, квартал 5

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: Скуратов С.А.
Авторы: Обвинцев В.А., Безверхий С.Д., Ухина К.У., Морозов С.С.

2015 — 2015

08 Февраля 2016

Сергей Скуратов ARCHITECTS: другие проекты
Первая московская
«Качество образования во многом зависит от качества образовательной среды» – этот постулат последнего десятилетия Сергей Скуратов реализовал в проекте Первой московской гимназии на Ростовской набережной в Хамовниках. Здание легко встраивается в непростое городское окружение, откликаясь и на пешеходный поток горожан, и на тихий переулок; умело использует перепад высот; учитывает современные тенденции работы с образовательными пространствами. Рассматриваем.
Domus Aurea
Рассматриваем дом Тессинский-1 Сергея Скуратова, завершенный в 2023 году. Расположенный в середине района Серебрянической набережной, на пересечении ее основных улиц, он берет на себя некую «узловую» роль: не только реагирует на все вокруг и не только сохраняет внутри себя много воспоминаний о заводе ЭМА, но сплетает это все в некий по-новому срежиссированный узор, примиряя яркое «золото» и темный кирпич, не в малой степени – с помощью нового, современно-архаичного кирпича Columba, который, если подумать, и есть тут самый драгоценный элемент.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Тень от гвоздя
ЖК «Резиденции композиторов» построен по проекту Сергея Скуратова, который в 2011 году выиграл международный конкурс. Началось с поиска образа и отсечения лишнего, затем с реализации узнаваемой скуратовской архитектуры. А закончилось сносом корпусов фабрики Шлихтермана, сохранение которых было утверждено вместе с проектом всеми ведомствами. История кажется поучительной и важной для понимания истории всех 11 лет, на протяжении которых проектировали и строили комплекс.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Тонкая материя
Дом Медный 3.14 составлен из двух фактур, каждая из которых по-своему похожа на драгоценную ткань, и из трех корпусов, каждый из которых смотрит на одну из сторон света. Архитектура дома впитывает нюансы контекста, суммирует их и превращает в цельное ритмичное построение. Рассматриваем новый, только что завершенный дом Сергея Скуратова на Донской улице.
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
Дворы и башни: самарский эксперимент
Конкурсный проект «Самара Арена Парка», предложенный Сергеем Скуратовым, занял на конкурсе 2 место. Его суть – эксперимент с типологией жилых домов, галерейных и коридорных планировок кварталов в сочетании с башнями – наряду с чуткостью реакции на окружение и стремлением создать внутри комплекса полноценное пространство мини-города с градиентом ощущений и значительным набором функций.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
В пространстве парка Победы
В проекте жилого комплекса, который строится сейчас рядом с парком Поклонной горы по проекту Сергея Скуратова, многофункциональный стилобат превращен в сложносочиненное городское пространство с интригующими подходами-спусками, берущими на себя роль мини-площадей. Архитектура жилых корпусов реагирует на соседство Парка Победы: с одной стороны, «растворяясь в воздухе», а с другой – поддерживая мемориальный комплекс ритмически и цветом.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Отражая солнце
Дом Сергея Скуратова в Николоворобинском срежиссирован до мелких нюансов. Он адаптирует три исторических фасада, интерпретирует ощущение сложного города, составленного из множества наслоений, – и ловит солнце, от восточного до западного.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Архсовет Москвы – 59
Архитектурный совет рассмотрел два крупных проекта: МФК на Киевской улице ТПО «Резерв», апартаменты с обширным подземным торговым пространством, и жилые башни Сергея Скуратова в Сетуньском проезде. Оба проекта приняты.
Долгожданная интервенция
В своей новой постройке Сергей Скуратов развивает тему баланса статики и динамики, продолжает эксперименты с кирпичными фасадами, апробирует новые элементы жилой архитектуры, но главное – решает накопившиеся градостроительные проблемы крупного фрагмента городской застройки.
Похожие статьи
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Очередная революция
Здание нового сеульского Музея робототехники и искусственного интеллекта по проекту турецкого бюро Melike Altınışık Architects по сути и по образу стало его самым крупным экспонатом.
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Город в миниатюре
Новая детская больница по проекту Herzog & de Meuron в Цюрихе реализована как функциональная и одновременно гуманная и разнообразная среда, поддерживающая пациентов и врачей.
Кирпич в динамике
Ажурный фасад из кирпича защищает офисное здание в Хошимине по проекту местного бюро Tropical Space от солнца; часть его панелей можно раскрывать как ставни.
Ветряные арки и солнечные дымоходы
Zaha Hadid Architects представили проект Международного научно-исследовательского центра имени Алишера Навои для района Новый Ташкент, который увеличит площадь столицы Узбекистана на 25 тыс. га.
Трепещущий пик
Для арт-центра Sun River в китайском Ваньнине бюро Wutopia Lab «насыпало» три горы и «разлило» море. В качестве литературной основы концепции выбрали «Волшебную гору» Томаса Манна.
Под сенью деревянных перекрытий
Новый вокзал для городов Эде и Вагенинген в центре Нидерландов вдохновлен окрестными лесами; здесь нашлось место даже для сверчков и летучих мышей. Авторы проекта – Mecanoo и Royal HaskoningDHV.
От гайки до цеха
Датское бюро Cobe представило проект превращения Таллинского машиностроительного завода в район смешанной застройки; в трех центральных цехах расположится центр инноваций.
Недра земли, потоки воды
В районе Малой Охты по проекту Степана Липгарта построен дом Akzent. Он имеет классическую трехчастную структуру и при этом, что называется, нарисован от руки: фасады отличаются друг от друга как пластикой, так и разнообразными деталями, не все из которых открываются с первого взгляда. Рассказываем о контексте и вместе с архитектором разбираемся в том, как создавалась форма.
В городском лесу
В Лиссабоне открылся после реконструкции Центр современного искусства Гульбенкяна. За проект отвечал Кэнго Кума: это первая работа японского мэтра в Португалии.
Перемена функций
В бывшей меннонитской церкви 1950-х в Роттердаме открылся центр для занятий и выступлений юных музыкантов. Реконструкцией занималось бюро Powerhouse Company.
В черепичном ажуре
Частный дом в городе Фули недалеко от Ханоя по проекту H&P Architects защищен от солнца проницаемой «шторой» из традиционной черепицы.
А где воланчик?
Бюро MVRDV выиграло конкурс на проект спортивного парка в Шэньчжэне. Главная арена здесь получит крышу в форме гигантской ракетки для бадминтона.
Планы «мельницей»
В Сан-Паулу завершено строительство жилого комплекса из двух башен по проекту UNStudio. Каждая квартира выходит здесь сразу на три стороны.
Технологии и материалы
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Сейчас на главной
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.