English version

Башня над площадью

Проект для самого маленького, но градостроительно важного участка «Садовых кварталов»: пластическое и знаковое завершение замысла.

mainImg
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
ЖК «Садовые кварталы»: пятый квартал
Россия, Москва, ул. Усачева, вл. 11, квартал 5

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: Скуратов С.А.
Авторы: Обвинцев В.А., Безверхий С.Д., Ухина К.У., Морозов С.С.

2015 — 2015
Проект квартала номер пять в составе «Садовых кварталов» Сергей Скуратов сделал в прошедшем 2015 году. Два жилых корпуса должны занять западный угол территории между вторым и третьим кварталами; первоначально этот участок был приблизительно в два раза крупнее и его планировали отдать офисным зданиям, но позднее, после 2008 года функцию решили изменить на жилую, и к тому же – не сносить небольшое здание пожарной части, вытянутое вдоль внешнего контура территории. Пятно застройки уменьшилось приблизительно вдвое и приобрело вытянутые очертания. Сейчас это самый маленький квартал комплекса, в три-четыре раза меньше остальных.

Но место – крайне важное в градостроительном отношении. Фактически это парадный вход в «Садовые кварталы», поскольку именно этот, западный угол обращен и к пешеходной тропе от станции метро «Спортивная», и к городской площади – площадке перед Усачёвским рынком. Сейчас площадь заставлена машинами, и между тем типологически это – торговая площадь, центр социальной жизни, да и рынок, перекрытый бетонным крылом парусного свода, не так-то прост в архитектурном отношении. Сергей Скуратов, автор концепции, дизайн кода, и более чем половины корпусов «Садовых кварталов», в своём проекте подчеркнул прежде всего градостроительное значение участка, его роль главного входа в новый комплекс.

Кроме того, ещё на уровне концепции в проект были заложены две уравновешивающие друг друга и оживляющие композицию диагональные оси, одна в четвертом квартале – направленная на юго-восток, другая в пятом – на юго-запад. Первая досталась Андрею Савину и бюро «А–Б», и на этом месте появился корпус, нарушивший часть дизайн-кода (в частности о преобладании кирпича), похожий на голову какого-то ртутного червяка, но крайне эффектный и своеобразный. Что усилило заложенную в концепции Сергея Скуратова антитезу Восток–Запад, мельком озвученную её автором ещё на уровне дизайн-кода. Теперь востоком стала ртутная «голова» – скульптурный объем Андрея Савина, горизонтальный, плотно-текущий в ту сторону, где «вниз по Волге Золотая Орда». Сергей Скуратов же ответил на данный пластический вызов башней, расположенной строго на западном углу территории и насыщенной западноевропейскими ассоциациями.
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»)
© Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»). Ситуационный план © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы») © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы») © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы») © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Башню, особенно при взгляде с площади Усачёвского рынка, хочется описать как средневековую torro, жилую башню влиятельного семейства, устроившуюся на границе рыночной campo какого-нибудь città – средневекового, но скорее итальянского и уже начинающего уважать и отстаивать себя города. Такие башни были распространены между XI и XIV веками на всей территории бывшей Римской империи от Испании и Флоренции до Малой Азии. Флоренция именно от них позднее перешла к палаццо. Кроме того, были предмостные башни и крепостные донжоны, чаще круглые и тоже предназначенные для защищённого житья. И башни-колокольни – одну из них, самую знаменитую, Пизанскую, Сергей Скуратов особо упоминает, рассказывая о проекте, поскольку ажурность придуманных архитектором фасадов, действительно, может напомнить её колоннады. В противовес текучей «голове» Андрея Савина башня Скуратова выглядит твердыней рациональной вертикали – ощетинившаяся контрфорсами, шершаво-кирпичная снаружи и солнечно-белая, как свет Тельпериона, внутри. Определённо, будучи реализована, эта отточенная метафора свела бы воедино множество нюансов и заострила бы смыслы. Было бы у «Садовых кварталов» две головы, одна на восток, другая на запад, что крайне символично само по себе.

Пластика «западной башни» – сдержанно-графичная, уравновешенная, и в то же время она наделена рядом секретов, которые делали бы увлекательным её рассматривание: в движении фасады должны были бы постоянно меняться.

Прежде всего это вовсе не круглая башня, а недлинный параллелепипед с отчётливо, циркульно скруглённым торцом. Цилиндром она кажется только из строго фронтальной позиции. Противоположный торец, обращённый к центру комплекса, срезан по прямой, но акцентирован эффектной консолью: пять его нижних этажей вырезаны на глубину нескольких метров. Потому что эта часть объема затенена и в ней нет смысла делать квартиры, – поясняет архитектор.
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы») © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы») © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Фасады скруглённой части и следующих за ней боковых стен – скорее кирпичные. Скорее – потому, что кирпичом (качественным клинкером Gent от Hagemaster, с легкой тоновой растяжкой и шершавостью) планировалось покрыть только внешние поверхности. Все толщины и просторные откосы должны быть ярко-белыми, и даже немного сверкающими в темноте – из «сплава камня и стекла» Stoneglass. Кажется, что на скосах, как на срезе яблока, мы видим кипенно-белую внутреннюю материю стен, что он белый внутри. Что разумеется не вполне так: все бетонные простенки одинаковой толщины, но к ним приставлены пустотелые короба, формирующие архитектурный рельеф: простенки скруглённой «башенной» части выступают сильнее и выглядят заострёнными из-за скосов, а переходя на боковые стены, они постепенно теряют толщину и становятся шире. При взгляде с юга башня покажется кирпичной, и если идти по Усачёвской улице на север, тон фасада будет плавно меняться, как градиент – от терракотового к белому и затем обратно к терракотовому, как страницы полураскрытой книги. Подвижный градиент, к тому же, служит переходом – цветовым «мостиком», между кирпичным корпусом на юге и светлыми фасадами третьего квартала на севере. На плане же они похожи на тракторный трек или на дисковую пилу, поскольку скосы асимметричны и устроены только с северной стороны. Надо ли говорить, что рельефные простенки-контрфорсы усиливают крепостные ассоциации без намека на буквализм. Данные намёком историческое ассоциации усилены ещё и тем, что отмостка вокруг башни немного заглублена, отсылая наблюдателя к воспоминанием о новгородских храмах в чаше вынутого вокруг них археологами культурного слоя – тот же приём Сергей Скуратов использовал для усиления контекстуального флёра в здании Арт Хауса в Тессинском переулке.
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»). План 3-5 этажей корпуса 5.1 © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Помимо образного смысла, откосы-«контрфорсы» практичны: изнутри они раскрывают квартирам максимум видов на Новодевичий монастырь и Воробьевы горы, улавливая максимум лучей вечернего солнца – чем, собственно, и обусловлено просчитанное направление плоскостей. Впрочем, тонкости не заканчиваются на рисунке толщин и направлений: окна также последовательно расширяются снизу вверх, а простенки сужаются, визуально облегчая объём и играя с перспективой.

Противоположный торец-консоль развивает заданную тему: он вертикально срезан, совершенно стеклянный и обрамлён тонкой белой рамкой-«телевизором». Что поддерживает первоначальную убежденность наблюдателя в том, что стены дома внутри белые, но при этом как будто бы ещё и демонстрирует пустоту оболочки, обозначая некоторую театральность, сценическую суть метафоры в разговоре со зрителем. Кроме того, стеклянный витраж не оставляет сомнений в имманентной современности архитектуры Сергея Скуратова, что для её автора, при всей его любви к диалогу к контекстом и «литературе», важно.
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы») © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Первая башня-доминанта спроектирована более высокой, чем записано в дизайн-коде «Садовых кварталов» – семнадцать этажей. Вторая же башня строго следует правилам, здесь этажей двенадцать. Она вытянута вдоль бульвара, продолжающего путь от станции «Спортивная», и отделяющего пятый квартал от второго. Архитектура второй башни вторит главной соседке, но она несколько более сдержанна. Торцевые плоскости впрочем, покрыты похожей на штрабу шубой из рельефно выступающих кирпичей, расставленных в шахматном порядке, что делает светотень особенно фактурной. Откосы окон – кирпичные и гладкие, в их кладке даже планировалось разбросать некоторое количество стеклянисто поблескивающих, как нитки люрекса, вставок. Рельефная поверхность открыта среде и образно, поскольку стена оказывается как будто гигроскопичной, пористой; и по смыслу, так как всё похожее на штрабу говорит глазу о том, что от стены либо что-то отломано, либо она ждёт пристройки. Торцы башни, таким образом, «тянутся» в стороны, стремясь врасти в общий хоровод зданий; а оконные откосы, напротив, обозначают себя как оформленные пустоты. Протяжённые стены второй башни – стеклянные «телевизоры», и при взгляде от «Спортивной» она читается как подобие гигантского портала. Если ещё немного домыслить, то в пятом квартале в проекте Сергея Скуратова можно увидеть абрис городских ворот и башню при них, что в «литературном» отношении вполне логично для главного входа в комплекс.
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы») © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы») © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы») © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Оба корпуса поставлены на стилобат, чья высота вырастает до двух этажей по мере понижения рельефа «Садовых кварталов» к центральной части территории, где, как известно, находится пруд. Фасады стилобата, обращённые, в основном, ко внутренней части комплекса – такие же, как у витражной части башен: стеклянные с лёгкой разгранкой белыми вертикальными ламелями. В стилобате с южной стороны и вдоль бульвара, по которому люди пойдут от метро домой, планировался детский сад с прогулочной площадкой на кровле; там же расположилась рампа въезда в парковку, отделённая стеной вьющихся растений. Вдоль северного фасада должны были разместиться магазины, кафе и прочие «общественные функции», превращающие глубокий раструб второго, треугольного в плане бульвара в городскую площадь – окультуренную в пандан рыночной площади напротив, которая тоже, возможно, когда-нибудь дождётся своего урбаниста.
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы») © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Треугольная площадь, по справедливому утверждению Сергея Скуратова, должна была «затягивать» прохожих в раструб перспективно сужающегося общественного пространства. Интригу усложняет двухъярусность: как уже говорилось, преобразованный рельеф всего жилого комплекса ощутимо, местами – на два этажа понижается к пруду в центре его территории. На участке пятого квартала перепад очень ощутим, поэтому стилобат снабжен пандусами и пешеходными мостиками, соединяющими его со вторым и с третьим кварталами, как минимум для того, чтобы удобно водить детей в школу. Вообще говоря, навесные мостики – фирменный прием «Садовых кварталов», они здесь повсюду. Вдоль треугольной площади и в её конечной суженной части появляется также и несколько маршей лестниц, ведущих к нижнему ярусу стилобата. Входы в магазины предусмотрены и на первом, и на втором этаже – пространство треугольного бульвара получается сложносочинённым, его части по-разному интерпретируют перепад рельефа.
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»)
© Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы») © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы») © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы») © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы») © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы») © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Как видим, проект выдерживает рассмотрение на разных уровнях – от увлекательного многоуровневого устройства пешеходных пространств и разнообразных функций в нижних уровнях до детализации фасадов, пластических акцентов и смысловой «литературной» части замысла. Сергей Скуратов сделал пятый квартал во многих отношениях ключевым входом в жилой комплекс, о котором уже лет восемь говорят, что он – пример нового для Москвы подхода к городскому пространству и архитектурным решениям в элитном жилье. Между тем в процессе работы над концепцией в момент, близкий к завершению, неожиданно выяснилось, что проект участвует в тендере с одним-единственным соперником. Далее заказчик (компания «Интеко») предпочёл концепцию другой компании. Так что судя по всему описанный проект реализован не будет, что печально, поскольку он мог бы стать не только логичным завершением авторского замысла, но и удачным градостроительным акцентом, способным украсить собой часть элитного московского района Хамовники.
 
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»). Транспортная схема © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»). Генеральный план © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»). Схема инсоляции © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»). Схема инсоляции квартир © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»). Схема инсоляции ДОУ © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»). Схема инсоляции групповых площадок ДОУ © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»). Схема подземной парковки © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»). План подземной парковки © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»). Первый уровень стилобата © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»). План уровня входных зон © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»). План 3 этажа корпуса 5.1 © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»). План 7-16 этажей корпуса 5.1 © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»). План 17 этажа корпуса 5.1 © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»). План 1 уровня корпуса 5.2 © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»). План 2 уровня корпуса 5.2 © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»). План 3 этажа корпуса 5.2 © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»). План 6 этажа корпуса 5.2 © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»). План 12-14 этажей корпуса 5.2 © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»). Разрез © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»). Разрез © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
ЖК «Садовые кварталы»: пятый квартал
Россия, Москва, ул. Усачева, вл. 11, квартал 5

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: Скуратов С.А.
Авторы: Обвинцев В.А., Безверхий С.Д., Ухина К.У., Морозов С.С.

2015 — 2015

08 Февраля 2016

Сергей Скуратов ARCHITECTS: другие проекты
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Первая московская
«Качество образования во многом зависит от качества образовательной среды» – этот постулат последнего десятилетия Сергей Скуратов реализовал в проекте Первой московской гимназии на Ростовской набережной в Хамовниках. Здание легко встраивается в непростое городское окружение, откликаясь и на пешеходный поток горожан, и на тихий переулок; умело использует перепад высот; учитывает современные тенденции работы с образовательными пространствами. Рассматриваем.
Domus Aurea
Рассматриваем дом Тессинский-1 Сергея Скуратова, завершенный в 2023 году. Расположенный в середине района Серебрянической набережной, на пересечении ее основных улиц, он берет на себя некую «узловую» роль: не только реагирует на все вокруг и не только сохраняет внутри себя много воспоминаний о заводе ЭМА, но сплетает это все в некий по-новому срежиссированный узор, примиряя яркое «золото» и темный кирпич, не в малой степени – с помощью нового, современно-архаичного кирпича Columba, который, если подумать, и есть тут самый драгоценный элемент.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Тень от гвоздя
ЖК «Резиденции композиторов» построен по проекту Сергея Скуратова, который в 2011 году выиграл международный конкурс. Началось с поиска образа и отсечения лишнего, затем с реализации узнаваемой скуратовской архитектуры. А закончилось сносом корпусов фабрики Шлихтермана, сохранение которых было утверждено вместе с проектом всеми ведомствами. История кажется поучительной и важной для понимания истории всех 11 лет, на протяжении которых проектировали и строили комплекс.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Тонкая материя
Дом Медный 3.14 составлен из двух фактур, каждая из которых по-своему похожа на драгоценную ткань, и из трех корпусов, каждый из которых смотрит на одну из сторон света. Архитектура дома впитывает нюансы контекста, суммирует их и превращает в цельное ритмичное построение. Рассматриваем новый, только что завершенный дом Сергея Скуратова на Донской улице.
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
Дворы и башни: самарский эксперимент
Конкурсный проект «Самара Арена Парка», предложенный Сергеем Скуратовым, занял на конкурсе 2 место. Его суть – эксперимент с типологией жилых домов, галерейных и коридорных планировок кварталов в сочетании с башнями – наряду с чуткостью реакции на окружение и стремлением создать внутри комплекса полноценное пространство мини-города с градиентом ощущений и значительным набором функций.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
В пространстве парка Победы
В проекте жилого комплекса, который строится сейчас рядом с парком Поклонной горы по проекту Сергея Скуратова, многофункциональный стилобат превращен в сложносочиненное городское пространство с интригующими подходами-спусками, берущими на себя роль мини-площадей. Архитектура жилых корпусов реагирует на соседство Парка Победы: с одной стороны, «растворяясь в воздухе», а с другой – поддерживая мемориальный комплекс ритмически и цветом.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Отражая солнце
Дом Сергея Скуратова в Николоворобинском срежиссирован до мелких нюансов. Он адаптирует три исторических фасада, интерпретирует ощущение сложного города, составленного из множества наслоений, – и ловит солнце, от восточного до западного.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Архсовет Москвы – 59
Архитектурный совет рассмотрел два крупных проекта: МФК на Киевской улице ТПО «Резерв», апартаменты с обширным подземным торговым пространством, и жилые башни Сергея Скуратова в Сетуньском проезде. Оба проекта приняты.
Похожие статьи
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Бетон и искусство иллюзии
В парижском парке Ла-Виллет по проекту бюро Loci Anima реконструирован кинотеатр La Géode – геодезическая сферорама на бруталистском основании.
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Парящая вершина
Центр продаж по проекту бюро Wutopia Lab в дельте Жемчужной реки напоминает о горных вершинах – как местных, тропической провинции Гуандун, так и тяньшаньских.
Путь в три шага
Бюро HENN и C.F. Møller выиграли конкурс на проект нового больничного комплекса Ганноверского медицинского института.
Блеск дерзновенный
Изучаем «Новый взгляд», первую школу, построенную за последние 25 лет в Хамовниках. У здания три основные особенности: оно рассчитано на универсалии современного образования, обучение через общение и прочее; второе – фасады сочетают структурное моллированное стекло и металлизированно-поливную керамику, они дороги и технологичны. Третье – это школа «Садовых кварталов», последнее по времени приобретение знаменитого квартала Хамовников. И дорогое, и, по-своему, дерзкое приобретение: есть некий молодой задор в этом высказывании. Разбираемся, как устроена школа и где здесь контраст.
Дом хорошего самочувствия
Бюро Triptyque и Architects Office создали первый в Бразилии многоквартирный дом для здоровой жизни: их башня AGE360 в самом центре вмещает спортивные и спа-объекты.
Поворот ядра
Остроумное и емкое пластическое решение – поворот каждого этажа на N градусов – дал ансамбль «танцующих» башен, подобных друг другу, но разных; простых, но сложных. Авторы тщательно продумали один узел и немало повозились с конструкцией колонн, все остальное «было просто». Да, еще стены ядра на каждом этаже развернули – для максимальной эффективности офисных пространств.
Перья на ветру
Павильон по проекту шанхайского бюро GN Architects, подчеркивая красоту пейзажа, служит для привлечения туристов на островок Чайшань в Восточно-Китайском море.
Дом из весенней материи
За этим домом мы наблюдаем уже пару лет: вроде бы простой, не очень сложный, но как удачно вписался в микрорайонный контекст после развязок МСД. Здорово запоминается этот дом всем, кто хотя бы время о времени ездит по шоссе. На наш взгляд, тут Сергею Никешкину, миксуя популярные приемы и подходы архитектуры 2010-х, удалось простое, вроде бы, здание превратить в высказывание «на тему дома как такового». Разбираемся, как так вышло.
Вода и ветер точат камень
По проекту бюро Asadov в районе Дубая, где сосредоточена инфраструктура для кино- и телепроизводства, будет построен жилой комплекс Arisha. Чтобы создать затененные пространства и интригующий силуэт, архитекторы выбрали воронкообразную композицию, а также заимствованные у природы пластические приемы – выветривания и осыпания. Пространства кровли, стилобата и подземного этажа расширяют возможности для досуга в контуре рукотворного «оазиса».
Райский птичий лай
Вилла Casa Seriema, построенная в окрестностях Белу-Оризонти по проекту бюро Tetro, своими общественными пространствами обращена на горы, а частными комнатами – на густой лес.
На пути к осознанности
Бюро BIG представило проект Международного аэропорта Гелепху – ключевую часть своего мастерплана «Город осознанности» для Бутана.
Полезные связи
Zaha Hadid Architects представили проект мастерплана Наполи-Порта-Эст, который призван оживить заброшенные промышленные кварталы Неаполя и соединить их с центральной частью города.
Архитектура в рельефе
Трансформация исторического здания педагогического института в отель и офисы по проекту CBA architectes дала городу Руан новую смотровую площадку.
18 лет ожидания
Стартовала реализация проекта Zaha Hadid Architects, начатого еще в 2007-м: это Центр средиземноморской культуры для южноитальянского города Реджо-ди-Калабрия.
Высота 5642
Институт Генплана Москвы подготовил проект комплексного развития трех горнолыжных курортов Кавказа, получивших статус особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Первая из них – Эльбрус. На горе построят новые трассы, канатные дороги и гостиницы, модернизируют станции и приведут в порядок туристическую поляну Азау. Для расширения аудитории и всесезоннной привлекательности развивается сеть экотроп. Рассказываем обо всех этапах подробнее.
ИТ-городок
На примере первой реализованной очереди квартала «Ю» разбираемся, как будет устроен новый микрорайон Иннополиса. Бюро Т+Т Architects и HADAA сформировали и сбалансировали остроумный мастер-план с разными типами жилья, зеленой артерией, системой площадей и парком в центральной части.
Долгожданный герой
Открытия библиотеки в своем районе жители Северного Боулдера в штате Колорадо ждали больше 25 лет. Архитекторы WORKac создали для них удобный и гостеприимный общественный центр.
Черный бутик
Пекинское бюро Fon Studio спроектировало временный концепт-бутик для марки авангардной одежды TBHNP в Шанхае.
Археологический подход
Конкурс на проект реконструкции западного крыла Британского музея в Лондоне выиграла Лина Готме, архитектор Национального музея Эстонии в Тарту.
Ленты и складки
Выставочный центр по проекту Zaha Hadid Architects в Пекине реализован как модульное сооружение, что сократило затраты на строительство и его сроки.
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сейчас на главной
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Между действительным и виртуальным
Интерьер бутика Nude Story на Кузнецком Мосту, реализованный по проекту Романа Гуляева и Марии Цахариас, может показаться очень уж модным: очищенный кирпич, обилие медиа-экранов. Но он освежает и даже завораживает парадоксами, начиная от обилия медиа-экранов в историческом интерьере и заканчивая «фрагментами» каннелированных колонн травянистого цвета.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Вент-фасад: беда или мелочь?
Еще один памятник модернизма под угрозой: Донскую публичную библиотеку в Ростове-на-Дону архитектора Яна Заниса планируется ремонтировать «с максимальным сохранением внешнего облика» – с переоблицовкой камнем, но на подсистеме, и заменой туфа в кинозале на что-то акустическое. Это пример паллиативного подхода к обновлению модернизма: искажения не касаются «буквы», но затрагивают «дух» и материальную уникальность. Рассказываем, размышляем. Проект прошел экспертизу, открыт тендер на генподрядчика, так что надежды особенной нет. Но почему же нельзя разработать, наконец, методику работы со зданиями семидесятых?
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Скульптуры вместо карет
По проекту Главного управления культурного наследия Московской области в Серпуховском историко-художественном музее к новой функции приспособили каретный сарай. Теперь он действует как открытое фондохранилище и более доступен маломобильным посетителям.
Бетон и искусство иллюзии
В парижском парке Ла-Виллет по проекту бюро Loci Anima реконструирован кинотеатр La Géode – геодезическая сферорама на бруталистском основании.
Галерея у реки
Проект благоустройства набережной Волги в Тутаеве бюро SOTA подготовило для Конкурса малых городов. Набережная решена в виде променада, который предлагает больше способов взаимодействия с рекой: от купания и катания на лодках до просмотра кинолент. Малые архитектурные формы вдохновлены деревянным зодчеством.
Образ малой формы
Начинаем собирать коллекцию современных скамеек – с идеей, «месседжем», архитектурной составляющей. И, главное – либо уникальных, реализованных один раз, либо запущенных в серию, но обязательно по авторскому проекту. Из предложенных проектов редакция отберет лучшие, а из победителей этого мини-конкурса сделаем публикацию, покажем всем ваши скамейки.
А пока что...
Вино из одуванчиков
Работая над интерьером кафе в Казани, архитектурное бюро «Дюплекс» постаралось воссоздать настроение, присущее безмятежному летнему дню. Для этого авторы использовали не только теплую зеленую палитру и декор в виде растений, но и достаточно неожиданные текстуры камня и текстиля, а также световой дизайн.
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Миражи наших дней
Если вы читали книгу Даши Парамоновой «Грибы, мутанты и другие: архитектура эры Лужкова», то проект торгового центра в Казани покажется знакомым. Бюро Blank называет свой подход «миражом»: кирпичные фасады снесенного артиллерийского училища возвели заново и интегрировали в объем нового здания.
Парящая вершина
Центр продаж по проекту бюро Wutopia Lab в дельте Жемчужной реки напоминает о горных вершинах – как местных, тропической провинции Гуандун, так и тяньшаньских.
Лекарство и не только
В нижегородском баре «Травник» бюро INT2architecture создало атмосферу мастерской зельевара: пучки трав-ингредиентов свисают с потолка, штукатурка имитирует землебитные стены, а самая эффектная часть – потолок с кратерами, напоминающими гнездо птицы ремез.
Наедине с лесом
Архитектор Станислав Зыков спроектировал для небольшого лесного участка, свободного от деревьев, башню с бассейном на крыше: плавая в нем, можно рассматривать верхушки елей. Все наружные стены дома стеклянные и даже водосток находится внутри, чтобы гости могли лучше слышать шум дождя.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.