English version

Лицом к городу, крышей к морю

Терминалы Морского пассажирского порта в Санкт-Петербурге, спроектированные Сергеем Орешкиным, достойно поддерживают название «Морской фасад». И если со стороны города гостей встречают динамичные, устремленные ввысь фасады в духе технодизайна, то для пассажиров круизных судов лицом города становятся артистически проработанные кровли.

mainImg
Архитектор:
Сергей Орешкин
Проект:
Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад»
Россия, Санкт-Петербург, берег Невской губы Васильевского острова

Авторский коллектив:
Руководитель проекта: С.И. Орешкин
ГАП: Р.В. Андреева
ГИП: А.Г. Вайнер
Архитекторы: Т.Б. Коваленко, Е.С. Орешкина, Д.О. Мажаров

2005 — 2010 / 2008 — 2011

ООО «Терра Нова»
Архитектурное бюро «А.Лен» строило Морской пассажирский порт на Невской губе семь лет: проектирование началось в 2004 году, в 2011-м городу был передан последний терминал. Каждый из четырех терминалов сдавался раз в год-полтора, проектирование шло в рабочем режиме и сопровождалось обстоятельными консультациями со специалистами в соответствующих областях, так что ни авральных перегрузок, ни какого-то особого давления ответственности, по словам руководителя бюро Сергея Орешкина, архитекторы не ощутили. Тем не менее, результатом этой работы стало сооружение и ввод в эксплуатацию, по официальным данным, крупнейшего в Европе и одного из самых больших в мире круизных портов.
Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад». Вокзал №1 (круизный)
© Архитектурное бюро «А.Лен»
Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад»
© Архитектурное бюро «А.Лен»
Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад»
© Архитектурное бюро «А.Лен»
Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад». Вокзал №1 (круизный)
© Архитектурное бюро «А.Лен»

Конечно, круизные суда приходили в Санкт-Петербург и раньше. Войдя в устье Невы, они швартовались практически в центре города, на Морском вокзале: туристам – достопримечательности в пешей доступности, горожанам – вид на величественные лайнеры, а вот пограничным, таможенным, техническим службам – сложности и неудобства вплоть до полной невозможности работать. К тому же суда длиной более 200 метров Морской вокзал принять не мог, и их приходилось отправлять в торговый порт, для таких целей абсолютно не предназначенный.

Принятое в 2005 решение построить специализированный пассажирский порт «Морской фасад» – тоже на Васильевском острове, но западнее – оказалось оптимальным выходом из положения и устроило, кажется, всех. Более того, этот порт должен был стать частью грандиозного стратегического проекта по развитию города, предусматривавшего образование 476 га новых намывных территорий, строительство жилых кварталов, университета, станции метро… Семь причалов «Морского фасада» способны принимать круизные лайнеры и паромы длиной до 330 м. Первое судно пришвартовалось здесь в 2008 году, сейчас порт работает уже в полную силу.
Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад». Ситуационный план
© Архитектурное бюро «А.Лен»
Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад». Вокзал №3 (паромный)
© Архитектурное бюро «А.Лен»

Архитектура круизных терминалов – жанр сегодня не менее востребованный и интригующий, чем, скажем, строительство аэропортов. Шанхай, Тайвань, Сидней, Картахена – павильоны для пропуска пассажиров проектируются лучшими архитекторами, получают профессиональные премии и вовсю тиражируются популярными изданиями. Так что опыт есть – как с архитектурной, так и с чисто технической точки зрения. Как рассказывает Сергей Орешкин, «А.Лен» получил заказ после того, как в порядке, можно сказать, гуманитарной помощи провел несколько консультаций со специалистами по технологии строительства круизных портов в Европе и США (раньше – даже при составлении технического задания для конкурса на лучший проект – этого сделать почему-то не догадались). И, кстати, взялся за работу только при условии включения в команду соответствующих профессионалов: научную часть делала американская компания, технолог был из Финляндии.

Первоначальный проект Орешкина существенно отличался от воплощенного. Десять лет назад, когда начиналась эта история, все страшно увлекались «рулонной» архитектурой – когда здание, как нью-йоркский музей Eyebeam по проекту Diller Scofidio + Renfro или штаб-квартира Vacheron Constantin Бернара Чуми в Женеве, кажется непринужденно свернутым из огромной ленты – гибкой, но послушно держащей заданную архитектором форму. Вот и Сергей Орешкин придумал здание, похожее на «рулон рубероида», нарезанного, словно батон хлеба, на терминалы и к тому же вызывающего ассоциации с накатывающей на берег волной. Идея выразительная и экспрессивная – но, к сожалению, принципы Чуми с его решительным отделением формы от содержания плоховато сочетаются с реальной практикой транспортного строительства, по крайней мере, в наших условиях. Если продолжать аналогии с мировыми звездами, то аэропорт-вокзал-морвокзал в привычном нам понимании – это скорее уж Сантьяго Калатрава с его обнаженными, порой вовсе лишенными плоти конструкциями или Ричард Роджерс и другие пионеры архитектурного хай-тека, последовательно подчеркивающие и эстетизирующие функциональность своих объектов. К тому же, помимо несоответствия архетипу, первоначальная концепция «А-Лен» была чревата немалыми трудностями с обслуживанием кровли, особенно в зимних условиях. Так и получилось, что «рулон рубероида» превратился в «модульный объект с ярко выраженным технодизайном», – рассказывает Сергей Орешкин.
Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад». Генеральный план
© Архитектурное бюро «А.Лен»
Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад». Паромный вокзал
© Архитектурное бюро «А.Лен»

Все четыре терминала – один паромный и три круизных, связанные надземными галереями,– имеют единое архитектурно-планировочное решение и отличаются только размерами: трехэтажный паромный обеспечивает разделение людского и автомобильного потоков, длина круизных определяется количеством обслуживаемых причалов. Это, по сути, павильоны, предназначенные для быстрого пропуска большого количества людей – за 30 минут под предводительством турагентов через терминал проходит порядка двух тысяч человек. Строгая функциональность подчеркнута лаконизмом архитектурного решения. Как в хрестоматийном Центре Помпиду Ренцо Пьяно и упомянутого уже Роджерса, многостержневая конструкция выведена наружу и акцентирована. Сплошное остекление переднего и преимущественное – боковых фасадов, расчерченных сеткой металлокаркаса, позволяет видеть внутренние несущие колонны. Основания прямоугольных тетраэдров из металлических стержней, вершинами упирающихся в козырек над входом, поддерживают вылетающий в небо свес крыши. Все вместе образует сложный геометрический рисунок, работающий на динамику здания, повышающегося от заднего фасада к переднему, учитывая козырек, раза в полтора. Порталы раздвижных дверей, ритмизованные монументальными призматическими пилястрами, ограничены сверху сложной формы карнизом, разбитым на отдельные фрагменты и вызывающим ассоциации с деталями самолетного крыла.
Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад». Вокзал №1 (круизный)
© Архитектурное бюро «А.Лен»
Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад». Вокзал №2 (круизный)
© Архитектурное бюро «А.Лен»
Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад». Вокзал №2 (круизный)
© Архитектурное бюро «А.Лен»
Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад» Вокзал №3 (паромный)
© Архитектурное бюро «А.Лен»
Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад». Вокзал №4 (круизный)
© Архитектурное бюро «А.Лен»
Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад». Вокзал №4 (круизный)
© Архитектурное бюро «А.Лен»
Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад». Вокзал №1 (круизный)
© Архитектурное бюро «А.Лен»
Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад». Вокзал №3 (паромный)
© Архитектурное бюро «А.Лен»

Если со стороны моря высота павильонов максимально снижена – конкурировать с огромными махинами круизных судов все равно невозможно, – то фасады, обращенные к городу, выглядят трех- или даже четырехэтажными, хотя на самом деле пространство остается двусветным. При всей своей эффектности и некоторых практических преимуществах (в частности, облегчение ветровой нагрузки) такое решение создало архитекторам немало проблем: помещения в центре терминала получились очень, даже слишком высокими, им не хватало освещенности, и для того, чтобы впустить внутрь солнечный свет, пришлось предусмотреть специальные световые «стаканы» в кровле. Как нередко бывает, вынужденная мера обернулась ярким акцентом: так же, как и другие конструктивные элементы, эти «стаканы» оснащены светодиодами, и вечером неоновым фиолетово-зеленоватым сиянием озаряются не только фасады, но и крыши терминалов.
Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад». Вокзал №2 (круизный)
© Архитектурное бюро «А.Лен»
Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад». Вокзал №2 (круизный)
© Архитектурное бюро «А.Лен»

Крыши терминалов – отдельная история, предмет специальной творческой работы. Поскольку основные палубы заходящих в порт судов расположены значительно выше уровня кровли, архитекторам «А.Лен» хотелось, чтобы «пятый фасад» порта достойно встречал гостей города. Подобными вопросами они задались еще при проектировании аквапарка в гостинице «Прибалтийская», где дизайн крыши создавался с учетом видимости из окон номеров. Вот и на кровлях круизных и паромного терминалов воздуховоды, световоды, техническая начинка, собранная в специальные блоки – все это по воле архитекторов сложилось в графическое панно, мерцающее переливами света в темное время суток и радующее глаз гармоничным рисунком при свете дня. Главный инженер Александр Вайнер считает высокохудожественные крыши главной «фишкой» проекта, и с ним трудно не согласиться.
Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад». Вокзал №1 (круизный)
© Архитектурное бюро «А.Лен»
Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад». Вокзал №2 (круизный)
© Архитектурное бюро «А.Лен»
Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад». Вокзал №3 (паромный)
© Архитектурное бюро «А.Лен»

Круизный терминал – особое сооружение: через него проходит ни много ни мало государственная граница. По аналогичному принципу строятся международные аэропорты – и там и там есть государственная и экстерриториальная части, разделенные линией пограничного и таможенного контроля. Отсюда внутренняя архитектура павильонов: огромные открытые пространства (в случае круизных терминалов – с минимумом торгово-рекреационных помещений, пассажиры здесь не задерживаются), галереи, лестницы, переходы.

Оформляя интерьеры павильонов все в том же жанре технодизайна, Сергей Орешкин, разумеется, не мог обойти вниманием корабельную тематику. Ассоциации тут, впрочем, сложные, совсем не лобовые: если в массивных колоннах-карандашах еще можно угадать очертания корабельных труб, то закругленные поверхности цвета благородной древесины – вынесенные и на фасад, в облицовку козырьков, – уже только намекают на обводы кораблей; а о том, что дизайн сеточных проемов потолка навеян образом лодочного днища, без подсказки Сергея Орешкина можно и не догадаться. Архитектор, к слову, напомнил, что подобный прием использовал Николас Гримшо при проектировании нового терминала аэропорта Пулково: в складчатой конструкции сводов можно увидеть и золотистые купола православных церквей, и плывущие по Балтийскому морю лодки. А вот хай-тека во внутренних пространствах терминалов «Морского фасада» много, и вполне недвусмысленного: тут и обилие металла (точнее, в основном, его имитации), и светильники заводских форм, лестницы и галереи из стекла и стали, расчерчивающие огромное, полное воздуха пространство. Даже скамейки максимально эргономичны и подчеркнуто индустриальны.
Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад». Вокзал №2 (круизный)
© Архитектурное бюро «А.Лен»
Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад». Вокзал №3 (паромный)
© Архитектурное бюро «А.Лен»
Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад». Вокзал №2 (круизный)
© Архитектурное бюро «А.Лен»

Кроме четырех терминалов, бюро «А.Лен» построило в пассажирском порту несколько вспомогательных зданий: центр управления портом («тоже довольно стильный, модернистский, с горизонтальными окошками» – комментирует Орешкин), автомобильный пункт пропуска, автобусные остановки… Работы продолжаются и сейчас: достраиваются новые магазины duty free, идет речь о возведении спортивного центра. Кроме того – редкий случай – как рассказывает Александр Вайнер, управляющая компания заключила с «А.Лен» десятилетний договор о техническом сопровождении и эксплуатации. Это важно – все-таки речь идет о намывных землях, хотя здания терминалов поставлены на сваи и сколько-нибудь значительная осадка им не грозит. Так что «А.Лен» с «Морским фасадом» не расстается.
Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад». Диспетчерская
© Архитектурное бюро «А.Лен»
Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад». Здание таможни
© Архитектурное бюро «А.Лен»

Сергей Орешкин скромен в своей оценке терминала: ничего особенного, подумаешь – четыре объекта по 10 000 м2, рядовой масштаб, сравнимый по сложности с жилым зданием, – но определенная гордость за воплощенный проект такого значения, безусловно, ощущается в его словах. Не замедлило прозвучать и признание коллег: по мере сдачи в эксплуатацию каждый терминал удостаивался тех или иных профессиональных наград. Теперь архитекторы имеют приятную возможность любоваться своей работой с близкого расстояния, со стороны еще одного строящегося объекта: «А.Лен» строит на первой линии намывных территорий жилой квартал «Я – романтик». Из окон квартир будет открываться отличный вид на терминалы пассажирского порта, совсем маленькие «на фоне стальных кораблей», но не теряющиеся на их фоне ни днем, ни ночью.
Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад». Вокзал №1 (круизный)
© Архитектурное бюро «А.Лен»
Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад». Вокзал №1 (круизный)
© Архитектурное бюро «А.Лен»
Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад». Вокзал №2 (круизный)
© Архитектурное бюро «А.Лен»
Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад». Вокзал №2 (круизный)
© Архитектурное бюро «А.Лен»
Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад». Вокзал №3 (паромный)
© Архитектурное бюро «А.Лен»
Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад». Вокзал №4 (круизный)
© Архитектурное бюро «А.Лен»
Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад». Вокзал №1 (круизный) © «А.Лен»
© Архитектурное бюро «А.Лен»
Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад». Вокзал №3 (паромный)
© Архитектурное бюро «А.Лен»
Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад». Вокзал №4 (круизный)
© Архитектурное бюро «А.Лен»
Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад». Диспетчерская
© Архитектурное бюро «А.Лен»
Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад». Вокзал №1 (круизный). Разрез
© Архитектурное бюро «А.Лен»
zooming
Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад». Вокзал №4 (круизный). Разрез
© Архитектурное бюро «А.Лен»
Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад». Фасад
© Архитектурное бюро «А.Лен»
Архитектор:
Сергей Орешкин
Проект:
Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад»
Россия, Санкт-Петербург, берег Невской губы Васильевского острова

Авторский коллектив:
Руководитель проекта: С.И. Орешкин
ГАП: Р.В. Андреева
ГИП: А.Г. Вайнер
Архитекторы: Т.Б. Коваленко, Е.С. Орешкина, Д.О. Мажаров

2005 — 2010 / 2008 — 2011

ООО «Терра Нова»

03 Августа 2015

Кора из кирпича
Для проекта клубного дома, расположенного среди сосен престижного подмосковного района, бюро «А.Лен» поработало с фасадами. Сочетание разных видов кирпича и кладки соотносится с объемно-пластическими решениями дома, а также усложняется включением окрашенных под дерево фрагментов и металлической «лессировки».
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Расслоение идентичности: итоги Зодчества 2023
Мир полон парадоксов, и вот Зодчество, которое в культурной программе 2023 года предлагало прописать миру ижицу, впервые за историю своего существования даёт главный приз иностранному архитектору. Публикуем полный список победителей и удивляемся некоторым вещам: к примеру, проектов в 2 раза больше, чем построек, но премия Татлин пропала с радаров, а из списка награжденных исчезли авторские коллективы.
Градсовет 10.08.2022
Градостроительный совет рассмотрел проект санатория в Репино, подготовленный бюро «А.Лен». Эксперты высоко оценили архитектурное решение, но посчитали объем зданий избыточным для курортной территории.
Градсовет Петербурга 25.05.2022
Градсовет рассмотрел дом от Евгения Герасимова на Петроградской стороне и жилой квартал на Пулковском шоссе от Сергея Орешкина. Обе работы получили поддержку экспертов, но прозвучало мнение о проблемах с масштабом и разнообразием в новой застройке.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Курдонеры и конструктивизм
Рассматриваем второй квартал «города в городе» Ligovsky City, построенный по проекту бюро «А.Лен» и сочетающий несколько тенденций, характерных для современной архитектуры города.
Архитектурная лаборатория
Архитектурное бюро «А.Лен» разработало и запатентовало программу «Идеальные квартиры», которая позволяет строить дома без плохих планировок. Рассказываем, как программа появилась, что из себя представляет, кому и чем она полезна.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Градсовет удаленно 17.07.2020
Щедрый на критику, рефлексию и решения градсовет, на котором обсуждался картельный сговор, потакание девелоперу и несовершенство законодательства.
Цвет и линия
Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Волны звука
Эскизный проект музыкальной школы: соседство с Алваром Аалто, выразительная органика и попытка привлечь внимание к слишком «тихому» конкурсу.
Дом в порту
Жилой комплекс на Двинской улице – первый случай современной архитектуры на Гутуевском острове. Бюро «А.Лен» подробно исследует контекст и создает ориентир для дальнейших преобразований района.
Градсовет 25.12.2019
На повестке в Петербурге: планировка для маленького городка и смелая гостиница, спроектированная под влиянием иностранцев.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.
Книги в саду
Бюро «А.Лен» и KCAP Architects&Planners спроектировали для Воронежа жилой комплекс, вдохновляясь Иваном Буниным и пейзажами средней полосы. Получилось современно и свежо.
Спорт и мир
В прошедшем году компания «А.Лен» закончила строительство спортивного центра в Сочи, он стал одним из нескольких десятков опытов архитектурного бюро со зданиями для физкультуры и спорта. Вашему вниманию – обзор спортивных проектов «А.Лен».
Амплитуда силуэта
Петербургское бюро «А.Лен» спроектировало для Екатеринбурга жилой комплекс, вдохновленный уральскими скалами и мегалитами. Другая характерная черта – обособленная стилобатом территория.
Крылья весны
ЖК на границе Полюстровского парка всячески обыгрывает выигрышное соседство с городским природным массивом. В том числе и образно, превращая дома в абстрактный пиксельный ковер, напоминающий о весеннем лесе.
Спорт и органика
Гибкие линии фасадов отеля «Mercure» в центре Саранска, рассчитанного, в частности, на команды спортсменов, стали результатом долгих обсуждений и поисков формы, первоначально основанных на интерпретации национальных мордовских мотивов.
Репрезентативная выборка
Семь архитекторов Петербурга – о завершившейся на днях биеннале, защите рынка и открытости, разных поколениях, и о традициях фестиваля, организуемого ОАМ.
Парадный фасад
Проект ЖК «Golden City» уникален во многом: и как пример последовательной реализации итогов конкурса, и как опыт совместной работы российской и голландской команд, и как эксперимент по формированию имиджевой застройки на основе квартальной типологии.
За границами брендбука
В Санкт-Петербурге начал свою работу один из самых крупных дилерских центров Mercedes в Северо-Западном регионе России. Бюро «А.Лен» смогло найти новые выразительные архитектурные и конструктивные решения, отвечающие имиджу компании и присущему ей уровню качества, надежности и элегантности.
Похожие статьи
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Город в миниатюре
Новая детская больница по проекту Herzog & de Meuron в Цюрихе реализована как функциональная и одновременно гуманная и разнообразная среда, поддерживающая пациентов и врачей.
Кирпич в динамике
Ажурный фасад из кирпича защищает офисное здание в Хошимине по проекту местного бюро Tropical Space от солнца; часть его панелей можно раскрывать как ставни.
Ветряные арки и солнечные дымоходы
Zaha Hadid Architects представили проект Международного научно-исследовательского центра имени Алишера Навои для района Новый Ташкент, который увеличит площадь столицы Узбекистана на 25 тыс. га.
Трепещущий пик
Для арт-центра Sun River в китайском Ваньнине бюро Wutopia Lab «насыпало» три горы и «разлило» море. В качестве литературной основы концепции выбрали «Волшебную гору» Томаса Манна.
Под сенью деревянных перекрытий
Новый вокзал для городов Эде и Вагенинген в центре Нидерландов вдохновлен окрестными лесами; здесь нашлось место даже для сверчков и летучих мышей. Авторы проекта – Mecanoo и Royal HaskoningDHV.
От гайки до цеха
Датское бюро Cobe представило проект превращения Таллинского машиностроительного завода в район смешанной застройки; в трех центральных цехах расположится центр инноваций.
Недра земли, потоки воды
В районе Малой Охты по проекту Степана Липгарта построен дом Akzent. Он имеет классическую трехчастную структуру и при этом, что называется, нарисован от руки: фасады отличаются друг от друга как пластикой, так и разнообразными деталями, не все из которых открываются с первого взгляда. Рассказываем о контексте и вместе с архитектором разбираемся в том, как создавалась форма.
В городском лесу
В Лиссабоне открылся после реконструкции Центр современного искусства Гульбенкяна. За проект отвечал Кэнго Кума: это первая работа японского мэтра в Португалии.
Перемена функций
В бывшей меннонитской церкви 1950-х в Роттердаме открылся центр для занятий и выступлений юных музыкантов. Реконструкцией занималось бюро Powerhouse Company.
В черепичном ажуре
Частный дом в городе Фули недалеко от Ханоя по проекту H&P Architects защищен от солнца проницаемой «шторой» из традиционной черепицы.
А где воланчик?
Бюро MVRDV выиграло конкурс на проект спортивного парка в Шэньчжэне. Главная арена здесь получит крышу в форме гигантской ракетки для бадминтона.
Планы «мельницей»
В Сан-Паулу завершено строительство жилого комплекса из двух башен по проекту UNStudio. Каждая квартира выходит здесь сразу на три стороны.
Пихтовая динамика
Холдинг «Аэропорты Регионов» планирует построить в Карачаево-Черкессии аэропорт, который должен сделать курорты Архыза и Домбая доступнее. Победивший в закрытом конкурсе проект бюро Сергея Никешкина KPLN соединяет природную образность, стартующую от формы семечки хвойного дерева, открытые пространства для ожидания, красивые крупные деревья и зеленую кровлю, приподнятую на колоннах-иголках. И природно, и WOW.
Под одеялом ландшафта
Военную базу времен Второй мировой архитекторы MVRDV и ландшафтная студия Buro Harro превратили в жилой комплекс, вернув при этом в природное окружение.
Крыша-листок
Архитекторы BIG представили проект трансформации здания супермаркета на севере Дании в Музей бумажного искусства.
Идеализация цилиндра
Студенческое общежитие Hoso в городе Порту по проекту местного бюро OODA удалось построить всего за 14 месяцев, причем на монтаж каждого из этажей уходило по неделе.
Инфраструктурный луг
По замыслу архитекторов C.F. Møller, ливневые воды в датском городе Раннерс собирают и очищают на заболоченной территории у реки, одновременно играющей роль заповедника и рекреационной зоны.
Холм как монумент
Памятником экономических и политических перемен, начавшихся в КНР в конце 1970-х, стали музей и парк в Шэньчжэне по проекту бюро Urbanus.
Искусство под холмами
Арт-лаборатории Хампи по проекту Sameep Padora & Associates – комплекс мастерских и жилья для художников в индийском штате Карнатака.
Кора из кирпича
Для проекта клубного дома, расположенного среди сосен престижного подмосковного района, бюро «А.Лен» поработало с фасадами. Сочетание разных видов кирпича и кладки соотносится с объемно-пластическими решениями дома, а также усложняется включением окрашенных под дерево фрагментов и металлической «лессировки».
Luzhniki Collection: новый образ Хамовников
Изучаем фасадные и объемные решения одного из крупных и громких проектов, реализуемых на берегу Москвы-реки между спортивными аренами Лужников и сталинской классикой Хамовников – Luzhniki Collection. Слово «коллекция» в его названии присутствует вполне справедливо: тут и коллекция авторов, и коллекция тем, в том числе вычитанная в морфологии окружающих районов.
Кирпичная энергетика
В Вантаа под Хельсинки бюро Kivinen Rusanen Architects построило новый корпус электроподстанции: его фактурные кирпичные фасады ведут диалог с соседним историческим зданием.
Молодежный апдейт
Торговому центру начала 2000-х в Гуанчжоу возвращена актуальность в ходе реконструкции по проекту местного бюро Atelier cnS.
Технологии и материалы
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Культурный метаморфоз
В рамках реконструкции дома культуры в селе Алтайского края, которая фактически обернулось новым строительством, новосибирское бюро «Формат Проект» решило сохранить функциональную схему предшественника, но критически переработало фасады, добавив современные материалы, большой витраж и, по настоянию заказчика, скатную кровлю.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
Очередная революция
Здание нового сеульского Музея робототехники и искусственного интеллекта по проекту турецкого бюро Melike Altınışık Architects по сути и по образу стало его самым крупным экспонатом.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Арт-лабаз
К своему 800-летию Юрьевец планирует обзавестись арт-резиденцией, которая займет здание лабаза – исторической деревянной постройки, сохранившейся недалеко от дома-музея Весниных. В проекте приспособления бюро APRELarchitetcs руководствуется идеями знаменитых братьев-архитекторов и на первый план выводит подлинные конструкции.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Блинчик с арабеской
В Дубае открылся ресторан сети «БлинБери», интерьер которого разработала волгоградская студия Rogojnikov&Sorokin. С помощью резных панелей из фанеры архитекторы решили сразу несколько задач: придали помещению с высокими потолками уюта, закрыли инженерные коммуникации и объединили символы двух культур.
Вера и каштаны
Интерьеру кафе в Воронеже, названному в честь Веры Комиссаржевской, бюро Tou Architects придало театральности за счет акцентной стены с мозаикой, в которой зашифрован важный городской символ. «Мозаику-приму» оттеняют винтажная мебель, темное дерево и фактурная штукатурка.
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Пресса: Архитектор Максим Атаянц — о выставке «Три времени...
Как не думать о Римской империи, когда в Пушкинском музее в Москве только что прошла эстетская выставка «Три времени Рима»? И теперь гравюры из коллекции, которую архитектор Максим Атаянц собирал долгие годы, обсуждают урбанисты со всей страны: вновь оказалось, что древнейший мегаполис — это база, и мы до сих пор не выучили его уроки.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Завтрак у воды
На набережной в Волгограде открылась кофейня, над интерьерами которой работало бюро Rogojnikov&Sorokin. Архитекторы подчеркнули преимущества советского неоклассического павильона, в котором когда-то продавали мороженое, добавив современных деталей и непринужденного шика
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Залететь в тренды
Бюро Izi Design спроектировало для Ульяновска гибридное двухуровневое пространство, которое объединяет ресторан, студию флористики, лекторий и салон красоты. Интерьеры предлагают посетителям череду популярных в последнее время приемов: от оливкового дерева в кадке до шлакоблоков в качестве элемента дизайна.
Пресса: Рухнет ли центр Петербурга? Градозащитники правда...
Давно идут разговоры, что исторический центр Петербурга разрушается. Есть ли риск того, что он действительно однажды рухнет? Почему строгие законы об охране памятников не решают всех проблем? Чем вредно поклонение прошлому как самоценности? И, конечно, самый главный вопрос — что нужно делать, чтобы старый Петербург достался нашим потомкам в состоянии еще лучшем, чем он достался нам? Специально для «Собака.ru» архитектурный критик, автор телеграм-канала «Город, говори» Мария Элькина задала самые неудобные вопросы главному краеведу Петербурга Льву Лурье и девелоперу Игорю Водопьянову и собрала гид.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Под руководством архитекторов
100-километровая лондонская линия Елизаветы, охватывающая 41 подземную и надземную станцию и обслуживающая более 200 млн пассажиров в год, получила Премию Стерлинга как лучшее сооружение Великобритании-2024.