В начале Нижней Красносельской улицы начинается строительство нового офисного здания по проекту Алексея Бавыкина. Будучи построен, этот небольшой дом имеет все шансы распространить свое обаяние на весь прилегающий квартал
Офисное здание на ул. Нижняя Красносельская, вл. 39, стр.1 © Алексей Бавыкин и партнёры
Городское пространство в районе Нижней Красносельской улицы сейчас выглядит достаточно печально. Здесь заканчивается условно-культурный, прилегающий к «Бауманке» район «Немецкой слободы», и начинается довольно-таки унылая смесь промышленных и жилых зданий, тянущаяся до Трех вокзалов. Границу между ними отмечает ярко-бирюзовый храм Богоявления в Елохове, большинству москвичей известный тем, что в советское время он был кафедральным – главным патриаршим собором, а для экскурсоводов и их слушателей замечательный потому, что в когда-то бывшей на его месте деревянной церкви крестили новорожденного Сашу Пушкина. «За спиной» облепленного колонами разухабисто-нарядного собора уходящая к вокзалам Нижняя Красносельская улица, если ее специально не искать, как-то не особенно заметна: резкие изломы «красной линии», два жилых кирпичных дома – хрущевский, за ним брежневский, неряшливые корпуса семидесятнических зданий завода счетно-аналитических машин. Между этими, в общем-то, мало примечательными объектами встраивается офисное здание Алексея Бавыкина.
Рассматривая проект, нельзя не заметить несколько нетипичных для современной Москвы особенностей будущей постройки. Прежде всего, зданию удивительным образом удается распространить свое обаяние на весь ближайший квартал, не выходя при этом за физические рамки отведенного участка. Оно не бросается в глаза – но украшает, так и хочется сказать – лечит это неуютное место, прививая ему ненавязчивую интригу, замешанную на отношении нового здания к окружающим домам.
Суждения о соседних постройках дом выражает предельно ясно с помощью собственных, архитектурных средств. От завода он отгораживается металлизированным «щитом» - иллюзия оцинкованного листа, огибающего дом с тыльной стороны и обнимающего его основной объем нависающим сверху козырьком, создается с помощью имитирующих стальной блеск фасадных панелей. К ближайшему жилому дому здание, наоборот, «прирастает» плавной каменной дугой – глядя со стороны можно подумать, что оно будет опираться на кстати подвернувшегося «соседа». Однако по современным нормам такой прием невозможен, поэтому, рассказывает Алексей Бавыкин, прилегающие к жилому дому пять этажей – это навесная консоль, полностью принадлежащая конструкции нового здания. Оригинальное решение позволило добиться сразу многого, дав заказчикам дополнительные офисные площади, городу – необходимый по нормативам проезд во двор, а улице придало целостность и даже некоторую стройность.
Дело в том, что широкая дуга главного, благообразно-«каменного» фасада, выходящего на Нижнюю Красносельскую, решает сразу несколько задач. Он «сращивает» красную линию улицы, плавно соединяя два соседних здания и заодно – создавая иллюзорный изгиб траектории; с его появлением несколько стоящих по соседству разрозненных коробок превращаются в осмысленный ряд, который опознается как признак городского уюта, свойственного центру и утраченного на окраинах. Если взглянуть шире, эта же дуга фасада становится изысканной «кулисой» на фоне Елоховского храма, выстраивая вокруг него «благородное», осмысленное пространство, вызывающее в памяти циркумференции оград и полукруги барочных лестниц яузских дворцов, остатки которых доживают свои дни неподалеку.
Кстати заметим, что новое здание строится на месте двухэтажного дома, сейчас выходящего на красную линию улицы – в память о нем сюда вынесена кирпичная полукруглая арка входа, знаково отмечающая место предшественника. За аркой - газон-палисадник с тремя деревьями, дорожка под стеклянным козырьком: фрагмент обустроенного пространства, принадлежащий одновременно городу и дому.
Получается, что дом не просто отражает главный исторический конфликт квартала, а живет им, погружается в него и выныривает, вооруженный собственным решением локальной градостроительной проблемы. Он сращивает не только прореху на линии улицы, а наглядно объединяет две разнородные «материи» – «каменная» часть проходит сквозь «металлическую», прорастает из нее чередой прямоугольных балконов, напоминая стык двух изготовленных на заводе деталей, очень разных, но точно пригнанных одна к другой. Все вместе ненавязчиво штопает городскую ткань, делает невзрачной улице маленькую «пластическую операцию»: тут, там добавить – и глядите, уже хорошенькая.Офисное здание на ул. Нижняя Красносельская, вл. 39, стр.1 © Алексей Бавыкин и партнёры
Офисное здание на ул. Нижняя Красносельская, вл. 39, стр.1 © Алексей Бавыкин и партнёры
Офисное здание на ул. Нижняя Красносельская, вл. 39, стр.1 © Алексей Бавыкин и партнёры
Офисное здание на ул. Нижняя Красносельская, вл. 39, стр.1 © Алексей Бавыкин и партнёры
Офисное здание на ул. Нижняя Красносельская, вл. 39, стр.1 © Алексей Бавыкин и партнёры
|