English version

Парадное построение

Три кирпичных квартала жилого комплекса «Ривер Парк» раскрываются на воду террасами. Каждый квартал образует задник и две кулисы, а дворы на подиумах, предназначенные только для жителей, становятся как бы сценами, воспринимаемыми с реки. Благоустроенная набережная, доступная всем горожанам, дополняет выстроенную здесь иерархию приватной, полуприватной и публичной городской жизни.

mainImg
Мастерская:
ADM http://adm-arch.ru
Проект:
Жилой комплекс «Ривер парк»: кварталы 1-3
Россия, Москва, ЮАО, ул. Речников, вл. 7, к. А, 1,2,3

2017 — 2018 / 2018 — 2022

Заказчик: AEON, ФЕРРОСТРОЙ
Инженерный раздел: ООО «Проектно-производственная фирма «АК»
Конструктивный раздел: ООО «ИНГРАД Проект»
ЖК «Ривер Парк» компании AEON и Феррострой возводят на юге Москвы – его территория вытянута вдоль западного берега Нагатинского затона. Первые шесть южных кварталов «Ривер Парка», распложенных в южной части со стороны города, построены по проекту АБ «Остоженка» в 2013–2018. Пять следующих блоков, выстроенных в ряд севернее вдоль берега затона, в 2017 году были заказаны бюро ADM Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой. Два квартала, расположенные ближе к реке, сейчас находится в процессе реализации. Три других, занимающие центральную часть комплекса, реализованы и сданы; они состоят из 9 корпусов высотой от 16-ти до 18-ти этажей. Их мы сегодня и рассмотрим. 

Общая структура «Ривер Парка» представляется исключительно удачной. Это три квартала с разомкнутым контуром. То есть каждый квартал состоит из трех отдельных домов, проход между домами есть, но воспринимаются они как единый квартал.
  • zooming
    1 / 5
    Жилой комплекс «Ривер парк»: кварталы 1-3
    © ADM
  • zooming
    2 / 5
    Жилой комплекс «Ривер парк»: кварталы 1-3
    © ADM
  • zooming
    3 / 5
    Жилой комплекс «Ривер парк»: кварталы 1-3
    © ADM
  • zooming
    4 / 5
    Жилой комплекс «Ривер парк»: кварталы 1-3
    © ADM
  • zooming
    5 / 5
    Жилой комплекс «Ривер парк»: кварталы 1-3. Разрез
    © ADM

Причем здесь применен театральный принцип. Три стены у квартала есть: задник и две кулисы, а передней стенки нет, и перед зрителями, плывущими на речных трамвайчиках или гуляющими по нижней набережной, раскрываются как бы три сцены. Потому что дворы кварталов подняты на стилобаты, а под стилобатами, разумеется, спрятаны парковки. Но со стилобатов можно спуститься по двум лестницам, слева и справа от двора, то есть как бы со сцены в зал, на очень уютную набережную. Часть набережной, примыкающую к жилому комплексу, также спроектировало бюро ADM.
  • zooming
    1 / 4
    Жилой комплекс «Ривер парк»: кварталы 1-3
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM
  • zooming
    2 / 4
    Жилой комплекс «Ривер парк»: кварталы 1-3
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM
  • zooming
    3 / 4
    Жилой комплекс «Ривер парк»: кварталы 1-3
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM
  • zooming
    4 / 4
    Жилой комплекс «Ривер парк»: кварталы 1-3
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM

Кварталы разделены проездами, которые одновременно служат общественными бульварами, открытыми, как и набережная, для горожан: по ним можно попасть из западной части комплекса и от старого микрорайона, от Судостроительной улицы, к берегу затона. Но над проездами переброшены пешеходные мостики, соединяющие кварталы в верхнем уровне приватных дворов и предназначенные только для жителей. 

Пешеходные мосты – предмет гордости архитекторов. Они начинаются в квадратных арках бежевых корпусов и соединяют их с проходом между домами следующего квартала. Таким образом жители «Ривер Парка» и их дети могут перемещаться внутри трех кварталов по второму ярусу, не спускаясь на проезжую часть и не пересекаясь с общегородским пространством. 
  • zooming
    1 / 3
    Жилой комплекс «Ривер парк»: кварталы 1-3
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM
  • zooming
    2 / 3
    Жилой комплекс «Ривер парк»: кварталы 1-3
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM
  • zooming
    3 / 3
    Пешеходный мостик перехода между кварталами. Жилой комплекс «Ривер парк»: кварталы 1-3
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM

Дворы, как и кварталы в целом, организованы весьма театрально. Выход во дворы на подиумах осуществляется из высоких лобби. Во дворах высажены сосны (глубину грунта архитекторы специально предусмотрели достаточную для корней деревьев), устроены детские площадки, а ближе к набережной – зоны для барбекю. И даже установлено соответствующее оборудование. Самые эффектные элементы дворов – так называемые сандеки (sundeck – солнечная терраса по-английски) – стеклянные мостики с деревянными настилами, вынесенные над набережной, на которых стоят шезлонги, чтобы греться на солнышке и загорать. Это не мосты в полном смысле слова, они никуда не ведут, но, как в парке Зарядье, делают петлю. По ним можно совершить обход по кругу, по треугольнику или по каре – в каждом дворе своя форма солнечной террасы. И смысл их, по мнению Андрея Романова, в том, чтобы приблизиться к воде. Это трансгрессия полуприватного пространства жителей в город – по сути, выходы к рампе.
  • zooming
    1 / 7
    Жилой комплекс «Ривер парк»: кварталы 1-3
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM
  • zooming
    2 / 7
    Жилой комплекс «Ривер парк»: кварталы 1-3
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM
  • zooming
    3 / 7
    Жилой комплекс «Ривер парк»: кварталы 1-3
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM
  • zooming
    4 / 7
    Жилой комплекс «Ривер парк»: кварталы 1-3
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM
  • zooming
    5 / 7
    Жилой комплекс «Ривер парк»: кварталы 1-3
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM
  • zooming
    6 / 7
    Жилой комплекс «Ривер парк»: кварталы 1-3
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM
  • zooming
    7 / 7
    Жилой комплекс «Ривер парк»: кварталы 1-3
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM

Взаимопроникновение дворов и набережной, полуприватных зон и публичного пространства – это интересный подход. С одной стороны, возникает визуальный контакт между жителями и городской публикой, с другой стороны – фактическое проникновение посторонних людей с набережной во двор невозможно, а наоборот – пожалуйста (через прозрачную ограду владельцам квартир «Ривер Парка» доступен проход по карточке). Есть еще и частные пространства стеклянных террас – полностью приватных пространств. Иерархия частных, полуприватных и публичных пространств выстроена со всем вниманием.
  • zooming
    1 / 3
    Жилой комплекс «Ривер парк»: кварталы 1-3
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM
  • zooming
    2 / 3
    Жилой комплекс «Ривер парк»: кварталы 1-3
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM
  • zooming
    3 / 3
    Жилой комплекс «Ривер парк»: кварталы 1-3
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM

Если продолжить театральные ассоциации, то набережная играет роль оркестровой ямы. В любом случае многоуровневый город в таком изводе – это находка Андрея Романова. Даже если бы дома не обладали индивидуальной, тщательно разработанной пластикой, одной структуры бы хватило для успешной организации комплекса. Но дома разные и по-своему примечательные.
Мы применили в «Ривер Парке» три типа домов. Первый тип – красная башня. Фасад строится так: здание начинается от простой сетки и переходит к складчатой фактуре. Эркеры наверху объемные, а внизу они как бы растворяются в плоскости стены. Таких башен у нас три, они выступают к набережной. Второй тип – бежевый ступенчатый дом, на котором мы по просьбе заказчика сделали каскад террас, выходящих на воду. Таких домов тоже три. Третий тип – корпуса с набегающими эркерами, которые стоят в глубине. Здесь использован тот же принцип постепенного наращивания объема эркеров к верхним этажам, но в отличие от башен это происходит асимметрично, придавая динамику фасаду.

Так возник четко структурированный ритм объемов: вертикальные красные корпуса, раскрывающиеся кверху похожей на цветок «гармошкой» – и горизонтальные светлые корпуса, чей торец решительно срезан террасами, представляют два полюса, две противоположности. Дальний корпус связывает их как фон – отчасти впитывая все приемы, он становится переходом-перемычкой, примиряющей два полюса. Между тем если смотреть с противоположного берега затона, чередование читается как очень определенное, построение – как на парад.
Жилой комплекс «Ривер парк»: кварталы 1-3
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM
Жилой комплекс «Ривер парк»: кварталы 1-3
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM

Пластика красных корпусов особенно интересна. В нижних этажах треугольный контур окон углублен, а лопатки выступают углом – фасад получает зигзагообразный контур. Посередине плоскости простенков и окон выравниваются, а вверху угол окон, этаж за этажом, всё сильнее выступает вперед. Таким образом, если смотреть снизу вверх, мы наблюдаем поступательную инверсию объемов.
  • zooming
    Жилой комплекс «Ривер парк»: кварталы 1-3
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM
  • zooming
    Жилой комплекс «Ривер парк»: кварталы 1-3
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM

Решение поддержано незначительным изменением планов квартир от этажа к этажу – что надо признать одним их любимых приемов ADM architects. В этом приеме есть, однако, что-то родственное крепостной башне – этакому донжону, который «сторожит» квартал на каждом «внешнем» углу, южном, обращенном к городу.
  • zooming
    1 / 6
    Жилой комплекс «Ривер парк»: кварталы 1-3
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM
  • zooming
    2 / 6
    Жилой комплекс «Ривер парк»
    Предоставлено © ADM
  • zooming
    3 / 6
    Жилой комплекс «Ривер парк»
    Предоставлено © ADM
  • zooming
    4 / 6
    Жилой комплекс «Ривер парк»
    Предоставлено © ADM
  • zooming
    5 / 6
    Жилой комплекс «Ривер парк»
    Предоставлено © ADM
  • zooming
    6 / 6
    Жилой комплекс «Ривер парк»: кварталы 1-3
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM

Построение красных корпусов строго-сетчато, углы «закреплены» кирпичными лопатками. В светлых корпусах окна объединены попарно по горизонтали затемненным и углубленным простенком с «деревянной» фактурой. Но лент окна не образуют – скорее мы видим узор крупного зигзага, особенно на углах, где чередуются стеклянные углы и углы с кирпичным контуром. Кажется, что зигзаги вторят террасам на торцах корпусов: дома как будто бы на наших глазах «раскрываются» к реке, уступают, минимизируют материальность своего силуэта. 
  • zooming
    1 / 4
    Жилой комплекс «Ривер парк»
    Предоставлено © ADM
  • zooming
    2 / 4
    Жилой комплекс «Ривер парк»: кварталы 1-3
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM
  • zooming
    3 / 4
    Жилой комплекс «Ривер парк»: кварталы 1-3
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM
  • zooming
    4 / 4
    Жилой комплекс «Ривер парк»: кварталы 1-3
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM

Террасы, размещенные на пяти этажах, с одиннадцатого по шестнадцатый,  – безусловно выигрышное решение. Они достаточно просторны, с них открывается вид на воду и городскую панораму.
Жилой комплекс «Ривер парк»: кварталы 1-3
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM

Торцы светлых корпусов разделены на две половины, террасы слева и справа смещены так, чтобы с одной не было видно другую, что делает пространство приватным, сродни тому, что мы привыкли ожидать от дачного или курортного домика – весь силуэт, конечно же, напоминает о Средиземноморье. Ограждения – стеклянные безимпостные, деликатно обеспечивают безопасность, не вторгаясь в панораму. Террасы оказались востребованы, и квартиры с ними были проданы очень быстро.
  • zooming
    1 / 3
    Жилой комплекс «Ривер парк»
    Предоставлено © ADM
  • zooming
    2 / 3
    Жилой комплекс «Ривер парк»: кварталы 1-3
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM
  • zooming
    3 / 3
    Жилой комплекс «Ривер парк»: кварталы 1-3
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM

У бюро ADM большой опыт «тактильных» кирпичных фасадов для клубных домов в центре Москвы, и здесь он применен в полной мере в несколько более массовом, хотя и высокого класса, жилье. Все фасады облицованы клинкером Hagemeister. Красные башни чередуются с бежевыми, те и другие фасады не монохромны, а являются миксами благородных оттенков. Корпуса, расположенные в глубине, высветляются снизу наверх от коричневого к песочному цвету.

Во многих квартирах есть французские окна до пола с металлическими оградами. Там, где окна обычные, все ажурные металлические решетки в нижней части окон, маскирующие кондиционеры, выполнены по авторским рисункам. Некоторые вертикальные простенки воспроизводят  деревянные панели. Все это вместе создает интересную для рассматривания, хорошо детализированную  поверхность, а применение натурального долговечного клинкера вместе с ясно артикулированной структурой и другими авторскими идеями обещает архитектуре «Ривер Парка» долгую жизнь.  

Поставщики, технологии

представительство компании АО «Фирма «КИРИЛЛ» на Архи.ру Для ЖК «Ривер парк» в качестве основного фасадного материала был выбран клинкер Hagemeister формата NF 240x23x71 толщиной 23 мм. Клинкер используется здесь для формирования крупной, многомерной пластики фасадов. Часть секций решена в светлых кремовых тонах, часть – в терракотово-коричневых. Цветовой микс кирпича проявляет графичность фасадов, подчеркивает детали – эркеры, изломы и криволинейность которых формируются с помощью особой сложной кладки кирпича.
ZIAS
Мастерская:
ADM http://adm-arch.ru
Проект:
Жилой комплекс «Ривер парк»: кварталы 1-3
Россия, Москва, ЮАО, ул. Речников, вл. 7, к. А, 1,2,3

2017 — 2018 / 2018 — 2022

Заказчик: AEON, ФЕРРОСТРОЙ
Инженерный раздел: ООО «Проектно-производственная фирма «АК»
Конструктивный раздел: ООО «ИНГРАД Проект»

07 Декабря 2021

ADM: другие проекты
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Поворот ядра
Остроумное и емкое пластическое решение – поворот каждого этажа на N градусов – дал ансамбль «танцующих» башен, подобных друг другу, но разных; простых, но сложных. Авторы тщательно продумали один узел и немало повозились с конструкцией колонн, все остальное «было просто». Да, еще стены ядра на каждом этаже развернули – для максимальной эффективности офисных пространств.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Чикагские лауреаты 2024
Премия The International Architecture Awards отметила сразу семь российских проектов – четыре из них стали победителями в различных номинациях, еще три удостоились почетного упоминания. Рассказываем о каждом.
Склонение башен
Три башни ЖК «Новоданиловская 8» – новый, и самый высотный, сосед Даниловских мануфактуры, «форта», «плазы», дополнение целого куста современной архитектуры от известных мастеров. При этом они здесь единственные – жилые, самые высотные, и на непростом участке. Рассматриваем, как архитекторы Андрей Романов и Екатерина Кузнецова решили непростую задачу.
Ось Савеловского
БЦ в окружении крупной городской развязки у Савеловского вокзала берет на себя роль пространственной оси – то есть оси вращения: закручивается спиралью, чередуя идеальное стекло этажей с глубокими уступами междуярусных перекрытий, в которые спрятаны изобретенные архитекторами форточки. Оно скульптурно и претендует на роль нового городского акцента несмотря на сравнительно небольшой – девятиэтажный – рост.
Пять сестер
Пять башен Ривер Парка на Кутузовском, на берегу Москвы-реки и недалеко от Москва-Сити, стали новым этапом творческого развития архитекторов бюро ADM: именно здесь они начали эксперименты со стеклянными высотками, с одной стороны, компактно-силуэтными, а с другой – оживленными пластикой эркеров.
Клинкер Hagemeister – ведущая партия в проекте
Для строительства ЖК «Ривер парк», спроектированного архитектурным бюро ADM, использовалась клинкерная плитка Hagemeister в специально созданных для этого комплекса сортировках и миксах – эксклюзивных и неповторяющихся ни в одном другом проекте.
Маяк Нагатинского
В четвертом и пятом кварталах ЖК «Ривер Парк» – угловых, выходящих к реке практически vis-a-vis с будущим Южным портом, ADM architects развивают темы двухуровневого города с пешеходными мостиками между дворами и усиливают театральность каскадных террас с роскошными видами. Большинство террас частные, но есть одна общественная. Городу будет принадлежать и набережная, благоустроенная на основе бывших доков.
Ритмическое соответствие
Дом первой очереди проекта Ленинский, 38 – светлая пластина, вытянутая в глубине участка параллельно проспекту – можно рассматривать как пример баланса контекстуальной уместности и пластической, также как и фактурной, детализации, организованной сложным, но достаточно строгим ритмом.
ADM 2006–2021
В новой книге-портфолио ADM architects, посвященной 15-летию бюро, 37 проектов, все реализованные или строящиеся. Публикуем интервью с главой бюро Андреем Романовым и сообщаем, что теперь книгу можно купить на ozon.
Этюды о стекле
Жилой комплекс недалеко от Павелецкого вокзала как символ стремительного преображения района: композиция с разновысотными башнями, изобретательная проработка витражей и зеленая долина во дворе.
Внутри рисованной сетки
При проектировании комплекса апартаментов PLAY в Даниловской слободе архитекторы бюро ADM сделали ставку на образность постройки. Наиболее ярко она проявилась в сложносочиненной сетке фасадов.
Быть в центре
Апарт-комплекс в центре делового квартала с веерными фасадами и облицовкой с эффектом терраццо.
Живой рост
Масштабный жилой комплекс AFI PARK Воронцовский на юго-западе Москвы состоит из четырех башен, дома-пластины и здания детского сада. Причем пластика жилых домов – активна, они, как кажется, растут на глазах, реагируя на природное окружение, прежде всего открывая виды на соседний парк. А детский сад мил и лиричен, как сахарный домик.
Красный дом
В районе Новослободской появился Maison Rouge – комплекс апартаментов по проекту ADM, который продолжает начатую БЦ «Атмосфера» волну обновления квартала в сторону улицы Палиха
Возвышение двора
Жилой комплекс «Реноме» состоит из двух корпусов: современного каменного дома и краснокирпичного фабричного здания конца XIX века, реконструированного по обмерам и чертежам. Их соединяет двор-горка – редкий для Москвы вариант геопластики, плавно поднимающейся на кровлю магазинов, выстроенных вдоль пешеходной улицы.
Дуэт в Филях
Вторая очередь жилого комплекса Filicity, спроектированная бюро ADM, основана на контрасте стеклянного 57-этажного 200-метрового небоскреба и 11-этажного кирпичного дома. Высотка утверждает футуристичный вектор в московской жилой архитектуре.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
Сложение растущего города
Жилой квартал «1147» разместился на границе старого «сталинского» района к северу и активно развивающихся территорий к югу от него. Его образ откликается на эту непростую роль: многосоставные кирпичные фасады – разные у соседних секций, их высота от 9 до 22 этажей, и если смотреть с улицы кажется, что фронт городской застройки из длинных узких объемов складывается в некий сложный ряд прямо у нас на глазах.
Подвижность модульного
В ЖК Discovery ADM architects предложили современную версию структурализма: форма основана на модульных ячейках, которые, плавно выдвигаясь и углубляясь, придают контурам объемов сдержанную гибкость, «дифференцированную» поэлементно. Пластично-ступенчатые фасады «прошиты» золотистыми нитями – они объединяют объемы, подчеркивая рельефность решения.
В три голоса
Высотный – 41-этажный – жилой комплекс HIDE строится на берегу Сетуни недалеко от Поклонной горы. Он состоит из трех башен одной высоты, но трактованных по-разному. Одна из них, самая заметная, кажется, закручивается по спирали, складываясь из множества золотистых эркеров.
Динамика проспекта
На Ленинградском проспекте недалеко от метро Сокол завершено строительство БЦ класса А Alcon II. ADM architects решили главный фасад как три объемные ленты: напряженный трафик проспекта как будто «всколыхнул» материю этажей крупными волнами.
LIFE на берегу Сетуни
В долине реки Сетунь, в районе Верейской улицы выросли два новых квартала ЖК «LIFE-Кутузовский» по проекту ADM arhcitects. У них есть собственный бульвар с ритейлом и небольшой прибрежный парк.
Похожие статьи
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Перспективный вид
Бюро CNTR предложило для нового района Екатеринбурга концепцию делового центра, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволил бы зданию претендовать на звание пространственной доминанты района.
Технологии и материалы
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
Сейчас на главной
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Свет и камень
DA bureau разработало для обувной сети Ekonika новую концепцию оформления магазинов, первым из которых стал флагманский шоу-рум в «Афимолле». На смену респектабельности пришла актуальная женственность, воздушность и легкая ирония.
Выбирая лучшее
Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».
Гламур без излишеств
Форма идеального минимального жилища волнует архитекторов не одно десятилетие, начиная от крошечного «Кабанона» Ле Корбюзье, построенного на Лазурном берегу в 1952 году, до «Жилища первой необходимости» Нормана Фостера, показанного на 18-й Венецианской биеннале, и современных модульных кабин Nokken. Каждая эпоха по-своему отвечает на вопрос, как мало пространства человеку действительно нужно для жизни. «Хижина», спроектированная бюро Arhbro, продолжает эту традицию.
Современная изба
Современная изба – это оксюморон, потому что сама суть избы заключена в ее архаичности, простоте и резистентности к изменениям. Она была утилитарным жилищем, построенным по веками выверенным канонам, где каждая деталь имела функцию и символику. Попытка придать ей современность часто приводит к стилизации под народный стиль с декоративными излишествами. Создание современной избы в рамках архитектурных приличий – редкость. Но иногда, как в случае с проектом AI-architects, это удается.
Концептуальные музеи
Показываем проекты бакалавров 4 курса кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, выполненные под руководством Оскара Мамлеева и Ивана Колманка. Все посвящены музеям, а для публикации преподаватели выбрали работы самых увлеченных авторов. Все музеи, правда, более чем не обычны.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Следующий уровень
Руководители Центрального университета поставили во главу угла новаторство как в методике обучения по системе STEM, так и в уникальности интерьеров, разработанных командой ABD Architects.
Точки роста
Дипломные проекты выпускников кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ традиционно охватывают широкий спектр тем. В этом году среди них – исследование ансамблей набережных в Москве, творчество авангардиста Виктора Калмыкова, анализ послевоенного социального жилья в Лондоне и феномен цифровых плоскостей в городе.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Деревянный пролет
Компания «Норвекс НЛК» и проектная группа «Поле дизайн» построили пешеходный мост через судоходный канал в коттеджном поселке Ленинградской области. Мост выполнен из гнутой древесины и не имеет опор в воде, благодаря чему органично вписывается в ландшафт береговой линии.
АрхиWOOD-16: со вкусом к жизни
В этом году премия получила рекордное количество заявок: одних только загородных домов в длинном списке было 44. Однако вновь обошлось без яркого гран-при, было учреждено лишь два специальных приза в небольших номинациях. Отмеченные наградами проекты – все до одного, от усадьбы до вышки сотовой связи – говорят о желании отдыха, эскапизма и радости: уехать от большого города, смотреть на воду и деревья, сделать что-то руками и никуда не торопиться.
True-ля-ля в квадрате
Сетевые рестораны обычно – не самая креативная типология. Но ESENINS design studio опровергает эту точку зрения интерьером уже четвертого кафе сети True Cost, в котором архитекторы вновь находят оригинальное прочтение ее дизайн-кода.
По волнам памяти
Говорят, в советское время выпускники архитектурных вузов могли спроектировать завод или целый микрорайон, но почти ничего не знали о планировке частного дома. Сегодня все иначе: не потому, что студенты стали лучше разбираться в индивидуальном жилье, а потому что промышленные объекты их мало интересуют. Их основная миссия – работа с наследием: переосмысление руин, реновация заброшенных фабрик, фестивали в опустевших деревнях, проекты, связанные с памятью места. В этой подборке – самые интересные дипломы выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
Шепот песка
Бюро HAAST спроектировало многофункциональный спа-комплекс в Алматы, чтобы воплотить мечту заказчицы о пространстве, оказывающем терапевтический и расслабляющий эффект благодаря дизайну интерьера.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.