В отличие от «Ривер Парка – 1», где девять домов трех типов группировались в три квартала, все пять домов углового квартала разные по форме и плану. И каждый облицован клинкером своего оттенка. Однако в целом «Ривер Парк – 2» продолжает идеи первой очереди, если говорить о чередовании цвета, натуральном клинткере, а также – о театральности подхода, восприятии реки и набережной как партера, а архитектуры – как спектакля. Если в первой очереди кварталы раскрывались на реку по принципу: две кулисы и задник, а двор на подиуме – сцена, то во второй очереди этот принцип развит в ином ключе.
Главный дом, авторы называют его Дом-маяк, обращен к повороту затона открытым углом – два его корпуса, восточный и северный, спускаются к углу террасами от 17 и 12 этажей до трех. Это выглядит как раздвигающийся занавес – дом расступается амфитеатром. Здесь расположено одно из самых широких мест Москвы-реки – Перервинский плес, и от «раскрытого» угла дома, с его террас, из окон и из соседних домов будет открываться вид на приблизительно 800 метров водной глади; в километре слева вскоре должны замаячить башни Южного порта. Словом, панорама будет потрясающая, нью-йоркская такая панорама.
Определенно, на углу, презентующем весь комплекс со стороны реки, можно было бы поставить башню-доминанту, какую-то повышенную пирамиду, и такие варианты тоже рассматривались – эскизов было сделано достаточно много. Но закрытый угол мешал правильно организовать инсоляцию других корпусов – именно поэтому архитекторы ADM, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, пришли каскадному вырезу объема, «башне наоборот»: акцентом служит не масса и не объем, а выемка и ее контуры. Однако форма перевернутого конуса, ступенчатой диагонали, считывается глазом как заметная – также как и вертикали уступчатых торцов. Дом сохраняет роль пространственного акцента: поэтому он «Дом-маяк». К тому же он и расположен на углу затона, на месте маяка.
Светлый тон и ступенчатая форма перекликаются с северными корпусами первой очереди, выстраивая, таким образом, некоторую преемственность: как будто дома с террасами развернули и состыковали «носами».
Однако рисунок фасадов Дома-маяка – не горизонтальный, а клетчатый, тон – светлее, шаг террас – через один этаж по вертикали, что усиливает наклон и позволяет уступам спуститься ниже, до третьего, как мы помним, этажа. Торцы, как и в домах первой очереди, поделены по вертикали на две половины, но здесь террасы слева и справа чередуются иначе, через 2 этажа с шахматным сдвигом, что так же, как и в первой очереди, позволяет добиться деликатной защищенности каждого приватного, но открытого пространства от взглядов ближайших соседей.
Там, где на углу высота дома понижается до трех этажей, на кровле образуется просторная терраса-перемычка с хорошим видом и на двор дома, и, прежде всего, конечно, на воду реки. Эта терраса задумана как общественная, доступная для отдыха всех жителей, и в то же время на ней можно будет арендовать часть пространства для праздников и мероприятий, к примеру, чтобы пожарить еду на газовом барбекю (такие устройства уже установлены во дворах первой очереди Ривер Парка). Заметим, что на крышу третьего этажа выходят окна и частные террасы некоторых квартир. Предполагается, что обитатели комплекса будут ощущать себя единым комьюнити, так что соседи воспримут праздники лояльно (с другой стороны, покупая квартиру рядом с общественной террасой, люди ведь и должны быть готовы к добрососедским отношениям).
Таким образом здесь мы видим вариант актуального современного подхода к сообществу жильцов дома – о комьюнити-центрах говорят достаточно много – в данном случае сообществу отдана самая выигрышная, ключевая точка пространства, образно говоря, место «факела маяка» – что немало. Кроме того, общая терраса принимает участие в общем градиенте пространств разной степени доступности: предположим, террасой будут пользоваться в основном жильцы углового дома. При этом приватные дворы всех кварталов ADM architects, от 1 до 5, расположены на стилобатах в уровне кровли высоких первых этажей – они будут соединены между собой и с тремя кварталами первой очереди пешеходными мостиками, так что ребенка можно будет, условно говоря, отпустить гулять по всем игровым площадкам, не беспокоясь о его безопасности. И жители смогут перемещаться в рамках всего комплекса, не контактируя с машинами и людьми из внешнего мира. Так комплекс стал «двухуровневым городом» – в этом решении архитекторы ADM, по словам Андрея Романова, ориентировались на Хафен-Сити в Гамбурге.
Первые этажи во всех кварталах ADM – примерно 7 м высоты. В середине всех стилобатов размещены парковки, по внешнему контуру лобби и ритейл: кафе, магазины и любимые жителями салоны красоты.
И наконец, вокруг, в уровне города возникают пространства, доступные, с одной стороны, для машин – авторы прорезали стилобат «каньонами» и устроили разворотные площадки, которые позволяют такси, к примеру, высадить пассажиров. С другой стороны, все проезды между кварталами и все набережные затонов доступны для пешеходов – вообще всех горожан. В будущем мы сможем пройти беспрепятственно вдоль берега затона (отчасти это можно уже и сейчас), затем повернуть налево, рассмотреть все панорамы, посидеть в кафе, вернуться. Это открытое городское пространство.
Во второй очереди значительная часть набережной относится к берегу Западного залива Натагинского затона. Раньше здесь были доки, в них заходили корабли, и набережная, и доки – федеральная территория, на которой запрещено капительное строительство и радикально менять ничего нельзя. Поэтому Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, проектируя набережную второй очереди, включили доки в благоустройство, перекинув через них цепь круглых деревянных мостиков.
***
Но вернемся от общественных пространств разной степени доступности к архитектуре корпусов. В них узнаваемы как предшествующие опыты ADM, так и новые варианты, родственные их пластическим предпочтениям.Вторым, после Дома-Маяка, объемным акцентом комплекса становится треугольная в плане 19-этажная краснокирпичная башня. Треугольник – почти равносторонний. Один его угол обращен к Западному заливу, а прилегающие стороны составлены из треугольных окон-эркеров и в плане ступенчаты. Эркеры снабжены открытыми, консольно вынесенными балконами – уменьшенными подобиями террас; углы с балконом и без чередуются в шахматном порядке. Балконы сохраняют стабильные размеры на всех этажах – но при взгляде снизу вверх в перспективе будет казаться, что дом растет и нависает, как какой-нибудь мукарнас у Синана.
Главный угол срезан и уплощен; на его верхних этажах устроены три отступающие террасы. При взгляде анфас они поддерживают иллюзию расширения кверху. Таким образом, если угловой дом перекликается с северными ступенчатыми корпусами первой очереди, то этот – становится отзвуком ее красных башен со складчатыми, расширяющимися кверху фасадами. Решение не повторяется буквально, но лейтмотив, объединяющий комплекс в единое целое, почувствовать можно.
Следующий краснокирпичный корпус завершает ряд зданий, выстроенных ADM по кромке Западного залива – его форма спокойнее, хотя игра с ростом квартир и эркеров использована и здесь: торец дома раскладывается, как веер, в стремлении уловить больше угловых видов и формируя, в то же время, градуированное разнообразие планировочных решений квартир.
В отличие от террас и «ершистых» балконов с их нависающими углами, этот прием надо признать многократно опробованным авторами в других проектах: вспомним ЖК Discovery и «Новоданиловскую, 8». Три других фасада подчинены очень спокойной сетке с квадратными окнами и неглубокими «филенчатыми» уступами.
Тот же прием «веерного» нарастания использован и на торцевых фасадах светлого протяженного дома, вытянутого вдоль дальней границы участка. С восточной стороны его фланкирует еще одна красно-кирпичная башня – чередование светлого и темного, таким образом, выдержано во всем комплексе.