Композицию мы делали вместе, так как дома требовалось взаимно увязать и по планировкам, и по инсоляции. Но дальше, когда общая композиция определилась, пластику фасадов каждая команда разрабатывала индивидуально, и мы увидели окончательную версию другой команды лишь в самом конце. У наших коллег получились более лаконичные дома, у нас – более пластичные.
Таким образом, задача архитекторов ADM состояла, в числе прочего, в том, чтобы подчеркнуть «фасадный», обращенный к городу контур комплекса, состоящий из двух домов: в угловом светлом 31 этаж, в темном – 23.
ADM architects предложили динамичный прием: объемы кажутся собранными из двухъярусных ячеек, которые приобретают «подвижность» в акцентных точках, на углах. Кажется, что ячейки, прочно связанные силой внутренней устойчивости, слегка «потянули за углы», слепили форму, придали пластичность контуру. Структура «подвижных» ячеек напоминает ли раскрадывающийся веер, то ли меха аккордеона «на вдохе», то ли плиссированную ткань, растянутую по каркасу.
Торцы двух объемов стали выраженно-диагональными, а светлый угловой дом, который в данном случае занимает главную позицию, получил еще и уступ-талию по протяженным сторонам, так что его план стал похож на песочные часы, а объем при взгляде как со стороны двора, так и, что в градостроительном отношении важнее, с перекрестка – на «дом-книжку».
Дом-книга, напоминающий о знаменитом СЭВ лишь отдаленно – главный, фасадный корпус комплекса, акцент, привлекающий к нему внимание в городе. Представители девелопера рассказывают, что форма удачно совпала с риелторским названием Discovery – «открытие», – согласно своему бренду, ЖК позиционируется как дом для людей, «открытых миру», на что указывает и форма раскрытой книги, и большие панорамные окна.
Дом-пластина целиком подчинен диагональному движению – как будто «шагает» вдоль проезда, – а его темный тон служит переходом к коричневому цвету башен коллег во дворе, – вместе с ними корпус образует «фон», подчеркивающий светлый колорит углового дома, визуально выдвигая его на первый план как лидера всей композиции.
В целом перпендикулярные друг другу два дома, сходные по структуре и рисунку, но различные по высоте и силуэту, образуют пару, контрастно перекликаясь между собой как светлое и темное, вертикальное и протяженное, может быть, даже инь и янь.
Ячейки, из которых складывается форма, напоминают прием структурализма 1970-х, за тем исключением, что меняется не столько расстановка, сколько – понемногу – их размер. Связь этой остроумной кинетической формы, этого веерного построения с квартирографией есть, но не прямая. «Все хотят, чтобы квартиры постепенно увеличивались от маленьких до больших с маленьким шагом. И чтобы большие квартиры были наверху, а маленькие внизу. Вы проектируете однушку, она с каждым этажом становится все больше и превращается через два этажа в маленькую двушку. Двушка, постепенно увеличиваясь, через несколько этажей, превращается в маленькую трешку. В ЖК Discovery нарастание идет не только по вертикали, на фасадах окна тоже расширяются от центра к периферии. Конечно, это не прямое подобие квартирографии, а подгонка и увязка. Можно было бы сделать это и в прямом доме, но мы предпочли более интересный вариант», – говорит Андрей Романов.
Двухъяэтажные ячейки артикулированы кирпичными рамами (облицованными керамической плиткой, на вид в целом неотличимой от кирпича). Ячейки напоминают блоки, поставленные краном на место, но еще не собранные окончательно – как будто бы переживают у нас на глазах «идею модульности», формулируют образ сборного дома – но на самом деле конструкции монолитные. Ячейки-модули строят форму и придают ей ощущение движения. Глаз воспринимает их как скорее одинаковые, что еще лучше работает на эффект «растяжения» дома, на нюансированный пластический парадокс.
Смысловые переклички с идеей «сборного блочного» дома, которые могут возникнуть при изучении формы обоих домов, с лихвой компенсированы «драгоценной» золотистой декоративностью – какие блоки? Скорее это ящики какого-то дорогого предмета мебели. За тему отвечают, прежде всего, узорные ограждения окон, совмещенные с корзинами для кондиционеров – из окрашенный напылением стали, золотистые рамы окон, цвет межэтажных вставок и торцов, – всё создает эффект драгоценного «подбоя», оттеняющего основную кирпичную поверхность. Узор решеток напоминает плотный нечитаемый курсив, как будто здание – отчасти письмо, причем золотыми чернилами.
Все золотистые элементы, и решетки, и «подбой», складываются в «нити», прошивающие в равной степени оба фасада, демонстрируя их родственность между собой и подчеркивая рельефность; наделяя форму «свечением» и блеском. Золотой цвет работает не только как признак ценности и дороговизны, но и в более общем смысле – как свет, объединяющий всё, визуальный аналог «силового поля», которое, как кажется, удерживает деконструктивистскую форму на грани легкого колебания материи.
Двор, ограниченный с двух сторон белой и черной жилыми пластинами, а с третьей стороны тремя башнями партнерского бюро, благоустроен, напомним, по проекту ADM architects. Он покрыт травяными холмами с растущими из них деревьями, которые, особенно осенью, красной и желтой листвой гармонируют с золотыми узорами фасадов. Покрытие для игр имеет плавные формы, как бы затекает между холмов. Столь же текучие формы приданы конструкции для лазания, многосоставной и многоуровневой, но в то же время единой и следующей пятну площадки.
Возвращаясь к архитектуре: архитекторам ADM как правило хорошо удается пластика стены. Начиная с дома на улице Берзарина, где благородная, с эффектом старой кладки, поверхность из кирпичной плитки и французские окна дополнялись своеобразными деревянными «ставнями», и заканчивая выразительной композицией ЖК «Малая Ордынка 19», где создано целых три варианта фактурной поверхности: клинкерная плетенка с фигурными решетками, камень с деревянными вставками и стеклянные волны. У архитекторов немалый опыт в этой области. Столь же интересно они работают с тектоникой фасада, как, например, в ЖК Vitality.
Композиция ЖК Discovery созвучна Vitality, поскольку также основана на контрапункте двух корпусов, протяженного и вертикального, темного и светлого, и наделена акцентированной пластикой, проявляющей глубину и рельефность фасада. Но Discovery – прямо по созвучию – идет несколько дальше: прогибает, лепит поверхности, усложняет и добавляет визуальной кинетичности методом сродни дискретному – то есть балансирует на грани простой, сдержанно-уменстной, и сложной, подвижной формы. Что, безусловно, наравне с «золотым подбоем», добавляет фасадам главных, акцентных корпусов комплекса сюжетной и визуальной ценности – прямо-таки в соответствии с известной максимой о том, что архитектурное решение способно существенно повысить ценность проекта.