История развития территории бывшей Даниловской мануфактуры и мест вокруг – пример развития этой тенденции; здания приобретают все большую высотность и вертикальные пропорции. Вначале был БЦ «Даниловский форт», затем реконструкция самой мануфактуры под кластер разной степени креативности, с ресторанами и дизайн-бюро. Потом между ними вырос, тоже офисный, «Данилов плаза» – в нем 12 этажей, и еще чуть позже с другой стороны от «форта» – тоже офисная, 18-этажная DM Tower (довольно подробный обзор местности можно найти здесь). Итак, мы видим, что фрагмент Новоданиловской набережной, тот, что напротив ЗИЛа, теперь ЗИЛАрта, интенсивно развивается, меняя «горизонтальное» направление на вертикальное. Здесь вырос прямо-таки «куст» новых зданий, территория заполнена целиком, довольно плотно.
ЖК «Новоданиловская, 8» – первый в этом месте крупный жилой комплекс среди офисных центров. И в то же время самый высотный: он состоит из трех башен высотой 100 м на стилобате. От набережной его отделяет «Даниловский форт», а от домов по Варшавскому шоссе к западу – склон высотой порядка 17 метров; в сущности, участок зажат между склоном и офисным комплексом. Башни выглядывают из-за «форта», обозначая, по прошествии 15 лет, новый масштаб развития местности; чем-то они напоминают усики гигантской цветной улитки из трогательного мультфильма семидесятых. «Форт» и ЖК совершенно разные, но между ними можно найти и переклички – к примеру, в обоих случаях фасады, обращенные к реке, изгибаются, пусть и по-разному; не потому ли, что много лет назад Андрей Романов и Екатерина Кузнецова работали над зданием «Даниловского форта» в составе бюро Сергея Скуратова?
Кроме того, согласно идее главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, ЖК «Новоданиловская, 8» и «Даниловский форт» теперь объединены пешеходной связью: со стороны Даниловской мануфактуры можно войти по лестнице на общественную площадь на кровле северной части стилобата, затем обойти башни слева, спуститься по ступопандусу и выйти на набережную через арку форта.
По правой руке здесь – витрины магазинов, расположенных во внешнем контуре стилобата, остальная часть которого отдана парковке. Когда арендные помещения заселятся, проход должен стать пешеходной городской улицей, продолжением общественной жизни «мануфактуры».
На правом углу перед входом на площадь установлен арт-объект – бочка, унаследованная от промышленного производства, которое здесь располагалось до строительства и форта, и ЖК, – причем ее сохранение в качестве «памяти места» было предметом отдельного соглашения при покупке территории группой «Самолет».
Контур участка, которому вторит стилобат – не просто протяженный, но еще и ломаный, зигзагообразный. Три башни поставлены примерно в его геометрическом центре и почти симметричны. Можно даже сказать, что план выстроен «покоем», так, как было принято в московских усадьбах: на месте «дворца» башня с продольным планом, на месте флигелей – поперечные. Сходство на уровне плана дополняют плавные уступы в нижних этажах средней башни, придающие плану форму песочных часов.
Дворов три: уже упомянутая общественная площадь, причем в первом этаже башни с ее стороны предусмотрены помещения для магазинов и кафе; центральный двор между домами – своего рода курдонер, для отдыха жителей.
Южный двор, в узком трапециевидном «аппендиксе» – для детей, там собраны игровые площадки. Он прикрыт склоном, бизнес-центром и отчасти южной башней, но вытянут меридионально и сдвинут к западу, так что светом обеспечен.
Сквозное движение между дворами выстроено с помощью двух зеркально-симметричных пилонад в торцах боковых башен: через одну можно войти с севера, с общественной площади на кровле стилобата, в средний двор, – затем пересечь его по диагонали направо и через другую такую же пилонаду попасть в дальний «детский» двор. Движение приобретает «изюминку», пространство дворов – разнообразие и многосоставность.
В архитектуре башен использован любимый прием ADM architects: пластика создана сдвигом этажей, постепенным, но последовательным. Одним из первых примеров его использования авторами был ЖК Discovery 2015 года, сейчас Романов и Кузнецова по-прежнему развивают тему, но уже в стекле, например, в High Life на Летниковской или башне Famous второй очереди ЖК Fili Towers. На «Новоданиловской 8» сетка этажей расчерчена светлой клеткой межэтажных и межоконных перекрытий равной ширины – так что плавное расширение, рост и нависание хорошо видны, даже акцентированы, особенно в профиль. Так растет дерево, чувствуя, откуда направлен свет.
Прием помогает сделать башни, в основе своей простые и честные, – чуть-чуть скульптурными.
Для высотных зданий – типологии, в рамках которой мы сейчас много работаем, поскольку она популярна в современной Москве, – очень важен силуэт. В сущности, задача архитектора состоит в том, чтобы поработать с объемом, «вылепить» форму в расчете на ракурсы, виды, прежде всего издали, но и с ближних точек тоже. Поэтому нам очень нравится прием смещения ячеек, он вполне доступен с точки зрения строительства и в то же время позволяет сформировать акценты, оживить пластику.
Эффект расширения вверх – довольно парадоксальный: мы привыкли, что традиционно башни сужаются пирамидой или шпилем, а тут – раскрываются, как дерево или цветок; в этом есть противодействие тяготению, поскольку дома растут так, как, казалось бы, не должны.
Плавное расширение дополняет фактура: простенки облицованы глазурованной плиткой, основной цвет белый, дополнительные – зеленый и красноватый, и гамма, и блеск напоминают модерн. Белый фон нужен для того, чтобы башни отличались от преобладающего здесь терракотово-красного тона, в том числе на фасадах Даниловской мануфактуры и DM-towers, а вкрапления красноватого и зеленого, напротив, реагируют на окружение. Оттенки подбирали, отбраковывая варианты, раз пять или семь, – рассказывают архитекторы.
Другая деталь – черные ажурные ящики для кондиционеров. Дугообразные и прямые чередуются в шахматном порядке, добавляя рельеф и ритм, а простой рисунок прорезного металла рифмуется с вкраплениями цветной плитки.
Безусловно, три башни на стилобате – признак нового этапа развития городского пространства Москвы, за последние годы они стали, практически, символом нашего времени, или как минимум одним из популярных форматов нового московского жилья. Они велики и в то же время нередко возникают в стесненных условиях, тесном окружении, в данном случае – очень современном, недавнем и от известных авторов. В него непросто было вписать башни. И тем не менее они прижились: высокие, клетчатые, симметричные, чуть склоняющиеся к реке – новая городская поросль.