Alcon II вписан во фронт красной линии Ленинградского проспекта, и, таким образом, представляет городу весь бизнес-центр в целом. Другая часть БЦ, построенная ранее – Alcon I, расположена за новым зданием в глубине участка и состоит из четырех квадратных в плане корпусов; над завершающей стадией его проекта также работали ADM architects. Поэтому, когда проект Alcon II рассматривали в 2013 на одном из первых архсоветов Сергея Кузнецова, Ханс Штиманн, бывший главный архитектор Берлина, который входил тогда в состав совета, рассказал, что он лично съездил в уже построенный БЦ Alcon I для изучения обстановки, и что получившееся там городское пространство, спроектированное ADM, включая фасады и благоустройство, ему понравились.
Надо сказать, что работа ADM architects с Alcon II началась даже раньше, чем их перепроектирование Alcon I, а именно, в 2007 году – тогда заказчик, компания Alcon Group, пригласил архитекторов подумать над судьбой здания, существовавшего на участке – достаточно тяжеловесного восьмиэтажного корпуса-балки позднесоветского времени. В 2007–2008 архитекторы предложили несколько вариантов (один из них – здесь), но дальше работа не продвинулась. К Alcon II удалось вернуться в 2012 году, в 2013 проект с успехом прошел архсовет и к 2014 был окончательно доработан. Строительство возобновилось в 2018 и завершилось сейчас, в 2020 году.
Проект осуществлен в точности так, как он был задуман и каким был принят архсоветом в 2013 году. И мне, и моему соавтору Екатерине Кузнецовой кажется, что здание неплохо вписалось во фронт застройки Ленинградского проспекта.
Знаю, что уже сейчас спрос на аренду в здании Alcon-II очень высокий, одна крупная компания переезжает из более ранних корпусов БЦ в этот, новый.
Знаю, что уже сейчас спрос на аренду в здании Alcon-II очень высокий, одна крупная компания переезжает из более ранних корпусов БЦ в этот, новый.
Итак, новый офисный центр вытянут вдоль проспекта, занимает пятно советского здания и теперь скрывает со стороны проспекта ступенчатые силуэты корпусов Alcon I. Под новым зданием – 3 этажа подземной парковки на 374 машиноместа, а его первый этаж совмещает площади для кафе и магазинов с лобби двух офисных блоков. Планировка – гибкая, коммуникационные ядра, как и полагается эффективному офисному зданию, в центре каждого блока. Сдавать площади в аренду планируется как целыми этажами, так и небольшими лотами. Архитекторы предложили нетипичное решение для системы центрального кондиционирования: вентвыходы обращены к тыльному фасаду и скрыты стеклом; на кровлю выведены только сухие градирни (в Alcon I было использовано подобное же решение).
Верхний этаж – полностью стеклянный с очень тонкой и редкой разгранкой и с большим отступом от края. Отступ образует просторные террасы – из офисов можно выйти на свежий воздух (террасы также есть и в верхних этажах Alcon I, поскольку заказчик, компания Alcon Group, считает террасы верхних этажей важным преимуществом современных офисных зданий). Верхний этаж – по образному выражению Андрея Романова, своего рода «офисный пентхаус», «чистая» высота от пола до потолка здесь – 5 м. Хотя в шести основных офисных этажах она тоже достаточно велика – 4,5 м, что, в сочетании с окнами «в пол», позволяет хорошо осветить офисные пространства естественным светом.
Высота первого этажа еще больше – 7 м, это больше, чем в среднем в проектируемых сейчас московских жилых домах (где норма высоты первого общественного этажа – 5-6 м).
Ярус общественного пространства – лобби и пространство арендной инфраструктуры – архитекторы решили подчеркнуто выразительно. Над тротуаром возвышается лишь небольшая выравнивающая лента цоколя, сантиметров десять высотой, но дальше, на все 7 метров от пола до потолка – моллированное стекло, крупное, с редкими швами, как большая «расплавленная» витрина. Объем здания визуально «левитирует» на светящейся «воздушной подушке», а изгибы стекла добавляют «гламурного» блеска.
В объеме первый ярус здания разделен не на две, а на три части, и с проспекта здесь открываются два прохода во двор Alcon I. В боковых блоках, помимо коммерческих площадей, размещаются лобби, а центральный блок – поменьше, его контуры гибкие и плавные, пространство внутри свободно и прозрачно, здесь лишь расставлены опоры основного каркаса. Шаг опор, белых и круглых в сечении – классические для офисов 8 метров. В первом этаже эти белые колонны в основном видны через стекло, поддерживая тему «дома на ножках», но иногда авторы оставляют опору открытой, как в створе западной арки-прохода, еще раз подчеркивая тем самым эфемерность стеклянной границы.
Боковые блоки вторят центральному в смысле гибкости и обтекаемости, но кое-где – в зонах входов в здание и в арках, стекло заменяет перфорированный металл с рисунком теней деревьев.
Первый этаж с его драгоценно-стеклянным «бутиковым» фасадом, безусловно, формирует первое яркое впечатление, которое здание – да прямо скажем, и весь комплекс, производит на пешехода. Это пространство – теплое, обжитое и яркое. Уже сейчас, как сообщают собственники комплекса, в здании в общей сложности арендовано 80% площадей.
Но основное внимание авторы проекта уделили пластике основных шести этажей, самых заметных с точки зрения города в целом – и автомобилистов Ленинградского проспекта. Успупы на торцах «устройняют» силуэт. А главный, обращенный к проспекту фасад собран в три ленты высотой по два этажа каждая. Ленты передней трети объема изгибаются крупными плавными волнами, работая на скульптурный эффект. В этой форме можно увидеть приемы Позднего Ренессанса, если не сказать барокко: фасад как объем, обладающий при этом «толщиной», которую можно «гнуть». Само новое здание становится таким «барочным фасадом» – скульптурной визитной карточкой, продолжением, завершением и репрезентативным представителем расположенного за ним бизнес-центра.
«Нашей идеей было образно отразить динамику движения по проспекту, – говорит Андрей Романов, – мимо проносятся машины, поднимают потоки воздуха, и своим фасадом мы как будто даем почувствовать эту «аэродинамику» через архитектуру здания».
Архитектор также рассказывает, что реализовать пересекающиеся ленты было достаточно сложно. Дело в том, что консольные выходы лент было необходимо было утеплить вверху и внизу, сохранив при этом целостность горизонтальных линий, – то есть не превратив ленты в «плетенку», сохранив ощущение материи, разрезанной по горизонтали иколышущейся в потоках воздуха. Проблему авторы решили, утеплив верх и низ изнутри, прорисовав диагональные скосы утепления. Узел получился сложным и трудоемким.
Как и в предыдущих корпусах Alcon I, вентфасады нового здания облицованы керамикой насыщенного терракотового цвета, что обеспечивает целостность комплекса и в какой-то степени созвучно колористике Ленинградского проспекта, но более всего цветности башен, построенных в начале 2000-х АБ «Остоженка» неподалеку. Так или иначе, а терракотовый цвет для Алкона – фирменный. Но в новом здании, во-первых, пропорции стройнее изначально и, кроме того, подчеркнуты удвоенным, вертикальным ритмом простенков. Вертикали чередуются с тонкими полосами и плавно меняют ширину на выступах лент, подчеркивая форму – как будто материя растягивается, истончается и становится «более стеклянной» на выступах.
Кроме того, рельеф фасадных терракотовых панелей отличается от Алкона I – он слегка волнистый, как будто составлен из гуськов и каблучков и напоминает вариант тонкого ордерного профиля, «размноженного» в высоту. И в то же время, конечно, рельеф панелей перекликается с «идеей волны» на фасаде и с подвижностью, «волнистостью» пластики здания в целом.
Так что БЦ Alcon II получился заметным и в архитектурном, и в градостроительном отношении. Нельзя не признать его отличной и очень современной, по выражению Андрея Романова, футуристичной, заменой старого советского здания, которому на главной трассе столицы было совершенно не место. Более того, надо признать, что сейчас, в наше время засилья многоэтажного жилья на проектом рынке Москвы, новое офисное здание в значимом месте, невысокое в общем контексте фронтальной застройки проспекта, и в то же время отличающееся пластичной, увлекающей глаз архитектурой – определенно, событие, оживляющее город и достойное внимания.