Так что «Ривер Парку» в общей сложности больше 10 лет, а если считать период работы ADM Architects – то семь, что тоже много. Все кварталы объединены открытой для горожан общественной набережной с магазинами, кафе и салонами в первых этажах; во всех, хотя и в разной степени, но в основном много где, присутствует тема ступенчатого спуска объемов к воде и террасы. Проектирование и реализация комплекса, совпала с началом развития интереса московских девелоперов и покупателей к открытым террасам – он был одним из тех, где в ходе реализации выяснилось, что квартиры с террасами покупают охотнее.
Решение двух третей комплекса, над которыми работали архитекторы ADM, отличает сочетание строгой регулярности, местами даже жесткости построения, абсолютное преобладание кирпича – и настойчивые поиски пластических акцентов, иногда деликатных, иногда почти мегалитических, крупных, уверенных жестов.
Именно здесь архитекторы отказались от вертикального объединения этажей по два и по три, отдав предпочтение «честной» клетке и балансу вертикали и горизонтали. Днем дома определенно-телесны, уверенно вылеплены; а вечером, в контр-журе и с подсветкой, выглядят как объемный каркас с неравномерным заполнением, местами свободно разорванный по краю. Светящиеся, как в пятнашках, окна – немало способствуют легкости восприятия.
В «Ривер Парке» у ADM впервые появилась и идея чередования торцевых террас в объеме, защищающая приватность соседей – благодаря чисто архитектурной изобретательности.
Так появился строго организованный вариант формы Habitat-a, уверенный скос из открытых ступенек. С безимпостным стеклом ограждений, которое тоже оттеняет своим фасады.
Наконец, здесь, в «Ривер Парке», ADM отработали технику организации приватно-общественного пространства для жителей: все кварталы объединены пешеходными мостами и арками, все дворы можно обойти «по верху»; там установлены разные детские площадки и зонированы места для отдыха взрослых, к примеру, оборудование для барбекю.
Здесь же авторы начали поиски новых подходов к форме: пластинчатые «сдвижки» этажей появились уже в Discovery в 2015 году, но именно в «Ривер Парке» возникли расширяющиеся кверху кирпичные складки, которые, особенно в ракурсе, делают дома похожими на цветы. Возможно, они стали началом последующих экспериментов ADM Architects с пластикой башен?
Новые, завершенные сейчас кварталы продолжают приемы и подходы, найденные в кварталах 1–3, но трактуют их более акцентно.
Одна из важных причин такого подхода – расположение на углу, причем не городском, а речном; угол в плане 90°, «прямой», и прямо перед ним находится створ – водораздел суши, связывающий рукотворные затон и залив с «Нагатинским рукавом» и с самой Москвой-рекой. Неудивительно, что в портовую бытность территории здесь располагался рабочий маяк. Теперь – артефеакт-маяк, на площади, где поворачивает линия берега.
Но главным акцентом в проекте стал не выступ и не башня, – а пауза.
Два светлых террасированных объема архитекторы развернули не перпендикулярно, а параллельно берегам. И использовали прямой угол встречи водных массивов: торцевые террасы одного смотрят на Западный залив, другого на Натагинский затон.
Между ними раскрывается вверх свободное пространство. Это важно – пауза как акцент. Она вторит разрыву между двумя берегами, даже визуализирует этот разрыв, «поднимает» его пластинами домов.
Подъем террас одинаковый, равномерный, но высота крыльев разная: так возникает баланс симметрии и асимметрии. Здесь еще хочется заметить, что два встречающихся на углу объема разницей своей высоты вторят отличию длины водных пространств, вдоль которых они выстроены – Западный залив короче Нагатинского затона. Любопытный контекстуальный нюанс, как и отклик на разрыв перешейка суши.
Тем временем в «месте встречи» двух корпусов, на углу, на высоте трех этажей возникает общественная терраса, аналог двора, но более камерный, для мероприятий и небольших посиделок. Отсюда видно и двор, и набережную, и воду, отсюда – интересный ракурс на поднимающиеся в две стороны террасы.
Оба корпуса углового дома по силуэту напоминают паруса, а пауза между ними – перевернутый треугольник. На абрис треугольника откликается контур плана соседней башни из красного кирпича. Она – редкий пример в портфолио ADM, других похожих у них на данный момент нет. Треугольный план дома сужается в сторону воды, а на фасадах акцентированы открытые балконы с подложкой медного блеска.
Они и ритмичны, и ершисты, а с пространством взаимодействуют, кажется, даже активнее, чем террасы – развеществляют фасад. Это отличный объемно-пространственный паттерн с модернистскими корнями, самый оригинальный акцент комплекса. Стоит пройти всю набережную и заглянуть за угол, чтобы посмотреть на него.
Решение двух других домов, поодаль – спокойное и фоновое. «За спиной» углового дома – простой красно-кирпичный, с сеткой фасадных квадратов и квадратным планом, который, если смотреть на план, перекликается с треугольным домом; они образуют пару, но дальний объем намного сдержаннее.
К западу фон создает светлая складчатая пластина и замыкающий темно-коричневый дом. И если первый вторит красным домам-«букетам» из 1–3 кварталов, то второй показывает нам сдержанно-динамичный скос из числа любимых приемов Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой. Подобный «шаг» можно увидеть у них в разных работах, на Новоданиловской набережной или в недавно завершенном ЖК HIDE.
В ракурсе дома «Ривер Парка» выглядят по-манхеттенски: строгий, но разнообразный строй. Небесную линию не нарушают, скорее даже уверенно держат. В контексте, отчасти микрорайонном, отчасти природном, то есть сформированном, скорее, живописно и вольно, – выступают равномерно и аккуратно, с респектабельной кирпичной гаммой. Создают у воды город, которого здесь не было. Все это хорошо и профессионально откликается на повестку Москвы 2010-х годов, провоцируя оценить комплекс как правильное попадание в поставленную задачу. Но интересно, что тут присутствуют и ростки иного высказывания, менее сдержанного, более пластичного. Построенного на паттерне и, при всей сдержанности, жесте. Недаром регулярные скосы террас с их полезным чередованием напоминают не только усмиренный Habitat, но и модернистские дома-пирамиды, дома-треугольники. Тут, как кажется, можно увидеть и преемственность, и преддверие других, более масштабных, экспериментов в зоне развития прибрежных территорий Москвы-реки.