Эффектное решение – не побоимся этого слова, пластический жест, предложенный Андреем Романовым и Екатериной Кузнецовой, ADM architects, – стал следствием стечения нескольких обстоятельств. Во-первых, верхние этажи офисных зданий ценятся выше и заказчик попросил сделать их площадь больше. Поэтому дом раскрылся кверху «как цветок», девятый этаж почти вдвое больше второго.
Во-вторых, местность вокруг, как уже было упомянуто, довольно рыхлая. В ближайшем окружении нет никаких зацепок: линий, объемов или направлений, к которым можно было бы «прислониться», апеллировать, сослаться на них как на значимую часть градостроительного контекста. Развязка – она и есть развязка, все расположенные в относительной близости здания и улицы, будь то новостройки, «сталинские» дома или даже вокзал XIX века – достаточно далеки и не очень влиятельны.
Здание будущего БЦ в окружении дорог – само по себе, само для себя ось и ориентир – заключили архитекторы. И закрутили объем против часовой стрелки – так, что каждый последующий этаж не только увеличивает свою площадь, но и поворачивает на небольшой угол, порядка 3°, относительно предыдущего; в общей сложности на все 8 этажей, от второго до девятого, получается поворот на порядка 27°. Винт. Спираль. Скульптура. Ей особенно идут цельностеклянные фасады со скругленными моллированными углами.
В целом закрученный по спирали дом – известный прием современной архитектуры, но встречается он чаще в небоскребах, а здесь 9 этажей над землей (3 под землей) – не очень много. Зато объем недвусмысленно берет на себя роль центра, к которому так или иначе сойдутся все углы, пластины и многие направления в окрестностях. Нередко приходится говорить, с той или иной долей метафоричности, что здание «закручивает» вокруг себя пространство («как пряха веретено» ©) – так вот, в данном случае это выражение ощутимо приближается к буквальному. Взгляды, определенно, будет привлекать. Этакий винт – то ли в землю, то ли в небо, сложно сказать.
В то же время здание не преступает границ избыточной скульптурности: из доступного «выжимает» всю возможную образность, но не становится ни круглым, ни звездообразным, ни похожим на Гуггенхайм в Бильбао. Все же это бизнес-центр, ему, помимо стеклянных фасадов, обеспечивающих хороший световой фронт и некоторой доли высокотехнологичного блеска, показана деловая серьезность.
В истории столь емкой формы есть, разумеется, свои нюансы и сюжеты. К примеру, согласно ТЗ предполагалось увеличить не только верхние, но и нижние этажи, и если строго следовать заданию, дом получился бы «с талией»: широкий вверху и внизу, суженный по центру. Архитекторам удалось, однако, убедить заказчиков в преимуществах последовательного развития формы – что случается относительно редко: вероятно, и «картинки», и авторы оказались достаточно убедительны. Так что все доступное пятно (а на участке много технических ограничений) занимает прямоугольный первый этаж с ритейлом, кафе и магазинами, второй этаж – небольшой, а дальше ярусы нарастают постепенно, безо всяких «талий».
Другие тонкости связаны с поворотом этажей и вентиляцией. Верхним и нижним стенам нежелательно пересекаться так, чтобы выступ консоли переходил в уступ: это затратно, поскольку требует двойного утепления и понижения потолков в месте пересечения, – рассказывают архитекторы, применившие такой прием на практике в составе фасада-волны БЦ Alcon II. Так что в здании на Савеловском все линии последовательны, «перекрестий» не возникает: это разумная экономия: не только денег, но и «экономия формы».
С другой стороны, в ТЗ присутствовало пожелание, несмотря на наличие централизованной вентиляции и кондиционирования, предусмотреть на фасадах форточки: не столько для корректировки результатов работы автоматических систем, сколько для психологического комфорта сотрудников. Но обычные форточки сломали бы всю выразительность обтекаемого стеклянного фасада. ADM architects предложили следующее: в каждой межэтажной полосе имеется заглубление – уступ, порядка полуметра в глубину. Шелевидные отверстия размещены именно в нем, их можно будет открывать и закрывать пультом удаленно. Там же, в углублениях между этажами, разместили подсветку: она направлена снизу вверх и поэтому будет давать не слишком яркий, отраженный свет, акцентируя границы вечером. Днем уступы будут давать глубокую тень, «отчеркивая» этажи.
Для нас было важно сохранить цельность формы; и в то же время мы понимаем запросы людей, будущих сотрудников офиса, которые могут захотеть открыть форточку ради свежего воздуха. Так что мы приложили максимум усилий к тому, чтобы правильно «прорисовать» межэтажные узлы.
При открытой форточке прохладный воздух должен будет двигаться вдоль стекла сверху вниз, постепенно смешиваясь с теплым воздухом внутри помещения – так мы приходим к деликатному проветриванию без сквозняков. Между тем первостепенным было качество пластической идеи и ее будущей реализации, мы предложили это решение прежде всего ради того, чтобы сохранить и подчеркнуть пластику фасадов.
При открытой форточке прохладный воздух должен будет двигаться вдоль стекла сверху вниз, постепенно смешиваясь с теплым воздухом внутри помещения – так мы приходим к деликатному проветриванию без сквозняков. Между тем первостепенным было качество пластической идеи и ее будущей реализации, мы предложили это решение прежде всего ради того, чтобы сохранить и подчеркнуть пластику фасадов.
Действительно, визуализации показывают, что межэтажные консоли и углубления должны сыграть значительную роль в восприятии: не исключено, что если бы необходимости в форточках не было, их следовало бы «придумать». Четкое разграничение ярусов хорошо контрастирует с до нереального блестящей поверхностью стекла и акцентирует внутреннюю динамику. Известно, что, если смотреть на некоторые дома косым взглядом из машины, они становятся подвижны, а в лучших примерах это движение-в-восприятии содержит продуманный автором сюжет. Вот здесь, кажется, именно такой случай. Углубления помогают прорисовать мизансцену.
Первый и минус-первый этажи, в которых помещены ритейл, офисное лобби и столовая, связаны между собой, в том числе, приямками и лестницами, которые делают «пространство пешехода вокруг» здания и внутри него более сложным, многосоставным и насыщенным. «Плоский город» нравится не всем, а лестницы и углубления создают интригу. Как и благоустроенная кровля-терраса на крыше первого этажа (второй этаж, как мы помним, меньше других в сечении, именно с него начинается рост спирали, поэтому и пространства на кровле стилобатного яруса остается достаточно много).
Продольные фасады, витрины магазинов и кафе первого этажа, решены в виде зигзага-«гармошки», причем с южной стороны «зубья» ровные с небольшим выступом, а с северной, со стороны выхода из метро, выстроены более интенсивной «пилой». «Как правило ожидается, что основной поток будет двигаться ко входу по прямой, тогда композиция предсказуема; в нашем же случае люди идут от метро сбоку, по касательной, и прямой фасад воспринимался бы слишком просто и нейтрально. Мы повернули витрины к посетителям, акцентировали ритейл и несколько усложнили, оживили таким образом пластику первого этажа», – рассказывает Андрей Романов. Входы оказались помещены в треугольные углубления-«лоджии», над ними образовались естественные козырьки.
Вокруг Савеловского вокзала и рынка сейчас интенсивно развивается строительство – со всех сторон: и внутри ТТК на территории комбината «Правда», и севернее, за рынком. Новый бизнес-центр среди этих построек далеко не самый большой, – он даже, можно вероятно так сказать, выступает «в малом или среднем», по меркам московских мегапроектов, весе. Совершенно, однако, не кажется, что он будет незаметен. Напротив: место, окруженное специфическим простором мегаполиса, открытое для взглядов с разных ракурсов, и найденная авторами проекта форма, откликающаяся и на задачу, и на окружение, – вместе дали новый городской «шарнир», заметный акцент. Который хотя и перекликается скругленными углами с некоторыми сооружениями в округе – к примеру, с общественным центром, бывшим кинотеатром «Прага» (AL_A+ФОРМ) – но выступает совершенно самостоятельно, независимо и чуточку даже гордо. Не часто в городе появляются такие независимые акценты.