English version

Возвышение двора

Жилой комплекс «Реноме» состоит из двух корпусов: современного каменного дома и краснокирпичного фабричного здания конца XIX века, реконструированного по обмерам и чертежам. Их соединяет двор-горка – редкий для Москвы вариант геопластики, плавно поднимающейся на кровлю магазинов, выстроенных вдоль пешеходной улицы.

mainImg
Мастерская:
ADM http://adm-arch.ru
Проект:
Жилой дом Реномэ
Россия, Москва, ул. Новослободская, д. 24, стр. 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 11

Авторский коллектив:
Руководители проекта: А.С. Романов, Е.И. Кузнецова; ГАП: А.А. Шишков; архитекторы Б.Н. Заец, А.В. Черепанова

2015 — 2015 / 2016 — 2019

Заказчик: ОАО «Мебельная фабрика № 1»
Застройщик: Sminex
ЖК «Реномэ», о проекте которого мы рассказывали в 2016 году, находится в глубине квартала между тремя улицами: Новослободской, Палихой и Сущевской, – и одним внутриквартальным пешеходным проходом – от выхода из метро «Менделеевская» к Сущевской улице. В данном случае проход, петляющий в конгломерате старомосковских домов, – примечательнее всех окружающих улиц, поскольку сравнительно недавно он превратился уютное тусовочное местечко с множеством баров и небольших магазинов, пестрыми вывесками и фонариками на растяжках, словом, этакий московский «Ковен-Гарден». Пешеходный путь, делая изгиб под аркой, ведет от метро мимо ресторанов БЦ «Атмосфера», офисного комплекса, реализованного ADM architects в 2011–2013 годах, ставшего результатом тщательной реконструкции фрагмента средовой застройки XIX века, невысоких корпусов бывшей ткацкой фабрики. Есть основания предполагать, что общественные первые этажи «Атмосферы», ее уютные дворики и сквозной проход через нее к Палихе стали одним из драйверов развития приятной «переулочной» среды рядом с Менделеевской. 

«Реномэ» начали проектировать через три года после завершения БЦ «Атмосфера» – те же авторы, ADM architects, и по заказу того же девелопера, компании Sminex. Одной из важных задач было подхватить и расширить успех общественных этажей и пешеходной улицы, создав в ста метрах от метро еще один «магазинный пассаж». Так что жилой комплекс состоит из двух корпусов: крупного Г-образного со светлыми фасадами из юрского камня и кирпичного корпуса поменьше, – а между ними, вдоль пешеходного пути от Новослободской улицы к Сущевской, выстроилась перемычка объема 5-метровой высоты с высоким витражом и видимыми за стеклом круглыми бетонными колоннами: его должны занять кафе и магазины.  
  • zooming
    Жилой дом Реномэ
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM architects
  • zooming
    План первого этажа. Жилой дом Реномэ
    © ADM

Корпус-перемычка ритейла замыкает двор комплекса с южной стороны и становится основой для самой интересной – как минимум, редкой для Москвы – части объемно-пространственного решения. Учитывая, что здания магазинов будут обращены во двор глухой технической стороной, «холодной стеной», вдоль которой почти постоянно будет присутствовать полоска тени, архитекторы предложили приподнять благоустройство двора по наклонной, решив его как пологую «горку» – своего рода зеленый амфитеатр, ведущий на эксплуатируемую крышу магазинов. 
  • zooming
    1 / 3
    Жилой дом Реномэ / ADM architects
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM architects
  • zooming
    2 / 3
    Жилой дом Реномэ
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM architects
  • zooming
    3 / 3
    Жилой дом Реномэ
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM architects

Наклонная поверхность двора структурирована диагональной сеткой дорожек с небольшим уклоном, комфортным для подъема. Ее гибкая форма немного напоминает новогодние гирлянды из бумаги с прорезями. В образовавшихся между пандусами ромбах устроены клумбы и зоны отдыха – поверхность использована максимально эффективно, работает каждый фрагмент, а геометрический рисунок сада украшает виды из окон квартир. Верхняя часть вымощена деревом, летом здесь расставлены плетеные кресла и зонтики: получился небольшой курортный оазис, плавно вырастающий из сада на склоне.

Искусственный рельеф здесь оказывается чем-то более значительным и интересным, чем привычная геопластика холмов. Кроме того верхняя часть хорошо освещается лучами южного солнца, да и растениям горки свет достается сполна – нетипичный ход позволил полностью избежать «теневого кармана». И, заметим, само городское пространство оказалось деликатно, но отчетливо зонированным: с одной стороны приватный двор, с другой городской ритейл, они существуют в одном пространстве, но почти не соприкасаясь, разве что верхушки зеленых кустов на крыше могут задержать взгляд какого-нибудь прохожего. 
  • zooming
    1 / 3
    Жилой дом Реномэ / ADM architects
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM architects
  • zooming
    2 / 3
    Жилой дом Реномэ / ADM architects
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM architects
  • zooming
    3 / 3
    Жилой дом Реномэ / ADM architects
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM architects

Типологически решение интересно еще и тем, что оно реализовано на плоском рельефе, но в нем прочитываются характерные московские черты: Москва, как известно, город местами холмистый, и подчас, особенно в центре, где-нибудь на Маросейке или в Серебряниках, встречаются покатые дворы и террасы. 
 
Но вернемся к жилым корпусам. Если вереница магазинов в корпусе-перемычке продолжает БЦ «Атмосфера» в функциональном плане, то сам жилой Г-образный корпус подхватывает его светлый оттенок и фактуру, только в более дорогом материале – камне в противовес керамическим панелям бизнес-центра. Каменные вертикали с полосатым рифлением варьируют ширину и частоту, перемежаясь с тонкими перемычками, причем перемычки снаружи светло-каменные, а со стороны двора – в основном цвета темного дерева. Панели того же оттенка «под дерево» появляются в и оформлении входных порталов, и в отделке нижней поверхности консоли над пешеходным проходом у западного торца – во всех случаях дерево добавляет «домашней», «внутренней» фактуры. 
  • zooming
    Жилой дом Реномэ / ADM architects
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM architects
  • zooming
    Жилой дом Реномэ / ADM architects
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM architects

Этажи объединены в вертикальные группы по два, пары расчерчены плоскими горизонталями фризов. Но промежуточное межэтажное перекрытие замаскировано не темным стемалитом, как это часто делается, а стеклом с шелкографией белого растрового градиента – их белизна делает дом светлее и смягчает напряженность вертикального ритма. К тому же часть окон – действительно окна, а другая часть – «застекленные лоджии» (Андрей Романов называет их зимними садами); они по-разному углублены в фасадной плоскости, отчего возникает едва заметное поверхностному взгляду колебание поверхности. Так что в ракурсе линия белого стекла образует зигзагообразную горизонталь, наподобие прошивающей фасад нити.
Жилой дом Реномэ / ADM architects
Фотография: Архи.ру

Тонкие полоски рифления на камне дополнены резьбой изящных прямоугольных цветочниц, а также пластикой кованых ограждений и «балкончиков курильщика»; во всех случаях орнамент построен на одном текуче-растительном мотиве.

Небольшие открытые балконы – полукруглые в плане и, архитекторы это отдельно подчеркивают, принципиально отличаются от принятых сейчас в московском строительстве декоративных корзин без дна для кондиционеров. У них есть прочное дно из чугунной пластины толщиной примерно 5 см, которого может выдержать вес даже не одного человека. Словом, перед нами дальние родственники чугунных балконов Москвы XIX века, что неплохо перекликается с окрестным контекстом: фасад они оживляют не только округлой пластикой и кружевными тенями, но и в некотором роде функционально, поскольку предназначены для людей.
Жилой дом Реномэ / ADM architects
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM architects

Второй корпус комплекса – красно-кирпичный, квадратный в плане и расположенный ближе к Новослободской улице, унаследован от ткацкой фабрики. В процессе работы над проектом архитекторы планировали сохранить два его сохранившихся фасада конца XIX века и докомпоновать две другие стены, обезличенные перестройками в советское время. Однако, поскольку под всем комплексом разместилась двухъярусная подземная парковка, сохранить стены здания, не имевшего, к тому же, охранного статуса, оказалось проблематичным, и в итоге авторы и заказчик пришли к идее восстановить фабричное здание по обмерам из состаренного бельгийского кирпича, напоминающего исторический. 
  • zooming
    Жилой дом Реномэ / ADM architects
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM architects
  • zooming
    Жилой дом Реномэ / ADM architects
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM architects

Что и было сделано, причем достаточно тщательно – с сохранением типов исторической кладки: ложковой на стенах и чередования ложков и тычков на лопатках, с восстановлением фигурных консолей и металлических деталей, к примеру декоративного крепления внутренних связей, по обмерам и архивным чертежам. Конструктив дома – монолитно-бетонный, он, к тому же, несет верхний этаж-пентхаус, перекликающийся по цвету со своим каменным соседом. Но кирпичные фасады соответствуют историческим с поправкой на исправление микроскопической разницы в размерах окон и небольшой кривизны линий. «На исторических чертежах неточностей не было, окна должны были быть одинаковыми. Мелкие ошибки появились в XIX веке на стройплощадке; мы их исправили. В пропорциях, в карнизах и других деталях мы были точны до щепетильности», – подчеркивает Андрей Романов.
  • zooming
    Жилой дом Реномэ / ADM architects
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM architects
  • zooming
    Жилой дом Реномэ / ADM architects
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM architects

Краснокирпичный корпус и называется – Héritage, то есть «наследие»; а Г-образный каменный дом, полностью новый, называется Nouveau, «новый» – всё, заметим, по-французски. Общее название ЖК Реномэ в буквальном переводе означает «известный» или «знаменитый», но в русском языке слово прижилось со значением «репутация». Симптоматично, Héritage и Nouveau на вывесках написаны по-французски, а Реномэ по-русски: получается, что и маркетинговая логика строится примерно на том, что беречь (или восстанавливать) старое и строить новое это составные части хорошей репутации. Любопытно, что она опирается на реалии построек, не всегда так бывает. 
  • zooming
    Жилой дом Реномэ / ADM architects
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM architects
  • zooming
    Жилой дом Реномэ / ADM architects
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM architects

Благодаря кирпичному дому новый жилой комплекс, вписанный в пространство средового московского квартала, приобретает вполне ощутимую на уровне эмоций «разновременность», разностилье, уместное в здешнем окружении и как будто даже «требуемое» им. Сложно сказать, какая фактура – белого или красного корпуса – интереснее и прихотливее: разнообразная кладка из состаренного кирпича или воздушный ансамбль из резного светлого камня. Впрочем, учитывая то, что до обоих в буквальном смысле можно дотянуться рукой, гуляя по дворику, при таком приближении дом скорее не имеет права «быть равнодушным» – обе части в равной мере откликаются на запрос тактильности и разнообразия впечатлений.

Заметим также, что восстановление исторического здания с докомпоновкой – единственный такой случай в портфолио ADM architects. Архитекторы принципиально против стилизации; они до сих пор, кажется, рефлексируют по поводу принятого решения. Действительно, можно было бы поспорить: имело ли смысл в тот момент, когда стала очевидной невозможность сохранить подлинное здание XIX века, – переделать проект, вовсе отказаться от реконструкции и соорудить взамен утраченного что-то современное? Ведь сопоставить старое и новое так, как в ЖК Wine House в Садовниках, все равно уже не могло получиться. И вмятины на кирпиче, если посмотреть внимательно, выдают принудительное состаривание. И оттенок кирпича XIX века как правило чуть более красный, здесь многовато коричневого; встречающиеся в кладке темный кирпичи тоже выдают современный подход. Но надо думать, описанная позиция отдает чрезмерным «венецианским» пуризмом. В конце концов действительная подлинность фабричного корпуса может заинтересовать одного-двух исследователей, но на то они и историки, чтобы знать историю строений.

С другой стороны, если говорить об атмосфере места, она определенно выиграла: здание интересно, контраст увлекателен. Более того, исторический кирпичный корпус стал, до некоторой степени, отправной точкой и прообразом для дальнейшего развития ансамбля: через некоторое время к нему прибавилась «пара»-противовес, другой дом, чья современная архитектура тем не менее перекликается с «фабричным» зданием и в композиционном отношении даже «вырастает» из него. Но об этом – в нашем следующем материале. 
  • zooming
    План типового этажа. Жилой дом Реномэ
    © ADM
  • zooming
    Генплан. Жилой дом Реномэ
    © ADM
Мастерская:
ADM http://adm-arch.ru
Проект:
Жилой дом Реномэ
Россия, Москва, ул. Новослободская, д. 24, стр. 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 11

Авторский коллектив:
Руководители проекта: А.С. Романов, Е.И. Кузнецова; ГАП: А.А. Шишков; архитекторы Б.Н. Заец, А.В. Черепанова

2015 — 2015 / 2016 — 2019

Заказчик: ОАО «Мебельная фабрика № 1»
Застройщик: Sminex

19 Марта 2021

ADM: другие проекты
Склонение башен
Три башни ЖК «Новоданиловская 8» – новый, и самый высотный, сосед Даниловских мануфактуры, «форта», «плазы», дополнение целого куста современной архитектуры от известных мастеров. При этом они здесь единственные – жилые, самые высотные, и на непростом участке. Рассматриваем, как архитекторы Андрей Романов и Екатерина Кузнецова решили непростую задачу.
Ось Савеловского
БЦ в окружении крупной городской развязки у Савеловского вокзала берет на себя роль пространственной оси – то есть оси вращения: закручивается спиралью, чередуя идеальное стекло этажей с глубокими уступами междуярусных перекрытий, в которые спрятаны изобретенные архитекторами форточки. Оно скульптурно и претендует на роль нового городского акцента несмотря на сравнительно небольшой – девятиэтажный – рост.
Пять сестер
Пять башен Ривер Парка на Кутузовском, на берегу Москвы-реки и недалеко от Москва-Сити, стали новым этапом творческого развития архитекторов бюро ADM: именно здесь они начали эксперименты со стеклянными высотками, с одной стороны, компактно-силуэтными, а с другой – оживленными пластикой эркеров.
Клинкер Hagemeister – ведущая партия в проекте
Для строительства ЖК «Ривер парк», спроектированного архитектурным бюро ADM, использовалась клинкерная плитка Hagemeister в специально созданных для этого комплекса сортировках и миксах – эксклюзивных и неповторяющихся ни в одном другом проекте.
Маяк Нагатинского
В четвертом и пятом кварталах ЖК «Ривер Парк» – угловых, выходящих к реке практически vis-a-vis с будущим Южным портом, ADM architects развивают темы двухуровневого города с пешеходными мостиками между дворами и усиливают театральность каскадных террас с роскошными видами. Большинство террас частные, но есть одна общественная. Городу будет принадлежать и набережная, благоустроенная на основе бывших доков.
Парадное построение
Три кирпичных квартала жилого комплекса «Ривер Парк» раскрываются на воду террасами. Каждый квартал образует задник и две кулисы, а дворы на подиумах, предназначенные только для жителей, становятся как бы сценами, воспринимаемыми с реки. Благоустроенная набережная, доступная всем горожанам, дополняет выстроенную здесь иерархию приватной, полуприватной и публичной городской жизни.
Ритмическое соответствие
Дом первой очереди проекта Ленинский, 38 – светлая пластина, вытянутая в глубине участка параллельно проспекту – можно рассматривать как пример баланса контекстуальной уместности и пластической, также как и фактурной, детализации, организованной сложным, но достаточно строгим ритмом.
ADM 2006–2021
В новой книге-портфолио ADM architects, посвященной 15-летию бюро, 37 проектов, все реализованные или строящиеся. Публикуем интервью с главой бюро Андреем Романовым и сообщаем, что теперь книгу можно купить на ozon.
Этюды о стекле
Жилой комплекс недалеко от Павелецкого вокзала как символ стремительного преображения района: композиция с разновысотными башнями, изобретательная проработка витражей и зеленая долина во дворе.
Внутри рисованной сетки
При проектировании комплекса апартаментов PLAY в Даниловской слободе архитекторы бюро ADM сделали ставку на образность постройки. Наиболее ярко она проявилась в сложносочиненной сетке фасадов.
Быть в центре
Апарт-комплекс в центре делового квартала с веерными фасадами и облицовкой с эффектом терраццо.
Живой рост
Масштабный жилой комплекс AFI PARK Воронцовский на юго-западе Москвы состоит из четырех башен, дома-пластины и здания детского сада. Причем пластика жилых домов – активна, они, как кажется, растут на глазах, реагируя на природное окружение, прежде всего открывая виды на соседний парк. А детский сад мил и лиричен, как сахарный домик.
Красный дом
В районе Новослободской появился Maison Rouge – комплекс апартаментов по проекту ADM, который продолжает начатую БЦ «Атмосфера» волну обновления квартала в сторону улицы Палиха
Дуэт в Филях
Вторая очередь жилого комплекса Filicity, спроектированная бюро ADM, основана на контрасте стеклянного 57-этажного 200-метрового небоскреба и 11-этажного кирпичного дома. Высотка утверждает футуристичный вектор в московской жилой архитектуре.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
Сложение растущего города
Жилой квартал «1147» разместился на границе старого «сталинского» района к северу и активно развивающихся территорий к югу от него. Его образ откликается на эту непростую роль: многосоставные кирпичные фасады – разные у соседних секций, их высота от 9 до 22 этажей, и если смотреть с улицы кажется, что фронт городской застройки из длинных узких объемов складывается в некий сложный ряд прямо у нас на глазах.
Подвижность модульного
В ЖК Discovery ADM architects предложили современную версию структурализма: форма основана на модульных ячейках, которые, плавно выдвигаясь и углубляясь, придают контурам объемов сдержанную гибкость, «дифференцированную» поэлементно. Пластично-ступенчатые фасады «прошиты» золотистыми нитями – они объединяют объемы, подчеркивая рельефность решения.
В три голоса
Высотный – 41-этажный – жилой комплекс HIDE строится на берегу Сетуни недалеко от Поклонной горы. Он состоит из трех башен одной высоты, но трактованных по-разному. Одна из них, самая заметная, кажется, закручивается по спирали, складываясь из множества золотистых эркеров.
Динамика проспекта
На Ленинградском проспекте недалеко от метро Сокол завершено строительство БЦ класса А Alcon II. ADM architects решили главный фасад как три объемные ленты: напряженный трафик проспекта как будто «всколыхнул» материю этажей крупными волнами.
LIFE на берегу Сетуни
В долине реки Сетунь, в районе Верейской улицы выросли два новых квартала ЖК «LIFE-Кутузовский» по проекту ADM arhcitects. У них есть собственный бульвар с ритейлом и небольшой прибрежный парк.
Витальное плетение
Рядом с метро «Дубровка» бюро ADM спроектировало жилой комплекс Vitality с полихромной смесью клинкерного кирпича на рельефных фасадах.
Новая версия старого города
Дом на Малой Ордынке, 19 идеально вписался в строй улицы и даже как будто выправил ее, задал новый тон – фактуры, блеска, «солнечного» тепла и одновременно сдержанной гармонии всех этих необходимых составляющих архитектуры дорогого современного дома.
Дворянское гнездо XXI века
Построенный бюро ADM жилой комплекс на Воробьевых горах, будучи абсолютно современным по духу, дышит благородством в каждой детали, наследуя истории заповедного московского района.
Ритмический этюд
В жилом доме «Карамель» на севере Москвы в каждой квартире должны были быть выносные балконы. Эффект градусника, который они неизбежно создают, архитекторы ADM Architects «сбили» пластической игрой элементов из реек всех оттенков шоколада.
Небо. Круги. Синкопы
Новая постройка архитекторов ADM показывает, как сделать квартал всего из трех башен, фактически плоское – визуально объемным, одновысотное – разнообразным, разновысотное – единообразным и интегрировать в жилую среду максимум неба и зелени.
Прибрежная высота
Жилой комплекс в долине реки Сетунь по проекту мастерской ADM с подчеркнуто артикулированными переходами между общественными и приватными территориями и разнообразным рисунком фасадов, решенных в природной гамме оттенков воды, земли и облаков.
Похожие статьи
Гибкость и острота современности
Роскошные, текучие, большие кокошники и спиральные бочки-колонны как из цветной жевательной резинки: в Москве, кажется, нет других таких особняков стиля нео-рюс модерна. А Теремок на Малой Калужской, ранее, как кажется, малоизвестный, «заиграл» и стал заметен после реставрации для офиса «архитектурной экосистемы». Видно, что Юлий Борисов и архитекторы UNK вложили всю душу и в поиск нового офиса, и в его приведение в современный вид. Рассматриваем парадоксы истории особняка и его пластического решения. Спойлер: тут встречаются две современности, обе прямо на острие «лезвия актуального».
«Устойчивая» мода
Бюро gmp реконструировало сразу четыре небольших здания в историческом квартале Шанхая под модный кластер ICCF Group. Проект стал результатом более чем десятилетнего сотрудничества двух компаний.
Семейное древо
По проекту команды Алексея Полищука в Ленинградской области построен дом, в котором бок о бок живут четыре семьи. Архитекторы предложили систему из автономных жилых блоков и общих пространств, а также объединили требования дизайн-кода поселка с пожеланиями заказчика: за лаконичными фасадами из планкена и фибробетона прячется интерьер, характерный для традиционного деревянного дома.
Сады на высоте
Бюро HENN выиграло конкурс на проект вертикальной фермы, совмещенной с офисным зданием, в новом районе на месте промзоны на юго-востоке Берлина.
В основе – ромб
Арт-павильон в новом жилом районе Нанкина по проекту местного бюро azLa напоминает о 3-тысячелетней истории и столичном статусе этого мегаполиса.
Первая московская
«Качество образования во многом зависит от качества образовательной среды» – этот постулат последнего десятилетия Сергей Скуратов реализовал в проекте Первой московской гимназии на Ростовской набережной в Хамовниках. Здание легко встраивается в непростое городское окружение, откликаясь и на пешеходный поток горожан, и на тихий переулок; умело использует перепад высот; учитывает современные тенденции работы с образовательными пространствами. Рассматриваем.
Оленьими тропами
Бюро Snøhetta соединило в здании саамского культурного и образовательного центра Čoarvemátta в норвежском Заполярье, казалось бы, мало сочетающиеся функции: национальный театр, училище и школу оленеводства.
Смотрящий на воду
Участок виллы Sonata вытянут от дороги до кромки воды, у него есть собственный берег, пристань, хорошая речная панорама. Раскрывая виды, Роман Леонидов «срезал» фасад по диагонали параллельно реке: так у дома образовалось две главные оси и, как следствие, «две головы». А внутреннее ядро – два двусветных пространства, гостиная и оранжерея, и «мостик» над ними – делает дом и проницаемым, и светлым.
«Маленький лес» во дворе
Во дворе начальной школы в Шэньчжэне по проекту пекинского бюро Vector Architects растет роща китайского баньяна: архитекторам удалось сохранить ее при строительстве.
Обновление имиджа
Перехватывающая парковка на окраине Рена в Бретани от ateliers O-S architectes – современная версия пригородного паркинга.
Белое крыло
Никакое оно не белое. А бежевое, белокаменное; работает с цветом известняка – гладкий посветлее, шершавый потемнее. Объединяет: абсорбирует и интерпретирует, темы, увиденные вокруг. Реагирует на все, сохраняя цельность высказывания – непростая задача – и внедряет узнаваемые черты собственного почерка: например, энергичные вырезы внизу, вверху и посередине.
О рыбах и котиках
Бюро IN.X Space Design реконструировало специализированный ресторан Duyiwei · Grill Fish & Bistro в центре Пекина. Его современный, яркий интерьер открыт городу и полон романтики 1970-х.
Урбан-дюны
Команда XSA Ramps спроектировала и построила для парка в Ростове-на-Дону трехчастный спортивный хаб, куда может прийти человек любого возраста и физической подготовки. Скейт-плаза, памп-трек и детская площадка с одинаковым тщанием наполнены деталями, которые притягивают самых разных посетителей. А техническое воплощение фигур и уклонов превращает это пространство в подобие скульптурной композиции.
Дерево и свет
В центре трудовой деятельности для людей с ментальными особенностями в пригороде Парижа широкое использование древесины призвано обеспечить психологический комфорт. Авторы проекта – бюро DREAM.
Пропорциональный рост
Анонсирован проект четвертой очереди жилого района ÁLIA. Дома расположены на протяженном участке – почти «луче», который идет от центра территории к реке, а в их взаимном построении можно увидеть как отклик на историю московских предпочтений последних 15 лет, «от кварталов к башням», так и интерпретацию соседства бизнес-парка авторства SOM. И еще – лучшие квартиры здесь не в самом верху, а ближе к середине, и образуют светящуюся «талию».
Дом-лестница
Проектируя ЖК «Детали» в Новой Москве, Раис Баишев привил популярной московской теме дома-квартала идею из сюрреалистической графики Маурица Эшера – увидел в силуэтах ступенчатых повышений и спусков метафизическую мега-лестницу, сформировал внутри двора некую ключевую пустоту. Что дало проекту внутренний «стержень»: идея ощущается и в силуэте, и на фасадах.
Металлическая скорлупа
Все детали для паркового павильона по проекту XISUI Design на востоке Китая изготовлены с помощью станков с цифровым управлением, что позволило обойтись без сварки и сделать монтаж и демонтаж быстрее и проще.
Чудеса комбинаторики
Токийское бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в родном городе поразительно компактный многоквартирный дом. Площадь участка под застройку составила чуть больше 34 м2.
Проекция квартала
В том, что дом Владимира Плоткина в составе «Садовых кварталов» будет самым модернистским из всех, особенно сомневаться не приходилось. Он таким и получился: в рамках дизайн-кода сочетает кирпич и белый камень, ритмически откликается на соседний дом «Остоженки», и в то же время аккуратно, но настойчиво проводит свою линию. Тут и проекция идеального состава городской застройки 14–9–6, которую можно найти прямо по соседству, и математический расчет, в том числе разного рода террас, а может быть, и единственное воспоминание о советском прошлом завода Каучук. И легкие белые «крестики».
Балконы на Дунае
Комплекс муниципального жилья в Вене по проекту querkraft architekten максимально использует длинный участок вдоль берега Дуная.
С белого листа
В детском саду в Ханчжоу по проекту бюро CLOU нет обилия ярких цветов: архитекторы рассматривают здание как нейтральный фон для игр и учебы малышей.
Из детсада в сад
Опыт превращения заброшенного здания детского сада в комплекс доступного жилья в Ереване: проект Electric Architects.
Позвоночник курорта
Бюро AIM Architecture спроектировало курортный комплекс «Хэйлунтань» в китайском городе Мэйшань. Все его сооружения соединены извилистыми переходами с общей деревянной кровлей с черепичным покрытием.
Деревянный водоворот
Многофункциональная платформа по проекту индонезийского бюро RAD+ar на частном острове в Яванском море выстроена из вторично использованного дерева местных твердых пород.
Жилищный переворот
Бюро Philéas Architecture превратило бывшие корпуса инженерной школы Télécom Paris на юге Парижа в комплекс социального жилья, включающий доступные по арендной плате мастерские художников.
Domus Aurea
Рассматриваем дом Тессинский-1 Сергея Скуратова, завершенный в 2023 году. Расположенный в середине района Серебрянической набережной, на пересечении ее основных улиц, он берет на себя некую «узловую» роль: не только реагирует на все вокруг и не только сохраняет внутри себя много воспоминаний о заводе ЭМА, но сплетает это все в некий по-новому срежиссированный узор, примиряя яркое «золото» и темный кирпич, не в малой степени – с помощью нового, современно-архаичного кирпича Columba, который, если подумать, и есть тут самый драгоценный элемент.
Солярный символ
Жилой комплекс от бюро CEBRA расположен на месте старой паровой мельницы под Орхусом. Своей необычной формой он напоминает морскую звезду, нож для мясорубки или пиктограмму солнца.
Технологии и материалы
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
Сейчас на главной
Деревня у вулкана
Отель недалеко от Петропавловска-Камчатского по проекту бюро Fantalis: фасады из термодревесины, пять типов планировок, панорамные окна с видами на сопки и березовую рощу.
Искусство под холмами
Арт-лаборатории Хампи по проекту Sameep Padora & Associates – комплекс мастерских и жилья для художников в индийском штате Карнатака.
Площадь–набережная–сквер
Так распределились места среди команд летней студенческий практики Института Генплана. Все они работали над реальными площадками для города Пятигорска. Авторы изучили местность, организовали очный хакатон и провели значительные исследования.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Luzhniki Collection: новый образ Хамовников
Изучаем фасадные и объемные решения одного из крупных и громких проектов, реализуемых на берегу Москвы-реки между спортивными аренами Лужников и сталинской классикой Хамовников – Luzhniki Collection. Слово «коллекция» в его названии присутствует вполне справедливо: тут и коллекция авторов, и коллекция тем, в том числе вычитанная в морфологии окружающих районов.
Кирпичная энергетика
В Вантаа под Хельсинки бюро Kivinen Rusanen Architects построило новый корпус электроподстанции: его фактурные кирпичные фасады ведут диалог с соседним историческим зданием.
Кора из кирпича
Для проекта клубного дома, расположенного среди сосен престижного подмосковного района, бюро «А.Лен» поработало с фасадами. Сочетание разных видов кирпича и кладки соотносится с объемно-пластическими решениями дома, а также усложняется включением окрашенных под дерево фрагментов и металлической «лессировки».
Молодежный апдейт
Торговому центру начала 2000-х в Гуанчжоу возвращена актуальность в ходе реконструкции по проекту местного бюро Atelier cnS.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Бермудский треугольник
Дом в Чебоксарах, спроектированный бюро House and Flat, умещается на маленьком треугольном участке. Его площадь – 86 м2, план вписан в трапецию, а ширина одной из стен – всего полтора метра. Найти форму помог опыт японских архитекторов.
Сны на Вуоксе
Еще один ландшафтный отель в карельских лесах от бюро Rhizome, в котором немедленно хочется забронировать номер. Башня и «кабины» разместились на берегу Вуоксы, прямо на гранитных валунах, среди берез и сосен – архитекторы чествуют каждый кусочек природы и включают его в опыт путешественника.
Гайя
На самом деле никакая, конечно, не Гайя, а Гея, по имени богини земли – так называлась парфюмерно-экологическая инсталляция архитекторов бюро KOSMOS на прошлогодней биеннале дизайна в Цюрихе. Парфюмеры разработали для нее запах тающего льда, и о чем же это нам говорит?
В атмосфере поля
Завтра, в субботу, еще можно посмотреть проекты студии МАРШ Атмосфēры: полē. Они созданы под кураторством Александры Боевой и Андрея Фомичёва, и на выставке итоговых проектов 2023/2024 года именно эту студию нам представили как одну из самых сильных. Показываем три избранные работы.
Изумрудная шкатулка
Бюро MDVA спроектировало для парка в Барнауле павильон, внутри которого располагается трехчастная театральная сцена с амфитеатром. Внешний контур строения формируют аркады из деревянных ламелей, а тентовый навес защищает зрителей от непогоды.
Гибкость и острота современности
Роскошные, текучие, большие кокошники и спиральные бочки-колонны как из цветной жевательной резинки: в Москве, кажется, нет других таких особняков стиля нео-рюс модерна. А Теремок на Малой Калужской, ранее, как кажется, малоизвестный, «заиграл» и стал заметен после реставрации для офиса «архитектурной экосистемы». Видно, что Юлий Борисов и архитекторы UNK вложили всю душу и в поиск нового офиса, и в его приведение в современный вид. Рассматриваем парадоксы истории особняка и его пластического решения. Спойлер: тут встречаются две современности, обе прямо на острие «лезвия актуального».
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Палубы и кессоны
Архитектурная мастерская Антона Литовского спроектировала дом-палубу: линейное устройство позволяет ему отгородиться от соседей протяженным глухим фасадом, а со стороны сада – раскрыться проницаемыми объемами разной конфигурации, объединяет которые кессонированный потолок.
«Устойчивая» мода
Бюро gmp реконструировало сразу четыре небольших здания в историческом квартале Шанхая под модный кластер ICCF Group. Проект стал результатом более чем десятилетнего сотрудничества двух компаний.
Сады на высоте
Бюро HENN выиграло конкурс на проект вертикальной фермы, совмещенной с офисным зданием, в новом районе на месте промзоны на юго-востоке Берлина.
В ожидании леса
Здание ресепшен курортного комплекса в Ленинградской области имеет сложную конфигурацию и конструктив. Архитекторы мастерской Kalinkahaus использовали несколько видов материалов на основе древесины: CLT-панели, LVL брус и фермы из клееной балки.
Семейное древо
По проекту команды Алексея Полищука в Ленинградской области построен дом, в котором бок о бок живут четыре семьи. Архитекторы предложили систему из автономных жилых блоков и общих пространств, а также объединили требования дизайн-кода поселка с пожеланиями заказчика: за лаконичными фасадами из планкена и фибробетона прячется интерьер, характерный для традиционного деревянного дома.
В основе – ромб
Арт-павильон в новом жилом районе Нанкина по проекту местного бюро azLa напоминает о 3-тысячелетней истории и столичном статусе этого мегаполиса.
Первая московская
«Качество образования во многом зависит от качества образовательной среды» – этот постулат последнего десятилетия Сергей Скуратов реализовал в проекте Первой московской гимназии на Ростовской набережной в Хамовниках. Здание легко встраивается в непростое городское окружение, откликаясь и на пешеходный поток горожан, и на тихий переулок; умело использует перепад высот; учитывает современные тенденции работы с образовательными пространствами. Рассматриваем.
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Оленьими тропами
Бюро Snøhetta соединило в здании саамского культурного и образовательного центра Čoarvemátta в норвежском Заполярье, казалось бы, мало сочетающиеся функции: национальный театр, училище и школу оленеводства.
Круглые бани
Камерный банный комплекс построен по проекту kub house в поселке Московской области на участке с другими объектами. Круглая форма обеспечивает уединение, а моллированное стекло и обожженное дерево в отделке фасада – слияние с ландшафтом.
«Здесь и сейчас»: ночные клубы от студентов МАРШ
Бакалавры МАРШ, размышляя об «архитектуре клуба», что поначалу кажется даже консервативным, перевернули тему, сосредоточившись на культуре ночных клубов и рейв-вечеринок. Показываем три клуба: подземный, буквально – под оранжереей; совмещенный с фермой и рынком; и с легкоатлетическим манежем. С чем угодно, практически, клуб может вступить в симбиоз. Воспоминания девяностых и локации проектов в промзонах портов и вокзалов тоже подкупают.
«Маленький лес» во дворе
Во дворе начальной школы в Шэньчжэне по проекту пекинского бюро Vector Architects растет роща китайского баньяна: архитекторам удалось сохранить ее при строительстве.