English version

Возвышение двора

Жилой комплекс «Реноме» состоит из двух корпусов: современного каменного дома и краснокирпичного фабричного здания конца XIX века, реконструированного по обмерам и чертежам. Их соединяет двор-горка – редкий для Москвы вариант геопластики, плавно поднимающейся на кровлю магазинов, выстроенных вдоль пешеходной улицы.

mainImg
Мастерская:
ADM http://adm-arch.ru
Проект:
Жилой дом Реномэ
Россия, Москва, ул. Новослободская, д. 24, стр. 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 11

Авторский коллектив:
Руководители проекта: А.С. Романов, Е.И. Кузнецова; ГАП: А.А. Шишков; архитекторы Б.Н. Заец, А.В. Черепанова

2015 — 2015 / 2016 — 2019

Заказчик: ОАО «Мебельная фабрика № 1»
Застройщик: Sminex
0
ЖК «Реномэ», о проекте которого мы рассказывали в 2016 году, находится в глубине квартала между тремя улицами: Новослободской, Палихой и Сущевской, – и одним внутриквартальным пешеходным проходом – от выхода из метро «Менделеевская» к Сущевской улице. В данном случае проход, петляющий в конгломерате старомосковских домов, – примечательнее всех окружающих улиц, поскольку сравнительно недавно он превратился уютное тусовочное местечко с множеством баров и небольших магазинов, пестрыми вывесками и фонариками на растяжках, словом, этакий московский «Ковен-Гарден». Пешеходный путь, делая изгиб под аркой, ведет от метро мимо ресторанов БЦ «Атмосфера», офисного комплекса, реализованного ADM architects в 2011–2013 годах, ставшего результатом тщательной реконструкции фрагмента средовой застройки XIX века, невысоких корпусов бывшей ткацкой фабрики. Есть основания предполагать, что общественные первые этажи «Атмосферы», ее уютные дворики и сквозной проход через нее к Палихе стали одним из драйверов развития приятной «переулочной» среды рядом с Менделеевской. 

«Реномэ» начали проектировать через три года после завершения БЦ «Атмосфера» – те же авторы, ADM architects, и по заказу того же девелопера, компании Sminex. Одной из важных задач было подхватить и расширить успех общественных этажей и пешеходной улицы, создав в ста метрах от метро еще один «магазинный пассаж». Так что жилой комплекс состоит из двух корпусов: крупного Г-образного со светлыми фасадами из юрского камня и кирпичного корпуса поменьше, – а между ними, вдоль пешеходного пути от Новослободской улицы к Сущевской, выстроилась перемычка объема 5-метровой высоты с высоким витражом и видимыми за стеклом круглыми бетонными колоннами: его должны занять кафе и магазины.  
  • zooming
    Жилой дом Реномэ
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM architects
  • zooming
    План первого этажа. Жилой дом Реномэ
    © ADM

Корпус-перемычка ритейла замыкает двор комплекса с южной стороны и становится основой для самой интересной – как минимум, редкой для Москвы – части объемно-пространственного решения. Учитывая, что здания магазинов будут обращены во двор глухой технической стороной, «холодной стеной», вдоль которой почти постоянно будет присутствовать полоска тени, архитекторы предложили приподнять благоустройство двора по наклонной, решив его как пологую «горку» – своего рода зеленый амфитеатр, ведущий на эксплуатируемую крышу магазинов. 
  • zooming
    1 / 3
    Жилой дом Реномэ / ADM architects
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM architects
  • zooming
    2 / 3
    Жилой дом Реномэ
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM architects
  • zooming
    3 / 3
    Жилой дом Реномэ
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM architects

Наклонная поверхность двора структурирована диагональной сеткой дорожек с небольшим уклоном, комфортным для подъема. Ее гибкая форма немного напоминает новогодние гирлянды из бумаги с прорезями. В образовавшихся между пандусами ромбах устроены клумбы и зоны отдыха – поверхность использована максимально эффективно, работает каждый фрагмент, а геометрический рисунок сада украшает виды из окон квартир. Верхняя часть вымощена деревом, летом здесь расставлены плетеные кресла и зонтики: получился небольшой курортный оазис, плавно вырастающий из сада на склоне.

Искусственный рельеф здесь оказывается чем-то более значительным и интересным, чем привычная геопластика холмов. Кроме того верхняя часть хорошо освещается лучами южного солнца, да и растениям горки свет достается сполна – нетипичный ход позволил полностью избежать «теневого кармана». И, заметим, само городское пространство оказалось деликатно, но отчетливо зонированным: с одной стороны приватный двор, с другой городской ритейл, они существуют в одном пространстве, но почти не соприкасаясь, разве что верхушки зеленых кустов на крыше могут задержать взгляд какого-нибудь прохожего. 
  • zooming
    1 / 3
    Жилой дом Реномэ / ADM architects
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM architects
  • zooming
    2 / 3
    Жилой дом Реномэ / ADM architects
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM architects
  • zooming
    3 / 3
    Жилой дом Реномэ / ADM architects
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM architects

Типологически решение интересно еще и тем, что оно реализовано на плоском рельефе, но в нем прочитываются характерные московские черты: Москва, как известно, город местами холмистый, и подчас, особенно в центре, где-нибудь на Маросейке или в Серебряниках, встречаются покатые дворы и террасы. 
 
Но вернемся к жилым корпусам. Если вереница магазинов в корпусе-перемычке продолжает БЦ «Атмосфера» в функциональном плане, то сам жилой Г-образный корпус подхватывает его светлый оттенок и фактуру, только в более дорогом материале – камне в противовес керамическим панелям бизнес-центра. Каменные вертикали с полосатым рифлением варьируют ширину и частоту, перемежаясь с тонкими перемычками, причем перемычки снаружи светло-каменные, а со стороны двора – в основном цвета темного дерева. Панели того же оттенка «под дерево» появляются в и оформлении входных порталов, и в отделке нижней поверхности консоли над пешеходным проходом у западного торца – во всех случаях дерево добавляет «домашней», «внутренней» фактуры. 
  • zooming
    Жилой дом Реномэ / ADM architects
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM architects
  • zooming
    Жилой дом Реномэ / ADM architects
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM architects

Этажи объединены в вертикальные группы по два, пары расчерчены плоскими горизонталями фризов. Но промежуточное межэтажное перекрытие замаскировано не темным стемалитом, как это часто делается, а стеклом с шелкографией белого растрового градиента – их белизна делает дом светлее и смягчает напряженность вертикального ритма. К тому же часть окон – действительно окна, а другая часть – «застекленные лоджии» (Андрей Романов называет их зимними садами); они по-разному углублены в фасадной плоскости, отчего возникает едва заметное поверхностному взгляду колебание поверхности. Так что в ракурсе линия белого стекла образует зигзагообразную горизонталь, наподобие прошивающей фасад нити.
Жилой дом Реномэ / ADM architects
Фотография: Архи.ру

Тонкие полоски рифления на камне дополнены резьбой изящных прямоугольных цветочниц, а также пластикой кованых ограждений и «балкончиков курильщика»; во всех случаях орнамент построен на одном текуче-растительном мотиве.

Небольшие открытые балконы – полукруглые в плане и, архитекторы это отдельно подчеркивают, принципиально отличаются от принятых сейчас в московском строительстве декоративных корзин без дна для кондиционеров. У них есть прочное дно из чугунной пластины толщиной примерно 5 см, которого может выдержать вес даже не одного человека. Словом, перед нами дальние родственники чугунных балконов Москвы XIX века, что неплохо перекликается с окрестным контекстом: фасад они оживляют не только округлой пластикой и кружевными тенями, но и в некотором роде функционально, поскольку предназначены для людей.
Жилой дом Реномэ / ADM architects
Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM architects

Второй корпус комплекса – красно-кирпичный, квадратный в плане и расположенный ближе к Новослободской улице, унаследован от ткацкой фабрики. В процессе работы над проектом архитекторы планировали сохранить два его сохранившихся фасада конца XIX века и докомпоновать две другие стены, обезличенные перестройками в советское время. Однако, поскольку под всем комплексом разместилась двухъярусная подземная парковка, сохранить стены здания, не имевшего, к тому же, охранного статуса, оказалось проблематичным, и в итоге авторы и заказчик пришли к идее восстановить фабричное здание по обмерам из состаренного бельгийского кирпича, напоминающего исторический. 
  • zooming
    Жилой дом Реномэ / ADM architects
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM architects
  • zooming
    Жилой дом Реномэ / ADM architects
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM architects

Что и было сделано, причем достаточно тщательно – с сохранением типов исторической кладки: ложковой на стенах и чередования ложков и тычков на лопатках, с восстановлением фигурных консолей и металлических деталей, к примеру декоративного крепления внутренних связей, по обмерам и архивным чертежам. Конструктив дома – монолитно-бетонный, он, к тому же, несет верхний этаж-пентхаус, перекликающийся по цвету со своим каменным соседом. Но кирпичные фасады соответствуют историческим с поправкой на исправление микроскопической разницы в размерах окон и небольшой кривизны линий. «На исторических чертежах неточностей не было, окна должны были быть одинаковыми. Мелкие ошибки появились в XIX веке на стройплощадке; мы их исправили. В пропорциях, в карнизах и других деталях мы были точны до щепетильности», – подчеркивает Андрей Романов.
  • zooming
    Жилой дом Реномэ / ADM architects
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM architects
  • zooming
    Жилой дом Реномэ / ADM architects
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM architects

Краснокирпичный корпус и называется – Héritage, то есть «наследие»; а Г-образный каменный дом, полностью новый, называется Nouveau, «новый» – всё, заметим, по-французски. Общее название ЖК Реномэ в буквальном переводе означает «известный» или «знаменитый», но в русском языке слово прижилось со значением «репутация». Симптоматично, Héritage и Nouveau на вывесках написаны по-французски, а Реномэ по-русски: получается, что и маркетинговая логика строится примерно на том, что беречь (или восстанавливать) старое и строить новое это составные части хорошей репутации. Любопытно, что она опирается на реалии построек, не всегда так бывает. 
  • zooming
    Жилой дом Реномэ / ADM architects
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM architects
  • zooming
    Жилой дом Реномэ / ADM architects
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлена ADM architects

Благодаря кирпичному дому новый жилой комплекс, вписанный в пространство средового московского квартала, приобретает вполне ощутимую на уровне эмоций «разновременность», разностилье, уместное в здешнем окружении и как будто даже «требуемое» им. Сложно сказать, какая фактура – белого или красного корпуса – интереснее и прихотливее: разнообразная кладка из состаренного кирпича или воздушный ансамбль из резного светлого камня. Впрочем, учитывая то, что до обоих в буквальном смысле можно дотянуться рукой, гуляя по дворику, при таком приближении дом скорее не имеет права «быть равнодушным» – обе части в равной мере откликаются на запрос тактильности и разнообразия впечатлений.

Заметим также, что восстановление исторического здания с докомпоновкой – единственный такой случай в портфолио ADM architects. Архитекторы принципиально против стилизации; они до сих пор, кажется, рефлексируют по поводу принятого решения. Действительно, можно было бы поспорить: имело ли смысл в тот момент, когда стала очевидной невозможность сохранить подлинное здание XIX века, – переделать проект, вовсе отказаться от реконструкции и соорудить взамен утраченного что-то современное? Ведь сопоставить старое и новое так, как в ЖК Wine House в Садовниках, все равно уже не могло получиться. И вмятины на кирпиче, если посмотреть внимательно, выдают принудительное состаривание. И оттенок кирпича XIX века как правило чуть более красный, здесь многовато коричневого; встречающиеся в кладке темный кирпичи тоже выдают современный подход. Но надо думать, описанная позиция отдает чрезмерным «венецианским» пуризмом. В конце концов действительная подлинность фабричного корпуса может заинтересовать одного-двух исследователей, но на то они и историки, чтобы знать историю строений.

С другой стороны, если говорить об атмосфере места, она определенно выиграла: здание интересно, контраст увлекателен. Более того, исторический кирпичный корпус стал, до некоторой степени, отправной точкой и прообразом для дальнейшего развития ансамбля: через некоторое время к нему прибавилась «пара»-противовес, другой дом, чья современная архитектура тем не менее перекликается с «фабричным» зданием и в композиционном отношении даже «вырастает» из него. Но об этом – в нашем следующем материале. 
  • zooming
    План типового этажа. Жилой дом Реномэ
    © ADM
  • zooming
    Генплан. Жилой дом Реномэ
    © ADM
Мастерская:
ADM http://adm-arch.ru
Проект:
Жилой дом Реномэ
Россия, Москва, ул. Новослободская, д. 24, стр. 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 11

Авторский коллектив:
Руководители проекта: А.С. Романов, Е.И. Кузнецова; ГАП: А.А. Шишков; архитекторы Б.Н. Заец, А.В. Черепанова

2015 — 2015 / 2016 — 2019

Заказчик: ОАО «Мебельная фабрика № 1»
Застройщик: Sminex

19 Марта 2021

Наталья Коряковская

Авторы текста:

Наталья Коряковская, Арина Стрижова
ADM: другие проекты
Ось Савеловского
БЦ в окружении крупной городской развязки у Савеловского вокзала берет на себя роль пространственной оси – то есть оси вращения: закручивается спиралью, чередуя идеальное стекло этажей с глубокими уступами междуярусных перекрытий, в которые спрятаны изобретенные архитекторами форточки. Оно скульптурно и претендует на роль нового городского акцента несмотря на сравнительно небольшой – девятиэтажный – рост.
Пять сестер
Пять башен Ривер Парка на Кутузовском, на берегу Москвы-реки и недалеко от Москва-Сити, стали новым этапом творческого развития архитекторов бюро ADM: именно здесь они начали эксперименты со стеклянными высотками, с одной стороны, компактно-силуэтными, а с другой – оживленными пластикой эркеров.
Клинкер Hagemeister – ведущая партия в проекте
Для строительства ЖК «Ривер парк», спроектированного архитектурным бюро ADM, использовалась клинкерная плитка Hagemeister в специально созданных для этого комплекса сортировках и миксах – эксклюзивных и неповторяющихся ни в одном другом проекте.
Маяк Нагатинского
В четвертом и пятом кварталах ЖК «Ривер Парк» – угловых, выходящих к реке практически vis-a-vis с будущим Южным портом, ADM architects развивают темы двухуровневого города с пешеходными мостиками между дворами и усиливают театральность каскадных террас с роскошными видами. Большинство террас частные, но есть одна общественная. Городу будет принадлежать и набережная, благоустроенная на основе бывших доков.
Парадное построение
Три кирпичных квартала жилого комплекса «Ривер Парк» раскрываются на воду террасами. Каждый квартал образует задник и две кулисы, а дворы на подиумах, предназначенные только для жителей, становятся как бы сценами, воспринимаемыми с реки. Благоустроенная набережная, доступная всем горожанам, дополняет выстроенную здесь иерархию приватной, полуприватной и публичной городской жизни.
Ритмическое соответствие
Дом первой очереди проекта Ленинский, 38 – светлая пластина, вытянутая в глубине участка параллельно проспекту – можно рассматривать как пример баланса контекстуальной уместности и пластической, также как и фактурной, детализации, организованной сложным, но достаточно строгим ритмом.
ADM 2006–2021
В новой книге-портфолио ADM architects, посвященной 15-летию бюро, 37 проектов, все реализованные или строящиеся. Публикуем интервью с главой бюро Андреем Романовым и сообщаем, что теперь книгу можно купить на ozon.
Этюды о стекле
Жилой комплекс недалеко от Павелецкого вокзала как символ стремительного преображения района: композиция с разновысотными башнями, изобретательная проработка витражей и зеленая долина во дворе.
Внутри рисованной сетки
При проектировании комплекса апартаментов PLAY в Даниловской слободе архитекторы бюро ADM сделали ставку на образность постройки. Наиболее ярко она проявилась в сложносочиненной сетке фасадов.
Быть в центре
Апарт-комплекс в центре делового квартала с веерными фасадами и облицовкой с эффектом терраццо.
Живой рост
Масштабный жилой комплекс AFI PARK Воронцовский на юго-западе Москвы состоит из четырех башен, дома-пластины и здания детского сада. Причем пластика жилых домов – активна, они, как кажется, растут на глазах, реагируя на природное окружение, прежде всего открывая виды на соседний парк. А детский сад мил и лиричен, как сахарный домик.
Красный дом
В районе Новослободской появился Maison Rouge – комплекс апартаментов по проекту ADM, который продолжает начатую БЦ «Атмосфера» волну обновления квартала в сторону улицы Палиха
Дуэт в Филях
Вторая очередь жилого комплекса Filicity, спроектированная бюро ADM, основана на контрасте стеклянного 57-этажного 200-метрового небоскреба и 11-этажного кирпичного дома. Высотка утверждает футуристичный вектор в московской жилой архитектуре.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
Сложение растущего города
Жилой квартал «1147» разместился на границе старого «сталинского» района к северу и активно развивающихся территорий к югу от него. Его образ откликается на эту непростую роль: многосоставные кирпичные фасады – разные у соседних секций, их высота от 9 до 22 этажей, и если смотреть с улицы кажется, что фронт городской застройки из длинных узких объемов складывается в некий сложный ряд прямо у нас на глазах.
Подвижность модульного
В ЖК Discovery ADM architects предложили современную версию структурализма: форма основана на модульных ячейках, которые, плавно выдвигаясь и углубляясь, придают контурам объемов сдержанную гибкость, «дифференцированную» поэлементно. Пластично-ступенчатые фасады «прошиты» золотистыми нитями – они объединяют объемы, подчеркивая рельефность решения.
В три голоса
Высотный – 41-этажный – жилой комплекс HIDE строится на берегу Сетуни недалеко от Поклонной горы. Он состоит из трех башен одной высоты, но трактованных по-разному. Одна из них, самая заметная, кажется, закручивается по спирали, складываясь из множества золотистых эркеров.
Динамика проспекта
На Ленинградском проспекте недалеко от метро Сокол завершено строительство БЦ класса А Alcon II. ADM architects решили главный фасад как три объемные ленты: напряженный трафик проспекта как будто «всколыхнул» материю этажей крупными волнами.
LIFE на берегу Сетуни
В долине реки Сетунь, в районе Верейской улицы выросли два новых квартала ЖК «LIFE-Кутузовский» по проекту ADM arhcitects. У них есть собственный бульвар с ритейлом и небольшой прибрежный парк.
Витальное плетение
Рядом с метро «Дубровка» бюро ADM спроектировало жилой комплекс Vitality с полихромной смесью клинкерного кирпича на рельефных фасадах.
Новая версия старого города
Дом на Малой Ордынке, 19 идеально вписался в строй улицы и даже как будто выправил ее, задал новый тон – фактуры, блеска, «солнечного» тепла и одновременно сдержанной гармонии всех этих необходимых составляющих архитектуры дорогого современного дома.
Дворянское гнездо XXI века
Построенный бюро ADM жилой комплекс на Воробьевых горах, будучи абсолютно современным по духу, дышит благородством в каждой детали, наследуя истории заповедного московского района.
Ритмический этюд
В жилом доме «Карамель» на севере Москвы в каждой квартире должны были быть выносные балконы. Эффект градусника, который они неизбежно создают, архитекторы ADM Architects «сбили» пластической игрой элементов из реек всех оттенков шоколада.
Небо. Круги. Синкопы
Новая постройка архитекторов ADM показывает, как сделать квартал всего из трех башен, фактически плоское – визуально объемным, одновысотное – разнообразным, разновысотное – единообразным и интегрировать в жилую среду максимум неба и зелени.
Прибрежная высота
Жилой комплекс в долине реки Сетунь по проекту мастерской ADM с подчеркнуто артикулированными переходами между общественными и приватными территориями и разнообразным рисунком фасадов, решенных в природной гамме оттенков воды, земли и облаков.
Подсчёт по осени
Прошедшей осенью и в конце лета 2016 издано шесть монографий известных архитектурных мастерских: ADM, UNK project, Wowhaus, Арт-Бля, бюро Евгения Герасимова, Цимайло & Ляшенко. Рассказываем обо всех.
Похожие статьи
Над Жемчужной рекой
Самый большой в мире пешеходный мост Хайсинь в Гуанчжоу стал важнейшим общественным пространством этого гигантского города.
Парк на острове
Рядом с Королевским оперным театром во внутренней гавани Копенгагена открылся парк по проекту бюро Cobe.
В центре внимания
Лионское бюро Espace Libre спроектировало для курортного городка Кюк на севере Франции скейт-парк, который стал первым шагом по реорганизации всего прибрежного района Стелла-Плаж.
Распределение масс
Деловой центр AIA East Gateway по проекту Creative Crews на востоке Бангкока должен стать стимулом для развития окружающего района и для возвращения удаленно работающих сотрудников в офисы.
Геология фасадов
Калифорнийский университет в Санта-Барбаре впервые за последние 55 лет открыл новый учебный корпус. Автором проекта выступило архитектурное бюро из Сиэтла LMN Architects.
Музыкальная фабрика
В Манчестере открылся концертно-выставочный комплекс по проекту OMA. Заказчик – компания Factory International, организатор Манчестерского международного фестиваля.
Фасад для шоссе
В проекте здания управления автодорог в Дакке, столице Бангладеш, архитекторы Framework учли особенности участка, расположенного на оживленном шоссе, но с видом на зеленую зону.
Приближение искусства к народу
Первый и пока единственный филиал Государственного музея искусств (SMK) в Копенгагене отроется в сельской местности на севере Дании. Авторы проекта его комплекса – Reiulf Ramstad Arkitekter.
Адаптивная реконструкция
Восстановлением разрушенной землетрясением в феврале 2023 года турецкой провинции Хатай и ее столицы Антакьи займется консорциум архитекторов с Foster + Partners и BIG в составе.
Big in Japan
В Токио завершено строительство 266-метрового небоскреба Toranomon Hills Station Tower по проекту Сёхэя Сигэмацу, главы нью-йоркского отделения OMA. Это первый объект, реализованный OMA на территории японской столицы, и самый крупный проект в портфеле бюро.
Космический ковчег
MAD Architects представили проект реконструкции склада Чжанцзянского цементного завода под многофункциональный общественный центр. По мысли Ма Яньсуна, над массивными бетонными стенами зависнет космический «ковчег».
Другой Версаль
Парижское Atelier Delalande Tabourin для реконструкции небольшого дома в Версале использовали особый бетон, в который добавлена кирпичная крошка.
Высотная биофилия
The Spiral в Нью-Йорке, первый «сверхвысокий» небоскреб, спроектированный бюро Бьярке Ингельса BIG, – эксперимент в высотном озеленении: его террасы с кустарником и деревьями достигают высоты в 300 м и более.
Укрощение стихии
Бюро Carlo Ratti Associati разработало проект реконструкции знаменитых набережных Мурацци-дель-По в Турине: все более сильные разливы реки новому общественному центру будут не страшны.
Путь на глубину
На севере Норвегии бюро Rever og Drage Arkitekter соорудили на озере традиционный причал, но предназначен он не для лодок, а для любования пейзажем.
Пирамида для горожан
Бывший музей албанского лидера Энвера Ходжи в центре Тираны открылся после реконструкции по проекту MVRDV как образовательный центр и общественное пространство.
Иллюзия уединения
Кафе и частный дом на острове у северо-восточного побережья Китая создают иллюзию романтического – и драматического – уединения среди суровой природы. Авторы проекта – пекинское бюро TAO.
Золотное шитье
Пятиэтажный клубный дом, спроектированный Степаном Липгартом в Казани, реагирует на разностилевой контекст цельностью и одновременно подвижностью формы, а на соседство с театром «Экият» – сходством со складками театрального занавеса и активной пластикой балконов, в которой прочитывается сходство с театральными ложами. Он весь немного «на котурнах», но обобщен и современен. В нем даже не так просто найти элементы ар-деко, хотя дух тридцатых, пропущенный через фильтр неомодернизма, все же чувствуется. Как и Восток.
Примирение
Реставрация Соляного склада для Звенигородского музея-заповедника, с одной стороны, достаточно точно реализована по проекту бюро «Народный архитектор» – а, с другой стороны, она не обошлась без дополнительных исследований и корректировок, которые в данном случае, скорее, во благо. Обнаружен исходный цвет покраски, детали фасадов, лучше изучена история перестроек. Итог – проявлен импозантный характер ампирного здания, самого старого в городе, проявлены отличия поздних пристроек. Но, главное, город получил новое культурное и общественное пространство, которые уже «работает» вовсю.
Между городом и деревней
Два жилых дома, построенных в чешском Каменице по проекту пражской студии NEW HOW architects, поддерживают важный вектор развития всего поселения.
Работа с цветом
Архитекторы MVRDV реконструировали высотное здание в Шэньчжэне: проект должен стать образцом для перестройки невостребованных сооружений в масштабе всего Китая.
Наследие пивоваров
Реконструируя бывшую пивоварню Kingway в одном из районов Шэньчжэня, китайское бюро URBANUS попыталось сохранить дух места и коллективную память горожан об ушедшей эпохе.
Мозаика в 3D
В Мохали, городе-спутнике Чандигарха, появилось еще одно офисное здание с необычным фасадом от Studio Ardete.
Технологии и материалы
Устойчивое завтра
Названы победители Holcim Awards – премии за достижения в области устойчивой архитектуры. Показываем все проекты из «короткого списка».
Новые декоры в европейской коллекции Homapal 2022-23
Еще больше уникальных цветов и поверхностей металлизированных HPL пластиков появилось в обновленной коллекции бренда Homapal. Самые изысканные металлические текстуры сочетаются с преимуществами износостойкого и гибкого ламината.
Блестящая жизнь в деталях
В ряду металлов, которые выигрышно смотрятся как в классическом, так и в ультрасовременном интерьере, латунь занимает особое место. Неслучайно ее называют «новым золотом». На примере проектов компании HÖGER смотрим, как добиваться эффекта “латуни” и других металлов при помощи современных технологий.
Фасадная подсистема от «ОРТОСТ-ФАСАД»: надежность...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД» разработала и запустила собственное производство подсистемы для устройства облицовки навесных фасадов. Инновационная разработка позволяет решать проблемы, связанные со сложной геометрией фасадов и работами на высотных зданиях.
Декоративное панно из алюминиевых панелей ГК АСП...
На путевой стене станции метро «Яхромская» в Москве установили монументальное панно в честь празднования 800-летия столицы в 1947 году. Панно выполнялось из трехслойных алюминиевых панелей с сотовым заполнением от компании ГК АСП.
Зимний сценарий
Осень и зима – не повод грустить и сидеть дома.
Рассказываем, какие малые архитектурные формы делают общественные пространства теплее, уютнее и интереснее даже в самые промозглые, пасмурные или студеные дни.
Больше чем детская площадка
Компания «КБЭА» из Чебоксар переосмысливает функционал детских площадок: с их помощью наука выходит в городское пространство и становится частью социокультурного программирования территорий.
Будущее фасадной инженерии: как решить проблемы строительства...
Вместе с постоянно развивающимися технологиями строительства область фасадной инженерии также переживает значительные изменения, однако далеко не все оказались к ним готовы. Опытом делится компания Unistem, лидер на рынке фасадного консалтинга.
Ригель и двоичный код.
ИТ-парк им. Башира Рамеева
На фасадах ИТ-парка имени Башира Рамеева в Казани – облицовочные материалы преимущественно российских производителей, в том числе клинкер ригельного формата.
Философия проекта изначально подразумевала полный контакт здания с человеком – как визуальный, так и тактильный.
Краски и штукатурки Baumit: идеальное финишное покрытие
В процессе отделки дома или квартиры одним из главных вопросов является выбор финишного покрытия, ведь это решение влияет не только на внешний вид стен сегодня, но и на то, как они будут выглядеть со временем. Рассказываем о том, какие штукатурки и краски предлагает Baumit для создания идеального фасада и интерьера, которые будут радовать много лет.
Облицовочный кирпич от BRAER: размер имеет значение
Сегодня наиболее распространенными форматами кирпича являются 1НФ, 0,7 НФ и 1,4НФ. У каждого есть свои преимущества. В линейке облицовочных кирпичей BRAER есть все три, но как определиться с выбором нужного? Попробуем разобраться.
Отдых в большом городе
Простая скамейка, установленная в нужном месте, способна дарить минуты отдыха и объединять. Рассказываем, как с помощью городской мебели «Хоббика» даже в самом урбанизированном контексте можно устроить островки для полноценной релаксации.
Кто построит будущее
Детские площадки меняются вместе с городской средой и предлагают детям не только палитру сенсорных ощущений и физической активности, но и образы, заимствованные у мировой архитектуры. Один из примеров – футуристические игровые комплексы, спроектированные компанией «Новые горизонты».
Геометрия городского комфорта с Axyforma
Молодой и демократичный бренд Axyforma предлагает пересмотреть подход к благоустройству в пользу комплексных решений с лаконичными и взаимозаменяемыми элементами.
Напольные покрытия для здоровых помещений
Компания «Tarkett» – мировой лидер в производстве напольных покрытий – одной из первых перестроила свой бизнес в соответствии с зелеными стандартами и экономикой замкнутого цикла. Рассказываем о продукции Tarkett, безопасной для человека и природы.
Сейчас на главной
Дмитрий Сухов: мы хотим создавать эмоциональную архитектуру
В архитектурной и проектной компании ГЕНПРО новый креативный директор, архитектор Дмитрий Сухов, ранее занимавший должность главного архитектора институтов «Моспроект-3» и «Капстройпроект» (известного проектами домов для реновации). Бессменный креативный директор ГЕНПРО Энди Сноу по-прежнему в команде, но с новым коллегой полномочия не делит, а скорее творчески взаимодействует. Архи.ру поговорил с Дмитрием Суховым о проектах, которыми ведает его подразделение – отдел концепций.
Здание D
Проект Харбинского центр дизайна на севере Китая создан архитекторами Wuxing Youxing Space Design на основе «типографского» мотива – буквы D.
Точка нового отсчета
Давно хотелось изучить пространство RuArts Foundation, созданное архитекторами ATRIUM, и наконец удалось. Оно уместное и впечатляющее, в нем интересным образом сочетаются традиции – в данном случае, галереи, и новации. Рассматриваем. А заодно вглядываемся в предисторию.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Лепка ракурсом
Степан Липгарт внедряет на окраине Казани «схематизированное ар-деко», да еще и зеленого цвета, со стеклянистой корочкой на фасадах. Главные достоинства проекта – он тщательно выстраивает ракурсы, стремясь сформировать в непростом окружении зародыш города не только в смысле пешеходности, но и пластически. Работает с силуэтами, предлагает любопытные треугольные «горки» террас. Да и выстроен он как кристалл, по двум сеткам, ортогональной и диагональной. Что получилось, что нет, в чем особенности – читайте в тексте.
«Плавательный оперный театр»
Крытый бассейн начала 1970-х годов в Гамбурге, памятник архитектуры модернизма и одна из крупнейших оболочечных конструкций в Европе, реконструирован архитекторами gmp и конструкторами schlaich bergermann partner.
Разнообразие фасадов
Комплекс из жилья и офисов по проекту бюро ALTA в ближнем пригороде Парижа учитывает соседство маловысотной частной застройки, будущей станции метро и послевоенных многоэтажек.
Образовательный эксперимент для Севера
Бюро «Сити-Арх» продолжает работу над проектами экспериментальных государственных ДОУ: по многим параметрам им могут позавидовать частные сады и школы. На этот раз – в городе Губкинском Ямало-Ненецкого автономного округа. Будущих воспитанников ждет разнообразная образовательная и игровая среда, которая включает зимний сад, педагогов – возможности для внедрения новых практик.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Над Жемчужной рекой
Самый большой в мире пешеходный мост Хайсинь в Гуанчжоу стал важнейшим общественным пространством этого гигантского города.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Парк на острове
Рядом с Королевским оперным театром во внутренней гавани Копенгагена открылся парк по проекту бюро Cobe.
Стиль лобби
Магазин бренда Emka выделяется в галерее торгового центра Ростова-на-Дону за счет ставки на сдержанность, ритм и асимметрию: проектируя пространство, архитекторы вдохновлялись образами хороших отелей. Среди сложных решений: гранитная кассовая стойка и деревянные кессоны на потолке.
Баланс света
Воркшоп «Световая инклюзия. On/Off» интересен тем, что его итогом стала методичка – сумма рекомендаций для изменения нормативов в сторону большего комфорта для людей с особенностями, будь то колясочники, слабо видящие и слышащие или люди с особенностями психики.
Освоение степи
Современная вариация юрты, которая подойдет для цифровых кочевников: ее можно перевозить на автомобиле, воздействие на окружающую среду снижено за счет очистки бытовых вод, предусмотрен альтернативный источник электроснабжения.
Убежище
Вторым победителем программы воркшопов «Открытого города» стал проект «Убежище. Вне круга света», под кураторством основателей бюро TIArch и преподавателей КГАСУ Ильнара и Резеды Ахтямовых.
Кладбище внутри и снаружи
Воркшоп под руководством Института Генплана Москвы занял на «Открытом городе» одно из двух первых мест. Его тема – пути реорганизации городских кладбищ. Предложено два направления, для пригорода и для центра, диаметрально противоположные.
В центре внимания
Лионское бюро Espace Libre спроектировало для курортного городка Кюк на севере Франции скейт-парк, который стал первым шагом по реорганизации всего прибрежного района Стелла-Плаж.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Сияние на Угре
Живописный берег Угры, где предположительно началось Великое стояние, – любимое место досуга жителей Юхнова. После первого этапа благоустройства здесь появились беседки в виде конструкций для просушки льна, спуск к воде и арт-объект «Уграметр».