Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

29.12.2023

Трехчастная задача: Мытный двор

Юлия Тарабарина
Объект:
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
Адрес:
Россия, Санкт-Петербург. ул. Евгеньевская, д. 2, лит.Б
Архитектор:
Никита Явейн
Мастерская:
Студия 44
Авторский коллектив:
Н. И. Явейн, А. И. Амелькович, В. А. Романцев, К. П. Соколова, Д. А. Гордина, Е. А. Речкалов, Д. Д. Павлова, Г. В. Иванов, Е. С. Федорова, при участии А. И. Покатович, А. А. Патрикеева, С. С. Михайловой, реставраторы: И. В. Сабанцев, М. Д. Голубинова

Петербургский Мытный двор – торговые ряды сложной судьбы – по проекту «Студии 44» планируют превратить в премиальный жилой комплекс. В проекте три части: реставрация исторических корпусов, восстановление утраченной части исторического контура и новые дома. Все они срифмованы между собой и с городом, найдены оси и «лучи света», продуманы уютные уголки и видовые точки. Мы специально проинтервьюировали авторов проекта реставрации исторических корпусов – и рассказываем обо всех, разных, задачах из числа решенных здесь.

Петербург, как столица Российской империи, был в XVIII–XIX веках центром торговли всей страны, поэтому и сейчас в разных частях его самого большого в Европе исторического центра существует много торговых рядов. Оттесненные от городского центра дворцовыми, военными и чиновничьими ведомствами, они все же занимают крупные пятна в плотной квартальной городской ткани и по площади успешно конкурируют с дворцами. В отличие от более поздних универсальных магазинов и пассажей «венско-парижского» типа, гостиные дворы, – а их история, как правило, восходит к самым ранним годам развития столицы, равно как и к допетровской традиции, – с архитектурно-композиционной точки зрения довольно экстенсивны: это протяженные линии лавок со складами, организованные в гигантские каре, невелики по высоте и довольно однообразны. Тем не менее, в их строительстве нередко участвовали самые известные петербургские архитекторы, да и сами торговые ряды – необходимые паузы и узнаваемая часть городской застройки. Без них Петербург был бы, конечно, не тот. Неизбежная монотонность их структуры вкупе с малой высотностью привносит в город, заполненный, в основном, доходными домами XIX века, ноту разнообразия – и малоэтажности. 

Надо сказать, что «Студия 44» Никиты Явейна не впервые работает в проектами реставрации и приспособления петербургских торговых рядов: они уже занимались и главным Гостиным двором, и Апраксиным

Отличие Мытного двора в том, что его первоначальной задачей была не только торговля, но и сбор таможенной пошлины – «мыта». Однако устроен он был точно так же, как и любой Гостиный двор, состоял из лавок. В какой-то момент в проектировании участвовал Василий Стасов, но известно об этом из сообщения, в котором он жалуется, что строят медленно и не по проекту. Так и было, построили западную половину каре и ту разномастно, повыше и пониже, получше и похуже. То есть Мытный двор, по столичным меркам, еще и относительно небольшой, наполовину построенный.

Слева – полукаре, сохранявшееся к началу XX века, справа склады, впоследствии снесенные. План столичного города С.-Петербурга, 1860 г. Из альбома «Студии 44». Предоставлено авторами
Слева – полукаре, сохранявшееся к началу XX века, справа склады, впоследствии снесенные. План столичного города С.-Петербурга, 1860 г.
Из альбома «Студии 44». Предоставлено авторами
Красным отмечна сохранившаяся на данный момент часть построек Мытного двора. Немецкая аэрофотосъемка. 1939-1942 Из альбома «Студии 44». Предоставлено авторами
Красным отмечна сохранившаяся на данный момент часть построек Мытного двора. Немецкая аэрофотосъемка. 1939-1942
Из альбома «Студии 44». Предоставлено авторами

И наполовину утраченный. В 1990-е – 2000-е северо-восточную часть сломали – она-то и была поменьше и поплоше, но тем не менее XIX век, довольно внушительный. Теперь она подлежит восстановлению «как было».
Здесь видны оба Г-образных здания Мытного двора. Вид на сквер им. Н.Г. Чернышевского и корпуса Мытного двора с крыши дома №1 по Херсонской ул. 1957 г.
Здесь видны оба Г-образных здания Мытного двора. Вид на сквер им. Н.Г. Чернышевского и корпуса Мытного двора с крыши дома №1 по Херсонской ул. 1957 г.
Из альбома «Студии 44». Предоставлено авторами

В конечном счете в проекте «Студии 44» 3 части: 2 здания реставрируют, половину каре восстанавливают, внутри, в рамках целой суммы ограничений, разрешено новое строительство: тут появятся 3-4-этажные секционные дома с палисадниками в первых этажах и магазинами вдоль Евгеньевской улицы.
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора © Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора © Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора © Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора © Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора © Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44

Один из плюсов нового комплекса – как говорится, «для будущих жителей» – он, что нечасто встречается в центре Петербурга, расположен между двумя зелеными массивами: закрытым парком больницы №46 с востока и Овсянниковским сквером с запада. 
 
Никита Явейн, Студия 44
Реставрация, приспособление, восстановление утраченных частей комплекса – неотъемлемые части нашего проекта.

Малая высота воссоздаваемой части позволила нам обеспечить хорошую инсоляцию и проветривание дворов. Новые корпуса обладают выраженной секционностью, которая восходит к историческим постройкам – с долей условности их можно сопоставить с торговыми зданиями XIX века, надстроенными с начале XX-го, такое в Петербурге встречается. Все секции, все дворики у нас – немного разные, структура меняется, трансформируется по цвету, деталям, планировочным характеристикам; но в то же время остается в рамках одной цветовой гаммы, сочетает зеленую керамику, известняк и бордово-красные вкрапления. Кровли все наклонные, кое-где появляются брандмауэры.
 
Словом, мы масштабно встраиваемся в структуру городского центра, не создаем «слона в посудной лавке», – поддерживаем характеристики городской среды.
[Видео проекта с комментарием целиком можно найти здесь]
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44
Любопытно, что, если мы посмотрим вокруг на строй доходных домов начала XX века, которых здесь большинство, то заметим, что новые жилые корпуса на территории Мытного двора части из них равны по высоте, а части – заметно меньше. Вокруг встречаются дома и шести-, и семиэтажные, а здесь всего четыре этажа: ничто, действительно, «не торчит», даже хочется заговорить о несколько избыточной деликатности. Взять бы да и поместить тут пару доминант.

Но в Петербурге, похоже, так не принято, да и комплекс реагирует не столько на морфологию окружающих «доходников», сколько на внутренние законы бывшего Мытного двора, в котором он помещается. Недаром корпуса новых жилых домов выстраиваются этакими строчками, образуя протяженные дворы, которые, как справедливо замечает Никита Явейн, не назовешь колодцами. Тип застройки, во-первых, заимствован из истории – здесь располагались не очень симметричные, но параллельные друг друг хозкорпуса, оставалось только соединить их «полоски» единым хребтом. Во-вторых, он в принципе родственен планировкам внутренней территории исторических гостиных дворов. 

Другой узнаваемый прообраз – деревья обоих парков, справа и слева. Не потому ли керамику для верхних этажей выбрали во многих частях зеленую, а кровли новых домов темно-серые? Ш-образное вкрапление перепутать с деревьями, конечно же, невозможно, и все же то, что они на каком-то уровне перекликаются с зелеными массивами – тоже факт.
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора © Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора © Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44

Внешние исторические корпуса теплого оттенка, с крашеными традиционным суриком крышами, боковые дворы новых корпусов – прохладного, голубоватого и зеленого, но самый большой центральный двор – опять бордового. Так происходит чередование и смена впечатлений, о которой говорит Никита Явейн – в рамках общей цветовой гаммы: в широком смысле городской, сочетающей красный, зеленый, бежевый камень и черный металл. 

Обилие керамической плитки – очень приятная современная деталь новых корпусов проекта, напоминание о модерне и в то же время дань современным тенденциям. Сейчас такая плитка популярна, она намного интереснее имитации кирпича, «честно» блестит, дает почти любой цвет. В данном случае – авторы изучили фасады модерна по соседству и с полным правом ссылаются на них. 
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора © Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора © Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44

Отличия тоже очевидны, ну так на то оно и современное решение, чтобы не имитировать, а перекликаться. 

Особенно хороши широкие круглые колонны из зеленой плитки: вещь на грани модерна и ар-деко, как и многое здесь, в новых корпусах. 
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44

А также – сочетание шершавой рельефной поверхности камня, рельефа тонких полос и гладких поверхностей – для фасадов, судя по всему, намечен травертин. Или вот объемная «плетенка», поставленная то вертикально, то горизонтально, но переходящая из материала в материал: из плитки в камень и наоборот. Или рифмовка между светящимися консолями-вывесками над входами и стеклом балконов, подсвеченных – пока что воображаемым – вечерним солнцем. Интересно и то, как балконы, от второго к четвертому этажу, выдвигаются дальше и дальше над двориками, как будто тянутся, поднимаясь чуть выше, за новым обзором. Или зигзаги латунных решеток ограждений, вроде и не буквально стволы и ветки, но все же очевидно – лес. 
   
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора © Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора © Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора © Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора © Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора © Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора © Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора © Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора © Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора © Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора © Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора © Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора © Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора © Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора © Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора © Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора © Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44

Симпатично решение углового прохода – со ступенчатым контуром. Благодаря веренице треугольных закутков тут возникает атмосфера европейской улицы, и авторы, не стесняясь, подчеркивают искомый эффект, показывая на визуализациях «теплое небо» подвесных фонарей. 
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44

Возникло это неожиданно-уютное место не по прихоти, а из градостроительного анализа. Городская застройка вокруг ориентирована диагонально, вторя изгибу Невы, с северо-востока на юго-запад. А участок Мытного двора, так уж получилось, выстроен почти меридионально, с севера на юг. Когда авторы находят на плане диагональ – они не только раскрывают в углу проход, избавляясь от тупика, – но также вписывают план в общегородскую сетку. Небольшая умозрительная игра в итоге дает фрагмент пространства с необычными характеристиками. 
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора © Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора © Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44

Но если бы все было так просто. Здесь есть и еще один «игрок» – визуальные связи и зрительные лучи. Совсем рядом, к северу, стоит церковь Шестоковской иконы Богоматери, пятиглавая, с шатровой колокольней, рубежа веков, архитектора Николая Никонова. Прежде всего требовалось раскрыть виды на нее, но и на другие окрестности тоже. И авторы не только отразили церковь в балконных ограждениях. 
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора © Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора © Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44

Ради визуальных связей архитекторы «Студии 44» проанализировали объем и симметрично срезали два угла. Первый луч определен необходимостью открыть вид с проспекта на церковь, второй, симметричный ему – открывает юго-восточное, самое полезное и яркое, солнце первой половины дня.
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44

Силуэт нового «ядра» усложнился, несколько квартир получили большие треугольные террасы. 

С дополнительными осями план комплекса приобрел внутреннюю собранность и структурность в духе построений даже не XIX – а XVIII века, с его верой в геометрию. Как тут не вспомнить нереализованный проект Мытного двора 1785 года с башнями по углам – а также ось, которую «Студия 44» выстроила между Главным штабом и эрмитажным садом при реконструкции для музея.
Высочайше утвержденный проект генерального плана Мытного двора. Копия 1812 г. с проекта 1785 г.  Предоставлено «Студией 44»
Высочайше утвержденный проект генерального плана Мытного двора. Копия 1812 г. с проекта 1785 г.
Предоставлено «Студией 44»
Фрагмент плана столичного города С.-Петербурга Предоставлено «Студией 44»
Фрагмент плана столичного города С.-Петербурга
Предоставлено «Студией 44»
 
Эти архитекторы смотрят не только на сиюминутные ограничения, они пытаются поймать за хвост саму логику города и его истории.
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора © Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора © Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44

Хотя ограничения – 16 м по высоте – здесь, конечно, тоже соблюдены. 

Довольно любопытным образом проект вписывается в портфолио «Студии 44»: в ту его часть, где присутствует не один мало- и среднеэтажный комплекс. К примеру, Фортеция или Амазонка в Кронштадте. У бюро накоплен опыт и даже определенный почерк в работе с такими задачами, часть такого опыта – протяженные секции, создающие «петербургского» вида прямые перспективы дворов, этакие cour d'honneur-ы.
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44

Напомню, новые дома не просто встраивают в окружение старых зданий, но половину этих зданий, разрушенных некоторое время назад, еще и восстанавливают «как были». А были это сравнительно несложные лавки, одно-двухярусные, с широкими неоформленными арками. Прямо скажем, довольно сложно принять идею как необходимую, очень уж техническими были сооружения, скорее склады, чем даже магазины, в их восстановлении видится больше исторической справедливости, чем памяти. Тем не менее они должны насытить улицу Старорусскую, на которой стоит Шестоковская церковь, магазинами, салонами и небольшими офисами. Сейчас там, откровенно говоря, пустовато. 
Вид со Старорусской улицы, Шестоковская церковь – слева. ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
Вид со Старорусской улицы, Шестоковская церковь – слева. ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44

Отдельную тему, с собственной историей и сюжетами, составила реставрация двух сохранившихся корпусов Мытного двора. Ими занималось реставрационное подразделение, которое в офисе «Студии 44» занимает целый этаж и обладает значительным портфолио, к примеру, они занимались Александровским дворцом – не зря Никита Явейн любит подчеркивать, что он «прежде всего реставратор». 

Реставрацией руководил Илья Сабанцев, приспособлением – Екатерина Федорова.
 
Илья Сабанцев, Студия 44
Оба здания немало пережили, их интенсивно эксплуатировали, а конструкции были – нельзя сказать, чтобы очень прочными. Так, только внешние стены секций здесь сложены из кирпича, а внутри каркас был в основном деревянным. На уровне чердака есть искривления стен брандмауэров, их придется перекладывать. Часть сводов цокольного этажа утрачена и переложена, там есть существенные лакуны в исторической кладке.
 
Ряд деталей пришлось восстанавливать по аналогиям. В частности, несмотря на то, что мы сделали много проб покраски, первоначальные слои в классицистическом корпусе найти не удалось – только поздние, с синтетическим связующим. Не сохранились и столярные рамы, и профили белокаменных ступеней. То и другое мы восстанавливаем по аналогиям, и здесь нам очень помогает опыт предшествующей работы с другими памятниками, в данном случае – особенно с Гостиным двором и Павловскими казармами на Марсовом поле. Тот и другие типологически близки Мытному двору, а в Гостином дворе мы в свое время нашли очень хороший оттенок исторической охры.
 
С другой стороны, наклон конька кровли корпуса начала XIX века, с высоким подъемом, удобный для устройства квартир, принадлежит первоначальному зданию и связан с его складской функцией – в этом отношении нам повезло. Конек эклектического корпуса был ниже, но у нас было разрешение поднять его до отметки соседнего. Мы подняли, поскольку без этого приспособление было бы практически невозможным, но не конца, поскольку хотели подчеркнуть разновременность зданий; мы стараемся уделять внимание такого рода деталям.

Мансардные окна мы тоже восстановили по аналогиям: на чертежах они показаны очень неясно, но для гостиных дворов окна на чердаке – распространенная практика, и мы суммировали вероятности. Окна со стороны проспекта сделали крупнее, со стороны двора меньше. 
Часть фасада Мытного двора по Калашниковскому проспекту и
разрез здания. 1905 г.  Из альбома «Студии 44». Предоставлено авторами
Часть фасада Мытного двора по Калашниковскому проспекту и разрез здания. 1905 г.
Из альбома «Студии 44». Предоставлено авторами
Вид части фасада и части брандмауэра с перекрестка проспекта
Бакунина и Евгеньевской улицы. Фотография 1953 г. Из альбома «Студии 44». Предоставлено авторами
Вид части фасада и части брандмауэра с перекрестка проспекта Бакунина и Евгеньевской улицы. Фотография 1953 г.
Из альбома «Студии 44». Предоставлено авторами

Корпус, вытянутый вдоль проспекта Бакунина, бывшей Мытнинской улице, – самый старый и самый внушительный, первой трети XIX века. Архитекторы характеризуют его как «безордерный классицизм»: он выше соседнего, имеет сводчатый подвальный ярус и состоит из отдельных лавок-секций, соединенных стенами-брандмауэрами. На каждую лавку приходится большая арка, разделенная на два этажа, окна с обеих сторон очень широкие. По-видимому, если бы Мытный двор был целиком построен по одному из первоначальных проектов, он весь был бы таким, в общих чертах, действительно, похожим на Гостиный двор. 
Корпус начала XIX века. Вид со стороны проспекта. Проект реставрации и приспособления здания Мытного двора. ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
Корпус начала XIX века. Вид со стороны проспекта. Проект реставрации и приспособления здания Мытного двора. ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44
Корпус начала XIX века. Вид со стороны двора. Проект реставрации и приспособления здания Мытного двора. ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
Корпус начала XIX века. Вид со стороны двора. Проект реставрации и приспособления здания Мытного двора. ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44

Здесь архитекторы расчищают заложенную галерею со стороны проспекта, вычинивают белокаменный цоколь, в котором, вместо когда-то бывшего входа в подвальный ярус с улицы, устраивают окна, а лестницы с тротуара на галерею реставрируют. В первом этаже располагают офисы со входами с улицы – каждому из них также будет принадлежать подвальный этаж. 
Проект реставрации и приспособления здания Мытного двора. ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора © Студия 44
Проект реставрации и приспособления здания Мытного двора. ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44
Проект реставрации и приспособления здания Мытного двора. ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора © Студия 44
Проект реставрации и приспособления здания Мытного двора. ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44

В верхнем ярусе разместятся большие двухъярусные квартиры, по одной на секцию, со входом со двора. Сложность заключалась в том, что корпуса довольно глубокие, 22 м, окна у них хоть и большие, но расположены на большом расстоянии друг от друга: на южном фасаде получаются светлые гостиные, практически со стеклом во всю стену – это в XIX-м то веке. А на дворовом северном фасаде две комнаты соединяются треугольной лоджией, которая немного, но освещает их обе. Третий этаж освещают «классические» мансардные окна и современные, встроенные в скаты кровель.
 
Екатерина Федорова, Студия 44
С задачей приспособления памятника, функция которого первоначально была иной, под жилье, мы сталкиваемся сравнительно редко, – и каждый раз это нетривиальная задача. В данном случае мы проанализировали ситуацию и сразу начали объяснять маркетологам, что невозможно из особенного сделать что-то обычное. Да и не нужно. Длительные убеждения и согласования сработали.

Мы во всем исходили из особенностей объекта. Например, исследовали своды подвалов и разместили наши лестнично-лифтовые узлы там, где своды были наиболее повреждены. Вентиляционные выходы, как мы и делаем обычно, стилизовали под дымоходы. И здесь, опять же, надо было помнить, что исторически дымоходы складывались у брандмауэров.

Мы не работали с интерьерами, но для того, чтобы проверить наши, продиктованные памятником, решения – делали монохромные макеты и расставляли в них мебель, чтобы показать заказчику.
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора © Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора © Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора © Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора © Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора © Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора © Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44

Именно первый корпус с его «секционной» планировкой блокированных лавок, выстроенных в ряд, стал отправной точкой в поиске типологии малоэтаэных домов новой части комплекса, встраиваемой в пустующую среднюю часть Мытного двора. 

Второй корпус перестроен в конце XIX века: полуромантизм, полуренессанс, с кронштейнами и рустованными арками. Он чуть меньше по высоте, окна здесь меньше, а внутрь была внедрена чугунная конструкция из металлических колонн с тосканскими базами и капителями, все как мы любим в романтическом проме рубежа веков. Именно этот корпус выходит к углу и «презентует» комплекс проспекту. 
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44

Его планировка, уже однажды реконструированная, дала авторам больше свободы – здесь удалось поместить коридор, «нарезку» квартир помельче, а значит, чуть дешевле; что не помешало появлению пары квартир с собственным входом со двора и еще двух – маленьких, но двухъярусных, с внутренней лестницей, в торце. 

Чугунные колонны сформировали будущий входной вестибюль, лобби перед лифтом, и заняли свое место в квартирах. В первом этаже разместился ресторан в дополнительным подвальным помещением, а слева от входа, тоже в подвале и по специальной просьбе заказчика – коньячная комната-бар. 
Проект реставрации и приспособления здания Мытного двора. ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора © Студия 44
Проект реставрации и приспособления здания Мытного двора. ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44
Исторические корпуса, приспособление, план 1 этажа. ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора © Студия 44
Исторические корпуса, приспособление, план 1 этажа. ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44

Одно из решений, изобретенных в процессе приспособления, – арка, ведущая во двор. Она расположена на стыке двух корпусов, закрыта решеткой, запирается на ключ владельцев квартир, и все же служит «холодным» проходом. Он был необходим для того, чтобы обеспечить исторические здания, которые обладают статусом совершенно самостоятельной части комплекса и проходят, в числе прочего, согласования отдельно, всеми необходимыми возможностями, в том числе – отдельным входом. 

Согласно авторскому замыслу, и совершенно справедливо, несмотря на отсутствие данных об исторических покрасках, корпуса получат различную расцветку, «эклектический» – розовато-терракотовую: как говорит Илья Сабанцев, для архитектуры конца XIX века, насыщенной деталями, как правило характерна покраска, погруженная в один тон. А «классицистический» корпус получил отличную желто-белую окраску, известную по подобным постройкам его времени. 
Проект реставрации и приспособления здания Мытного двора. ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора © Студия 44
Проект реставрации и приспособления здания Мытного двора. ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44
Проект реставрации и приспособления здания Мытного двора. ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора © Студия 44
Проект реставрации и приспособления здания Мытного двора. ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44
Проект реставрации и приспособления здания Мытного двора. ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора © Студия 44
Проект реставрации и приспособления здания Мытного двора. ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44
Проект реставрации и приспособления здания Мытного двора. ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора © Студия 44
Проект реставрации и приспособления здания Мытного двора. ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44
Проект реставрации и приспособления здания Мытного двора. ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора © Студия 44
Проект реставрации и приспособления здания Мытного двора. ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44
Проект реставрации и приспособления здания Мытного двора. ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора © Студия 44
Проект реставрации и приспособления здания Мытного двора. ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44

Позволю себе заметить: в наше время реконструкции в центре города – не всегда, но нередко – формируют и недвижимость, и качество архитектурных решений, и статус – заметно более высокие, чем тот, которым, подчас, обладают исходные постройки. Тут разные причины: и цена недвижимости выше, и сам процесс согласования и работы в рамках ограничений сложнее. Здесь как раз тот случай. Если здраво посмотреть на историю Мытного двора – это был торгово-складской комплекс, не самый дорогой, небольшой, недостроенный и разномастный. Интересным, благодаря классицистическим пропорциям и масштабу, можно признать только ранний фрагмент: всего 7 секций, а на эклектический угловой корпус искусствовед старой закалки даже не посмотрел бы сквозь пенсне. 

Отсюда следует два логических заключения: во-первых, проект сделан на современном уровне реставрации, исследования и внимания к историческому контексту. С равным вниманиям к разновременным частям. Он интересен деталями, к примеру, разнообразием квартир в исторических корпусах или поиском осей, как градостроительных, так и визуальных, в новой части. И в то же время привлекателен тонким, a la модерн, подходом к фасадам новых зданий: вся эта глазурованная, плитка, разные балконы, улица с магазинами и внутренние полуулицы разного формата, включая самый камерный, который тут, как будто, даже и не ждешь встретить. Во-вторых, и это тоже важно, тут мы наблюдаем явный пример джентрификации. Найден удачный, и не вполне, на данный момент, живой, фрагмент города с хорошими данными: и история, и парки, и вокзал Московский, наконец, рядом. Реставрация с ревитализацией, восстановлением утраченного, сделанные по всем правилам, в данном случае должны придать этому месту такую премиальную цену, которой здесь никогда не было. 

В Петербурге много мест, которые ждут реставрации и ревитализации – пора начинать? 

Планировки: 
 
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора © Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора © Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора © Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора © Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора © Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора © Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора © Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора © Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора © Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора © Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44