English version

Лес энергоэффективности

Сегодня, 22 августа, в Берлине официально открывается новая штаб-квартира энергетической компании Vattenfall, офисный комплекс EDGE. Один из двух его корпусов – самое большое деревогибридное здание в Германии. Это означает, что его несущий каркас – выполнен из клееного бруса, но в нужных местах дерево сотрудничает с металлом, железобетоном и стеклофибробетоном. Рассказываем, как устроено это не только экологически прогрессивное, но и эффектное строение.

mainImg
Архитектор:
Сергей Чобан
Мастерская:
Tchoban Voss Architekten
Проект:
EDGE Suedkreuz Berlin
Германия, Берлин, Hildegard-Knef-Platz 2

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: Сергей Чобан
Project partners: Stephan Lohre, Karsten Waldschmidt Team: Julia Angelstorf, Lev Chestakov, Giorgia Fontana, Ulrike Graefenhain, René Hoch, Anastasia Kapustina, Valeria Kashirina, Birgit Koeder, Achim Linde, Fabiana Pedretti, Dennis Petricic, Manuela Peth, Soeren van Ost, Fabio Prada, Anja Schroth, Katharina Stranz, Carolin Trahorsch Collaborating architects: Service stage 5: granz + zecher architekten GmbH, Berlin; external employees: Carsten Heidtmann, Peter LeRoy, Claudia Zecher 

4.2022

Заказчик: Vattenfall / SXB S.a.r.l / EDGE 
General contractor: ARGE SXB, Suedkreuz Berlin ZECH Bau GmbH, CREE Deutschland GmbH, Rhomberg Systemholzbau GmbH represented by ZECH Bau GmbH, Berlin
Комплекс EDGE находится в самом начале так называемой Schöneberger Linse – территории на юго-западе Берлина между хайвеем А100, 6-полосной улицей Заксендамм и железнодорожными путями. Она замкнута между трассами и поэтому долгое время не развивалась, хотя в последние годы «Линзу» активно застраивают как офисами, так и жилыми и торговыми зданиями. Соседство трасс дает, впрочем, хорошую транспортную доступность – в сотне метров от EDGE Suedkreuz Berlin расположена железнодорожная станция Зюдкройц, что и определило уточняющую «прибавку» к названию комплекса.
 
EDGE Suedkreuz Berlin состоит из двух семиэтажных корпусов, объединенных новой городской площадью – ее общественное пространство также служит пешеходным путем к станции. Меньший корпус, названный Solitaire – «одинокий», представляет собой односекционный параллелепипед. Более крупное четырехсекционное здание выстроено вокруг просторного светлого атриума четырехугольником со слегка асимметричным, вторящим форме участка контуром. Оно также получило «говорящее» название – Carré: каре, квадрат.
Ситуационный план. Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
© TCHOBAN VOSS Architekten

Фасады обоих корпусов образованы регулярной сеткой панелей из стеклофибробетона с общим ритмом: горизонтали везде получили светло-песочный оттенок, вертикали разнятся от корпуса к корпусу – в Solitaire они темно-серые, в Carré багрово-терракотовые. Сетку местами оживляют крупные прямоугольники витражей, лоджии входов и террасы – но в целом внешний вид корпусов сдержан, строг и хорошо соответствует духу современной офисной архитектуры Берлина.
  • zooming
    1 / 4
    Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
    Фотография © Илья Иванов / TCHOBAN VOSS Architekten
  • zooming
    2 / 4
    Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
    Фотография © Илья Иванов / TCHOBAN VOSS Architekten
  • zooming
    3 / 4
    Корпус Carré. Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
    Фотография © Илья Иванов / TCHOBAN VOSS Architekten
  • zooming
    4 / 4
    Корпус Carré. Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
    Фотография © Илья Иванов / TCHOBAN VOSS Architekten

Главная особенность EDGE, делающая его уникальным – метод строительства в сочетании с масштабом. На момент написания этого текста Carré – самое большое деревогибридное, то есть совмещающее деревянный конструктивный каркас с другими материалами, здание в Германии и одно из самых больших в Европе. Его площадь – около 20 000 м2 (площадь комплекса в целом 32 000 м2).
 
Заказчик проекта – энергетическая компания Vattenfall. В 2019 году 35% от общей мощности компании приходилось на возобновляемые источники энергии: солнце, ветер и воду. В дальнейшем этот показатель рассчитывают существенно увеличить. 
 
EDGE стал для Vattenfall не только новой штаб-квартирой в Берлине, но и «зданием-визиткой»: он в значительной степени построен с использованием устойчивых, климато- и ресурсосберегающих технологий модульного строительства и, что самое важное, он построен из древесины – здесь ее порядка 60% от общего объема материалов, и используется она повсеместно: в несущих конструкциях, перекрытиях и внутренней отделке. Для строительства потребовалось порядка 1300 елей, выращенных в Словакии. Из них было изготовлено 1190 деревянных гибридных потолочных элементов, опирающихся на 1280 клееных фасадных опор, и 445 стеновых элементов общей площадью 16 000 м2
 
Между тем использование древесины не было самоцелью:
cic =

Сергей Чобан, TCHOBAN VOSS Architekten

«Построить дом из дерева» сейчас стало одной из популярных «идей фикс» современного архитектора. Но в данном случае мы, помимо работы с деревом как возобновляемым ресурсом и в целом очень приятным материалом, ставили перед собой и другие задачи – в частности, сделать здание легче, а его возведение более точным и быстрым. Облегчить общую массу материалов, уменьшить конструкции в сечении, и как следствие – уменьшить энергетические затраты как на строительство, так и на последующую эксплуатацию и уход за зданием. Именно такая, практически научная, задача была поставлена перед нами, в том числе, специалистами по климату».
 
Оба корпуса EDGE Suedkreuz Berlin реализованы по технологии модульного строительства. Стеновые и потолочные модули из дерева, так же как и стеклофибробетонные элементы, были предварительно изготовлены на заводе, а затем собраны на стройплощадке – это обеспечило точный график и быстрый, а значит, более экономичный процесс строительства. Поскольку вес деревогибридного здания составляет приблизительно одну треть аналогичной железобетонной постройки, фундаментную плиту удалось сделать на 30% тоньше, чем обычно для такого объема. Малый вес составляет достоинство – но в то же время и сложность – деревянного каркаса. Легкий сам по себе, он требует уменьшения веса всех других элементов постройки: прежде всего, деревянный конструктив не может нести каменный или кирпичный фасад. И в этом случае незаменимым оказался стеклофибробетон: армирование стеклянными волокнами делает плиты прочными и легкими, их вес порядка 30 кг/м2; кроме того их внешняя поверхность способна поглощать CO2 из атмосферы.
 
Описывая проект, в бюро часто употребляют слово «разумный». Так вот, именно разумное соотношение деревянных и бетонных элементов позволило сэкономить до 80% углекислого газа на квадратный метр площади. Железобетон использован только для плиты основания, противопожарных перегородок и ребер жесткости. Металл – только для колонн, лестниц и конструкции кровли. По данным Tchoban Voss Architekten, выбросы СО2 составили всего около 0.15 тонны вместо 0.75 тонн, которые соответствовали бы зданию подобных габаритов, построенному традиционным способом. Оказалось, что по этому и многим другим параметрам дереву все еще нет равных: оно легче при транспортировке, чем минеральные строительные материалы, и обладает высокой теплоемкостью – а значит, медленнее остывает, лучше сохраняет тепло, требует меньше обогрева.
 
Наконец, древесина, в отличие от других материалов, способна даже просто благодаря открытым балкам избавить офисные пространства от «стерильности». И если снаружи, на фасадах EDGE деревянные поверхности почти не заметны, то образность и эмоциональную окраску интерьеров всецело определяет именно дерево. Оно задает их характер, добавляет живости и ясности, присутствуя практически повсюду: от опор, балок, окон и дверей до облицовки и перил.
Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
Фотография © Илья Иванов / TCHOBAN VOSS Architekten

В этом смысле оба здания оказываются своего рода «шкатулкой с секретом», поскольку всё самое исключительное в отношении не только технологии строительства, и пространства, и художественной выразительности здесь – внутри. 
 
Особенно в этом плане выделяется корпус Carré. Его смысловым и композиционным центром стал квадратный атриум с четырьмя ребристыми древовидными колоннами, похожими на гигантские грибы из-за пластинчатой структуры, которая также продиктована использованием дерева. 
Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
Фотография © Илья Иванов / TCHOBAN VOSS Architekten
Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall / эскиз Сергея Чобана
© Сергей Чобан

Внутри колонны металлические, как и сами лестницы, и мосты – их формы и конструкции, по словам Сергея Чобана, опять-таки выросли из стремления архитекторов к тому, чтобы создать интересный объем и одновременно максимально рационально использовать материалы. У колонн две основные функции: они поддерживают парящие лестницы и навесные переходы и служат площадками для отдыха, на них планируется установить кадки с деревьями. Лестницы поднимаются от пола до верхних ярусов – соответственно колонны, поддерживающие узловые площадки этого пути, вырастают постепенно, опять же – как грибы: начальная колонна едва возвышается своей зонтичной головой над полом (высота 4.28 м, диаметр 7.2 м), четвертая, итоговая, вытягивается на всю высоту (высота 14.87 м, диаметр 6.2 м).
Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
Фотография © Илья Иванов / TCHOBAN VOSS Architekten
Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
Фотография © Илья Иванов / TCHOBAN VOSS Architekten
Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
Фотография © Илья Иванов / TCHOBAN VOSS Architekten

Атриум наполнен естественным светом, который льется с высоты 26 метров сквозь прозрачную крышу из трехслойной EFTE-пленки, а также из окон – во всех офисных пространствах они от пола до потолка с обеих сторон – и панорамного окна в холле. Сейчас, пока офисы не заселены, корпуса кажутся особенно прозрачными и проницаемыми для света.
Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
Фотография © Илья Иванов / TCHOBAN VOSS Architekten

Конструкция перекрытия атриума, во многом благодаря малому весу пленки EFTE по сравнению со стеклом, – прозрачная и легкая: два уровня элегантных деревянных балок поддержаны сетью еще более хрупких на вид металлических конструкций белого цвета – для них, ради большей тонкости и прочности, были разработаны специальные узлы. Верхние балки дугообразно изогнуты, что придает покрытию парусный подъем; подчеркнем, что пленка уложена не ромбами, а полосами, от одной стены до другой. Ее слои способны соединяться и разъединяться под напором воздуха, регулируя таким образом натяжение кровли – которая рассчитана на очень значительные ветровые нагрузки.
Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
Фотография © Илья Иванов / TCHOBAN VOSS Architekten

Между тем пленку выбрали для светопрозрачного покрытия не только за малый вес и хорошую прозрачность: она также обеспечивает солнцезащиту и звукопоглощение – в атриуме практически нет эха. При пожаре пленка расплавляется в воздухе и не так опасна, как стекло. Кстати, спринклеров в здании нет вовсе – настолько устойчивы к пожару современные, подвергшиеся обработке, деревянные конструкции. 
Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
Фотография © Илья Иванов / TCHOBAN VOSS Architekten

Предложенная архитекторами «паутина» пешеходных связей – авторы  называют ее architectural network of communications, – парящих в широком пространстве атриума, мостиками стыкуется с каждой из четырех его стен, формируя альтернативные, свободные и прогулочные, пути прохода на разные этажи здания, от второго, четвертого и пятого до шестого – где расположен скай-лаунж с видом на север Берлина: Александерплац, телебашню и собор. Эта сквозная лоджия, устроенная в двух верхних этажах входного объема, – интересна в композиционном отношении. Ее цельное сквозное пространство объединяет по высоте 2 этажа, также как 2 других этажа объединены внизу во входном лобби; между ними «парят» три рабочих яруса. 
Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
Фотография © Илья Иванов / TCHOBAN VOSS Architekten

Стеклянный витраж теплого контура разделяет верхнюю лоджию на две просторные террасы: одна открыта к городу, ее стены черные (и только здесь со стороны города видны деревянные балки), другая, вдвое более глубокая, смотрит в атриум, ее стены белые или почти белые, светло-светло-серые, как и всё внутри.
  • zooming
    1 / 5
    Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
    Фотография © Илья Иванов / TCHOBAN VOSS Architekten
  • zooming
    2 / 5
    Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
    Фотография © Илья Иванов / TCHOBAN VOSS Architekten
  • zooming
    3 / 5
    Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
    Фотография © Илья Иванов / TCHOBAN VOSS Architekten
  • zooming
    4 / 5
    Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
    Фотография © Илья Иванов / TCHOBAN VOSS Architekten
  • zooming
    5 / 5
    Корпус Carré. Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
    Фотография © Илья Иванов / TCHOBAN VOSS Architekten

 

***

Сергей Чобан говорит об EDGE Suedkreuz Berlin как о «проекте-пионере», который подхватывает и развивает прогрессивные европейские тенденции энергоэффективного, модульного, рационального строительства, находится на острие актуальных тем. Между тем, с другой стороны, проект – экспериментальный: мы не можем точно знать, как здания «поведут себя» в перспективе нескольких десятилетий, – подчеркивает архитектор. Впрочем, опасения неизбежно сопутствуют любым новациям. Число строений, подобных этому, будет, вероятно, расти пропорционально применению возобновляемой энергии – а та методика, которая была в полной мере здесь опробована, имеет все шансы превратиться в данность для многих других проектов. Во всяком случае, для Сергея Чобана работа над комплексом ознаменовала определенный поворот в профессиональном мышлении. 
cic =

Сергей Чобан, TCHOBAN VOSS Architekten

«Лично для меня это абсолютно новая история. До последнего времени я поддерживал и отстаивал основополагающие ценности архитектуры, такие как материальность, тектоничность здания и глубину проработки деталей. Но любые массивные элементы по определению очень ресурсоемки. А нынешние цены на строительство и энергетику, как и общее состояние климата, такую тенденцию не поддерживают. Поэтому логично, что архитекторы, хотя и остаются организаторами и катализаторами проектной деятельности, все чаще работают со специалистами, чьи усилия направлены отнюдь не на то, чтобы сделать здание сложнее и скульптурнее. Скорее наоборот, сегодня все более актуальны здания-конструкторы, рассчитанные на быстрое и рациональное возведение, удобное обслуживание и даже, в случае необходимости, на демонтаж и переработку с минимальными энергозатратами».
 
EDGE – первый проект в Германии, которому присудили золотой сертификат WELL Core & Shell. Его вручает Международный институт строительства WELL (IWBI) – мировой лидер в области оценки влияния архитектуры на здоровье и благополучие людей. Здание также получило платиновый сертификат DGNB (Deutsche Gesellschaft für Nachhaltiges Bauen – Немецкий Совет по Устойчивому Строительству) – это добровольная система сертификации, которая разработана для поддержки зеленого строительства, оценки экологичных, экономически и энергетически эффективных построек. Сейчас EDGE Suedkreuz Berlin вошел в шорт-лист премии WAF 2022.
  • zooming
    1 / 8
    Корпус Carré, разрез по атриуму. Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
    © TCHOBAN VOSS Architekten
  • zooming
    2 / 8
    Корпус Carré, северо-восточный фасад. Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
    © TCHOBAN VOSS Architekten
  • zooming
    3 / 8
    Корпус Carré, западный фасад. Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
    © TCHOBAN VOSS Architekten
  • zooming
    4 / 8
    План первого этажа. Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
    © TCHOBAN VOSS Architekten
  • zooming
    5 / 8
    Корпус Solitaire, восточный фасад. Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
    © TCHOBAN VOSS Architekten
  • zooming
    6 / 8
    Корпус Solitaire, северный и южный фасад. Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
    © TCHOBAN VOSS Architekten
  • zooming
    7 / 8
    Корпус Solitaire, продольный разрез. Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
    © TCHOBAN VOSS Architekten
  • zooming
    8 / 8
    План типового этажа. Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
    © TCHOBAN VOSS Architekten
Архитектор:
Сергей Чобан
Мастерская:
Tchoban Voss Architekten
Проект:
EDGE Suedkreuz Berlin
Германия, Берлин, Hildegard-Knef-Platz 2

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: Сергей Чобан
Project partners: Stephan Lohre, Karsten Waldschmidt Team: Julia Angelstorf, Lev Chestakov, Giorgia Fontana, Ulrike Graefenhain, René Hoch, Anastasia Kapustina, Valeria Kashirina, Birgit Koeder, Achim Linde, Fabiana Pedretti, Dennis Petricic, Manuela Peth, Soeren van Ost, Fabio Prada, Anja Schroth, Katharina Stranz, Carolin Trahorsch Collaborating architects: Service stage 5: granz + zecher architekten GmbH, Berlin; external employees: Carsten Heidtmann, Peter LeRoy, Claudia Zecher 

4.2022

Заказчик: Vattenfall / SXB S.a.r.l / EDGE 
General contractor: ARGE SXB, Suedkreuz Berlin ZECH Bau GmbH, CREE Deutschland GmbH, Rhomberg Systemholzbau GmbH represented by ZECH Bau GmbH, Berlin

22 Августа 2022

Tchoban Voss Architekten: другие проекты
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Стратегия преображения
Публикуем 8 проектов реконструкции построек послевоенного модернизма, реализованных за последние 15 лет Tchoban Voss Architekten и показанных в галерее AEDES на недавней выставке Re-Use. Попутно размышляя о продемонстрированных подходах к сохранению того, что закон сохранять не требует.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Янтарная стрела
Санкт-Петербургский Экспофорум – конгрессно-выставочный центр, которого долго ждали и о котором много спорили, наконец построен, введен в эксплуатацию и уже активно функционирует.
Взгляд вглубь
Коллекция арт-объектов проекта «Эталон качества», показанная на фестивале «Зодчество», наглядно продемонстрировала, как архитекторы соотносят ключевые ценности своей профессии и свое собственное творчество
Прозрачность империи
В Петербурге завершилось строительство первой очереди административно-делового квартала «Невская ратуша» Евгения Герасимова и Сергея Чобана. Рассказываем и показываем, что получилось из синтеза классики и прозрачности.
В диалоге с контрастной гармонией
В миланской галерее SpazioFMG открылась выставка Сергея Чобана «Realtà e Fantasia», на которой представлена инсталляция с более чем 60 рисунками архитектора. О выставке-инсталляции рассказывает Анна Мартовицкая, главный редактор журнала speech:.
Оттачивание принципов
Новый эксперимент в панельном строительстве: генплан и архитектура от мэтров плюс фасады от молодых архитекторов, победивших в конкурсе.
Чикагские лауреаты
Представляем десять построек из ста четырнадцати, отмеченных в этом году премией чикагского музея «Атенеум». Два из них – авторства российских архитекторов.
Навстречу городу
В Петербурге идет строительство «Невской ратуши» – делового квартала с большой общественной площадью во главе с новым Смольным.
Дом графики
Летом следующего года в Берлине откроется Музей архитектурной графики, здание которого спроектировали архитекторы Сергей Чобан и Сергей Кузнецов.
Тонировка истории
Одной из самых заметных архитектурных премьер минувшего года стало здание банка «Санкт-Петербург», построенное по проекту бюро «Евгений Герасимов и партнеры», nps tchoban voss и «SPEECH Чобан & Кузнецов» на Малоохтинском проспекте Северной столицы. Не так давно была полностью закончена работа над интерьерами этого объекта, в которых современные проектные решения органично дополнены фотографиями самых известных банков Санкт-Петербурга.
Скромное обаяние пропорций
Строительство нового жилого района Кудрово с населением около 60 тысяч человек – один из самых амбициозных проектов Санкт-Петербурга по комплексному освоению территории, реализацию которого не остановил даже экономический кризис. Генеральный план и архитектурная концепция нового города-спутника Северной столицы разработаны мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» в соавторстве с nps tchoban voss.
Комплекс выставочной полноценности
Жизнь современного мегаполиса, культурного и индустриального центра, немыслима без крупного выставочного комплекса. И хотя сегодня выставка – это, прежде всего, высокотехнологичная инфраструктура, предлагающая посетителям полный спектр услуг, типология здания требует яркой и запоминающейся архитектуры, символизирующей успех и привлекательность такого рода мероприятий. Есть такие комплексы в Милане, Франкфурте, Париже. Теперь к этим городам присоединится и Санкт-Петербург, для которого новый «ЭкспоФорум» спроектировали Евгений Герасимов и Сергей Чобан.
Символ прозрачности исполнительной власти
Ансамбль «Невской ратуши» стал известен еще на стадии международного конкурса. Это целый городской квартал с дворцом исполнительной власти в центре. Прозрачность здесь – символ демократии, а камень – знак питерского контекста.
Дом, примиряющий контрасты
Дом у моря награжден уже пятью разными дипломами, самый новый из них – золотой диплом «Зодчества»-2008. Такое внимание неудивительно: рассматривая этот комплекс, можно обнаружить, что его архитектура не только насыщена смыслами, она к тому же смело использует приемы двух противоположных стилей. Авторам удалось примирить внутри одного ансамбля приемы классики и модернизма – рискованный ход, но в итоге образ получился хоть и строг, но гармоничен.
Похожие статьи
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.
Жалюзи для льда
В Домодедово по проекту мастерской Юрия Виссарионова построена ледовая арена. Чтобы протяженный фасад, обусловленный техническими характеристиками сооружения для зимних видов спорта, не выглядел однообразным, архитекторы предложили использовать навесные конструкции с разнонаправленными ламелями. Таким образом лед защищается от солнечных лучей, а стена приобретает фактурность и детализацию.
Деревья и арки
В условиях дефицита площади спорткомплекс Шаосинского университета вместил на разных уровнях серию игровых полей и площадок, общественные пространства и даже деревья.
Стержни и лепестки
Для московского района Преображенское бюро GAFA спроектировало камерный комплекс Artel, который состоит всего из двух корпусов по 12 этажей. Отсылки к ар-деко и его ответвлению – стримлайну – мы нашли не только в архитектуре, но и в благоустройстве, напоминающем поглощенную природой железнодорожную эстакаду.
Тетрис в порту
Смотровая башня, спроектированная для Старого порта Монреаля бюро Provencher_Roy, и общественная зеленая зона вокруг нее от ландшафтного бюро NIPPAYSAGE вобрали в себя множество элементов местной идентичности.
Баланс желтого
Архитекторы АБ ATRIUM, используя свои навыки и знания в области проектирования школ нового поколения, в которых само пространство и пластика – так задумано – работают на развитие ребенка, оживили крупный, хотя и среднеэтажный, жилой комплекс New Питер проектом, где сквозь темный кирпич прорываются лучи желтого цвета, актового зала нет, зато есть четыре амфитеатра, две открытые террасы, парк и возможность использовать возможности школы не только ученикам, но и, по вечерам, горожанам.
Очередной оазис
Stefano Boeri Architetti выиграли конкурс на проект жилого комплекса в Братиславе. Здесь не обошлось без их «фирменных» висячих садов.
Трое и башня
Офисный центр Neuer Kanzlerplatz, построенный в Бонне по проекту бюро JSWD, улучшает связанность городской ткани и интригует объемными фасадами из архитектурного бетона.
Вертикальный «парк»
Бывшая фабрика электроники в Шэньчжэне превращена по проекту JC DESIGN в многоярусное общественное пространство и офисы для «креативных индустрий».
В центре – пустота
В Лондоне открывается очередной летний павильон галереи «Серпентайн». В этом году южнокорейский архитектор Минсок Чо и его бюро Mass Studies сместили фокус внимания с сооружения на свободное пространство вокруг и внутри него.
«Почвенная» архитектура
Медицинский центр в Провансе – землебитное сооружение без дополнительного каркаса: материал для него «добыли» непосредственно на стройплощадке. Авторы проекта – бюро Combas.
Серийный подход
Бюро AIM Architecture превратило четыре нефтехранилища бывшей промзоны на востоке Китая в общественные пространства.
На девятом облаке
В китайском мегаполисе Шицзячжуан началось строительство спортивного центра Cloud 9 по проекту MAD Architects. Чтобы максимально усилить сходство здания с облаком, его планируют обернуть полупрозрачной мембраной.
Новые ворота на 432 «гейта»
Архитекторы Coop Himmelb(l)au представили масштабный проект расширения дубайского аэропорта Аль-Мактум. Строительство планируется начать уже в этом году.
Купол-библиотека
Концептуальная библиотека в уезде Лунъю на востоке Китая задумана авторами, HCCH Studio, как эксперимент по соединению традиционных методов строительства и современных форм.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.