English version

Стратегия преображения

Публикуем 8 проектов реконструкции построек послевоенного модернизма, реализованных за последние 15 лет Tchoban Voss Architekten и показанных в галерее AEDES на недавней выставке Re-Use. Попутно размышляя о продемонстрированных подходах к сохранению того, что закон сохранять не требует.

mainImg
Выставка Re-Use прошла в берлинской галерее AEDES в июне – начале июля. Камерная экспозиция собрала работы бюро Tchoban Voss Architekten, объединенные темой реконструкции построек послевоенного модернизма. 
Выставка Re-Use в галерее AEDAS, Берлин, 2021
Фотография © Klemens Renner

Было показано 8 реализованных проектов реконструкции: 3 в Гамбурге, 3 в Берлине, 2 в Петербурге. Все эти здания закон разрешал снести, решение сохранить конструктивную основу, а в некоторых случаях и образность, приняли архитекторы, предложив заказчикам отнестись к «уже построенному» бережно, экологично и экономно.
Выставка Re-Use в галерее AEDAS, Берлин, 2021
Фотография © Klemens Renner

Показанные проекты в сумме демонстрируют целый спектр индивидуальных подходов к обновлению построек модернизма, варьирующихся в зависимости от архитектурных качеств исходных зданий до, как кажется, их географического местоположения. 

С разрешения авторов по завершении выставки публикуем «контрастные пары» всех восьми проектов, представляющие вид зданий до и после обновления.
Сохранение
Яркий пример консервации модернистского архитектурного решения дает реконструкция офисного здания на площади Эрнста Ройтера в западной части Берлина. Массивный объем с лаконичными ленточными окнами и крупными консолями после обновления выглядит так же, как и до него – как будто здание всего лишь хорошенько отмыли. Между тем реконструкция проявила характерные свойства модернистской эстетики – оно стало прозрачным, математически-ясным и как будто даже «прохладным» из-за сочетания белых полос и синеватого стекла. 

Работы закончены в июне 2020 года, в авторском описании их состав описан так: «...полная очистка, ремонт, частично новое строительство». Следует заметить, что в данном случае исходный объект был достаточно хорош, также как и отдать должное авторскому чутью, подсказавшему путь бережного сохранения. 
  • zooming
    Здание Ernst-Reuter-Platz 6 до реконструкции. Tchoban Voss Architekten
    Фотография © Lev Chestakov
  • zooming
    Реконструкция здания Ernst-Reuter-Platz 6. Tchoban Voss Architekten
    Фотография © Lev Chestakov
Приумножение
Офисное здание на юго-западе Берлина, в районе Блиссерштрассе, застроенном в 1970-е годы, до обновления было ощутимо более тяжеловесным, чем предшествующий пример с площади Энста Ройтера. Дробные ряды небольших окон и инертные торцы «типовой» наружности больше бы подошли корпусу промышленного предприятия, чем перекрестку двух значительных улиц большого города (сюда приходит Бранденбургское шоссе). Кроме того соседние постройки тех же 1970-х выглядят ощутимо изящнее, их окна крупнее, первые этажи образованы галереями на тонких колоннах. 
  • zooming
    Здание по адресу Blissestrasse 5 в Берлине до реконструкции
    Фотография © Philipp Bauer
  • zooming
    Реконструкция здания по адресу Blissestrasse 5 в Берлине. Tchoban Voss Architekten
    Фотография © Klemens Renner

После обновления в 2017–2020 годах по заказу группы компаний Becker & Kries, западное, обращенное к площади крыло получило новую редакцию фасадов, – теперь они рифмуются с решением здания Комерцбанка напротив, развивая его эстетику в сторону большей белизны и играя с асимметричной формой черных металлических рам, особенно эффектных при взгляде «в профиль». 
  • zooming
    1 / 5
    Реконструкция офисного здания по адресу Blissestrasse 5 в Берлине. Tchoban Voss Architekten, завершено 2020
    Фотография © Klemens Renner
  • zooming
    2 / 5
    Реконструкция офисного здания по адресу Blissestrasse 5 в Берлине. Tchoban Voss Architekten, завершено 2020
    Фотография © Klemens Renner
  • zooming
    3 / 5
    Реконструкция офисного здания по адресу Blissestrasse 5 в Берлине. Tchoban Voss Architekten, завершено 2020
    Фотография © Klemens Renner
  • zooming
    4 / 5
    Реконструкция офисного здания по адресу Blissestrasse 5 в Берлине. Tchoban Voss Architekten, завершено 2020
    Фотография © Klemens Renner
  • zooming
    5 / 5
    Реконструкция офисного здания по адресу Blissestrasse 5 в Берлине. Tchoban Voss Architekten, завершено 2020
    Фотография © Klemens Renner

Помимо фасадов, были обновлены все инженерные системы, реконструирована имевшаяся в здании подземная парковка, добавлен пожарный лифт и принудительная вентиляция эвакуационной лестницы, кровля стала эксплуатируемой. Спроектированы и реализованы интерьеры для нового арендатора, компании ITDZ-Berlin, которая занимает теперь все здание. 

Здание ITDZ на Блиссерштрассе – пример основательного вмешательства и, фактически, полной реконструкции с изменением фасадов и существенной внутренней переделкой. Несложно заметить, впрочем, что все эти переделки остаются, однако, в рамках стилевой парадигмы семидесятых, – поскольку впитывают в себя образность соседних строений, стремясь к созданию городского ансамбля, наделенного внутренней целостностью. В результате эстетика семидесятых, преобладающая в этой части города, акцентируется и как будто даже приумножается в новом варианте фасадов – с некоторой поправкой на тонкости современного вкуса, конечно. 
Украшение
Фабрика текстиля, построенная в 1966 году на северо-западной окраине Берлина недалеко от аэропорта, однажды уже была реконструирована под офисное здание: тогда появились стеклопакеты и штукатура типа «шуба». Следующая реконструкция по проекту архитекторов Tchoban Voss была реализована в в 2013–2014 годах для компании FOD Недвижимость.
  • zooming
    Здание ткацкой фабрики в Берлине до реконструкции
    Предоставлено: Tchoban Voss Architekten
  • zooming
    Реконструкция здания ткацкой фабрики в Берлине. Tchoban Voss Architekten
    Фотография © Greg Bannan

В данном случае, в отсутствие сколько-нибудь влиятельного архитектурного окружения, архитекторы Tchoban Voss пошли по пути проявления внутреннего тематического контекста – сыграли на воспоминании об исходной функции, превратив фасад, посредством алюминиевых панелей с рисунком, в подобие переплетения разноцветных нитей. Причем принты устроены таким образом, что нити разных оттенков как будто бы даже «парят» в пространстве, немного подрагивают, как на ткацком станке. Крупная и решенная с том же духе надпись Tuchfabrik – ткацкая фабрика – исполненная шрифтом Родченко перед входом, подчеркивает значимость памяти об истории места и ставит здание в ряд реконструкций фабричных зданий, основанных на размышлении об их промышленном прошлом. 
  • zooming
    1 / 9
    Реконструкция здания ткацкой фабрики (Tuchfabrik) в Берлине, 2013–2016
    Фотография © Werner Huthmacher
  • zooming
    2 / 9
    Реконструкция здания ткацкой фабрики (Tuchfabrik) в Берлине, 2013–2016
    Фотография © Werner Huthmacher
  • zooming
    3 / 9
    Реконструкция здания ткацкой фабрики (Tuchfabrik) в Берлине, 2013–2016
    Фотография © Werner Huthmacher
  • zooming
    4 / 9
    Реконструкция здания ткацкой фабрики (Tuchfabrik) в Берлине, 2013–2016
    Фотография © Лев Шестаков
  • zooming
    5 / 9
    Реконструкция здания ткацкой фабрики (Tuchfabrik) в Берлине, 2013–2016
    Фотография © Werner Huthmacher
  • zooming
    6 / 9
    Реконструкция здания ткацкой фабрики (Tuchfabrik) в Берлине, 2013–2016
    Фотография © Greg Bannan
  • zooming
    7 / 9
    Реконструкция здания ткацкой фабрики (Tuchfabrik) в Берлине, 2013–2016
    Фотография © Greg Bannan
  • zooming
    8 / 9
    Реконструкция здания ткацкой фабрики (Tuchfabrik) в Берлине, 2013–2016
    Фотография © Greg Bannan
  • zooming
    9 / 9
    Реконструкция здания ткацкой фабрики (Tuchfabrik) в Берлине, 2013–2016
    Фотография © Greg Bannan

Заметим, что предложенное решение никак не интерпретирует архитектуру исходного корпуса, впрочем более чем рядового, – скорее оно становится новым фасадным украшением, которое со всей очевидностью увеличивает класс и ценность здания. 

***

Три проекта реконструкции зданий в Гамбурге, показанные на выставке – работы гамбургского партнера Сергея Чобана Эккехарда Фосса. 
 
Легкость и изящество
Здание Nikolaikontor, «конторы Николая», построенное в 1959 году в Гамбурге, также полностью изменило после реконструкции свою специфику. Простой полосатый параллелепипед, честный, но несколько неуклюжий в своем окружении, расширил свой план до почти квадратного, первый этаж стал выше, появились тонкие белые опоры, фасад подчинился тонкой светлой сетке. Строго говоря, здание совершенно не похоже не исходное, хотя и остается в парадигме современной архитектуры.
  • zooming
    Здание NKK в Гамбурге до реконструкции
    Предоставлено: Tchoban Voss Architekten
  • zooming
    Реконструкция здания NKK в Гамбурге. Tchoban Voss Architekten
    Фотография © Meike Hansen archimages

Проект реконструкции здания «Офиса Кайзера Вильгельма», построенного в 1950-е годы, архитекторы шутливо характеризуют как «новую одежду для кайзера». Здание, построенное в 1950-е годы, было надстроено двумя новыми этажами, снаружи были пристроены два стеклянных панорамных лифта c видами на окрестности. Фасады с тонкой двухъярусной решеткой из натурального известняка контрастируют с соседним стеклянным зданием. 
  • zooming
    Здание KWK в Гамбурге до реконструкции
    Предоставлено: Tchoban Voss Architekten
  • zooming
    Реконструкция здания KWK в Гамбурге. Tchoban Voss Architekten
    Фотография © Daniel Sumesgutner
От модернистского жилого дома –
к современному
Реконструкция трех многоквартирных жилых домов на западной окраине Гамбурга выделяется из общего ряда прежде всего жилой функцией. 

Помимо изменения образности фасадов, проект был сосредоточен на энергоэффективной теплоизоляции. Он получил первый приз Немецкой фасадной премии 2012 года в категории «Энергоэффективная реновация фасада». Два дома из трех стали безбарьерными и были адаптированы для МГН. Кроме того, жилье дополнили небольшими офисами (не более 4 человек в каждом), создали условия для развития торгового центра и зонировали пространство между домами на открытые и приватные зоны. 
  • zooming
    Здание Schenefelder Holt в Гамбурге до реконструкции
    Предоставлено: Tchoban Voss Architekten
  • zooming
    Реконструкция здания Schenefelder Holt в Гамбурге. Tchoban Voss Architekten
    Фотография © Daniel Sumesgutner

Визуально же характерная поздне-модернисткая пластина – еще лаконичная, но уже облицованная кирпичом, как это делалось и в СССР в 1980-е годы – превратилась в, опять же характерный, пример современного жилого дома с ярким фасадом, не лишенным асимметричной подвижности. Похожие примеры в достаточно значительном количестве можно встретить и в Москве, хотя скорее в новом строительстве, чем в реконструкции с сохранением конструктивной основы дома. 

***

Романтизация
Совершенно отдельную группу представляют в этом сюжете две петербургские реконструкции Сергея Чобана, которые по понятным причинам должны быть лучше знакомы нашему читателю – БЦ «Лангензипен»(2006) и «Бенуа» (2006–2008). Заметим, наиболее ранние примеры из всех.

Обе реконструкции были инициированы Сергеем Чобаном, который предложил заказчику сохранить каркас, заменив фасад. Обе решены с помощью шелкографии на стекле – методом, который позволяет располагать на фасадах почти любые изображения – от фотографий декора исторических фасадов, как в Лагензипене, который в результате идеально вписался в строй домов Каменностровского проспекта, 
  • zooming
    Здание БЦ «Лангензипен» в Петербурге до реконструкции
    Предоставлено: Tchoban Voss Architekten
  • zooming
    БЦ «Лангензипен», Петербург. Реконструкция Tchoban Voss Architekten
    Фотография © Bernhard Kroll

до увеличенных гуашей – как в БЦ «Бенуа», главный фасад которого стал в итоге обновления своего рода «постоянной выставкой» работ замечательного художника Серебряного века. 
  • zooming
    Фабрика «Россия» в Петербруге, корпус БЦ «Бенуа» до реконструкции
    Предоставлено: Tchoban Voss Architekten
  • zooming
    БЦ «Бенуа» в Петербурге. Реконструкция Tchoban Voss Architekten
    Фотография © Алексей Народицкий

Несложно заметить, что Петербургу Сергей Чобан предлагает несколько иной подход, театрализованный и романтизированный – наверное, как родному и любимому городу, славному, кроме того, целостностью исторической застройки (о статусе культурной столицы как-то даже неловко и упоминать). Здания, реконструированные Сергеем Чобаном в Петербурге, приобретают совершенно новые свойства, не восходящие ни к ним самим, ни к истории промышленных зон, частью которых они были до реконструкции. Если фасад берлинской ткацкой фабрики был придуман исходя из ее собственной истории, то здесь смыслы восходят к общему контексту культуры города в целом. 

Сравнительно недавно (2018–2020) подобный подход, основанный на увеличенном воспроизведении фотографий деталей классической архитектуры, которые формируют фасад, одновременно историзированный и современный, Сергей Чобан применил для обновления корпуса больницы №23 в Москве. Этот проект не был показан на выставке, хотя, как кажется, также может служить продолжением и развитием темы. Другой проект реконструкции авторства московского АБ СПИЧ Сергея Чобана недавно рассматривали на архсовете Москвы.   

***

Выставка, на основе портфолио немецкого бюро Сергея Чобана, представила целый «веер» возможных подходов к реконструкции модернизма. Подчеркнем, что речь не о реставрации заметных произведений, а о новой жизни зданий, которые в иной ситуации были бы, вероятнее всего, снесены. Значительная часть из них, признаем это, не отличалась ни индивидуальным, ни остро-привлекательным художественным решением – они были скорее примерами работы строительной индустрии для прагматических целей. 

Варианты реализованных проектов реконструкции объединяет как сохранение прочного каркаса и добавление «зеленых», то есть экологически ответственных, а также социально ответственных опций, что необходимо при проектировании в современной Европе, – так и индивидуальность образа, который каждое здание получило в итоге. Признаем, что они превратились из относительно типовых в авторские произведения, которые в каждом случае деликатно демонстрируют свою «особость». Частью индивидуального авторского подхода стало и внимание к специфике реконструированных зданий и их окружения – позволившее принимать в каждом случае решения, обоснованные исходными данными: о сохранении образности, ее развитии или замене на нечто иное.

Интересно, что «веер решений» растягивается от деликатного сохранения модернизма или заинтересованного развития модернистского ансамбля в Берлине нашего времени – к красивым «литературным» образам в Петербурге 15-летней давности. Все это – примеры европейского подхода, которые можно рассматривать как примеры отношения постиндустриального общества к постройкам общества предшествующего, индустриального, – как точечные образцы, скажем так, «санации городской ткани». 

14 Июля 2021

Похожие статьи
Адонис, адмирал и коч
Семь муралов, созданных художниками из России и Сербии в рамках паблик арт-программы «Взгляды» в Южно-Сахалинске, которые раскрывают историю острова, подчеркивают богатство и хрупкость его природы, а также раскрашивают будничный ландшафт города.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Дом-U
Комплекс Jois совмещает высотность с террасами, а самые роскошные квартиры опускает с пентхаусов в нижние этажи. Мощный иконический образ U-образного дома – результат поисков нового стандарта жизни в высотных зданиях архитекторами «Генпро».
14+ ТОП сессий деловой программы «Казаныша»
Завтра в Казани стартует архитектурно-строительный форум. Стали разбираться в его программе и выбрали, для начала, 10 сессий, достойных внимания, для первого дня, и еще по 4 для других. Может быть, еще допишем. А пока интересующимся еще не поздно купить билеты.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Куда пойти учиться?
5 вариантов дополнительного...
По следам круглого стола, организованного Институтом Генплана на Зодчестве – и в преддверии старта выставки «Открытого города», – рассматриваем разные направления бесплатного дополнительного образования для архитекторов. Оно позволяет развить навыки, приблизиться к реализации мечты, или выйти из зоны комфорта и войти в новую, устроившись на работу.
Вид на город
Узнать, что видно из московских окон и как меняется образ столицы по времени, можно на выставке в Подземном музее парка «Зарядье». Она работает до 15 октября.
Искусство на районе
На Дизайнерском бульваре в Москве открыта выставка паблик-арта с объектами девяти художников. Вплетенное в пейзаж жилого района, искусство стало неотъемлемой частью повседневности. Предлагаем познакомиться с пятью участниками.
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Илья Голосов и приемы советской версии ар-деко
Сегодня архитектору Илье Голосову исполнилось бы 140 лет. В честь юбилея Андрей Бархин вновь рассказывает об особенностях советского декоративизма тридцатых годов на примере творчества мастера, с американскими и европейскими образцами.
Предсказания и заблуждения
В этом году на «Архстоянии» появится два новых арт-дома, а главный объект – капсулу предсказаний – в последний день фестиваля планируется закопать.
Строители БАМа. Итоги конкурса
Подведены итоги открытого всероссийского конкурса «Строители БАМа» на лучшую концепцию мемориала создателям Байкало-Амурской магистрали. Публикуем 5 проектов победителей.
Нейрокапром или как сделать плохо специально
Преподаватели и студенты кафедры средового дизайна РАНХиГС провели эксперимент с нейросетью Stable Diffusion, пытаясь воспроизвести вернакулярную архитектуру, советский модернизм и капром. Результаты интересные: чем более обыденна архитектура, тем реальнее ее «слепки», а вот капром искусственному интеллекту пока что не по зубам. Предлагаем убедиться.
Тезисы Арх Москвы
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Что приготовила Арх Москва
Главная архитектурная выставка столицы в этом году пройдет в Гостином дворе с 24 по 27 мая. Рассказываем о том, что нового ждет посетителей и чем можно будет заняться. Онлайн-трансляции в этот раз не планируется, поэтому всем рекомендуем поприсутствовать лично.
Архитектура ДК
В «Манеже» до 2 апреля работает выставка «Дом культуры СССР». Один из кураторов, Ксения Кокорина, рассказывает о значимых проектах прошлого столетия.
Мета-музей
Проектная компания Genpro открыла музей-шоурум в метавселенной Spatial. Его виртуальное пространство состоит из нескольких залов и позволяет взаимодействовать с интерактивными планшетами.
Строители и первопроходцы
В рамках конкурса на лучшую идею памятника в честь 50-летия БАМа в Музее архитектуры прошла лекция Марка Акопяна, посвященная архитектурному и градостроительному наследию проекта. Публикуем тезисы выступления.
И в зной, и в стужу
Бюро Megabudka, известное разнообразными исследованиями творческих проблем, поделилось с нами статьей Артема Укропова, посвященной наработкам в области проектирования детских площадок в разных климатических условиях. Не то чтобы все изложенное в ней совершенно ново и неожиданно, но собрано вместе. Делимся.
Параметрические волны
В жилом комплексе Sydney City, который ГК «ФСК» возводит в районе Шелепихинской набережной, Genpro спроектировали центральный квартал, соединив в архитектуре параметрические фасады с модульной технологией.
Магистры и бакалавры Академии Глазунова 2022: кафедра...
Публикуем дипломы архитектурного факультета Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Это проекты реставрации и приспособления Спасо-Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде, суконной фабрики в Павловской слободе, завода «Кристалл» в Калуге и мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево.
Технологии и материалы
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
Сейчас на главной
Деревня у вулкана
Отель недалеко от Петропавловска-Камчатского по проекту бюро Fantalis: фасады из термодревесины, пять типов планировок, панорамные окна с видами на сопки и березовую рощу.
Искусство под холмами
Арт-лаборатории Хампи по проекту Sameep Padora & Associates – комплекс мастерских и жилья для художников в индийском штате Карнатака.
Площадь–набережная–сквер
Так распределились места среди команд летней студенческий практики Института Генплана. Все они работали над реальными площадками для города Пятигорска. Авторы изучили местность, организовали очный хакатон и провели значительные исследования.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Luzhniki Collection: новый образ Хамовников
Изучаем фасадные и объемные решения одного из крупных и громких проектов, реализуемых на берегу Москвы-реки между спортивными аренами Лужников и сталинской классикой Хамовников – Luzhniki Collection. Слово «коллекция» в его названии присутствует вполне справедливо: тут и коллекция авторов, и коллекция тем, в том числе вычитанная в морфологии окружающих районов.
Кирпичная энергетика
В Вантаа под Хельсинки бюро Kivinen Rusanen Architects построило новый корпус электроподстанции: его фактурные кирпичные фасады ведут диалог с соседним историческим зданием.
Кора из кирпича
Для проекта клубного дома, расположенного среди сосен престижного подмосковного района, бюро «А.Лен» поработало с фасадами. Сочетание разных видов кирпича и кладки соотносится с объемно-пластическими решениями дома, а также усложняется включением окрашенных под дерево фрагментов и металлической «лессировки».
Молодежный апдейт
Торговому центру начала 2000-х в Гуанчжоу возвращена актуальность в ходе реконструкции по проекту местного бюро Atelier cnS.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Бермудский треугольник
Дом в Чебоксарах, спроектированный бюро House and Flat, умещается на маленьком треугольном участке. Его площадь – 86 м2, план вписан в трапецию, а ширина одной из стен – всего полтора метра. Найти форму помог опыт японских архитекторов.
Сны на Вуоксе
Еще один ландшафтный отель в карельских лесах от бюро Rhizome, в котором немедленно хочется забронировать номер. Башня и «кабины» разместились на берегу Вуоксы, прямо на гранитных валунах, среди берез и сосен – архитекторы чествуют каждый кусочек природы и включают его в опыт путешественника.
Гайя
На самом деле никакая, конечно, не Гайя, а Гея, по имени богини земли – так называлась парфюмерно-экологическая инсталляция архитекторов бюро KOSMOS на прошлогодней биеннале дизайна в Цюрихе. Парфюмеры разработали для нее запах тающего льда, и о чем же это нам говорит?
В атмосфере поля
Завтра, в субботу, еще можно посмотреть проекты студии МАРШ Атмосфēры: полē. Они созданы под кураторством Александры Боевой и Андрея Фомичёва, и на выставке итоговых проектов 2023/2024 года именно эту студию нам представили как одну из самых сильных. Показываем три избранные работы.
Изумрудная шкатулка
Бюро MDVA спроектировало для парка в Барнауле павильон, внутри которого располагается трехчастная театральная сцена с амфитеатром. Внешний контур строения формируют аркады из деревянных ламелей, а тентовый навес защищает зрителей от непогоды.
Гибкость и острота современности
Роскошные, текучие, большие кокошники и спиральные бочки-колонны как из цветной жевательной резинки: в Москве, кажется, нет других таких особняков стиля нео-рюс модерна. А Теремок на Малой Калужской, ранее, как кажется, малоизвестный, «заиграл» и стал заметен после реставрации для офиса «архитектурной экосистемы». Видно, что Юлий Борисов и архитекторы UNK вложили всю душу и в поиск нового офиса, и в его приведение в современный вид. Рассматриваем парадоксы истории особняка и его пластического решения. Спойлер: тут встречаются две современности, обе прямо на острие «лезвия актуального».
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Палубы и кессоны
Архитектурная мастерская Антона Литовского спроектировала дом-палубу: линейное устройство позволяет ему отгородиться от соседей протяженным глухим фасадом, а со стороны сада – раскрыться проницаемыми объемами разной конфигурации, объединяет которые кессонированный потолок.
«Устойчивая» мода
Бюро gmp реконструировало сразу четыре небольших здания в историческом квартале Шанхая под модный кластер ICCF Group. Проект стал результатом более чем десятилетнего сотрудничества двух компаний.
Сады на высоте
Бюро HENN выиграло конкурс на проект вертикальной фермы, совмещенной с офисным зданием, в новом районе на месте промзоны на юго-востоке Берлина.
В ожидании леса
Здание ресепшен курортного комплекса в Ленинградской области имеет сложную конфигурацию и конструктив. Архитекторы мастерской Kalinkahaus использовали несколько видов материалов на основе древесины: CLT-панели, LVL брус и фермы из клееной балки.
Семейное древо
По проекту команды Алексея Полищука в Ленинградской области построен дом, в котором бок о бок живут четыре семьи. Архитекторы предложили систему из автономных жилых блоков и общих пространств, а также объединили требования дизайн-кода поселка с пожеланиями заказчика: за лаконичными фасадами из планкена и фибробетона прячется интерьер, характерный для традиционного деревянного дома.
В основе – ромб
Арт-павильон в новом жилом районе Нанкина по проекту местного бюро azLa напоминает о 3-тысячелетней истории и столичном статусе этого мегаполиса.
Первая московская
«Качество образования во многом зависит от качества образовательной среды» – этот постулат последнего десятилетия Сергей Скуратов реализовал в проекте Первой московской гимназии на Ростовской набережной в Хамовниках. Здание легко встраивается в непростое городское окружение, откликаясь и на пешеходный поток горожан, и на тихий переулок; умело использует перепад высот; учитывает современные тенденции работы с образовательными пространствами. Рассматриваем.
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Оленьими тропами
Бюро Snøhetta соединило в здании саамского культурного и образовательного центра Čoarvemátta в норвежском Заполярье, казалось бы, мало сочетающиеся функции: национальный театр, училище и школу оленеводства.
Круглые бани
Камерный банный комплекс построен по проекту kub house в поселке Московской области на участке с другими объектами. Круглая форма обеспечивает уединение, а моллированное стекло и обожженное дерево в отделке фасада – слияние с ландшафтом.
«Здесь и сейчас»: ночные клубы от студентов МАРШ
Бакалавры МАРШ, размышляя об «архитектуре клуба», что поначалу кажется даже консервативным, перевернули тему, сосредоточившись на культуре ночных клубов и рейв-вечеринок. Показываем три клуба: подземный, буквально – под оранжереей; совмещенный с фермой и рынком; и с легкоатлетическим манежем. С чем угодно, практически, клуб может вступить в симбиоз. Воспоминания девяностых и локации проектов в промзонах портов и вокзалов тоже подкупают.
«Маленький лес» во дворе
Во дворе начальной школы в Шэньчжэне по проекту пекинского бюро Vector Architects растет роща китайского баньяна: архитекторам удалось сохранить ее при строительстве.