English version

Стратегия преображения

Публикуем 8 проектов реконструкции построек послевоенного модернизма, реализованных за последние 15 лет Tchoban Voss Architekten и показанных в галерее AEDES на недавней выставке Re-Use. Попутно размышляя о продемонстрированных подходах к сохранению того, что закон сохранять не требует.

mainImg
Выставка Re-Use прошла в берлинской галерее AEDES в июне – начале июля. Камерная экспозиция собрала работы бюро Tchoban Voss Architekten, объединенные темой реконструкции построек послевоенного модернизма. 
Выставка Re-Use в галерее AEDAS, Берлин, 2021
Фотография © Klemens Renner

Было показано 8 реализованных проектов реконструкции: 3 в Гамбурге, 3 в Берлине, 2 в Петербурге. Все эти здания закон разрешал снести, решение сохранить конструктивную основу, а в некоторых случаях и образность, приняли архитекторы, предложив заказчикам отнестись к «уже построенному» бережно, экологично и экономно.
Выставка Re-Use в галерее AEDAS, Берлин, 2021
Фотография © Klemens Renner

Показанные проекты в сумме демонстрируют целый спектр индивидуальных подходов к обновлению построек модернизма, варьирующихся в зависимости от архитектурных качеств исходных зданий до, как кажется, их географического местоположения. 

С разрешения авторов по завершении выставки публикуем «контрастные пары» всех восьми проектов, представляющие вид зданий до и после обновления.
Сохранение
Яркий пример консервации модернистского архитектурного решения дает реконструкция офисного здания на площади Эрнста Ройтера в западной части Берлина. Массивный объем с лаконичными ленточными окнами и крупными консолями после обновления выглядит так же, как и до него – как будто здание всего лишь хорошенько отмыли. Между тем реконструкция проявила характерные свойства модернистской эстетики – оно стало прозрачным, математически-ясным и как будто даже «прохладным» из-за сочетания белых полос и синеватого стекла. 

Работы закончены в июне 2020 года, в авторском описании их состав описан так: «...полная очистка, ремонт, частично новое строительство». Следует заметить, что в данном случае исходный объект был достаточно хорош, также как и отдать должное авторскому чутью, подсказавшему путь бережного сохранения. 
  • zooming
    Здание Ernst-Reuter-Platz 6 до реконструкции. Tchoban Voss Architekten
    Фотография © Lev Chestakov
  • zooming
    Реконструкция здания Ernst-Reuter-Platz 6. Tchoban Voss Architekten
    Фотография © Lev Chestakov
Приумножение
Офисное здание на юго-западе Берлина, в районе Блиссерштрассе, застроенном в 1970-е годы, до обновления было ощутимо более тяжеловесным, чем предшествующий пример с площади Энста Ройтера. Дробные ряды небольших окон и инертные торцы «типовой» наружности больше бы подошли корпусу промышленного предприятия, чем перекрестку двух значительных улиц большого города (сюда приходит Бранденбургское шоссе). Кроме того соседние постройки тех же 1970-х выглядят ощутимо изящнее, их окна крупнее, первые этажи образованы галереями на тонких колоннах. 
  • zooming
    Здание по адресу Blissestrasse 5 в Берлине до реконструкции
    Фотография © Philipp Bauer
  • zooming
    Реконструкция здания по адресу Blissestrasse 5 в Берлине. Tchoban Voss Architekten
    Фотография © Klemens Renner

После обновления в 2017–2020 годах по заказу группы компаний Becker & Kries, западное, обращенное к площади крыло получило новую редакцию фасадов, – теперь они рифмуются с решением здания Комерцбанка напротив, развивая его эстетику в сторону большей белизны и играя с асимметричной формой черных металлических рам, особенно эффектных при взгляде «в профиль». 
  • zooming
    1 / 5
    Реконструкция офисного здания по адресу Blissestrasse 5 в Берлине. Tchoban Voss Architekten, завершено 2020
    Фотография © Klemens Renner
  • zooming
    2 / 5
    Реконструкция офисного здания по адресу Blissestrasse 5 в Берлине. Tchoban Voss Architekten, завершено 2020
    Фотография © Klemens Renner
  • zooming
    3 / 5
    Реконструкция офисного здания по адресу Blissestrasse 5 в Берлине. Tchoban Voss Architekten, завершено 2020
    Фотография © Klemens Renner
  • zooming
    4 / 5
    Реконструкция офисного здания по адресу Blissestrasse 5 в Берлине. Tchoban Voss Architekten, завершено 2020
    Фотография © Klemens Renner
  • zooming
    5 / 5
    Реконструкция офисного здания по адресу Blissestrasse 5 в Берлине. Tchoban Voss Architekten, завершено 2020
    Фотография © Klemens Renner

Помимо фасадов, были обновлены все инженерные системы, реконструирована имевшаяся в здании подземная парковка, добавлен пожарный лифт и принудительная вентиляция эвакуационной лестницы, кровля стала эксплуатируемой. Спроектированы и реализованы интерьеры для нового арендатора, компании ITDZ-Berlin, которая занимает теперь все здание. 

Здание ITDZ на Блиссерштрассе – пример основательного вмешательства и, фактически, полной реконструкции с изменением фасадов и существенной внутренней переделкой. Несложно заметить, впрочем, что все эти переделки остаются, однако, в рамках стилевой парадигмы семидесятых, – поскольку впитывают в себя образность соседних строений, стремясь к созданию городского ансамбля, наделенного внутренней целостностью. В результате эстетика семидесятых, преобладающая в этой части города, акцентируется и как будто даже приумножается в новом варианте фасадов – с некоторой поправкой на тонкости современного вкуса, конечно. 
Украшение
Фабрика текстиля, построенная в 1966 году на северо-западной окраине Берлина недалеко от аэропорта, однажды уже была реконструирована под офисное здание: тогда появились стеклопакеты и штукатура типа «шуба». Следующая реконструкция по проекту архитекторов Tchoban Voss была реализована в в 2013–2014 годах для компании FOD Недвижимость.
  • zooming
    Здание ткацкой фабрики в Берлине до реконструкции
    Предоставлено: Tchoban Voss Architekten
  • zooming
    Реконструкция здания ткацкой фабрики в Берлине. Tchoban Voss Architekten
    Фотография © Greg Bannan

В данном случае, в отсутствие сколько-нибудь влиятельного архитектурного окружения, архитекторы Tchoban Voss пошли по пути проявления внутреннего тематического контекста – сыграли на воспоминании об исходной функции, превратив фасад, посредством алюминиевых панелей с рисунком, в подобие переплетения разноцветных нитей. Причем принты устроены таким образом, что нити разных оттенков как будто бы даже «парят» в пространстве, немного подрагивают, как на ткацком станке. Крупная и решенная с том же духе надпись Tuchfabrik – ткацкая фабрика – исполненная шрифтом Родченко перед входом, подчеркивает значимость памяти об истории места и ставит здание в ряд реконструкций фабричных зданий, основанных на размышлении об их промышленном прошлом. 
  • zooming
    1 / 9
    Реконструкция здания ткацкой фабрики (Tuchfabrik) в Берлине, 2013–2016
    Фотография © Werner Huthmacher
  • zooming
    2 / 9
    Реконструкция здания ткацкой фабрики (Tuchfabrik) в Берлине, 2013–2016
    Фотография © Werner Huthmacher
  • zooming
    3 / 9
    Реконструкция здания ткацкой фабрики (Tuchfabrik) в Берлине, 2013–2016
    Фотография © Werner Huthmacher
  • zooming
    4 / 9
    Реконструкция здания ткацкой фабрики (Tuchfabrik) в Берлине, 2013–2016
    Фотография © Лев Шестаков
  • zooming
    5 / 9
    Реконструкция здания ткацкой фабрики (Tuchfabrik) в Берлине, 2013–2016
    Фотография © Werner Huthmacher
  • zooming
    6 / 9
    Реконструкция здания ткацкой фабрики (Tuchfabrik) в Берлине, 2013–2016
    Фотография © Greg Bannan
  • zooming
    7 / 9
    Реконструкция здания ткацкой фабрики (Tuchfabrik) в Берлине, 2013–2016
    Фотография © Greg Bannan
  • zooming
    8 / 9
    Реконструкция здания ткацкой фабрики (Tuchfabrik) в Берлине, 2013–2016
    Фотография © Greg Bannan
  • zooming
    9 / 9
    Реконструкция здания ткацкой фабрики (Tuchfabrik) в Берлине, 2013–2016
    Фотография © Greg Bannan

Заметим, что предложенное решение никак не интерпретирует архитектуру исходного корпуса, впрочем более чем рядового, – скорее оно становится новым фасадным украшением, которое со всей очевидностью увеличивает класс и ценность здания. 

***

Три проекта реконструкции зданий в Гамбурге, показанные на выставке – работы гамбургского партнера Сергея Чобана Эккехарда Фосса. 
 
Легкость и изящество
Здание Nikolaikontor, «конторы Николая», построенное в 1959 году в Гамбурге, также полностью изменило после реконструкции свою специфику. Простой полосатый параллелепипед, честный, но несколько неуклюжий в своем окружении, расширил свой план до почти квадратного, первый этаж стал выше, появились тонкие белые опоры, фасад подчинился тонкой светлой сетке. Строго говоря, здание совершенно не похоже не исходное, хотя и остается в парадигме современной архитектуры.
  • zooming
    Здание NKK в Гамбурге до реконструкции
    Предоставлено: Tchoban Voss Architekten
  • zooming
    Реконструкция здания NKK в Гамбурге. Tchoban Voss Architekten
    Фотография © Meike Hansen archimages

Проект реконструкции здания «Офиса Кайзера Вильгельма», построенного в 1950-е годы, архитекторы шутливо характеризуют как «новую одежду для кайзера». Здание, построенное в 1950-е годы, было надстроено двумя новыми этажами, снаружи были пристроены два стеклянных панорамных лифта c видами на окрестности. Фасады с тонкой двухъярусной решеткой из натурального известняка контрастируют с соседним стеклянным зданием. 
  • zooming
    Здание KWK в Гамбурге до реконструкции
    Предоставлено: Tchoban Voss Architekten
  • zooming
    Реконструкция здания KWK в Гамбурге. Tchoban Voss Architekten
    Фотография © Daniel Sumesgutner
От модернистского жилого дома –
к современному
Реконструкция трех многоквартирных жилых домов на западной окраине Гамбурга выделяется из общего ряда прежде всего жилой функцией. 

Помимо изменения образности фасадов, проект был сосредоточен на энергоэффективной теплоизоляции. Он получил первый приз Немецкой фасадной премии 2012 года в категории «Энергоэффективная реновация фасада». Два дома из трех стали безбарьерными и были адаптированы для МГН. Кроме того, жилье дополнили небольшими офисами (не более 4 человек в каждом), создали условия для развития торгового центра и зонировали пространство между домами на открытые и приватные зоны. 
  • zooming
    Здание Schenefelder Holt в Гамбурге до реконструкции
    Предоставлено: Tchoban Voss Architekten
  • zooming
    Реконструкция здания Schenefelder Holt в Гамбурге. Tchoban Voss Architekten
    Фотография © Daniel Sumesgutner

Визуально же характерная поздне-модернисткая пластина – еще лаконичная, но уже облицованная кирпичом, как это делалось и в СССР в 1980-е годы – превратилась в, опять же характерный, пример современного жилого дома с ярким фасадом, не лишенным асимметричной подвижности. Похожие примеры в достаточно значительном количестве можно встретить и в Москве, хотя скорее в новом строительстве, чем в реконструкции с сохранением конструктивной основы дома. 

***

Романтизация
Совершенно отдельную группу представляют в этом сюжете две петербургские реконструкции Сергея Чобана, которые по понятным причинам должны быть лучше знакомы нашему читателю – БЦ «Лангензипен»(2006) и «Бенуа» (2006–2008). Заметим, наиболее ранние примеры из всех.

Обе реконструкции были инициированы Сергеем Чобаном, который предложил заказчику сохранить каркас, заменив фасад. Обе решены с помощью шелкографии на стекле – методом, который позволяет располагать на фасадах почти любые изображения – от фотографий декора исторических фасадов, как в Лагензипене, который в результате идеально вписался в строй домов Каменностровского проспекта, 
  • zooming
    Здание БЦ «Лангензипен» в Петербурге до реконструкции
    Предоставлено: Tchoban Voss Architekten
  • zooming
    БЦ «Лангензипен», Петербург. Реконструкция Tchoban Voss Architekten
    Фотография © Bernhard Kroll

до увеличенных гуашей – как в БЦ «Бенуа», главный фасад которого стал в итоге обновления своего рода «постоянной выставкой» работ замечательного художника Серебряного века. 
  • zooming
    Фабрика «Россия» в Петербруге, корпус БЦ «Бенуа» до реконструкции
    Предоставлено: Tchoban Voss Architekten
  • zooming
    БЦ «Бенуа» в Петербурге. Реконструкция Tchoban Voss Architekten
    Фотография © Алексей Народицкий

Несложно заметить, что Петербургу Сергей Чобан предлагает несколько иной подход, театрализованный и романтизированный – наверное, как родному и любимому городу, славному, кроме того, целостностью исторической застройки (о статусе культурной столицы как-то даже неловко и упоминать). Здания, реконструированные Сергеем Чобаном в Петербурге, приобретают совершенно новые свойства, не восходящие ни к ним самим, ни к истории промышленных зон, частью которых они были до реконструкции. Если фасад берлинской ткацкой фабрики был придуман исходя из ее собственной истории, то здесь смыслы восходят к общему контексту культуры города в целом. 

Сравнительно недавно (2018–2020) подобный подход, основанный на увеличенном воспроизведении фотографий деталей классической архитектуры, которые формируют фасад, одновременно историзированный и современный, Сергей Чобан применил для обновления корпуса больницы №23 в Москве. Этот проект не был показан на выставке, хотя, как кажется, также может служить продолжением и развитием темы. Другой проект реконструкции авторства московского АБ СПИЧ Сергея Чобана недавно рассматривали на архсовете Москвы.   

***

Выставка, на основе портфолио немецкого бюро Сергея Чобана, представила целый «веер» возможных подходов к реконструкции модернизма. Подчеркнем, что речь не о реставрации заметных произведений, а о новой жизни зданий, которые в иной ситуации были бы, вероятнее всего, снесены. Значительная часть из них, признаем это, не отличалась ни индивидуальным, ни остро-привлекательным художественным решением – они были скорее примерами работы строительной индустрии для прагматических целей. 

Варианты реализованных проектов реконструкции объединяет как сохранение прочного каркаса и добавление «зеленых», то есть экологически ответственных, а также социально ответственных опций, что необходимо при проектировании в современной Европе, – так и индивидуальность образа, который каждое здание получило в итоге. Признаем, что они превратились из относительно типовых в авторские произведения, которые в каждом случае деликатно демонстрируют свою «особость». Частью индивидуального авторского подхода стало и внимание к специфике реконструированных зданий и их окружения – позволившее принимать в каждом случае решения, обоснованные исходными данными: о сохранении образности, ее развитии или замене на нечто иное.

Интересно, что «веер решений» растягивается от деликатного сохранения модернизма или заинтересованного развития модернистского ансамбля в Берлине нашего времени – к красивым «литературным» образам в Петербурге 15-летней давности. Все это – примеры европейского подхода, которые можно рассматривать как примеры отношения постиндустриального общества к постройкам общества предшествующего, индустриального, – как точечные образцы, скажем так, «санации городской ткани». 

14 Июля 2021

Похожие статьи
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Вся мудрость океана
В Калининграде открылся новый корпус Музея мирового океана «Планета океан». Примечательно не только здание в виде 42-метрового шара, но и экспозиция, которая включает научные коллекции – их собирали около 10 лет, аквариумы с 3000 гидробионтов, а также специально разработанные инсталляции. Дизайн разработало петербургское бюро музейной сценографии «Метаформа», которое соединило все нити в увлекательное повествование.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая, в том числе, об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Индустриальный эксперимент
Пять проектов-победителей грантового конкурса «Индустриальный эксперимент», направленного на трансформацию промышленного наследия: экскурсии в доках Кронштадта, fashion-показы на заводе и сова в видеоигре.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Малые креативные
Могут ли креативные индустрии сыграть значимую роль в развитии малых территорий? Пытаемся найти ответ в Палехе и Юрьевце, где реализуется сразу несколько проектов в этой области: реновация художественных мастерских, Первая сельская биеннале и пространство «Лабаз».
Адонис, адмирал и коч
Семь муралов, созданных художниками из России и Сербии в рамках паблик арт-программы «Взгляды» в Южно-Сахалинске, которые раскрывают историю острова, подчеркивают богатство и хрупкость его природы, а также раскрашивают будничный ландшафт города.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Технологии и материалы
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Сейчас на главной
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Какого цвета нефть?
Для компании, чья миссия – работать на завтрашний день, крайне важно уже сегодня закладывать основу будущих успехов. Поэтому в штаб-квартире компании «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», спроектированной бюро «АРХИСТРА», целый этаж занимает многофункциональный образовательный центр.
Парковка за ширмой
Бюро S4S Architects спроектировало для московского жилого комплекса «Эко Бунино» паркинг, который успешно маскирует свою утилитарность за фасадом из перфорированных панелей. В комбинации с ламелями скрывают жесткую сетку ярусов и выравнивают пропорции, одновременно обеспечивая пространства естественным светом, вентиляцией и, как ни странно, видами на лесистую территорию. Первый этаж занимают коммерческие помещения, благодаря которым здание используют не только автомобилисты.
Пресса: Примеры из практики: 100 проектов Юрия Аввакумова
В книге «Примеры. Экспозиция искусства или искусство экспозиции», выпущенной издательством музея «Гараж», известный архитектор поведал о десятилетиях работы на поприще проектирования художественных выставок
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.