English version

Стратегия преображения

Публикуем 8 проектов реконструкции построек послевоенного модернизма, реализованных за последние 15 лет Tchoban Voss Architekten и показанных в галерее AEDES на недавней выставке Re-Use. Попутно размышляя о продемонстрированных подходах к сохранению того, что закон сохранять не требует.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

14 Июля 2021
mainImg
Выставка Re-Use прошла в берлинской галерее AEDES в июне – начале июля. Камерная экспозиция собрала работы бюро Tchoban Voss Architekten, объединенные темой реконструкции построек послевоенного модернизма. 
Выставка Re-Use в галерее AEDAS, Берлин, 2021
Фотография © Klemens Renner

Было показано 8 реализованных проектов реконструкции: 3 в Гамбурге, 3 в Берлине, 2 в Петербурге. Все эти здания закон разрешал снести, решение сохранить конструктивную основу, а в некоторых случаях и образность, приняли архитекторы, предложив заказчикам отнестись к «уже построенному» бережно, экологично и экономно.
Выставка Re-Use в галерее AEDAS, Берлин, 2021
Фотография © Klemens Renner

Показанные проекты в сумме демонстрируют целый спектр индивидуальных подходов к обновлению построек модернизма, варьирующихся в зависимости от архитектурных качеств исходных зданий до, как кажется, их географического местоположения. 

С разрешения авторов по завершении выставки публикуем «контрастные пары» всех восьми проектов, представляющие вид зданий до и после обновления.
Сохранение
Яркий пример консервации модернистского архитектурного решения дает реконструкция офисного здания на площади Эрнста Ройтера в западной части Берлина. Массивный объем с лаконичными ленточными окнами и крупными консолями после обновления выглядит так же, как и до него – как будто здание всего лишь хорошенько отмыли. Между тем реконструкция проявила характерные свойства модернистской эстетики – оно стало прозрачным, математически-ясным и как будто даже «прохладным» из-за сочетания белых полос и синеватого стекла. 

Работы закончены в июне 2020 года, в авторском описании их состав описан так: «...полная очистка, ремонт, частично новое строительство». Следует заметить, что в данном случае исходный объект был достаточно хорош, также как и отдать должное авторскому чутью, подсказавшему путь бережного сохранения. 
  • zooming
    Здание Ernst-Reuter-Platz 6 до реконструкции. Tchoban Voss Architekten
    Фотография © Lev Chestakov
  • zooming
    Реконструкция здания Ernst-Reuter-Platz 6. Tchoban Voss Architekten
    Фотография © Lev Chestakov
Приумножение
Офисное здание на юго-западе Берлина, в районе Блиссерштрассе, застроенном в 1970-е годы, до обновления было ощутимо более тяжеловесным, чем предшествующий пример с площади Энста Ройтера. Дробные ряды небольших окон и инертные торцы «типовой» наружности больше бы подошли корпусу промышленного предприятия, чем перекрестку двух значительных улиц большого города (сюда приходит Бранденбургское шоссе). Кроме того соседние постройки тех же 1970-х выглядят ощутимо изящнее, их окна крупнее, первые этажи образованы галереями на тонких колоннах. 
  • zooming
    Здание по адресу Blissestrasse 5 в Берлине до реконструкции
    Фотография © Philipp Bauer
  • zooming
    Реконструкция здания по адресу Blissestrasse 5 в Берлине. Tchoban Voss Architekten
    Фотография © Klemens Renner

После обновления в 2017–2020 годах по заказу группы компаний Becker & Kries, западное, обращенное к площади крыло получило новую редакцию фасадов, – теперь они рифмуются с решением здания Комерцбанка напротив, развивая его эстетику в сторону большей белизны и играя с асимметричной формой черных металлических рам, особенно эффектных при взгляде «в профиль». 
  • zooming
    1 / 5
    Реконструкция офисного здания по адресу Blissestrasse 5 в Берлине. Tchoban Voss Architekten, завершено 2020
    Фотография © Klemens Renner
  • zooming
    2 / 5
    Реконструкция офисного здания по адресу Blissestrasse 5 в Берлине. Tchoban Voss Architekten, завершено 2020
    Фотография © Klemens Renner
  • zooming
    3 / 5
    Реконструкция офисного здания по адресу Blissestrasse 5 в Берлине. Tchoban Voss Architekten, завершено 2020
    Фотография © Klemens Renner
  • zooming
    4 / 5
    Реконструкция офисного здания по адресу Blissestrasse 5 в Берлине. Tchoban Voss Architekten, завершено 2020
    Фотография © Klemens Renner
  • zooming
    5 / 5
    Реконструкция офисного здания по адресу Blissestrasse 5 в Берлине. Tchoban Voss Architekten, завершено 2020
    Фотография © Klemens Renner

Помимо фасадов, были обновлены все инженерные системы, реконструирована имевшаяся в здании подземная парковка, добавлен пожарный лифт и принудительная вентиляция эвакуационной лестницы, кровля стала эксплуатируемой. Спроектированы и реализованы интерьеры для нового арендатора, компании ITDZ-Berlin, которая занимает теперь все здание. 

Здание ITDZ на Блиссерштрассе – пример основательного вмешательства и, фактически, полной реконструкции с изменением фасадов и существенной внутренней переделкой. Несложно заметить, впрочем, что все эти переделки остаются, однако, в рамках стилевой парадигмы семидесятых, – поскольку впитывают в себя образность соседних строений, стремясь к созданию городского ансамбля, наделенного внутренней целостностью. В результате эстетика семидесятых, преобладающая в этой части города, акцентируется и как будто даже приумножается в новом варианте фасадов – с некоторой поправкой на тонкости современного вкуса, конечно. 
Украшение
Фабрика текстиля, построенная в 1966 году на северо-западной окраине Берлина недалеко от аэропорта, однажды уже была реконструирована под офисное здание: тогда появились стеклопакеты и штукатура типа «шуба». Следующая реконструкция по проекту архитекторов Tchoban Voss была реализована в в 2013–2014 годах для компании FOD Недвижимость.
  • zooming
    Здание ткацкой фабрики в Берлине до реконструкции
    Предоставлено: Tchoban Voss Architekten
  • zooming
    Реконструкция здания ткацкой фабрики в Берлине. Tchoban Voss Architekten
    Фотография © Greg Bannan

В данном случае, в отсутствие сколько-нибудь влиятельного архитектурного окружения, архитекторы Tchoban Voss пошли по пути проявления внутреннего тематического контекста – сыграли на воспоминании об исходной функции, превратив фасад, посредством алюминиевых панелей с рисунком, в подобие переплетения разноцветных нитей. Причем принты устроены таким образом, что нити разных оттенков как будто бы даже «парят» в пространстве, немного подрагивают, как на ткацком станке. Крупная и решенная с том же духе надпись Tuchfabrik – ткацкая фабрика – исполненная шрифтом Родченко перед входом, подчеркивает значимость памяти об истории места и ставит здание в ряд реконструкций фабричных зданий, основанных на размышлении об их промышленном прошлом. 
  • zooming
    1 / 9
    Реконструкция здания ткацкой фабрики (Tuchfabrik) в Берлине, 2013–2016
    Фотография © Werner Huthmacher
  • zooming
    2 / 9
    Реконструкция здания ткацкой фабрики (Tuchfabrik) в Берлине, 2013–2016
    Фотография © Werner Huthmacher
  • zooming
    3 / 9
    Реконструкция здания ткацкой фабрики (Tuchfabrik) в Берлине, 2013–2016
    Фотография © Werner Huthmacher
  • zooming
    4 / 9
    Реконструкция здания ткацкой фабрики (Tuchfabrik) в Берлине, 2013–2016
    Фотография © Лев Шестаков
  • zooming
    5 / 9
    Реконструкция здания ткацкой фабрики (Tuchfabrik) в Берлине, 2013–2016
    Фотография © Werner Huthmacher
  • zooming
    6 / 9
    Реконструкция здания ткацкой фабрики (Tuchfabrik) в Берлине, 2013–2016
    Фотография © Greg Bannan
  • zooming
    7 / 9
    Реконструкция здания ткацкой фабрики (Tuchfabrik) в Берлине, 2013–2016
    Фотография © Greg Bannan
  • zooming
    8 / 9
    Реконструкция здания ткацкой фабрики (Tuchfabrik) в Берлине, 2013–2016
    Фотография © Greg Bannan
  • zooming
    9 / 9
    Реконструкция здания ткацкой фабрики (Tuchfabrik) в Берлине, 2013–2016
    Фотография © Greg Bannan

Заметим, что предложенное решение никак не интерпретирует архитектуру исходного корпуса, впрочем более чем рядового, – скорее оно становится новым фасадным украшением, которое со всей очевидностью увеличивает класс и ценность здания. 

***

Три проекта реконструкции зданий в Гамбурге, показанные на выставке – работы гамбургского партнера Сергея Чобана Эккехарда Фосса. 
 
Легкость и изящество
Здание Nikolaikontor, «конторы Николая», построенное в 1959 году в Гамбурге, также полностью изменило после реконструкции свою специфику. Простой полосатый параллелепипед, честный, но несколько неуклюжий в своем окружении, расширил свой план до почти квадратного, первый этаж стал выше, появились тонкие белые опоры, фасад подчинился тонкой светлой сетке. Строго говоря, здание совершенно не похоже не исходное, хотя и остается в парадигме современной архитектуры.
  • zooming
    Здание NKK в Гамбурге до реконструкции
    Предоставлено: Tchoban Voss Architekten
  • zooming
    Реконструкция здания NKK в Гамбурге. Tchoban Voss Architekten
    Фотография © Meike Hansen archimages

Проект реконструкции здания «Офиса Кайзера Вильгельма», построенного в 1950-е годы, архитекторы шутливо характеризуют как «новую одежду для кайзера». Здание, построенное в 1950-е годы, было надстроено двумя новыми этажами, снаружи были пристроены два стеклянных панорамных лифта c видами на окрестности. Фасады с тонкой двухъярусной решеткой из натурального известняка контрастируют с соседним стеклянным зданием. 
  • zooming
    Здание KWK в Гамбурге до реконструкции
    Предоставлено: Tchoban Voss Architekten
  • zooming
    Реконструкция здания KWK в Гамбурге. Tchoban Voss Architekten
    Фотография © Daniel Sumesgutner
От модернистского жилого дома –
к современному
Реконструкция трех многоквартирных жилых домов на западной окраине Гамбурга выделяется из общего ряда прежде всего жилой функцией. 

Помимо изменения образности фасадов, проект был сосредоточен на энергоэффективной теплоизоляции. Он получил первый приз Немецкой фасадной премии 2012 года в категории «Энергоэффективная реновация фасада». Два дома из трех стали безбарьерными и были адаптированы для МГН. Кроме того, жилье дополнили небольшими офисами (не более 4 человек в каждом), создали условия для развития торгового центра и зонировали пространство между домами на открытые и приватные зоны. 
  • zooming
    Здание Schenefelder Holt в Гамбурге до реконструкции
    Предоставлено: Tchoban Voss Architekten
  • zooming
    Реконструкция здания Schenefelder Holt в Гамбурге. Tchoban Voss Architekten
    Фотография © Daniel Sumesgutner

Визуально же характерная поздне-модернисткая пластина – еще лаконичная, но уже облицованная кирпичом, как это делалось и в СССР в 1980-е годы – превратилась в, опять же характерный, пример современного жилого дома с ярким фасадом, не лишенным асимметричной подвижности. Похожие примеры в достаточно значительном количестве можно встретить и в Москве, хотя скорее в новом строительстве, чем в реконструкции с сохранением конструктивной основы дома. 

***

Романтизация
Совершенно отдельную группу представляют в этом сюжете две петербургские реконструкции Сергея Чобана, которые по понятным причинам должны быть лучше знакомы нашему читателю – БЦ «Лангензипен»(2006) и «Бенуа» (2006–2008). Заметим, наиболее ранние примеры из всех.

Обе реконструкции были инициированы Сергеем Чобаном, который предложил заказчику сохранить каркас, заменив фасад. Обе решены с помощью шелкографии на стекле – методом, который позволяет располагать на фасадах почти любые изображения – от фотографий декора исторических фасадов, как в Лагензипене, который в результате идеально вписался в строй домов Каменностровского проспекта, 
  • zooming
    Здание БЦ «Лангензипен» в Петербурге до реконструкции
    Предоставлено: Tchoban Voss Architekten
  • zooming
    БЦ «Лангензипен», Петербург. Реконструкция Tchoban Voss Architekten
    Фотография © Bernhard Kroll

до увеличенных гуашей – как в БЦ «Бенуа», главный фасад которого стал в итоге обновления своего рода «постоянной выставкой» работ замечательного художника Серебряного века. 
  • zooming
    Фабрика «Россия» в Петербруге, корпус БЦ «Бенуа» до реконструкции
    Предоставлено: Tchoban Voss Architekten
  • zooming
    БЦ «Бенуа» в Петербурге. Реконструкция Tchoban Voss Architekten
    Фотография © Алексей Народицкий

Несложно заметить, что Петербургу Сергей Чобан предлагает несколько иной подход, театрализованный и романтизированный – наверное, как родному и любимому городу, славному, кроме того, целостностью исторической застройки (о статусе культурной столицы как-то даже неловко и упоминать). Здания, реконструированные Сергеем Чобаном в Петербурге, приобретают совершенно новые свойства, не восходящие ни к ним самим, ни к истории промышленных зон, частью которых они были до реконструкции. Если фасад берлинской ткацкой фабрики был придуман исходя из ее собственной истории, то здесь смыслы восходят к общему контексту культуры города в целом. 

Сравнительно недавно (2018–2020) подобный подход, основанный на увеличенном воспроизведении фотографий деталей классической архитектуры, которые формируют фасад, одновременно историзированный и современный, Сергей Чобан применил для обновления корпуса больницы №23 в Москве. Этот проект не был показан на выставке, хотя, как кажется, также может служить продолжением и развитием темы. Другой проект реконструкции авторства московского АБ СПИЧ Сергея Чобана недавно рассматривали на архсовете Москвы.   

***

Выставка, на основе портфолио немецкого бюро Сергея Чобана, представила целый «веер» возможных подходов к реконструкции модернизма. Подчеркнем, что речь не о реставрации заметных произведений, а о новой жизни зданий, которые в иной ситуации были бы, вероятнее всего, снесены. Значительная часть из них, признаем это, не отличалась ни индивидуальным, ни остро-привлекательным художественным решением – они были скорее примерами работы строительной индустрии для прагматических целей. 

Варианты реализованных проектов реконструкции объединяет как сохранение прочного каркаса и добавление «зеленых», то есть экологически ответственных, а также социально ответственных опций, что необходимо при проектировании в современной Европе, – так и индивидуальность образа, который каждое здание получило в итоге. Признаем, что они превратились из относительно типовых в авторские произведения, которые в каждом случае деликатно демонстрируют свою «особость». Частью индивидуального авторского подхода стало и внимание к специфике реконструированных зданий и их окружения – позволившее принимать в каждом случае решения, обоснованные исходными данными: о сохранении образности, ее развитии или замене на нечто иное.

Интересно, что «веер решений» растягивается от деликатного сохранения модернизма или заинтересованного развития модернистского ансамбля в Берлине нашего времени – к красивым «литературным» образам в Петербурге 15-летней давности. Все это – примеры европейского подхода, которые можно рассматривать как примеры отношения постиндустриального общества к постройкам общества предшествующего, индустриального, – как точечные образцы, скажем так, «санации городской ткани». 

14 Июля 2021

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Феликс Новиков: «Где-то я прочел про себя, что я литературоцентричен....
Вчера Феликс Новиков отпраздновал 94 день рождения. Присоединяемся к поздравлениям и публикуем подборку «Итогов» – отчасти авторское резюме своих работ, отчасти воспоминаний о сотрудничестве с издательствами. Рассказ включает список проектов построек, составлен в первой половине 2021 года, и предваряется небольшим вступительным интервью.
Один раз увидеть
8 короткометражных документальных фильмов на околоархитектурные темы, в том числе: лондонская башня-кооператив 1970-х, японский скульптор Саграда-Фамилия, сборное жилье наших дней и подборка ярких архитектурных фрагментов из художественных лент последних 100 лет.
Тиана Плотникова: «Наша миссия – разработать user-friendly...
Говорим с основательницей стартапа Uflo – программы, помогающей конвертировать числовые данные в геометрию, о том, что побудило придумать проект, о карьере в крупных зарубежных компаниях и о страхах перед цифровыми технологиями
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Постсоветская традиционная архитектура. Генезис
Начинаю публиковать книгу «Неоклассическая архитектура России конца ХХ – начала XXI века». Более тридцати постсоветских лет в России существует новая классическая архитектура, стилистически и мировоззренчески оформленная, хотя и не являющаяся движением. Хотя традиционная архитектура исчезла после Второй мировой войны из образования, в последние десятилетия она актуализирована вызовами XXI века, к которым относятся: кризис города и экологии; отношения человека и техники как сверхсилы, не обладающей сверхразумом; растворение профессии архитектора в смежных специальностях. Введение посвящено генезису современной ситуации в ХХ веке.
Офис для концентрации идей
​Бюро «Т+Т Architects» спроектировало офис французской ИТ-компании, где сотрудники в любой точке помещения могут обсудить с коллегами или записать на стене новые идеи.
Пост-комфортный город
С появлением в программе традиционной конференции Москомархитектуры термина «пост-комфортный» стало очевидно, что повестка «комфортности» в пандемию если и не отменяется, то значительно корректируется.
Архитектурная лаборатория
Архитектурное бюро «А.Лен» разработало и запатентовало программу «Идеальные квартиры», которая позволяет строить дома без плохих планировок. Рассказываем, как программа появилась, что из себя представляет, кому и чем она полезна.
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Новое в Никола-Ленивце
В конце прошлой недели состоялся 15-й, юбилейный фестиваль «Архстояние», и территория арт-парка Никола-Ленивец пополнилась тремя новыми объектами. Рассказываем о них.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Архитектура в объективе: 14 фотографов
Мы собирали эту коллекцию два месяца: о начале увлечения архитектурой как предметом фотографирования, об историях профессиональной карьеры и о недавних проектах, о пользе сетей для поиска заказчиков – но и о традиционном отношении к фотографии. Российские архитектурные фотографы рассказывают о себе и делятся опытом. Всё это в контексте обзора instagram-аккаунтов, но не ограничиваясь им.
Введение в параметрику
В нашей подборке: вдохновляющие ресурсы, книги, курсы и люди, которые помогут познакомиться с алгоритмической архитектурой и проектированием.
5 «дистанционных» экскурсий по знаменитым зданиям:...
Экскурсия по «двойному дому» Фриды Кало и Диего Риверы, игра «в современное искусство» от Центра Помпиду, видеотур по монастырю Ле Корбюзье, а также пятиминутные прогулки по проектам Ф.Л. Райта и виртуальный «Лего-дом» от BIG.
Что будет с городом после пандемии
Два с половиной месяца изоляции не прошли даром для осмысления устройства современных городов, оказавшихся не подготовленными ко встрече с пандемией. Рассматриваем группы мнений и позиции экспертов, высказанные в прессе, блогах и видеоконференциях.
Автор-реконструктор
Дэвиду Чипперфильду поручена реновация здания Центрального телеграфа в Москве: в связи с этим вспомним, почему этот знаменитый британский архитектор считается мастером по работе с наследием, а также о «сложных случаях» в его практике.
Технологии и материалы
Клинкерная брусчатка Penter: универсальное решение для...
Природная естественность – вот главная характеристика эстетических качеств клинкерной брусчатки Penter. Действительно, она изготавливается из глины без добавления искусственных красителей, а потому всегда органично смотрится в любом ландшафте. В сочетании с лаконичной традиционной формой это позволяют применять ее для самого широкого спектра средовых разработок – от классицизирующих до новаторских.
Долина Муми-троллей
Компания «Новые Горизонты» представила тематические площадки, созданные по мотивам знаменитых историй Туве Янссон и при участии законных правообладателей: голубая башня, палатка, бревно-тоннель и другие чудеса Муми-Долины.
Секреты городского пейзажа
В творчестве известного архитектора-неоклассика Михаила Филиппова мансардные окна VELUX используются практически во всех проектах, начиная с его собственной квартиры и мастерской и заканчивая монументальными ансамблями в центре Москвы и Тюмени. Об умном применении мансардных окон и их связи с силуэтом городских крыш мастер дал развернутый комментарий порталу archi.ru.
Золотисто-медное обрамление
Откосы окон и входные порталы, обрамленные панелями из алюминия Sevalcon, завершают и дополняют архитектурный образ клубного дома «Долгоруковская 25», построенного в неорусском стиле рядом с колокольней Николая Чудотворца.
Как защитить деревянную мебель в доме и на улице: разновидности...
Деревянные изделия ручной работы не выходят из моды, а потому деревянную мебель используют как в интерьерах, так и для оборудования уличных зон отдыха. В этой статье расскажем, как подобрать оптимальный защитный состав для деревянных изделий.
Русское высотное
Последние несколько лет в России отмечены новой волной интереса к высотному строительству, не просто высокоплотному, а именно башням. Об одной из них известно, что ее высота будет 703 м, что вновь претендует на европейский рекорд. Но дело, конечно, не только в высоте – происходит освоение нового формата: башен на стилобате, их уже достаточно много. Делаем попытку систематизировать самые новые из построенных небоскребов и актуальные проекты.
Чувство города
Бизнес-парк «Ростех-Сити» построен на Северо-Западе Москвы. Разновысотная застройка, облицованная затейливым клинкерным кирпичом разнообразных миксов Hagemeister, придаёт архитектурному ансамблю гуманный масштаб традиционного города.
Великолепный дизайн каждой детали – Graphisoft выпускает...
Обновления версии отвечают пожеланиям пользователей и обеспечивают значительные улучшения при проектировании, визуализации, создании документации и совместной работе в Archicad, BIMx и BIMcloud, что делает Archicad 25 версией, как никогда прежде ориентированной на пользователя
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Кирпич Terca из Эстонии – доступная европейская эстетика
Эстонский кирпич соединяет в себе местные традиции и высокотехнологичное производство мирового уровня под маркой Wienerberger. Технические преимущества облицовочного кирпича Terca особенно ценны в нашем северном климате – благодаря им фасады не потеряют своих эстетических качеств, а постройки будут долговечными.
Прочные основы декора. Методы Hilti для крепления стеклофибробетона
Методы HILTI позволяют украшать фасад сложными объемными формами, в том числе карнизами, капителями, кронштейнами и узорными панелями из стеклофибробетона, отлично имитируя массивные элементы из натурального камня и штукатурки при сравнительно меньшем весе и стоимости.
Дайте ванной право быть главной!
Mix&Match – простой и понятный инструмент для создания «журнального» дизайна ванной комнаты. Воспользуйтесь концепцией от Cersanit с десятками комбинаций плитки и керамогранита разного формата, цвета и фактуры для трендовых интерьеров в разных стилях. Идеально подобранные миксы гармонично дополнят вашу идею и помогут сократить время на создание проекта.
Современная архитектура управления освещением
В понимании большинства людей управлять освещением – это включать, выключать свет и менять яркость светильников с помощью настенных выключателей или дистанционных пультов. Но управление освещением гораздо глубже и масштабнее, чем вы могли себе представить.
Чистота по-австрийски
Самоочищающаяся штукатурка на силиконовой основе Baumit StarTop – новое поколение штукатурок, сохраняющих фасады чистыми.
Кто самый зеленый
14 небоскребов из разных частей света, которые достраиваются или планируются к реализации: уже не такие высокие, но непременно энергоэффективные и поражающие воображение.
Советы проектировщику: как выбрать плоттер в 2021 году
Совместно с компанией HP, лидером рынка широкоформатной печати, рассматриваем тенденции, новые программные и технические решения и формулируем современные рекомендации архитекторам и проектировщикам, которым требуется выбрать плоттер.
Сейчас на главной
Шкала времени Кумертау
Проект-победитель конкурса Малых городов: с помощью малых форм архитекторы рассказывают историю возникшего на буроугольном разрезе поселения, активируют центральную улицу и готовят почву для насыщенной социальной жизни.
Дерево живет и регулярно побеждает
Невзирая на вирусы и прочих короедов современная русская деревянная архитектура демонстрирует чудеса выживаемости. Определен шорт-лист премии АРХИWOOD – 12-й по счету. Куратор премии Николай Малинин представляет финалистов.
Buena vista
Проект частного дома в Подмосковье архитектор Роман Леонидов назвал Buena Vista, то есть хороший вид по-испански. И действительно, великолепный вид откроется не только из дома с бельведером, стоящего на возвышении, но и сама вилла на холме предназначена для созерцания из партера парка. В общем, буэна виста и бельведер, с какой стороны ни посмотреть.
Кирпичный текстиль
На фасадах офисного здания по проекту Make Architects в Солфорде – кирпичная кладка, имитирующая традиционные для этого города ткани.
Большая Астрахань live
Гибкое улучшение связности территорий, развитие полицентричности, улучшение качества жизни, экологичные инновации – все эти решения проекта-победителя конкурса на мастер-план Астраханской агломерации, разработанного консорциумом под руководством Института Генплана Москвы, основаны на синтезе профессиональных аналитических инструментов, позволяющих оценивать последствия решений в динамике, и общения с жителями города.
Архив архитектуры
В Музее архитектуры открылась выставка «Профессия – реставратор», первая из экспозиций, приуроченных к будущему юбилею. Нетрадиционная тема позволяет показать работу не самых заметных, но очень важных для музея людей – тех, кто восстанавливает предметы и готовит их к хранению и показу.
Вода для жизни
Пятый, а значит юбилейный по счету форум «Среда для жизни» прошел в Нижнем Новгороде сразу после юбилейных торжеств, посвященных 800-летию города, и стал, в сущности, частью празднования. В то же время среди показанных проектов лидировали решения, связанные с временно затопляемыми территориями, что можно признать одной из актуальных тенденций нашего времени.
Градсовет Петербурга 8.09.2021
Градсовет рассмотрел новый вариант перестройки станции метро «Фрунзенская»: проект от московских архитекторов, Единый диспетчерский центр и противоречивый традиционализм.
Медовая горка
Проект-победитель конкурса Малых городов для города Куртамыш: террасированный парк, который дает возможность по-новому проводить досуг
Традиции орнамента
На фасаде павильона для собраний по проекту OMA при синагоге на Уилшир-бульваре в Лос-Анджелесе – узор, вдохновленный оформлением ее исторического купола.
Кочевники и пряности
Два проекта павильона ресторана катарской кухни, который мог появиться в Экспофоруме: не отработанный в Петербурге формат временной архитектуры, способный пропустить в город более смелые решения.
Магистры ЯГТУ 2021: «Тени забытых предков»
Работы выпускников кафедры архитектуры Ярославского государственного технического университета: анализ сталинской архитектуры, возвращение к жизни города-призрака, актуализация советских гаражей и маршрут по исправительно-трудовому лагерю.
Домики в кронах
Свайные гостевые домики по проекту бюро aoe обеспечивают постояльцам близость к природе и уединение.
Дерево с удостоверением
Объявлены финалисты премии за постройки из сертифицированной древесины WAF 2021. Среди них: самое крупное CLT-здание в США, микро-библиотека в Индонезии, офисный комплекс в Сиднее и киоск в Гонконге.
Химические реакции
Проект-победитель конкурса Малых городов раскрывает многогранность Щекино: в нем нашлось место Анне Карениной и Игорю Талькову, космонавтам и шахтерам, равно как и богатой природе тульского края, безбарьерной среде и разным видам досуга.
Диалектический манифест
Высотный ЖК MOD, строительство которого начато в Марьиной роще рядом с территорией, на которой запланирована штаб-квартира РЖД, откликается на «центральный» контекст будущего городского окружения и в то же время позиционируется авторами как «манифест модернистских минималистичных принципов в архитектуре».
Мечта Азимова
Проект DNK ag победил в конкурсе на АГО Национального центра физики и математики в Сарове, проведенного корпорацией Росатом совместно с МГУ, РАН и Курчатовским институтом.
Ре-Школа 2021: Соловки
Третий учебный год Ре-Школа посвятила Соловецкому архипелагу и подготовке жизнеспособной концепции сохранения трех объектов на Банном озере. Об эмоциональных и по-настоящему научных открытиях, которые состоялись за два семестра, рассказывает руководитель школы Наринэ Тютчева.
Околоземное пространство
Новый терминал аэропорта в Кемерово «Леонов» построен в «космические» сроки, несмотря на пандемию. Он стал одним из важных элементов стремительного развития города и зримо отразил свое посвящение первому выходу человека в открытый космос, как в интерьерах, так и на фасадах. Его главные «фишки»: эффект звездного неба и открытость.
В дуэте с ареной
Жилой комплекс West Half по проекту ODA в Вашингтоне построен рядом с бейсбольным стадионом и учитывает все аспекты такого соседства, включая свою «роль» в телетрансляциях матчей.
Золотая медаль МАРХИ 2021: победители
Публикуем два проекта, награжденных Золотой медалью МАРХИ. Магистерская диссертация Полины Болдыревой посвящена исследованию метаструктур, а дипломный проект Дарьи Зотовой – проработке событийного комплекса с иммерсивным театром в Ясенево.